Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Post Reply
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by Лев Мадорский »

БЕССМЕРТНА ЛИ ЕВРЕЙСКАЯ ДУША?



Философия не часто пересекается с реальной жизнью. Ко многим философским абстракциям, как, например, «вещь в себе», «бесконечность» и т.п. мы лишь слегка прикасаемся в студенческие годы. А потом начисто про них забываем. Но есть философские а, точнее, религиозно-философские вопросы, которые сопровождают нас постоянно. На которые мы ищем ответ. Порой, трудно и мучительно. Ищем и далеко не всегда находим. К таким вечным вопросам относится вопрос о смысле жизни, вере в Б-га, бессмертии души. Последний, по понятным причинам, интересует нас особенно. Причём, тем больше, чем ближе приближаемся к финишной черте. Мне, еврею верующему, но не придерживающемуся религиозных традиций, интересно было узнать, как отвечает на этот вопрос Иудаизм. Я задавал его раввинам, искал ответ в себе, просматривал религиозную литературу...

Прежде всего - что такое душа. По словарю Даля - нематериальное начало жизни, субстрат творческих сил человека. Не совсем понятно. Наука, вообще, не признаёт существование подобной субстанции. Значение, в котором слово это употребляется в быту, в литературе: «Душа болит... Душа разрывается на части... На душе тяжело...» также не вносит особой ясности. Поэтому, когда говорим о бессмертии души, то имеем в виду религиозную концепцию. Которая, впрочем, не всегда оставалась неизменной.

В раннебиблейский период человек рассматривался как единое целое. Между телом и душой не проводилось чёткой границы. В ранних библейских книгах посмертное существование души, если и допускалось (прямых указаний на её бессмертие в них нет), то мыслилось как пребывание в шеоле - обиталище мёртвых. В более поздних произведениях еврейских мыслителей - (Соломоновых Притчах, книге Даниэля) тело представлено как оболочка, которую душа покидает после смерти человека. «Многие из спящих в земле пробудятся,- читаем в книге Даниэля, - одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».

Несколько меняется еврейское представление о душе в эллинистическую эпоху. Так Филон Александрийский (также называемый Филон Иудейский (ок. 25 г. до н.э. – 50 г. н.э.) пишет о небесном предсуществовании души. О её вселении в тело и последующем освобождении. «Если душа,- пишет Филон, - во время земного существования не смогла освободиться от материального начала, то она возвращается на землю в другом теле». Можно сказать, что Филон признаёт лишь две истинные реальности - Б-г и душа. Между которыми, по его мнению, существует вечная, вневременная связь. Всё остальное вторично и несущественно.

Сегодняшнее представление Иудаизма о душе, по утверждению раввинов, с которыми удалось поговорить, наиболее полно выражено в Талмуде. Согласно этой священной книге, душа - независимая от тела сущность. Непосредственно созданная Б-гом. В Талмуде приводится удивительная, на мой взгляд, параллель - душа и Б-г. Душа одухотворяет тело, управляет им, но остаётся невидимой. Б-г наполняет Вселенную, управляет ей и тоже невидим. В Талмуде также сказано (даже религиозные евреи не всегда знают про это), что в канун субботы еврею посылается «добавочная» душа, которая покидает его на исходе субботы. И что во время сна душа восходит на небо, где она черпает новые силы.

В Талмуде не только подтверждается, что душа бессмертна, но и говорится о том, как она существует после смерти. Правда, и тут не всё однозначно и приводятся разные точки зрения. По одной, наиболее распространённой, душа правдника после смерти попадает в рай, а грешника в ад. По другой, душа праведника восходит на небо и пребывает в «сокровищнице» под «престолом славы». Душа же грешника продолжает оставаться на земле, в «темнице». Существует также мнение о том, что связь души и человека не прекращается сразу после смерти, а продолжается несколько дней или даже несколько месяцев.

Новые краски вносит в нашу тему учение Каббалы. В этом удивительном учении душа мыслится как духовная сущность. Сущность эта берёт начало в высшем разуме или некой мировой душе. Функции души определяются её природой: она соединяется с телом, а после смерти, выполнив своё назначение в земной жизни, снова возвращается, используя терминологию Каббалы, к миру чистого света. Другими словами, к Б-гу.
Надо сказать, что иудаистская концепция о бессмертии души не была безоговорочно принята еврейскими мыслителями. Евреи, вообще, никогда ничего не принимают безоговорочно. Некоторые учёные, например, М. Лацарус и Г. Коген (19 век) считали, что Иудаизму чужды представления о бессмертии человека. По их мнению, речь идёт не о бессмертии личности, а о бессмертии народа. Индивидуальная душа увековечивается и приобретает реальное существование, по их мнению, лишь в процессе непрерывной жизни всего человечества. Любопытна на этот счёт и концепция раввина, выходца из Литвы А.И.Кука (1865-1935г.г.), утверждавшего, что смерть - дефект творения. По мнению Кука, еврейский народ должен устранить этот дефект и избавить человечество от страха смерти. Для это нужна самая малость - избавиться от представления о смерти, как о небытии. «Раз после смерти мы продолжаем существовать,- считал раввин, - значит смерти попросту нет».
Но все эти разночтения касаются, как бы, «мелочей». Главная мысль Талмуда не вызывает сомнений: душа не погибает вместе с телом и несёт ответственность за содеянное в земной жизни. Скажу честно, я поверил. Я поверил в бессмертие души. Я поверил в то, что душа дарована нам Б-гом, и мы должны добрыми делами сохранить её божественную суть. Я поверил. И мне стало легче жить.
Last edited by Лев Мадорский on Sat Jan 16, 2010 8:18 am, edited 1 time in total.
Boris
участник форума
Posts: 37
Joined: Sun Jan 10, 2010 11:39 am

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by Boris »

Лев Мадорский wrote: выходца из Литвы А.И.Кука (1865-1935г.г.)
Замечательный был человек, Коен, был главным раввином Израиля.

По-моему, Тора не разделяет души на еврейские и разные другие, по Торе душа любого человека в крови, после смерти душа умирает. Бессмертие придумали фарисеи, садукеи его не признавали.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by Лев Мадорский »

То что не разделяет-верно. Тора, вообще. не упоминает о загробной жизни. В отличие от других религий. Но версий мудрецов и раввинов о душе и жизни после смерти очень различны. И всё же душа не умирает. Во всяком случае, как мне сказал один раввин, если кто-то говорит, что верит в Б-га. но не верит в загробную жизнь, то значит он не верит в Б-га. Впрочем, изучая вопрос, чётких, однозначных трактовок я не встречал.
Boris
участник форума
Posts: 37
Joined: Sun Jan 10, 2010 11:39 am

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by Boris »

Лев Мадорский wrote:То что не разделяет-верно. Тора, вообще. не упоминает о загробной жизни.
О жизни нет, а о душе упоминает.
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by Матроскин »

Лев Мадорский wrote:То что не разделяет-верно. Тора, вообще. не упоминает о загробной жизни. В отличие от других религий. Но версий мудрецов и раввинов о душе и жизни после смерти очень различны. И всё же душа не умирает. Во всяком случае, как мне сказал один раввин, если кто-то говорит, что верит в Б-га. но не верит в загробную жизнь, то значит он не верит в Б-га. Впрочем, изучая вопрос, чётких, однозначных трактовок я не встречал.
Уважаемый Лев,
я, например, очень дружу со своей душой. Могу даже познакомить Вас. Ее зовут Le Mur:
User avatar
asia
активный участник
Posts: 253
Joined: Sun Dec 13, 2009 9:21 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by asia »

Я так понимаю, что уважаемый Борис лично, так сказать, был знаком с равом аКоэном Куком? На себе испытал его замечательные человеческие качества? Или кому-то на слово поверил?
Кстати. О фарисеях и саддукеях. И где же те саддукеи? А мы, фарисеи, здесь. И ничего никогда не придумываем. Потому что знаем: шаг вправо-влево (от Торы) и духовный конвой стреляет без предупреждения. Придумать бессмертную душу - это все равно, что придумать теорию относительности. Это, милейший, невозможно придумать. Это объективная реальность. И даже, представьте, данная нам в ощущениях. Кто в состоянии, конечно, ощущать.
User avatar
asia
активный участник
Posts: 253
Joined: Sun Dec 13, 2009 9:21 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by asia »

Лева! А почему Вы Танью не открыли? Там как раз о душах. И очень подробно. И Даат твунот Луцатто как раз об этом. Сейчас все на русском есть.

Кто Вам сказал, что мы не знаем о дополнительной душе в Субботу? Каждый, живущий по Торе, это понимает. Это же основа Субботы.

Как это душа - независимая от тела сущность?! Очень даже зависимая. Тело для души является тюрьмой. У раби Нахмана об этом очень много. В сущности, весь иудаизм - это о душе.
User avatar
asia
активный участник
Posts: 253
Joined: Sun Dec 13, 2009 9:21 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by asia »

Очень даже разделяет Тора души евреев и неевреев. В крови находится только нешама беэмит - животная душа, которая есть и у зверей, которая оживляет тело. А у еврея есть нешама элокит - Божественная душа. Получается, что у еврея две души. Вторая, совершенная, призвана исправить и возвысить первую.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by Лев Мадорский »

Привет, Ася! Большое спасибо за содержательный, интересный ответ.
Как Вы прокоментируете рассказ о душе русскоязычного ребе. Еврейская душа ( раввин. как и Вы, вводит разделение: еврейская-нееврейская) проходит три этапа:
1. Находится в чистоте и святости возле Престола Славы. Видимо, на небесах.
2. Спускается на грешную Землю и попадает в тягостную ей атмосферу лжи, насилия, жестокости.
3. Преодолевает ( или не преодолевает) трудности. очищается. Пытается приблизиться к совершенству свого небесного существования.
Многое остаётся для меня за гранью понимания. А, главное, почему душа, имеющая святую, Б-жественную сущность не может такой и остаться в земной жизни? Почему ей нужно бороться за чистоту и святость и, нередко, она оказывается побеждённой?
P.S. Ваши ссылки частично читал, но там не нашёл ответа на этот вопрос.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by Лев Мадорский »

Привет, Матроскин!
Ваша душа очаровательна. Как мне сказала жена: " Я, Вань, такую же хочу" Шучу. конечно.
Post Reply