Вправе ли Баренбойм исполнять Вагнера в Израиле

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Post Reply
Лев Гавартин
участник форума
Posts: 40
Joined: Thu Mar 06, 2008 7:58 am

Вправе ли Баренбойм исполнять Вагнера в Израиле

Post by Лев Гавартин »

В дружеском кругу как-то завязалась дискуссия о праве даже самого великого маэстро настаивать на своем репертуаре вопреки мнению общественности и властей. В качестве примера рассматривался давний случай с императором скрипки Яшей Хейфецом.
Во время очередных гастролей в Израиль он включил в свою программу Скрипичную сонату Рихарда Штрауса.
Несмотря на просьбу израильского правительства изменить свою программу, непокорный Хейфец заявил, что музыка выше политики и он не изменит свою программу, так как имеет право сам выбирать свой репертуар. Публика встретила Сонату гробовым молчанием.
На этом и нескольких дальнейших примерах суждения разделились.
Было мнение, что никто не вправе диктовать артисту его репертуар.
В отношении Израиля было и противоположное, базирующееся на истории.
Еще при создании в 1936 году в подмандатной Палестине симфонического оркестра – краткая его история отражена в очерках о Давиде Гаррете этого же автора – Бронислав Губерман заявил, что этих двух Рихардов играть не будем. Речь шла Рихарде Вагнере, музыка которого была признана истинным выражением великого духа Третьего
Рейха, и Рихарде Штраусе, которого в ноябре 1933 года Геббельс назначил на пост Президента Имперской музыкальной палаты.
После войны Штраус был привлечен к суду по обвинению в связях и сотрудничестве с нацистами. Приговор был оправдательным.
В том же 1936 году крупный немецкий дирижер Вильгельм Фуртвенглер пригласил Бронислава Губермана, как гениального скрипача мирового класса, выступить в совместном концерте. Губерман ответил отказом и опубликовал призыв к музыкантам мира не концентировать в странах тирании.
Этим историческим уроком пренебрег великий Иегуда Менухин,
Он сыграл с Фуртвенглером и был обвинен в предательстве своей нации с запретом на въезд в Израиль.
Подробнее об этом трагическом событии в тех же очерках о Давиде Гаррете.
Отношение израильтян к Германии, её музыке, впрочем, позднее и к еврейской эмиграции в ФРГ, строились на вине немцев за Холокост.
Уже в первые месяцы существования Израиля разрабатывался законопроект о полном бойкоте Германии, включая запрет гражданам
Израиля посещать Германию, запрет импорта немецких товаров вплоть до спичек и булавочных головок. Такова была инстинктивная политика.
Большинство израильтян воспринимали этот бойкот как своего рода национальный долг евреев перед погибшими. Учитывая масштабы трагедии, любые разговоры о примирении звучали поначалу издевательством.
Первой возможностью для восстановления контакта стало предложение канцлера Конрада Аденаура о выплате финансовых компенсаций Израилю за преступление Холокоста. Аденауэр назвал эти выплаты
«мерой к душевному очищению от бесконечного страдания».
Для многих граждан Израиля немыслимо было принять финансовую компенсацию за убитого родственника или годы мучений в концлагерях.
И в этих условиях вдруг звучание Рихарда Штрауса на израильской концертной площадке.
Говоря о Рихарде Вагнере, то до конца семидесятых годов никто не осмеливался оспаривать существующий неофициальный запрет.
В 1981 году легендарный музыкальный руководитель легендарного Израильского филармонического оркестра (ИФО) Зубин Мета решил вернуть Вагнера на концертные подмостки страны. Разразился невероятный общественный скандал, в который вмешались и политики. Вагнер не исполнялся.
Следующая попытка исполнить музыку Вагнера была предпринята
Даниэлем Баренбоймом десять лет спустя, в 1991 году.
Некоторые парламентарии и другие общественные деятели оказали мощное давление на руководство ИФО. В частности, с протестом выступил спикер Кнессета Дов Шилянский, впервые слышавший музыку
Вагнера в Дахау. ИФО воздержался от публичного исполнения и
Баренбойм провел лишь открытую репетицию.
Еще через 10 лет Баренбойм таки исполнил Вагнера в Израиле, нарушив обещание не исполнять этого зоологического антисемита, антисемита – идеолога. Именно Рихарду Вагнеру принадлежит выражение «окончательное решение еврейского вопроса».
На Иерусалимском фестивале 2001 года, когда основная программа концерта была завершена, Баренбойм, дирижировавший одним из берлинских оркестров, вызванный на бис, неожиданно для устроителей
фестиваля исполнил… увертюру к опере Рихарда Вагнера «Тристан и
Изольда». Мэр Иерусалима Эхуд Ольмерт назвал поступок Баренбойма оскорбительным, высокомерным, нецивилизованным.
И если Яша Хейфец навлек на себя непринятие публики считая, что музыка выше политики, а великий борец против нацизма
Иегуди Менухин был осужден еврейской общественностью за политическую близорукость, то Даниэль Баренбойм явно и сознательно ставит политику над музыкой.
Директор «Центра Симона Визенталя» назвал 60-летнего Баренбойма
«культурным террористом» и призвал все израильские оркестры бойкотировать Баренбойма.
Но Баренбойм идет дальше. Два года спустя он выступил с фортепьянным концертом из произведений Вагнера в Рамалле, после которого под бурные приветствия террористов Арафата заявил:
«Я чувствую, что мы израильтяне сделали недостаточно, не взяли на себя в полной мере ответственность за решение палестинской проблемы».
Чтобы, по его словам, стать «реальным мостом мира» Баренбойм к своему давнишнему израильскому получает палестинское гражданство.
Кощунством звучит сообщение, что в 2004 году Баренбойм получил в
Израиле ( ! ) премию Вольфа, присуждаемую ученым и художникам за достижения в интересах человечества и дела мира между народами.
Премия присуждается в Израиле Фондом Вольфа с 1978 года, учрежденным Риккардо Вольфом (1887 – 1981) изобретателем, дипломатом. филантропом и является очень престижной,
В области искусства этой премией награждены такие достойные личности, как Марк Шагал, Владимир Горовиц, Айзик Стерн, Иегуди
Менухин, Зубин Мета, Мстислав Растропович.
В настоящее время, в качестве места постоянного жительства ( при всей условности этого постоянства) Даниэль Баренбойм выбрал Берлин.
И здесь, его участие в политических телепередачах демонстрирует неуважительное отношение к своему израильскому гражданству.
Конечно, отношение израильтян к Германии, её музыке- Рихарда Штрауса широко исполняют, немецкой диаспоре, которую считали «отрезанным ломтем» еврейского народа, меняется. Еще Давид Бен – Гурион говорил: «Мы не должны забывать того, что произошло, но мы не можем позволить прошлому влиять на наши действия».
Думается, что это сближение не коснется Рихарда Вагнера, на берете которого, по оценке одного остроумного критика, выросла вся геббельсовская пропаганда.
Так что, для концертов в Израиле даже самый великий маэстро должен подбирать свой репертуар с учетом уроков истории.

Лев Гавартин 27. сентября 2010 года
Last edited by Лев Гавартин on Wed Oct 06, 2010 7:14 am, edited 1 time in total.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Вправе ли Баренбойм исполнять Вагнера в Израиле

Post by Лев Мадорский »

Прекрасно сказано, Лев! Спасибо.
Элиэзер Рабинович
участник форума
Posts: 22
Joined: Sun Nov 16, 2008 6:28 pm

Re: Вправе ли Баренбойм исполнять Вагнера в Израиле

Post by Элиэзер Рабинович »

Элиэзер М. Рабинович - и Р. Штрауа нельзя?
USA - Monday, October 04, 2010 at 16:43:17 (EDT)

Ужасная, дикая нетерпимость!

А что уже и Рихарда Штрауса играть нельзя? Какая чушь! Ведь приговоры и ему, и Фюртванглеру были оправдательными. Так ведь и советских композиторов, так или иначе сотрудничавших с советским режимом, нельзя исполнять.

Штраус всю войну дрожал и спасал свою еврейскую невестку и ее детей - его еврейских внуков, никогда не был членом партии. На своем посту старался исполнять Мендельсона, Малера, а после его критического письма Стефану Цвейгу был снят с его поста. Он переезжал с места на место для защиты своих еврейских родственников. Оба музыканта никогда не были замечены в личном антисемитизме.
Post Reply