Страничка Льва Мадорского

Что бывало...

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Из серии „Удивительные истории о музыке»
ДЕВЯТИЛЕТНИЙ БАХ СДЕРЖАЛ ОБЕЩАНИЕ
Современные условия создают возможность развивать ваших маленьких сына или дочь в самых разных направлениях: музыка, живопись, танцы, спорт, многое другое. Как выбрать правильный путь и не ошибиться. Иногда родители действуют методом проб и ошибок, переводя из секции в секцию из кружка в кружок. Но есть и другой путь. Если внимательно понаблюдать за привычками, склонностями, симпатиями и антипатиями вашего ребёнка (как он реагирует на музыку, любит ли петь, нравится ли ему рисовать, охотно ли он работает в саду и т.п.) то можно узнать о нём многое, что позволит точнее и быстрее выбрать правильное направление для его развития.
Прислушайтесь, присмотритесь к своим детям. Иногда уже в детстве они точно знают , чем бы хотели бы заняться, когда станут взрослыми. Вспомните хотя бы великого натуралиста Чарльза Дарвина, который с 8-ми лет увлекался наблюдениями за растениями и животными. Или археолога Генриха Шлимана, который в семь лет зачитывался «Илиадой» Гомера и в детском возрасте заявил, что сумеет найти сокровища Трои, когда вырастет. Это удивительный феномен ещё раз подтверждает история про мальчика Баха…
Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в городе Эйзенах. В семье было ещё шесть детей. Династия Бах – самая известная музыкальная династия в Германии. Не только отец Иоганна был музыкант, но и дед, прадед, дяди, все браться и сёстры. На одном из немецких диалектов слово «бах» до сих пор означает городской музыкант. Маленького Иоганна (Ваню) с пяти лет тоже учили играть на скрипке и клавесине. Фортепиано в современном понимании тогда ещё не было.
В 1694 году скоропостижно умирает мать мальчика. Спустя некоторое время отец. Иоганн переходит жить к старшему брату Рудольфу, органисту с близлежащем городке Эрфурд. Рудольф продолжает музыкальное обучение брата. Воспитанный на старых музыкальных авторитетах, он не хотел чтобы Иоганн знакомился с авангардным по тому времени творчеством «модных» композиторов: Пахельбеля, Фробергера и другими. Поэтому ноты с их произведениями он запирал на замок в шкафу. Шкаф находился в комнате, где спал юный Бах. Сейчас трудно сказать почему Иоганну так хотелось познакомиться с этими нотами. То ли запретный плод сладок, то ли ему нравились произведения современных авторов, которые он где-то слышал. Мальчик сумел каким-то образом открывать шкаф. Ночью при лунном свете (свеч, как видно, достать не удалось) он переписывал эти пьесы. Так продолжалось чуть ли пол года. Позже плохое зрение Баха как раз и было следствием этих бессонных, лунных ночей. Однажды старший брат застал Иоганна за этим занятием и отобрал с таким трудом переписанные ноты.
Горе маленького Баха было огромно.
- Я всё равно буду сочинять музыку ещё лучше, чем они, - крикнул он тогда сквозь слёзы.
- Иди спать, болтун,- сказал Рудольф и, как мы знаем, оказался неправ. Юный Бах сдержал обещание. Он стал писать не только лучше, чем современные ему композиторы, но и перешагнул века. Бах есть и будет великим композитором на все века и для всех народов.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Музыка помогает до конца остаться человеком.
(Из серии "Удивительные истории о музыке")
Сегодня трудно найти жителя Земли, который бы не слышал о трагическом крушении «Титаника», самого большого пассажирского лайнера своего времени. Крушения, во время которого погибло более полутора тысяч пассажиров и членов команды. Об этой трагедии написаны книги и созданы художественные фильмы. Но мало кто знает о героическом подвиге музыкантов симфонического оркестра, которые были на этом корабле. Эта история об их подвиге и об удивительной силе музыки.

