Лев Мадорский. Еврейский Нью-Йорк

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Post Reply
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Лев Мадорский. Еврейский Нью-Йорк

Post by Лев Мадорский »

ЕВРЕЙСКИЙ НЬЮ-ЙОРК


В 70-тые годы прошлого века мой папа побывал в Нью-Йорке. Когда просил его какое главное впечатление оставил на него город, он ответил не задумываясь - обилие евреев-полицейских. «Представляешь, почти все полицейские - евреи. К кому не обратишься (папа плохо говорил по-английски) - все понимают идиш». Насчёт всех он, конечно, перегнул. Но, действительно, в Нью-Йорке полицейские, как ни странно, еврейская специальность. Каждый третий полицейский - потомок Авраама.
Впрочем, о полицейских так. Для затравки. Нью-Йорк, самый значительный экономический и культурный центр США - город с самым большим в истории еврейским населением. За 250 лет истории еврейского Нью-Йорка количество иудеев выросло от 23-х (!) (первые евреи приехали в город Яблока, тогда Новый Амстердам, из Голландии в 1655 году) до 1,8 миллионов в настоящее время. Это не удивительно. Нью-Йорк - единственный город мира где евреи, за исключением самых первых лет после приезда, примерно, с 1655 по 1657 г.г., когда им было запрещено владеть землёй, нести военную службу и строить синагоги, не подвергались дискриминации со стороны государства
он сказал, что более всего его поразило обилие евреев-полицейских. Действительно, одна треть стражей порядка - потомки Авраама. Евреи были среди самых первых поселенцев и чувствовали себя в городе яблока всегда достаточно уверенно. Начиная же со второй половины 18-го века, после победы американцев в войне за независимость, полное равенство иудеев в гражданских правах было законодательно закреплено (в отличии не только от Европы, но и от многих других американских штатов ) в конституции штата Нью-Йорк.
Итак, налицо своеобразный феномен. Ещё далеко было до образования Израиля. Ещё далеко до провозглашения первым консулом Франции, а позднее, императором Наполеоном Бонапартом еврейской эмансипации и их полного равенства (оно продержалось, правда, недолго ) с другими гражданами. До этого ещё далеко. А на Земле уже существовал Нью-Йорк. Единственное место, где не было государственного (не путать с бытовым, которого и в городе Яблока предостаточно Л.М.) антисемитизма. И в Нью-Йорк потянулись евреи.
Динамика роста еврейского населения впечатляет. 1655 год - 23 человека. 1700 - ок.100, 2% населения. 1812г. - перед англо-американской войной - 500. Победа реакции в Германии после разгрома Наполеона, а также поражение революции в Германии и Австро-Венгрии привело к увеличению еврейской эмиграции. 1847 год - 15 тысяч, 1860 г. - 40 тыс.евреев, 4 % населения. Но по настоящему массовая эмиграция потомков Авраама из Восточной Европы, особенно, из России и Польши, вызванная тотальной дискриминацией, еврейскими погромами, Октябрьской Революцией и гражданской войной, произошла в период с 1880 по 1920 г.г. В 1890 году еврейское население финансового центра мира насчитывало 225 тыс. В 1900 - 580 тыс. В 1910 - 1,1 миллиона. В 1920 – 1.164.300 евреев, 29 % населения. Значительное количество иудеев прибыло в Нью-Йорк в нацистское время, а также после окончания 2-ой мировой войны. И, наконец, последняя волна эмиграции, связанная с распадом Советского Союза. Тогда многие евреи выезжали по израильской визе, но в Вене меняли курс. И вместо страны обетованной оказывались в США. В том числе, в городе, где возвышается статуя Свободы.
Как же проявили себя потомки Авраама в самом свободном городе мира? Проследим кратко основные направления их деятельности: экономическое, политическое, религиозное и культурное. Уже с конца 17-го начала 18 в.в. евреи занимали видное положение в экономике Нью-Йорка. Особенно в торговле драгоценностями, табаком, рабами. Начиная с 19 века, еврейские коммерсанты Блумингдель, Альтман, Штраус и др. открывают универсальные магазины, впоследствии самые большие в мире. В это время появляются крупнейшие еврейские банкиры и предприниматели - Натан, Лазарус, образуются известные на весь мир еврейские финансовые компании - «Кун-Леб» и «Д.Зелигман» С начала 20-го века формируется слой богатого еврейства из текстильных фабрикантов и торговцев недвижимостью. Об исключительных успехах евреев в предпринимательской деятельности говорят следующий факт: если в целом по Нью-Йорку в начале 80-ых имели собственный бизнес 7 % работающих, то среди иудеев эта цифра достигала 30 %. Примерно такое соотношение сохраняется до настоящего времени. Много лиц с «неправильным» пятым пунктом также среди книгоиздателей и владельцев средств массовой информации - телевидения, радио, газет и журналов.
Немалую роль евреи играли и играют до сих пор в политической, общественной жизни Нью-Йорка. Уже в англо-американской войне за Независимость нью-йоркские евреи (около 2 тысяч солдат и офицеров) приняли активное участие на стороне американцев. Банкир Х.Саломон предоставил Дж.Вашингтону заём в размере 240 тыс долларов. По тем временам сумма весьма значительная. Во время гражданской войны между Севером и Югом (1861-1865г.г.) евреи воевали на стороне правительства Линкольна. Причём, одно воинское подразделение северян (пятая рота восьмого полка) целиком состояла из нью-йоркских евреев. В прошлом веке, как и в наши дни, еврейское население города Яблока активно поддерживает демократов. Евреи (1973-77г.г.- А.Бим, 1977-89г.г.- Э.Коч) избирались на пост мэра Нью-Йорка, депутатами в конгресс от штата Нью-Йорк.
Совершенно особую роль играет еврейское население города Яблока в судьбах диаспоры. Начиная с 1950 года на массовые митинги в защиту евреев других стран собиралось более 100 тыс. человек. На демонстрацию в 1986 году в защиту советских евреев вышло более 300 тыс. В Нью-Йорке находятся штаб-квартиры почти всех общеамериканских, еврейских организаций - Американский еврейский конгресс, Американский еврейский комитет, многих других. В том числе Объединённого еврейского призыва - фонда, собирающего денежные средства для Израиля. Именно эти деньги помогли молодому еврейскому государству выстоять в невероятно трудной войне 1948 года.
Нью-Йорк - крупнейший религиозный центр американского еврейства. В городе более 500-т (!) ортодоксальных синагог. Есть также консервативные и реформистские. Религиозное присутствие иудеев в городе настолько значительно, что в самые большие религиозные праздники, Иом-Кипур и Рош-ха- Шана в промышленности и торговле нерабочие дни, закрыты общественные школы. В городе Яблока находится Иешива - университет, готовящий раввинов для всего мира. В Иешиве - знаменитая коллекция еврейских документов и рукописей. В Нью-Йорке расположен центр хасидизма.
И, наконец, евреи широко представлены в культурной, художественной жизни города. Характерный факт - в Нью-Йоркском Союзе музыкантов более 50% потомков Авраама. Золотые годы бродвейской музыкальной драмы связаны с именами еврейских евреев-композиторов, режиссёров, драматургов. Работает Еврейский музей с богатейшими коллекциями, древними и современнными. Представителями семей известных еврейских финансистов Варбург и Гуггенхайм был основан известный во всём мире музей современных искусств.
Итак, еврейская жизнь в городе Яблока бьёт ключом. Хотя несколько тысяч Нью-Йоркских евреев эмигрировали в Землю Обетованную, а оставшиеся желают друг другу : « В новом году в Иерусалиме», до исполнения пожелания далеко. Еврейский Нью-Йорк был и остаётся крупнейшим центром мирового еврейства. Ярким, могучим, процветающим. Уже более 250 лет...
Post Reply