Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Ср окт 27, 2021 12:20 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 227 ]  На страницу Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 23  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Сб ноя 27, 2010 8:57 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Ваешев», 5771.

Без вины виноватый?

«И было в тот день.
И зашёл в дом исполнить свою службу,
и нет никого из домашних в доме»
Бе-рейшит, 39:11




РаШИ комментирует, цитируя мидраш из трактата «Сота» (лист 36 б): «Привиделся ему образ его отца…, сказал ему: "Йосеф, будут твои братья записаны на камнях нагрудника Первосвященника, а ты – среди них. Разве желаешь ты, чтобы было стёрто твоё имя из этих имён?"».
Рав Йосеф-Хаим Зоненфельд делает из вышесказанного далеко идущий вывод. Не может еврей искать себе оправданий, исходя из «облико морале» других людей. Попробуем проследить ход рассуждений рава Зоненфельда.
Йосеф, оказавшись «перед телом» жены Потифара, наверняка мог бы сказать себе: «Не виноватая я!» И дело не в том, что Потифариха соответствовала самым высоким стандартам женской красоты (внешнее), и даже не в том, что она запаслась справкой от астрологов (астрология в те времена – предельно точная наука) о рождении Машиаха в результате связи Йосефа с домом Потифара (внутреннее). Дело в том, что Йосеф оказывается в этой, практически безвыходной, ситуации не по своей вине!
Братья виновны в продаже Йосефа и его, фактически, вынужденном падении! Тем более странно (теперь – подчёркнуто странно) выглядят слова об именах братьев на нагруднике Первосвященника. Они, чья вина много тяжелее (покушение на убийство и приравниваемая к убийству продажа в рабство!), будут прописаны на камнях (вечности), а он – без вины виноватый – будет стёрт?!
Лик Яакова, врезанный в сапфировый Престол Всевышнего, означает не просто вечность Яакова, но принадлежность его функции Замыслу Творения. Получается, что возникновение лика Яакова означает заданность ситуации – испытание, созданное Творцом для Йосефа. Награда – вечность (имя на камне нагрудника). А имена братьев – это их функция, их жизнь, их испытания, не имеющие к Йосефу никакого отношения!
И попытка самооправдания через их «облико морале, руссо туристо» – тончайший ход нашего йецера, чья функция – провалить нас на экзамене!
Весь мир создан для одного меня, и нет оправдания собственной слабости. А провал, не дай Б-г, означает, что будет переэкзаменовка, на которой мы обязаны заслужить «хорошо»!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт дек 02, 2010 11:33 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Ми-кец»

Как будущее «ест» настоящее?

«И съели семь коров плохих на вид
и тощих, семь коров…»
«И проглотили тонкие колосья
семь здоровых колосьев»
Бе-рейшит, 41:4,7



Как известно и прямо сказано – «семь хороших коров – это семь лет» – речь в вещих снах фараона шла о ближайшем будущем Египта и всего мира. Вопрос, который задает рав Йосеф-Хаим Зоненфельд, связан с глаголом «проглотили». Как могут будущие годы «проглотить предыдущие? Ведь они уже прожиты! А следовательно, символы – коровы, колосья – не соответствуют тому, что они символизируют?!
Попытка сказать, что ужас плохих лет заслонил радость хороших, наталкивается на тривиальное возражение: всё прожитое – прожито. И мы снова возвращаемся к заглавному вопросу: «Как будущее может съесть настоящее?»
Но если мы вспомним, как мысли о наступающей старости омрачают последние годы женской красоты, то ответ станет почти очевидным. Египтяне и весь цивилизованный мир вместе с ними знали смысл вещих снов Йосефа. И пожиная обильнейшие плоды урожайных лет, люди переживали несомненность наступления голода, и им просто кусок в горло не лез. Вот так семь безурожайных лет, буквально, «съели» семь хороших.
В качестве морали, кроме нашего обычного – все нормальные люди беспокоятся о будущем, а евреи – о прошлом, скажем общечеловеческое. Следует оправдывать в собственных глазах Творца, скрывшего от нас прошлые жизни и ещё непрожитое.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Пт дек 10, 2010 12:00 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Ваигаш»



«Кто виноват?»



«Я – Йосеф!..

И не могли ответить ему,

так как испугались его»

Бе-рейшит, 45:3



В конце 1928 года к раву Йосефу-Хаиму Зоненфельду пришла группа аврехов, и их разговор, естественно, коснулся недавнего кровавого погрома в Хевроне. Один из присутствующих сказал: «Еврейская кровь льётся в Стране Израиля из-за футбола по Шабатам».

Поднялся рав Зоненфельд из-за стола и с большим чувством сказал: «Я с вами не согласен! Не может быть, что из-за этих юношей льётся кровь Израиля! Во время мировой войны (первой!) большинство из них – мобилизованные солдаты, были вынуждены из-за неё есть гадкую, запрещённую еду, нарушать Шабат и так далее. Таким образом, совершили они множество преступлений, виной которым время и ситуация.

Вернувшись домой в свои дома в России и на Украине, стали они свидетелями петлюровских зверств: на их глазах по-садистски убивали мужчин, женщин и детей. И среди них – те, на чьих глазах убивали их отцов с надетыми тфилин и укутанных в талит!

А сейчас я Вас спрашиваю: «Что вы ожидаете от этих людей, прошедших через все эти несчастья? Неужели их ошибки так тяжелы, что из-за них следует наказание всему Израилю?!»

– Но тогда, чья это вина?

– Мы виновны! Нас не заставляли есть трефное, не вынуждали нарушать Шабат, у нас на глазах не убивали родителей. Мы живём в Йерушалайиме – городе мудрецов. И потому с нас спрашивают много, и если мы не совершенны в своих поступках, кто знает, не из-за этого ли страдает Израиль?!

Р.М-М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Сб дек 18, 2010 4:42 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Ваехи»



Отцы и дети.



«И призвал Яаков сыновей своих и сказал:

«Соберитесь, и скажу Вам, что случиться

с Вами в конце дней, соединитесь и внимайте,

сыновья Яакова, внимайте Вашему отцу

Исраэлю. Реувен, первенец мой,…»

Берешит 49




Известнейший поворот сюжета (трактат Псахим 56:1): желание Яакова раскрыть предел этого мира, его завершение, приводит к исчезновению духовного видения у третьего из праотцев. Его беспокойство – нет ли, не дай Б-г, недостатка у ветвей Израиля, - приводит братьев к ставшему «присягой» у всего народа – «Шма Исраэль», и завершается брахот (духовным изобилием), которыми наделяет Яаков 12 ветвей Израиля. Попробуем разобраться с помощью рава Моше Шапиро, в хитросплетении сказанного.

Яаков, третий из праотцев, «отвечает» за завершающий период истории человечества. (По мнению Вильнского гаона, этот период начинается сразу после «самого страшного, что может сделать Эсав Яакову, в году 1939-1940). Его желание «раскрыть карты» и тем самым облегчить долгий путь его потомков в пустыне этого мира, очевидно. Но 12 ветвей Израиля относятся, в отличие от своего отца, к категории множественности путей развития и осуществления единого Замысла. Свести всё к Одному – значит по сути сделать галут легко проходимым (Раби Симха-Буним из Пшисхи). Потому – отсутствие картинки будущего.

Опасение Исраэля о наличие недостатка детях приводит к их и нашему политическому кредо: Всегда! – «Шма Исраэль…». А их (братьев) соединение, подчеркнутое Пятикнижием, приводит, в свою очередь, к раскрытию связи с корнями нашего народа – столпами мира – Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Отсюда – брахот, - духовное изобилие, проистекающее из общности Корня.

Попытка раскрыть «кец» - предел нашего мира – противоречит Замыслу, и потому обречены на неудачу: «Все кто будет рассчитывать кец – ошибутся», - гарантируют мудрецы. Раскрытие нам «сына Давида» - полнейшая неожиданность, ибо он – «не от мира сего». А причина духовного изобилия – брахот, т.е. Единство!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт дек 23, 2010 9:56 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411


«Шмот»

Законы истории и исключения из них – чудеса

«И приказал фараон,
всё народу своему говоря:
"Всякого новорожденного
в лесистую реку бросайте!"»
Шмот, 1:22


Как известно (РаШИ и трактат «Сота», 12 а), в день рождения Моше (астрология – точная наука!) в реку были брошены все младенцы: как еврейские, так и нееврейские. И вопрос для всех нас: «Какой смысл в гибели... нееврейских младенцев?!» Не с точки зрения фараона, а с точки зрения Создателя, который эту смертную казнь допускает (утверждает).
Объясняет рав Йосеф-Хаим Зоненфельд, что в данном случае срабатывает закон Паритета Добра и Зла в Мире. Как сказано: «Это против этого сделал Всесильный» (Коґэлэт, 7:14). И в случае спуска в этот мир святости, параллельно спускается в этот мир нечистота.
Очевидно, что появление в нашем мире души Моше уравновешивается рождением носителей великой нечистоты Египта. И поскольку фараон решает умерщвлять еврейских младенцев, по закону равновесия гибель ожидает и младенцев Египта.
Но и здесь начинается исключение, которое, в конечном итоге, и обеспечивает победу Добра, Всевышний использует чудо и спасает Моше. Понятно, что силы нечистоты помощи с Неба не получают, а, следовательно, в конечном итоге, обречены.
В результате мы получили объяснение не только фактов, которыми «обставлено» рождение Учителя нашего Моше, но и «сюжет» его ухода из мира. Сказано: «Соверши месть детей Израиля мидьятянам и после присоединись к народу своему» (Бе-мидбар, 31:2).
Как известно, именно в этой (последней для Моше) войне с мидьятянами находит свою гибель недостопамятный Бильам бен Беор – мерзейший и высочайший из гойских пророков. Тем самым даже своей смертью Моше служит своему народу: обеспечивая своим уходом изчезновение величайшей нечистоты.

Интеллектуальный бонус (получен от нашей ученицы – г-жи Мирьям Фрид из Денвера, Колорадо):

Семьдесят – айин – עДействие 70 народов мираПоследний Галут – в пространстве Олам – Мир ע
Корень Галута – галь – גל Эмоция 70 летВавилонский, первый Галут – во времени Шана – Годש
Повозка, телец – עגל– намёк на спуск в Египет, данный Йосефом Яакову Понимание70 душ, спускающихся в ЕгипетИзначальный Галут души.Мицраим – Египет. Нефеш – Человек נ
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Пт дек 31, 2010 12:31 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Ваэра», 5771.

Уважаемые господа, шалом.

1. Мы приглашаем Вас принять участие в Пасхальном семейном лагере с участием р.М.-М.Гитика. С Б-жьей помощью, как и 2 прошлых года, в этом году он состоится г.Одесса (Чабанка) с 18 апреля (эрев Пейсах) по 27 апреля (отъезд утром). Стоимость участия на взрослого человека 50 долларов в день (450$ полная стоимость за 9 дней). (можно приехать на часть срока). За подробностями и обязательной предварительной записью обращаться: Алина Шумель shmueltochka@gmail.com . Внимание: количество мест ограничено.
2. На следующей неделе, в йом ришон 2 января в 20.00 (по израильскому времени) состоится еженедельная телеконференция с р.Гитиком – на сайте www.mmgitik.com.
3. 14-15.01 состоится семинар Шабатон в Ришон леционе (Беэр Яаков) с участием р.М.-М.Гитика. В программе лекции «10 уровней радости» и «Алгоритм жизни». Стоимость участия 350 шек. Тел. для записи 0504119266 Ольга, дополнительная информация shmueltochka@gmail.com .



Дорога к сердцу

«Трепещущий перед словом Всевышнего
из слуг фараона отвёл своих рабов и скот
в жилиша... а "неположивший сердца"
к словам Всевышнего оставил своих
рабов и скот в поле».
Шмот, 9:20-21




Естественный вопрос: «Отчего Тора в качестве антонима к "йир’а – трепету" использует "неположивший сердца"?» Ответ раскрывает главную дилемму нашей жизни. Лишь то из нами услышанного (понятого), что удаётся нам "положить на сердце", считается усвоенным.
Рав Йосеф-Хаим Зоненфельд делает из вышесказанного далекоидущие выводы: «Равнодушие и безразличие не могут быть уделом трепещущих от слов Создателя». Отсутствие поступков – «оставил своих рабов и скот в поле» – не позволяет включить бездействующих в число тех, кого Пятикнижие определяет, как «трепещущий перед словом Всевышнего».
Изменения в системе внутренних ценностей, проявляющиеся снаружи в поведении еврея, – вот полярное отличие «трепещущего» еврея от того, для кого еврейский образ жизни стал привычным (мелумадники – по определению рава Зоненфельда). Естественное, привычное – не считается!

Р.М-М.Гитик
Комментарий к комментарию
Парашат а-Шавуа «Ва-эра»


Рассматриваемая нами недельная глава повествует о начале процесса освобождения из оков рабства Египта: о возложенной на Моше Рабейну функции, с которой он отправляется в Мицраим. Центральный фрагмент главы – макот – удары по Египту (те самые, которые обычно «преподаются» как «казни египетские»). Обрушиваемые по Египту удары исправляли искаженную реальность, что являлось исцелением евреев. Хочется напомнить, что «Агада шель Песах», классифицирует удары, объединяя их в группы: три + три + три + Один.

Комментарий р. М.-М. Гитика касается седьмого удара по Египту – барад – град.
И ключевые слова, акцентируемые в приведённых ниже пасуках: «трепет» и «положить на сердце»:

כ הַיָּרֵא אֶת-דְּבַר יְהוָה, מֵעַבְדֵי פַּרְעֹה--הֵנִיס אֶת-עֲבָדָיו וְאֶת-מִקְנֵהוּ, אֶל-הַבָּתִּים.
כא וַאֲשֶׁר לֹא-שָׂם לִבּוֹ, אֶל-דְּבַר יְהוָה--וַיַּעֲזֹב אֶת-עֲבָדָיו וְאֶת-מִקְנֵהוּ, בַּשָּׂדֶה

В качестве добавления – цитата из «Шма, Исраэль!»: «וְשַׂמְתֶּם אֶת דְּבָרַי אֵלֶּה, עַל לְבַבְכֶם וְעַל נַפְשְׁכֶם» – «И положите эти слова на сердца ваши и на души ваши!..»
Сам собой напрашивающийся вывод: «Если человек (еврей) не проникается, на эмоциональном уровне остаётся несопричастным чему-то, то это что-то не становится частью его; для него же оно остаётся чем-то, что не имеет к нему непосредственного отношения... как нечто абстрактное, с чем он не имеет крепкой связи».
Таким образом, в очередной раз мы выходим на цепочку-модель: «Понимание – Желание – Действие», где отсутсвие любой составляющей опрокидывает всю эту модель, нивелируя создаваемые связи.
Отсутствие желания (в нашем случае – эмоции) синонимично равнодушию, выжигающему человеческую сущность изнутри. Именно с равнодушием еврейская мудрость ассоциирует холодный яд скорпиона, превращая его в символ бесчеловечного... где всё человеческое (в том числе и намеки на него) попросту отсутствуют.
Вывод рава Йосефа-Хаима Зоненфельда: «Равнодушие и безразличие не могут быть уделом трепещущих от слов Создателя» – иллюстрируется мелумадниками (Йешайаґу, 29:13):

יג וַיֹּאמֶר אֲדֹנָי, יַעַן כִּי נִגַּשׁ הָעָם הַזֶּה, בְּפִיו וּבִשְׂפָתָיו כִּבְּדוּנִי, וְלִבּוֹ רִחַק מִמֶּנִּי--וַתְּהִי יִרְאָתָם אֹתִי, מִצְוַת אֲנָשִׁים מְלֻמָּדָה

«И сказал Всевышний: за то, что приблизился (ко Мне) народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня, и стало благоговение их предо Мною затверженной заповедью людей».

