Борис Певзнер: Спасительный крест и евреи

Христианство и евреи

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
admin2
Site Admin
Posts: 175
Joined: Thu Jan 28, 2010 11:38 am

Борис Певзнер: Спасительный крест и евреи

Post by admin2 »

Борис Певзнер
Спасительный крест и евреи


Задумывались ли вы, почему символом Христианства является крест, почему на это римское орудие зверской казни, похуже виселицы, уже почти две тысячи лет молится половина человечества? Задумывались ли вы, почему Всемогущий Бог отдал на эту мучительную смерть своего единственного сына?

Ответ мне дала одна из богословских книг — Приобщение ко Христу (“Communicating Christ”, перевод с англ., авторы К.Лайер, Д.Радлов., Изд-во ВЕЛС, США, 1991). Я встретил в ней утверждение, что распятие Христа было задумано и выполнено Богом как акт искупления грехов всего человечества, и Христос пошел на него вполне сознательно и добровольно. Вопиющее противоречие этого с извечным обвинением евреев в распятии Христа, как в жутком преступлении, поразило меня. Но может быть, такова была лишь точка зрения американских лютеран, написавших эту книгу? Я засел за религиозную литературу, и мне открылось множество материалов, показывающих, что понятие о распятии как великом искупительном благе является одним из главных постулатов всего Христианства.

Свыше полутора тысяч лет обвинение евреев в распятии Христа являлось и причиной и неизменным оправданием антисемитизма в христианском мире. Лишь полвека назад Римско-католическая церковь официально сняла это проклятие с евреев: второй Ватиканский Собор в 1965 году принял Декларацию об отношении церкви к нехристианским религиям, в которой, в частности, говорится:

«Хотя иудейские власти и их служители настаивали на предании Христа смерти, однако то, что случилось во время Его Страстей, не может вменяться в вину ни всем без различия иудеям, жившим тогда, ни современным иудеям.»

(Куцее оправдание, без каких-либо извинений за тысячелетнее преследование по ложному обвинению, но и на том спасибо католикам. Русская Православная церковь даже и такого заявления до сих пор не приняла, и более того, — враждебно отвергает эту католическую декларацию.)

Как видим, ватиканское оправдание состоит в том, что вину конкретных виновников не следует распространять на весь народ. Это справедливо, и для атеистов этого достаточно, хотя здесь и сохраняется признание вины перед Христом какой-то части евреев из его современников. Но для истинно верующих христиан здесь не было сказано самого главного — что распятие Христа было намеренным Божиим Актом Спасения человечества от грехов, то есть не преступлением, а великим благом. А ведь это является главным столпом христианского вероучения — искупительная смерть Иисуса открыла всем христианам двери в царствие небесное. В одном из самых цитируемых мест Нового Завета сказано:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.» (Евангелие от Иоанна, 3.16).

Тема человеческой греховности и борьбы Бога с нею является, в сущности, основным содержанием Ветхого Завета — от грехопадения Адама и Евы через Содом и Гоморру до истребления вселенским потопом погрязшего в грехах рода человеческого, кроме семьи праведника Ноя. Но не только истребление за грехи — в Ветхом Завете была высказана мысль о возможности искупления грехов человеческих страданиями Бога:

«Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказанае мира нашего было на Нем и, и ранами Его мы исцелились.» (Книга пророка Исайи, 53.5).

Зарождающееся Христианство в Новом Завете развило эту мысль в новую концепцию спасения грешников — все грехи человеческие искупаются жертвенной смертью Иисуса Христа, сына Божия. Согласно Евангелию, и рождение Христа, и его жизнь проповедника, и его мученическая смерть были замыслены и исполнены Богом как некая “многоходовая комбинация” ради спасения погрязшего в грехах рода человеческого. Именно поэтому Христос был и Богом и человеком. Он должен был быть человеком, чтобы послужить представителем людей и умереть за их грехи. Он должен был быть Богом, ибо только Бог способен снять грехи всего рода людского.

Христос, естественно, знал всё о замысле Божьем и о своей предстоящей казни.

«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.» (Евангелие от Матфея, 16.21).

О добровольном следовании Христа на казнь по Божьему плану прямо говорят его слова:

"Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?" (Евангелие от Матфея, 26.53, 54).

Христос с негодованием отверг все уговоры учеников попытаться избежать такой судьбы:

«И отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, Сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.» (Там же, 16.22, 23).

Одна из богословских книг так комментирует эту, казалось бы, непонятно резкую отповедь Христа его любимому ученику, старавшемуся его спасти:

«Петр не понимал, что если этой смерти не произойдет, то будут сорваны планы Бога о Спасении. (Выделено мной. Б.П.) Устами Петра дьявол пытался уничтожить работу Иисуса по спасению». (К.Лайер, Д.Радлов. Приобщение ко Христу, Изд-во ВЕЛС, США, 1991).

Такой подход общепринят в богословии. Вот, например, еще два современных комментария:

«Господь Иисус Христос как совершенный человек и Сын Божий, добровольно (так как Он одним словом мог уничтожить всех врагов) принес себя в жертву за грехи людей через распятие на кресте.» (Закон Божий. Для семьи и школы. Изд. 4-е, Нью-Йорк, 1987, стр. 517).

«Христос своей кровью спас, искупил, очистил, обновил, освятил человеческое естество… В литургическом богословии особенно подчеркивается мысль о том, что Христос крестом спасает яко Бог род человеческий. …Смерть и воскресение Иисуса Христа есть одно неразрывное спасительное действие.» (Г.Шиманский, Тайна Спасения. Журнал Московской Патриархии, 1974, .№4).

В наши дни этот же журнал (№ 9, 2013) открывается изречением святого Иоанна Златоуста:

"На Кресте принесена жертва, а где жертва, там отпущение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость."

И в этом же номере помещена статья архимандрита Иоанна "Без креста не увидим мы Христа".

Таких примеров можно найти сколько угодно, ибо Спасительный крест есть одно из основных понятий христианского вероучения.

Итак, распятие было необходимым актом Божьего деяния по спасению человечества от его грехов, и Христос пошел на него сознательно и добровольно. Не будь распятия, он не стал бы Спасителем и не возникло бы Христианство. В чем же тут “историческая вина евреев”?! Они явились лишь одним из орудий в руках Бога для воплощения его столь благотворного деяния. Можно ли представить, что Бог потом их же за это и осудил? Верующие христиане должны бы с негодованием отвергнуть такое допущение о Божьем коварстве и сказать, что замысел подобной антииудейской провокации мог бы исходить только от дьявола, но никак не от Бога. Один из отцов Церкви, великий византийский богослов cвятой Иоанн Дамаскин так писал о результатах распятия:

«Итак, служение демонам прекратилось; тварь освящена божественной кровью; жертвенники и храмы идолов разрушены; насаждено боговедение; почитается Троица единосущная, несозданное Божество, единый истинный Бог, Творец всего и Господь; добродетели управляют; через воскресение Христа дарована надежда воскресения, демоны трепещут пред людьми, некогда находившимися под их властью, и, что особенно достойно удивления, все это совершено через крест, страдания и смерть (Выделено мной. Б.П.) (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4, глава IV. Доступно в интернете.)

Далее он повторяет это еще более ярко:

«Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самою смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом (Выделено мной. Б.П.) (Там же, Глава ХI).

Читая такое, понимаешь, почему на крест молится весь христианский мир. Не понимаешь другого — почему в то же время он проклинает и убивает евреев, предавших Иисуса этому кресту. Как могут священники, проповедуя спасительное значение распятия, в то же время, ничтоже сумняшеси, обвинять евреев в распятии Христа как в страшном преступлении?! Честно ли это?

Изложенные аргументы я опубликовал еще в 1992 году в статье "Христопродавцы?" (газета "Литератор" №25 (129), Санкт-Петербург), затем в израильской газете "Глобус" (№30, 1993). Позднее я повторил их в дискуссии о скандально известном фильме Мела Гибсона ("Страсти Иисуса и спасительный крест", "Новое Русское Слово", 26.03.2004). Но эти материалы не вызвали никакого резонанса, и мне хотелось бы довести их до более широкой аудитории, тем более, что сейчас происходит дальнейший положительный сдвиг в отношениях с католической церковью. В упомянутой выше Декларации Ватиканского Собора 1965 года было сказано:

«Поскольку христиане и иудеи имеют столь общее духовное наследство, Священный Собор желает поощрить и дальнейшее взаимопонимание между ними. Это может быть достигнуто, главным образом путем библейских и теологических исследований и дружественных дискуссий.»

В последнее время Папа Франциск сделал значительный шаг в этом направлении. В своем сентябрьском заявлении он отметил, что евреи — священный корень христианства, и что Бог никогда не прерывал своей связи с народом Израиля. Он сказал:

«Я искренно надеюсь внести свой вклад в то улучшение отношений между евреями и католиками, которое произошло после Второго Ватиканского Собора.»

Быть может, произойдет дружественная дискуссия, в которой евреи могли бы настоять на том, что в чисто религиозном плане предъявленное им обвинение в распятии Христа в корне несправедливо.
Post Reply