Леонид Вайнберг Из жизни еврейского местечка

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Леонид Вайнберг Из жизни еврейского местечка

Post by Weissberg »

Леонид Вайнберг

Свадьба
Свадьбы! Свадьбы - это радость, веселье... русские, украинские, молдавские, еврейские ... А еврейские свадьбы в маленьких местечках были особенные. Тот, кто вырос в местечках и гулял на этих свадьбах, прочитает и вспомнит, а тот, кто родился в большом городе, прочитав, сможет, хоть немного, себе представить.
Еврейские мамы - что говорят они всегда : "Мир зол зайн фар дир" -( пусть мне будет за тебя), независимо от того, сколько тебе лет.
Когда приходит время отдавать дочь замуж, начинаются бессонные ночи, волнения, просьбы ко Всевышнему : "Готеню, лоз зи зайн бай мир а мазылтыке" (Господи, пусть она будет счастлива!)
Вот и пришло это счастливое время - Сарре сделал предложение очень хороший парень; в маленьком городке его все знают: и в армии служил (в таких городках, где все друг друга знают, говорят : «если в армии не служил, так у него какой-то "деффект", (и выйти замуж за парня с "деффектом" очень плохо, ибо скажут: "у нее, наверное, тоже какой-то "деффект"). Вы поняли ...
Ну и, конечно, немаловажно, чтобы Михитоным (сваты) были лайтыше (порядочные). Но я вам скажу по секрету, что может быть им помогли познакомиться, а это часто бывало. И все об этом знают, но никто не говорит.
И наступил этот счастливый день. Молодые сказали родителям, что они решили пожениться. Радость родителей: папы немного сдержаны, а мамы - еврейские мамы -это слезы радости и мольба ко Всевышнему, чтобы все было хорошо. Когда эмоции чуть утихли, надо думать о свадьбе и, конечно, чтобы она была не хуже,чем у других. И что первое - встречаются родители. Теперь они не только друзья, но и Михитоным (сваты). Теперь вы меня поняли, почему я написал, что молодым иногда помогают познакомиться.
Когда встретились Михитоным , надо поговорить о гостях. Так как на идыш невеста называется Калэ, то все приглашенные со стороны невесты называются Калэсад, а жених - Хосун, то все приглашенные со стороны жениха, как вы правильно поняли, называются Хосунсад и, конечно, они чуть-чуть повыше. Вы спросите - почему? Ну, если вам интересно, то я расскажу. Когда-то родственники невесты ходили приглашать гостей жениха, то есть весь Хосунсад, а те собирались у родителей жениха, и, когда они все вместе подходили к дому, где проходила свадьба, то Клэзмэр (музыканты) выходили на улицу и играли большой Вывад. Что такое Вывад, я вам расскажу , только чуть позже.
Родители согласовали день свадьбы и состав гостей. Очень важно, чтобы не было двойных приглашений, а то, как вы понимаете, гости не будут знать к кому они относятся, к Калэсад или к Хосунсад. Чем ближе день свадьбы, тем волнений болыше,-что должно быть на столах, и не хуже, чем у других, чтобы утром не говорили... А это всегда обсуждается...Например, я вам скажу, если будет Ривка дэм Блэхэр (жестянщика), она скажет, что рыба была недосолена, хотя она сама никогда не умела готовить, но что-то сказать же надо. А ее муж Бэрум только и отъедался на свадьбах, так можете себе представить, как он ел!
А сейчас пришло время рассказать о Клэзмэр. В маленьких местечках они были единственные и играли на всех свадьбах. Каждому, кто приходил, они играли Вывад (свадебное приветствие). Но тут маленькое уточнение: кто сколько положит в футляр от инструмента, тому так и сыграют - это их Порнусы (заработок), независимо от того, кто он - Калэсад или Хосунсад. Но для родителей важно, чтобы сыграли каждому. Для этого от каждой стороны стояли, как сейчас назвали бы, Представители. Чтобы никого не пропустить. А то, представьте себе на минуточку, не сыграли Вывад Срулыку дэм шистэр (сапожнику). Да, он всегда говорил, что ему играют короткий Вывад, но
