Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вс окт 17, 2021 4:23 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 227 ]  На страницу Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 ... 23  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт авг 11, 2011 10:53 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Ваетханан», 5771.

Непрекращающийся голос с Синая.
«Эти вещи говорил Вс-вышний
всему Вашему кагалу на горе…
голосом великим и непрекращающимся»
Дварим 5:19

Спрашивает рав Шор, автор «Торат Хаим», что конкретно означает непрекращение «Синайского голоса»? Добавлю от себя, здесь, сегодня, сейчас?
Как известно, все, что будет открыто в Торе учеными мужьями во всех поколениях, было дано Моше на Синае. И это смысл продленности «синайского голоса» - открытия в Торе не прекращаются ни на минуту! И этот ответ позволяет объяснить несколько вовсе непонятных мест.
Сказано в Талмуде (Бава Батра 12:1): «со времени разрушения Храма, несмотря на то, что было забрано пророчество у пророков – у мудрецов не забрали». Понятно, что мудрецы не пророки. И что же у них было забирать? Конечно же, способность длить Синайское Откровение через открытия в Торе. И если мы говорим о чистом канале – руах га кодеш, как о нижнем уровне пророчества, то все становится понятным.
Отсюда сразу следует настоящее время глагола в благословлении на Тору: «дающий Тору», а не «давший»! А так же, сказанное псалмопевцем: «говорящий свои слова Яакову» (127:19), а не говоривший!
И становится почти очевидным утверждение мудрецов (Трактат «Бава Мециа» 85:1): «отсюда и далее Тора стремится в свою обитель». Тора ищет достойный для заполнения «Ее голосов» сосуд. Синайское изобилие не прекратилось. Где найти достойных евреев?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Вт авг 30, 2011 6:51 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Суббота 3 сентября 2011 года – 4 элула 5771 года
Книга «Дварим» («Слова»)
Недельный раздел «Шофтим» («Судьи»)



«По (свидетельству) двух свидетелей
или трёх свидетелей казнён
будет осуждённый на смерть».
Дварим 17:6

Правосудие «по-еврейски» отлично от правосудия, с которым мы знакомы через европейский пласт культуры, коренным образом. И пусть поверхностные заимствования из иудаизма не дадут нам ошибиться: даже лучшие из действующих западных систем законности не претендуют на «правый суд». Все они во-первых и в основном созданы для самозащиты, а вовсе не для улучшения «облико морале» граждан.
Коренное отличие еврейского подхода к Суду в его Божественном происхождении. Проиллюстрируем данное утверждение, рассмотрев закон для вынесения приговора, связанного с жизнью или здоровьем обвиняемого. При этом признание самого обвиняемого свидетельством не считается!
Но, – возразите Вы, – и чем это отличается от подобных законов против самоосуждения, принятых в западных демократиях? Объясним. Про подобное же признание обвиняемого в экономическом преступлении говорит Талмуд: «Признание обвиняемого равняется ста свидетельским показаниям» (Гитин, 40:2)
Принципиальное отличие в двух вышеприведённых случаях открывается через вопрос: «Кому принадлежит всё?» Общий ответ – «Всевышнему», – в данном случае неудовлетворителен. С еврейской точки зрения всё те материальные силы, которые нам даны, находятся в нашей власти. В частности, мы имеем полное право распоряжаться собственными деньгами. Именно поэтому столь значимым для еврейского суда является признание обвиняемого в экономическом преступлении.
В случае преступления уголовного приговор касается непосредственно тела обвиняемого. Наше же, человеческое тело, нашим ни в коем случае не является. Тело (тем более душа) сдаётся человеческой личности в аренду. Потому нет у человека права наносить вред собственному (точнее – не собственному) телу, даже в случае признания в суде.
То, что при таком подходе решается множество вполне земных проблем – прямое следствие Божественности еврейского подхода.
Р. М.-М. Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Пт сен 23, 2011 8:24 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Пт сен 23, 2011 4:33 am
Сообщения: 2
Слышал, что когда открылась Википедия на русском, в статье Россия" было написано пару лет, что «Россия — родина слонов» и никто не исправлял. Вы тоже пишите чтобы проверить, есть ли кто живой на форуме? Набор тезисов, но где логичная аргументация?
Архивариус писал(а):
Коренное отличие еврейского подхода к Суду в его Божественном происхождении. Проиллюстрируем данное утверждение, рассмотрев закон для вынесения приговора, связанного с жизнью или здоровьем обвиняемого. При этом признание самого обвиняемого свидетельством не считается!
Но, – возразите Вы, – и чем это отличается от подобных законов против самоосуждения, принятых в западных демократиях? Объясним. Про подобное же признание обвиняемого в экономическом преступлении говорит Талмуд: «Признание обвиняемого равняется ста свидетельским показаниям» (Гитин, 40:2)


Где иллюстрация Божественного происхождения? И чем это отличается от подобных законов западной цивилизации? А хотелось бы подробнее узнать чем "правосудие «по-еврейски» отлично от правосудия, с которым мы знакомы через европейский пласт культуры".

Вот, например, хороший, на мой взгляд, комментарий на Дыварим 25:1-3 Щедровицкого Дм.В
в Торе не содержится ни единого предписания о заключении преступников в тюрьму (см. с. 446–446). Как известно, последнее не способствует уменьшению преступности, наоборот — ведет к «обмену опытом» между заключенными, создавая из них особую «касту» со своими законами, обычаями, главарями. Напротив, однократное, не наносящее ущерба здоровью телесное наказание, предписанное Торой, позволяет избежать всего этого — и в то же время «крепко вразумить» виновного (согласно фарисейской традиции, осужденному могли нанести не более 39 ударов: «сорок без одного» — см. II Кор. 11, 24).
Обратим внимание, что преступник должен быть бит «при судье»: такой порядок направлен на устранение злоупотреблений и вымогательств со стороны исполнителей приговора.
Особо остановимся на повелении: «…чтобы… брат твой не был обезображен пред глазами твоими». В оригинале употреблен глагол נקלה ‹никла́› — «быть униженным», «быть обиженным». Осужденный преступник остается «братом твоим», и его человеческому достоинству ни в коем случае не должен быть нанесен урон. Испытав наказание, он возвращается в общество в качестве полноправного члена, а не представителя некой «касты отверженных». Сопоставим эту заповедь с распространенным ныне обращением с преступниками — и сделаем верные выводы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Вт сен 27, 2011 9:59 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Я – ПРОСТРАНСТВО, ИЗРАИЛЬ – ВРЕМЯ

«И будет, когда услышит он слова этого проклятия
и благословит себя в сердце своем, говоря
«мир будет у меня, так как по произволу
сердца своего пойду…» и падет на него
проклятие… написанное в книге Торы этой»
Дварим 29:18,21

Более чем странную мотивацию: «мир будет мне, т.к. по произволу сердца своего пойду», мудрецы объясняют по–разному . Наш комментарий обращается к сравнению проклятий из предыдущей главы «Ки таво» и тех, что появляются в последней главе книги «Ва-йикра».
Как известно, количество благословений/проклятий, завершающих третью книгу Пятикнижия (пятьдесят минус один) в два раза меньше, чем в прошлой недельной главе «Ки таво» (сто без двух). Это соотношение позволит нам объяснить удивительное отличие двух групп благословений/проклятий. В завершении книги «Ва-йикра» Вс-вышний обращается к евреям во множественном числе, а в пятой книге – в единственном.
Как известно по традиции от Вильнского гаона, обращение к евреям после Дарования Торы в единственном числе – это обращение к Израилю (ко всем вместе – обществу), а во множественном – обращение к каждому индивидууму в отдельности. Две плоскости – личная и общественная, соответствующие пространству (месяц Тишрей) и времени (месяц Нисан), являются адресатами этих двух групп, определяющих ход событий.
К личности обращается Тора в главе «Бехукотай», к Израилю - в главе «Ки таво». Теперь очевиден расчет надеющегося на мирное существование в этом мире, «так как по произволу сердца своего пойду». Отделив себя от Израиля (Торы), можно рассчитывать избежать общееврейской судьбы!
Оттого Пятикнижие добавляет: «и падет на него проклятие … написанного в книге Торы (теории) этой» - Торы коґэнов, третьей книги – «Ва-йикра». Избегнув общей незавидной участи, «уклонист от еврейства» попадет под «домоклов меч» личной ответственности. Именно под этим углом зрения можно рассматривать гибель в Катастрофе еврейских монахинь, извлеченных прямо из монастырей.
Избегнув общей исторической судьбы, они оказались подвластны личной «Карме».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт окт 06, 2011 7:37 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Свет посеян для праведника,
а для прямых сердцем - радость»
Теґилим 97:11



Начнем с объяснения Виленского Гаона: «Когда раскроется Замысел Вс-вышнего в будущем, то праведники, которые до этого «сеяли свет» своей работой, достигнут уровня радости сердца, а «прямые», радовавшиеся до этого только в сердце своем из-за сокрытия и Галута – будут веселиться и пускаться в пляс, радуясь в открытую».
Очевидно, что пасук говорит о двух уровнях восприятия Геулы и вопрос, который вы уже угадали – отчего именно этим предложением из Теґилим 97:11 открывается молитва Дня Искупления – Йом ґаКипурим?
Для ответа следует вспомнить сказанное в главе «Ахарей мот» (Ва-йикра 16:30): «Так как в этот день искупит вас, очищая вас от всех ваших промахов, перед Вс-вышним станете вы чисты». Объясняет рав Хаим Соломон (ссылаясь на «Шарей Тшува»), что имеются в виду две степени очищения. Первая – «искупит вас, очищая… от всех промахов» подразумевает нашу работу тшувы, основным элементом которой, является видуй – исповедь.
Исповедуясь перед Творцом в собственных преступлениях, выражая раскаяние и просьбу о прощении, мы создаем условия для очищения, для разрыва причинно-следственной связи между «темным прошлым» и «светлым будущим».
Но чистота сама по себе – лишь средство. По аналогии с известной советской байкой можно «остаться, как дурак с мытой шеей». И потому, высшая плоскость Йом Кипура - это «перед Вс-вышним станете вы чисты». Задача чистоты – это создание сосуда, функция исповеди. Но молитва Дня Искупления позволяет Вс-вышнему подарить нам Свою Близость, наполнит сосуд Светом. Две части, составляющие Йом Кипур – наши усилия (видуй) и Его подарок (тфила) приводят к чистоте «перед Вс-вышним».
С надеждой и упованием на гмар хатима това и сладкий и хороший 5772 год (от появления наблюдателя!)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт окт 06, 2011 8:52 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Пт сен 23, 2011 4:33 am
Сообщения: 2
Архивариус писал(а):
...«Так как в этот день искупит вас, очищая вас от всех ваших промахов, перед Вс-вышним станете вы чисты»...

Согласно Ваикра 4:1 "...если кто согрешит по ошибке (против какой-либо) из заповедей Господних запретительных и поступит против одной из них" - грехоочистительная жертва приносится за не преднамеренный грех. И слова из Ваикра 16:30 относятся к только к таким грехам=промахам? И по сути грехоочистительной жертвой за преднамернный грех является жизнь самого согрешившего?
Йегошуа 7:19, 20, 25 И сказал Йеошуа Ахану: сын мой, воздай честь Господу, Богу Исраэйля, и сделай пред Ним признание, и сообщи мне, что ты совершил, не скрывай от меня. И отвечал Ахан Йеошуе, и сказал: истинно, согрешил я пред Господом, Богом Исраэйля, и сделал то и то... И сказал Йеошуа: зачем навел ты на нас беду? Наведет на тебя беду Господь в день этот. И забросали его все исраэйльтяне камнями, а их (вещи его) сожгли огнем и забросали их камнями.

Исповедание Ахана не отвратило наказание его.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Ср окт 19, 2011 12:09 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
СЕМЬ НИЩИХ

Назначение осенних праздников – дать нам духовную энергию на весь 5772 год (от появления наблюдателя). И очень важно провести границы и распределить функции еврейских праздников. Их карта нарисована Аризалем и известна нам в общих чертах . Все они «вдесятером» параллельны десяти сфирот Б-жественного света. Что и позволяет разделить праздники на две четко разграниченные группы.
Песах, Счет Омера и Шавуот – соответствуют трем высшим категориям – кетер, хохма и бина. Это позволяет квалифицировать их как Теорию. Рош ґаШана, Йом ґаКипурим, Сукот, Шмини Ацерет, Ханука и Пурим соответствуют Реализации.
Но и в семи нижних сфирот Кабала выделяет три верхних, определяя вечность, величие и основательность, как нижние. Вывод (нам уже известный) – именно Шмини Ацерет – это переход от возвышенности и духовной радости дней Трепета и Сукот к радости земного осуществления слов Торы. Той радости, которую Шмини Ацерет позволяет запасти в своем доме и семье на весь год.
Надмирность весенних праздников, их изначальность делает их «повязанными» на Замысел. А именно переход от Сукот к Шмини Ацерет (граница в тифэрет!) через Гошана Раба к Шмини Ацерет – переход к реализации. И потому радость Торы, недоступная ангелам – радость от способности вести еврейский дом, еврейский образ жизни.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Пт дек 09, 2011 9:55 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Ваишлах», 5772.

СИЛА РЕЧИ ИЗРАИЛЯ

«И увидел, и вот колодец в поле,
И вот там три стада мелкого скота
Разлеглись (в ожидании воды) из него…
И камень большой на устье колодца.
И когда соберутся все стада и скатят
Этот камень с уст колодца»
Бе-рейшит 29:2-3


Как известно, всякое описываемое Торой событие имеет вневременной, вечный смысл. Вечный – значит всегда актуальный. И третий уровень контакта со словами Пятикнижия переносит нас во внутренний мир человека.
В этом мире наша основная сила – сила Израиля – сила молитвы. Но уста, способные словами молитвы достичь Небес, привязаны к земле нашим йецер ґа-ра – большим камнем на устах «колодца – источника - души». Три стада – это три ежедневных молитвы, а сбор всех сил требуется, дабы отвалить камень, сковывающий уста. Необходима полная концентрация для «Вс-вышний, уста мои открой». Максимальные помехи нашего внутреннего врага связаны именно с нашей мысленаправленностью во время молитвы.
Семьдесят ликов Торы позволяют увидеть в трех стадах три уровня бытия – мысль, речь и действие (душу, время, мир). Камень у нас «на устах» - препятствие на пути Устной Торы. Ведь основная задача Израиля – говорить Устную Тору. И если не хватает сил для концентрации, сбора всех сил, то пример Яакова учит нас дополнительной возможности.
Стремление всегда говорить только правду, не уклоняясь от нее ни на йоту, позволяет качеству Яакова – Истине убрать все преграды на пути слов Торы.

р.М-М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт дек 22, 2011 1:20 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Микец», 5772.


Чудо и вечность


Какая связь между деснами, праздником Ханука и воспитанием детей? Речь идет об общем корне. Наш вопрос: «В чем смысл воспитания в Хануку»? И мы начнем с РаШИ, который в самой первой главе Первой книги «Бе-рейшит» дает очень простое объяснение: «Воспитание – это то, что остается». Очень просто. Все то, что мы делаем по отношению к ребенку (говорим, воздействуем интонациями, чем угодно), если это остается, то это – воспитание, а если это преходяще, то никакого отношения к воспитанию не имеет. И не важно, сколь серьезно то, что мы делаем.
Исходя из этого простого определения, которое дает РаШИ, мы и можем сказать о том, что было. Поскольку, если праздник Ханука связан с воспитанием, то тогда имеет смысл говорить о нем в прошедшем времени. И не что он нам принес, а что нам этот праздник оставил.
Еще одну вещь хочу вспомнить о Хануке, которую мы тоже объясняли. Ханука – это полномочный представитель – «полпред» Геулы в Галуте. Это – свет будущего здесь, сейчас, в темноте. И в этом смысле он абсолютно обратен празднику Пурим, который есть наше, выстраданное здесь, там, в светлом будущем. То есть Пурим – это пик возможного в этом мире, это то, что захлестывает отсюда аж в тот самый будущий мир. И потому это – снизу вверх, трещотка – снизу вверх. А волчок, та самая юла, которая относится к атрибутике Хануки, она сверху вниз. То есть Ханука – это верхнее внизу. Пурим – это нижнее там, наверху. Совсем просто.
Теперь, получается параллель с вечностью и с воспитанием. Следуя за РаШИ, воспитание – это то, что когда-то много времени назад вам в детстве сказали и повторили, сказали и повторили, и оно, в конце концов, осталось с вами на всю жизнь. Это – вечность, это то, что не исчезает, то, что всегда с нами, то, что не уходит. Следовательно, это полностью согласуется с трактовкой праздника Ханука как «полпреда» будущего мира здесь, у нас, сегодня и сейчас. Это – след будущего, раскрытый уже здесь.
Исходя из этих двух концепций, мы теперь их соединяем словом «чудо». Поскольку, а что есть «чудо»? И какое оно имеет отношение к вечному миру и к воспитанию? Следующий мир – «это уже без дураков» – только то, что вечно и, соответственно, чудо подразумевает связь со Всевышним. А что является вечным? Только то, что связано со Всевышним, только то является вечным. А прямая связь со Всевышним в нашем мире и называется чудом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недельная глава Торы от рава Гитика
СообщениеДобавлено: Чт янв 26, 2012 8:40 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
«Бо», 5772.
ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ ПЕРВЕНСТВА

«И переводи {во владение} Всевышнему
всякого отверзающего матку… скота…
осла и всякого первенца человека»
Шмот 13:12, 13


Число три (скот, осел и человек) позволяет обратиться к трем измерениям нашей жизни. Рав Ґирш предлагает увидеть в них - человека, его пищу и имущество, три материальных составляющих, обеспечивающих нашу жизнь.
Первенец, не просто наследник, он тот, кто выделен для работы в Храме. И если бы не золотой телец, то первенцы были бы представителями семей, как это было до построения Мишкана: «И послал юношей, детей Израиля, и вознесли вознесения и принесли приближения шламим Всевышнему - быков». (Шмот 24:5) – «работа первенцев» (Трактат «Звахим» 112:2).
Первенцы скота – кошерных домашних животных – приносились в приближение только в Мишкане. Их нельзя было приближать на возвышениях (бамот), как обычные жертвы. Они символизировали выделенность всего предназначенного в пищу для детей Израиля.
А хамор (осел) - символ материального – выкупался овечкой, символом Израиля. Тем самым подчеркивалась принадлежность всего Создателю. И проламывание затылка первородному осленку, которого не выкупали, означает, по мнению рава Ґирша, тщетность попыток Израиля играть в этом мире роль Хозяина: «А если не выкупишь, то проломишь ему затылок» (13:13)
Все, что эгоизм побуждает тебя сделать своим, «не выкупленным», обречено на ограниченное, а потому иллюзорное , временное существование. Функция Хозяина – исключительная прерогатива Всевышнего.

р.М-М.Гитик


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 227 ]  На страницу Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 ... 23  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB