Недельная глава Торы от рава Гитика

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Вайикра 5773

Жертвенность воспитания

«И призвал Моше»
Ваикра, 1:1


Как известно, трёхлетние мальчики своё знакомство с Пятикнижием в хедере начинают с главы «Ваикра». Мидраш объясняет этот обычай так:
«Так как в этой главе говорится о корбанот (жертвоприношениях), которые отвечают требованию «таґора» - «чистоты», а трёхлетки, начинающие учёбу, чисты от всякого промаха и неправильности, следовательно, придут «чистые» и займутся «чистотой».
Связь между «чистотой» корбанот и чистотой помыслов очевидна. (Специально оговорено в Ґалахе, что мысленаправленность коґена, приносящего корбан, является определяющей для его принятия Творцом.) Звено, позволяющее соединить вышесказанное с воспитанием – воспитание требует жертв! И начиная обучение ребёнка о корбанот – этот аспект воспитания сознательно подчёркивается мудрецами в назидание родителям!
В особенности, отмечает рав Моше Шапиро из Люблина, эта идея видна из сказанного мудрецами: «Будьте предупредительно осторожны с детьми бедняков - ведь из них выйдет Тора».
Неимущие родители, отдающие последнее, чтобы выучить своих детей, несомненно заслуживают «чистотой жертвы» принятия её Всевышним. Потому из их детей и вырастают чаще мудрецы Торы.
Рав Лунчиц («Кли якар») усматривает намёк на изначальность нашей главы в деле воспитания маленьких еврейских детишек – в уменьшенности буквы алеф из первого, заглавного слова «Ваикра».
Практический вывод: ценность результата для нас исчисляется стоимостью средств для его достижения! А если мы желаем получить Самого Всевышнего, то не поскупиться придётся Самим Собой (точнее, своим Эго!).
М.-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Шмини 5773
"Милуим и Моше"



Восьмой день, давший название недельной главе, - это последний из дней милуима -- периода, когда Моше по приказу Творца собирает и разбирает (за исключением последнего дня) переносной Храм-Мишкан. И мы, не касаясь бесконечной глубины символики этих восьми дней (первые семь тысячелетий человечество учится, чтобы в восьмом реализовать выстраданное знание), попробуем только объяснить значение слова милуим.

Дело в том, что в израильском сознании современных евреев оно прочно ассоциируется с ежегодной военной службой резервистов ЦаhаЛа. На языке Торы это слово происходит от корня лемалэ (наполнять) и означает приготавливать к определённому назначению, наполнять. Отсюда, например, авней милуим -- драгоценные камни, вставляемые (наполняющие) эфод (нагрудник) первосвященника. И Моше семь дней подготавливает исполнение (от корня полнота) функции Храма.

Так что в случае со словом милуим «возродители иврита» сделали довольно удачный выбор. Ведь призыв резервистов подразумевает их подготовку, а также пополнение рядов военнослужащих.

Мораль: Любое действие нуждается в тщательной подготовке
М.-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Тазрия 5773
«Мне хорошо-я сирота!»


Ещё один тип законов, вызывающих недоумение современного человека, - это законы о ритуальной нечистоте. Они связаны, с одной стороны, с каждодневными событиями человеческой жизни, такими как рождение и смерть, но с другой - никоим образом материально не проявляются. И на первый взгляд выглядят как некая детская игра, подразумевающая присутствие того, кого на самом деле нет. Хотя после Луи Пастера человечество должно было привыкнуть к правилу «Не всё, невидимое нами, на самом деле не существует», но увы..
Обратим внимание читателя, что правила тум’а и тэґора имеет конкретный смысл только при существовании Храма. А следовательно, связаны с ощущаемой близостью или, не дай Б-г, отдалением от Всевышнего. Так что все законы о ритуальной чистоте были при существовании Храма замечательно важными индикаторами духовного местоположения человека. Сегодня мы, изучая эти законы, познаём те принципы, которые определяют, что в духовном плане наиболее уязвимо у человека.
Мораль: Ужас Утраты Храма -- в отсутствии ощущения утраты.

Мецора 5773
До духовной проказы еще дорасти надо


Ключом к пониманию весьма странной, с материальной точки зрения, болезни - цараат, которой отводится в Торе непомерно много, на первый взгляд, места, является слово басар. Означает на иврите мясо и постоянно используется при описании Торой тех язв, которые в определённых обстоятельствах поражали кожный покров евреев.
В защиту абсолютно духовной природы этой болезни говорят множество фактов, приведённых в Торе. Вот их далеко не полный список.
Поражённый цараат обращался не к врачу (как обязывает Тора в случае любого физического недомогания), а к коґену. Коґен ни в коем случае не лечил язву, а лишь её квалифицировал. Единственным средством избавиться от «болезни» были многодневные размышления - в духовном карантине - одиночества с целью раскаяния и т. д. т. п.
Рав Шимшон-Рефаэль Ґирш (XIX век, Германия) обращает внимание на ещё одно значение корня слова басар: левасер - передавать сообщение. И делает замечательно простой вывод. Кожный покров человека, упрямо называемый Торой в данном случае басар, - это не просто край нашего физического облика, но и точнейший датчик сообщающий (мевасер) о физическом положении, занимаемом нашим телом.
Подобно этому назначение «болезни» цараат (мы на себя берем смелость назвать её по-русски духовной лепрой) было чувствительно указать еврею на опасность духовного положения, в котором он оказался. Отсутствие чувствительности нашей кожи -- опаснейшая, в физическом смысле, ситуация. Человек, чья сигнальная система не работает. может в качестве точки опоры выбрать раскалённую плиту. И потому исчезновение цараат с разрушением Первого Храма есть однозначно отрицательное событие в истории еврейского народа.
Мораль: Дай нам Б-г вернуться на тот высочайший уровень, который даёт право на существование такой «болезни».
М.-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Кдошим 5773

«Все так не просто»
«Кдошим будьте, так как кадош Я – Вс-вышний, Вс-сильный ваш.
Человек, отца своего и мать свою бойтесь и шабаты
Мои оберегайте, Я – Вс-вышний, Вс-сильный ваш»
(Ва-йикра 19:1)


Мы в качестве вступления, начнём с прямо-таки напрашивающегося вопроса – в чём смысл соседства законов об уважении к родителям и к шабату, с требованием быть выделенными – кдошим. Причём оба «соседа» мотивированы совершенно идентично – «Я – Вс-вышний, Вс-сильный ваш»?
Объяснение даёт рав Ихиэль Михл Эпштейн, автор «Арух ґашульхан». Мотивация – «Я – Вс-вышний», появляется в «пересказе» Моше речений четвёртого и пятого. Как нам известно, Моше Рабейну, повторяя речения акцентируется на их исполнении в нашем материальном мире. Но именно эти реченя в мире весьма и весьма приняты. Представить себе китайца без выходного дня и уважения к предкам, невозможно. Именно поэтому Создатель требует от евреев выделенности, то есть исполнения законов не по рациональным причинам, а от того, что «Я – Вс-вышний, Вс-сильный ваш».
Благодаря объяснению рава Эпштейна, становится понятным, более чем, удивительный мидраш: «Можешь, как Я?» Хочет сказать «так Я, кадош – моя кдуша выше вашей кдуши!» Сама постановка вопроса «…,как Я», возможность сравнения – «Моя … выше вашей» - ужас!?
Но в свете вышесказанного, почти тривиально. «Можешь, как Я» - означает выход в духовную плоскость, куда следует переводить центр тяжести наших самых естественных поступков. Но при этом «Моя кдуша выше вашей» - не должны мы переходить исключительно в духовную плоскость. Наша задача делать кдушу «без отрыва» от материального «производства».

(Из книги рава М.-М.Гитика "Второе путешествие по недельным главам")
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Опасная близость
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше после
смерти двух сыновей Аhарона, которые при
приближении к Всевышнему умерли.»
(Ва-икра, 16:1.)

Перечисляя причины гибели старших сыновей Аhарона, мудрецы в мидраше говорят, что Надав и Авиhу «вошли передо Мной и впереди», «работали без одежды (коhенской)», «у них не было жён», «у них не было детей». Конечно, все эти «причины» — только ярко освещённые комментарием мудрецов грани трагического поступка сыновей Аhарона.
Попробуем свести все эти объяснения к одному, а именно к незаземлённости Надава и Авиhу. И я не случайно употребляю термин, обычно используемый в электротехнике. Сокровенность их поступка («Вошли передо Мной и впереди») была материально неоправданна: «Работали без одежды».
Желание близости к Творцу разорвало не слишком крепкие узы, привязывавщие их души к телу. Об этом и говорят мудрецы: «у них не было детей», «у них не было жён» — у них не было достаточно сильных корней в каждодневной реальности.
Их личное стремление к совершенству привело к уничтожению той цели, ради которой душа спускается в тело. Эта цель — раскрытие Всевышнего через материальные объекты нашего мира.
Позволим себе парафраз знаменитого тоста из «Кавказский пленницы»: «Как бы высоко ты ни поднимался, чтобы ты никогда не отрывался от еврейского народа».
Эмор 5773
Наша несхожесть


«И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Скажи коhенам, сынам Аhарона,
и скажи им: «Никто из них да не станет ритуально нечистым через
прикосновение к умершему из народа своего.» (Ва-икра, 21:1.)