Клэзмэр знали, что он платит меньше всех, что он жадный и, когда кладет деньги в футляр, старается, чтобы поменьше видели. Но Клэзмэр не проведешь! Они знают его не первый год... Но что делать, играть надо... чтобы не было лишних разговоров. Знаете, есть еврейская поговорка: Эйн пинтэлэ ауф ганц кэпэлэ (одно пятнышко на всю голову). А теперь я вам расскажу, как играют Вывод для дорогих гостей.Как вы понимаете, они деньги рукой не прикрывают, наоборот, кладут так, чтобы видели все Клэзмэр. И так, заходит Хаим Беренбойм со своей семьей, он аксщив (заготовитель скота) и он не из бедных и уважаемый человек в городишке.Наступает самое главное. Скрипач на своей фидэлэ (скрипке) начинает играть плавное вступление, а Коленька -руководитель Клэзмэр, как вы поняли, начинает приветствие, громко и очень важно: "Лековид Хаим Беренбойм, лековид зайн вайб Машенька, зайне киндер ошпилун а шейн файн мазултор*. И тут начинает играть весь оркестр и звучит настоящая свадебная музыка. Это надо было слышать! Отзвучала музыка, и, конечно, Коленька подойдет к Хаиму и скажет комплимент Машеньке: «ду быст шейн ви ды вельт» ( Ты красива, как свет). И вопрос: "Будете танцевать под "Койфен папиросы?" (есть такая еврейская песня). И теперь вы поняли, что за все будет отдельно оплачено , какие деньги - такой почет!
Собрались все гости - пора садиться за столы. А на столах - кишечки с шейками, жаркое чолнт, кигул и, конечно, рыба фаршированная, холодное из говяжьих ног без добавления мяса курицы, и множество других блюд. Здесь приведено только основное меню. Очень важный момент - когда все гости сели за стол, Клэзмэр начинают играть трогательную мелодию «базэцун ды Кале» (усаживание невесты). Родители, родственники говорят тосты, пожелания и выпито уже не по одной рюмке, и наступает время спеть, у кого есть голос, и у кого его нет.
Миша Брэйхман ( вы думаете, «кто это?» - я вам помогу- это фотографчик) тоже любил петь, но Боженька не дал ему ни слуха, ни голоса и порой его пение переходило в крик, но тете Тэме очень нравилось, как он поет. Она всегда говорила: «Фотографчик зингт шейн (хорошо поет)». «А почему она так говорила?» - спросите вы. Отвечу, она глуховата и только его крик она могла слышать. Клэзмэр начали играть, когда немного выпито, настроение такое, что ноги сами идут в пляс и первый танец - это шэр (ножницы) в четыре пары. Когда каждая пара выходила встречаться с другой, обязательно надо было притопнуть ногой. Я не знаю, как выдерживали ноги и обувь, но под градусом этого не чувствуешь. Почувствуешь только утром. А Клэзмэр, как полагается, поели с рюмочкой и играют с настроением по заказу и без.
Гриша Зибэлэ был простым бухгалтером и зарабатывал немного, но, когда он выпил, и чуть-чуть больше, потому, что жена на людях не могла его одернуть, так ему тоже захотелось заказать танец. Дома жена устроит ему борохабэ (скандал) за потраченные деньги. Да, почему зибэлэ - так он родился семимесячным!
Пока танцевали, готовился сладкий стол. И, конечно, струдель, который пекли в масле, леках и многие другие сладости. Все это съедалось в 11 - 12 часов ночи и на утро все было хорошо. Сейчас говорят - это нельзя, а тогда можно было; потому, что не увлекались знаниями медицины. Расходились домой поздно, так как в транспорте не нуждались. И поспать можно долыше - второй день свадьбы начинался с обеда. Это было время для обсуждений: кто был на свадьбе и во что была одета невеста, и как вкусно все было приготовлено . А тетя Гитл рассказывала, что она многих не могла узнать. Она забыла, что она не видела их 10-20 лет. Наверное к ней подошел старческий склероз.
В конце второго дня устраивали особое торжество.
В центре зала ставили два стула, на них сажали родителей и на их шеи надевали большие венки из конфет. Каждый из гостей подходил с поздравлением и срывал конфету. В это время звучала очень трогательная музыка. Когда все поздравления
окончены, родителей на стульях подымали и все гости танцевали вокруг. Если вы этого не видели, то представьте себе на минутку.
Родители молодых по традиции давали уходящим с праздника немного угощений: кусочки струделя, леках.
Я описал все, чему был сам свидетелем, чтобы осталась память о жизни евреев в маленьких местечках, потому что таких свадеб больше не будет, потому что не вернутся туда больше евреи!

