Недельная глава Торы от рава Гитика

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Ваехи
Завершение сделанного в начале задуманного


«От Ашера – жирность хлеба его»
Бе-решит 49:20


Благословения Яакова коленам Израиля несут ту печать потенциальности, которая прямо связана с присутствием в мире лишь родоначальников, но не самих колен. Проще всего эта неконкретность наблюдаема в сравнении с благословениями колен, данными Моше в самом конце Пятикнижия.

Полностью сформированные (духовно) колена готовятся вступить во владение своими «коленными» наделами – участками работы в этом мире. Каждому из них предстоит сыграть свою особую роль в общееврейском спектакле Истории.

Ашер (чьё имя означает «счастье») получает от Яакова благословение «жирности хлеба». Моше, благословляя колено Ашера, также говорит о жирности: «окунает в жир ногу свою» (Дварим, 33:24). Всё, что нам потребуется для расшифровки метафор, - это образ из видения пророком Зхарией завершения Исторического процесса: «И стоять будут Его ноги в тот день на Оливковой горе» (Зхарья, 14:4)

Оливковое масло – «топливо» Ханукального чуда – в прямом соседстве с «ногами» Всевышнего означает замыкание круга Истории. Мальбим расшифровывает образ «ног» Творца как самое последнее из следствий Его замысла. А классическое восприятие «жирности» как сверхобычности, чудесности и Божественности, надеюсь, небезызвестно нашим читателям (шемен и восемь – шмоне (на иврите) потому имеют общий корень)*.

Жирность хлеба – это соединённость необходимого (минимального) – хлеба – с зашкаливающе роскошным (шаменет на иврите - сливки). А нога – самое низкое в человеческом теле, – окунутая в жир, – несомненный символ конечной (Ашер – счастье!) соединённости земного и возвышенного.

___________________________________

*в еврейском мировоззрении (ашкафе) числа 6, 7 и 8 связаны со следующими понятиями:
6 – наш материальный мир (олам hазе),
7 – Шабат, следующий мир (олам аба),
8 – то, что находится над Шабатом, - духовность, раскрытие Замысла.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Шмот

Абсолютность доброты




И было в пути на стоянке и встретил его [Моше] Всевышний и желал
(просил, требовал) его умертвить. И взяла Ципора острый нож
и обрезала орла сына своего, и коснулась ног его [Моше] и сказала:
"Неужели нужна тебе кровь?" И отпустил его [Всевышний], тогда сказала она:
"Нужна тебе кровь – [кровь] обрезания" Шмот (4:24 – 26).


И снова мы встречаем проблему Цели и Средства. Как и всегда, у праведников она стоит чрезвычайно остро. Моше отправляется в Египет с величайшей из миссий, по дороге у него рождается второй сын – Элиэзер, и Моше, торопясь исполнить волю Творца, не использует предоставленный ему шанс - "стоянку", и не торопится сделать своему сыну обрезание на восьмой день.

Мидраш сообщает, что Всевышний хотел "прибрать" Моше ещё до захода солнца, с тем чтобы Моше ушёл из этого мира "чистеньким" - абсолютным праведником. Ведь восьмой день не завершился, а, следовательно, смерть Моше произошла бы в момент, когда закон об обрезании на восьмой день ещё бы не был нарушен.

Вот только речь ведь идёт о Моше-Рабейну

Да, конечно, в "аналогичной" ситуации Всевышний заботится о Ханохе, забирая его совсем молодым, едва трёхсот лет от роду.

Но одно дело "библейский" допотопный Ханох, а совсем другое – наш Моше, ведь Пятикнижие – Моисеево!

Рав Шимшон Рефаэль Ґирш лишает нас иллюзий, прямо заявляя, что у Всевышнего нет никаких ограничений: "Реализация планов Творца не зависит от человека – ни от какого человека, даже не от "человека Моше".

Если соединить сказанное мудрецами в мидраше (и сделанное Всевышним для Ханоха) с комментариями рава Ґирша, то получается решение проблемы "Цель и её средство" на уровне Творца.

Единственное, о чём "беспокоится" Создатель – это личное счастье сотворённого. И никакие идеалы и сверхцели не могут Ему помешать. Потому личное счастье Моше важнее Моисеева Пятикнижия!

Для тех из наших читателей, кто, прочитав предыдущие строки, горестно вздохнул и подумал: "Ну и где оно это счастье, когда кругом…". История (не дай Б-г не вместо, не вместо):

Жили-были два брата. Работали оба сторожами. Старший получал прекрасную зарплату, а младший всё отказывался, объясняя, что он уже свыкся и менять ничего не желает.

Тогда старший, пользуясь доверием брата, стал заходить в его смену и красть. Обнаружив хищение, хозяин, естественно, потерял остатки человеческого облика, но, поскольку знал сторожа как честнейшего человека – не уволил его. Старший же брат, видя, что ничего не произошло, взяв "награбленное", принёс и выложил его прямо на стол хозяину своего брата, присовокупив: Всё это я украл благодаря моему брату, в его дежурство". Понятно, что младшего брата, несмотря на его вопли о непричастности, тут же уволили. Он некоторое время пребывал в депрессии, но жизнь продолжалась, и он, наконец, поддался на уговоры брата и устроился на работу, где служил его брат. Прошёл год, младший оценил все преимущества новой работы и тогда старший открыл ему, каким именно способом ему удалось перетянуть брату на свою работу.

Младший со слезами на глазах благодарил старшего брата за самоотверженную братскую заботу. И тогда старший спросил: А как бы ты отреагировал, стань эти факты известны тебе, в день твоего увольнения?!"

р.М-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Бо
Не думай о мгновеньях свысока


Пасхальная ночь — ночь Исхода — стала последней в жизни многих египтян. При этом причиной гибели египетских первенцев, как и причиной Исхода явилось одно и тоже событие — раскрытие Всевышнего.

"И было — в полночь Б-г поразил каждого первенца в земле Египетской..." (Шмот, 12:29.)

"Это — ночь, хранимая Б-гом для того, чтобы вывести их из страны Египетской..." (Шмот, 12:42.)

"И пройду Я по стране Египетской и поражу всякого первенца в стране Египетской от человека до животного, и над всеми божествами Египта совершу расправу, Я — Б-г!" (Шмот, 12:12.)

Гибель именно этой категории египтян мудрецы объясняют особым отношением к первенцам всех остальных жителей Египта. Первенцы в Египте обожествлялись. Попробуем объяснить, каким образом такое видение первенцев египтянами привело к их смерти.

Поклонение любому божеству имеет одно существенное преимущество — осознанную собственную вторичность. Поклонник "божественного" не может подняться на уровень гордыни, "достигнутой" фараоном. Формула "Я — это Египет, и Я сам себя сделал" подчёркивает абсолютную независимость позиции, занимаемой фараоном и ему подобными существами, себя обожествляющими.

Раскрытие Творца как Первопричины всего сущего, привело к исчезновению объектов замкнутых на себя, полагающих себя самодостаточными. Гибель египетских первенцев (и только их) в пасхальную ночь была обусловлена раскрытием Всевышнего лишь на единицу (квант) времени:

"И было в полночь" (Шмот, 12:29)

Представьте себе вид на долину, открывающийся с высокой горы, но только на одно мгновение — через яркую вспышку. Очевидно, что мгновенность "озарения" не даёт возможности увидеть детали. И в случае, если вы стоите в абсолютной темноте на подобной вершине и вам рассказывают байки о стоэтажном здании посреди лесопарка, находящемся перед вами, то вспышка в силу своей мгновенности не позволяет вам обнаружить относительную неправду (80 в здании этажей или 100). Зато абсолютно не имеющая отношения к реальности информация о лесопарке, проще говоря, грубая ложь, ведь здание-то находится посреди пустыря, — немедленно прекратит существование в вашем сознании.

Именно так исчезли, благодаря раскрывшейся на мгновение Истине, фантомы-первенцы. Продолжить своё существование удалось лишь тем "благоразумным" жителям Египта, чья мания величия не достигла болезненного беспредела.

М.-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Бешалах

Смысл крика


«И сказал Моше народу: «Не бойтесь!
Стойте и наблюдайте Избавление Всевышнего,
которое сделает Вам сегодня. Ибо египтян,
которых Вы ныне видите, не увидите более вовеки.
Всевышний будет сражаться, Вы же умолкните».
И сказал Всевышний Моше: «Что ты кричишь ко мне?»
Шмот, 14:13-14, 15:1

После длинного объяснения, имеющего целью успокоить народ, весьма неожиданно мы обнаруживаем «успокоителя» - кричащим Создателю?! Это тем более удивительно, что слова Моше, которыми он успокаивал еврейский народ, - это «в оригинале» слова Творца:
«И сказал Всевышний Моше так: «Скажи сынам Израиля: пусть вернутся... и скажет фараон о сынах Израиля: заблудились они... А я укреплю сердце фараона, и погонится он за ними, и приобрету славу Я через [гибель] фараона и всего его войска» (Шмот, 14:1-4)
Следовательно, кто лучше Моше знал, что именно должно произойти, и насколько страхи евреев, увидевших своих мучителей-египтян, необоснованны! Вышеприведённое рассуждение заставляет вспомнить ещё более непонятное место. В самом конце первой главы «Шмот» Моше задаёт Всевышнему вопрос, смысл которого, мягко выражаясь, не очень понятен:
«И вернулся Моше к Всевышнему, и сказал: «Почему сделал ты зло этому народу? Зачем ты меня послал?» (Шмот, 5:22)
Собственно, объяснение крика Моше будет также ответом на вопрос: «Как мог Моше, переживший Откровение у «неопалимого куста», вопрошать Творца о смысле происходящего?»
Раби Исраэль Липкин из Саланта так объясняет поведение Моше у Крайнего моря: «Не хотел Моше быть праведником за счёт евреев!» Это объяснение перекликается со следующим комментарием раби Цадока Коэна из Люблина: «Моше лишь потому стал Моше Рабейну, что чувствовал боль любого еврея как свою».
Нежелание нашего Учителя Моше рационально (понимающе) отнестись к происходящему связано с его безмерной любовью и эмпатией к нашему народу. Евреям страшно, евреям плохо – Моше кричит. Нет, ему лучше, чем кому-нибудь, известно, что создавшаяся ситуация послужит на благо самим евреям. Но сейчас они испытывают страдания и боль, значит, Моше реагирует эмоционально!
М.-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Итро

Присоединяйтесь, господа евреи, присоединяйтесь!


«И услышал Итро, лидер Мидъяна, тесть Моше,
обо всём, что сделал Всесильный для
Моше и для Израиля, народа своего,
что вывел Б-г Израиль из Египта.»
Шмот, 18:1.

Раши, комментируя эти строки, открывающие недельную главу, задаёт вопрос: «Какой именно слух услышал и пришёл?» — и отвечает: «Разрыв вод Красного моря и войну с Амалеком».
Вопрос Раши, как и ответ на него, вызывает недоумение. Ведь Тора достаточно полно описывает, что именно услыхал Итро. В ответе же, который приводит Раши, есть добавочный по сравнению с Пятикнижием факт — война с Амалеком. И, следовательно, Раши вовсе не имеет в виду, что потрясённо-убеждённый чудесами Итро решил присоединиться к народу Торы. Ведь война с Амалеком является по своей природе сильнейшим античудом. Сами посудите: еврейский народ, увенчанный надприродным вниманием Творца (постоянными чудесами, сопровождающими путь к Синаю) подвергается ничем не спровоцированным нападением со стороны Амалека. Сама возможность подобного поступка есть сильнейшее духотрясение основ бытия. Амалек нападает на народ, ведомый самим Всевышним!?
Для понимания сказанного Раши мы вспомним ещё о глаголе лишмоа (слышать), имеющем в иврите также значение понимать. И тогда вопрос, заданный Раши, прозвучит так: «Что понял Итро из услышанного?» — а ответ: «Что существует амплитуда духовных колебаний: от величайшего из чудес, от проявления высочайшей любви до откровенно вызывающей ненависти Амалека!» Урок, выученный Итро и преподанный Раши, — никакое самое сильное потрясение (чудо) не является достаточным условием для сущностных изменений внутри человека.
И поступок Амалека — ярчайшая тому иллюстрация. Потрясённый, как и весь остальной мир, раскрытием Всевышнего Амалек находит в себе силы оправиться и выражает своё архинегативное отношение к Истине прямо и непосредственно. За невозможностью дотянуться до Творца он пытается пустить еврейскую кровь. Но речь сейчас не о значении этой крови и последовавшем за ней океане новой еврейской крови, пролитой в ходе исторического процесса. Наша задача — усвоить урок, донесённый до нас Раши.
Не существует индифферентного отношения к Истине. Жизнь — это постоянно протекающий духовный процесс. приближения либо, не дай Б-г, отдаления от Творца. И поступок Итро — присоединение к еврейскому народу — это и ужас от понимания того, что Амалек в сфере нашего выбора!..
Мораль: платонические отношения с Истиной — ложь (путь к Амалеку)!
М.-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Мишпатим
ХУДОжественный ПРОЦЕСС

Язык Торы невозможно адекватно перевести. Это обуславливается, кроме всего прочего, тем, что каждое её слово исполнено столь глубокого смысла, что без комментариев не воспринимаемо. Посему каждый из нас, соприкасаясь с переводом Пятикнижия на русский язык, должен отдавать себе отчёт, что встретил более или менее точный пересказ её содержания - не более, поскольку любой добросовестный переводчик обязан сделать переведённый текст удобочитаемым, а следовательно неадекватным. Недаром в память о Септуагинте – вынужденно недоброкачественном, хотя и чудесном (в самом прямом смысле) переводе Торы, который сделали по приказанию греко-египетского царя семьдесят два мудреца, - установлен пост 10 тевета.
Это предисловие потребовалось нам, чтобы читатель не слишком сурово отнёсся к следующему упущению (опущению!) переводчиков. В одном из переводов недельной главы «Мишпатим» на русский язык сказано:
«Ни вдовы никакой, ни сироты не притесняйте. Если кого-либо из них ты будешь притеснять, то, когда возопит он ко Мне, услышу Я вопль его…» (Шмот, 22:21--22).
Буквальный же перевод 22-го предложения звучит так:
«Если кого-либо из них ты, притесняя, притеснять будешь, то, когда, вопя, возопит он ко Мне, слыша, услышу Я вопль его…»
Странное удвоение, никак не могущее стать частью «адекватного» русского текста. Но за этим удвоением в ивритском оригинале стоят глубокий философский смысл и даже тонкий психологический изыск. Говорят наши мудрецы, что, обижая (не дай Б-г) сироту или вдову, мы дважды ущемляем их. Сначала они плачут из-за нанесённой обиды. А потом - из-за острого ощущения нехватки естественного защитника. Ведь если бы был жив отец (муж), разве кто-нибудь посмел бы так себя вести по отношению к ним.
Удвоение «слыша, услышу» означает, по мнению мудрецов, означает двойное наказание, полагающееся обидчику сироты, вдовы даже в этом мире. Вопреки общему правилу, по которому наказание - это функция мира Истины, в этом случае наказание полагается и в этом мире тоже.
Мораль: следует быть предельно осторожным не только в своих поступках, но и в словах и даже (очень желательно) в мыслях.
М.-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Трума.
Одолжение самому себе

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: "Скажи сынам Израиля:
пусть возьмут пожертвования для Меня".»
Шмот, 25:1--2

В этом первом предложении настоящей главы мы взяли на себя смелость подчеркнуть два слова. Их соседство, с точки зрения, смысла, вкладываемого в эти слова в русском языке, - невозможно. Пожертвования даются жертвователем, а, следовательно, сказать «возьмут пожертвования для Меня» -- это очевидный нонсенс, точнее было бы им если бы адресатом нашей «щедрости» был бы не «аж сам» Всевышний. Ведь сама мысль о давании Ему противоестественна:
«Ведь из Твоей руки взятое даём Тебе» (Диврей hа-Ямим, 1:29).
Решается это кажущееся противоречие достаточно просто. Нужно лишь вспомнить о значении слова трума (мы перевели его как пожертвование) на иврите. Его корень ром означает возвышение отсюда глагол леhарим (поднимать). И следовательно, как и любое другое действие, предписанное Торой, наше пожертвование имеет своим назначением наше духовное возвышение.
Мораль: исполняя законы Торы, мы делаем бесценное одолжение самому… себе!
М.-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Тэцавэ
Что можно выучить из несказанного
Как правило, разговор на тему недельной главы сводится у нас (ох уж эти рамки!) к разбору одного-двух предложений и одной из заложенных в этих предложениях идей. На сей раз наш комментарий (его автор - Виленский Гаон) будет касаться в Торе ненаписанного. «Опущенное» Пятикнижием – а в данном случае речь идёт о неупоминании в главе «Тецаве» имени нашего учителя Моше, может стать опорой для весьма далеко идущих выводов (если вы Виленский Гаон, конечно).

Дело в том, что эта глава всегда читается в районе 7-го числа последнего зимнего месяца адара. А седьмое число двенадцатого месяца – это день рождения и смерти (они у великих праведников, как мы уже отмечали, совпадают) Моше Рабейну. Так вот, в отличие от других религий, выстроенных на одной персоне, Тора через подобное неупоминание подчёркивает, что её фундамент много шире.
«Здание иудаизма» стоит на Синайском Откровении. И как бы ни был уважаем и почитаем тот или иной еврей (а уж кто более велик, нежели Моше!), не на нём строится еврейская жизнь.
И вместе с упомянутой в Торе неопределимостью (для нас) местонахождения могилы Моше, умалчивание его имени в «его» недельной главе – прямое свидетельство чистейшего монотеизма «без посредников».
У нас в результате появилась возможность ответить на вовсе нетривиальный вопрос: «Отчего в повествовании об Исходе, читаемом в пасхальную ночь, не упомянут Моше Рабейну?»
Разговор об Исходе без определения места Моше, в принципе, беспредметен. И тем не менее, наши мудрецы, записавшие для нас «hагада шель Песах», пошли на это «неупоминание» ради чистоты еврейской традиции. Подобно Творцу, поместившему в свою Тору слова: «И умер там Моше, раб Всевышнего, и был похоронен… и никто не знает места погребения его до сего дня» (Дварим, 34:5,6), мудрецы, рассказывая об Исходе, говорят только о Всевышнем и Его действиях ради Народа Израиля.
Моше не случайно назван «эвед» – всё, сделанное им, было видимо («прозрачность» Моше!) совершено Создателем. И потому ни в пространстве (место захоронения), ни во времени (день рождения) Моше не занимает собственного места. Его «место» – это «Пятикнижие Моисеево».
А монотеизм в еврейском варианте – «чище не бывает»!
М.-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Ки Тиса
Принцип недостаточности

Попробуем коснуться одного из самых трагических эпизодов в Пятикнижии — эпизода создания Золотого тельца, который для вышедших из Египта должен был заменить Моше рабейну, поднявшегося на гору к Всевышнему:
«Встань, сделай нам Источник всех сил, который пойдёт перед нами, ибо сей муж Моше, который вывел нас из страны Египетской, — не знаем, что с ним случилось.» (Шмот, 32:1.)
Неверная оценка роли Моше как сопричины привязанности Творца к еврейскому народу привела к реализации желания иметь постоянно ощутимую связь с Всевышним. Даже выбор металла — золото — недвусмысленно указывает на претензию на вечную сохранность этой привязанности, которую не смог обеспечить (по мнению создателей тельца) даже самый великий из евреев.
Именно бренность человеческой оболочки заставляет евреев искать наиболее константную, неизменную форму. О быке мудрецы говорят: «Однодневный бык - уже бык». Попытка остановить - пусть даже на самом верху (как им казалось) - динамику развития отношений между еврейским народом и Всевышним привела лишь к установлению духовного потолка, которым и явился Золотой телец. Отсюда необходимость его уничтожения во всех поколениях и воцарения для каждого еврея главнейшего принципа: «В наших отношениях с Творцом не существует достаточного».
М.-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Ваякhель (И собрал)

Когда мы едины


"И собрал Моше всё общество сынов Израиля,
и сказал им: "Вот, что повелел Всевышний сделать:
шесть дней будет делаться работа, а день седьмой будет
выделенным для вас – шабат"… И сказал Моше обществу сынов Израиля:
"Вот, что повелел Всевышний, сказав: "Возьмите у себя приношения для Всевышнего…
И всякий мудрый сердцем среди вас сделает всё, что повелел Всевышний: Шатёр…"
Шмот, 35:1--2,4--5,10--11

Приказ о сооружении Мишкана - переносного Храма - предваряется законом о Шабате, а объединены они, как и всё сказанное в этой недельной главе заголовком "И собрал".
С шабатом всё относительно просто. Любое занятие - даже самое-самое - должно быть прервано ввиду наступления шабата. Именно так объясняет величайший комментатор Торы Раши причину нахождения закона о субботнем покое перед основным содержанием недельной главы, повествующей о Мишкане и его составляющих.
И ещё одно важнейшее замечание наших мудрецов: любая работа "будет делаться" без наивного ощущения себя причиной достигнутого успеха (результата): не подкармливайте свою гордыню, держите её на голодной диете.
А главнейшим принципом, создающим возможность успеха любого начинания является единство еврейского народа. Отсюда прежде всего: "И собрал Моше всё общество…"

Пкудей (Итоги)

Недельная глава «Пекудей» – Итоги завершает книгу Шмот подведением общих итогов построения мишкана и подытоживанием удельного веса еврейского народа.
Количество евреев есть результат взвешивания (а не пересчёта!) половинок шекеля. Как и полагается в соответствии с запретом пересчитывать евреев. Раши, основываясь на мидраше, указывает на прямую связь между нарушением запрета и счётом евреев, - и «дурным глазом», воцаряющемся в этом случае над нашем народом. Как следствие, эпидемия, косящая стройные еврейские ряды.
Кому мешает стройность переклички «на первый-второй и т.д. рассчитайсь»!
Половинки шекеля, составляющие еврейский вес, подразумевают неразделимость народа на отдельные выдающиеся единицы (подобно килограмму риса, где каждая рисинка сама по себе бессмысленна, но все они вместе создают килограмм).
В недельной главе «Бехукотай», завершающей третью книгу Пятикнижия, рассматривается не кошерный вариант клятво-самовыпячиванием: «Чтоб я так жил» (перевод на одесский оригинального «Эрки алай»). В таком случае исправления ради еврей обязывается принести в Храм корбан хатат на сумму …себЯстоимости. Итак, волнующий вопрос: какова стоимость отдельно взятого еврея? Алахический ответ – 50 «сиклей», чтоб не сглазить. Теперь элементарная пропорция, позволяющая увидеть истинную стоимость «народа разрозненного и разделённого», назначенную премьер министром Аманом. Еврей, как часть народа, - 1/2 шекеля – супротив 5о шекелей (в 100 раз больше половинки), - его же цена при самовыпячивании. Идеальный вес народа, неизменный весь эмбриональный период (40 лет скитаний по пустыне), - 100 кикаров серебра – супротив 10000 (100х100) кикаров жидовской тяжести, непосильным бременем отягчившие жизнь Амана и иже с ним юдоведов.
Ожирение еврейских сердец, не позволяющих нам ощущать себя частью народа, приводит не дай Б-г, к летальному исходу. Духовная диета (3 дня по рецепту Мегилы, или 40 лет по рецепту пустыни, или, в самом тяжёлом случае, 6000 лет), предписанная Всевышним еврейскому народу, – единство, иначе – эпидемия как следствие утучнения.

М.-М.Гитик
Post Reply