Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

User avatar
asia
активный участник
Posts: 253
Joined: Sun Dec 13, 2009 9:21 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by asia »

Знаете, чем отличается Любавичский Ребе от Моше-рабейну? Все знают, что Моше-рабейну умер, но никто не знает, где его могила. А с Ребе наоборот: все знают, где его могила, но многие не верят, что он умер.
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by Матроскин »

Вы мне напомнили целую серию анекдотов "что общего у ... и какая разница между...". Например, что общего у патефона с огурцом? Не знаете? Эх Вы! Ни тем, ни другим бриться нельзя! (бурный смех, переходящий в овацию!)

Ваш анекдот из той же оперы. ;)
User avatar
asia
активный участник
Posts: 253
Joined: Sun Dec 13, 2009 9:21 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by asia »

Бедный Матроскин....
Ведь в той статейке, что я перепечатала с одного из сайтов, нигде и не говорилось ни о каких ценных прямых результатах исследования биологии Марса. Там говорится о работах по этому поводу. Вы не допускаете, что работы велись достаточно длительный период и были начаты еще при жизни Ребе? Очень многие наши ученые были знакомы и советовались с ним. Он был очень знающим инженером, окончил Сорбонну, учился в Берлинском университете, знал много языков. Его личность потрясала людей, весьма далеких от иудаизма. Мне о нем рассказывал один совершенно светский человек в ту пору, когда и я была такой же.
Милый, бедный Матроскин.... Вы так торопитесь опровергнуть, выступить против, что даже не слышите того, что говорят другие. Это можно увидеть на протяжении этой темы и других тут, рядом. То, что Вы говорите мне, в гораздо большей степени относится к Вам. Вы не задумывались, почему такая агрессия?
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by Борис Дынин »

Лично мне хотелось приобрести бы Веру Бориса Дынина
Лев, в этом я не уверен :?:
ЛИбо моя позиция совершенно неверна, либо Матроскина. Как говорит мой папа: "Либо танцы, либо пение"
Ася, это не так , хотя истина и не посередине, ибо ситуция не описывается линейно:
Ася.................. :!: ....................Мат (извиняюсь за сокращение)
Ваш папа остроумен, но как видно он не ходил на мюзикалс :D
User avatar
asia
активный участник
Posts: 253
Joined: Sun Dec 13, 2009 9:21 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by asia »

Борис! Оставим папу. Ему почти 87 и он стоит на позициях Матроскина, категорически отказываясь есть из кашерной посуды. Поэтому на моей маленькой кухне ЧЕТЫРЕ набора посуды: мясной, молочный, парве и папин (если не считать субботнего, который в буфете в салоне, и пасхального, которого пока нету :( ).
Конечно, он никуда не ходил, поскольку, хотя и был младшим сыном злынского аптекаря (местная местечковая элита), но сразу после выпускных экзаменов в 41 году ушел на фронт, окончив ускоренные артиллерийские курсы и демобилизовался только в 46 из Австрии. А, поскольку даже с фронта ухитрялся отправлять контрольные в какой-то московский институт, приехав в Москву, где жила его сестра, учился в МАИ. Откуда был распределен в Казань на завод Радиоприбор, где и проработал до отъезда сюда. О чем, кстати, не помышлял никогда ни сном, ни духом. И живет здесь уже почти 17 лет. А мама (зихрона ли враха) как раз год тому назад ушла (13 был йорцайт). Они были нормальными советскими евреями и я вместе с ними. Так что у нас в этой Земле уже есть могила. Нам удалось не увеличивать число жертв Холокоста, проведя ее через крематорий, что, как говорят наши мудрецы, ужасно мучительно для человеческой души, существование которой действительно дорогой мне Матроскин с таким жаром отрицает. Мы постарались сделать все, как положено, чтобы помочь ее душе подняться к своему корню. Папа читал кадиш по русской транслитерации, правда, не весь год, а только в начале и в конце. А я просто в синагоге дала труму и уверена, что весь год по три раза в день читали все, что положено.
Ее звали Ирма, Ирма Генриховна. В честь ее прадеда Ермиягу. И из-за этого немецкого имени доблестные работники Министерства внутр. дел не хотели признавать ее еврейкой. Не было у нее оригинального свидетельства о рождении, поскольку они бежали из Ленинграда, когда она была совсем ребенком 12 лет. А копии здесь не признают. Но благодаря моему свидетельству, в котором написано, что отец и мать евреи, мне удалось это доказать.
Мама просила назвать ребенка, который появится у моей дочери, в память о ней. И действительно. Прошлым летом нашелся шидух и в июле мы, ба эзрат Ашем, ждем какого-нибудь сабренка, чтоб он был нам всем здоров!
Замыкаются круги. Мамины дед, отец и дяди построили в Казани синагогу. Которая потом, сколько я себя помню, была Домом учителя. В ней, оказывается, молился большой праведник рав Зильбер, зихроно ли враха. А я теперь задаю вопросы о еврействе его сыну и дочери лично. Здесь, в Иерусалиме.
Когда умирал последний из маминых дядьев, у него обнаружили какие-то коробочки и такое покрывало с полосками по бокам. Поскольку никто не знал, что это такое, все это положили к нему в гроб. А теперь муж моей дочери точно такие же коробочки накладывает каждое утро и подобное покрывало она подарила ему на свадьбу. Это тфилин и талит. И как хорошо, что мы теперь знаем, что это не просто традиция, смысл которой утрачен. Мы знаем, что накладывание тфилина производит в духовном мире какие-то действия, которые ведут к раскрытию Творца здесь, на земле.
Несколько лет назад я наткнулась в нете на заметку. В ней говорилось, что японцы нашли две точки в теле человека, которые нормализуют баланс организма и управляют очень многими процессами. Одна на левой руке напротив сердца, а вторая по середине лба, где начинаются волосы. Самое удивительное, что это обнаружилось только у мужчин! Тогда я была потрясена. Теперь я уже ничему не удивляюсь и воспринимаю все, как должное.
И что гематрия слова "беременность" равна количеству дней беременности. И что гематрия слов, обозначающих в Торе цвета дает прямую зависимость с их длинами волн (щдин наш знакомый не поверил и проверял, чудак, и все сошлось. Благо, этот вопрос очень легко поддается проверке) и еще много всякого такого.