Где мы без возможности ошибиться можем рассчитывать повстречать адепта любой религии? Правильно, на кладбище. Представить себе похоронную процессию без попа, ксендза, пастора, кади, ламы и т. п. просто невозможно. Так же, как не сыскать лучшего визуального примера, поясняющего, какая пропасть разделяет еврейский взгляд на мир и любой другой, соответственно, нееврейский.
Ведь еврейский священник коґен по своим профессиональным обязанностям настолько занят укреплением связи между людьми и Всевышним, то есть Жизнью, что не имеет права даже на отдалённое отношение к её (пусть даже временному) прекращению.
Желая дать "позитивнонашеотличие”, посмотрим альтернативно, "по-хасидски” на слова: "ла нефеш ло итама бэ амав” – душу свою не осквернит в народе его. Слово "амав” имеет своим корнем (ам) тусклость (амум – тусклый, неявный, невыразительный). Отсюда возможность прочтения этих слов как:”тусклостью его да не осквернит душу”.
И наша выделенность так глубоко обозначенная в прошлой недельной главе (кдошим) должна найти свой выход, пробившись через материально непрозрачное тело. Искра Вс-го, к сожалению только тлеющая внутри нас, должна освятить этот темный, грубый, материальный мир, и каждый еврей, по праву рождения (birthright), обязан соответствовать высокозначимому "ваше сиятельство”.
М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »



485Беґар 5773
Слово о севообороте




«И говорил Б-г, обращаясь к Моше на горе Синай: "Говори с сынами Израиля и скажи им:
"Когда придёте в страну, которую Я даю вам, земля должна покоиться в шабат Б-га.
Шесть лет засевай поле своё, и шесть лет обрезай виноградник свой и собирай плоды её земли".»
(Вайикра 25:1-3)




Законы об отдыхе земли Израиля в седьмой и юбилейный (7х7+1=50) годы воспринимались так называемыми «библейскими критиками» как законы о севообороте. При этом, как всегда в случаях, когда «исследование» проводится под уже готовый результат, критики не замечали всей нелепости своей гипотезы.

Вовсе не обязательно быть землепашцем, чтобы уразуметь следующую простую истину. В случае семилетнего цикла самым неурожайным (вследствие истощённости почвы) будет шестой год. И потому, как нам кажется самым простым ответом на вопрос «А всё-таки, кто написал Тору?» будет следующая цитата:

«А если скажете: "Что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать нашего урожая?", то знайте: Я пошлю вам благословение Моё в шестой год, и он доставит урожай на три года. И будете сеять в восьмой год, но есть будете из урожаев старых до девятого года, до появления его урожая будете есть старое.» (Ва-икра, 25:20-22).

485Бехукотай 5773
Кратчайшее расстояние между двумя точками истории




«Если по установлениям Моим будете вы поступать, и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их, ...будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно в стране вашей. ...И ходить буду среди вас, и буду среди вас, и буду вам Всесильным, а вы будете моим народом. ...Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти, и если установлениями Моим пренебрегать будете, ...то будете поражены врагами вашими, и будут властвовать над вами ненавистники ваши, и побежите, хотя никто не будет гнаться за вами.»
Ваикра, 26:3,5,12,14,17



Недельная глава, завершающая книгу «Ва-икра», подчёркивает главную составляющую еврейской жизни. Как своеобразное резюме всех аспектов еврейских работ в Мишкане звучит тема ответственности за данную нам жизнь.

Именно установление жёстких рамок дозволенного и недозволенного даёт еврейскому народу настоящую свободу выбора. «Нет судьбы у Израиля» — эта формулировка наших мудрецов вовсе не означает беспредел. Её смысл — определение ответственности еврейского народа за ход истории.

Принятие ответственности и как следствие соблюдение законов Торы — это и есть прямой путь еврея к Всевышнему. Вся извилистость человеческой истории — доказательство преимуществ Прямоты.

