Page 1 of 3

ПРАВДА ОБ ЭЙНШТЕЙНЕ

Posted: Wed May 14, 2008 9:04 am
by Матроскин
ПРАВДА ОБ ЭЙНШТЕЙНЕ

"Ребяческие суеверия": письмо Эйнштейна отчасти прояснило его отношение к религии
Джеймс Рендерсон

Ответ ученого философу выставлен на торги (прогнозируемая цена – до 8 тыс. фунтов), а заодно подогрел споры о том, был ли Эйнштейн верующим

"Наука без религии хрома, религия без науки слепа". Так сказал Альберт Эйнштейн, и этот знаменитый афоризм стал толчком к бесконечным спорам между верующими и неверующими – оба лагеря тщатся объявить этого величайшего ученого XX века своим приверженцем.

Однако малоизвестное письмо Эйнштейна, возможно, поможет разрешить спор – либо, как минимум, спровоцирует новые диспуты о взглядах ученого.

Письмо, более 50 лет хранившееся в частном собрании, на этой неделе будет выставлено на торги в Лондоне. Его содержание не оставляет сомнений в том, что физик не разделял религиозных верований, считая их "ребяческими суевериями".

Эйнштейн написал это письмо 3 января 1954 года философу Эрику Гуткинду, который прислал ему экземпляр своей книги "Выбирайте жизнь: библейский призыв к мятежу". Спустя год письмо было продано с аукциона и с тех пор остается в частных коллекциях.

В письме Эйнштейн провозглашает: "Слово бог (написание оригинала сохранено. – Прим. ред.) для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия – свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая даже самая изощренная интерпретация не сможет это (для меня) изменить".

Эйнштейн, еврей по национальности, в свое время отклонивший предложение стать вторым президентом государства Израиль, также отвергал представление о том, что евреи являются богоизбранным народом.

"Для меня иудаизм, как и все другие религии, – это воплощение самых ребяческих суеверий. А еврейский народ, к которому я счастлив принадлежать, с менталитетом которого я ощущаю глубокое родство, не имеет для меня каких-то иных качеств, отличающих его от всех других народов. Судя по моему опыту, евреи не лучше других групп людей, хотя от худших раковых опухолей их защищает отсутствие власти. В остальном я не могу разглядеть в них ничего, что свидетельствовало бы об их "избранности".

Письмо будет выставлено на продажу в четверг аукционным домом Bloomsbury Auctions в Мэйфейре и, как ожидается, будет продано максимум за 8 тыс. фунтов. Оно написано от руки на немецком языке. Это письмо не фигурирует в списках источников в самой авторитетной научной работе на данную тему – книге "Эйнштейн и религия" Макса Джеммера.

Один из ведущих британских "эйнштейноведов", Джон Брук из Оксфорского университета, признался, что никогда не слышал об этом письме.

Эйнштейн известен прежде всего своей теорией относительности и знаменитым уравнением E=mc2, которое описывает соотношение массы и энергии, но его взгляды на религию давно возбуждают споры.

Его родители не отличались религиозностью, но он посещал католическую начальную школу и одновременно изучал иудаизм у частного учителя. Это послужило толчком к тому, что Эйнштейн позднее назвал своим "религиозным раем детства", когда он соблюдал предписания религии – например, не ел свинины. Но это продолжалось недолго, и к 12 годам Эйнштейн уже начал оспаривать истинность многих библейских историй.

"В результате последовала положительно фанатическая [оргия] вольномыслия, на которую наложилось убеждение, что государство обманывает молодежь, специально вводя ее в заблуждение; это впечатление раздавило меня", – писал он позднее.

В последние годы жизни Эйнштейн упоминал о "космическом религиозном чувстве", которое пронизывало его научную работу и служило для нее опорой. В 1954 году, за год до смерти, он говорил о своем желании "ощутить Вселенную как единое космическое целое". Он также любил употреблять цветистые метафоры религиозного содержания – например, в 1926 году он провозгласил, что "Он [Бог] не играет в кости", говоря о произвольности, на которой заострила внимание квантовая механика.

Об отношении Эйнштейна к Богу существует масса мифов в обоих противоборствующих лагерях – среди атеистов и верующих. И все же позицию Эйнштейна на сей счет никогда не удавалось легко свести к стереотипам.

"Как и другие великие ученые, он не вмещается на те полки, куда его хотели бы затиснуть спорщики, обсуждающие эту проблему с точки зрения массовой аудитории, – отметил Брук. – Например, очевидно, что он питал уважение к религиозным ценностям, которые считаются священными в иудейской и христианской традициях. /.../ Но его понимание религии было намного более тонким, чем обычный смысл, вкладываемый в это слово при его обсуждении массами".