* лековид Хаим Беренбойм, лековид зайн вайб Машенька, зайне киндер ошпилун а шейн файн мазултор- уважаемому Хаиму Беренбойм, его уважаемой жене Машеньке и его детям сыграем хорошее доброе поздравление.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Леонид Вайнберг Из жизни еврейского местечка

Post by Weissberg »

Леонид Вайнберг


Базар
В каждом маленьком местечке были базары. И каждое
воскресенье люди закупались, в основном, на неделю. Все евреи в местечках тоже ходили на базар. И не имело
значения - парикмахер ты или бухгалтер, сапожник или директор, все закупались на базаре. Что же тут особенного: пошел и купил, ан нет, если бы все просто было, то и
рассказа бы не было. Базары, особенно летом, начинали функционировать очень рано. А так как каждый владел своим особенным и только ему присущим индивидуальным искусством покупать, то и приходили все обычно к открытию.
Лэйбэлэ дер балоголэ (извозчик) говорил всем, что он покупает быстрее и дешевле всех. Но это он врал, а почему - я расскажу всенепременно, но позже.
Покупка петуха идет быстро: подул, где задняя часть, увидел что желтая, а не синяя, пощупал - и покупка состоялась. А с
курицей все посложнее. Мало того, что нужно подуть и определить какого она цвета,надо еще вставить палец, извините, туда, откуда выходят яйца, и определить с яйцом
она или нет. Вы меня, надеюсь, поняли....
Так почему же Лэйбэлэ врал ? Я открою вам одинсекрет. Когда Лэйбалэ расплачивался за товар, так рядом стоял Гершул - парикмахер, его давний соперник по покупкам, и он видел, как тот заплатил 8 рублей за петуха, а когда он шел с базара, то без стыда говорил всем, что уплатил 5 рублей. Гершул рассказал всем, кто пришел на базар, про аферу Лэйбэлэ и, конечно, его
авторитет умелого и удачливого покупателя сразу резко упал, а для маленького местечка это большое событие.
Кстати, к слову, Ицик - дер коваль (кузнец) говорил всем, что он знает иврит, но однажды Мойша -
закройщик увидел, что он во время молитвы держит молитвенник наоборот, и весь
миньян (молитвенное собрание) узнал правду. А потом и весь городок. И это тоже было событием.
Да, я немного отошел от главного.
Покупка состоялась и надо быстро идти домой, чтобы все видели, какого петуха онкупил. И женщины, а у них зоркий глаз, скажут: «Ништ а гон, а индык» (не петух, а
индюк). Даже при том, что он соврал, за сколько он купил, он чрезвычайно горд.
Женщины идут на базар чуть позже, чтобы купить остальные продукты. Например, творог продавали в марлевых салфеточках и, конечно, они должны сверкать белизной, а, если не так, то покупать не надо, потому что продавщица аштынкерун (неряха) и, соответственно, такой у нее продукт. Хотя может быть и наоборот, - женщинам виднее.
И, конечно, перед покупкой надо попробовать. Кто-то отщипнет маленький кусочек, а кто-то такой, что у женщины, продававшей товар, опускалось все внутри, но что делать, надо терпеть - это базар. Сейчас есть разовые ложки, а раньше сворачивали бумажку трубочкой и опускали в сметану - ведь как-то попробовать надо. Можно сказать, еврейская смекалка.
Были женщины, которые не доверяли мужьям покупку живности, потому что они не умеют торговаться из-за своей стеснительности и платят столько, сколько им говорят.
Так где же экономия?
Кацовим (закупщики скота) торговаться умели. И еще как! С прихлопом руки, но об этом чуть позже.
Слава Богу, все закуплено на неделю и пора домой. Конечно бывает несколько случайных встреч, которые растягиваются на десятки минут, но что делать, таковы еврейские женщины, им все хочется знать и все рассказать. Эти разговоры продолжались у резника (шэйхэд). Идя с базара надо было зайти к резнику. Он делал все аф кошер (кошерно), а это не быстро.
Ривка в это время успела всем рассказать, как она срезала крылышки вместе с шейкой и сделала такое жаркое, что хватило на всю семью, такого по их семейной комплектности
не скажешь, но она хочет, чтобы все знали какая она экономная хозяйка. Если шейку кушать вприкуску к картошке, то может это и так.
Чтобы резник мог работать на законных основаниях и сдавать пух-перо в заготовительную контору (была и такая организация и, замечу, там работали в основном евреи), построили маленькое здание - штыбылэ (домик) с вывеской на украинском языке: «Птахор1зка». Резник был очень хороший человек и помимо его основной профессии у него, как сейчас говорят, был маленький бизнес - он занимался сватовством ( шатхун). И как он это делал, он всем рассказывал. Хотя многие знали и кое кто даже говорил про него, культурно выражаясь, не очень хорошо... Шлэймэ -трубочист вспоминал день своего знакомства, как черный день своей жизни. Его жена была старая дева и допекала его так, что он ее выгнал. Да, в каждом деле бывает брак и в этом тоже!
Чтобы все было по закону кошерности, нужно зарезать птицу одним движением, а так как резник много говорил, он мог случайно сделать движение чуть-чуть назад, это уже было не кошерно. Ривка экономная, будем говорить, что она ничего не заметила. Ну не выбрасывать же курицу! Скушается. Тем более, была она не слишком верующая и ходила к резнику, чтобы за эти 10 копеек про нее плохо не говорили. На скотском базаре продавали крупный рогатый скот, свиней, телят. Кацовим подходили, например, к хозяину коровы и начинали торговаться, а, чтобы сделка лучше состоялась, хлопали по руке. А они очень хорошо умели это делать и после очередного хлопка у хозяина начинала трястись рука и он был рад побыстрее продать. И, наконец, сделка состоялась, надо замочить ее рюмкой водки. Так представьте себе - сколько покупок, столько рюмок. Но это не отражалось на их состоянии и качестве покупки. Вас махт аид (что делает еврей) - эр дрэйцах (он крутится): так многие пожилые люди тоже имели свой маленький бизнес. Они закупали телят и продавали кошерное мясо в розницу. Другие - закупали белые сухие грибы (ах какие это были грибы!) и возили в большие города продавать. Только прежде, большую низку делили пополам, иначе какой же это бизнес?
Да, так было. Так жили евреи в маленьких местечках, у них был особый мир со своими радостями и огорчениями.
Всё это - в прошлом...
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Леонид Вайнберг Из жизни еврейского местечка

Post by Weissberg »

Леонид Вайнберг

Местечко

Родное, родное мое местечко!
Не забыть мне тебя никогда!


