Институт еврейской пролетарской культуры

Что бывало...

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: Институт еврейской пролетарской культуры

Post by Флят Леонид »

О Я.Б. Резнике. На посту руководителя педсекции ИЕПК И. Яхинсона сменил профессор Яше Резник. Он тоже преподавал на Высших еврейских педагогических курсах в Киеве. Затем возглавил Кафедру педагогики в Одесском институте народного образования и был возведен в профессорское звание. К 1930 году он вернулся в Киев и был назначен зав. педсекцией ИЕПК, одновременно, трудясь на Кафедре методики педагогики Евсектора Киевского пединститута. Кафедра методики была закрыта в 1935 году, когда студентов старших курсов Евпедсектора отправили доучиваться в Одессу. А примерно через год вместе с Институтом ЕПК исчезла и его педсекция. Репрессии "1937" миновали профессора Я.Б. Резника. Его дальнейшая деятельность выходит за рамки этого сообщения.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: Институт еврейской пролетарской культуры

Post by Флят Леонид »

Шейна Гителис.
В сообщении от 5 июля 2010 г. фамилия ГИТЕЛИС упомянута в числе других аспирантов-авторов ИЕПК (РОДАК, ГОЛЬДФАЙН). Из текста ясно лишь то, что некто Гителис не позднее 1933 г. закончил(а) аспирантуру ИЕПК и продолжал(а) сотрудничать в его изданиях. Дальнейшие поиски привели к нескольким находкам дополнительной, но отрывочной информации о Гителис . Более объемную из них содержит краткая био-библиографическая заметка («Лексикон еврейских писателей», Н.-Й., 1986):
«ГИТЕЛИС ШЕЙНА ( - - ). Состояла в Поалей Цион, затем коммунист. В 1920-х годах прибыла в Советскую Россию из Волыни (Польская часть – Л.Ф.) Закончила педагогическую секцию (аспирантуру – Л.Ф.) Киевского института еврейской пролетарской культуры (ИЕПК).
Автор книг «Детские сказки» (Киев, Культур-лига, 1922)
«Соцсоревнование в детском саду» (идиш, Харьков – Киев, 1932)
«Речевая программа в детском саду» (идиш, соавторы Суренко, Р. Либерфарб, Х.-К., 1933).
Участие в сборнике «Борьба на два фронта в педагогике». (Х.-К. 1932)»
Теперь нет сомнений, что сказка автора Ш. Гителис «Красное пальтишко» из сборника «Для малышей» (идиш, Варшава, 1921) написана будущей киевлянкой и аспирантом ИЕПК.
Гитлис Шейна была также автором, как минимум, двух статей в журнале «Ратнбилдунг»:
1. «Опыт работы с родителями». (№4, май 1928)
2. «Дошкольное воспитание на более высокий уровень» (№2, март-апрель 1935).
Важной информацией о Ш. Гителис поделилась Мая Исааковна, дочь еврейского педагога И. И. Родака. Когда в 1927 г. семья педагогов Родак эмигрировала из Латвии (Рига) и обосновалась в Киеве, свою дочь они определили в один из городских идишских детских садов, которым заведовала Шейна Ароновна Гителис.
Детсад располагался в жилом доме №14 по ул. Кузнечной (тогда – Пролетарский бульвар). Родители Маи Исааковны приятельствовали с воспитательницей дочери до своего переезда в 1932 году в Одессу. И. Родак и Ш. Гителис учились в аспирантуре ИЕПК (педагогика) то ли одновременно, то ли с разницей в один год. Судьба свела семью Родак с Шейной Ароновной еще раз, уже в Москве. Туда она приехала во 2-й половине 1950-х годов из сталинских лагерей после освобождения из многолетнего заточения и реабилитации. Годы жизни Ш.А. Гителис достоверно выяснить не удалось. Родилась она в 1890-х годах и в средине 1960-х еще жила в Москве, встречаясь с семьей Родак. Одна из таких встреч запечатлена на любительском снимке, выполненным Маей Исааковной на квартире Родак в 1964 году.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: Институт еврейской пролетарской культуры

Post by Флят Леонид »

Image
Шейна Гителис и Исаак Родак.
Москва, 1960-е годы.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: Институт еврейской пролетарской культуры

Post by Флят Леонид »

Вениамин Гольдфайн
В заметке (Дэр Эмэс) об аспирантуре ИЕПК проф. И. Либерберг сообщал, что Гольдфайн не только автор-аспирант, но и один из первых выпускников Киевской аспирантуры, которые отправились осваивать Биро-Биджанский район.
В основу краткой биографии В. М. Гольдфайна положены разрозненные сведения сайтов ЕАО, «Мемориал» и другие источники.
Гольдфайн Вениамин/Бениамин/ Менделевич(1900, Казатин Киевской губ. – 1953), педагог, организатор школьного еврейского образования в ЕАО.
Закончил торговую школу, коммерческое училище, 3 курса Киевского института народного образования и аспирантуру педсекции ИЕПК в 1932 году.
С октября 1932г. по ноябрь 1933г. работал зам. заведующего Биро-Биджанского РайОНО.
21 декабря 1934 года утвержден заведующим ОблОНО. 5 марта 1937 против него выдвинуты политические обвинения в связях с «врагами народа» Либербергом и Хуберманом, а уже 17 марта его сняли с работы и исключили из кандидатов в члены ВКП(б).
Арестовали В.М. Гольдфайна 8 июля 1938 г. на ст. Ургал Верхне-Буреинского р-на, где он в то время работал начальником контрольно-плановой части Ургальского строительства. 11 декабря 1939 г. решением Особого Совещания при НКВД его приговорили к 3 годам ИТЛ.
После освобождения в 1945 г. примерно до 1949 г. работал зам. заведующего ОблОНО ЕА.
Реабилитирован Гольдфайн В.М. постановлением Облсуда ЕА 25 июля 1956 г.
Б. Гольдфайн – автор двух статей журнала РАТНБИДУНГ (Советское образование):
1. Метод работы на местах. Еврейская методическая работа на Киевщине.
(№4, апрель, 1930)
2. О «Педагогике» Дардака, (№3-4, март-апрель, 1932)
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: Институт еврейской пролетарской культуры

Post by Флят Леонид »

Сотрудники педсекции участвовали в подготовке учебников и пособий для школ с преподаванием на языке идиш. Учебники могли быть и оригинальными (еврейский язык и литература), и переводными (география, математика). Другое направление работы секции - повышение профессионального уровня педагогов в аспирантуре ИЕПК, что отражают биографии нескольких аспирантов, помещенные и на сайте, и вне его. Третье, это изучение и обобщение опыта учителей еврейских школ, распространение его в учительской среде.
Статья профессора Я. Резника в газете «Дэр Эмэс» ( 21.04.1934) рассказывает о выездной сессии педагогической секции ИЕПК, происходившей 27-29 марта в Житомире. Учительство города, студенты еврейского техникума, а также специально прибывшие на сессию педагоги еврейских школ Чернихова и Овруча прослушали доклады педагогической тематики.
Не обошлось без идеологической загрузки аудитории. Гершон Горохов, руководитель еврейского отдела наробраза Киевщины свое выступление направил против националистических тенденций наркома Скрипника, его украинского окружения, а также подобных явлений в системе еврейских школ Украины. Уделил Г. Горохов место в докладе и самокритике, так как и сам являлся многолетним сотрудником Наркомата просвещения. В скобках заметим, что через полгода он станет директором ИЕПК.
Доклад сотрудника секции Эстер Шнейдерман, в недавнем прошлом аспиранта ИЕПК, был посвящен работе с отстающими школьниками. Рекомендации основывались на обобщении опыта Московской образцовой школы и еврейских школ Киевской области.
Еще два доклада прочел зав. педсекцией проф. Я. Резник. В одном из них рассказывалось о предпочтительной схеме организации и технике проведения урока; другой рекомендовал организацию и методику опроса учащихся. Доклады читались по-русски, т.к. значительную часть аудитории составляли учителя украинских и русских школ.
Обсуждение докладов прошло очень оживленно. В статье отмечено интересное выступление учительницы из Овруча Вейнберг.
Одним словом, педсекция не ограничивалась кабинетной работой, но и несла знания в массы.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: Институт еврейской пролетарской культуры

Post by Флят Леонид »

Иосиф Элиович, еще одно имя в череде аспирантов библиографической секции ИЕПК(Киев) и энтузиастов Биро-Биджана.
Биографический словарь, т. 1-3

Элиович Иосиф Хацкелевич
(1903, м. Рафаловка Луцкого у. Волынской губ.— ?), библиограф, в ПБ 1937—42.


Из мещан, отец — аптеч. провизор. Окончил рабфак Пермского ун-та и аспирантуру Ин-та евр. пролетар. культуры в Киеве (библиол. секция). Труд. деятельность начал с 16 лет. В 1919—20 служил в Перми делопроизводителем губ. воен.-инж. дистанции. На библ. работе с 1923. В 1923—25 заведовал Перм. гор. евр. б-кой Губполитпросвета, был секр. евр. лит.-драм. кружка. С нояб. 1925 работал в Центр. гос. б-ке Украины в Харькове, но вскоре был призван в Крас. армию, где служил также в кач-ве б-ря. По окончании воен. службы Евр. бюро Наркомпроса направлен в Калининдорф. евр. р-н, где заведовал в 1927—28 район. б-кой. В авг.— окт. 1928 — науч.-техн. сотр. Укр. НИИ марксизма-ленинизма, в 1929 — инструктор Харьков. окр. б-ки. В янв. 1930 по конкурсу принят библиографом в Ин-т евр. пролетар. культуры, где до февр. 1933 заведовал б-кой, а затем Центр. арх. евр. печати, состоял чл. библиол. секции ин-та.
В февр. 1930 (1933-?) «самобилизовался» на библ. работу в Евр. автоном. обл., где до апр. 1937 заведовал обл. центр. б-кой, над к-рой шефствовала ПБ Ленинграда. За работу в б-ке награжден Почет. грамотой Дальневост. крайисполкома, а приказом зам. наркома просвещения РСФСР Н. К. Крупской также зол. часами.
В 1937 переехал в Ленинград и 7 окт. зачислен в ПБ гл. б-рем ОНЛ; с 24 окт. 1940 утвержден зав. евр. группой (секцией). Уволен из ПБ с 1 апр. 1942 в связи с призывом в Крас. армию.
Авт. ряда статей в евр. период. печати по евр. кн. в СССР.
Соч.: Das Yiddische1, 1922—28. Харьков, 1929; Указатель литературы по национальному вопросу, землеустройству евреев в СССР: В помощь пропагандистам и Озет-активистам. Харьков, 1930.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 10/1.
Иконогр.: Там же.
Л. А. Шилов

!. В книге А. Померанца приведен текст открытки, адресованной автору И.Э. из Перми от 1 июля 1933 г. И.Э. сообщает, что И.Э. направляется в Бира(биджан).
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: Институт еврейской пролетарской культуры

Post by Флят Леонид »

CТАРТ НАУКИ НА ИДИШ В КИЕВЕ.
В 1994 году, как я здесь уже отмечал, был издан русский перевод исследования историка А.-А. Гринбаума ЕВРЕЙСКАЯ НАУКА И НАУЧЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ, 1918-1953.
В. Кельнер, представляя читателям этот труд, писал: «Сегодня в России еврейская тема перестала быть «табу». В последние два-три года открылись архивы, и мы смогли обратиться к прежде недоступным документам. Эта работа еще только разворачивается, но уже есть важные открытия, уже опровергнуты некоторые мифы. Появились публикации и на тему, избранную некогда А.-А. Гринбаумом. Однако они лишь уточняют, углубляют, раскрывают некоторые подробности – но не опровергают, а скорее документально подкрепляют основные выводы автора, сделанные им десятилетия тому назад в далеком американском городе Брандейзе».
Такая характеристика справедлива и в отношении работы киевского историка Э. Цыганковой ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ ИДИШ В УКРАИНСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (1926-1949 гг.) //КИЕВСЬКА СТАРОВИНА №3, 2000 г.
Одно уточнение из работы киевского автора, связанное с борьбой за создание в стенах ВУАН еврейского (идиш) научного учреждения, хотелось бы добавить в материалы форума, тем более, что сама статья, как представляется, не очень известна, да и изложена на украинском.
Осенью 1926 года в газетах появилось сообщение, что решением Наркомпроса УССР в составе ВУАН открыто новое подразделение – Кафедра еврейской культуры (КЕК). Но для руководства Академии это не было новостью, к тому же, радостной. Уже около двух лет оно вело обмен письмами с Наркомпросом, протестуя против появления в Академии этого «инородного образования».
Академия была создана в досоветском 1918 году и декларировала свою независимость от политического влияния, а всю научную деятельность проводит на украинском языке.
С укреплением своей власти Советы не могли мириться с автономией любой организации, в том числе, и академии. На протяжении всего 1925 года под лозунгом борьбы с недемократичностью академии делаются предложения ввести в руководящие органы коммунистов, а состав ВУАН пополнить научными кафедрами марксистского толка. Как считает Э. Цыганкова, еврейская кафедра также должна была способствовать советизации ВУАН.
У инициаторов организации научного учреждения, выполняющего исследования на языке идиш, была альтернатива: не тратя времени, создавать отраслевой научно-исследовательский институт вне стен академии. Но политический интерес, чтобы такое учреждение входило в состав академии, без сомнений, был. Правда, не тот, которого опасались академики. Еврейские социалисты, в одночасье ставшие большевиками, любым своим действием в сфере еврейской культуры пытались показывать зарубежным оппонентам (в Польше, к примеру), сколько сил и внимания уделяет Советская власть языку идиш. И научное академическое учреждение в Киеве могло оказаться еще одним козырем в этой пропагандистской деятельности.
Организационная работа по становлению КЕК продолжалась в течение всего 1926 года, для чего из-за рубежа был приглашен Нахум Ионович Штиф, уже имевший опыт и исследователя, и организатора научного института в Вильно. Но и академики, не сдаваясь, продолжали борьбу. Ведь в составе Академии уже действовала Еврейская историко-археографическая комиссия, публиковавшая свои труды на украинском языке (исполнитель И. Галант). За судьбу этой комиссии опасались и, как показало время, не напрасно. Слабым местом в проекте становления КЕК, без сомнения, было отсутствие научных кадров, ведь ранее такая деятельность на территории Украины, практически, не выполнялась. Этим обстоятельством и попытался в своей борьбе против открытия Кафедры воспользоваться Президиум ВУАН.
Наркомпрос утвердил научными работниками Кафедры Н. Штифа (и.о. руководителя и глава филологической секции), А. Слуцкого (глава секции истории), Н. Ойслендера (глава секции литературы), И. Либерберга (научный сотрудник). Но в еще одной попытке дискредитации идеи академия создает экспертную комиссию с целью охарактеризовать уровень научной компетенции кандидатов.
Меньше других у комиссии вызвала кандидатура Н. Штифа (беспартийного, к тому же «буржуазного специалиста»), выпускника Ярославского юридического лицея, уже имевшего публикации по различным вопросам еврейского языка.
Нахум Ойслендер, окончивший Киевский университет (медицинский факультет), прибыл из Минска, где некоторое время был руководителем литературной секции еврейского отдела Института белорусской культуры и проявил себя в качестве литературоведа, исследователя творчества еврейских писателей. Комиссия не отвергала его кандидатуру, но рекомендовала предварительно поработать аспирантом.
Научный потенциал Абрама Слуцкого (директора еврейского педтехникума в Киеве) вызвал у членов комиссии серьезные сомнения. Он не имел высшего образования и был рекомендован в научные сотрудники по нулевой категории в случае, если представит научные труды. А комиссия при этом подчеркивала, что самым достойным руководителем КЕК при ВУАН может быть только И.В. Галант, историк и археограф.
Самую отрицательную характеристику среди кандидатов получил Иосиф Либерберг.
« Что касается т. Либерберга, то комиссии не известны никакие его научные труды, поэтому оценить его способность к занятию наукой не представляется возможным».
Ну, а как все обернулось? Кафедру и филологическую секцию возглавил Н. Штиф, секцию литературы – Н. Ойслендер, секцию истории очень короткое время – А. Слуцкий, затем замененный И. Либербергом. Как сообщал А.-А. Гринбаум в Бюллетене №1 от 1.12.1928 г. И. Либерберг говорил о себе, как о главе секции истории. К этому времени относится и передача руководства Кафедрой ЕК Штифом И. Либербергу. Все «козыри» Президиума ВУАН оказались битыми.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: Институт еврейской пролетарской культуры

Post by Флят Леонид »

О КАДРАХ ИЕПК (КИЕВ)
Накопление мной материалов к истории Института ЕПК (Киев) стартовало с заметки Л. Школьника «Фото из прошлого: времен связующая нить». Уже тогда меня смутило утверждение, что в ИЕПК трудилось 190(!?) сотрудников. Это число противоречило даже фотоиллюстрации к тексту: снимок запечатлел лишь 56 душ. Гораздо позднее, когда «полистал» книгу Ал. Померанца, нашел и в ней ту же «заоблачную» цифирь. Кроме неё, Померанц перечисляет 42 фамилии наиболее известных еврейских ученых, трудившихся в ИЕПК. Анализ списка показал, что «зачисление» в сотрудники института было осуществлено весьма произвольно. Он включал и киевлян, трудившихся в ИЕПК до 1934 года, и ушедшего из жизни минчанина М. Вейнгера (1929), и ученых из Москвы И. Нусинова, А. Зарецкого, и одесситов Б. Рубштейна (руководитель музея), С. Борового, автора одной статьи в сборнике ИЕПК. Видимо, число 190 Померанц нашел в каком-то советском отчете.
Научное еврейское учреждение в Киеве было организовано позднее, чем его аналог в соседней Белоруссии. Еврейский отдел Института белорусской культуры (Инвайскульт, идиш) своих ведущих специалистов рекрутировал в среде еврейских публицистов, занимавшихся научной тематикой с дореволюционных времен (историк И. Сосис, экономист и демограф Г. Александров, И. Равребе, языковед М. Вейнгер и др.). Для киевлян этот источник оказался почти исчерпанным. И они преодолевали трудности поиска научных кадров, как только могли.
Известно, что организатор Кафедры еврейской культуры при ВУАН Н.И. Штиф был приглашён из Европы. Вернулся в Киев из Минска Н. Ойслендер, краткое время возглавлявший там литературную секцию. Из Европы эмигрировал в Киев литературовед М. Винер, который стал членом литсекции, а в 1930 -1932 годах руководил секцией фольклора, пока не перебрался в Москву. Из дореволюционных публицистов на Кафедре ЕК работали И. Яхинсон, А. Юдицкий, Ш. Добин и Д.- Б. Слуцкий (он также опыт лексикографа). Двое первых проработали в институте не очень долго: Яхинсон оказался нежелательной персоной по политическим причинам, а Юдицкий, издав монографию на историческую тему, переехал в Москву. Профессора, специалист по педагогике Я. Резник и языковед Э. Спивак, возвратились в Киев из Одессы, т.к. там не удалось сохранить филиал Кафедры ЕК.
Я. Резник возглавил секцию педагогики, а Э. Спивак став членом филологической секции, с 1933 года уже руководил ее деятельностью. Еще один преподаватель Евсектора одесского ИНО, профессор Ш. Билов вошел в состав секции литературы.
Занимались все 3 профессора и преподаванием. Двое первых - в Евсекторе киевского ИНО, а Ш. Билов – на еврейском отделении Театрального института.
Научных сотрудников Кафедра ЕК (в дальнейшем, Институт), готовила в своей аспирантуре. Как правило, туда принимали молодых учителей еврейских школ. В 1933-1936 годах на 1 курс набирали до 10 человек, а на всех трех курсах учились примерно 30 человек. Далеко не все аспиранты, завершив учебу, оставались в ИЕПК. Часть из них, порой предварительно окунувшись в научную работу, отправилась в Биробиджан: библиографы И. Элиович, И. Квитный, педагоги Б. Гольдфайн, Э. Шнейдерман, историк Н. Корман (директор театра в ЕАО).
К научной деятельности привлекались специалисты, которые не оставляли и основных мест работы. Короткое время социально – демографическую секцию возглавлял проф. И. Вейцблит, декан истфака университета в Киеве, а сотрудником ее был Ш. Лифшиц (Лившиц), одновременно начальник киевского обл. управления народнохозяйственного учета. Да и многие учителя, работая в ИЕПК, продолжали преподавать в школе. До 1941 года в старших классах сохранившейся в Киеве еврейской школы учил литературе и языку идиш языковед М. Майданский.
С институтом были связаны и два коммуниста США. А. Померанц – аспирант ИЕПК (он защитил в 1935 году кандидатскую работу по литературе) и К. Мармор – историк литературы, сотрудник литсекции ИЕПК с 1933 по 1936 годы.
Стоит упомянуть и минских «беженцев». Когда начались политические гонения на историка И. Сосиса и он оказался неугоден в Еврейском секторе АН БССР, ему пришлось в начале 1930-х гг. перебраться в Киев. Иная ситуация у литературоведа Макса Эрика. В 1929 г. он из Польши (ИНО, Вильна) эмигрировал в Минск. В 1931 году идеологическим нападкам подвергся глава литсекции киевского ИЕПК Нахум Ойслендер и покинул институт и Киев. И. Либерберг возглавить секцию пригласил М. Эрика. Это предложение отклонено не было. Вслед за ним в Киеве оказался Давид Курланд, видимо, аспирант М. Эрика. Сотрудник лингвистической секции минского ИЕПК Л. Виленкин, занимавшийся изучением диалектов идиш, поступил в киевскую аспирантуру (его фамилию мы видим в списке аспирантов за 1934 год). В том же списке фигурирует молодой минский писатель Эли Каган. Видимо, и он был приглашен в Киев М. Эриком, которому принадлежала идея использовать киевскую аспирантуру для расширения общего кругозора молодых еврейских литераторов. В Киеве Э. Каган работал над книгой. Перед его возвращением в 1935 году домой она была издана.
Судьба многих сотрудников ИЕПК оказалась трагической в связи с фабрикацией НКВД дел против части ведущих сотрудников института. В апреле 1936 года были арестованы директор ИЕПК Г. Горохов, редактор журнала «Наука и революция» Михл Левитан, Макс Эрик, глава архива Йона Хинчин. Вслед за ними исчезли глава секции «Биробиджан» Менахем Кадышевич, Аврам Абчук, заведовавший в литсекции Кабинетом еврейской советской литературы и уволенный из института еще осенью 1934 года. В августе 1936 года в Биробиджане арестовали первого директора ИЕПК И. Либерберга. Все они своего ареста не пережили. В 1937 году были арестованы и расстреляны покинувшие в разное время институт демографы И. Вейцблит и Ш. Лифшиц. Известно, что с приходом к власти в НКВД Л. Берия часть арестованных, но к тому времени еще не осужденных была освобождена. Повезло, например, Ш. Билову, Д. Курланду, Доре Штиф, вдове рукводителя Кафедры ЕК и сестре М. Зильберфарба, видного политического деятеля времен Украинской народной республики.
К сожалению, эта трагическая часть истории ИЕПК и его сотрудников изучена или, по крайней мере, зафиксирована не достаточно. Из тех, кто сумел пережить лагерный ад, можно назвать фольклориста З. Скудицкого и двух аспирантов, уехавших в Биробиджан, Н. Кормана и Б. Гольдфайна. Нет на сей счет документов о Мотле (Марке Исаевиче) Кругляке. Обнаруженная в Интернете архивная справка упускает в биографии М. Кругляка период с 1937 по 1945 годы. И период весьма «подозрительный», но утверждать что-либо конкретное трудно.
Завершилась история Института ЕПК, но не история еврейской науки в АН УССР. Поздней осенью 1936 года в Киеве на месте разгромленного института появился Кабинет изучения советской еврейской литературы, языка и фольклора. Секция, изучающая идеологически опасную историю, восстановлена не была. Да и литературную секцию на первых порах развернуть не удалось. Только в 1939 г.
ситуация немного изменилась. Кабинет пополнили несколько литературоведов, а расширившуюся секцию литературы возглавил литературовед Песах Альтман (1904-1941?).
До 22 июня 1941 года оставалось не более двух лет.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: Институт еврейской пролетарской культуры

Post by Флят Леонид »

Диссертации и диссертанты.
Система защиты диссертаций была установлена в СССР с 1934 года.
На период деятельности Института ЕПК выпало лишь два года, и 12 лет - Кабинета ЕК (до января 1949 г.)
1. Померанц Александр был единственным иностранцем, учившимся в аспирантуре ИЕПК (секция литературы и критики)
Учебу он завершил, защитив в 1935 г. кандидатскую диссертацию по истории пролетарской литературы США. Это подтверждает официальный документ, который в своей книге приводит еврейский литературовед.
Image
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: Институт еврейской пролетарской культуры

Post by Флят Леонид »

Педагог Шац Б.(В).
Шац Б. запечатлен на нескольких групповых фото. Детализируя сведения о тех, чьи имена перечислялись в "Списке Померанца-Школьника" в связи с фото "Коллектив ИЕПК-34", я ничего не мог сообщить о Б. Шаце. Но благодаря фото из книги А. Померанца, выполненном по случаю прощания автора книги с сотрудниками педсекции ИЕПК (1935), выяснилась научная специализация Б. Шаца - педагогика.
Библиографический сайт "Еврейская периодика"(идиш) позволяет познакомиться с творчеством Б. Шаца, хотя полной уверенности, что это именно тот Шац, который нас интересует, нет. Дело в том, что разнятся инициалы: на всех фото Б.(ב ), а на сайте - В.(וו). Но специфика работ В. Шаца, судя по библиографии, значительно снижает уровень сомнений.
1. Рецензия Р. Фиша (журнал "Ратнбилдунг" №5, 1933) на "Учебник литературы для 4 года" (авторы-составители И. Равин, В.
Шац). Из РЕЭ, т. 2 известно, что И. Равин(1890-1937) жил и работал в Минске, о чем уточню позднее*.
2. В том же журнале (№1 и №6) в 1934 году были опубликованы 2 рецензии самого В. Шаца на учебное пособие с практически одинаковым названием "Учебник и хрестомация литратуры для 5/У года обучения", составленно М. Мижирицким и Ш. Брянским
*Б. Шац не только имел отношение к Минску, но, как следует из письма ученого секретаря ИЕПК Р. Гохлернер к А. Померанцу от 1 августа 1935 г., Шац вернулся в Минск, но вестей о себе не подает. Что же касается разночтения инициалов, можно предположить, что имя Шаца, например, Вениамин. Но А. Померанц, следуя правописанию ИВО, использовал ивритский эквивалент имени - Бениамин.
Post Reply