Борис! Ситуация действительно не описывается линейно. Она, как в том анекдоте:
Какова вероятность встретить динозавра на Невском? - 50%. Либо да, либо нет.
Невозможно, уж поверьте мне, женщине, быть немного беременным. Ваши знания намного превосходят мои (в Торе, я имею ввиду. Все остальное неважно). Но одни знания, к сожалению, не приводят к Творцу. У меня есть этому примеры. Надо производить конкретные действия. ТО, что в этой беседе называлось ритуалом, на самом деле единственная возможность совместить несовместимое - бесконечного Творца и конечного человека. Но это отдельный долгий разговор.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by Лев Мадорский »

Здесь некоторые размышления после нашей дискуссии:
В чём разница между атеистом и верующим?

В советские времена, начиная со школы, нам внушали, а мы, живущие в нерелигиозных семьях, верили: религия- «опиум». Все, кто этот опиум раздаёт, независимо, поп, раввин или мулла, обманщики. Впрочем, зависимо. Раввин - в православной стране был самый большой обманщик. Позже, когда вырос, поверил в существование Творца и стал изредка, по праздникам посещать синагогу на улице Архипова в центре Москвы, у меня сложилось другое убеждение. Те, кто по настоящему верит и соблюдает религиозные заповеди- святые. Честные, добрые, милосердные.
В бывшем Союзе я с религиозными людьми близко не сталкивался и сохранил это убеждение до приезда в Германию. Там стал членом еврейской общины, даже работал два года в общине музыкантом. И тут, постепенно, моя вера в моральную безупречность верующих несколько заколебалась. Самый сильный удар маниловским миражам, как это не парадоксально, нанёс раввин из Израиля. Точнее говоря, ( документов его я не видел) тот, кого правление общины взяли на работу в качестве раввина.

Плотного сложения, выше среднего роста, лет 45 -50-ти, раввин имел вид, вполне, по моим понятиям, этому званию соответствующий: кипа, покладистая борода, чёрный, тщательно выглаженный костюм. Был вежлив и улыбчив. Говорил на хорошем немецком (дедушка и бабушка успели эмигрировать в Палестину), интеллигентно растягивая слова. Терпеливо выслушивал рассказы стариков на идиш об их жизни на Родине. С юмором и фантазией проводил Б-гослужения.
Но прошло некоторое время и стали ходить слухи, что раввин (он был женат, имел трёх детей, но в Германию приехал один) настоящий Казанова. Его видели то с одной женщиной, то с другой. А месяца через три он украл из общины дорогую Тору, на общинном мерседесе уехал в аэропорт и улетел в Израиль. Перед отлётом (в стиле Остапа Бендеры - „ привет курочке от петушка») позвонил в общину и сообщил где на стоянке во Франкфурте на Майне можно забрать машину. Специально посылали в Страну Обетованную человека, чтобы разыскать мошенника и вернуть Тору, но тот как в воду канул.

