Недельная глава Торы от рава Гитика

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Ки теце», 5772.

Преемственность – залог вечности.
«Посылая, отошли мать,
а птенцов возьми себе,
чтобы стало лучше тебе
и продлились дни твои»
Дварим 22:7



Рав Лунчиц начинает свой комментарий с идентичности награды, следующей за уважение к отцу и матери (глава «Ва-этханан» 5:16) и за мицву «отсылания из гнезда», а, следовательно, и связи между ними.
Собственно, ответ на вопрос о связи между двумя мицвот рав Лунчиц начинает… с третьей мицвы, всегда соседствующей с законом об уважении к родителям. Эта мицва – Шабат. И так же, как соблюдение Шабата – прямое свидетельство о Творении, о Начале, так и забота о родителях, это признание своего начала, причины собственного существования.
Важность подобной иерархии, восходящей к Первопричине, трудно переоценить. Достаточно только вспомнить зловреднейшее из придуманных человеком слов – прогресс. Постоянное восхождение человечества на все более высокие вершины совершенства, и, как следствие, отсутствие надобности в Начале. Воинственное безбожие начинается с утверждения о непонятности, далекости Начала и его возможном… отсутствии!
Уважение, проявленное к инстинктивной, на уровне животных, связи «отцов и детей» -отсылание матери перед овладением птенцами - тем более учит важности связи поколений у людей. И ключевое слово «продлились». Именно преемственность поколений, традиции, есть залог вечности, той награды, ради которой и был придуман наш мир. Три мицвы – Шабат, уважение к родителям и отсылание птицы из гнезда, идентичны по одной характеристике – воспитание в человеке серьезного отношения к бывшему.

р. М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Ки таво», 5772.

Успех как необходимость.

«И поставит тебя
Вс-вышний Источник всех
твоих сил верховодить
всеми народами Земли.
И придут к тебе все эти
благословения и достигнут
тебя» Дварим 22:7



Согласитесь, постановка вопроса весьма оригинальна – не ты в «поте носа» будешь «достигать достижения», а они будут тебя преследовать?! Но перед этим Израиль окажется верховным (комиссаром, главнокомандующим?) над народами мира. И, таки, хочется спросить вполне по-одесски – а оно нам надо?
Автор комментария «Драгоценный сосуд» опирается на сказанное мудрецами: «всякий, стремящийся к власти, власть убегает от него, а всякий бегущий от нее, она гонится за ним» (Мидраш Танхума «Ва-йкра-3). Только тот достоин «верховодить», кто видит во власти ответственность, а не возможность приказывать.
Эта нехитрая формула позволяет расшифровать сказанное Торой. Если мир поднимется на уровень понимания того, что Израиль источник духовного снабжения народов мира, то верховность Израиля установится «сама собой». Вот только для этого требуется самая малость – Израиль должен «слушая прислушаться голоса Вс-вышнего» (28:1).
Все объясняющий пример связан с именем величайшего праведника «Хазон Иш». В начале тридцатых годов прошлого века поселился в Бней Браке никому не известный, вовсе не молодой (около шестидесяти) еврей по имени Йешайяґу Карелиц. Никто и не подозревал его в авторстве гениальных книг «Хазон Иш». И когда «Хафец Хаим» начал указывать на него в своих ответах евреям Эрец Исраэль, как на того, к кому следует обращаться с вопросами, то первых посетителей его жена выпроваживала вовсе не вежливо: «Уходите отсюда, мой муж никакой не раввин!»
Все дальнейшее можно прочитать в биографии великого праведника.


р. М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Ваелех», 5773.

«Идти», а не стоять на «своем» месте.
«И пошел Моше»
Дварим 31:1


Рав Лунчиц, автор комментария «Драгоценный сосуд», определяет «направление» в котором «пошел Моше», и это направление – шалом. Установление мира между Израилем и Создателем, между евреем и его ближним, требует большего, чем все остальные мицвот.
Законы Торы, такие как мезуза, Шабат, рош ходеш, требуют безусловного исполнения, когда оказываются у тебя «в руках». Но гнаться за ними… Моше обходит весь лагерь Израиля, останавливается у каждого шатра и для каждого находит слова, пробуждающие желание тшувы – возвращения. Как сказано у пророка Ґошеа (14:3):
«Возьмите с собой слова и вернитесь ко Всевышнему».
Урок для всех нас очевиден – следует «преследовать» каждого еврея (даже себя!) уговорами о возвращении к Творцу. Как неотъемлемая часть установления мира с Небесами - восстановление мира между евреями. И наша недельная глава не случайно читается в десять дней тшувы.
Шалом Алейхем в одном из своих рассказов живописует атмосферу штетла в дни трепета. Главная характеристика этих дней – каждый просит прощения у каждого и получает его вместе с улыбкой. Вспомним, что находящиеся «между» праведниками и мерзавцами, «висят» до Йом Кипура. А еще год жизни (возможностей) мы, «средненькие», получаем, как часть Израиля, а не в силу собственных заслуг.
И потому преследование евреев с «мирными намерениями» выступает на первый план в дни, когда решается наша судьба.
р. М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Зот Ґабраха 5773.

Не было подобного Моше.
«И не встал еще в Израиле
пророк как Моше – которого
знал Всевышний лицом к лицу»
Дварим 34:10


Во-первых, объясним смысл глагола «не встал». По мнению мудрецов это намек на удивительный, недостижимый уровень Моше, как пророка. Пророчество подразумевает получение, которое, в свою очередь, означает пассивность. Моше Рабейну настолько убрал свое «земное притяжение», что оставался «лицом к лицу», «стоял» перед Вс-вышним.
Но наш главный комментарий мы почерпнем из слов Торы, сказанных равом Зелигом Бангисом, когда поднялся он в Страну Израиля, дабы занять место председателя самого известного в мире еврейского суда – «Бейт Дин ґа Эда ґа Харедит”. Прошлое время глагола «встал» позволяет оценить уникальность Моше, как главы поколения, говорит рав Бангис.
Виленский Гаон утверждал на основании сказанного в главе «Ва-йелех»: «ведь при жизни моей огорчали вы Вс-вышнего, тем более, после смерти моей» (31:27) – поколение Моше существовало в рамках, определяемых категорией Суда. И наказание следовало сразу за преступлением – золотой телец, Корах, разведчики. А после смерти Моше, когда добавится категория рахамим – тем более, ведь рахамим – это время между причиной и следствием.
Кстати, объясненными теперь становятся весьма нетривиальные слова Моше (Дварим 10:12): «а теперь, Исраэль, что Всевышний, Источник всех сил твоих ожидает от тебя – только лишь йират (трепет)». Недоумевают мудрецы (трактат «Брахот» 33:2): «разве йира [высочайший духовный уровень – уровень праведников, выше только любовь абсолютных праведников] это малость?» И отвечают малопонятно: «для Моше малость».
Для величайшего из поколений – поколения Моше, существовавшего по категории Суда, требование йира абсолютно легитимное! Те, кто были способны испытывать последствия собственных ошибок непосредственно вслед за причиной… Требования от поколения, получившего Тору – это установка эталона для всех поколений. Отсюда важность (неприходящесть) урока, преподанного величайшим из пророков, через его поколение.
А соединение конца и начала Торы, конечно же, в желании Вс-вышнего, предшествовавшему созданию нашего мира – желанию исполнить мир в соответствии с категорией Суда (справедливости, Истины). И изначальность Замысла проявляется в завершенности Действия – «трепету великому, который сделал Моше на глазах у всего Израиля».
И нам с вами следует помнить – что было однажды, то сможет быть дважды!
р. М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Бе-рейшит 5773.

Что есть Творение?
«Ради Рейшит
сотворил Всесильный»
Бе-рейшит 1:1


Слово Творение на первый взгляд вполне адекватно передает смысл ивритского глагола «бара – сотворил». Вот только на первый.… Ведь творение подразумевает появление чего-то из ничего. Но из ничего не может получиться ничего! Этот незатейливый (только на первый взгляд!) философский принцип абсолютно незыблем. Но как тогда прикажете понимать глагол творить?
Начнем с классического анекдота. Почти отчаявшийся преподаватель дает студенту-двоечнику последний шанс: «Какое стихотворение посвятил Александр Сергеевич Пушкин Анне Петровне Керн?» - студент неуверенно: «Люблю тебя, Петра творенье»?
И вообще, появление чего бы то ни было в нашем мире, подразумевает его изначальное наличие. Например, появление «Закона всемирного тяготения» имеет своей причиной не тривиальное яблоко, вовремя свалившееся на будущего сера Айзика (Исаака в просторечии), а закон природы, действовавший и до открытия Ньютона. А появление новых идей и произведений физики «нагло» связывают с информационным всепроникающим (в смысле человеческих голов) полем.
Но, отбросив шутки (и при этом, не теряя чувства юмора) попробуем в свете еврейской традиции и разума разобраться с Шестью Днями Творения. Первая подсказка – Шабат составляется из шести будничных дней. А развитие сюжета Творения сводится к разделению Сущего на части. Сначала Рейшит на Шамайм (цель, шам-там, тамошнее, не здешнее) и Арец (средство, стремление). Дня на Свет и Тьму, на верхнее и нижнее, на сушу и моря…
Таким образом, предлагается увидеть в Творении процесс разделения Его Замысла («махшевет ґабрия») на части, доступные восприятию человека, задача которого сложить их воедино, став соАвтором того необыкновенного, что есть Его Любовь. А ивритские слова, несущие эту идею хефец и давар, переводимые на русский совершенно обезличено - вещь, объект.
В то время как хефец означает также желание, а давар - это, конечно же, и дибур – сказанное, изреченное. Собственно, все Творение, это желание (хефец) Творца, выраженное с помощью информации (дибур), которую требуется уяснить, дабы стать Партнером. А перевод первых слов Торы «по нашему» звучит: «Ради Рейшит (Изначальности, Цели всех Целей) разделил Всесильный на Цель и Средство»
р. М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

"Ноах"

"Урок наказания"


«А человеку сказал: "...проклята земля из-за тебя...
в поте лица твоего есть будешь хлеб".»
Берейшит, 3:17

«И обонял Всевышний благоухание приятное
[жертвоприношений Ноаха],
и сказал Всевышний к сердцу своему:
"Не буду более проклинать землю из-за человека"...»
Берейшит, 8:21


Реакция Всевышнего на первый поступок Ноаха на «новой» земле — приношения Всевышнему — в целом благоприятна. Вот только режет слух «отходчивость» Творца. Раз Ноах — молодец, то не будет более Создатель наказывать всё прогрессивное человечество через ухудшение экологических условий его проживания. Такое опрощённое понимание текста Торы возможно только из-за нелепого перевода.
Выделенный нами в вышеприведённых цитатах предлог из-за заменяет звучащее в оригинале "баавур", означающее "ради, для". Тем самым не совсем точный перевод абсолютно меняет смысл сказанного, буквально переворачивая всё с ног на голову!
Нет сомнений, что категория наказания в нашем мире имеет единственный смысл — исправление. И ухудшение жизненных условий Адама (первого человека), вызванное его промахом, преследовало единственную цель — укрепить связь со Всевышним. Зависимость, так очевидная для бедняка, является серьёзной проблемой в жизни богача.
Один хасидский ребе сказал: «Как естественно бедняку обращаться к Творцу: на кого ещё ему положиться? И как тяжело молиться богачу, ведь каждый рубль кричит ему: "Надейся на меня, надейся на меня!..”»

«Проклятие земли» имело немедленный позитивный результат. Человечество в лице землепашца Каина пришло к выводу о необходимости молитвы («жертвоприношение Каина»).
Урок, усвоенный человеком (лучшее тому подтверждение — жертвоприношение Ноаха, первое, что он делает после Потопа), поясняет нам всю правомерность предлога "баавур": земля была проклята не из-за человека (что человек — причина всего просходящего — очевидно), а ради человека! А следовательно, свершившееся исправление делает ненужным дополнительный урок:

«Не буду более проклинать землю ради человека», (Бе-решит, 8:21).

Тяжёлые дни, которые переживает сейчас еврейский народ, не должны заслонять от нас ясность понимания одной очень непростой (при всей её простоте) Истины: Всё происходящее происходит в конечном итоге ради нас!
р. М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Лех Леха
Иври – Еврей – значит "инакомысляший"

"Авраам был с одной стороны реки,
а весь остальной мир - напротив его”.
(Мидраш)


Слово еврей ("иври” в оригинале) происходит от корня "авар” – прошел. Мидраш, объясняя значение этого слова применительно к Аврааму, говорит о, своего рода, противостоянии первого еврея всему прогрессивному человечеству.

Мудрецы в другом мидраше называют наш мир коридором, ведущим в светлую приемную следующего мира. И еврейская проходящесть означает нацеленность на будущее, использование этого мира как трамплина.

Отличие проходяшего-еврея от аборигена Земли – человека - в их видении окружающей действительности. Еврей – это подданство следующего мира, тогда как для человека этот мир и есть мир! Старая проблема Цели и Средства. То, что для еврея только средство, для всего мира – самая что ни на есть высочайшая Цель!

В этом контексте уместно будет упомянуть о претензии греков к евреям, сформулированной мудрецами в следующем мидраше:

"Сказали греки евреям: «напишите себе на роге быка:

Нет у нас части в Б-ге Израиля»"

Весьма любопытен нарисованный мудрецами образ "части в Б-ге Израиля”. Суть претензии греков: "Вы, евреи, – обыкновенные, полноценные (в смысле: завершенные) люди, а не какие-то странные, в духовном смысле, "недоделки” ”. Быть евреем- означает быть частью, духовно развиваться, контактируя (будучи зависимыми) друг с другом и, естественно (для "части Б-га Израиля”) со Вс-м. Короче, совершенство средства- в его незаконченности, в его связанности с Целью.

В отличие от аборигенов-землян, растворенных в этом мире, острая духовная самонедостаточность евреев друг в друге и их привязанность к Творцу диктуют нашу наЦеленность. И смысл противостояния Авраама у Реки всему Миру проясняется. Противопоставленность еврейской привязанности к Источнику – духовной пустыне погруженности в этот мир:

"напротив него” всего мира – вот вечный смысл еврейской экзистенциональности, переданный нашими мудрецами в картинке мидраша
р. М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Хаей Сара
Маленькая буква «каф»


«…и пришел Авраам сказать
прощальные слова Саре и оплакать ее…»
Берешит (23:2)
.
Следующий комментарий основывается на двух «шероховатостях» текста: маленькой букве «каф» в слове «ливкота» и обратном порядке действий – сначала «прощальные слова», и лишь затем «оплакивание». Мидраш объясняет, что маленькая буква указывает на «уменьшенный» плач Авраама. Добавим необходимую для понимания информацию. Смерть Сары была вызвана невероятным духовным напряжением момента заклания Ицхака. А, следовательно, величайшее достижение человеческого духа оказалось невольной причиной гибели той экстраординарной праведницы, благодаря которой Аврам стал Авраамом.
Невероятную сложность создавшейся ситуации мы можем оценить с помощью слов вечерней молитвы: «ве hасер Сатан мильфанейну уамиахорейну» - «и убери Сатану впереди нас и позади нас» (слова из второго благословения после «шма»).
Сатан – в переводе с иврита "обвинитель". Его задача в нашем мире «сбивать нас с пути истинного» здесь, на земле, и тут же «бежать», там наверху и «причитать» перед небесным судом: «Вы только посмотрите, что этот еврей вытворяет!» Как сказано у мудрецов: «Нахаш (змей), он же йецер ра, он же Сатан, он же ангел смерти».
Роль обвинителя – Сатана – на пути к Творцу, перед нами, следовательно, более-менее объяснена. Но позади…
Добро, сделанное человеком, вечно. И, тем не менее, существует «исключение» и из этого правила. Как вам, наверняка, памятно, самым страшным из убийств, с еврейской точки зрения, является убийство самого себя.
Самоубийство, в случае, если оно «настоящее» - это есть жест отчаяния и бунта, перечёркивающий прожитую жизнь (подобно отчаянию хозяина по поводу потерянной вещи, которое уничтожает хозяйское отношение к ней). В этом случае за совершённое в такой «перечёркнутой» жизни зло приходится платить душе самоубийцы, а вот добро, сделанное в ней, становится «анонимным» и идёт на общий счет народа Израиля.
Теперь просьба убрать Сатана, что позади нас, становится понятной. Его функция – заставить нас пожалеть oб уже сделанном Добре! Нет, само по себе добро неистребимо, но вот соавторские права на него… И нам с вами нужно быть предельно осторожными в словах и ощущениях, чтобы в сердцах не сказать (почувствовать): «Нет, это было слишком тяжело, я жалею, что их пригласил(а) что им подарил(а), и т.д. и т.п.».
Величайшее из достижений человеческой личности – заклание Ицхака, нуждалось в особой защите от любого обвинения. И Авраам, понимая всю, почти невыносимую, сложность создавшегося положения, не даёт себе и другим даже на секунду провести чувственную связь между этими двумя событиями, не позволяет даже на мгновение возникнуть ситуации, которая может быть интерпретирована как сожаление о Саре в рамках причины её смерти. Отсюда изменение естественного порядка - сначала «принародное» прощание с Сарой и лишь затем приглушённый, внутренний, никому незаметный плач.
И как всегда в Торе, величайшее испытание наших праотцев, содержит и вечный урок для всех нас. Как сказано у мудрецов: «Деяния отцов - знак для детей».
р. М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Ваешев
Спасение Йосефа

«И услыхал Реувен, и спас его из рук их и сказал:
"не убъём его”. И сказал им Реувен:
"Не проливайте крови, бросьте его в эту яму,
которая в пустыне, а рукой не посягайте на него,
чтобы спасти его из рук их, вернув его к отцу его”».
Берешит 37:22

Роль Реувена в деле спасения Йосефа неоднозначна. Его желание спасти несомненно и подтверждается словами Торы, но одного желания очевидно мало для обоснования безусловного: «И услыхал Реувен и спас его». Ключевые слова: «спас его из рук их».
На первый взгляд не очень понятно, каким образом смерть в глубокой яме полной змей и скорпионов «предпочтительней» гибели от рук братьев?! Мидраш даёт следующее обснование спасительной функции Реувена: «Хотел Реувен спасти его из рук братьев своих и передать его судьбу в систему естественных сил».
Всё, что нам понадобится для расшифровки сказанного в мидраше - это понимание того, что система естественных сил (включая змей и скорпионов) сие ни что иное, как Всесильный. А следовательно, мидраш подчёркивает удивительную свободу выбора, данную Всевышним человеку.
Пока Йосеф в руках братьев, от него мало что зависит. Но как только он свободен от их выбора, его молитва (по-другому – вера во Всевышнего) превращает его в проводника Б-жественной воли и замысла.
Потому роль Реувена-спасителя не уменьшается от его неспособности вернуть Йосефа отцу. Его задача – спасти Йосефа «из рук братьев», избавить его от последствий выбора, в который даже Всевышний «вмешаться не может».
Р.М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Микец
Чудо и вечность


Какая связь между деснами, праздником Ханука и воспитанием детей? Речь идет об общем корне. Наш вопрос: «В чем смысл воспитания в Хануку»? И мы начнем с РаШИ, который в самой первой главе Первой книги «Бе-рейшит» дает очень простое объяснение: «Воспитание – это то, что остается». Очень просто. Все то, что мы делаем по отношению к ребенку (говорим, воздействуем интонациями, чем угодно), если это остается, то это – воспитание, а если это преходяще, то никакого отношения к воспитанию не имеет. И не важно, сколь серьезно то, что мы делаем.
Исходя из этого простого определения, которое дает РаШИ, мы и можем сказать о том, что было. Поскольку, если праздник Ханука связан с воспитанием, то тогда имеет смысл говорить о нем в прошедшем времени. И не что он нам принес, а что нам этот праздник оставил.
Еще одну вещь хочу вспомнить о Хануке, которую мы тоже объясняли. Ханука – это полномочный представитель – «полпред» Геулы в Галуте. Это – свет будущего здесь, сейчас, в темноте. И в этом смысле он абсолютно обратен празднику Пурим, который есть наше, выстраданное здесь, там, в светлом будущем. То есть Пурим – это пик возможного в этом мире, это то, что захлестывает отсюда аж в тот самый будущий мир. И потому это – снизу вверх, трещотка – снизу вверх. А волчок, та самая юла, которая относится к атрибутике Хануки, она сверху вниз. То есть Ханука – это верхнее внизу. Пурим – это нижнее там, наверху. Совсем просто.
Теперь, получается параллель с вечностью и с воспитанием. Следуя за РаШИ, воспитание – это то, что когда-то много времени назад вам в детстве сказали и повторили, сказали и повторили, и оно, в конце концов, осталось с вами на всю жизнь. Это – вечность, это то, что не исчезает, то, что всегда с нами, то, что не уходит. Следовательно, это полностью согласуется с трактовкой праздника Ханука как «полпреда» будущего мира здесь, у нас, сегодня и сейчас. Это – след будущего, раскрытый уже здесь.
Исходя из этих двух концепций, мы теперь их соединяем словом «чудо». Поскольку, а что есть «чудо»? И какое оно имеет отношение к вечному миру и к воспитанию? Следующий мир – «это уже без дураков» – только то, что вечно и, соответственно, чудо подразумевает связь со Всевышним. А что является вечным? Только то, что связано со Всевышним, только то является вечным. А прямая связь со Всевышним в нашем мире и называется чудом.
р.М-М.Гитик
Post Reply