М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Насо 5773
ВСЁ пожирающая РЕВНОСТЬ


«И говорил Всевышний, обращаясь к Моше, так: «Говори сынам Израиля и скожи им: «Если чья-либо жена совратится и поступит с ним нечестно, и ляжет с ней человек с излиянием семени, и это было скрыто от глаз мужа её, а она осквернилась втайне, и свидетеля против неё нет, и не была она взята силой, а на него найдёт дух ревности, и будет он ревновать жену свою, а она осквернилась, или же найдёт на него дух ревности, и будет он ревновать жену свою, а она не осквернилась, то пусть приведёт этот человек жену свою к коhену и принесёт за неё десятую долю эйфы ячменной муки, но масла не возливает на неё и ароматной смолы не кладёт, ибо это дар ревности, дар памятный, напоминающий о провинности.»
Ба-мидбар, 5:11-15,23-24


Законы о еврейской жене, пробудившей ревность появляющиеся в настоящей главе, заслужили у мудрецов наименование сота. Листот означает отклоняться. И получается, что речь идёт об очевидно-резком отклонении от еврейских норм, даже если подозрения мужа беспочвенны.
Как нам кажется, Тора предлагает однозначно крайние меры (стирание написанного Имени и т. д.) ради решения проблемы ревности.
Отчего эта, в общем-то, «житейская проблема» заслуживает подобного к себе отношения?
Не ссылаясь на классику («Отелло» и др.), я воспользуюсь терминами современной психологии. Ревность (зависть) -- это тяжелейшее проявление корней эгоистического начала в человеке. Огонь ревности (зависти), пожирающий человека изнутри, - это не просто бессмысленная трата вовсе не лишней психоэнергии (следует отметить, что лишней энергии просто не существует), а уничтожение всего позитивного, то есть самого фундамента личности.
Никакой спуск, если он в конечном итоге приводит к подъему, не был напрасным.
«Если же не осквернилась женщина и чиста она, останется она невредимой, и будет оплодотворяема семенем.» (Ба-мидбар, 5:28)
За каждую победу над собой человек получает жизнеутверждающий подарок Творца.

М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »


Шлах 5773
Удельный вес плодов Страны


«Пришли мы в страну, в которую ты нас послал, и она
действительно текущая молоком и мёдом, и вот плоды её!»
Ба-мидбар, 13:1-2


Не начав «за здравие», тяжеленько будет завершать «за упокой» - именно так РаШИ пытается объяснить сказанное десятью разведчиками в похвалу Земли Обетованной. Но как-то очень уж не вяжется такая удивительная здравица, и в особенности её вещественное доказательство – «плоды её». Несомненно, более логичным было бы начать с устрашения евреев «ибо сильнее он [народ Кнаана] нас», и лишь затем признать замечательность Страны. Добавим к этому совершенно немотивированную (на первый взгляд, естественно) центральность израильских фруктов в определении задачи разведчикам: «И возьмёте из плодов земли этой» (Ба-мидбар, 13:20).
Об удельном весе плодов в разведмиссии свидетельствует РаШИ, говоря о внутреннем значении этих внешних свидетельств плодородия страны:
«Какова страна эта – обильна или бедна, ест в ней деревья или нет, наберитесь сил и возьмите из плодов земли» (Ба-мидбар, 13:20).
«Есть ли в ней деревья или нет» - есть ли среди них [кнаанейцев] порядочный человек, чьи заслуги защитят их.
Для оценки сказанного РаШИ вспомним удивительную особенность этой страны. Её урожаи прямо зависели от духовного уровня и поведения её обитателей.
«Если по законам Моим будете продвигаться и приказы Мои будете сохранять, то даст страна урожай и дерево полевое плоды» (Ва-йикра, 26:3).
Таким образом, плоды Израиля – это лакмусова бумажка духовного уровня её обитателей. А поскольку Авраґаму было обещано: «Четвёртое же поколение возвратится сюда [в страну Израиля], ибо доселе не полна ещё вина Эморейца» (Бе-решит, 15:16) – то возможно, что время для передачи страны Израилю ещё не наступило!
Комментарий рава Зоненфельда позволяет объяснить не только символическое значение израильских фруктов, но и самую миссию, возложенную Моше на разведчиков: отследить, переполнилась ли чаша терпения Всевышнего поведением кнаанейцев?
Становится понятным и заключительный аккорд трагедии разведчиков. Калев и Йеґошуа, обращаясь к народу, используют сильнейший из доводов:
«Страна, которую мы прошли, исследуя её, хороша очень и очень страна эта... А вы не бойтесь народа земли [кнаанейцев], так как на съедение нам он» (Ба-мидбар, 14:8,9).
РаШИ: «Исчезла защита их, праведные среди них умерли».
Всё, выросшее в стране, выросло для нас «на съедение нам», и последние «защитники» (Иов, говорится в мидраше, был тем, смерть которого была концом присутствия Творца через людей земли Кнаан) похоронены. А это значит, что плоды, нами принесённые, выросли не для них, а для нас!
Мораль: не увидев окончание действия, нельзя быть уверенным в его назначении!
М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Корах 5773

