Юрий Ткачёв: о главе «Лех Леха» из Первой книги Моисеевой

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Юрий Ткачёв: о главе «Лех Леха» из Первой книги Моисеевой

Post by Архивариус »

прислано в редакцию автором

Юрий Ткачёв
О главе «Лех Леха» из Первой книги Моисеевой
Выступление перед Еврейской общиной Ганновера


Дорогие члены общины, дорогие друзья общины!

Я очень рад прекрасной возможности прочесть вам сегодня драшу, высказав в ней свои мысли и выразив свои ощущения, вызванные прочтением, на мой взгляд, одного из наиболее сложных для осмысления и толкования недельных отрывков из Торы – «Лех Леха». Это читаемая в эту субботу глава из Первой книги Моисеевой – Брейшит (Бытие). В этой главе впервые в Торе говорится о союзе патриархов еврейского народа со Всевышним. С этого союза по сути и началась история нашего народа.
Название «Лех Леха» переводится как «уходи» и связано с приказанием Б-га Авраму (позднее получившему от Б-га имя «Авраѓам») уйти из своей страны в ту, которую Г-сподь позднее указал ему, то есть в землю Кнаан. Авраму, по-видимому, было нелегко покинуть страну, в которой он жил, где он был окружён любимыми друзьями и близкими и где жила вся семья его отца. Но своей готовностью покинуть родные места он должен был доказать, что его любовь ко Всевышнему сильнее всех других привязанностей.
Это было первое из десяти испытаний, которым Б-г подвергнул Аврама. Вспомним, в этой связи, как нелегко было и многим из приехавших в Германию евреев из других стран, например из бывших советских республик, расстаться со своими родными местами. Но я знаю, что ими двигали прежде всего любовь к своим детям, к своим близким, забота о них, тревога и страх перед их и своим будущим в случае, если бы они остались и дальше жить в тех странах, из которых им пришлось уехать. Иными словами, основной причиной отъезда для них явилась любовь к ближнему. А это ли не квинтэссенция всех заповедей Б-га? Отъезд в Германию тоже стал для приехавших сюда евреев серьёзным испытанием, для многих психологически очень трудным. Но многие с честью его выдержали.
По-видимому, приезд сюда в последние десятилетия многих тысяч евреев является осуществлением определённого замысла Б-га. Вспоминаются поэтому слова из книги Мишлей (книги Притчей Соломоновых): «Множество дум в сердце человека, но сбудется лишь замысел Б-га» (19:21). Благодаря осуществлению этого замысла еврейские общины Германии получили такой мощный приток новых, нередко очень активных членов, что это послужило началом совершенно новой страницы в истории немецкого еврейства, наполнило её новыми красками.
Связь всего происходящего с Аврамом с событиями, которые произойдут намного позже с его потомками, то есть с событиями дальнейшей истории еврейского народа, подчёркивают многие выдающиеся комментаторы Торы (например, живший в 13 веке каббалист Бахья бен Ашер). То, что происходило с Аврамом, являлось знамением для его потомков. Так, например, как и ему, им придётся прийти в Египет, спасаясь от голода. И как в первый раз (когда Аврам и его жена Сарай были в Египте), так и во второй (перед массовым исходом евреев из этой страны) Всевышний карает фараона.
В то же время, в данной главе есть множество намёков, наполненных глубоким духовным смыслом. Скажем, упоминание о том, что Лот, племянник Аврама, «ушёл с Востока» (13:11), указывает нам, по мнению Раши (знаменитого комментатора Торы, жившего в 11 – начале 12 века), на то, что он ушёл от «начала» (слово «кедем» означает и «восток», и «начало»), то есть от Б-га, направившись в город Содом, наполненный грешниками. Тот же Лот, тем не менее, два раза называется здесь «братом» Аврама. Он так назван для того, чтобы подчеркнуть, что Аврам поступал с ним как брат и что к ближним своим следует относиться с любовью, как к братьям и сёстрам.
К этой же мысли можно прийти и после прочтения фразы о «душах, созданных ими» (12:5), то есть Аврамом и Сарай (позже получившей имя «Сара»). Почему люди, которых супруги взяли с собой в дальний поход в землю Кнаан, названы «душами», которых Аврам и Сарай создали? Потому что эти люди были приобщены ими к служению Всевышнему и таким образом как бы заново созданы.
О том, что, в отличие от многих других народов, еврейский народ будет существовать вечно, в данной главе тоже сказано намёком, при помощи аллегории. В тексте говорится, что Аврам взял для Б-га и рассёк пополам туши животных трёх видов (тельцов, ягнят и козлов - символы языческих народов), а голубей, также взятых для Б-га (символы народа Израиля), не тронул (15:10). При этом мы находим и в данном разделе Торы, и в других её частях множество указаний на то, что еврейский народ по своей природе ничем не «лучше» не-евреев. По мнению наших мудрецов, Б-г создал всех людей от Адама, «чтобы сохранить мир меж людьми, ибо никто не может сказать: «Мой отец выше твоего» (Мишна, Санѓедрин 4:5). В Разделе «Лех Леха» подчёркивается, что Авраѓам станет «отцом многих народов» (17:5). Это высказывание тоже намекает нам на то, что между людьми – в данном случае как между всеми народами, исповедующими монотеистические религии, у истоков которых лежит служение Авраѓама единому Б-гу, так и между всеми потомками Авраѓама: евреями, арабами и другими семитскими народами – должен быть мир. Но мы знаем, что этого мира, к сожалению, нет.
