Суббота 19 января 2013 года – 8 швата 5773 года Книга «Шмот» («Имена») Недельный раздел «Бо» («Иди...»)
Что произошло?
«И было, по окончании тридцати лет и четырёхсот лет, и было: в самый день этот вышли все воинства Ашем из страны Египет. Ночь, хранимая она для Ашем, чтобы вывести их из страны Египет, она – ночь эта – для Ашем, хранимая у всех сынов Исраэля в поколения их» (Шмот12, 41-42). Когда была ночь Исхода из Египта? Тридцать четыре столетия тому назад? И да, и нет. Она «хранимая у всех сынов Исраэля в поколения их», она повторялась во всех своих аспектах тысячи раз, она была в последний раз десять месяцев тому назад и она придет к нам через 2 месяца – 25 марта (15 нисана). В эту ночь из всего человечества была выделена особая группа. У А. и Б. Стругацких есть книга, которую не назовешь иначе, как пророческой – «Волны гасят ветер». Одна из идей книги – воздействие на человечество некоторой сверхцивилизации. Небольшая, строго засекреченная организация – КОМКОН – пытается отследить это воздействие и защитить человечество от возможных нежелательных его последствий. Сотрудник КОМКОНа Бромберг суммирует полученную им информацию: ...если говорить прямо, без околичностей и без наукообразной терминологии, то речь идет вот о чем. Первое: вступление человечества на путь эволюции второго порядка означает практически превращение гомо сапиенса в Странника. Второе: скорее всего, далеко не каждый гомо сапиенс пригоден для такого превращения. Резюме: -- человечество будет разделено на две неравные части; -- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру; -- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, причем меньшая часть форсированно и навсегда обгонит большую; -- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, меньшая часть его форсированно и навсегда обгонит большую, и свершится это волею и искусством сверхцивилизации, решительно человечеству чуждой. Итак, Исход из Египта - скачок из плоскости в новое измерение, вертикальный прогресс в человечестве, развивавшемся горизонтально. На этот скачок оказалась способна только малая часть той группы, которой он был предложен: мудрецы говорят, что четыре пятых всех евреев остались в Египте. Более того, в Торе ясно написано, что многие египтяне (и представители других народов, обитавших в Египте) вышли в Синай вместе с евреями. Впоследствии они влились в еврейский народ, подписав Синайский договор с потомками Авраама. Очень многие из вышедших не смогли удержаться на единожды взятой высоте, и их духовное падение во время странствий по пустыне - одна из центральных тем Торы. Мы, нынешние евреи (как те, кто родились евреями, так и те, кто принял еврейский путь, пройдя гиюр) - наследники тех, кто выдержал то испытание. Немало таких испытаний было нам предложено и позже, и не все из них мы выдержали с честью - это надо помнить, и не впадать в гордыню. Как раз те, кто считали, что «еврей» означает «сверхчеловек», были первыми на пути в бездну: вспомним Кораха, поспорившего с Моше именно об этом. Еврейство - это путь, назначение, а вовсе не гарантия успешного прохождения пути! При этом путь «эволюции второго порядка» - далеко не обязательно еврейский. Да, евреи первыми вступили на него, но и это не делает нас автоматически «лучше». Это только накладывает на нас дополнительную ответственность как на индивидуальном, так и на общееврейском уровне. В чём назначение, смысл того, что первый шаг «эволюции второго порядка» произошёл не на всей Земле, а только в малом её участке - в Египте? Это - начальный этап, авангард. Евреям предписано служить полюсом магнита, путеводной звездой для тех людей, которые окажутся способными на «эволюцию второго порядка» - уже по всей Земле. Суть этой эволюции - переход от состояния «я борюсь и выживаю в хаосе, происходящем вокруг меня» (само по себе очень высокое состояние!) к состоянию «я нахожусь в творческом диалоге с Единым, создавшим меня и все обстоятельства моей жизни, и принимаю ответственность за все свои поступки в этом диалоге». Путь к этой эволюции - через семь законов сыновей Ноаха, сформулированных в книге Берешит. Через 480 лет после Исхода царь Израиля Шломо определит построенный им Храм в Иерусалиме как место, где может молиться любой человек, верующий в Единого - не обязательно еврей. Священная обязанность еврея - являть собой пример духовной работы. Нельзя навязывать её другому, насильно толкать другого человека на путь Единого. Вспомним снова тот же «меморандум Бромберга» у Стругацких, говорящий о формировании «монокосма», вселенской стадии развития человечества: Сейчас уже никто не помнит «подмикитчиков», которые с фанатическим энтузиазмом пытались форсировать прогресс тагорян и леонидян. Сейчас уже все поняли, что расталкивать под микитки такие в своем роде совершенные цивилизации - занятие столько же бессмысленное и бесперспективное, как пытаться ускорить рост дерева, скажем, дуба, таща его вверх за ветки. Странники - не «подмикитчики», у них нет и не может быть такой задачи: форсирование прогресса. Их цель - поиск, выделение, подготовка к приобщению и, наконец, приобщение к монокосму созревших для этого индивидов. На самом деле, конечно, «приобщение» - дело только самого «приобщающегося» человека и Творца, поскольку эволюция второго порядка есть вопрос взаимоотношения человека и Всевышнего в первую очередь. Но во все времена были люди, «приобщавшиеся» именно через присоединение к «Странникам»: геры, неевреи, становящиеся евреями. При этом изначальный замысел состоит вовсе не в тотальном гиюре всего человечества: как мы уже говорили, путь Единого не обязательно включает в себя всю обрядность именно еврейского пути! Мы находимся сейчас в период бурных изменений. Необыкновенно плотная по своей фактуре материальная цивилизация глобальной Земли действует на многих из нас, создавая иллюзию сугубой материальности жизни. Духовный фактор, фактор личной ответственности и диалога с Творцом, может показаться пустой игрой там, где всё решают биржи и правительства. Военная техника, впервые за историю человечества способная превратить локальный конфликт в тотальное уничтожение жизни на планете, создаёт ощущение зыбкости, хрупкости, случайности. Параллельно развитие медицины и генетики кормит нашу иллюзию всемогущества: сбылась, дескать, мечта шестидесятых, наука умеет столько гитик, сколько их есть на свете. Через этот иллюзорный барьер можно шагнуть, и это и будет персональный Исход из Египта. Каждый способен на это - личность, семья, община, даже народ. И мы, евреи, однажды уже сделавшие такой шаг, должны делать его снова и снова, чтобы все, кто созрел для этого шага, увидели: это возможно. И для этого та, выделенная ночь повторяется у нас ежегодно. А представители сверхцивилизации у Стругацких называются Странники. Так переводится на русский язык слово «иврим» - «евреи».
|