Недельная глава Торы от рава Зильбера

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

«Ноах»
Глава «Ноах» книги «Берешит» начинается словами «Вот жизнь Ноаха» и рассказывает о праведнике Ноахе, лучшем человеке в неправедном поколении, которое называют поколением потопа. Всевышний обрушил с небес сорокадневный потоп, вместе с этим поколением уничтожив все живое на земле. Уцелели только Ноах, три его сына: Шем, Хам и Ефет — и их жены. Они спаслись в ковчеге, построенном Ноахом по приказу Всевышнего. По приказу Всевышнего Ноах ввел также в ковчег по паре от всех животных, птиц и пресмыкающихся (от чистых, т.е. кашерных, животных — по семь пар).

Глава рассказывает далее о потопе, новом заселении земли, строительстве Вавилонской башни, родословной сыновей Ноаха, рождении первого еврея — Авраама.
КАК СПАССЯ РЕЭМ?
Под редакцией рава Бенциона Зильбера на основе книги «Мааян а-шавуа»
В нашей недельной главе «Ноах» рассказывается о Потопе, погубившем всё живое на земле. За что мир постигло наказание?
Мир был извращён. Людей не сдерживало ничто; порча захватила и животных. Они также исказили путь свой на земле, различные виды скрещивались между собой. В результате этого рождались гибриды, странные и жуткие. Всевышний решил вернуть мир «на прежние рельсы» и уничтожить все эти исковерканные создания.
Но было одно гигантское, устрашающих размеров животное, которое не являлось гибридом, — Реэм. Царь Давид, когда пас стада своего отца, увидел лежащего Реэма и принял его за холм. Он вскарабкался на этот «холм», и тут Реэм вдруг поднялся. Давид очутился между небом и землёй… Он взмолился к Всевышнему, прося Его: пусть Реэм снова ляжет, чтобы с него было можно сойти. Так и произошло, и Давид возблагодарил Всевышнего: «…от рогов Реэмов Ты ответил мне!» (Тэилим 22, 22; и см. Ялкут Шимони к этому стиху).
Как следует понимать слова мудрецов об огромном Реэме — буквально или аллегорически, — это отдельная тема. Определённо, слова мудрецов могут многому нас научить. Рассмотрим эту сторону вопроса.
Поскольку Реэм не был гибридом, ему не полагалась гибель.
Мудрецы спрашивают: как этот Реэм уместился в ковчеге? (Звахим 103б). Как он спасся от Потопа? Приведём толкование рабби Хаима Крайзвирта, раввина Антверпена, благословенна память праведника. Он говорил так:
Следует понять вопрос Гмары. В другом месте Талмуд спрашивает о самом этом вопросе: «Какое практическое значение это имеет? Что было, то было» (Йома 5б). Ведь Талмуд — не учебник истории, а книга наставления. По-видимому, и обсуждение того, каким образом спасся Реэм, чему-то нас учит. Чему же?
Гмара высказывает предположение, что Ноах взял в ковчег детёныша Реэма, самого маленького из Реэмов. Затем Гмара отвергает это предположение: нет, даже самый маленький детёныш Реэма не поместился бы в ковчег — он тоже был слишком велик и мощен для этого. Как же тогда Реэму удалось спастись? — он держался вблизи ковчега. И хотя воды Потопа были кипящими, тут произошло чудо: вокруг ковчега вода была холодной, чтобы не растворилась смола, которой он был осмолён. Но остаётся неясным, говорит Гмара, как же Реэм дышал? Ведь от вод Потопа поднимался ядовитый пар. Только в ковчеге воздух был чистым и прозрачным. Отвечает Гмара: кончик носа поместил он в ковчег, дышал воздухом ковчега и так спасся.
Это притча, содержащая ряд образов: потоп, ковчег Ноаха, Реэм. Потоп — страшное наводнение, уносящее грешников в бездну. С духовной точки зрения — не являемся ли мы поколением потопа? Потопа неверия, извращения и грязи? Бешеной погони за пустотой, когда заботы и напряжение всё прибывают, и мы тонем в них. Кто может спастись от потопа?
А в водах потопа плывёт ковчег Ноаха. «Ноах был человек праведный» (Бэрейшит 6, 9) — это праведники, ученики мудрецов («Учили мы, что учил Ноах Тору» — Раши, Бэрейшит 7, 2). Ноах отделён от Потопа. Праведник живёт в мире сияния и святости, мире Торы и чистоты. С ним — его семья и творения, которые не исказили свой путь. Это — те, кто окружает мудрецов, находится с ними в «ковчеге». Мир йешив. Там воздух чистый и прозрачный.
Но как же быть всем тем, кто не может поместиться в ковчег, тысячам тысяч евреев вне йешивы и бейт-мидраша, — неужели им суждено быть унесёнными духовным потопом и погибнуть, не дай Б-г?
В этом вопрос Гмары: а что же с огромным Реэмом, который не помещается в ковчег?
Дальше следует предположение: Ноах взял в ковчег детёныша Реэма. Т.е.: спасение этих евреев в еврейском воспитании и образовании для их детей. Тот, кто посылает ребёнка в серьёзную религиозную школу, — спасает его от потопа.
Но оградить одних лишь детей недостаточно. Взрослым также необходимо «держаться вблизи ковчега». Находиться в атмосфере Торы, в религиозном обществе. Если «отплыть» слишком далеко, ядовитая вода обожжёт!
Но и это ещё не всё. Ведь воздух везде, кроме ковчега, отравлен! Поэтому надо «поместить кончик носа в ковчег». Вдыхать воздух Торы, посещать уроки Торы.
Только так можно уцелеть в потопе.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

«ЛЕХ ЛЕХА» («ИДИ»)
Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г-сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б-г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот.

Спустя какое-то время по приходе Аврама в Кнаан в стране наступает голод, и Аврам с семьей спускается в Египет. Правитель Египта Паро забирает прекрасную Сарай к себе во дворец, за это Б-г поражает его и всех его домочадцев язвами. Паро возвращает Сарай Авраму, и Аврам возвращается в Кнаан.

По возвращении в Кнаан Лот отделяется от Аврама и уходит жить в Сдом.

Во время войны между местными и окрестными царями Лот попадает в плен. Аврам нападает на врага и освобождает племянника.

Аврам, у которого по-прежнему нет детей от жены Сарай, женится на своей рабыне Агар. У него рождается сын Ишмаэль, будущий родоначальник арабского народа. Всевышний переименовывает Аврама в Авраама, поскольку ему, по обещанию Всевышнего, предстоит стать отцом множества народов ( «Ав» — «отец», «амон» — «множество»).

Далее следует еще одно подтверждение Всевышним вечного союза с Авраамом, обещание отдать навеки Кнаан, и требование в знак союза отныне делать обрезание мужчинам-потомкам Авраама на восьмой день от рождения, что будет знаком завета (союза) на теле каждого еврея. Всевышний сообщает, что Сара родит Аврааму сына, что он будет назван Ицхаком и что, говоря о союзе, Он, Всевышний, имеет в виду именно эту ветвь потомства Авраама.

Авраам в тот же день делает обрезание себе и всем домочадцам. Аврааму в это время девяносто девять, его сыну Ишмаэлю — тринадцать лет. «Я, АВРААМ, СЫН ТЕРАХА, БОРОЛСЯ С ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ…»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе Лех Леха Тора рассказывает: когда Авраам услышал, что Лот, его племянник, попал в плен во время войны четырёх царей, он собрал своих людей, выступил на войну и Всевышний помог ему. Авраам победил этих царей и освободил своего племянника Лота.
Тора подробно рассказывает, как перед этим четыре царя разбили несколько племён-гигантов и армии пяти городов, включая Сдом и Амору.
Всё закончилось благополучно, Авраам победил четырёх царей, освободил Лота.
Но остаётся вопрос: силы, определённо, были не равны. Армии четырёх царей силой и мощью во много раз превосходили людей Авраама. Как же Авраам мог вступить в войну, когда по реальному соотношению сил вероятность погибнуть была очень велика?
Благородное побуждение — вызволить племянника из плена, но какое право он имел так поступать? Тора не даёт человеку права идти на верную смерть в подобных обстоятельствах: «Лишь кровь вашу от вашей души Я взыщу…» (Бэрейшит 9, 5).
Сказано в Сефер Хасидим (677): ситуация — грабители требуют денег и человек знает, что не может им противостоять, а отдав деньги, избежит смерти. Бывает, он принимает другое решение — «Если заберут деньги, зачем жить?». Приняв подобное решение, человек преступает запрет самоубийства («Лишь кровь вашу от вашей души Я взыщу…»). Чтобы не преступить запрет, он обязан отдать деньги грабителям. И если во время пожара человек, рискуя жизнью, бросается в горящий дом спасать свои деньги, он также преступает запрет самоубийства.
Как же Авраам мог вступить в «безнадёжную» войну?
Мой отец и учитель, рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, отвечал на этот вопрос так:
В этой же недельной главе Авраам говорит Лоту: «…мы люди-братья» (анашим ахим анахну, Бэрейшит 13, 8). Раши объясняет это так: «Похожие внешне». Лот был чрезвычайно похож на Авраама.
Как известно, когда Авраам понял, что у мира есть Хозяин и Руководитель, он стал объяснять это людям. Вокруг него сложилась большая группа сторонников, за ним шли.
Интересно, что Рамбам (Маймонид) пишет (Морэ Нэвухим 3, 29), что читал об Аврааме в набатейских книгах: «За ним шли многие люди, и царь его преследовал».
Нимрод, царь Вавилона, опасался распространения влияния Авраама. Он посадил Авраама в тюрьму на долгие годы в надежде, что это вынудит его поклониться идолам. Видя, что это не помогает, бросил Авраама в известковую печь, откуда Б-г его чудом спас. Нимрод — он же Амрафель, один из четырёх царей.
Как мы помним, Лот внешне был очень похож на своего дядю Авраама — настолько, что можно было легко принять одного за другого.
Весьма вероятно, что захват Лота был одной из целей этой войны. Нимрод-Амрафель понимал, что на Лота можно воздействовать уговорами, подарками — «налив ему ванну водки» — или угрозами, и Лот сделает то, что от него потребуют. А потребуется от него следующее:
Митинг при большом стечении народа. Объявляют: «А сейчас мы даём слово Аврааму». И Лот начинает свою речь: «Я, Авраам, сын Тераха, боролся с идолопоклонством и много говорил о Едином Б-ге. Но потом я повзрослел и многое понял… Ознакомился с марксизмом-ленинизмом, дарвинизмом и осознал, что, конечно, царь Нимрод прав. Нам следует и впредь поклоняться идолам…».
Так будет уничтожено всё, что Авраам сделал в своей жизни, будет уничтожено его влияние на людей, приводившее их к вере в Единого Б-га. Это будет страшное осквернение Имени Всевышнего — хилуль а-Шем.
Поэтому Авраам понял: желание Б-га — чтобы он выступил на войну. И Б-г ему поможет. Как оно и случилось.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

«ХАЕЙ САРА» («ЖИЗНЬ САРЫ»)
«И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет…» (Берешит, 23:1). Глава сообщает о смерти Сары, жены Авраама, и подробно рассказывает о приобретении Авраамом пещеры Махпела, где он хоронит жену.
Важное место в главе занимает выбор невесты для Ицхака, сына Авраама, и его женитьба.
МИЦВА И ДЕНЬГИ
Рав Бенцион Зильбер

Эрец-Исраэль дана нам Всевышним, говорит мидраш, но наше право на три места в ней обосновано еще и земными законами. Это место, где расположена могила Сары, место для Храма и место, где похоронен Иосеф. Первое приобрел Авраам-авину, второе купил царь Давид, третье куплено нашим праотцом Яаковом. Отметим интересный факт: именно на них (на Хеврон, Храмовую гору и могилу Иосефа) особо претендует сегодня арабский мир. Мидраш указывает, что вся остальная территория Эрец-Исраэль евреями завоевана. А эти места куплены у законных владельцев – и наше право на них обладает особой силой.
Недельная глава подробно останавливается на покупке Авраамом для семейного кладбища пещеры Махпела, в деталях описывая отношение к сделке продавца – Эфрона и покупателя – Авраама.
В Кнаане Авраам жил среди хетийцев. После смерти Сары хетийцы предлагали Аврааму как почетному пришельцу в их стране похоронить Сару в лучшей из их гробниц. Каждый готов был отвести ей место на своем семейном участке. Несмотря на то, что по обещанию Всевышнего эта земля как часть Эрец-Исраэль в будущем должна принадлежать его потомкам, Авраам отказался и сказал, что хотел бы приобрести в собственность пещеру Махпела, расположенную в конце поля хетийца Эфрона. В конце поля – т. е. так, что ее продажа не помешала бы Эфрону пользоваться полем по-прежнему.
Эфрон проявил невиданную широту души, заявив, что готов отдать и пещеру, и поле. За щедрым жестом, однако, крылся намек: возьмешь пещеру – поле будет уже не то, бери и его. Подоплека ясна: за пещеру что выручишь? А вот поле – это уже серьезные деньги. Но ведь он как будто вел речь о подарке? Да. Впрочем, Эфрон ничем не рисковал. Он знал, что при малейшем намеке Авраам ему заплатит. И Эфрон говорит: дам тебе и поле, что между нами четыреста шекелей? С одной стороны, понимай так, что Эфрон готов поступиться ради Авраама такой пустячной суммой, с другой – сумма настолько не пустячная, что на нее можно было бы купить чуть ли не восемьдесят полей (Стайплер сравнивает ее с ценой в 100 ксита – 1 шекель был равен 20 ксита, – за которую в свое время приобрел поле примерно того же размера Яаков, – см. гл. «Ваишлах»).
Сказано в Торе: «И услышал Авраам Эфрона» (Берешит, 24:16), точнее – «внял». Говорит Рашбам: умному достаточно намека. Авраам при всех отвесил Эфрону четыреста т. наз. больших (сегодня мы бы сказали: конвертируемых) шекелей, которые были дороже обычных. Сделка состоялась. Заметим, кстати, что имя Эфрона, которое Тора до сих пор и далее пишет с буквой «вав», при описании сделки пишется без «вав». Такой пропуск буквы в Торе обычно означает ущербность: может быть, Эфрон и стал богаче деньгами, но много потерял в духовном отношении.
Только после этого, указывает Тора, Авраам похоронил Сару.
Почему Авраам придавал такое значение именно этому месту для кладбища и почему счел необходимым предельно щедро заплатить за него?
Человек, его душа, продолжает жить и после смерти. Поэтому очень важно, где именно и рядом с кем находится его тело, с которым душа сохраняет какую-то связь. Говорит гемара: нехорошо праведнику лежать в чужой земле. Яаков, как мы увидим в дальнейшем, взял клятву со своего сына Иосефа, что после кончины отца Иосеф вынесет его тело из Египта и похоронит в Эрец-Исраэль. Все мы знаем, как важно похоронить еврея именно на еврейском кладбище и как важно, чтобы праведник упокоился рядом с праведниками, а никак не с нечестивцами.
Авраам знал, что в пещере Махпела похоронены первый человек – Адам и его жена – Хава. Он знал, что это – особое место, подходящее для Сары и для праотцов. И Авраам понимал, что это место должно быть его собственным. Даже получив согласие Эфрона, он еще не хоронит жену, а хоронит, только когда уплатил. Чтобы место не было, не дай Б-г, чужим или хотя бы сомнительным.
Почему Авраам настаивает на уплате, хотя мог бы поймать Эфрона на слове?
Во-первых, потому, что нехорошо брать у человека, который дает не от души. Да еще не просто какой-то подарок, а место для мицвы, каковой является захоронение покойника. У нас есть заповеди, которые предусматривают определенные расходы, например, покупка этрога в Суккот. Но и в других случаях хорошо, если мы платим за возможность выполнить мицву. Царь Давид знал, что ему не придется строить Храм. Но он пожелал хотя бы купить место для Храма.
Во-вторых, принять подарок значит быть обязанным дарящему. Плата деньгами – самая дешевая плата.
И, наконец, когда ты не уверен в честности того, с кем совершаешь сделку, ты можешь ожидать, что он потом захочет ее расторгнуть, объявить недействительной. Чем больше сумма, тем сделка надежнее.
Авраам был щедр, однако не был простаком и достаточно умело вел свои имущественные и финансовые дела. Но в вопросах выполнения заповеди деньги для него теряли обычную цену и имели только одно значение – возможности выполнить мицву со всей точностью и полнотой.
Задать
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