Дабы не создалось у читателя впечатления о бесполезности мицвы, сделанной автоматически, приведём слова рава Бризеля, который объясняет, что в этом случае еврей создает «труп» мицвы: этот «труп» будет подлежать оживлению – тхият ґа-метим. Цепляясь за будущий мир, у еврея появляется возможность выйти за рамки эго, соприкоснувшись с гранью альтруизма, превратить мицву в мицву ли-шма (ради Всевышнего).

Тьютор программы «Jewniversity»
Штерна Ашкалуни


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт янв 13, 2011 11:28 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Живое сердце


«И было сказано
царю египетскому,
что сбежал народ»
Шмот, 14:5


Эта фраза, когда её замечаешь, не может оставить читателя равнодушным. Как это «было сказано»?! А разве «Пар’о бе-пиджама бе-эмца ґа-лайла» – «И встал фараон ночью... и призвал он Моше и Аґарона ночью, и сказал: "Встаньте, выйдите из среды народа моего и вы, и сыны Израилевы, и пойдите служить Всевышнему, как говорили вы; и мелкий, и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили"» (Шмот, 12:30-32).
И как прикажете понимать: «Что сбежал народ»? Нет, конечно, Мицраим – «тюрьма народов», но как быть с «бе-кома зкуфа» (Пасхальная Ґагада) – «и вышли [гордо] выпрямившись»?! «А Всевышний дал народу симпатию в глазах египтян, и те давали им, и обобрали они египтян» (Шмот, 12:36).
Собственно, объяснение связано с пониманием одного неприложного факта: фараон – это функция «невыпуска» Израиля из Египта, человека – из пут эгоизма. Ведь альтруизм для нас подобен четвёртому измерению: разуму доступно, а ощущениям заказано. А как же процитированное: «И встал фараон ночью... Встаньте, выйдите...»?! Ответ: элементарная болтовня. Разве не фараон сказал: «На этот раз я согрешил, Всевышний праведен, я же и народ мой виновны. Помолитесь Всевышнему» (после седьмого удара; Шмот, 9:27)?
А не он ли умолял: «Согрешил я перед Всевышним – Источником ваших сил и перед вами. А теперь прости грех лишь этот раз. И помолитесь Всевышнему – Источнику ваших сил» (после восьмого удара, Шмот, 10:16-17)?
Его слова об Исходе – сотрясение воздуха. А как же Исход?! Вслед за «убалтыванием» царя Египта звучит: «И напирали египтяне на народ, чтобы скорее выслать их из земли, ибо сказали они: "Мы все умрём"». И только тогда: «И понёс народ тесто своё» (Шмот, 12:33-34).
Основной вывод: глупо рассчитывать на постепенное превращение эгоиста в альтруиста. Девять ударов по эгоизму – условие необходимое, но недостаточное. Даже очевидная угроза смерти (невечности) не способна переубедить нашего внутреннего фараона (эгоцентризм). Требуется прямое вмешательство Творца, дабы произошло чудо превращения:
«И созову Я вас из народов, и соберу вас из стран, в которых были вы рассеяны, и дам вам землю Израиля... и удалят из неё все мерзости её и все гнустности её... и извлеку из плоти их сердце каменное, и дам Я им сердце живое» (Йехезкель, 11:17-19).

Р.М-М.Гитик

Комментарий на комментарий

Парашат ґа-шавуа «Бе-шалах»


Текст недельной главы «Бе-шалах» очень богат в отношении пересечения сюжетных линий, каждая из которых заслуживает отдельного анализа. Позволю себе краткое упоминание основных зигзагов фабулы:
– разрыв вод Ям Суф – Последнего Моря, волны которого стали одновременно и свидетелями, и последним пристанищем-могильником египетской цивилизации, утверждавшей свою вечность и независимость от Творца;
– благодарственная песня еврейского народа «Шират ґа-ям» после перехода Ям Суф;
– претензии в Маре из-за отсутствия питьевой воды;
– дарование мана, соблюдение Шаббата, мера омер (связь); хочу обратить ваше внимание, что евреи получают Шаббат в пустыне еще до Дарования Торы – в ту самую пятницу, когда выпадает двойная порция мана, и Моше объясняет евреям о подарке Всевышнего по имени Шаббат;
– распря в Рефидим («слабые руки» – отсутствие единства);
– война Амалека с Израилем в Рефидим, Йеґошуа возглавляет еврейское «ополчение», а Моше, Аґарон и Хур – в молитве на вершине холма; битва заканчивается триумфом бней Исраэль. Хочется акцентироваться на финале – нескольких последних пасуках главы:
יג וַיַּחֲלֹשׁ יְהוֹשֻׁעַ אֶת-עֲמָלֵק וְאֶת-עַמּוֹ, לְפִי-חָרֶב.
יד וַיֹּאמֶר יְהוָה אֶל-מֹשֶׁה, כְּתֹב זֹאת זִכָּרוֹן בַּסֵּפֶר, וְשִׂים, בְּאָזְנֵי יְהוֹשֻׁעַ: כִּי-מָחֹה אֶמְחֶה אֶת-זֵכֶר עֲמָלֵק, מִתַּחַת הַשָּׁמָיִם. טו וַיִּבֶן מֹשֶׁה, מִזְבֵּחַ; וַיִּקְרָא שְׁמוֹ, יְהוָה נִסִּי.
טז וַיֹּאמֶר, כִּי-יָד עַל-כֵּס יָהּ, מִלְחָמָה לַיהוָה, בַּעֲמָלֵק--מִדֹּר, דֹּר

«И ослабил Йеґошуа Амалека и его народ мечом. И сказал Всевышний Моше: "Запиши это на память в Книгу [Тору] и внуши Йегошуа, что совершенно Я сотру память об Амалеке из-под небес". И построил Моше жертвенник, и назвал его "Всевышний – моё Чудо". И сказал: "Вот рука на престоле Всевышнего – война у Всевышнего с Амалеком из поколения [в] поколение"».


Пробежавшись по основным тематическим планам текста, вернёмся к предыдущим главам Торы. Будет совсем нелишним провести некоторые параллели. Как мы помним, один из мидрашей рассказывает о фараоне, вопрошающем Моше: «Кто такой Всевышний?! Не знаю такого!..» Катастрофические последствия макот-ударов по Египту в такой-то степени вынуждают фараона признать существование Всевышнего, о чём нам повествует Тора:
– после макат барад – града (седьмой удар; Шмот, 9:27-28):

כז וַיִּשְׁלַח פַּרְעֹה, וַיִּקְרָא לְמֹשֶׁה וּלְאַהֲרֹן, וַיֹּאמֶר אֲלֵהֶם, חָטָאתִי הַפָּעַם: יְהוָה, הַצַּדִּיק, וַאֲנִי וְעַמִּי, הָרְשָׁעִים
כח הַעְתִּירוּ, אֶל-יְהוָה...
«И послал фараон, и призвал Моше и Аґарона, и сказал им: "Я промахнулся на этот раз. Всевышний праведен, а я и мой народ – мерзавцы". Помолитесь Всевышнему...»


– после макат арба – саранчи (восьмой удар; Шмот, 10:16-17):

טז וַיְמַהֵר פַּרְעֹה, לִקְרֹא לְמֹשֶׁה וּלְאַהֲרֹן; וַיֹּאמֶר, חָטָאתִי לַיהוָה אֱלֹהֵיכֶם--וְלָכֶם.
יז וְעַתָּה, שָׂא נָא חַטָּאתִי אַךְ הַפַּעַם, וְהַעְתִּירוּ, לַיהוָה אֱלֹהֵיכֶם; וְיָסֵר, מֵעָלַי, רַק, אֶת-הַמָּוֶת הַזֶּה

«И поторопился фараон позвать Моше и Аґарона, и сказал: "Я промахнулся перед Всевышним – Источником ваших сил и вами. А теперь прости промах мой только в этот раз, и помолитесь Всевышнему – Источнику сил ваших, чтобы Он только отвратил от меня эту смерть"».

Но дальше было еще интереснее: после «тьмы египетской» – макат хошех – как в стиле гротеска иллюстрирует мидраш «фараона в пижаме среди ночи»:

Темной ночью фараон покинул дворец и отправился в землю Гошен. Прибыв туда, он спросил: «Где дом Моше и Аґарона?» Еврейские мальчики узнали египетского фараона и насмешливо закричали: «Дом Моше здесь!»
«Нет, на следующей улице», — закричали другие. Фараон сбился с дороги и бродил по улицам, пока, наконец, не нашел нужный дом. Он постучал.
«Кто здесь?» — спросил Моше.
«Несчастный, униженный фараон», — ответил дрожащий голос.
«Зачем ты пришел сюда? Фараоны обычно не стучат в двери среди ночи!»
«Мне нужно поговорить с тобой. Выйди, пожалуйста!»
Моше и Аґарон, как и все евреи, ели пасхальную жертву и возносили хвалу Всемогущему.
«Я не могу выйти, — ответил Моше, — Ґашем запретил нам выходить из домов до утра!»
«Моше, мой дорогой друг, ну тогда хоть выслушай меня через окно!» — попросил фараон.
Моше выглянул в окно, а фараон упал перед ним на колени и стал умолять: «Я прошу тебя, немедленно уходи из страны и возьми с собой всех!»
«Ґашем повелел нам оставаться в своих домах до утра, — повторил Моше. — Разве мы грабители, которые скрываются под покровом ночи?»
«Мне бы хотелось, чтобы вы ушли немедленно. Я дам вам столько своего скота и слуг, сколько вам будет угодно, — настаивал фараон».
«Почему вдруг такая поспешность?» — спросил Моше.
«Я сам первенец, — признался фараон, — и я боюсь, что меня настигнет смерть, если вы будете оставаться здесь».
«Не бойся! Ґашем сохранит тебе жизнь, чтобы ты был свидетелем всех Его кар!»

Переходя от предыдущих глав к главе «Бе-шалах», хочется заостриться на двух моментах.
Первый – лейтмотивнозвучащий «ожесточу сердце фараона» (Шмот, 14:4):

ד וְחִזַּקְתִּי אֶת-לֵב-פַּרְעֹה, וְרָדַף אַחֲרֵיהֶם, וְאִכָּבְדָה בְּפַרְעֹה וּבְכָל-חֵילוֹ, וְיָדְעוּ מִצְרַיִם כִּי-אֲנִי יְהוָה; וַיַּעֲשׂוּ-כֵן

«А Я ожесточу (укреплю) сердце фараона, и он погонится за ними, и прославлюсь Я через фараона и через всё войско его; и познают египтяне, что Я – Всевышний. И сделали они так».

Рав Десслер объясняет, что «ожесточение сердца» фараона не было делом Самого Ґашема. Это было естественным следствием бесчисленных преступлений фараона. Наши мудрецы, зихронам ли-враха, утверждают: «Тот, кто хочет очиститься, получает помощь Свыше; тому же, кто хочет опуститься ниже, не препятствуют». Человек свободен выбирать направление своей жизни. Однако по мере того, как он продвигается в выбранном направлении, вернуться становиться все труднее.
Промах, совершенный один раз, вызывает сожаление.
Промах, совершенный дважды, кажется допустимым.
Промах, совершенный трижды, становится добродетелью в глазах совершившего его мерзавца – такое объяснение дает рав Исраэль Салантер.
Фараон сам отрезал себе путь к тшуве: оставаясь на своём пути, он становился все менее восприимчив к Истине. И погоня «всем миром – всем народом» за покинувшим Египет еврейским народом – доминантная точка деструкции иллюзии египетской философии. Именно полное её уничтожение при Криат Ям Суф – разрыве вод Последнего Моря демонстрировало наличие факта, отрицаемого Египтом: «У мира есть Творец – Первопричина, Источник всех сил, Всевышний, Создавший систему Мирозздания, постоянно Питающий ее и Управляющий ею» (Шмот, 14:17-18):

יז וַאֲנִי, הִנְנִי מְחַזֵּק אֶת-לֵב מִצְרַיִם, וְיָבֹאוּ, אַחֲרֵיהֶם; וְאִכָּבְדָה בְּפַרְעֹה וּבְכָל-חֵילוֹ, בְּרִכְבּוֹ וּבְפָרָשָׁיו
יח וְיָדְעוּ מִצְרַיִם, כִּי-אֲנִי יְהוָה, בְּהִכָּבְדִי בְּפַרְעֹה, בְּרִכְבּוֹ וּבְפָרָשָׁיו

«И Я, и вот Я ожесточу сердце египтян, и они пойдут за ними, и прославлюсь Я через фараона и через все войско его, через колесницы его и через всадников его. И познают египтяне, что Я – Всевышний, когда прославлюсь через фараона, через колесницы его и через всадников его».

Таким образом, через свободу выбора Всевышний дал возможность народам, населяющим мир, присоединиться к Истине. И это – второй момент.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Пт янв 21, 2011 12:13 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Итро, 5771
Божественный свет

«И услышал Йитро,
жрец мидьянский,
тесть Моше...»
Шмот, 18:1




В очередной раз зададимся вопросом: «Отчего глава Дарования Торы названа мудрецами именем тестя Моше?» На этот раз автором ответа будет третий Гурский ребе – автор «Сфат Эмет». Его объяснение весьма лаконично: Йитро из тех драгоценных искр святости, ради извлечения которых и была дана Тора.
Попробуем разобраться с этим комментарием Гурского ребе. Как мы знаем, законы Торы преследуют общую цель – «сур ми-ра ва-асэ тов» – «отстраняйся от плохого и делай хорошее». А, следовательно, высвобождение искр Добра – основная задача Истории. Галуты всех времён и у всех народов преследуют именно эту Цель, поставленную ещё в Египте.
Смысл «ограбления» Египта и бизат ґа-йам – «разграбления у моря» – именно в этом. Освобождение Добра из-под власти Зла – это и есть путь к Синаю. В этом контексте приход Йитро к получившему Тору Израилю символизирует собирание всех искр святости. Именно поэтому Пятикнижие характеризует его: «Жрец мидьянский, тесть Моше».
Биография Йитро и характеристика Торы – «Жрец мидьянский, тесть Моше» – столь противоречивы. Его «переход на сторону иудаизма» знаменует то, для чего дана Тора в этот мир – собирание Божественного света и его присоединение к Израилю.

Р.М-М.Гитик

Комментарий на комментарий

Парашат ґа-шавуа «Йитро»




Как мы знаем, из 54-х глав Торы только 6 названы именами людей. В их числе и Йитро – «жрец мидьянский, тесть Моше». И сразу возникает вопрос: «Как Йитро – жрец мидьянский может быть тестем Моше?» Такой вопрос навевает комментарий к словам Торы: «Ми-коль ґа-Элоґим» – «из всех Всесильных – из всех Источников», приводимый в классическом сборнике мидрашей «Мехильта», который утверждает, что не было в мире такого вида авода зара, который бы не был известен и практикуем Йитро (Мехильта, Парашат Итро, парашат алеф):

מכל האלהים. אמרו לא הניח יתרו עבודה זרה בכל העולם שלא עבר עליה ולא עבדה שנאמר מכל האלהים. ונעמן יודע בדבר יותר ממנו שנאמר (מ"ב ה') הנה נא ידעתי כי אין אלהים בכל הארץ כי אם בישראל. וכן רחב הזונה אומרת (יהושע ב') כי ה' אלהיכם הוא האלהים בשמים ממעל ועל הארץ מתחת

На первый поверхностный взгляд невозможно соотнести духовные уровни Моше и Йитро, да и не стоит этого делать... но только после всех чудес, которыми Всевышний одарил евреев до, во время и после Исхода из Египта, после благодарственной песни – Шират ґа-йам, именно Йитро произнес фразу, звучащую привычно и обыденно для еврейского уха впоследствии, являющуюся основой любой брахи – «Барух Ґашем!..» (Шмот, 18:10):

י וַיֹּאמֶר יִתְרוֹ בָּרוּךְ יְהוָה אֲשֶׁר הִצִּיל אֶתְכֶם מִיַּד מִצְרַיִם וּמִיַּד פַּרְעֹה אֲשֶׁר הִצִּיל אֶת-הָעָם מִתַּחַת יַד-מִצְרָיִם

И сказал Йитро: «Барух Ґашем, который спас вас от руки египтян и от руки паро, который избавил народ из-под власти египтян!»

Более того, книга «Зоґар» «усугубляет», утверждая, что Тора не могла быть дарована еврейскому народу до тех пор, пока не пришёл Йитро и не вознес благодарность и хвалу Всевышнему. Не кажется ли вам это странным: пока не пришёл «жрец мидьянский» сказать «Барух Ґашем!..» Синайское Откровение не могло состояться?!
Разумеется, речь идёт о тшуве в самом глобальном смысле – о возвращении ко Всевышнему (РаМБаМ в «Мишне Тора» («Авода зара, алеф») пишет о том, как появилась чужая работа, объясняя изначальный монотеизм, присутствовавший в мире со времён Первого человека, но впоследствии люди стали наделять окружающие предметы и природные явления самоценностью, придавая им «магический ореол», обожествляя их; таким образом, из сознания людей вытеснялось знание о Творце; жрецы «всевозможных мастей» учили «публику», как лучше и правильно служить авода зара, чтобы получить «расположение и благосклонность» предметов поклонения).
Йитро же, будучи «жрецом мидьянским», продемонстрировал «отречение от ереси» и возврат к ПервоИсточнику. Понятно, что Йитро – классический образец тшувы для человечества. Одновременно и образец гиюра. Поэтому он и был той искрой святости в мире тум’ы, которой необходимо было проявиться через присоединение к еврейскому народу – к Исраэль, став его частью. По своей сути, Синайское Откровение, звучащее Декалогом и описанное в нашей недельной главе, превращает евреев, «вырванных» рукой Всевышнего из узости и мерзости Мицраима, из «иванов, родства не помнящих» в еврейский народ – в общность, на которую возложили особую функцию – распространение Божественного Света и сбор искр святости из темноты мира.


Тьютор программы «Jewniversity»
Штерна Ашкалуни


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Ср фев 09, 2011 8:17 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Трума», 5771.

Сосуд для света
«И посмотри, и сделай [менору]...»
Шмот, 25:40




Всем известен РаШИ, объясняющий непонимание Моше, и как следствие – «демонстрацию» вида Меноры Творцом. Но в результате: «Цельной была сделана Менора» (Шмот, 25:31); и мидраш подчёркивает несоучастие Моше – нерукотворность сделанной Создателем Меноры, золото для которой Моше бросил в огонь.
«Сфат Эмет» – третий ребе из Гура – задаёт вопрос: «А в чём был смысл демонстрации, коль скоро она «не помогла», и Менору, в конце концов, делает Сам Всевышний?»
Напомним, что мицва, связанная с Менорой (подробнее об этом – «Путешествие по еврейскому календарю», Книга первая «Осень – Зима», «Ханука» стр. 314, 343-344, 373), отлична от всех мицвот Торы тем, что в ней мы отвечаем за результат: «И будут светить семь стеблей Меноры» (глава «Бе-ґаалотха»), а не за действие! Это объясняет непонимание Моше и Творение Меноры Создателем, но делает вопрос автора «Сфат Эмет» ещё более вопиющим.
Ответ трудно недооценить. В целом, наше соучастие в Творении связано именно с этим – средним (вторым) этапом любого процесса Созидания. Непонимание, или вопрос, появляющийся у нас в голове – это начало процесса постижения (реализации Его Замысла). Очевидно, что этот уровень, в принципе, не наш, ибо мысли – не наши. Но ровно также не является нашим и результат (Творение Меноры). И оказывается, что именно «показ» или «демонстрация» даёт возможность нашего соучастия.
Всматриваясь в происходящее, пытаясь осознать величие Его Замысла, мы единственно и можем заслужить право на благодарность, на сопричастность! Как вопрос, так и ответ на него, явно, не наши, наш – только бескомпромиссный поиск ответа. Хофеш – свобода поиска сокрытого (тахпосэт – карнавальный костюм; тот же корень)!
Теперь становится понятным сказанное мудрецами: «Старался (потратился) и нашёл – верь (что действительно нашёл)». Обратим внимание на слово «находка». Оно, очевидно, не вяжется с усилиями. Но зато вполне укладывается в схему «Вопрос – Наши усилия – Ответ» (по-другому: «Духовный аванс – Наши усилия – Подарок» или «Песах – Счёт Омера – Дарование Торы»).


Р.М-М.Гитик

Комментарий на комментарий

Парашат ґа-шавуа «Трума»



Недельная глава «Трума» передаёт евреям законы, связанные со строительством Мишкана, чётко объясняя, какие материалы и в каком количестве необходимы для этого процесса. Эти указания даёт Архитектор – сам Всевышний. Однако четко звучит ключевая фраза: «Ве-йикху ли трума ме-эт коль иш ашер йидвену либо тикху эт трумати» (Шмот, 25:2). Как нам известно, перевод с лашон ґа-кодеш на любой другой человеческий язык – всёго лишь комментарий, не дающий представления о глубине Божественного языка иврит. Поэтому перевод указанной выше фразы обычно выглядит следующим образом: «Чтобы собирали для Меня приношение; от всякого человека, благорасположенного сердцем, берите приношение Мне».
И сразу – ряд вопросов: «Что значит слово "приношение"?», «И какое отношение имеет приношение к "йидвену либо"? Ведь давать можно, даже не желая того!» Даже если приношение связать с приближением ко Всевышнему, то уместнее было бы использовать слово «корбанот». Но Тора однозначно использует «ве-йикху ли трума... трумати». Что же это за такое слово-то «трума»?
Трума – корень рейиш – мэм. Рассмотрим выборочно несколько слов и идиом из ряда однокоренных: רָם – рам – возвыситься; высота – רוֹם, מָרוֹם – ром, маром, высота (возвышенность) – רָמָה – рама. В этот же список можно добавить знаменитые и известные на весь мир Голанские высоты – Рамат ґа-Голан. Тот же корень!
И какая связь между «приношением» и «высотой»? Наверное, уважаемый читатель уже догадался, что стоит за словом «трума»: выделенное, отделённое евреем добровольно в дар для высокой цели, то есть поднимание во Имя Всевышнего. Именно такое понимание даёт РаШИ:
תרומה -
הפרשה, יפרישו לי מממונם נדבה.

Тора перечисляет предметы, которые евреи должны изготовить: Ковчег, на крышке которого будут крувим, а внутри – свидетельство союза; Стол для лехем ґа-паним – хлебов предложения; Менора – Светильник; покрытие Мишкана, балки, парохет – завеса, мизбеах – жертвенник; ограду. Всевышний даёт чёткие «инструкции» о материалах, формах, размерах сооружаемого Мишкана, рассказывая о его устройстве.

Особое внимание хочется уделить Меноре – Светильнику. В связи с этим я предлагаю фрагмент из комментариев на Пятикнижие рава Шимшона-Рефаэля Ґирша:

«Итак, если свет, который излучает менора, символизирует дух понимания и действия, который даруется человеку Б-гом, то каково же отношение этой меноры к свету, который она порождает?

Если мы представим менору в ее физической форме, тогда ее основание, которое несет один цветок, ее ствол и ветви с чашечками в форме цветов миндаля с их шишками и цветами, создает полное впечатление дерева, которое, стремясь вверх от корней, растет, чтобы стать носителем этого света.

Если, в то же время, мы примем в расчет, что менора была единственным в Святилище предметом, сделанным целиком из металла, и более того, из золота, мы сможем легко увидеть, что, благодаря материалу, из которого она была изготовлена, она должна была символизировать твердость, стойкость, неизменность, но что ее форма предполагала рост и развитие. Таким образом два аспекта меноры, материал и форма, представляют собой рост и развитие таких качеств, как твердость, стойкость и выносливость, которые навсегда должны оставаться неизменными.

Следовательно, уже своим внешним видом менора воплощает полную противоположность того понятия, которое символизирует стол. Стол делается в основном из дерева. Дерево представляет постоянный процесс развития. Стол получает предназначенные ему размеры, несущую способность, твердость и прочность лишь благодаря своей форме и арматуре. Как таковой, он символизирует материальные аспекты жизни, которые по самой своей сути подвержены изменениям, присущим явлениям роста, развития, цветения, созревания и, наконец, смерти и разложения. Лишь в Святилище Б-га стол, посредством дух и установлений Б-жественного Закона, получает установленные размеры, свою прочность, твердость и вечное значение.

Менору мы видим противоположностью столу. Сделанная целиком из золота она символизирует именно ту неизменную твердость и неподвластность времени, которые, как показывает ее форма, должны цвести и раскрываться в Святилище через дух Б-жественного Закона. Что же касается человека, единственным прочным, неизменным и вечным элементом в нем является Б-жественный элемент, который пребывает в нем, и который мы начинаем осознавать, когда узнаем, в чем состоит истина, и когда движимые волей, воплощаем это знание на практике, творя добро. Эти элементы знания и воли в человеке, наряду с целями его действий; т.е. добром и истиной, являются вечными и неизменными, не подверженными ни изменениям, ни переменам в течение его жизни. Истина, благочестие зрелого человека кажется бесконечно богаче того, которое было скрыто в его груди, когда он был ребенком. Тем не менее, по существу, благочестие, которое было скрыто в ребенке, абсолютно равно, и по количеству и по чистоте, тем благочестивым качествам, которые достигают полного развития только после того, как ребенок достигает зрелости. Лишь внешние проявления этого благочестия проявляются в разной степени. Подобным же образом, самые простые истины и самые обычные акты благочестия нисколько не менее искренни и значительны, чем самые возвышенные истины и самые редкостные проявления добродетели.

Все, что по-настоящему хорошо и истинно, хорошо и истинно на самом деле, вот и все. Не может быть никаких вопросов о "большем" или "меньшем". При развитии физических объектов любая более высокая форма может вырасти лишь за счет более низкой формы. Низшие формы должны отмереть, чтобы могли появиться высшие, сложные формы. Следовательно, в физическом мире все, что является более высоким или сложным по сравнению с тем, что было раньше, представляет собой отрицание предшествовавших ему более низких форм. Уже в колыбели каждой формы жизни содержится ее могила; подобно Фениксу каждая форма жизни возникает из пепла более ранних форм и поколений. Иначе обстоит дело с объектами духовными. Добродетель и истина никогда не теряют своей обоснованности и оправданности. Все, что является добрым и истинным, остается таковым на все времена. Более высокие проявления добродетели и истины, представляют не отрицание, а лишь более полное воплощение всей той добродетели и истины, которые существовали раньше. Даже старейший из людей не может отрицать те добродетели, которыми он обладал, будучи ребенком. Действительно, добродетели его зрелого возраста - это лишь плоды тех, более ранних добродетелей, ныне реализуемые в более обширных обстоятельствах, чем то могло произойти в более узком контексте детства. Наисложнейшая система самых возвышенных и значительных добродетелей не может обойтись без простейших истин, которые служили для них отправной точкой. И действительно, тот прочный и нерушимый запас простых истин, из которого она развилась, является основой существования самых далеко проникающих истин. В конечном счете, любая форма истины, вне зависимости от ее сложности, есть ни что иное, как субстанция - сформулированная и реализованная в более изощренных терминах - из элементов, уже имеющихся в базисных истинах, которые всегда существовали, хотя в неразвитой форме и скрытыми от познающего ума.

Соответственно, "дерево", которое символизирует познание и практическое осуществление того, что хорошо и истинно - это "дерево" выкованное из золота, от корней до цветов, золотое в каждой своей части и на каждом этапе своего развития. (Подобно золоту, оно также чисто, истинно и хорошо во всех своих частях и на каждом уровне своего роста). Более того, в своей высшей форме завершенности, от корней до цветов, оно неделимо, не составлено из различных частей. Оно все едино. Короче говоря, это дерево, как его представляет нам менора, сделанная из чистого золота, которая должна быть выкована из одного куска, а “ее основание и ствол ... ее чаши, ее шишки и ее цветы должны быть сделаны из одного куска с ней”. Это дерево символизирует менора в своем высшем совершенстве, выкованная с основанием, стволом, ветвями, чашами, шишками и цветами - все из одного куска, целиком из чистого золота.

А сейчас давайте рассмотрим отдельные части меноры. Прежде всего, семь ее ламп говорят нам о том, что дух, воспитываемый здесь, не является односторонним (как можно было бы предположить при наличии только одной лампы). Напротив, этот дух охватывает большое разнообразие аспектов, в которых мы сразу различаем не одну лишь пестроту, но всестороннее полное единство духовного познания и воли, стоящее на моральном основании. Если мы рассмотрим лампы более внимательно, то увидим, что, помимо этого разнообразия, они символизируют также концепцию высшей гармонии и единения. Мы видим среднюю лампу, ее свет направлен вверх, или прямо вперед. В то же время огни с обеих сторон, справа и слева, светят по направлению к центральному пламени, так что три лампы справа обращают свой свет налево, а три лампы слева обращают свой свет направо; получается, что все огни устремлены к центру, создавая одно совершенное единство. Таким образом центральный огонь становится главной целью, к которой должны стремиться все остальные огни меноры; или, перефразировав, то место, куда бросает свой свет эта одна центральная лампа, есть общая цель и для всех других огней меноры.

Более того, эти лампы покоятся на семи ветвях. Но это не значит, что у каждой есть свое собственное отдельное основание и ствол. Нет, у них у всех общее основание; один корень, один ствол служит для всех них поддержкой. Действительно, более подробное исследование показывает, как это показывают и описания, содержащиеся в Слове Б-га, что ствол, на котором укреплена центральная лампа и который поднимается прямо из корня, есть подлинная центральная менора, ствол, от которого с обеих сторон, начиная от центра ствола, попарно отходят шесть других ветвей. Текст постоянно привлекает наше внимание к тому факту, что эти шесть ветвей отходят от ствола в центре. Таким образом центральный свет - не только конечная цель, служащая для объединения всех других огней, но и начальная точка, от которой берут начало все другие огни. Они все отходят от одного центрального ствола и все они стремятся к одному центральному огню на вершине ствола. Поэтому мы должны рассматривать семь огней не просто как семь отдельных огней, но как один огонь плюс шесть огней, как особое единство, из которого выходят шесть огней и в котором, в то же время, все шесть должны воссоединиться».



P.S. Эти страницы содержат цитаты из ТаНаХа и других Сифрей-Кодеш, и поэтому в случае использования в распечатанном на бумаге виде требуют последующего захоронения в генизе.

Тьютор программы «Jewniversity»
Штерна Ашкалуни


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Ср фев 09, 2011 9:07 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Мишпатим, 5771.


Понимание внутреннего смысла законов, открывающих изложение Закона – по мнению рава Ґирша – связано с... Египтом. Тем самым Египтом нашего эгоизма, фараон которого – наше безусловное желание... исполнять собственные желания.
Как известно, Исход из внутреннего Египта начинается с... понимания того, что ты – эгоист. Число «шесть» означает – по мнению рава Ґирша – нашу непринадлежность Шабату, наше рабство, нашу растворённость в материальном мире. Отсюда – освобождение, связанное с седьмым годом, и отсутствие у нас соавторских прав на «свою» жизнь. Плоды жизнедеятельности раба («дети») рабу, как известно, не принадлежат!
Интересно, что мудрецы на уровне ґалахи из права хозяина давать еврею нееврейскую сожительницу выводят... непринадлежность еврейскому рабу даже собственного тела!
Заглавность положений о еврейском рабе означает первоочерёдность проблем эгоцентризма. Именно поэтому мудрецы включили главу «Мишпатим» в шесть недельных глав «Шовеви"м», способствующих Исходу из Египта («Шовеви"м месугалим ґем л-Ициат Мицраим» – Шмот, Ва-эра, Бо, Бе-шалах, Йитро, Мишпатим).

Р.М-М.Гитик

Комментарий на комментарий

Парашат ґа-шавуа «Мишпатим»


Почему-то при встрече со словом «рабство» нашу фантазию посещают картины, которыми археологи, историки, юристы, искусствоведы и прочие специалисты обильно сопровождают результаты своих изысков. Да и какому современному человеку не приходили в голову мысли о несчастных судьбах рабов египетской цивилизации, трудами которых возведены погребальные пирамиды? Кто не проникался жалостью к гладиаторам, ведущим бои на потеху свободных граждан Римской Империи? А галерные гребцы на европейских флотах? А средневековые крестьяне – собственность вельможных, сиятельных и влиятельных господ?
Мы, пронизанные идеями западного гуманизма, отказываемся признавать даже мысль о том, что рабство как социальная форма может иметь право на существование!
Но мало кому известно, что «Свобода, равенство, братство!» (фран. «Liberté, Égalité, Fraternité!»), будучи девизом Великой французской революции, далеко не «всем благодарным человечеством» был принят в качестве руководства к действию. Позволю себе напомнить некие широкоизвестные факты.
Во время Второй мировой войны в нацисткой Германии широко использовался рабский труд, но официального международного понятия «рабство» не было. По окончанию Второй мировой войны ООН вынесла определение раба: «Любой человек, которому не позволено добровольно оставить работу».
Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во Всеобщей декларации прав человека ООН от 1948 года, а так же во всех других главных документах, касающихся прав человека. В Европе, например, рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Современный мир, современный мир!.. При этом весьма отстранённо позволю себе заметить следующий факт. Например, в Мавритании, рабство было отменено только в 1980 году. Интересно, не правда ли?!
Но давайте попробуем разобраться, что же такое «рабство». Если исходить из определений, закрепленных международным правом, то «любой человек, которому не позволено добровольно оставить работу» является рабом? Что же у нас получается? Современный специалист с высшим образованием, ограниченный нормами трудового законодательства, de facto оказывается рабом? Ведь он не может добровольно оставить работу! А если и может, то только установленных правовых рамках, где о желании человека речь не идёт, а в силу вступает регламент: выходной, отпуск. Или увольнение. Он продаёт себя в РАБство РАБоты, превращаясь в составляющую единого механизма. Таким образом, мы не можем говорить о полном искоренении рабства в современном социуме, оно лишь подверглось видоизменению.
В более широком смысле: современный человек находится в рабстве у системы ценностей западного мира. Весь жизненный процесс – алгоритм, которому он подчиняется. Не и столько в аспекте физических действий, сколько в плоскости мировоззрения: весь материальный мир рассматривается в качестве источника всевозможных благ и удовольствий, в погоне за которыми человек забывает обо всём. Как не вспомнить советскую кинематографическу классику: «Клёв будет такой, что клыент позабудет всё на свете!» («Бриллиантовая рука», 1968)?
Иудаизм же, в противовес Эйсаву (западной цивилизации), утверждает совершенно противоположную идею:

רבי יעקב אומר:
העולם הזה דומה לפרוזדור בפני העולם הבא.
התקן עצמך בפרוזדור, כדי שתכנס לטרקלין.

«Раби Яаков говорил: "Этот мир похож на коридор в следующий мир. Исправь себя в коридоре, чтобы ты вошёл в зал"» (Пиркей Авот, 4:16).

Да и как не вспомнить раби Нахмана из Бреслева, утверждающего:
כל העולם כולו גשר צר מאוד...
«Весь Его мир – очень узкий мост...»

Всю ширину и разнообразие материального мира можно трактовать как узость, как рамки, ограничивающие выбор человека, превратившего себя добровольно в раба собственного эгоизма и этого мира – в раба Египта – Мицраима (ми-цар – из узости).
Тора через Законы учит отказу от тотального исполнения собственных желаний:

הקב"ה אמר להם לישראל בני בראתי יצר הרע ובראתי לו תורה תבלין

«Сказал Всевышний им, Израилю: "Я создал злое начало, и Я создал для него Тору в качестве приправы"» (Талмуд Бавли, Масехет «Кидушин», 30 б).

Однако, возвращаясь к нашей исходной теме рабства, хочу противопоставить подход иудаизма к этому явлению.
Наиболее интересно эта тема раскрывается в книге Моше Вайсмана «Мидраш рассказывает»:

Законы о рабе-еврее, проданном по решению суда

Заповедь, относящаяся к еврею-рабу, выбрана в качестве первой в разделе Мишпатим. Народ Израиля был освобожден из египетского рабства, чтобы стать слугой Ашема. Еврей, сам являющийся рабом Ашема, обязан поэтому обращаться со своим рабом с должным уважением. Любому хозяину-еврею предписано освободить своего раба-еврея не позже, чем через шесть лет после начала рабства.

Если вор не может возместить украденное, его продают в рабство через бейт-дин, а деньги, вырученные от его продажи, отдаются в качестве компенсации жертве преступления (законы о рабе, который продал себя сам, рассматриваются в книге Ва-икра, 25:39). Бейт-дину разрешается продать вора только еврею или гер-цедеку (человеку, принявшему иудаизм). Запрещено продавать еврея с аукциона, где продаются рабы. Продажу следует обставить так, чтобы она не оскорбляла его достоинства.

Хотя в Торе вор называется «рабом», его хозяину не разрешается использовать слово «раб» с целью унизить его. Он должен считать его своим братом. Вообще по закону Торы хозяину предписывается создать своему рабу-еврею такие условия, что может показаться, будто он приобрел себе не раба, а господина!

Очевидно, что положение «раба» более терпимо, если предполагается, что в конце шести лет службы он может заявить: «Я люблю моего хозяина… и не хочу выходить на свободу (21:5)».

Вот некоторые из законов Торы, относящиеся к рабу-еврею:

— Запрещается заставлять раба выполнять унизительную работу, например, мыть ноги своему хозяину или надевать хозяину обувь, даже если эти же виды работ добровольно выполняет сын для своего отца или ученик для своего учителя.

— Хозяин должен делить со своим рабом всякую пищу, какая есть в доме. Если хозяин ест белый хлеб, он не может кормить своего раба черным хлебом. Если он пьет вино, то не должен давать своему рабу воду. Если он спит на удобной кровати, то не может допустить, чтобы его раб спал на соломе.

— Если у раба, до того как он попал на службу к хозяину, была какая-то профессия, запрещается требовать от него, чтобы он выполнял другую работу, а не ту, к которой привык.

— Служба раба-еврея никогда не продолжается дольше шести лет со дня продажи. Через шесть лет он автоматически становится свободным. Если за время своей службы раб заболел и его хозяин вошел из-за него в большие расходы, он, тем не менее, не должен хозяину, ничего, когда уходит.

— Если он поступает на службу, будучи женатым, то хозяин обязан содержать его жену и детей.

— Если раб холост, хозяин не имеет права дать ему наложницу из хананеев, чтобы он с ней жил, а хозяин получил новых рабов в результате их связи.

— Если человек становится рабом, будучи женатым, хозяин вправе дать ему еще и хананейскую наложницу, чтобы она родила для хозяина новых рабов.

Тора обеспечивает вору, который не может дать компенсации, условия, лучшие из возможных. Вместо того, чтобы запирать его в тюрьму и обрекать его семью на позор и голод, Ашем помещает раба в круг еврейской семьи. Его хозяин заботится не только о нуждах раба, но также и о нуждах его жены и детей. Чтобы показать вору, как низко он пал, хозяину разрешается дать ему хананейскую наложницу, дети которой остаются в собственности хозяина. Это тот вид брака, который евреям запрещен, и он должен дать вору понять всю глубину его падения и побудить его подняться, чтобы на седьмой год он освободился не только от физических оков, но и духовно стал свободным, готовым к возвращению в общество полноценным евреем.

Раб добровольный

Если после шести лет службы раб заявляет: «Я люблю моего хозяина, мою жену и моих детей и не хочу выходить на свободу» (21:5), то хозяин приводит его в бейт-дин. Если раб в присутствии судей настаивает на своем отказе выйти на свободу, хозяин подводит его к двери своего дома (или дома другого человека) и прокалывает его правое ухо шилом или другим инструментом в знак того, что он остается рабом до начала следующего юбилейного года (до йовеля, так называется каждый пятидесятый год). Только в йовель раб станет свободным, если доживет до него.

Каков смысл церемонии у двери?

Ашем говорит: «Во время десятой казни — поражения первенцев — сыны Израиля пометили кровью свои косяки и притолоки. За выполнение этой заповеди Я пощадил их, чтобы они остались в живых и стали Моими слугами. Еврей, который после этого соглашается стать рабом человека, должен быть отмечен в качестве такового у дверного косяка!» Кроме того, дверь, ведущая на улицу, была выбрана местом совершения этого акта, чтобы прохожие могли упрекнуть добровольного раба, сказав: «Ты хочешь быть рабом, когда Закон Торы дарует тебе свободу?»

Почему из всех его органов прокалывают именно ухо? Ашем сказал: «Пусть будет проколото ухо, потому что оно слышало у горы Синай: "Ты не должен воровать!", однако его хозяин ослушался заповеди и совершил кражу!»

Все слова Торы содержат не только буквальный, но и более глубокий смысл. Ашем, говоря о еврейском народе, взятом Им себе в слуги, сказал:

ОН БУДЕТ СЛУЖИТЬ ШЕСТЬ ЛЕТ, — активная жизнь человека в мире в среднем составляет шестьдесят лет.

А НА СЕДЬМОЙ ГОД ОСВОБОДИТСЯ, — через семьдесят лет он покидает этот мир. Тогда он освобождается от обязанности выполнять заповеди.

ЕСЛИ ОН ПРИШЕЛ САМ, — если он прожил жизнь без Торы и заповедей.

ТО И УЙДЕТ САМ, — он покинет этот мир без заслуг, которые приобретаются выполнением заповедей.

ЕСЛИ ОН ЖЕНАТ, — если, однако, он занимался Торой (которая называется супругой человека), «то его жена уйдет с ним» — Тора будет сопровождать его даже после смерти. Сказано, что, после того как человек умирает, его не сопровождают ни золото, ни серебро, ни жемчуг, а только Тора и выполненные им заповеди.

ЕСЛИ ЕГО ХОЗЯИН ДАЛ ЕМУ ЖЕНУ И ОНА РОДИЛА ЕМУ ДЕТЕЙ, — если он стал великим и у него появились ученики (которые считаются его детьми), но мотивы, побуждавшие его изучать и преподавать Тору, были низкими.

ТО ЖЕНА И ДЕТИ БУДУТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ЕГО ХОЗЯИНУ, А ОН ОСТАНЕТСЯ ОДИН, — он покинет этот мир, не имея заслуг.

НО ЕСЛИ РАБ СКАЖЕТ: «ЛЮБЛЮ МОЕГО ХОЗЯИНА, МОЮ ЖЕНУ И МОИХ ДЕТЕЙ», — я занимаюсь Торой из любви к Ашему и учу учеников во имя Небес.

«И НЕ УЙДУ НА СВОБОДУ», — он никогда не утратит Тору, которую обрел. Даже после смерти его сила будет возрастать в будущем мире (олам аба).

ТО ПУСТЬ ХОЗЯИН ПРИВЕДЕТ ЕГО К СУДЬЯМ (написано слово Элоким), — т.е. он удостоится понимания Шехины.

И ПОДВЕДЕТ ЕГО К ДВЕРИ, — войдет в ворота праведных.

ИЛИ К ДВЕРНОМУ КОСЯКУ, — даже в Ган Эден он будет ходить от дверей одной ешивы к другой.

И БУДЕТ ВЕЧНО СЛУЖИТЬ Ашему, — во времена воскрешения мертвых.


Законы о еврейской служанке

Если человек беднел и продавал свое имущество, поля и | дом, но все равно не мог выполнить своих денежных обязательств, ему разрешалось продать в рабство свою дочь, не достигшую двенадцати лет. Девочка становилась служанкой в еврейском доме. (Что касается рабства, то женщину бейт-дин за воровство не продает.) Тора указывает, что для хозяина дома или его сына взять в жены такую девушку — особая мицва. Так Тора заботится и об обедневшем отце, и о дочери. Если хозяин дома на ней женится, то деньги, которые он за нее заплатил, становятся деньгами кидушин (бракосочетания).

Если ни хозяин, ни его сын не хотят на ней жениться, то они должны принять меры, чтобы добиться ее скорейшего освобождения, согласившись вычесть из стоимости ее освобождения то, что она уже отслужила. Если продавший ее отец снова становится состоятельным, то он должен ее выкупить.

Все законы об отношении хозяина к рабу-еврею распространяются и на еврейскую служанку. Более того, хозяин не должен отправлять ее с поручениями на рынок, как мужчину, а может вместо этого позволить ей стать помощницей хозяйки в доме.

Она освобождается, если происходит одно из четырех событий: у нее появляются признаки половой зрелости; умирает ее хозяин; проходят шесть лет службы; наступает год йовелъ. Законы о возможном продлении службы прокалыванием уха к девочке не применимы.

P.S. Эти страницы содержат цитаты из ТаНаХа и других Сифрей-Кодеш, и поэтому в случае использования в распечатанном на бумаге виде требуют последующего захоронения в генизе.

Тьютор программы «Jewniversity»
Штерна Ашкалуни


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 227 ]  На страницу Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 23  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB