СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА: соображения, изображения, воображения

О прекрасном

Moderator: vitakh

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1011
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА: соображения, изображения, воображ

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

"ПЕРЕСТАНЬТЕ КРИВЛЯТЬСЯ".
«…Нравы артистической богемы нельзя распространить на социум».
Люди, действительно, разные. Не все равно социально значимы. Но все РАВНЫ ПЕРЕД ЗАКОНОМ.
Странно непонимание этого и позволительность относиться к «нравам» кого бы то ни было — даже социально значимых.
Понимаю, что неожиданное мнение навеяно преступлением «богемного» Ефремова.
В довольно банальном списке Кантора, мне показались неожиданными и даже оригинальными последние строчки:
«…Существует эволюция. В том числе духовная, культурная эволюция. Надо однажды прекратить стесняться. Микеланджело действительно умнее того, кто колотит в там-там и умнее автора черного квадрата. Перестаньте кривляться».

Вот это «ПЕРЕСТАНЬТЕ КРИВЛЯТЬСЯ» перед мазнёй Марка Ротко, заурядностью Модильяни, перед выпендриванием Пикассо, который в какую-то светлую минуту сам признался, что «дурачит снобов», — вот это «перестаньте кривляться» должно БЫ стать лозунгом т.н. «интеллектуальной элиты» — в конечном счёте (чередой многих логических сцеплений) виновной в нынешних бунтах черни.
Тогда как европейская (да и всякая) аристократия, о которой с таким уважительным придыханием пишет наш автор, ничуть не выделялась ни талантами, ни внутренней свободой. Лишь случайностью происхождения, что не давало даже генетических преимуществ. Скорее наоборот — ввиду близкородственных смешений.
(К - Э.Бормашенко. Список Кантора).
* * *
Иван Владимиров, будучи противником модернизма в искусстве, предложил свои картины для выставки художников «Мира искусства», но был отвергнут, как устаревший реалист. Тогда он написал несколько картин на финские сюжеты в манере мирискусников, и под финским псевдонимом отдал эти картины на выставку. Был принят, удостоился лестных слов от Александра Бенуа, картины продали. И только в конце выставки Владимиров письмом в газету разоблачил всю интригу. Художник получил массу сочувствующих писем, даже открытку от Ильи Репина, поздравившего Владимирова с удачным розыгрышем модернистов: «Дорогой Иван Алексеевич! Спешу приветствовать Вас за Вашу великолепную шутку над нахальными мазилками и жалкими пигмеями, вообразившими себя новаторами нашего родного искусства. Ваша шутка нанесла убийственный удар по всем декадентам и прочим мазилкам — врагам реализма в живописи».
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1011
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА: соображения, изображения, воображ

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »


"Виноват, нашёл я картины Симоне Мартини с помощью ГУГЛа, но тут слово "Мартини" дано в кавычках, словно это спиртной напиток. А это фамилия художника 13-14 веков".
http://blogs.7iskusstv.com/?p=84274

::::::::::::::
Такая живописная мазня - рядовой продукт всего нынешнего модерна (от "чёрного квадрата", кубизма и пр. билиберды), произведшего культуру, вылившуюся, как и следовало ожидать, в дерьмовейшую "Чёрную революцию", не может принадлежать "художнику 13-14 веков".
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1011
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА: соображения, изображения, воображ

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ.
"Публиковать роман о непутевом вояке Чонкине Твардовский испу­гался. Вскоре там же, в «Новом мире», подобное повторилось с повестью «Путем взаим­ной переписки»".
Сопоставлю оба вполне антисоветских произведения: повесть талантлива, роман - бездарное подражание гениальному гашековскому Швейку. Хлёсткость, публицистический, по сути - псевдопропагандистский накал вовсе не признак таланта.
Тогда как Войнович безусловно талантлив. Даже "шкурная" в некотором роде повесть "Иванькиада" - по-настоящему таланлива. Несколько слабее - "Шапка". Тогда как задуманная со вселенским размахом "Москва 2042" откровенно бездарна.
Есть в этом определённая закономерность; назвал бы так: "Галоши не своего размера". Гениальный Данелия (почему-то, к моему возмущению, несколько пресмыкавшийся перед восхваляемым тогда - и забытом теперь - Феллини) крайне слаб в грандиозно задуманном, таком "многозначительном" фильме "Кин-дза-дза".
А как поистине комично обернулась советская "героика" в фильме "Тридцать три" - при, казалось бы, таком пустяковом зачине... Помню, как возмущались мои наставники тогда Герчуки (муж и жена - маститые искусствоведы), когда в ответ на поклонение перед прославленным Солженицыным, я негромко заметил, что он - слабый прозаик. Да попробуйте перечитать сегодня сочинения Синявского-Терца и Даниэля-Аржака (сам мёрз у здания суда где-то, помнится, возле Баррикадной). Боюсь, но не могу сказать иначе, - почти графомания. Художественная ценность не определяется только политическим звучанием.
Есть и иная - эстетическая сторона, гораздо более понятная, когда, скажем, имеем в виду не литературу, а женщину.
* * *
КУДА ИДЁМ? ЧЕГО ЖДАТЬ?..
Из СМИ: "Мужчина, повредивший картину Марка Ротко в галерее Tate Modern, является гражданином Польши... Картина Ротко "Черное на красном" оценивается в 80 000 000 (восемьдесят миллионов) долларов!"
Вот, оцениваемая ещё дороже, принадлежащая королевской семье Катара, специально охраняемая:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0 ... %BE%D0%BC)
Сами вы повесили бы эту небрежную мазню у себя на стенку?
Что происходит?..
"75 миллионов долларов (т.е. не максимум. - М.Т.) - такую сумму выручили на аукционе за три цветных прямоугольника на картине "Королевский красный и синий" кисти Марка Ротко - одного из самых известных представителей абстрактного экспрессионизма. Первоначально полотно оценили в два раза дешевле, но в ходе жарких торгов цена выросла.
Что касается творчества Ротко, (кстати, выходца из России) другая его работа - "Оранжевое, красное, желтое" была продана ранее за 87 миллионов долларов"...

Какими же надо быть булыжными идиотами - без капли художественного вкуса, воображения и обычного человеческого сострадания, чтобы на такую элементарную мазню психопата, на вытирание кисти о холст, тратить суммы, достаточные для облегчения страданий, да и полное излечение тысяч и десятков тысяч страдающих и умирающих из-за невозможности оплатить больничное содержание, лекарства и необходимые операции...
Это не просто распад вкуса, но - нравственности, природно присущей человеческому существу. и самой цивилизации.
Местный автор Юлий Герцман когда-то с апломбом заявил: "Марк Ротко меня завораживает..."
Для меня это явилось характеристикой не столько мазни, сколько заворожённого.
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1011
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА: соображения, изображения, воображ

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

B.Tenenbaum:
МСТ: "... Соединённые Штаты губит (не исключено - погубит, чего не хотелось бы) то самое отсутствие интеллектуальной атмосферы, и т.д. ...".
==
Ох ... С интеллектуальной атмосферой у нас дело - швах. Об этом знает весь Гарвард ...

Не может быть никаких сомнений в том, что академик В.Е. Захаров - замечательный математик и великолепный физик-теоретик. С крайней деликатностью я упомянул о своём многолетнем друге, которому чрезвычайно обязан, известном своими выдающимися достижениями в области искусственного интеллекта, но баловавшимся, в частности, литературой, к которой не имел достаточного призвания... После этого моего осторожного скептического напоминания панегирики в адрес поэмы "Сталин" Владимира Захарова разом угасли. Мне лично было странно видеть, что далеко не всем внятна довольно рядовая мысль: среди умных людей примерно столько же глупых, сколько среди глупых - умных. Просто, их устремления направлены в разные стороны.

И это в какой-то степени характеризует и нации, и - при сравнении - разные культуры. Когда в вагоне мюнхенском метро вижу молодого человека, углубившегося в книгу, голову могу дать на отсечение, что это учебник ли, инструкция, что-то, во всяком случае, имеющее отношение к профессии, к делу. С большей осторожностью я бы то же сказал об юной девушке: возможен всё же не практический интерес, но - дамский роман. Но тоже не столь часто, как некогда в московском метро.

Мой чрезвычайно талантливый старший внук (как и его брат; в родителях смесь пяти совершенно разных "кровей"!), учившийся в Кембридже на физика, вернувшись в Мюнхен выбрал себе гораздо более практическую стезю - медицину... И я не удивлён. Профессиональные достижения немцев несравнимы (статистически, конечно) с успехами россиян. Но что-то не слышал о том (возможно, ошибаюсь), чтобы поэты в Германии собирали площади и стадионы - как это было в недавней России. Помню, как у меня самого ухнуло сердце, когда единственный раз в жизни под памятником Маяковскому я рискнул выступить с стихами (чужими - об этом было объявлено) - и вся площадь до ресторана "Пекин" замерла в ожидании...

Интеллектуальная атмосфера вырабатывается столетиями - и, как видим, сохраняется (как бы в свёрнутом состоянии) и в самые лихие годины. Смешно, а, может быть, и позорно, когда на меня накатывает умилении при встрече с тюрком, а то и с монголом с великолепной русской речью. Я уже твёрдо знаю, что передо мной незаурядный интеллектуал. Интеллигенция - понятие, как я слыхал, известно только в России.
Не потому ли революция в Белорусии так не похожа на Черную революцию в Соединённых штатах?

P.S. (К тексту выше).
С совместного первопрохождения маршрута в Кухистане в 1958 г. ("Как я провёл тем летом...") дружил я с замечательным математиком-дискретником Дмитрием Александровичем Поспеловым. Вместе написали и опубликовали вероятно первую статью вот на такую тему - "Тайны творчества и кибернетика"... "Димыч" (так его называли в очень тесном кругу) настоял перед редакцией "Смены", чтобы моя далеко не совершенная тогда версия гипотезы послана в США Георгию Гамову... Из его окружения, с которым он меня знакомил, герой романа "Сплетенье ног"; "грузинские" главы этого иронического повествования - наше совместное пребывание на международном симпозиуме в Тбилиси... И т.д.
Да что там! Вот выдержка из обширного некролога:
"Поспелов Дмитрий Александрович... был заведующим Международной лабораторией ЮНЕСКО по искусственному интеллекту при ИПС РАН, руководителем ВНТК «Интеллектуальные системы» РАН, членом редсоветов издательств «Радио и связь», «Энергатомиздат», главным редактором созданного им в 1991 году журнала «Новости искусственного интеллекта». В 1989 году стал президентом советской (позднее — российской) Ассоциации искусственного интеллекта, в 1991-м — председателем Совета советской (российской) Ассоциации нечётких систем, а в 1994 году — президентом Ассоциации «Информационные технологии и компьютерные системы в медицине» и т.д.

Так вот Димыч на протяжении многих лет баловался (извиняюсь, это его слова) литературой и регулярно посылал мне выходившие книжки с личными посвящениями. Упомяну лишь некоторые - они передо мной: "Знак Водолея", "Чужое пространство", "Искания", "Размышления"... Полагаю, как и все авторы (исключений не знаю), ждал моей похвалы. Но всё это были СРЕДНИЕ стихи (рифмы и размер, разумеется, "при деле") и такая же проза. Я не осмелился ни разу написать другу об этом. Но и на похвалу не отважился.
Вот уже год как он ушёл в мир иной. Со времени переезда в Германию мне его очень нехватало. Но заставить себя лгать я всё-таки не смог.

Ремесло - вещь серьёзная. Мой папа, сапожник, поговаривал: "Дураку полработы не показывают". Дима отнюдь не был дураком: многие действующие доктора наук не говоря уже о кандидатах (их множество) ему обязаны. Но, уверен, он бы рассмеялся и похвалил немудрёную формулу холодного сапожника.
Post Reply