«ТОЛДОТ» («РОДОСЛОВНАЯ»)
Глава начинается словами «И вот родословная Ицхака…» (Берешит, 25:19) и, продолжая тему женитьбы Ицхака (см. предыдущую главу), сообщает, что у Ицхака и Ривки долго не было детей и что супруги молили Б-га о потомстве. У Ривки родятся близнецы Эсав и Яаков. Когда они становятся взрослыми, Яаков покупает у Эсава первородство.

В дни Ицхака, как в дни Авраама, в стране наступает голод. По требованию Всевышнего семья Ицхака переживает период голода, оставаясь в Кнаане.

Ицхак старится, теряет зрение и хочет благословить сыновей, как подобает перед кончиной. Яаков притворяется Эсавом и получает благословение, полагающееся первенцу. Эсав готов убить его за это. От ярости брата Яаков убегает в Падан-Арам, в родные края матери, к её брату Лавану. Там, как надеется отец, он найдёт себе невесту. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В ЕВРЕЙСКОМ ПОНИМАНИИ
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе рассказано о рождении близнецов Яакова и Эсава и о том, как их дороги разошлись. Яаков был человеком прямодушным, изучал Тору в шатрах Шема и Эвера, а Эсав занимался охотой. Мидрашим рассказывают, что Эсав вёл себя недостойно. Тора говорит нам, что Ицхак глубоко страдал оттого, что Эсав выбрал себе в жёны девушек из народов Кнаана и его домашние занимались идолопоклонством.
В конце главы Тора рассказывает, что перед смертью Ицхак собирался благословить сына. Он позвал Эсава, желая дать благословение ему. Ривка обходным путём постаралась, чтобы благословение досталось Яакову. Мнение Ривки, что благословение должен получить Яаков, понятно. Конечно, Яаков более привержен духовному, более достоин благословения.
А вот мнение Ицхака совершенно непонятно. Неужели Ицхак посчитал именно Эсава достойным благословения? Более достойным, чем Яаков?
Ещё вопрос: какое благословение он собирался давать?
Благословляя Яакова в качестве Эсава, Ицхак говорит: «Даст же тебе Б-г от росы небесной и от туков земли, и обилие хлеба и вина. Служить будут тебе племена и поклоняться тебе — народы. Будь господином для твоих братьев, и поклонятся тебе сыны твоей матери. Кто проклинает тебя — проклят; а кто тебя благословляет — благословен» (Берешит, 27:28-29). Итак, благословляя Яакова в качестве Эсава, Ицхак желает ему материальных благ и лидерства среди братьев.
Чтобы понять это глубже, обратимся к комментарию Мальбима. Дерево сажают ради плодов. Но невозможно, чтобы всё дерево состояло только из плодов. Необходимы корни, ствол, ветви, листья, каждая из этих частей выполняет свою важную функцию. Так же невозможно, чтобы все занимались только Торой. Невозможно, думал Ицхак, чтобы оба его сына и потомки обоих сыновей всегда занимались только духовным. Кто-то из них должен заниматься материальным.
Одному человеку трудно сочетать занятия и духовным, и материальным, если заниматься этим достаточно глубоко. Ицхак считал, что братья разделят функции: Эсав будет обеспечивать Яакова и воевать, когда нужно, а Яаков будет спокойно заниматься Торой. Это будет хорошо и для Эсава, потому что, с одной стороны, соответствует его склонностям, с другой стороны, позволит ему занимать достойное место в доме Авраама и сделает его полноценным партнёром в духовной деятельности Яакова, и для Яакова — даст ему больше возможности заниматься духовной деятельностью — Торой.
Безусловно, считает Мальбим, Ицхак никогда не думал, что Эсав может стать продолжателем Авраама и наследовать страну, обещанную Всевышним Аврааму. Мы ясно видим это в благословении, полученном Яаковом, но рассчитанном на Эсава. Там о таких вещах нет ни слова.
Ицхак пожелал Эсаву материальных благ, полагая, что тот станет покровительствовать, помогать Яакову материально, обеспечивая ему покой, необходимый для занятий Торой.
Ривка не разделяла надежд мужа. Выросшая в доме Бетуэля, рядом с Лаваном, она хорошо знала людей приземленного склада и отлично понимала, что Эсав на эту роль не годится. Во-первых, он ничего не даст брату, потому что не понимает ценности духовного, а во-вторых, если по какой-то причине вдруг и даст, то потребует, чтобы брат плясал под его дудку, что полностью обессмыслит эту помощь, потому что для духовных занятий человеку нужна внутренняя свобода.
Ицхаку было ясно, что Эсав в Иссахары не годится. Увы, он не годился и в Звулуны. Ривка понимала, что если благословение на материальные блага достанется Эсаву, это будет плохо для обоих братьев. Яаков не получит ничего, а в Эсаве высокое общественное положение усугубит дурные качества. Когда жизнь высоко возносит плохих людей, они особенно интенсивно используют свои качества для плохих дел. Разбогатевшему Эсаву и в голову не придет помогать Яакову: с какой стати? Кто не работает, тот не ест… Так что, по воле Всевышнего, «материальное» благословение Ицхака досталось Яакову.
А отправляя Яакова в Падан-Арам, родительский дом Ривки, Ицхак дает ему такое благословение: «Б-г Всемогущий да благословит тебя, и сделает тебя плодовитым и умножит тебя, и будешь ты сообществом народов. И даст Он тебе благословение Авраама, тебе и твоему потомству с тобою, чтобы тебе наследовать землю твоего пребывания, которую дал Б-г Аврааму» (28:3-4).
Благословляя Яакова в качестве Яакова (перед уходом в Падан-Арам), он объявляет его продолжателем союза Б-га с Авраамом и наследником Эрец-Исраэль. Ицхак определённо знал, кто будет продолжателем союза Б-га с Авраамом. Обратим внимание, в благословении, которое Ицхак собирался дать Эсаву нет ни слова ни о продолжении союза Б-га с Авраамом, ни о наследования Страны. Эту функцию Ицхак изначально предназначал Яакову.
Надо сказать, что разделение функций в духе благословений Ицхака в дальнейшем осуществилось у еврейского народа. Реализовалось оно, когда евреи из пустыни вступили в Страну Израиля. Пример тому — отсутствие земельных наделов у левитов: у них не было своей земли, они не обрабатывали землю, только служили в Храме, а весь народ помогал им, содержал их материально. Другой пример, ставший классическим, — отношения между коленами Иссахара и Звулуна. Звулун занимался мореходством и торговлей, а Иссахар — Торой. Звулун помогал Иссахару материально, а Иссахар делил со Звулуном свои духовные заслуги. В некоторой степени эта взаимопомощь, взаимосвязь между людьми, добывающими материальные блага, и людьми, сосредоточенными на внесении в мир благ духовных, существует в нашем народе и сейчас.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

«ВАЕЦЕ» («И ВЫШЕЛ»)
«И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел в Харан» (28:10). Яаков, как вы помните, уходит от преследований Эсава и отправляется к брату матери, арамейцу Лавану, чтобы взять в жены одну из его дочерей.