"Начни с себя"



В главе «Корах» впервые звучит до физической боли знакомый многим революционный лозунг кровавой французской революции «Свобода, равенство, братство». Океаны человеческой крови, пролитой борцами за справедливость – лучшее доказательство не всегда чистых намерений прикрывающихся этим и подобными лозунгами. Гордо выступающий за восстановление попранной, по его мнению, справедливости очень часто имеет в виду личную ущемлённость!

Именно так подходят наши мудрецы к претензиями зачинщика бунта Кораха. Они делают следующее замечание: если он, Корах, — идеалист без страха и упрёка, то отчего слова «Почему вознесли (себя над нами)?» звучат при выделении Всевышним коhенов. Где был наш правдолюбец, когда подобным же образом было выделено всё колено Леви? Или факт принадлежности Кораха к этому колену подсластил пилюлю неравенства?

Попытки переустроить мир (конечно, к лучшему!) всегда заканчивались одинаково. И евреи, знакомые с вышеприведённым замечанием мудрецов и с историей распри Кораха и сообщников, во все века с опаской смотрели на «переделывателей» миропорядка. Ведь «лозунгом» евреев во все времена были последние слова следующей притчи:

Однажды молодой ученик обратился к равину:

— Ребе, вокруг столько горя, моё сердце горит: я хочу помочь несчастным людям, живущим в этом мире!

— Сынок, я очень хорошо тебя понимаю, но поскольку я прожил чуть больше тебя, то хочу дать один совет: не пытайся сделать людей счастливее в масштабах всего мира, попробуй силы на людях, живущих на твоей улице.

Молодой человек, внявший словам ребе, вернулся к нему спустя некоторое время весьма обескураженный:

— Ребе, у меня ничего не получается.

— Послушай, — сказал ребе, — а почему бы тебе не уменьшить размеры твоего предприятия и не попробовать сделать немного счастливей жизнь твоих соседей по дому.

Когда молодой человек вскоре появился опять, он был близок к отчаянию. Посмотрел ребе на ученика и тихо сказал:

— Начни с себя…

М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Матот-Масей 5773


«Ради Небес!».



«И сказали: если мы нашли милость в глазах твоих,

пусть будет дана земля эта рабам твоим во владение;

не переводи нас через Ярден. И сказал Моше сынам Ґада

и сынам Реувена: неужели братья ваши пойдут на войну,

а вы будете сидеть здесь?... мы первыми вооружимся и пойдем

перед сынами Израиля, доколе не приведем их на место их».

(Бе-мидбар 32:1-7,16)




Если бы Тора ограничилась вышеприведенным отрывком, то мы могли бы, по неопытности решить, что ситуация ясна и понятна. Чего ж не понять?! Себялюбцы, одним словом, которых мудрый вождь увещевает и наставляет. Неправда ли, ужасно? А ведь есть люди, которые именно так и воспринимают!

Мой учитель, рав Бризель, обращает наше внимание на не очень понятный ответ Моше «присягнувшим на верность» ветвям Ґада и Реувена: «И сказал им Моше: если вы сделаете это, если в авангарде пойдете перед Вс-вышним на войну…, то будете чисты перед Вс-вышним и перед Исраэлем, и будет земля эта во владение вам… если не сделаете – преступление перед Вс-вышним» (Бе-мидбар 32:20, 22, 23).

Конечно же, Моше не сомневается в намерениях ветвей и не предупреждает их об ответственности. Но тогда что же?! Ключевые слова почти очевидны – трижды сказано «перед Вс-вышним». И ответ незамедлителен: «Мы пойдем в авангарде перед Вс-вышним» (32:32).

Ветви выучили урок, попробуем сделать это и мы с вами. Всякий раз, выбирая Добро, поступая как следует, мы, несомненно, желаем «как лучше». Вот только результат всегда от Создателя. И если наши побуждения прямо рациональны – помочь своим близким, «крепить ряды», то все хорошо, но… эгоистично. Помните классическое «не корысти ради, а только волею пославшей мя…».

Вера выше разума, т.е. не исчерпывается им! И всякий раз, совершая потребное, следует добавлять: «перед Вс-вышним».

М.М.Гитик
Post Reply