Недельная глава Торы от рава Гитика

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Бе-hАр», 5771.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

«И говорил Вс-ий Моше
на горе Синай сказать»
Ва-йикра 25:1



Недельная глава «На горе Синай» не балует разнообразием тем. Рабство, земля, свобода. Вот разве что привязка к Синаю и РаШИ этот заголовок объясняющий…
Третий Гурский Ребе в своем объяснении ссылается на мидраш, который на первый взгляд все усложняет: «Жизнь и смерть в руке языка. Уголек раздул в нем пламя, плюнул в него – загасил. Буханка, пока не отделили от нее десятину… отделили – жизнь!»
Несомненно, говорит «Сфат Эмет», всякий объект нашего мира черпает свою энергию существования из Торы, «под» которую сделал Творец наш мир. Только этот питающий все огонь Торы скрыт и уподоблен угольку. И требуются усилия по раскрытию - дух (духовность) позволяющая из угля разгореться пламени.
Отделение десятины Вс-му равносильно убиранию клипы (кожуры, препоны), препятствующей раскрытию внутренней энергии. И в этом объединяющий смысл всей недельной главы «Бе-ґар». Связь с Синаем возвращает все объекты Творения на свои («Его») места. Принадлежность всего сотворенного к Создателю и есть внутренний смысл всех законов нашей главы. А наплевательство, не готовность искать – работа прилепленной к нам клипы!

Основное дух – руах, именно его вдохнул Создатель в живое – «руах хаим – дух жизни»
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Бехукотай», 5771.
УРОВНИ ДУХОВНОГО РАСПАДА

«Если же послушаете Меня
И будете исполнять все приказы эти.
И если призреете Уставы Мои,
И если Моими законами погнушается
Душа ваша, так, что вы не будете
Исполнять всех Моих приказов…
То Я увеличу наказание ваше всемеро»
Ва-йикра 26:14-15, 18



Ужасы, связанные с неисполнением Его Воли, особых вопросов не вызывают. Но рав Ґирш вслед за мудрецами объясняет постепенность, как самого духовного распада еврейской личности, так и результатов, точнее последствий оного. Обратим особое внимание на слово «всемеро», которое трактуется, конечно, не как гипербола, а как удар по всем семи нижним сфирам Б-жественного света.
1) «И если Меня не будете слушать» - нет Учебы
2) «И не будете исполнять» - нет Знания, не будет исполнения.
3) Незнание и неисполнение несут с собой ощущение измены Торе, в особенности, при виде тех, кто остался верным еврейским идеалам. Избавляясь от этих отрицательных эмоций, еврей станет убеждать себя в том, что он выше исполняющих хуким – законов, не имеющих прямого материального смысла – «Мои хуким презреете»
4) «И законами Моими погнушается душа ваша». Следующий этап духовного распада еврейской личности – это неприятие устройства еврейского сообщества, и, в особенности, стоящих на страже границ еврейской обособленности раввинов и общественных деятелей. «Всякий, кто не учится и не исполняет, пренебрегает исполняющими и в конце приходит к ненависти к мудрецам».
5) 6) «Сделать неисполняемыми Мои приказы» - содержит в себе два уровня падения. Во-первых, переход от внутренней позиции неуважения и ненависти к … преследованию! Во-вторых, недопустимость еврейского, традиционного нигде, ведет к бескомпромиссной войне, ставящей целью полную победу над архаичным иудаизмом.
Идеологической опорой такой тотальной войны становится полное отрицание всех основ еврейской веры. Не только реконструкция и осовременивание, но признание лжи и мифологичности: Синай – миф, Моше и пророки – выдумка. Ими же развернутое знамя борьбы с еврейским мракобесием служит, естественно, всему прогрессивному человечеству и Высшей Цели!
7) Полное крушение еврейского содержания личности: «разорвете вы Союз Мой». Предатель совершает последний шаг – отрицание Сущего. Тьма, полностью овладевшая его сердцем, неминуемо приводит его к разрыву связи с божественной душой.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Насо», 5771.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ОЧИЩЕНИЯ

«И если не была духовно запачкана (питмеа)
эта женщина и чиста (теґора)она,
то очистится и примет семя»
Бе-мидбар 5:28


Слова «чиста» и «очистилась» переводимые на русский язык одним словом, на иврите имеют абсолютно разные значения – духовная и материальная чистота. Разные, но никак не противоречащие друг другу. Именно об этом следующий комментарий на уровне пшата.
Автор «Кли Якар», рав Лунчиц, строит его на противопоставлении двух понятий – воды и вина. Связь между ними прямо следует из соседства законов о сошедшей с прямого пути женщины - сота, и назира, отказывающегося от вина. Мудрецы определяют эту связь широко известным: «всякий видящий женщину в ее испорченности отречется (возьмет обет отрешения) от вина» (Трактат «Сота» 2:1). А мы, вслед за «Кли Якар», закрепим за вином уровень эмоционального наслаждения этим миром.
Вода (ее движение) символизирует очищение, а вино символ замкнутости на своих ощущениях, отрезанности – духовной нечистоты. Невиновность в супружеской измене проверяемой женщины приводит к очищению водой ее детородных органов и, как следствие, рождение духовно высоких детей.
В прискорбном же случае, имевшей место измене, вода «запирается» в организме духовной нечистотой преступления и «вспучится живот ее и прорвется (упадет) бедро ее» (5:27) Смерть, наступающая вследствие невозможности выхода очищающей воды из замкнутого на преступных удовольствиях организма, «мера за меру» наказания и преступления.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Корах», 5771.

ВСЯ ОБЩИНА ВЫДЕЛЕНА?

«И взял Корах, сын Йицґара,
сын Кеґата, сына Леви »
Бе-мидбар 16:1


Мидраш говорит, что «Корах был не согласен с категориями Шалом и Шабат». Если мы учтем, что обе эти категории есть источник духовной энергии этого мира, то станет очевидным, по мнению мудрецов, покушение Кораха на основы Мироздания. Но более того, этот мидраш позволяет ответить на вопрос вопросов: что плохого в лозунге Кораха «Вся община – все выделены (святы)», а следовательно, нет надобности в выделенности среди выделенных – Кодеш ґаКодашим?
Ответ автора «Сфат Эмет» начинается с цитаты из книги Зоґар: «Коґэн Кадош (выделен), леви – таґор (чист)». Объясняет Гурский Ребе: Кадош – от рождения, а чистота – результат работы по отталкиванию нечистоты! Вся святость (кдуша) коґэнов целиком дана им Творцом, а не достигнутая. И потому претензия Кораха к Моше содержит убийственный (для Цели) элемент причинности.
В лозунге, выдвинутом Корахом, неявно звучит «каждому по заслугам». Близость к Создателю – это успешность действий самого человека. Непобежденный эгоизм, на который намекает «и взял», дал Кораху ощущение собственной успешности и привел его к идее «равенства», где он будет «самым равным» (шаве йотер).
Несовместимость идеи Кораха с категориями Шабат и Шалом означает, что идея личных заслуг противоречит идее Израиля, которая исключает любую иерархию. Любой недостаток в обеих категориях означает их несуществование: «почти мир», «почти шабат». Опасность причинности (наших заслуг) в базисе отношений Вс-вышний – Израиль очевидна. Отсюда мера за меру – отрезанность.
Коґэны, чья избранность целиком и полностью от Творца, выполняли роль кровеносной системы организма Израиля. И как и полагается в организме его неполнота вызывается не только отсутствием жизненно важных органов – их роли выполняли полностью лишенные эго Моше и Аґарон – но важность любого еврея в том, что он часть, и без него нет целого – Шабата и Шалом.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Хукат», 5771.
За пустыню – подарок!

«И из Пустыни, Подарок»
Бе-мидбар, 21:18


Названия остановок евреев в их сорокалетних скитаниях по пустыне несут в себе информацию о пути еврейского народа в Истории. Но не только. В данном случае, говоря о переходе из остановки Мидбар (Пустыня) к остановке Матана (Подарок), Пятикнижие намекает на один из переходов во внутреннем мире человека.
Каждому человеку, в той или иной степени, свойственна «хрустальная мечта Остапа Бендера» – Рио де-Жанейро, где полмиллиона мулатов и все в белых штанах! Собственно, из нашего детства (отрочества/юности) за нами следуют (тащатся) несбыточные мечты: о шахматной короне, прекрасном принце, способности одолеть любого противника с помощью искромётной серии ударов, иметь миллиарды и т.д., и т.п.
Кроме своей несбыточности, то есть бессмысленности, эти хрустальные мечты, по словам мудрецов, паразитируют на духовной энергетике человека, постоянно подпитываясь за счёт отпущенной человеку для жизни энергии. Напомним, что не бывает лишней энергии, и потраченная нами впустую окажется недостающей для достижения чего-то реально необходимого.
Тора, в причинно-следственной цепочке Мидбар – Матана, постулирует важнейший принцип. Если у человека достаточно внутренних сил отказаться от многолетне питаемой иллюзии, то он не просто завоюет Пустыню реальности, отказавшись от миража, но и более того – его ожидает Подарок.
Выигрыш в энергии, которую человек сохранил для действительно нужного – это ещё не вся польза отказа от «хрустальной мечты». Всевышний обещает конкретно-ощутимый подарок, который ожидает отказавшегося от иллюзии.
А проверка этого принципа, читатель, за вами!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Балак», 5771.

В их самоуничтожении – наша браха.

«Итак пойди прошу прокляни мне
народ этот… и мы его поразим
и прогоню я его из этой земли…
И сказал Бильам Вс-вышнему…
прокляни мне его…смогу
сразиться с ним и выгнать его »
Бе-мидбар, 22: 6,11


Наш вопрос будет связан с явным непониманием ситуации как Балаком, так и Бильамом. Проклясть детей Израиля??! Им избранный народ?! Допустим, Балак «расписался в полном неумении», но величайший пророк Бильам??! Раши объясняет, что своим вопросом: «кто эти люди?» создал Вс-вышний для Бильама ситуацию со свободой выбора – а вдруг Творец достаточно далёк от реалий мира сего? Но окончательную ясность вносит комментарий «Кли Якар», в очередной раз подчёркивая «убийственность» перевода.
Бильам очевидно (для знающих иврит Торы) смягчает слова Балака, пересказывая их Вс-вышнему. Он использует вместо «аре ли» - прокляни для меня, - «кава ли» - удали для меня, - сходно с «некев» - дырка. Вместо «поразим» Бильам говорит «сразимся», но самое главное отличие «перевода» Бильама в словах «и выгнать его». «В оригинале» Балака сказано «и прогоню его с земли этой», что означает стереть с лица земли и уничтожить. Бильам же передаёт просьбу Балака, превращая её в желание локально избавиться от Израиля подобно Эдому, и вынудить их пойти окружным путём.
Тем самым, как и всегда, создаёт Вс-вышний ситуацию, где мерзавцы с полным правом уничтожают сами себя, а Израиль ими благословляется.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Пинхас», 5771.

ИСТОЧНИК ДУХОВНЫХ СИЛ ВСЯКОЙ ПЛОТИ

«И говорил Моше Вс-вышнему сказать:
Назначит Вс-вышний источник духовных
Сил всякой плоти человека над общиной…»
Бе-мидбар 27:15



Тот факт, что Моше узнав о собственной смерти обеспокоен, тем «кто остался в лавке», сам по себе не вызывает удивления. Еще бы, Моше, как и подобает идеальной «идише момэ», думает не о себе, а о детях Израиля.
Потом будет «и взмолился Моше» (Дварим 3:23). Но только потом, когда все заботы о детях будут завершены. А пока удивимся беспрекословности звучащей в обращении «назначит». Но и этот, совершенно не свойственный нашему учителю тон, можно отнести за счет беспокойства еврейской мамы о своих детях. Куда труднее объяснить удивительное имя Вс-вышнего, используемое Моше – «Источник духовных сил всякой плоти?!» А почему не Милосердный, или Б-г воинств?
РаШИ комментирует: Отчего сказано «Источник духовных сил?» - сказал перед Ним: «Властелин мира, открыто и известно перед Тобой, что мнения каждого из них вовсе не сходны друг с другом...»
И поэтому – «…назначь над ними лидера, который будет терпим к мнению каждого из них»!
Быть достойным еврейским лидером означает относиться к ним, как … к собственным детям, каждый из которых выбирает свой путь, но родительское терпение – прямое следствие безусловной любви к детям. И, конечно, разные устремления детей не мешают главе своей твердой родительской рукой вести семью. Модель мишпухи позволяет соединить все детали в единое целое.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Матот», 5771.
«ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ» МОШЕ

«И говорил Вс-вышний Моше сказать:
«Отомсти месть сыновей Израиля
мидьятянам, а после присоединишься
к народу своему». И говорил Моше
к народу сказать: … и будут для Мидьяна
отмщением Вс-вышнего Мидьяну»
Бе-мидбар 31:2-3

Изменение, сделанное Моше: «отмщением Вс-вышнего» вместо «месть сыновей Израиля» требует объяснений. Их дает рав Лунчиц, автор «Кли Якар – «Драгоценного Сосуда». Заодно становится понятным сказанное РаШИ: «Несмотря на то, что услышал, что его смерть зависит от мести Мидьяну, исполнил с радостью и не задержался» - что за странный комплимент? Неужели можно было ожидать от нашего Учителя «проволочек» с исполнением приказа Творца??! И хвалить за «беспроволочное» исполнение?!
Исходная точка наших рассуждений – двойной вред, нанесенный Мидьяном. Соблазнение евреев на чужую работу и блуд нанесло сильнейший вред в духовных сферах. Гибель двадцати четырех тысяч евреев – удар по народу Израиля. Вс-вышний «не замечая» Своего оскорбления требует «месть за сыновей Израиля».
Моше, понимая «незаинтересованность» Израиля в его смерти и готовность евреев поступиться своим правом и желанием мщения, дабы продлить жизнь Учителя, заменяет их месть на Его месть. Такая подмена делает месть Мидьяну и уход Моше незамедлительным.
Это и есть объяснение похвалы мудрецов Моше за поспешность исполнения приказа Создателя, а также подтекст замены «мести Израиля» на «месть Вс-вышнего». А способность нашего Учителя жить без оглядки на «основной инстинкт» - инстинкт самосохранения, без сомнения впечатляет.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Масаэй», 5771.

МАСАЭЙ

«И поехали из Мара и прибыли в Эйлим.
А в Эйлиме двенадцать родников воды и
семьдесят пальм»
Бе-мидбар 33:9


Каждая остановка в пустыне – уход от теснин этого мира, символом которых является Мицраим (Египет), и приближение к Эрец Исраэль – Дому Вс-вышнего. Потому, объясняет Мальбим, Тора, говоря о месте отправления, вовсе не повторяет место назначения: «Из Мидбар – Матана. Из Матана - Пахлиэль» (Бе-мидбар 21:18)
Пункт назначения – это Цель, духовная ступенька над той, на которой находимся мы. Достигнув ее, мы оказываемся в пункте отправления, на духовной ступени, которую нам предстоит оставить ради следующей духовной ступеньки!
Количество остановок в Пустыне Жизни – сорок две, не учитывают, по мнению «Сфат Эмет» (основанном на РаШИ) семь возвращений в сторону Египта. Если мы вспомним правило «семь раз падает праведник и встает», то не только число духовных ступеней становится каноническим – сорок девять, но и наши падения, при условии, что мы встаем (!!!), обретают вечный смысл!
Резюмируем комментарием «Кли Якар», объясняющем необычность остановки «Эйлим». Слышимое в названии понятие «силы» и гематрия слова – 82 (включая один самого слова) связаны с двумя системами сил – Солнца и Луны. Двенадцать источников указует на систему обновления – месяцев – Луны – ходеш. А семьдесят пальм – семью десять на систему данности – семь дней недели – Солнца. (По другому семьдесят ликов Торы, семьдесят мудрецов – пальм и так далее…)
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Дварим», 5771.


ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ НАМИ И СИНАЕМ

«Говорил Моше сынам Израиля все,
Что повелел ему (сказать) им.
После уничтожения Сиха,
царя Эморейского, который
сидит в Хешбоне (Счете)и Ога,
царя Башанского в Ашторет в Эдреи»
Дварим 1:3-4


Один из тяжелейших вопросов, связанных с пятой книгой Пятикнижия – отчего Моше, получивший всю Тору на Синае ждет сорок лет, дабы раскрыть часть Ее законов??
Гурский Ребе, автор «Сфат Эмет», отвечает на этот вопрос, опираясь на РаШИ к пятому предложению: «И сподобился Моше объяснить эту Тору» - «на семидесяти языках растолковал им». Возможность овладения Страной Израиля прямо связана с силой, которую дает Израилю Тора. И потому, объясняет Ребе, требовалось полное раскрытие Устной Торы Моше Рабейну перед вступлением в Эрец Исроэл.
Но все это лишь: «после уничтожения Сихона, царя Эморейского, который сидит в Хешбоне (Счете) и Ога, царя Башанского в Ашторет (Твердыне) в Эдреи.» Их уничтожение было условием для появления у Моше возможности сказать всю Устную Тору.
Именно так отвечает «Сфат Эмет» на вопрос, с которого мы начали наш комментарий. Нам остается лишь добавить (от его имени), что настоящее время глагола «сидит» означает на уровне «драш» наличие у нас с вами (и у всех поколений) двух основных препон в деле изучения Устной Торы. Расчетливость нашего внутреннего врага (плоскость рацио) и его упорство (в плоскости желания - эмоции).
Временно-пространственные рамки, отделяющие нас от Синая, связаны с проявлением йецер ґара в мире. Например, «Одиннадцать дней от Хорева» (1:2) намекают («Кли Якар») на первые девять дней месяца Ав, а также на Семнадцатое Тамуза и Десятое Тевета – дни, связанные с разрушением Храма.
Post Reply