Брук подчеркнул: хотя Эйнштейн категорически отвергал религию в ее общепринятом понимании, он возмущался, когда проповедники атеизма присваивали его идеи. Его раздражало, что у них недостает смирения. Однажды Эйнштейн написал: "Вечная загадка мира состоит в его постижимости".

~~~~~~~~~~~~~~~~~
The Guardian
14 мая 2008

Re: ПРАВДА ОБ ЭЙНШТЕЙНЕ

Posted: Fri Jan 15, 2010 5:25 pm
by Матроскин
How Einstein Divided America's Jews

Einstein was raised in a secular German Jewish household, and (except for a brief fling with religious fervor as a child) he disdained religious faith and rituals. He did, however, proudly consider himself Jewish by heritage, and he felt a strong kinship with what he called his fellow tribesmen or clansmen. His outlook in 1921 can be seen in the brusque answer he sent early that year to the rabbis of Berlin, who had urged him to become a dues-paying member of the Jewish religious community there. “In your letter,” he responded, “I notice that the word Jew is ambiguous in that it refers (1) to nationality and origin, (2) to the faith. I am a Jew in the first sense, not in the second.”


http://www.theatlantic.com/doc/200912/isaacson-einstein

Как Эйнштейн разделил американских евреев.

Эйнштейн вырос в светской немецкой еврейской семье и, за исключением краткого знакомства с религией в рамках детской любознательности, он пренебрегал религиозными верованиями и обрядами. Он, однако, с гордостью считал себя евреем по происхождению, и чувствовал сильное родство с теми, кого он признавал своими соплеменниками или членами клана. Его мировоззрение в 1921 году хорошо представлено в резком ответе, который он послал раннее в этом году раввину Берлину, который призвал его стать платным членом еврейской религиозной общины. "В Вашем письме я замечаю, что слово "еврей" является неоднозначным, поскольку оно относится (1) к национальности и происхождению, (2) к вере. Я еврей в первом смысле, но не во втором", ответил Эйнштейн.

(Перевод Матроскина)

Re: ПРАВДА ОБ ЭЙНШТЕЙНЕ

Posted: Wed Feb 03, 2010 10:47 am
by asia
То, что человек великий физик, не влечет за собой автоматически его величие во всех остальных сферах человеческой жизни. Невозможно быть наполовину беременным.

Re: ПРАВДА ОБ ЭЙНШТЕЙНЕ

Posted: Wed Feb 03, 2010 3:33 pm
by Матроскин
asia wrote:То, что человек великий физик, не влечет за собой автоматически его величие во всех остальных сферах человеческой жизни. Невозможно быть наполовину беременным.
Для подавляющей части человечества достаточно того, что Эйнштейн родил не будучи религиозным. Отсюда следует логическое умозаключение, что бесконечно полезнее быть не религиозным гением, чем религиозной бездарностью.

А кто недоволен, может писать сам себе жалобу. :twisted:

Re: ПРАВДА ОБ ЭЙНШТЕЙНЕ

Posted: Tue Feb 09, 2010 10:12 pm
by asia
Для подавляющей части человечества вообще совершенно на...ть, что там родил Эйнштейн. По пальцам можно пересчитать людей, представляющих хоть как-то, что же там родилось.
Но дело не в этом.
Матроскин wrote:Отсюда следует логическое умозаключение, что бесконечно полезнее быть не религиозным гением, чем религиозной бездарностью.
Эта фраза - чистой воды манипуляция, весьма далекая от логики.
Религиозность и соответственно атеизм вообще не лежат в одной плоскости с двумя другими понятиями (гениальность и бездарность). А в каких взаимоотношениях находятся религиозный гений и бездарный атеист?
С точки зрения логики можно сравнивать только религиозного гения с гением-атеистом или религиозную бездарность с атеистической. Иначе получается одно уравнение с двумя неизвестными. Что, как говорит алгебра, решить невозможно.
Я уже не задаю вопросы типа "кому полезнее - самим гению и бездарности или обществу?" или "от кого зависит, гений человек или бездарь?" или "разве не бывает гений, не приносящий пользы и совсем не гений, честно и добросовестно выполняющий свое, пусть и маленькое, дело?", ну, и т.п. и т.д. Каждый мало-мальски обладающий логикой человек может еще кучу таких вопросов придумать.
Матроскин wrote:А кто недоволен, может писать сам себе жалобу.
Ну, а эта фраза вообще не заслуживает ни малейшего к себе отношения ввиду полного отсутствия содержания. :P

Re: ПРАВДА ОБ ЭЙНШТЕЙНЕ

Posted: Tue Feb 09, 2010 10:22 pm
by asia
Не бывает еврея в таком смысле или еврея в другом смысле. Бывает еврей, выполняющий свою функцию, и еврей, не выполняющий свою функцию. Это очень похоже не то, что человек, имеющий, например, прекрасный голос, может работать певцом, а может не работать. И вообще никогда не петь в силу каких-то причин.
Относительно Эйнштейна, в принципе ничего другого и ожидать нельзя, поскольку одновременное хождение ребенка в католическую школу и к учителю иудаизма никаких положительных результатов дать не может по определению.

Re: ПРАВДА ОБ ЭЙНШТЕЙНЕ

Posted: Wed Feb 10, 2010 12:24 am
by Soplemennik
asia wrote:... Относительно Эйнштейна, в принципе ничего другого и ожидать нельзя, поскольку одновременное хождение ребенка в католическую школу и к учителю иудаизма никаких положительных результатов дать не может по определению.
Действительно! Какая Вы умница! Ну каких "положительных результатов" смог дать миру Эйнштейн? Да, ровным счётом, ничего. Даже картошку нельзя поджарить не его теории, масло надо покупать. И моральный облик, опять же подкачал.

Re: ПРАВДА ОБ ЭЙНШТЕЙНЕ

Posted: Wed Feb 10, 2010 7:22 pm
by asia
У меня есть одна мечта. :oops: Очевидно, практически недостижимая. :( Ужасно хочется, чтобы, прежде, чем отвечать на какую-то реплику, люди хотя бы пытались понять, о чем же в этой реплике говорится. А то такая хрень получается, ужас. :o
Хотя, есть, конечно, правильные мысли. Про умницу, например. :okl

Re: ПРАВДА ОБ ЭЙНШТЕЙНЕ

Posted: Sun Apr 11, 2010 5:57 pm
by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
В письме Эйнштейн провозглашает: "Слово бог (написание оригинала сохранено. – Прим. ред.) для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия – свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая даже самая изощренная интерпретация не сможет это (для меня) изменить".

Тора - огромного значения ИСТОРИЧЕСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО (об этом: М. Тартаковский. "Откровение Торы").

"Судя по моему опыту, евреи не лучше других групп людей, хотя от худших раковых опухолей их защищает отсутствие власти. В остальном я не могу разглядеть в них ничего, что свидетельствовало бы об их "избранности".

Чрезвычано глубокое, точное да и остроумное утверждение.

Эйнштейн известен прежде всего своей теорией относительности и знаменитым уравнением E=mc2, которое описывает соотношение массы и энергии

Это соотношение у русского физика Николая Умова за 10 лет до Эйнштейна.

Re: ПРАВДА ОБ ЭЙНШТЕЙНЕ

Posted: Fri Apr 16, 2010 3:41 am
by Grygory
"Судя по моему опыту, евреи не лучше других групп людей, хотя от худших раковых опухолей их защищает отсутствие власти. В остальном я не могу разглядеть в них ничего, что свидетельствовало бы об их "избранности".
***********

Вопрос: Во времена царя Соломона, когда был построен Храм и Творец пребывал в нас, разве тогда мы не находились в состоянии духовного единения, духовного подъема? Разве мы не были тогда максимально близки к Творцу? И, тем не менее, мы опустились из этого состояния. Где гарантия, что мы снова не совершим ту же ошибку? Возможно, мы должны пойти иным путем.

Мы, действительно, находились на очень высоком уровне. В каббале он обозначается как «Мохин де-Хая» – это Первый Храм – очень большой свет, который тогда находился среди народа Израиля. Это продолжалось даже после вавилонского изгнания и возвращения, которые описываются в истории Пурима. Вернувшись, мы построили тогда Второй Храм, в котором тоже было раскрытие Шхины, но уже на более низком уровне, называемом «Мохин де-Нешама».

Каждый раз, когда мы должны были справиться со своим постоянно возрастающим эгоизмом, возникали разногласия, войны, неурядицы, как, например, проблема с десятью израильскими коленами. И, тем не менее, мы как народ справлялись с этим и находились на духовном уровне, в любви и отдаче по отношению друг к другу. Мы находились в ощутимом раскрытии Творца.

Ведущий: Почему же мы оступились?

Потому что эгоистическое желание, как в нашем народе, так и во всем человечестве, возрастает из поколения в поколение. Каждый раз нам приходилось преодолевать этот разрыв, зло, которое каждый раз просыпалось в нас, и нам не всегда это удавалось. С другой стороны, таков был процесс, который нам необходимо было пройти...

******

см. подробней " Как построить Храм? >>"

и см. "Израиль виноват во всех несчастьях мира >> "
Там же ссылка на "Роль Израиля".

А больше ни в чем нет "избранности", только как "вспомнить" прошлые состояния.