Маленькие еврейские местечки! (Штэталах)
Сколько о них написано, спето, рассказано, но все они как волшебный ларец: откроешь - и находишь там что-то новое, интересное.
Каждый городок был своеобразен, интересен, потому что там, в основном, жили евреи. Я написал «был», потому что городок то остался, да там уж нет евреев, а, если и осталась пару стариков, то ...
Жизнь в этих городках была спокойная, не суетливая. Люди ходили пешком (городского транспорта не было) в гости, за покупками на базар или в магазин. А если ходили пешком, то и встречались чаще. И об одной встрече двух еврейских женщин я вам расскажу.
И где бы вы думали они встретились? Да, вы догадались. Правильно. У входа в магазин. Вы зададите мне вопрос: «А почему ты решил об этом написать, ты что писатель?»
-"Нет, что вы, разве все евреи могут быть писателями? Просто на меня нахлынули воспоминания о моем родном местечке, о его людях."
Мое счастливое детство прошло в маленьком еврейском городке. И в зрелом возрасте я со своей семьей всегда приезжал к родителям. За все эти годы я видел и слышал много разных рассказов от стариков, очень умных и мудрых. Гулял на свадьбах мит клэзмэр (музыканты), где каждому гостю играли авидад (свадебное приветствие). Ах свадьбы! Эти песни, танцы! А танец «Шэр» (ножницы) в четыре пары! Ах, не буду больше писать, чтобы не расстраиваться. Но, если все же захотите узнать все о еврейской свадьбе, так скажите. Мне доставит большое удовольствие поговорить или ответить на ваши вопросы.
Извините, я же решил написать, как встретились Хава и Брошка. Но, если бы я был писатель, то писал бы правильно, а так, как получится. И все же помэлах (потихонечку) начну.
Хава выходит из магазина. И надо тебе, - ее встречает Брошка. «Да, -подумала Хава-лучше бы я пошла на час позже.» Но что делать?"
-"Ты знаешь, Хава, я тебя давно не видала"-(она забыла, что утром здоровалась, наверное это старость). И, конечно, вопрос(не была бы она Брошка): «Что ты купила (гекейфт)?»
Но у Хавы она ничего не узнает. Почему? Вы правильно поняли: Брошка имеет длинный язык (лайнгэм цинг). В городишке все знали друг друга. Так зачем Хаве,чтобы завтра все все знали.
-"Брошка, идешь домой (гейст а гейм)" ?
-"Аи, Хава, что ты спешишь (вое шпетестэ), постой немножко (штей абисэлэ). У тебя есть обед (ди гаст вармэс)!" (Странно, откуда она узнала?)
Вы, наверное, уже догадались почему Брошка просит постоять. Правильно. Ей хочется поговорить, потому что родных у нее нет. Горе не обошло ее стороной - все в Бабьем Яру лежат, а дети живут в других городах. Муж ее Хаим за сорок лет совместной жизни все знает, и не будет со своей любимой Брошкой говорить про продавщиц, но, слава Богу, есть соседка Хава, она тоже слышала и не раз, но что не сделаешь для соседки:
-"Вейст вое, Хава?" (знаешь что, Хава)
-"Вое?" (Что?)
-"Ася ист зеер агитэ" (очень хорошая)
Но надо Хаве догодаться про кого она говорит. Если возле магазина, значит про продавщицу.
-"Вейст вое зи гит? (Знаешь почему она хорошая?)
Когда я захожу в магазин, она всегда спрашивает: «Как Ваше здоровье, тетя Брошка?"
Надо что - то спросить, чтобы не попасть в ее рот. Ася незамужем. Вы меня поняли? А Рива замужем и всю жизнь работает продавцом. И какой вопрос она может задать -понятно.
-"Так скажи мне, наконец, майнэ шхейнэ (моя соседка), почему Рива ништ азей (не такая)? Она мне говорит «Здрасте» и больше ничего не спрашивает".
А почему она должна спрашивать? Кто она ей такая? Так это и все. Дай Бог, чтобы у всех евреев были такие волнения и заботы. И сколько ни стой, а домой идти надо. Я думаю, вы уже Брошку знаете немножко. Пока они дойдут домой, она найдет о чем поговорить и о чем спросить. Им осталось совсем немного, а для Брошки это самый интересный кусочек дороги. И вы сейчас об этом узнаете.
-"Здравствуйте, тетя Хава!"
-"Здравствуй, доченька Юлечка! Куда ты идешь? (А можно было и не спросить, но надознать еврейских женщин).
-"В парикмахерскую." (Она одна на весь городок с еврейским персоналом)
-"Ой,Хава, вэмэс ди мейделе?" (Чья это девочка?)
-"Велвлс Гершмана".
Пауза.
-"Их вейснихт (я не знаю). Вер ист Велвл Гершман." (Можно подумать, что она знает всех и кто где живет).
Пока они дошли к своим домам, Хава все рассказала, как она, идя с базара, села отдохнуть на крыльце у Михеля Гершмана и что его внучка Юлечка дала ей попить воды и предложила помочь, что девочка "ништ фин ди фулякес" (не из ленивых).
Я дальше писать ничего не буду, потому что они пришли к своим домам, в которых прожили всю жизнь и всю жизнь соседями.
Еврейские местечки - наша память и наша боль. И, если каждый хоть немного помнит,
пусть возмет ручку и напишет вот так, как я. И не стесняясь! Это будет самая благодарная память А я хочу закончить свой рассказ словами с которых начал писать:
Родное, родное мое местечко Не забыть мне тебя никогда!
-
mark fux
активный участник
Posts: 86
Joined: Fri Oct 31, 2008 2:19 am

Re: Леонид Вайнберг Из жизни еврейского местечка

Post by mark fux »

Дорогой господин Леонид Вайнберг!
Спасибо Вам за то, что коснулись темы еврейских местечек, за Ваш живой язык, за "вкусные" вкрапления идиша, за память.
Я позволю себе процитировать несколько строк из Наума Коржавина:
Мир еврейских местечек...
Ничего не осталось от них,
Будто Веспасиан
здесь прошел
средь пожаров и гула.
Сальных шуток своих
не отпустит беспутный резник,
И, хлеща по коням,
не споет на шоссе балагула.

Еврейские местечки - континент, ушедший на дно, как Атлантида и только память старшего поколения позволяет ощутить их неповторимую атмосферу.
Марк Фукс
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Леонид Вайнберг Из жизни еврейского местечка

Post by Weissberg »

Пейсах.

Пейсах (пасха) святой праздник для всего еврейского народа. И какой же праздник Пейсах без мацы? Как ни тяжело было оставаться евреем в роазных условиях , её пекли, и всегда будут печь евреи. В маленьких местечках, например, таких, как Овруч, испечь мацу в послевоенное время было не только и не просто очень трудно, но и опасно. Вот об этом мне хочется поделиться с вами в своих воспоминаниях. Только Святая Вера во Всевышнего и Его помощь помогали евреям печь мацу. Но об этом чуть позже.
После войны люди возвращались в родные местечки со своими семьями. Были среди них очень верующие люди далеко не молодого возраста.
Самым главным в шабес (шабат) было помолиться Всевышнему. Синагог не было, их запретили восстанавливать. Молились в частных домах тайком. Евреи передавали друг другу, в каком доме состоится молитва. Приходили по одному, чтобы не было заметно, занавешивали плотно окна. А когда собирался, как говорила моя мама на идиш, «минен» (миньян), то все говорили: "Аданьк дир Готэню" (спасибо тебе Господи). Дети могли сказать Кадиш по умершим родителям. Родившемуся ребёнку можно было тогда дать еврейское имя. Для родных это была большая радость.Родители приносили угощения и обязательно вино и водку. А когда весь «минен» выпивал «абисэлэ машке» (немножко водки),то сразу начинался оживлённый разговор. Теперь вы понимаете, что и как действует. Выясняли кто лучше знает Тору или кто лучше разбирается в еврейской религии или в еврейских праздниках. Да, бывало кто чуть-чуть выпивал больше и уже говорил не так и его надо было остановить, так ему говорили: «Вос мелэвэстэ мит дэм цинг! (что ты мелешь языком)» .И он успокаивался. Такое тоже бывало. Да, если удавалось провести шабес, так это был маленький праздник! Но были и чёрные дни, когда на них доносили в милицию .Хозяина дома штрафовали, а этих стариков позорно разгоняли. Теперь вы понимаете, почему это был маленький праздник.
И ещё один маленький праздник: выпечка мацы Это было очень опасно, но как верующим евреям остаться на Пейсах без мацы? Это даже представить невозможно. Евреи делились на группы и договаривались, кто у кого и когда будет печь. Мацу пекли ночью. Но один главный вопрос, как принести муку, чтобы не было заметно. Но евреи народ смекалистый. Кто может догадаться, что в детской коляске не ребёнок, а мука. Или в чемоданчике. Почему в чемоданчике? Потому что в городе была одна городская баня и туда все ходили мыться. Так туда кто-то ходил с сумкой, а кто-то с чемоданчиком. И если Мойша шёл с чемоданчиком, его уже никто не остановит и не спросит, что у него внутри: бельё или мука. Вот вам вторая смекалка.
Слава Богу наступал день выпечки мацы. Женщины по очереди приходили пораньше, чтобы всё подготовить, а хозяин дома начинал топить печь да так, чтобы из трубы не шёл чёрный дым, а сизый: он не так заметен. Понимаете, как люди всего боялись. И окна плотно закрывали ставнями. Да, я сейчас пишу немного с шуткой, но тогда людям было не до шуток. Наша очень уважаемая тётя ходила печь для всей нашей большой семьи и, конечно, немножко поговорить! Ещё бы! Такая возможностъ, когда собирались «цен вайбер» (десять женщин) и каждой хочется больше всех рассказать.
Так понимаете, что это было всё на повышенных тонах. А хозяин дома Лэйбл всё время говорил: «Вайбер, ша, вос шраен зи (женщины тише,что вы кричите).» Да и о чём они говорили, я вам тоже расскажу.
Рано утром тётя приходила уставшая, но очень радостная, что у нас на Пейсах будет маца. И, конечно, она рассказывала, кто о чём говорил и как прошла ночь. Ривка сказала, что Цилина дочка «дэм бекер (пекаря) азой ви а ингл (как парень)». Так почему такое утверждение: она коротко подстриглась. А Сара, «дэм балаголэ (извозчика)» , тоже не удержалась и сказала своё слово. Она видела Шлэймэ, сына Бориса, с девочкой: «мистам ис эпес зайн, а хасэнэ (наверное что-то будет: свадьба)» .Так женщины сразу отреагировали: «ды бист тымп ви а голц (ты тупая,как дерево)». Конечно, Саре в этот вечер больше не хотелось от обиды ничего рассказывать. А то тётя Маня ,конечно, вы её не знаете, так она могла сказать такое, что после её слов могло стать «калт ин бух (холодно в животе)». И все это знали. А вот мне она при встрече говорила: «Лёнечка, таткэлэ (папочка)!» Это очень доброе и ласкательное слово, я всегда относился к ней с большим уважением и никогда не проходил мимо, чтобы не остановиться и хоть немного с ней не поговорить. «Таткэле» так просто не называют, это надо заслужить! Да, так почему я не спал и всё слышал? А как же мне не слышать, когда я спал в кухне возле печки на самодельной раскладушке возле двери. Другого места не было, чтобы раскладушка не мешала пройти в другую комнату . Понимаете! Папа вставал рано-рано и, когда он выходил из соседней комнаты, он почему-то плотно прикрывал дверь. Раздавался хороший стук. Так мама говорила: «Вос клопстэ, зол дер кинд шлофун (что ты стучишь, пусть ребёнок спит)». А папа наклонялся ко мне и спрашивал: «Ты спишь?»
«Нет,- отвечал я, -не сплю.» «Так вставай!» Но это уже отдельная история. Так теперь вам понятно, почему я всё слышал.
А так как я «мизинык (младший ребёнок)», то мне больше доставалось работы в подготовке к празднику. Ну не мог же папа поручить моим сёстрам побелить печку, поскоблить волошники (рогачи), достать посуду с чердака, где хранилась «пейсахдыке (пасхальная)» посуда.
А потом начиналась уборка от и до. С комнаты до выхода на крыльцо. Когда было всё убрано, мама меняла на столах скатерти, посуду. И только сейчас я понимаю, как наша квартира становилась особенно праздничной. Папа, по долгу своей работы, не мог ходить на молитву. Ходила наша тётя, а вечером её ждала вся наша семья. Она заходила и на идиш всех нас поздравляла. В нашей семье начинался Пейсах.
Да, так было, так жили евреи в маленьких местечках. А имена во всех моих рассказах я изменил, так лучше, понимаете?! Я постарался написать всё то, что сохранилось в моей памяти. Это рассказ - воспоминание для тех, кто жил в таких местечках и для тех, кто там не жил, но кому это интересно знать, как еврею. А у тех, кто жил в этих местечках, мои воспоминания вызовут улыбку радости и грусти. Я надеюсь...
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Леонид Вайнберг Из жизни еврейского местечка

Post by Weissberg »

Воспоминания

Память еврея, как и человека любой национальности и веры- это память о его святых и о его великих людях.
Эту память я хотел бы возродитъ в рассказе о Святом человеке-Веледницком Ребе-через воспоминания моих родителей, которые слышали о его чудотворных деяниях от своих родителей, т.е. через воспоминания моих предков.
Я уверен,если бы спросили любого еврея,откуда он знает о наших святых, он бы ответил:"От родителей."Поэтому я очень хотел бы,чтобы по истечении времени, простые люди,которые слышали о Святом Веледницком Цадике от своих родителей, не забыли о Нём. И не только не забыли, но и дополнили (устно или письменно) своим детям, внукам и добрым друзьям о Веледницком (Святом) Цадике. Ну,а тот , кто не знал и не слышал о Нём, узнал и услышал о Его добрых деяниях.
Я не знаю глубоко еврейскую религию, да и цель моя другая.Но я точно могу сказать, что Веледницкий Ребе был хасидом.Он прожил очень мало,всего 62 года.
Моя мама,светлая ей память, часто упоминала имя родоначальника хасидизма Баал Шем Това. А на вопрос,как же зовут Веледницкого Ребе, говорила просто: "Веледницкий Ребе."
Всю свою жизнь он посвятил людям, исцеляя их, помогая добрым советом с любовью и состраданьем, а иногда и доброй шуткой. В помощи он никому не отказывалпри жизни и после его ухода в другой мир. Его святой дух и сейчас помогает людям. И так долгие-долгие годы.
Люди, которые сейчас приезжают к нему на могилу за помощю, увозят с собой шмирес (монетки), освящённые на его могиле для себя, для детей, внуков, родных и добрых людей. С ними люди не расстаются и носят при себе. Ещё освещают ниточки, из натурального волокна, их повязывают на руку младенцу.
Верят в Веледницкого Цадика не только евреи, но и живущие в округе люди других национальностей.Они говорят: "Наш Цадик." Сколько бы раз я ни приезжал на могилу Ребе, всегда видел на полочках вишитые рушники (полотенца). Однажды меня потрясла увиденная над дверю надпись большими буквами: "Батя помоги!" Так просто никто не приедет и не напишет. Только горе и святая вера в Его чудотворные дела, могли заставить человека обратитьтся к Ребе за помощью в такой форме.
Я несколько раз ездил в село Веледники и своими руками прикасался к могиле (муверу) Веледницкого Ребе. Мувер-это памятник, построенный из кирпича, только полукруглой формы.
Веледники, очень старое село на Украине в Житомирской области. Ещё в 18 веке здесь поселились евреи и занимались разными ремёслами, разрешёнными в те времена евреям.
В этом селе в очень религиозной семье родился мальчик. Назвали его Исроэл Дов Бэр. С раннего детства родители начали обращать внимание, что он своим поведением отличается от своих сверстников. Больше всего его интересовали книги. Они ему заменяли игры на улице с детьми его возраста. Родители стали так-же замечать непонятные для них поступки и мысли сына.Особенно это видела мама.
И вот что случилось однажды. В очередной раз вся семъя собралась ехать встречать субботу.Было уже поздно. Суббота вот-вот должна была наступить. Родители волновалисъ и просили мальчика поторопиться. Он ответил: "Езжайте сами, я вас догоню." Как можно было их догнать, если они ехали на лошадях, а он ещё ребёнок и дома остался. Но спорить не стали и уехали. Для них такоe необычное поведение сына было не впервые. Каково было их удивление, когда они подъехали к месту встречи субботы и увидели сидящего на пеньке сына. Мамa подошла к нему и сказала: "Ецт майн зын, эфензах ин заг, вер бист ды эмес." ( Теперь,мой сын, откройся и скажи,кто ты на самом деле). Что ответил Исроэл Дов Бэр и как сложились его отношения в семье и с людьми,мам никогда не рассказывала.Да и не знала. Но можно предположить, что с этого момента началась его земная жизнь Цадика.
В наше семье, когда мы собирались вместе, все семейные новости заканчивались рассказами мамы или тёти ( светлая им память) о Баал Шем Тове-родоначальнике хасидизма. Это были умные нравоучения о разных жизненных ситуациях, но я их сейчас не помню точно. А рассказ мамы о грудном ребёнке, которого спас волк, я запомнил хорошо. Она об этом рассказывала много раз и всегда памелах ( не спеша) не добавляя и не пропуская ни слова. И, конечно, этот рассказ был на еврейском языке. Я вам перескажу в моём переводе на русский. И вот я рассказываю.
В одной еврейской семье, к большому счастью родителей, родилсья первенец. Родители захотели его показать Веледницком Ребе и получить от него благословение. Была зима. Они тепло оделись, закутали ребёнка в кожух ( дублёнку) и поехали. И хотя путь до Веледников не такой длинный, но на лошадях и по не утоптанной дороге, они только к вечеру добрались до Ребе. В пути женщину укачало, и она выронила своего ребёнка. Когда они подъехали к домику Ребе, она обнаружила, что ребёнка нет рядом. С криком и плачем они забежали в дом к Ребе и рассказали о своём горе.Мудрый Ребе посоветовал им быстро возвращаться домой непременно той дорогой, которой они ехали к нему. На дороге около леса лежит их ребёнок. Он не замёрз. Над ним стоит волк и согревает малыша своим дыханием. Волка бояться не нужно, он не сделает им ничего плохого. Родители поторопились сделать то, что им сказал Ребе . Они действительно увидели около леса на дороге лежащий свёрток и над ним стоял волк. Из его пасти шёл густой пар. но как же к нему приблизиться? Волк есть волк. Но и Ребе есть Ребе. Если он сказал, что волк им ничего плохого не сделает, значит так и будет. И они стали потихоньку ( памелах) подходить к ребёнку. Когда они подошли совсем близко, волк поднял морду, посмотрел на них и тихонько убежал в лес. Мать бросилась к ребёнку, шватила его на руки, и они побежали к саням. Дома родители развернули малыша, он был жив-здоров. Даже лицо не было обморожено. Вот такая история.
Но на этом мама не заканчивала.Она всегда делала паузу и говорила:
-Вы же понимаете, что это был амалах (ангел) и мы все с ней в очередной раз соглашались.
Думаю вам интересно читать мои воспоминания, потому что такое бывает раз в жизни.Считайте, что вы с родными, добрыми друзьями.
Этот рассказ моя мама, светлая ей память, рассказывала, когда она хотела подтвердить мысль, что советы Ребе святы и к ним надо прислушиваться, если вы приехали к нему за помощью.
У одной семьи не было детей. И женщина решила поехать к Ребе за советом и помощью. Конечно же, об этом узнали соседи. Женщина рассказала Цадику о своём горе. Он её выслушал внимательно, потом дал ей драй риталах (три веточки) и сказал: " Когда будешь купаться, положи в балию эти драй риталах. А что такое балия, вам тоже надо знать. Это большой таз, сделанный из жести. В нём купались или стирали бельё. Кто-то, наверное, ещё помнит.
Когда женщина приехала домой,конечно, соседи пришли узнать, что сказал Цадик. Они встали около окна (хорошо, что дома были одноэтажные)
-Ну,вос дир гезагт дер Цадик?
-Ай,вос эр гезагт? Эр гэгэбэн драй риталах. Вос ист драй риталах? Горнышт. (Ай, что он сказал? Он дал мне три веточки.Это ничего.) Взяла и выбросила эти три веточки через окно.Соседка, у которой не было детей, подобрала эти веточки и сделала всё, как сказал Ребе. И родила она троих детей.
Прошло время. Опять эта женщина приехала к Цадику и говорит:
-Цадик, ты сказал, что у меня будут дети, а их нет.
И получила ответ:
-Ты их выбросила через окно.
В те далёкие времена, когда жил Веледницкий Цадик, в случае радости или бильших проблем, ехали к кому? К Веледницкому Цадику. Люди говорили: "Фор цу Гэйлыкен Цадик" (поезжай к Святому Цадику).
И вот ещё одна история, которую рассказывала мама из времён амол (когда-то).
Была большая семья.Только старший сын был кормильцем. Настало время, когда его должны были забрать в армию на 25 лет. Столько служили тогда. Что делать? Поехали к Веледницком Ребе. Он их выслушал и говорит: "Наскребите глины с печки и насыпьте ему в глаза". Тогда мама говорит: "Цадик, вос ист зайн? Эр верун блинд". (Цадик,что же будет? Он же станет слепым). Но что делать? Цадик сказал, надо выполнять. И парень ослеп.
Прошло время.И мама с сыном снова поехала к Цадику. Зайдя в дом, мама спросила:
- Цадик, что же нам делать? Наш сын слепой.Он не может нам ничем помочь. Нам стало ещё тяжелее жить.
А Ребе её успокоил:
-Не волнуйся.Всё будет хорошо.
Он провёл рукой по глазам юноши и тот вновь стал зрячим.
А теперь я хочу рассказать немного о себе и о более близком времени.
Когда я первый раз приехал с женой в Веледники к Ребе, дверь была открыта. Там молились мужчина и женщина. Мужчина молился стоя, а женщина сидела на стуле. В одной руке у неё был молитвенник, а другой рукой она держалась за мувер и плакала.Её слёзы-это была мольба о помощи или благодарность Цадику. Одно я знаю точно, что они приехали с открытым сердцем и искренней верой.
Когда я вышел из домика, на лавочке сидел сторож, и мы разговорились. Он мне рассказал, что приезжали, как он выразился "большие евреи" и сказали, что если евреи не смогут посещать могилу Цадика, то выкопают могилу целиком и перевезут в Израиль. А наши сельчане сказали:"Мы нашего Цадика не отдадим, потому что при жизни он молился за них и помогал всем, независимо от вероисповедания. И сейчас, когда его душа в ином мире, она равна для всех.
В прошлые годы, когда у Ребе был ёрцайт (годовщина смерти), люди ехали аф кейверовес (могилы отцов) со всех концов в Веледники.Там они молились несколько дней.Местные жители давали поломникам ночлег и помогали, чем могли. У них было не простое отношение к евреям. Веледники - было зажиточное село. Председателем колхоза выбрали еврея по-фамилии Пликман. Ему люди доверили своё благополучие на долгие годы и не ошиблись. Об этом я хорошо знаю. Мой папа был с Пликманом в хороших отношениях и рассказывал мне о председателе.
В беседе со мной сторож всё время подчёркивал святость Ребе. В конце разговора он рассказал , как двое молодых жителей села хотели ограбить копилку, которая находится в домике.Да, там есть такая. Люди молились, а потом бросали пожертвования. Так эти двое взломали дверь, открыли копилку, но денег там не оказалось. Они забыли о святости Ребе.

О дальнейшей их судьбе и рассказывать не хочется.
Мы приезжали к Цадику ещё до реставрации дома, когда окна были закрыты ставнями и пол был земляной. Когда мы туда входили, не было никакого страха, ибо каждый, кто переступал порог этого домика, знал куда и к кому он пришёл. Я спросил у родителей, почему ставни закрыты.Мне ответили: "Так положено". И всё. Сейчас, после реставрации, всё по-другому.
В один из наших приездов дверь была закрыта. Сторожа мы не нашли. Жена сказала: " Ну как же так.Мы приехали и не можем войти". Я сказал:"Не волнуйся, мы зайдём". Видно было, что во дворе строители ремонтировали скамейки.И, как всегда бывает при строительстве, что-то валяется на земле. В данном случае это был гвоздь, который я подобрал с земли. И, не боясь согрешить, открыл им замок. Мы вошли не со злом, а с добром.
В домике было грязно. После посещения людей остались огарки свечей,бумага. Я всё убрал, подмёл и стало чисто. Молиться мы не умели, но искренне просили и благодорили Ребе. Уходя, я этим же гвоздём закрыл дверь, а его забрал с собой на память. Дома я положил гвоздь в коробочку.
Вы может быть мне не поверите или будете смеяться,но я опишу чистую правду о нашем следующем приезде к Святому Цадику. Когда мы с женой собрались ехать, я говорю:"Давай на всякий случай возьмём с собой гвоздь.А вдруг пригодится". Так и было. Сторожа на было. У него свой, никому неизвестный распорядок. Я снова открыл замок своим гвоздём. Мы зашли в домик. Как и в предыдущий раз убрали чисто, (мама сказала бы- ды гимахт балабатым-ты сделал это по-хозяйски) чтобы те, кто придёт после нас, зашли в чистый домик. Мы посидели у мувера Ребе. Помолились,как умели и вышли из домика. Я закрыл дверь своим "ключом"-гвоздём и сейчас, как память, в отдельной коробочке лежат эти два гвоздя.
Тот, кто хоть раз побывал у Цадика, всегда стремится ещё раз приехать к Нему и поклониться на его могиле.
Я делюсь с вами своими чувствами и впечатлениями как простой человек. Я думаю, что вы всё это прочувствуете вместе со мной, если представите себе маленькое местечко Овруч, в котором прошло всё моё детство и юность. Там жили мои родители, к которым я с семьёй постоянно приезжали.
А теперь я хочу вам рассказать, что я услышал примерно в 80-е годы.
Дядя моей жены, Мотик, (светлая ему память) работал таксистом. И, конечно, возил людей в Веледники к Цадику. Вы знаете, если бы ему завязали глаза, то и в этом случае он точно бы приехал в Веледники к домику Цадика. Сидел он в такси на остановке возле автобусной станции, а было это летом, кепочкой прикрыв глаза. Подходит к нему мужчина пожилого возраста с молодым парнем и спрашивает:
-Можете нас подвести в Веледники и обратно?
-Да, садитесь.
По дороге он спросил:
-Откуда вы и зачем едете в Веледники?
-Из Одессы. Мой сын тяжело болен. Мы хотим попросить Цадика о помощи.
Всё это он рассказывал со слезами на глазах. На обратном пути мужчина сказал, что они очень надеются на помощь Цадика и обязательно приедут благодарить Ребе.
Дал Бог прошёл год. И снова лето. И опять же сидит дядя Мотик на остановке в своём таксике. И опять же подходят пожилой мужчина и его сын с просьбой подвезти в Веледники и обратно.
-Почему вы едете в Веледники?
-Наш сын выздоровел, и мы едем благодорить Цадика-Веледницкого Ребе.
Вот такая история. Я слышал её в 80-е годы от самого дяди Мотика.
Кто-то воспримет мои рассказы-воспоминания как сказку, кто-то поймёт святость и чудотворные деяния нашего Веледницкого Ребе. Но главное, что мы были вместе, услышали и прочувствовали, побыли мысленно возле своих близких в атмосфере тепла и душевного покоя. А когда родные люди не с нами, то остаются дорогие сердцу воспоминания.
Post Reply