В "житейском море". Вл.Янкелевич "Несколько слов об...": «...Великий, сильный и очень умный Израиль демонстрирует явную неспособность выбрать себе правительство. Происходящее политики объясняются различными «красивыми» словами, то… — мы готовы на союз с Ликудом, но без Натанияху, то без религиозных… Правда «без евреев» пока не звучало… Ущерб от этого безобразия трудно переоценить. Израиль демонстрирует слабость, внутренний раскол, а значит — теряет союзников и позволяет врагам рассчитывать на успех в войне...»
Далее у автора очень много насчёт историко-философских проблем. У меня об этом объёмная «Историософия», изданная казённым коштом как пособие для студентов вузов (здесь в сокр. - «Почему китайцы не открыли америку»). Так что позволю себе сразу о «великом, сильном и очень умном Израиле», неспособном, оказывается, выбрать себе правительство.
Чётче: страна в раздрае. Во внешнем мире друзей у неё нет (кроме, разве, отдельных частных лиц, способных в лучшем случае на пламенную публицистику). Всё это, как справедливо замечено самим В.Янкелевичем, сугубо опасно. В таких случаях уместно обратиться к нестандартным решениям. Пусть существующее правительство попрежнему занимается текущими делами — тогда как народ Израиля посредством всеобщего референдума (как это делается, скажем, в Швейцарии) решит: надо ли, чтобы к решающему голосованию были допускаемы все без разбора или — предоставить это право лишь тем гражданам, чей вклад в обеспечение экономической и оборонной выживаемости страны очевиден. Т.е. тех, кто платит (или платил достаточный срок — пенсионеры) налоги, служит (или служил) в Армии обороны...
Прочее население страны отнюдь не остаётся при этом без обычной государственной опеки и призрения. Но — к урнам не ходит.
Только после такой решающей — впрочем, вполне в пределах демократии - реформы возможны следующие. О которых и разговор уместен лишь в дальнейшем.
И хорошо бы помнить: политик это не профессия. Нет такой профессии, как нет профессии - философ; есть - дипломат, юрист-правовед, экономист-международник, историк, специализирующийся на международных отношениях, военный с личным боевым опытом... Парламент, набранный из профессиональных "политиков", сиречь политиканов, озабочен не будущим страны, но только - ближайшими выборами. Исключений - при всём различии индивидумов (не все, разумеется, шкурники) - просто быть не может. Такова в данном случае ПРОФпригодность "избранников народа".
Для меня особенно показателен самоубийственный (если обратимся к репутациям) спор под самый конец уже проигранной 2-й Ливанской войны министра транспорта генерал-лейтенанта Шауля Мофаза (в прошлом нач.генштаба и министра обороны) с министром обороны Израиля Амиром Перецом - до этого своего назначения профсоюзного деятеля... (О чем - "Актуалия" ниже: "Горькие плоды поражения" (полностью - "Война и МЫ").
Министр обязан быть специалистом в своей профессии, НО также обладать навыками опытного руководителя. Должен быть не голосующим политиканом, но - решающим деятелем.
Только в этом случае страна имеет ДЕЙСТВЕНОЕ правительство. Без которого Израилю не выжить в немилосердном "житейском море". * * *
СВОИ СВОИХ НЕ ПОЗНАША... Ну, никак не распрощаемся с хроническими предубеждениями. Во-первых, о том, что расставание с Газой не просто ошибка — трагедия. Во-вторых, что палестинцы-де, оттяпавшие нашу законную землю, вообще не народ. В третьих — что наши ортодоксы являются душой этой Святой земли и лелеять их святая, опять-таки, обязанность всех израильтян… Можно бы добавить. Но для начала достаточно.
Итак, «представьте на минуточку», как говорили в моём Бердичеве, что два с половиной миллиона газаватов (в очень далёком прошлом — филистимлян, даже не семитов), ненавидящих нас, не собрались бы - к счастью! - на крохотном (даже по израильским масштабам) клочке земли — меньше трехсот кв км (с мой ныне город Мюнхен), но разбрелись бы по всему Израилю… Вот тогда бы, конечно, была как минимум драма. А сейчас т.с. мистерия со сценическим действием и длительными антрактами.
Мне из Мюнхена говорить такое жителю Ашкелона — конечно, свинство. Но если бы Газа была еврейской, а газаваты гражданами Израиля, - вот тогда бы, действительно, была бы трагедия…
Представьте также (я об этом пишу давно уже не первый год), что палестинцы — наши отнюдь не двоюродные братья, как арабы, но вполне родные. Загляните для верности в 4-ю Кн. Царств, поинтересуйтесь генетическими данными... Да, это те самые пресловутые «Десять исчезнувших колен», которых наши же ретивые борзописцы загнали — представьте себе — даже в Японию. («Поэтому японцы такие умные!») Но это в древности — пахари и пастухи, основная масса населения, которая ни к чему была никакому завоевателю; они оставались пасти скот, пахать, сеять и собирать скудный урожай. Им пришлось, во избежание худшего, принять религию очередных завоевателей — ислам (с его обещанием загробной жизни, что было упущено Б-гом при даровании Торы) — и остались верны ей, как, скажем, славяне-босняки — христиане до турецкого завоевания. Случай, вообще, нередкий.
И, если от газаватов желательно быть подальше, то к палестинцам лучше бы поближе. Тем паче, что в массе они придерживаются довольно умеренного ислама, вспышки террора, провоцируются политическими деятелями, обстоятельствами. И скромный по составу Объединённый арабский список в Кнессете мне кажется вполне уместен.
Биньямин Нетанияху решительно отверг идею правительства национального единства с участием арабских партий: "Может сформироваться правительство меньшинства с участием сторонников терроризма в Кнессете, которые вредят государству Израиль и хотят преследовать солдат ЦАХАЛа как военных преступников... Правительство, которое поддерживается арабскими партиями, это «правительство «Хизбаллы», ХАМАСа и Ирана».
Бени Ганц в ответ заявил, что и раньше на переговорах с «Ликудом» они «разговаривали со стеной», но теперь возникла прямая опасность для государства: «В последние два дня истерия побила новые рекорды. И мы узнали, что мы в опасности. Не из-за третьих выборов, не из-за ракет в Беэр-Шеву. Все граждане Израиля получили опасную демонстрацию лицемерия, лжи и подстрекательства». Премьер должен «немедленно прекратить нападки на арабских граждан и начать переговоры напрямую и по-настоящему. Вместо того, чтобы бояться — давайте поговорим».
Словом, пусть крохотный, но, что ни говорите, залог примирения. Если — из политических игр будут убраны действительные провокаторы конфликта — иудаистские ортодоксы. Для моих читателей эта моя позиция не нова — так что незачем распространяться. Но я ещё помню впечатление (перехватившее горло) некогда от выступления с трибуны Кнессета председателя парламентской партии ШАС Элиягу Ишая: «Демократы говорят о равенстве людей… Но какое может быть равенство между евреем и гоем!».
А мы тратим так много усилий,выясняя, откуда, всё-таки, этот гадкий неискоренимый антисемитизм...
|