Заночевав в пути, Яаков видит сон. По лестнице, уходящей в небеса, поднимаются и спускаются ангелы, и Яаков понимает, что ему открывается картина будущих событий, которые произойдут с еврейским народом. (Этот сон не менее известен в европейской культуре, чем знаменитые сны Иосефа.) Во сне Яакову является Всевышний и заверяет его, что отдаст ему и его потомкам землю, на которой сейчас лежит Яаков, и никогда не покинет его, Яакова, куда бы он ни пошел.

Приближаясь к дому Лавана, Яаков останавливается у колодца, куда приходит напоить овец дочь Лавана Рахель. Так Яаков встречает невесту, подобно тому, как у колодца же находит Ривку, невесту для Ицхака, Элиэзер (см. главу «Хаей Сара»).

Яаков женится на Лее и Рахели, дочерях Лавана, а затем – на их служанках Билъе и Зилпе. У Яакова рождается одиннадцать сыновей.

Спустя двадцать с лишним лет Яаков возвращается в Кнаан с детьми, женами, слугами и скотом. СОРАЗМЕРНОСТЬ И ГАРМОНИЯ В СОБЛЮДЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ
Рав Бенцион Зильбер
В тексте Торы имеются особые деления – интервалы, расположение которых передано нам традицией, как и все написание Торы. Для чего нужны эти интервалы? Мудрецы говорят: для того, чтобы разделенные ими отрывки были осмыслены каждый сам по себе, вне связи между ними. Рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, отмечал, что в Торе есть только две недельные главы, идущие без интервалов. Это «Ваеце» (наша нынешняя недельная глава) и «Микец».
Именно потому, что в этих главах все эпизоды по отдельности предстают перед нами как звенья длинной цепи бед и неприятностей, главы не разбиты на эпизоды. Почему? Для того, чтобы мы воспринимали картину в целом. Чтобы дать нам понять: читая о печальных событиях в Торе (или переживая такие события в жизни), мы можем не видеть позитивной цели, к которой они направлены. Но когда мы смотрим на события в целом, нам открывается их глубокий благой смысл.
Путь, который должен пройти наш праотец Яаков, не мог быть иным. Он должен был строиться именно так. С темой нашей сегодняшней беседы это не связано, но не сказать об этом нельзя.
* * *
Мы знаем, что Яаков прибывает к Лавану с пустыми руками. Почему? Авраам, отправляя Элиэзера на поиски невесты для своего сына, снабдил его немалым богатством. Яаков ушел украдкой, он, понятно, не мог взять с собой десять верблюдов, груженных дорогими подарками, как Элиэзер, и соответственно десять слуг-погонщиков к ним. Но деньги, какие-нибудь там драгоценности Яаков ведь мог взять с собой? Мог. Он и взял. Мидраш говорит нам, что Ривка дала сыну бриллианты.
Куда же они делись? Мидраш рассказывает, что в самом начале путешествия на Яакова напал Элифаз, сын Эсава, чтобы – по приказу отца – убить его. Между ними произошел примерно такой разговор.
Элифаз: Отец велел мне убить тебя.
Яаков: Убивать нельзя.
Элифаз: А как же приказ отца?!
Яаков: Возьми все, что у меня есть. Неимущий приравнивается к мертвому.
Элифаз поступает так, как просит Яаков.
Наша тема связана с одной репликой Элифаза в этом разговоре. «А как же приказ отца?» – спрашивает Элифаз. Правда, он нашел возможность выполнить приказ отца, не убивая дядю. Но для нас важно, что в принципе он считал недопустимым ослушаться отцовского приказа. Был ли Элифаз прав? К чему обязывает нас заповедь о почитании родителей?
Скажем сразу: Элифаз был неправ. Нам предписано слушаться родителей только до того предела, где начинается преступление. Тора прямо формулирует: если родители требуют от сына, чтобы он нарушил субботу (сделал что-то для отца, скажем, поставил чайник на огонь), он не должен их слушать. Это относится к любому нарушению Торы. Так что уж говорить об убийстве!
Элифаз не мог не знать этого. Но в доме его отца к заповеди почитать родителей относились совершенно по-особому, и Элифаз был воспитан именно в таком духе.
Действительно, Талмуд учит нас, что уважение к родителям приравнивается к почитанию Творца. Отец Элифаза Эсав отличался строжайшим выполнением заповеди о почитании родителей. В выполнении этой важной заповеди Эсаву не было равных. Его старательность в выполнении простиралась до того, что он никогда не являлся на глаза Ицхаку и Ривке в будничной одежде, всегда переодевался в праздничную. Беда в том, что, кроме этой заповеди, никаких других он не выполнял.
Каждая заповедь занимает свое естественное место в едином, цельном комплексе заповедей. Усиленное выполнение одной за счет другой – болезнь, как увеличение какого-то одного органа в теле за счет другого. «Сефер харедим», анализируя заповеди, говорит, что выполнение одних заповедей связано с сердцем, других – с устами, третьих – с руками и т.д. Как в теле есть центральные и периферийные органы, так есть центральные заповеди в едином «организме» мицвот: те, нарушить которые нельзя даже ради спасения жизни (запрет идолопоклонства, разврата, кровопролития), ибо жизнь еврея, спасенная этой ценой, теряет смысл; те, за нарушение которых полагается предельно строгая кара – смертная казнь, что говорит о серьезности нарушения; те, выполнение которых закладывает основу и дает энергию для выполнения всех заповедей вообще, – например, изучение Торы.
Подобно тому, как органы тела должны работать в гармонии друг с другом, так в гармонии и соразмерности должны нами выполняться заповеди. Например, бытовавшая лет семьдесят-восемьдесят назад идея, что заселение Эрец-Исраэль заслоняет собой все остальные заповеди: и соблюдение субботы, и соблюдение шмиты (седьмого – «субботнего» – года, когда земледелец не обрабатывает землю, давая ей отдых) – глубоко ошибочна. Тора считает дисгармонию серьезным недостатком, мешающим святости служения Всевышнему (например, из главы «Эмор» книги «Ваикра» мы узнаем, что коэн с диспропорцией в развитии органов – скажем, одна рука больше другой – не может служить в Храме).
Речь идет не о субъективном взгляде человека на красоту и гармонию, а о соразмерном выполнении заповедей так, чтобы, не потакая исключительно нашим склонностям, мы контролировали свое отношение к выполнению всех заповедей в целом. Мы должны соблюдать пропорции, заданные самой Торой.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»)
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи.

Отправив дары, Яаков остановился на ночь на берегу реки Ябок. Здесь ночью произошла знаменитая схватка Яакова с ангелом, в которой Яаков победил. Яаков добивается у ангела благословения. Ангел сообщает Яакову, что в дальнейшем имя его будет Исраэль.

Встреча Эсава и Яакова завершается благополучно. Яаков с семьей приходит к Шхему и селится под городом. Сын правителя Шхема похищает Дину, дочь Яакова. За это Шимон и Леви, сыновья Яакова, убивают всех мужчин Шхема и разрушают город.

Яаков переселяется в другое место. В дороге у Рахели родится Биньямин, двенадцатый сын Яакова. Рахель умирает родами. Яаков хоронит ее в Бейт-Лехеме.

Яаков приходит в Кирьят-Арба, он же Хеврон, где живет его отец Ицхак.

В завершение глава сообщает о смерти Ицхака и приводит родословную Эсава.
ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?
Рав Бенцион Зильбер

Сказано в нашей недельной главе: «И было ещё некоторое расстояние до Эфраты, как Рахель родила; и роды её были трудны. И было, когда она напрягалась при родах, повитуха сказала ей: не бойся, ибо и это тоже тебе сын» (Бэрейшит 35; 16-17).
Что это означает? Почему «не бойся»? Рахель не умрёт, если родит сына? Но ведь факт, что Рахель умерла при родах. Чем же её успокаивает повитуха?
По-видимому, повитуха слышала от неё: Рахель беспокоится не столько о том, переживёт она эти роды или нет. Больше она беспокоится о другом: если родится дочь, значит она, Рахель, не выполнила до конца свою «функцию» в этом мире: родить Яакову хотя бы двоих сыновей. (Раши говорит о том, что семье Яакова было известно: должны родиться двенадцать сыновей, которые станут родоначальниками колен Израиля. Одиннадцать сыновей к тому времени уже родились, вопрос был о том, кто родит двенадцатого сына. У Рахели был только один сын — Йосеф. Что же, она родит меньше сыновей, чем Била и Зилпа?).
Акушерка успокаивает Рахель: это сын, ты родила Яакову двоих сыновей.
Есть «серьёзные» матери, которые рожают много детей и всё своё время проводят в заботе о них. Некоторые спрашивают: а когда же в таком случае работать? А отдыхать? А следить за собой? И т.д., и т.п.
Вопрос здесь, в первую очередь, следующий: каковы приоритеты? Что — главное в жизни?
Приведём пример, близкий сегодня к ощущениям многих.
Например, кто-то всерьёз намерен стать чемпионом мира по классической борьбе. Он изматывает себя тренировками, питается строго определённым образом, иногда перед соревнованиями вообще сутками ничего не ест. У него «не было детства» — пока другие дружили, развлекались, даже занимались спортом — но «в охотку», не нацеливаясь на достижения, он был на тренировках, на сборах, на соревнованиях. Не видел дома. У него практически нет досуга, а тот, что есть, также расписан и подчинён режиму. Он не может позволить себе то, что может позволить себе обычный человек. При этом он постоянно рискует получить травму, из-за которой придётся навсегда забыть о достижениях.
Но он знает, ради чего идёт на это. Преодолевая себя, работая с максимальным напряжением, он счастлив, т.к. знает, что это приближает его к тому, чего он хочет достичь в жизни.
То же самое — если кто-то хочет стать, например, главой государства или прийти к любому другому значимому для себя результату, который потребует крайнего напряжения всех сил.
Многодетная мама видит свою цель — представляет свою семью в будущем, видит себя бабушкой, окружённой многочисленными внуками и детьми, которые её любят и уважают. Она понимает, что главное в жизни — построить семью, воспитать детей, вырастить их достойными евреями — «чтобы не прервалась нить жизни».
Если человек знает, что отказывается от чего-то, приносит жертвы ради достижения главного в жизни, — он счастлив.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

«ВАЕШЕВ» («И ПОСЕЛИЛСЯ»)
Яаков вернулся на родину: «И поселился Яаков в земле Кнаан…». Глава описывает «бытие Яакова», отношения между его сыновьями, их поведение и поступки, сны, которые Иосеф пересказывает братьям, и их реакцию на эти сны. Братья продают Иосефа в рабство в Египет.

В Египте Иосеф со временем занимает высокое положение в доме царедворца Потифара, жена Потифара добивается его любви, Иосеф отвергает ее и попадает в тюрьму, в тюрьме Иосеф толкует сны двух заключенных царедворцев фараона. Средняя часть главы рассказывает о важных событиях в семье Иеуды, четвертого сына Яакова.
ПОДПИСЬ ХУДОЖНИКА
Рав Бенцион Зильбер

Через несколько дней начнется праздник Ханука. События, которым посвящён этот праздник, как вам, конечно, известно, произошли в период греко-сирийского владычества. Евреи находились под властью Селевкидов. Царь государства Селевкидов Антиох Епифан издал указ, требовавший от евреев отказаться от веры в единого Б-га. Указ повелевал приносить жертвы идолам, запрещалось соблюдать субботу и правила кашрута, делать обрезание. Непокорным грозила смерть.
С другой стороны, большая часть молодёжи воспитывалась в эллинистическом духе. Появились так называемые эллинизированные евреи, которые шли путями греков. Лидеры еврейской общины, в том числе и многие коаним (священники) были ставленниками греков. Храм был осквернён, служба в нём прекращена. Города и сёла Эрец-Исраэль кишели агитаторами, пропагандировавшими «великую» греческую культуру. Они пытались убедить народ в том, что еврейская религия устарела и неминуемо отомрёт. Почтенных евреев, известных своей учёностью и благочестием, заставляли нарушать Закон публично. Тех, кто отказывался, зверски убивали. В тот период еврейский народ находился на грани духовного уничтожения. Гибель еврейства казалась неминуемой.
И тут неожиданно разразилось восстание, организованное горсткой людей, во главе которых встал Матитьягу Хашмонай со своими сыновьями, — восстание, завершившееся полной победой над великолепно обученной и многократно превосходящей повстанцев численно армией греков. Вся страна была освобождена от идолов, Храм обновили и очистили от мерзости, восстановили в нём службу. И тогда произошло чудо: масло в светильниках, которого должно было хватить лишь на сутки, горело восемь дней — до тех пор, пока не доставили в Храм новое масло в необходимом количестве.
В память об этом чуде мы празднуем Хануку в течение восьми дней, начиная с 25 кислева — в соответствии с определёнными правилами зажигаем ханукальные свечи.
В нынешнем году первую ханукальную свечу мы зажигаем 11 декабря, до наступления субботы.
Возникает вопрос: почему мы так подчёркиваем и выделяем чудо с маслом? Как можно сравнивать значение духовного спасения всего еврейского народа (которое принесла евреям чудесная, не объяснимая с практической точки зрения победа в войне) и возможность на восемь дней ускорить выполнение заповеди зажигания храмового светильника (которую дало чудо с маслом)? Разве это сравнимые по масштабу вещи? Мы, однако, зажигаем свечи в память и о том, и о другом, и, пожалуй, даже с акцентом на масло. Почему?
Маараль из Праги (рабби Йеуда-Лива бар Бецалель, 1512-1609) объясняет это так: есть скрытые чудеса, а есть открытые. Когда происходят скрытые чудеса, всё как будто идёт обычным путём, но присутствует особая помощь Всевышнего. Победа в войне, когда горстка необученных самоотверженных людей победила греческую армию, неизмеримо превосходившую их числом, оснащённостью, профессионализмом, конечно, была чудом. Но это было скрытое чудо. Бывает же иногда, что горстка отчаянных воинов наносит поражение превосходящим силам противника. Открытым чудом это не было. А вот когда масло, которого должно было хватить на сутки, горит восемь дней, — это чудо открытое.
С чем это можно сравнить? Рассказывают, что один художник создал прекрасную картину, но не подписал её. Картина была выставлена, люди восторгались ею и обсуждали: кем она написана? Выдвигали различные предположения, называли различные имена. Художник решил положить конец этим спорам и поставил свою подпись…
Чудо с маслом как бы «поставило печать» на предыдущие события, показало, что победа Маккавеев в войне с греками — чудо от Б-га.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

«МИКЕЦ» («ПО ПРОШЕСТВИИ»)
«По прошествии двух лет» (Берешит, 41:1) после освобождения начальника виночерпиев и казни начальника пекарей, которым Иосеф безошибочно истолковал сны, его призывают к фараону истолковать сны фараона о семи тучных и семи тощих коровах и семи полных и семи пустых колосьях. Иосеф объясняет, что эти сны – предсказание о семи годах изобилия, за которыми последуют семь лет голода в стране. За это Иосеф выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный, кто способен принять меры, которые позволят справиться с бедой. В годы изобилия Иосеф делает запасы, а потом, когда «голод был на всей земле» (Берешит, 41:54), в Египет отовсюду приходят люди купить зерно.

В Египет приходят десять братьев Иосефа (второй сын Рахели – Биньямин – остается дома). Иосеф видит в их приходе первый шаг к осуществлению его пророческих снов о снопах и звездах (см. предыдущую главу «Ваешев»), которые ему кланяются. Не открываясь братьям, Иосеф обвиняет их в шпионаже, оставляет одного из них заложником, а остальных отправляет за Биньямином. Во второй раз, когда братья приходят вместе с младшим, Биньямином, Иосеф обвиняет братьев в краже, имея дальней целью приход отца. ВСЕ В РУКАХ НЕБЕС…
Рав Бенцион Зильбер

В комментариях на главу «Ваешев» Рамбан говорит: «Наши усилия – неправда, приговор Всевышнего – правда». Что понимает великий комментатор под словом «правда»? По-видимому, то, что единственная реальность в мире – планы и решения Всевышнего, деятельность же человека в той или иной степени иллюзорна. Его деятельность в этом мире имеет определенные рамки, которые установил Всевышний.
Проанализируем события, происходившие в доме Яакова до продажи Иосефа и приведшие к этой продаже.
Для братьев очевидно особое внимание отца к Иосефу. Значительно больше, чем с другими сыновьями, Яаков занимается с Иосефом Торой. Комментируя Раши на главу «Ваешев», рав Яаков Каменецкий объясняет: Яаков передавал Иосефу знания, полученные им в школе Шема и Эвера. Что это были за знания? Когда Яаков бежал из родного дома от Эсава, он не сразу пошел к Лавану. Между его выходом из Беэр-Шевы и приходом к Лавану прошло четырнадцать лет. Где Яаков находился все эти годы? В школе, основанной нашим предком из поколения потопа – Шемом, сыном Ноаха (Ноя). К моменту, когда Яаков пришел в школу, Шема уже не было в живых, и Яаков учился у Эвера, нашего предка из поколения Вавилонской башни и разделения языков. Первый вопрос: что это были за такие специфические знания, которых Яаков не мог получить у своего деда Авраама и отца – Ицхака? И второй – почему эти знания Яаков считает необходимым передать Иосефу?
Братьям невдомек, что Яакову известно: в будущем Иосеф окажется в изгнании. Еврею в изгнании нужно особое умение – умение служить Б-гу, живя среди людей, идущих другим путем, не таким, как он. Одно дело – соблюдать Тору, живя среди единомышленников, и совсем другое – живя во враждебном окружении. Предвидя в судьбе Иосефа изгнание, Яаков передает ему эти знания.
А что видно и известно братьям? Особое отношение Яакова к Иосефу и прошлое их семьи. Что происходит в этом прошлом? У Авраама двое сыновей – Ишмаэль и Ицхак. Но Ишмаэль изгнан. Путь отца наследует один Ицхак. В доме Ицхака двое сыновей: Эсав и Яаков. Эсав отстранен, путь отца наследует один Яаков.
Братьям точно известно, что потомки Яакова должны образовать ядро еврейского народа все вместе. А Иосеф, как им кажется, пользуясь любовью отца и постоянно донося отцу на дурные якобы поступки братьев, разыгрывает старую схему, рассчитывая, что останется единственным и главным в доме. Сны Иосефа довершили дело. Братья восприняли их не как пророчество, а как претензию на единоличную власть. Они считают, что за такие намерения Иосеф заслуживает смерти и что самый правильный способ предупредить захват власти Иосефом – это убить его. В конце концов они все-таки приходят к решению не проливать кровь брата, а продать его в рабство в Египет.
В любом обществе положение раба тяжело. А три тысячи лет назад, да еще в Египте, – просто безнадежно. Нельзя и представить себе, что раб сумеет подняться по социальной лестнице. Это трудно сделать даже свободному человеку в чужой стране, а уж рабу – и думать нечего. Братья рассуждали именно так. А что получилось? Действия, которыми братья хотели предотвратить приход Иосефа к власти, привели к исполнению его снов.
Только сейчас, когда правитель Египта (они еще не знают, что это Иосеф) обвиняет их в шпионаже, братья начинают догадываться, что совершили ошибку. Что приводит их к этой догадке? Братья знают, что основной принцип в действиях Всевышнего относительно человека – это мера за меру. «Говорили они (братья) друг другу: точно мы виноваты из-за нашего брата… за то и нашло на нас это горе» (Берешит, 42:21). «Это горе», т.е. обвинение в шпионаже, которое совершенно неожиданно обрушилось на братьев, тогда как тысячи людей приходили в Египет за зерном и благополучно возвращались домой с покупкой, в глазах братьев связано с обвинением в доносах и домашнем шпионстве, которое они выдвинули против Иосефа. Лишь теперь они начинают понимать, что, как видно, неверно оценивали поступки Иосефа.
А вот другой пример действия того же принципа «правда – неправда». Как вы, наверно, помните, в Свитке Эстер, который излагает историю праздника Пурим, говорится, что министр царя Ахашвероша, ненавистник евреев Аман ночью возвел виселицу, чтобы утром попросить царя повесить на ней Мордехая, двоюродного брата царицы Эстер.
Если вообразить, что в те времена, как в наши дни, пресса и журналисты были вездесущи, можно представить себе такой диалог между Аманом и перехватившим его репортером:
– Простите, куда Вы торопитесь?
– К царю.
– Зачем?
– Попрошу повесить Мордехая.
– Как Вы полагаете, царь согласится?
– Еще бы! Да я у него любимый министр!
Чем дело кончилось, известно. Аман не успел и заикнуться о своей просьбе, как ему пришлось по приказу царя публично воздать Мордехаю совершенно необыкновенные почести, а еще через пару дней он сам был повешен на виселице, которую строил с таким энтузиазмом. Как говорится, не рой другому яму…
А вот в трактате «Хагига» гемара рассматривает эпизод, где царь Шломо вознамерился сделать доброе дело. Он встречает озабоченного чем-то ангела смерти. На вопрос, отчего он грустен, ангел отвечает, что не может выполнить приказ Всевышнего забрать из этого мира двух человек, ему это не удается. Царь Шломо, узнав, что ждет этих людей, решает их спасти. Существует место, где ангел смерти бессилен, и Шломо направляет этих людей туда.
На следующий день царь Шломо снова встречает ангела смерти, и тот выглядит совершенно довольным. Почему? Ему было приказано взять этих людей именно у входа в то безопасное место. Как только они там появились, ангел смерти их схватил.
Сказано в гемаре «Брахот»: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами». Что это значит? Что в сфере материальных действий и событий параллельно, не пересекаясь, существуют решения Свыше и выбор человека. И в конечном счете осуществляется именно решение Свыше. Но если так, зачем человеку вообще что-то делать, стараться, добиваться чего-то? При чем тут его выбор и влияет ли он на что-нибудь?
Как выглядит деятельность человека, который никогда не задумывался над вещами, о которых мы говорим? Такой человек похож на пассажира, который сидит в вагоне и так торопится к месту назначения, что все время в нетерпении толкает ногой стенку вагона, как будто это ускорит движение поезда. (Этот пример от имени Хафец Хаима приводит рав Хаим Шмулевич.) Толчки ногой никак не влияют на движение поезда. А вот такая вещь, как молитва, может и повлиять.
В Торе и у мудрецов мы встречаем иногда указания на причины, почему с евреями произошло то или иное событие. Так, сказано, что к сорокалетним странствиям в пустыне евреев привел грех золотого тельца. Значит, поступки человека как-то влияют на решение Небес. Но – поступки духовного плана. Победа или поражение в войне не зависят напрямую от наших военных действий. При всей видимости того, что энергия и способности приводят к успеху в бизнесе, на самом деле успех от этого не зависит. А вот уровень праведности – в наших руках. В сфере духовного наши действия ведут именно к той цели, к которой мы стремимся.
Что такое «страх перед Небесами», который не «в руках Небес»? Это наша Б-гобоязненность, наш выбор между добром и злом. А в сфере материального наша задача – делать, что должно, и воспринимать результат как очередную поставленную перед нами духовную задачу.
И в заключение – возможно, уже знакомая вам (я ее как-то рассказывал) история о том, как встретились рош-ешива (руководитель ешивы) и его бывший ученик и какой между ними состоялся разговор. «Чем ты занимаешься?» – спросил рош-ешива своего бывшего ученика. «Бизнесом, – ответил ученик. – Торгую зерном». И он рассказал, что поначалу дело шло у него трудно, прибыль была невелика, но со временем он приобрел опыт, навыки, и теперь, слава Б-гу, процветает. Рош-ешива снова спрашивает: «Чем ты занимаешься?» Ученик полагает, что учитель не расслышал его рассказ, и повторяет все сначала. А рош-ешива спрашивает в третий раз: «Чем ты занимаешься?» «Но ведь я уже дважды рассказал уважаемому учителю…» – растерялся ученик. «Нет, – возразил учитель, – ты рассказал мне, что делает для тебя Б-г. А что делаешь ты сам?»
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

«ВАИГАШ» («И ПОДСТУПИЛ»)
Предыдущая глава кончается тем, что Иосеф требует отдать ему в рабы Биньямина, у которого нашли якобы украденную, а на самом деле подкинутую ему по распоряжению Иосефа чашу.

«И подступил» Иеуда к Иосефу и предложил себя в рабы вместо Биньямина, объясняя Иосефу, что их отец не вынесет утраты Биньямина, что он уже потерял одного сына и умрет, если потеряет второго.

Иосеф открывается братьям, утешает их в их раскаянии, братья отправляются за отцом и вся семья переезжает в Египет.
КТО ПРЕДОСТЕРЕЖЕТ ПАНА БРОНЕРА?
Под редакцией рава Бенциона Зильбера на основе книги «Мааян а-шавуа»
Рассказывают историю.
Это произошло в Варшаве в прошлом веке. Пан Бронер был искусным ювелиром, у него были золотые руки и утончённый вкус. Кроме того, его жене досталось по наследству большое состояние. Всё это сделало его лучшим ювелиром польской столицы. Среди его клиентов числились первые люди государства, его украшения покупали аристократы и жёны богачей.
Поэтому он не удивился, когда возле его магазина остановилась великолепная карета и из неё вышла элегантная женщина. При виде роскошной кареты и мехов пан Бронер решил, что ему стоит самому обслужить клиентку. Чутьё не обмануло. «Я жена профессора Буржиковского», — сказала прекрасная пани. Это было известное в Варшаве имя. Профессор не числился среди клиентов ювелира, но был широко известен как один из лучших специалистов Польши по душевным болезням. «Муж хочет сделать мне подарок на день рождения. Я бы предпочла приятный сюрприз. Но, вы знаете, он учёный, любит всё делать основательно. Он хочет, чтобы я посмотрела и выбрала сама».
«Конечно, — сказал ювелир. — Какой суммой вы располагаете?»
«О, это совершенно неважно! Он будет согласен, что бы я ни выбрала!»
Пан Бронер не удивился. Не удивился он и тогда, когда пани Буржиковска сказала, что желает приобрести гарнитур: перстень, браслет, ожерелье и серьги. Ювелир выложил перед ней самые лучшие изделия. У женщины оказался прекрасный — и дорогой — вкус. После долгого раздумья и колебаний (не о цене, конечно) были отложены три гарнитура. Понятно, самые дорогие, с мерцающими бриллиантами. Выбрать было невозможно, драгоценности были одинаково великолепны. Женщина предложила решение: «Пусть муж выбирает. В конце концов, это его деньги. В любом случае нам надо к нему подъехать, чтобы он выписал чек. Кстати, я вам советую назвать самую высокую цену. Муж любит торговаться, ему будет приятно думать, что он сумел сбить цену!».
Ювелир нахмурился. Нет, на это он не согласен. Основа его бизнеса — надёжность. Цены неизменны.
«Как вам будет угодно, — сказала женщина. — Итак, приготовьтесь торговаться долго». На это пан Бронер был готов. Он упаковал три бриллиантовых гарнитура, поместил их во внутренний карман пальто и проинструктировал работников, остававшихся в магазине. Фактически он уносил в кармане половину стоимости магазина… Они вышли на улицу, и ювелир отправил охранника за каретой.
«Моя карета здесь», — сказала клиентка.
«Прошу извинить, — вежливо ответил ювелир. — Моё правило: никогда не ездить в чужих каретах».
Женщина рассмеялась: «Особенно, когда везёте столько бриллиантов!».
Она приказала кучеру ехать за каретой ювелира. Затем пересела к пану Бронеру и назвала адрес его кучеру. Они пересекли весь город и въехали в богатый квартал. Карета остановилась у роскошного особняка. Поднявшись по широким мраморным ступеням, пан Бронер подозрительно вгляделся в начищенную медную табличку: «Семья профессора Буржиковского» — и успокоился.
Дверь открылась. Пани сказала привратнику: «Вот, я его привела!».
Привратник посторонился, покупательница и ювелир прошли в дом. Пани Буржиковска провела пана Бронера в огромный салон.
«Пойду, посмотрю, не занят ли муж», — сказала она.
Вскоре женщина вышла: «Всё в порядке, он один. Просит, чтоб я ему показала гарнитуры, он выберет, и тогда вы зайдёте — поторгуетесь».
«Я не буду торговаться. Цены неизменны», — стоял на своём ювелир.
Женщина взяла футляры с драгоценностями и вышла. Пан ювелир ждал. Пять минут, семь минут, десять. Четверть часа. Сколько можно выбирать украшения? Двадцать минут. Что-то тут не так. Двадцать пять минут. Ювелир вышел из салона в коридор. Шагов не было слышно — на полу толстый ковёр. Вокруг ни души. В конце коридора — открытая дверь. Пан Бронер заглянул. В комнате была масса книг. Полки, полки от пола до потолка. У стола, на котором также были навалены груды книг, сидел, погрузившись в чтение, пожилой человек в пенсне.
«Профессор Буржиковский?» — спросил ювелир.
Человек поднял на него близорукие глаза: «Да?».
Пан Бронер почувствовал, что произошло несчастье. «Я… я Бронер. Эта пани…».
Улыбка осветила лицо старого профессора. Его взгляд выразил понимание и интерес. Значит, всё в порядке?
«Вы пан Бронер?! Пожалуйста, проходите, садитесь. Расскажите мне, как это началось?»
«Как началось… что?» Ювелир снова почувствовал, как у него уходит почва из-под ног.
«Как всё это началось. Она мне всё рассказала!»
«Рассказала уважаемому профессору… что?!»
Улыбка исчезла с лица профессора. Теперь он тоже понял, что что-то не так… Ювелир настойчиво продолжал: «Что, профессор, что она рассказала?»
«Она была здесь утром и рассказала… об этих проявлениях».
«Каких проявлениях?! Она должна мне огромную сумму!»
Глаза профессора вновь заблестели: «Да, об этом она и рассказала!».
«О чём рассказала? Семьсот тысяч злотых!»
«О, она сказала миллион!»
«Что?!»
«Да, она была здесь утром и рассказала, что в Варшаве есть один сумасшедший, пан Бронер, который ходит за ней повсюду и утверждает, что она задолжала ему миллион злотых! Она обратилась ко мне как специалисту по душевным болезням. Я сказал ей, что чудо-средствами не располагаю. Надо поговорить с человеком, прояснить суть его помешательства, причины. Тогда она мне сказала, что приведёт его. Эй, что происходит, что это? Встаньте, очнитесь — воды, принесите воды!!!»
К сожалению, мы не знаем, чем закончилась эта история. Неизвестно, что случилось с паном Бронером — инсульт или просто обморок. Неизвестно, удалось ли задержать мошенницу, вернуть драгоценности… Этот рассказ приводится в одной старой книге, и автор обрывает его здесь.
По-видимому, автору важнее передать ощущение шока, который переживает человек, когда понятная, вроде бы, реальность переворачивается, оказывается совсем иной… Он видел одну сторону явлений, действовал в соответствии со своим видением — и достаточно успешно. И вдруг всё меняется... и не в его пользу… Все детали, которые казались незначительными, оказались решающими, всё, что представлялось важным, оказалось «обманом чувств».
Тора нам рассказывает, что когда сказал Йосеф братьям: «Я — Йосеф», они не могли ответить ему, т.к. страшились его. У них было своё представление о Йосефе, свои объяснения и оправдания тому, что они сделали ему. Увидев вдруг всю ситуацию с новой стороны, взглядом правды, они были поражены и устрашились. Они поняли, что их основополагающие представления были ошибочными, поняли глубину своего заблуждения.
Говорит мидраш (Бэрейшит Раба 93, 10): сказал Аба Коэн Бардэла: «Горе нам в день суда, горе нам в день обличения. Йосеф младшим из братьев был, и не могли они выдержать его обличения. Что же будет, когда станет Всевышний обличать каждого человека в соответствии с сущностью его?!».
Так произойдёт и с каждым из нас. Когда покинем этот мир и предстанем перед Небесным судом, вдруг все наши действия и стремления, выигрыши и проигрыши предстанут совсем в другом свете. Сколько «воды» надо будет лить на нас?
Стоит, наверное, подготовиться к этому заранее. Постараться прежде всего понять истинную сущность этого мира и своего места в нём. А затем перестроить свою жизнь соответственно. Понятно, что это дело не пяти минут и не даже не двух дней – по большому счету для этой работы человеку и дана его жизнь. И чем больше он преуспеет в этом, тем меньше будет шок в конце пути.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Зильбера

Post by Архивариус »

«ВАЙХИ» («И ЖИЛ»)
«И жил» Яаков в Египте семнадцать лет. В возрасте ста сорока семи лет, чувствуя приближение кончины, Яаков взял с Иосефа клятву, что тот похоронит его рядом с праотцами в Эрец-Исраэль.

Перед смертью Яаков благословил всех своих сыновей, пророчески предсказав каждому колену его будущее.

Иосеф выполнил желание отца и перевез его тело в Эрец-Исраэль.

Глава кончается смертью Иосефа. Иосеф умирает в возрасте ста десяти лет. Его тело помещают в саркофаг в Египте. Перед смертью Иосеф берет клятву с сынов Израиля, что, когда Б-г вспомнит о них, т.е. освободит их из рабства, они возьмут его кости с собой и похоронят в Эрец-Исраэль.

Глава «Вайхи» завершает книгу «Берешит», первую книгу Хумаша (Пятикнижия). ЭФРАИМ И МЕНАШЕ
Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе Вайехи Тора рассказывает, как Яаков благословляет своих внуков, сыновей Йосефа, Эфраима и Менаше:
«И взял Йосеф обоих: Эфраима в правую свою руку, к левой Исраэля, и Менаше в свою левую, к правой Исраэля, и подвёл к нему. И простёр Исраэль правую руку свою, и положил на голову Эфраима, хотя он младший, а левую на голову Менаше; умышленно положил он так руки свои, хотя Менаше был первенцем… И увидел Йосеф, что отец его положил правую руку свою на голову Эфраима; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы свести её с головы Эфраима на голову Менаше. И сказал Йосеф отцу своему: не так, отец мой, ибо этот первенец; клади правую руку твою на его голову. И не согласился отец его, и сказал: знаю, сын мой, знаю. Он также станет народом, он также будет велик, но брат его младший будет больше его, и (славой) его потомства наполнятся все народы. И благословил он их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Исраэль, говоря: Да сделает тебя Б-г как Эфраим и как Менаше! И он поставил Эфраима перед Менаше» (Бэрейшит 49, 13-20).
Попытаемся понять, почему «тобою будет благословлять Исраэль». Почему евреи будут благословлять ими своих детей? Что особенного есть в Эфраиме и Менаше, из-за чего каждый еврей желает, чтобы его дети были подобны им?
Известно, что влияние среды на каждого человека велико, и особенно — на детей. Эфраим и Менаше родились в Египте, воспитывались в Египте, не знали вначале своего деда и дядей, но, несмотря на это, остались верными внуками Яакова, достойными продолжателями его пути. Вот эта стойкость, способность не поддаваться влиянию среды — настолько великое качество, что каждый еврей благословляет своих детей: да останетесь вы верными евреями, в какой бы среде ни пришлось оказаться.
Почему Яаков благословляет Эфраима прежде Менаше? Ведь Менаше был первенцем, «основное» благословение полагалось ему. И он был праведником. Почему же благословение «правой руки» досталось младшему брату?
Их пути в жизни были разными. Менаше, первенец, был управителем при Йосефе, помогал отцу управлять делами государства. Конечно, при этом он соблюдал мицвот и изучал Тору. Младший же, Эфраим, никогда «не покидал шатра Торы», занимался лишь изучением Торы. Как пишет Раши, он постоянно находился возле Яакова-авину и учил [Тору из его уст].
Кому из них полагается большее благословение? По мнению Йосефа — Менаше. Прежде всего, потому, что он первенец. Но есть и дополнительные соображения. Легко быть праведником, оставаясь в шатре Торы, под сенью великого деда — лучшего из всех возможных учителей. Сложнее оставаться праведником, будучи погружённым в дела «большого мира», да ещё такие сложные, как управление государством. А Менаше сочетает это: успешно работая на таком посту, он исполнен страха перед Небесами. Это — освящение Имени Всевышнего, пример подражания для многих.
Почему же Яаков отдаёт это благословение Эфраиму? Конечно, Яаков понимает, насколько важное дело делает Менаше, насколько его опыт превосходит опыт брата. И всё же «брат его младший будет больше его, и (славой) его потомства наполнятся все народы». Даже не сейчас — в будущем.
В чём залог того, что у еврейского народа есть будущее? В чём духовная сила еврейского народа? Как обеспечивается в нём преемственность поколений, непрерывность «золотой цепи»? Сила — в укреплении центров Торы, в полной преданности Торе.
Еврейская история свидетельствует: там, где эти центры процветали, евреи, несмотря на все невзгоды и страдания, продолжали свой путь, не прерывали золотую цепь. А где центры Торы ослабевали — евреи постепенно ассимилировались.
Сохранение еврейства возможно только на пути полной самоотдачи Торе. Этим путём идёт Эфраим. Поэтому Эфраим выше Менаше, и главное благословение полагается ему. Ведь если, не дай Б-г, исчезнет путь Эфраима, станет невозможен и путь Менаше…
Разберём подробнее стихи 17-20.
Когда Йосеф привёл сыновей к Яакову, он поставил Эфраима справа от себя так, чтобы тот оказался по левую руку от Яакова, а Менаше слева от себя — по правую руку Яакова. Яаков же скрестил руки, положив правую на голову Менаше, а левую на голову Эфраима.
Йосеф подумал: отец не видит, где Менаше и где Эфраим (сказано: «И глаза Исраеля помутнели от старости: не мог он видеть» Бэрейшит 48, 10). Он, конечно, думает, что Менаше, как это было бы естественно, стоит справа от меня, поскольку он первенец, а Эфраим слева. Поэтому отец и скрестил руки. Йосеф пытается поправить отца: «И взял он руку отца своего, чтобы свести её с головы Эфраима на голову Менаше. И сказал Йосеф отцу своему: не так, отец мой, ибо этот — первенец; клади правую руку твою на его голову».
Но Яаков не принимает «исправления», предложенного Йосефом. Он отвечает: «Знаю, сын мой, знаю».
Почему Яаков произносит это слово два раза? Первое «знаю» означает: «Я знаю, сын мой, кто передо мной, знаю, где Менаше, а где Эфраим». Т.е., я знаю то, что знаешь ты. Второе «знаю» означает: но я знаю и то, чего ты не знаешь. Ты не знаешь, что произойдёт в будущем. Моё благословение — пророческое, о будущих поколениях. Менаше «также станет народом, он также будет велик». Из его рода тоже выйдут великие люди. От него произойдёт Гидон, который с тремя сотнями воинов выступит против многотысячного войска мидьянитян и победит. Но брат его, Эфраим, будет более велик, и слухом о его потомстве наполнятся все народы. От него произойдёт Йеошуа, который примет Тору от Моше, завоюет Эрец-Исраэль и остановит солнце в Гивоне. И все народы узнают об этом.
Иногда, когда мы приходим к раввину за советом, нам кажется, что в своём совете он не учёл тот или иной момент, предложил решение, не зная тех или иных обстоятельств. А позже оказывается, что он знал всё, что знали и мы. Но, кроме этого, знал что-то, чего мы не знали…
Post Reply