Новая Зеландия
(Знакомство с новой страной)
Влад Аронов
С детских лет образы далеких странствий навевают мне воспоминания о фильме ‒ «Дети капитана Гранта», где часто звучало слово Тасмания. Подспудно всегда был движим давней мечтой, побывать в далеких странах, но все не получалось. И вот, на самом финише своей земной жизни, представьте, решился на такую поездку. Невероятно, но факт: плыву по тому самому Тасманскому морю Тихого океана! Конечно, ничуть не сожалею. Сплошные чудеса, которые следуют одно за другим. Приходится только удивляться этой стране и, конечно, хочется поделиться с Вами впечатлениями от увиденного. Я уже писал в предыдущей статье, что многие интересные факты об этих краях можно почерпнуть из интернета. Но то, что описываю я, ни в каком интернете не найдете. Моментами, увиденными непосредственно мною, своими глазами, хочу поделиться с читателями. Тому, кто сам планирует такое путешествие, возможно, мои заметки помогут проложить верный маршрут, а тем, кто пока не решается на далекие странствия, будет интересно, что там, в неизведанных краях, на другой стороне земного шара. Конечно, чтобы вникнуть, что представляет собой тот или иной город, через который проходит мое путешествие, какова его специфика, как живут здесь люди, какими заботами они обременены, надо было бы по крайней мере пожить здесь несколько дней. Честно говоря, будь у меня в запасе больше времени, я хотел бы получить доступ в интересующие меня организации и завести контакт с местными жителями. Но, увы, ничего этого я себе позволить не смог. Находясь в каждом месте этой страны только несколько часов, видел свою задачу более упрощенной: описать вкратце, в общих чертах, что внешне представляет собой то или иное поселение этого интереснейшего континента. Это замечание касается всех мест, где побывал. Но если у кого-то будет возможность остаться здесь подольше, ‒ обязательно воспользуйтесь ею! Оно того стоит!
* * *
Страна, к которой пролегло мое путешествие, находится на двух островах, вытянутых с юго-востока на северо-запад. Почти сутки плывем вдоль ее западной стороны. Я долго стоял на палубе корабля, пытаясь хоть что-то увидеть, хоть какой-то свет, т. к. проплывали довольно близко к суше, примерно 2-3 км, но, увы, ничего не разглядел. Тяжело было определить, не зная названия, что это вообще, но точно можно было предположить, что перед нами какая-то гряда холмисто-горного массива, залесенная на всей поверхности. Позже оказалось, что это и есть Новая Зеландия. С ее западной стороны имеются несколько больших фьордов, которые также разделяют территорию. Они настолько большие по ширине и длине, что правильно было бы назвать их заливами, которые на большие расстояния уходят вглубь суши. И эти новозеландские фьорды совсем не похожи на фьорды в Норвегии. Там, фьорды ‒ это расщелины в скальных породах, с почти вертикальными стенками разной ширины, от 20 до 50-ти метров, и длиной до 200 м. Здесь же это целые архипелаги с берегами фьордового типа, местное название которых ‒ шхеры. Кстати, в годы войны в 1941-45 гг. они служили убежищем для немецких военных кораблей. Плавание же в них довольно опасно, так как требует высокой маневренности для избежания столкновения с сушей.
Кстати, хотя Новая Зеландия удалена на много тысяч км от всех стран, интересно и неожиданно было недавно прочесть, что местное племя маори объявило себя потерянным израильским коленом. Это конечно полная ахинея, т.к. исчезнувшие колена в глубокой древности никак бы не добрались бы до этой страны, ‒ настолько огромные это расстояния, в древности, с их средствами передвижения, труднопреодолимые. Даже сейчас не вся эта территория заселена, часть остается труднодоступной. Если с внешней, уже упомянутой мной западной залесенной части суши не просматривается никакая жизнь, но с восточной стороны, у подножья холмов ‒ расположены города и селения. Нескольким таким городам попытаюсь дать краткое описание.
ДАНИДИН
Город находится в холмистой местности, и все улицы очень извилисты как в горизонтальном так и в вертикальном направлениях. На холмах расположены дома одно-двухэтажной застройки довольно примитивного вида. Центр города относительно, благоустроен и приятно смотрится. Дома старой застройки, в основном четырех-пятиэтажные. Есть отдельные восьмиэтажные здания, построенные со вкусом. В самом центре площадь круглой формы, от которой расходятся пять радиальных улиц. Вдоль дороги, идущей от порта к центру, на воде сооружена невысокая дамба, не более одного метра высотой, по которой проложена узкоколейная железная дорога, которая то местами подходит к берегу, то вновь удаляется. В центре на площади много разных магазинов, кафе, где столики вынесены наружу, т. е. жизнь протекает так же, как и в других странах. Много киосков, где продаются разные поделки, изготовленные местными умельцами.
АКАРОА
Вот так, двигаясь по восточной стороне страны, попадаем в следующий город. Корабль заякорился прямо на воде, т.к. порт здесь отсутствует, и маленькими катерами пассажиров перевозят на пристань этого селения. После осмотра этого места сижу на палубе и решаю проблему, как же преподнести читателю то, что увидел. Очень сложная задача, т.к. никак не могу определить, в чем особенность этого поселения. Пожалуй, оно все-таки вполне типовое для этих мест, и этим оно интересно. Корабль тем временем вошел в залив в промежутке между холмами. В районе самой пристани на небольшом участке склона, разбросаны без всякой системы дома одно и двухэтажной застройки. Внизу, вдоль подножья, проложена дорога: это главная улица, на которой, собственно, расположены все официальные учреждения, а также магазины и кафе. Это место очень удачно расположено с точки зрения полной защиты от всех внешних стихийных явлений, т.к. окружено со всех сторон холмами. И есть возможность кораблям заходить в акваторию залива в случае необходимости.
ВЕЛЛИНГТОН
Веллингтон ‒ столица Новой Зеландии. Город расположен в одном из заливов. Порт ‒ большой, дающий возможность швартоваться сразу нескольким океанским кораблям. Порт является также грузовым, здесь постоянно ведутся погрузочно-разгрузочные работы. Основным экспортным материалом является древесина. Наблюдаю за тем, как ошкуренные стволы небольшой длины, 2-3 м, увязанные в пакеты, готовятся к отгрузке.
По типу своей застройки город, несомненно, заслуживает присвоенного ему звания столицы государства. Центр города расположен у подножья холмисто-горной гряды на горизонтальной поверхности, и все улицы строго распланированы. Эта часть состоит из новых, в основном высотных зданий, но не выше двадцати этажей. Есть, правда, отдельные тридцатиэтажные здания и выше. Здания действительно очень красивые. Архитектура каждого строения вызывает восторг. Надо отдать должное главному городскому архитектору. Конечно, в проектировке каждого здания участвовало много архитекторов, но вот главному предстояло скорректировать работу всех, чтобы все здания были в эргономическом и эстетическом «контакте» и гармонично дополняли друг друга. Эту задачу он выполнил блестяще: центр города заслуживает самых добрых слов. Длина магистральной улицы 2-3 км, с участками, где встречается зона индивидуальной застройки, очень удачно вписанная в городской ландшафт. По моему впечатлению, Веллингтон ‒ это композиция красивых новых высотных зданий, протянувшихся вдоль подножья холмов и берега залива, и 1-2-х этажных домиков, разбросанных на большой площади холмов и заполняющих их до самого верха. Домики также построены вдоль извилистой петляющей набережной, протянувшейся на 4-5 км. Они сооружены без всякой системы и не создают никаких улиц. Коттеджи разбросаны буквально по всем холмам, опоясывающим залив. Эти дома на склонах, обнесенные зелеными насаждениями, дополняют красоту города, придают ему особое патриархальное очарование. Тяжело представить, как вообще были построены эти коттеджи на крутых холмах, но как люди попадают в свои дома, поясню. На каждом участке 2-3-х домов построена узкая лестница с поручнями, длиной 40-60 м. Есть и другой вариант ‒ пандус, он менее крутой, чем лестница, но более длинный. Думаю, что преодолевать такой крутой подъем ежедневно, чтобы попасть домой, могут позволить себе только молодые и хорошо тренированные люди. Здесь, в Веллингтоне, 400 тысяч жителей. Надеюсь, большая их часть обладает хорошим здоровьем для таких пеших крутых подъемов.
НЕЙПИР
Город с населением около 60 тысяч человек находится на берегу залива, связанного с морем, ‒ здесь построен порт для захода океанских кораблей и пирсы для грузооборота. Здесь так же, как и в других новозеландских портах, основным экспортным материалом является дерево и разного вида пиломатериалы, аккуратно уложенные в пакеты, подготовленные к отправке.
Большая часть города, расположена вдоль моря, находится на ровной поверхности, застроенной домами. Основная магистраль от порта следует на близком расстоянии от моря, около 60 м, протяженность ее примерно 5-6 км. В полосе от моря до дороги устроены красивые площадки для отдыха, украшенные статуями и памятниками. Меня особенно впечатлила композиция на фоне оригинального ажурного фонтана: на высоком шпиле, до 20 м, установлена статуя девушки, опершейся о морской валун: она улыбается и словно ждет кого-то. Кстати, это местная достопримечательность, считающаяся аналогом андерсоновской маленькой русалки из Копенгагена. Вдоль магистрали и только с одной стороны, противоположной от моря, ‒ улицы, застроенные одно— и двухэтажными зданиями. Здесь также построено множество гостиниц с мансардами, где живописный вид на море создает отличное настроение для отдыха. Все улицы, отходящие от магистрали, застроены домами, в основном одноэтажные, используемыми для жилья. Дома разные по внешнему виду, но улицы построены по четкому плану. А вот на холмах уличный план построек не просматривается, так как на возвышенности сложный рельеф с массой естественных препятствий, поэтому видно, что жилища строились там, где были максимально удачные для этого участки рельефа.
ТАУРАНГА
Порт, куда зашел корабль, находится в заливе Тасманского моря. С одной стороны это пристань для океанских кораблей, а с другой ‒ несколько пирсов для погрузочно-разгрузочных работ, в основном, как и везде в новозеландских портах, приспособленная под экспорт пиломатериалов. Здесь множество деревообрабатывающих фабрик, которые готовят пиломатериалы разной формы и назначения, создают блок-пакеты и отправляют на пирсы для дальнейшего их следования морским путем. Эти пакеты, а также связки ошкуренных стволов запрудили все близлежащие улицы. Слева от магистрали, помимо запаса пиломатериалов, много складских помещений, пакхаузов, которые тянутся на значительные расстояния. По правой стороне от дороги находятся здания одно— и двухэтажной застройки разного назначения. Магистраль идет вдоль моря, через центр города: с одной стороны здесь чудесные пляжи, а с другой стороны трех— и четырехэтажные коттеджи и гостиницы. Здания все красивейшие, разнообразной конструкции, с мансардами и видом на море. Все располагает для отдыха. Находясь в Хорватии, я восторгался коттеджами, но там они все были расположены на холмах. Здесь же вся эта насыщенная красота на абсолютно ровной поверхности. Кажется, что это смотр на лучшее и красивейшее здание. В техническом отношении и в архитектурном плане можно выразить только восторг увиденному.
Ровная поверхность города примыкает к холмам, только частично застроенными домами. Здесь в меньшей степени использованы холмы для заселения, так как много свободной площади с более пригодным для строительства рельефом. Дальше от центра на всех улицах встречаются в основном одноэтажные здания, простые по внешнему виду, но все новые, отремонтированные, ни одной неухоженной хибары мне не встретилось. Вдоль заливов много площадок для отдыха, а на воде столько яхт, что можно предположить, что она имеется в каждой семье. В центре города уже сейчас построены несколько восьмиэтажных зданий, и ведется строительство новой десятиэтажной высотки. Дороги в центре и за городом классные, с красивой развязкой на пересечениях. Вдоль одной из магистралей проходит узкоколейная железная дорога, которая следует вдоль промышленной зоны и служит, видимо, только для грузов.
Здесь занимаются не только промышленностью, но и сельским хозяйством, и для этого есть все условия: много свободных земель и относительно теплая погода круглый год. Есть также хорошие пастбища для скота. В Тауранге видел виноградники: аккуратные участки, где лоза закреплена не только снизу, но и сверху на очень тонких растяжках. Интересно, что между участками стояло несколько улей, а над ними ‒ туча пчел в воздухе, которые, видимо, ждут своей очереди залета в свой дом. У желтого соцветия на лозах пчелы собирают пыльцу. Благодать, да и только. Австралийские вина, вобравшие в себя тепло солнца и богатство природы, очень хорошего качества. Советую попробовать всем, кто этого еще не сделал!
ОКЛЕНД
Пристань для причаливания кораблей, как и все предыдущие порты, находится в заливе Тасманского моря, и он служит только для пассажирских судов. Грузовые пирсы находятся в других местах. Интересно устроен вход и выход из корабля: пассажиры проходят через огромный многоуровневый ангар. Здесь же проходит что-то вроде таможенного досмотра. Интересно, что пристань непосредственно примыкает к основным улицам города. Не часто приходится наблюдать такое.
Хоть город возведен на очень холмистой поверхности, видно, что все постройки велись по четкому плану, с учетом прокладки улиц по сложному рельефу. Здесь нет абсолютно прямых улиц, но его петлеванные линии, с очень грамотно расположенными красивыми многоэтажными домами, настолько удачно устроены, что создают неповторимую красоту города. Помимо замечательных высотных зданий, двадцатиэтажных и выше, здесь встречаются постройки меньшей этажности, а также коттеджи. В нижней части города утроены корты, а также другие спортивные площадки.
Город утопает в зелени, особенно вокруг частных домов. О зеленых насаждениях можно много писать: это и всевозможные деревья, и уникальные кустарники, которые растут только здесь.
Набережная от порта проходит по извилистой линии вдоль залива длиной более 5-6 км. В ближайшей ее части от дороги, на значительной акватории пришвартовано большое количество частных яхт. На дальних подступах к заливу примыкают холмы, на которых плотная застройка одно— и двухэтажными домами. Город с центром и застроенными домами на холмах вокруг города занимает большую площадь, а количество его жителей составляет более 1,4 млн.
Объехав большую часть центра города и, по предоставленной мне возможности, его окраинную часть, беру на себя смелость сравнить этот город со столицей страны Веллингтоном. И, честно говоря, если оценивать по внешнему виду и по масштабу, однозначно отдаю предпочтение Окленду. Конечно, этот город почти в четыре раза больше столицы по количеству населения, так что сравнение не вполне корректно (тем более, количество населения не является основополагающим фактором для выбора столицы государства). Но, тем не менее, во всех отношениях Окленд смотрится лучше столицы. С моим мнением, кстати, согласны многие местные жители.
Население здесь очень разношерстное. Много людей китайского происхождения: девушки-китаянки щеголяют в такой красивой одежке, какой не приходилось видеть в других странах, и это также придает городу свое модное очарование. Просто удивительно, что, страна столь обособленная и удаленная на значительное расстояние от всех континентов, ведет, тем не менее, жизнь, качество которой ничуть не уступает ни в чем всем другим развитым странам. Даже если судить о жизненном уровне только по домам, увиденным здесь, очевидно, что он очень высокий. Еще раз могу только удивляться: может ли экономика этой относительно небольшой страны сравниваться с США и ведущими странами ЕС, но, вместе с тем, должен признать, что ни в одной из названных стран не видел высотных зданий, по внешней красоте и архитектурному решению сравнимых со строениями в Окленде.
При многих положительных качествах, город, фактически находящийся на берегу моря, пляжами похвастаться не может. Не буду описывать почему, просто хотелось, чтобы и пляжи здесь были на высоте. Надеюсь, это в планах развития Окленда.
Завершая свой маршрут, который пролегал, в основном, по воде, хочу сказать пару слов о корабле, от комфортности которого зависел успех всего путешествия. Я провел на корабле 14 дней: собственно, все это время он был моим домом, и многое зависело от его состояния и надежности. Мне повезло, что Тасманское море благосклонно отнеслось к моей персоне и, видимо, приняв во внимание мою не очень устойчивую уже выправку во время морской непогоды и качки, было тихим все дни путешествия. Корабль огромный, 15 этажей, и даже небольшие волны, которые естественно были, гасились дополнительным устройством. В течение восьми дней корабль заходил во все доступные места этой страны на его восточном побережье и, швартуясь в местном порту или у берега на воде, давал возможность пассажирам целый день знакомиться с каждым городом по маршруту следования. Провиант на корабле был отменным, и с точки зрения бытового комфорта в каютах ‒ грех было бы на что-нибудь жаловаться. Спокойное море, безопасность и комфорт определили настроение этого путешествия.
Из последнего залива, где находился Окленд, корабль вышел в открытое море и взял курс на юго-запад в сторону Австралии ‒ Сиднея. Находясь многочасово на палубе, любовался не только морем (а оно удивительное по красоте, сине-голубого цвета, с какими-то невероятными переливами, которые нигде раньше не приходилось видеть). Обратил внимание на птиц, летящих над водой. Я наблюдал за птицами-ловцами рыб в других морях: птица обычно набирает высоту и стрелой уходит в воду. Здесь же было совсем по-другому: в одиночку или небольшими стайками, они летят над поверхностью воды и горизонтально уходят в волну. Не знаю, была ли это ловля рыбы или все же какая-то чудная игра… В прошлые времена слово «Тасмания» навевало на меня какие-то легенды. Я и сейчас пребываю здесь под влиянием какой-то неизведанной тайны…
|