В главе «Лех Леха» об Ишмаэле, прародителе арабов, сказано: «Рука его будет занесена на всех, а руки всех – на него» (16:12). Раши считал, что это – намёк на то, что Ишмаэль будет разбойником, и все будут ненавидеть его и драться с ним. Позднее Авраѓам Ибн-Эзра (ещё один известный комментатор Торы) дал этой фразе иное истолкование: вначале, благодаря своей силе и дикости, он победит всех, но затем «руки всех» его противников его одолеют. Но за много веков до этого, ещё во 2-м веке н.э., Онкелосом (греком, принявшем иудаизм и сделавшем перевод Торы на арамейский язык) было дано совершенно иное осмысление данных слов: «Он будет нуждаться во всех, но и все будут нуждаться в нём». Уже после 2-й мировой войны появилось предположение, что речь здесь идёт о природных богатствах (прежде всего нефти), в которых нуждается весь мир и которые находятся во владении потомков Ишмаэля. Но при этом и сами арабы «нуждаются в помощи других». Таким образом, данные слова Торы можно отнести не только к самому Ишмаэлю, но и ко всем арабам – его потомкам.
То, что в Торе многократно подчёркивается происхождение народов от определённых людей, говорит нам, по моему мнению, также о роли личности, отдельного человека в истории, и о том, что народ – это не некая общая масса, а множество объединённых благодаря определённым признакам людей, каждый из которых по-своему важен для Б-га.
Недавно я принимал участие в научной конференции под названием «Имена в русской культуре», после чего я серьёзно задумался о значении и важности имени в любой национальной культуре. В нашем разделе Торы, как и во многих других, есть немало так называемых «говорящих имён», например, имена ряда языческих царей: Бера – «погрязший во грехе», Бирша – «закоренелый в грехах», Шинав – «ненавидящий своего Небесного Отца». Позднее такое присваивание человеку «говорящего имени» стало одним из распространённых художественных приёмов. Чрезвычайно интересным является и другой приём в Торе: изменение имени героя, добавление к нему определённых букв. Изменив имена Аврама и Сарай, Б-г полностью изменил их судьбы. Имя «Сарай» означало «моя повелительница». А имя «Сара» означает уже «повелительница» вообще, то есть повелевающая всеми. Изменение всего одной буквы в имени – и переосмысливается вся роль этой женщины в еврейской и мировой истории. Что же касается Авраѓама (чьё имя стало означать «отец (или глава) множества народов»), то буква ה , добавленная в его прежнее имя, привела к тому, что сумма числовых значений его имени достигла 248, сравнявшись с числом членов тела физически совершенного человека. Поэтому-то и сказал ему Г-сподь: «И будь совершенным» (17:1) – совершенным как физически, так духовно.
В конце раздела «Лех Леха» говорится о заключении союза Б-га с Авраѓамом. Знаком этого союза стало обрезание. Б-г повелел Авраѓаму сделать обрезание не только себе, но и сыну своему Ишмаэлю (Ицхак тогда ещё не родился), и всем кто жил тогда в доме Авраѓама, и тем, кто родился в нём потом, то есть не только потомкам Авраѓама, но и детям служанок, и даже тем, кто был «куплен за деньги из любого другого народа» (17:12). Почему Б-г даёт Авраѓаму такое повеление? По-видимому, для того, чтобы ещё раз подчеркнуть, что все мы, независимо от происхождения, равны перед Г-сподом, и чтобы выразить надежду на то, что, как сказано во второй части молитвы «Алейну лешабеах» (которую мы читаем в конце б-гослужений), «и признают, и поймут все жители земли, что пред Тобою всем следует преклонять колени...».
Также не будем забывать и о том, что кроме обрезания физического есть и «обрезание духовное» - так называемое «обрезание сердца», которое Аврам совершил ещё до ухода из своей родной страны. Между этими двумя знаками союза с Б-гом должна всегда существовать гармония, ибо «необрезанное» сердце бесчувственно ко всему духовному.
Далее в главе «Лех Леха» есть фраза «но союз свой скреплю я с Ицхаком» (17:21), говорящая, как писал Раши, о том, что обрезание как знак союза со Всевышним будет передано лишь потомкам Ицхака. Но к этому союзу может путём принятия иудаизма присоединиться любой человек, независимо от цвета кожи, и таким образом тоже стать «избранным». Еврейская избранность налагает на евреев особые обязательства. Но эта идея, конечно, не имеет совершенно ничего общего с расизмом, и весь отрывок «Лех Леха» является прекрасной иллюстрацией того, что все люди – и евреи, и не-евреи – созданы Б-гом равными и в равной степени Ему дороги.
Много очень важных мыслей содержится в нашем отрывке. Остановлюсь ещё на одной из них: это мысль об огромной силе молитвы. Ѓагар, служанка Сарай (Сары) и мать Ишмаэля, говорила (задолго до того, как Сара родила Ицхака), что Б-г не дал её госпоже детей, потому что у Сарай есть какие-то скрытые грехи. Ѓагар поэтому «стала пренебрегать госпожой своей» (16:4) сразу после того, как зачала ребёнка (Ишмаэля). Но Раши и другие комментаторы Торы указывали на то, что основная причина была в том, что Аврам, молясь Б-гу, говорил: «Я бездетным хожу», то есть говорил лишь о себе, а не просил за них обоих, чтобы Всевышний «вспомнил» и о Сарай. Конечно, Б-г никогда о ней и не забывал, но это вовсе не значит, что Аврам не должен был в своих молитвах просить о ребёнке для них обоих. Ведь искренняя молитва, очень важная для Б-га, в значительно большей степени важна и для самого молящегося, для его души, для его сердца. Просьба в молитве не только за себя, но и за других людей является ярким проявлением любви к ближнему.

На этом я желаю всем вам Шаббат Шалом!
User avatar
Археометр
ветеран форума
Posts: 430
Joined: Wed Oct 22, 2008 8:22 pm

Re: Юрий Ткачёв: о главе «Лех Леха» из Первой книги Моисеево

Post by Археометр »

Название «Лех Леха» переводится как «уходи» и связано с приказанием Б-га Авраму (позднее получившему от Б-га имя «Авраѓам») уйти из своей страны в ту, которую Г-сподь позднее указал ему, то есть в землю Кнаан.
Название «Лех Леха» переводится не как «уходи», а как "ИДИ СЕБЕ" или "ИДИ К СЕБЕ" и связано не с приказанием, а с ПРОСЬБОЙ Б-га Авраму (позднее получившему от Б-га имя «Авраѓам») уйти из своей страны в ту, которую Г-сподь ещё УКАЖЕТ ему!!
И этой Землёй стала не страна Кнаан, а земля Тейман (Даром, Негев). И жил АбраГам в Беэр -Шеве 26 лет.

А теперь тут живу Я
Мое дело СКАЗАТЬ правду, а не заставлять верить в неё. И если не я скажу, то кто? И если не здесь, то где?

Vladimir.b@012.net.il Евгеньевич БерШадСкий+972-527284036 - из-за границы в Израиль
052-7284036 - в Израиле
https://www.facebook.com/apxeometp
User avatar
Археометр
ветеран форума
Posts: 430
Joined: Wed Oct 22, 2008 8:22 pm

Re: Юрий Ткачёв: о главе «Лех Леха» из Первой книги Моисеево

Post by Археометр »

По мнению наших мудрецов, Б-г создал всех людей от Адама, «чтобы сохранить мир меж людьми, ибо никто не может сказать: «Мой отец выше твоего» (Мишна, Санѓедрин 4:5). В Разделе «Лех Леха» подчёркивается, что Авраѓам станет «отцом многих народов» (17:5). Это высказывание тоже намекает нам на то, что между людьми – в данном случае как между всеми народами, исповедующими монотеистические религии, у истоков которых лежит служение Авраѓама единому Б-гу, так и между всеми потомками Авраѓама: евреями, арабами и другими семитскими народами – должен быть мир. Но мы знаем, что этого мира, к сожалению, нет.
В главе «Лех Леха» об Ишмаэле, прародителе арабов
В Разделе «Лех Леха» подчёркивается, что Авраѓам станет «отцом многих народов» (17:5). Это высказывание вовсе не намекает нам на то, что Аврагам станет ОТЦОМ не только евреям и арабам, но Я думаю, что АвраГам стал "ОТЦОМ" духовным тем народам, в языках которых есть семитские словокорни. А это, в первую очередь т.н. словенские народы - Чехи, ЛЯХи (поЛяки), Русы, БолГары.

Откуда же в их языках семитские словокорни?
Они попали туда целенаправленно, путём обучения рабов Божьих (slave - раб) новому для них языку, который был составлен в начале I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ н.э. израильтянами - проповедниками религии Единого Одного Бога, который имеет множество Имён.
Мое дело СКАЗАТЬ правду, а не заставлять верить в неё. И если не я скажу, то кто? И если не здесь, то где?

Vladimir.b@012.net.il Евгеньевич БерШадСкий+972-527284036 - из-за границы в Израиль
052-7284036 - в Израиле
https://www.facebook.com/apxeometp
Post Reply