Скажу честно, был потрясён. Поговорил о раввине - Бендере с новым общинным ребе, выходцем из Марокко. Он сказал слова, которые запомнились:
- Человек, который ворует или изменяет жене, не может быть верующим. Не может верить в Б-га. Это исключено. По настоящему религиозный человек - морально чист. Он знает, что моральные заповеди важнее ритуальных.- Ребе помолчал и добавил, подумав,- Человечность важнее Б-жественности.
Раввин был человек широких взглядов. Во всяком случае, на вопрос относится ли это утверждение к другим религиям, ответил утвердительно.
- Путь, которым мы, евреи, идёт к Б-гу.- наш путь. У других он другой. Но Б-г один. И всем, кто искренне хочет жить по его заповедям, Всевышний указывает этот путь. Путь добра, любви и нравственной чистоты
- А как же быть с нетерпимостью многих верующих к другим религиям, с насилием и жестокостью религиозных войн, с сегодняшним исламским радикализмом, наконец?
- У человека свобода выбора. Те, кто выполняет ритуальные заповеди, но нарушает моральные, пошли по ложному пути. Их нельзя считать религиозными людьми.

Почитал Талмуд и понял, что по еврейским понятиям нравственная чистота не добровольное дело. Это не мицва, которую хочешь делаешь, хочешь - нет. Милосердие, доброта, справедливость для человека, живущего по Торе, это заповеди. Которых придерживаться обязательно. В Талмуде сказано прямо и недвусмысленно: « Более великим считается тот, кто обязан и так поступает, чем тот, кто не обязан и поступает»
Раввин, укравший Тору, - бессмыслица и абракадабра. Человек, выбравший путь к Б-гу, выбирает путь нравственной чистоты. Атеист вполне может быть добрым и морально чистым человеком. Религиозный человек таковым быть обязан. В этом разница.
User avatar
asia
активный участник
Posts: 253
Joined: Sun Dec 13, 2009 9:21 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by asia »

Лева, Вы, как человек творческой профессии, несколько эмоциональны и непоследовательны. Вы же сам написали:
Лев Мадорский wrote:Те, кто по настоящему верит и соблюдает религиозные заповеди- святые. Честные, добрые, милосердные.
ПО-НАСТОЯЩЕМУ. А этот, к несчастью, еврей, не по-настоящему.
Талмуд говорит, что за любое маленькое пятнышко на одежде религиозного (ужасно не люблю эт слово, но нет в русском ничего другого) он достоин смерти. Потому что пачкает не только себя, а и всех нас и даже Творца.
Мы же не знаем, по какой причине человек ходит в "прикиде" датишника. Может, он прячется таким образом. Я с этим столкнулась очень близко. Вышла замуж за человека в штраймле. А оказалось, что под этим штраймлом бывший одесский кобель. Никуда не делся, живет себе припеваючи, чтоб он был здоров!
Тут важно совсем другое. Все эти переодетые отвечать будут обязательно. И по всей строгости, какая нам и не снилась. Богу - Богово. Нам, каждому, главное - самим удержаться как можно лучше.
Самое главное, что евреи дали миру, - это не теория относительности, не безумный "Капитал", который, очевидно, никто до конца так и не осилил, не теория о желании сына переспать со своей матерью, а мусар - нравственные законы. Мораль. Этика. У этого слова тот же корень, что и у глагола передавать.

Не разница между атеистом и верующим это. Это разница между нормальным, порядочным человеком и дерьмом.

У нас есть два вида заповедей (мицвот): бейн адам ла Маком (по отношению к Творцу) и бейн адам ле хаверо (по отношению к человеку). Первые Вы называете ритуалами. Хотя и те и другие от Него. ПРосто у них назначение разное. Первые дают возможность приблизиться и ощутить Всевышнего, установить с ним, так сказать, связь. А вторые понятно. Среди этих вторых есть очень важная заповедь (мицва) - судить человека ле кав зхут - в добрую сторону. Т.е. пока не будет абсолютно точно доказано, что человек подлец, мы НЕ ИМЕЕМ ПРАВА думать о нем плохо. Иначе нарушим мицву. Эта мицва считается одной из самых трудных. Наряду с уважением родителей. Настолько трудной, что мудрецы говорят, что лучше иногда человеку быть сиротой, чем выполнять мицву кибуд ав ве эм (уважения родителей). Представляете, какая неимоверная тяжесть?!
Относительно Вашего "раввина" все понятно, нечего и обсуждать. Традиция учит нас, какой урок МЫ с Вами должны из всего этого извлечь.
Там, на Суде нас не спросят, почему мы не были Моше-рабейну. Нас спросят, почему мы не были Львом Мадорским и Асей Иоселевич. Ни один плохой еврей не может повлиять на наши с Вами отношения с Творцом. И ни один еврей не лишен свободы выбора, ни светский, ни религиозный, если он таковым является на самом деле.
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by Матроскин »

Лев Мадорский wrote:В чём разница между атеистом и верующим?

В Талмуде сказано прямо и недвусмысленно: «Более великим считается тот, кто обязан и так поступает, чем тот, кто не обязан и поступает»
Уважаемый Лев, Вы ничего не перепутали? По-моему, бОльшего уважения как раз достоин тот, кто делает доброе дело НЕ по обязанности. Если, конечно, речь идет о добрых делах. :okl

А разница между верующим и не верующим заключается исключительно в шизе промеж ушей, что подтверждается всем известным историческим опытом прямоходящих. :roll:
User avatar
asia
активный участник
Posts: 253
Joined: Sun Dec 13, 2009 9:21 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by asia »

Нет, не перепутал. У нас всегда все не прямолинейно и однозначно. Только прямоходящим с шизой промеж ушей, беднягам, этого не хочется признавать. А может, просто не получается....

Этот вопрос подробно разбирает рав Кушнир в курсе Месилат ешарим. Урок 81, если не ошибаюсь. И комментарий Арье Бараца на Маханаиме к недельной главе Торы Бе гар, книга Ваикра.
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?

Post by Матроскин »

Страсть не люблю цицировать себя любимого, но иногда приходится. Итак:
Рав Адин Штайнзальц.
«То, что в наши дни считается методом изучения буквального смысла текста Торы (то есть пшата), на самом деле, с любой точки зрения, очень далеко от такового. Подлинное его изучение основывается на аксиоме (без принятия которой Тору вообще нельзя понять), что она является Б-жественным откровением. Ее невозможно исследовать и объяснить по аналогии с творением человека (безразлично, великим или малым), принадлежащим к определенной эпохе; подобный подход уничтожает смысл и дух всей Книги».
Итак, основной вероучительный документ можно понять, если принять за аксиому ее божественное (трансцедентное) происхождение.

Но, в то же время, основной вероучительный документ «невозможно понять - невозможно исследовать и объяснить по аналогии с творением человека».

В то же время у человека нет и не может быть знания трансцендентного – бога и опыта бога, поскольку во первых строках монотеизма указано, что бог не познаваем в принципе.

Таким образом, утверждение почтенного Штайнзальца содержит внутреннее приворечие.

Так можно ли понять Тору или нельзя?

Далее Айдин Штайнзальц пишет:
"Но поскольку Тора – книга святая, совершенная и безукоризненно точная, то возможно бесконечное количество ее объяснений методами всевозможных мидрашей (впрочем, в равной мере относящихся к любому пшату). Среди них принципиально допустимы и такие, которые объясняют Тору в контексте той эпохи, в которую она была дана.
Проанализируем логическое высказывание Штайнзальца, которое логике противоречит.

Что мы понимаем под термином «смысл»?
СМЫСЛ, -а (-у); м.: общее логическое содержание, несводимое к значениям составляющих его частей; основная мысль, суть, сущность чего-л. С. статьи. С. событий. С. слова. С. выступления ясен. Прямой и переносный с. Понять с. чего-л. Разъяснить с. чего-л. Вникнуть в с. сказанного. В буквальном смысле слова (совершенно точно, действительно). В широком, полном смысле слова. (разг.; в исходном, подлинном значении слова). Во всех смыслах (во всех отношениях).
Итак, если фраза безукоризненно точна, то она имеет (содержит в себе) точный и однозначный смысл.

Любое толкование смысла безукоризненно точной фразы есть выход за пределы первичных границ этого смысла, другими словами, толкование есть изменение первичного смысла, что противоречит определению «безукоризненно точный». Следовательно, любое толкование безукоризненно точного смысла, кроме его полной и очевидной бесполезности, искажает первичный безукоризненно точный смысл.


Что остается в сухом остатке? Ответ: логика комментаторов священных документов, применяя удачное выражение нашей Аси "У нас всегда все не прямолинейно и однозначно", самая криволинейная и однозначная в мире! :lol: :lol: :lol: :CL :CL :CL
Post Reply