Лео и Жанна Борден сели на лайнер 11 апреля вечером, в небольшом портовом французском городе Шербур. Городе, известного нам, в основном, по музыке к фильму «Шербурские зонтики». Лео работал клерком в небольшом банке, Жанна была начинающая художница. Три месяца назад они поженились и, можно сказать, что это было их свадебное путешествие. Первый день на корабле прошёл замечательно. Реклама путешествия, которой были переполнены все газеты уже в течение двух месяцев, не обманула. Каюта второго класса была, действительно, комфортабельна, питание в ресторане вкусное и разнообразное, команда на редкость вежлива и предупредительна. Несмотря на ветреную погоду, молодожёны после завтрака целый час гуляли по палубе, любуясь неспокойным морем, а после обеда играли в мяч в специально оборудованном зале. Вечером в программе были указаны мероприятия в двух других залах. В одном танцы под негритянский джаз банд, в другом концерт классической музыки в исполнении симфонического оркестра. Тут мнения Жанны и Лео разделились. Лео хотел пойти на танцы, Жанна на концерт. Сошлись на компромиссном варианте: «Давай, сначала прослушаем первое отделение концерта, -предложила Жанна. Оркестр будет играть мою любимую фантазию «Франческа ди Римини» русского композитора Чайковского. А потом, если захочешь, потанцуем». «Фантазия» русского композитора понравилась Лео и он согласился остаться и послушать ещё одно заявленное в программе произведение - концерт для скрипки Мендельсона. После окончания первого отделения они пошли на танцы и только в половину двенадцатого вернулись в каюту.
-Великолепный день, - сказал Лео, раскинувшись в кресле. -Надо мне было выбирать профессию моряка, а не торчать, как проклятый, целый день в банке.
- Ну, нет -рассмеялась Жанна.- Тогда бы ты постоянно был в море, а я каждый день должна была бы, как ты выражаешься, «торчать» на берегу и высматривать, когда появится твой корабль.
- Почему на берегу? –Ты бы работала на кухне или официанткой в ресторане. И у нас бы была такая же отдельная прекрасная каюта и…
Лео не успел закончить фразу, потому что в этот момент раздался громкий скрежет, корабль сильно тряхнуло и погас свет. Трагедия века начиналась. Было 12 апреля 1912 года. 00 часов 40 минут. Лео и Жанна выбежали в коридор, потом вместе с другими пассажирами на палубу. Никто ничего не знал и не понимал.
- Дамы и господа, сохраняйте спокойствие,- кричал в рупор помощник капитана. –Корабль столкнулся с айсбергом. Сейчас спустят спасательные шлюпки. Сначала садятся женщины и дети.
- Нет, -сказала Жанна. -Я не сяду в шлюпку без тебя.
В это время нос корабля, где были основные пробоины, резко пошёл вниз и налетевшая волна смыла несколько пассажиров за борт. Началось нечто невообразимое: безумные крики, плач детей, всеобщая паника.
И вдруг что-то изменилось. Произошло что-то удивительное и непонятное. На палубу «Е», где были каюты второго класса и, где были расположены каюты оркестрантов, вышел с музыкальными инструментами оркестр в полном составе. Дирижёр взмахнул палочкой и среди всеобщей паники и безумия зазвучала музыка. Могучая, неземная, всё покоряющая музыка Бетховена. Зазвучала его 5-ая симфония. С вечной, грозно напоминающей о неизбежности конца- «и это пройдёт», темой судьбы. И случилось невозможное. Не на всём корабле, на других палубах музыку не было слышно, но на палубе «Е» паника прекратилась. Те, кому находилось место, садились в шлюпки. Те, кому места не хватило, (Жанна не покинула Лео) принимали смерть величественно и спокойно. В том числе, музыканты оркестра. Случилось чудо. Великая, божественная музыка Бетховена помогла людям до последнего момента остаться людьми.
Когда говорим о воздействии музыки на человека, в том числе на ребёнка, то всегда вспоминаем об этой удивительной истории. В заключение мне кажется уместным привести несколько высказываний о влиянии музыке великих людей.
Ф.Ницше: «Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Р.Фрай: «Бах заставляет меня поверить в Бога».
А.Герцен: «Музыка одна может перенести трепет одной души в другую».
Л.Бетховен: «Музыка это высшее достижение мудрости и философии».
В.Гюго: «Музыка выражает то, что невозможно передать словами и о чём невозможно промолчать».
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЕВРЕЕМ

О книге Артура Хертцберга «Кто такой еврей?»

Мы поспорили с приятелем. Я утверждал, что неевреи, приняв гиюр, не смогут стать евреями. «Можно принять иудаизм, выполнять все 613 заповедей,- почему-то волнуясь и излишне жестикулируя, суетился я. -Можно от корки до корки изучить Талмуд и свободно общаться на иврите. Можно жить в Иерусалиме в ста метрах от стены плача. Но евреем, если у тебя родители не евреи, стать нельзя. Это невозможно. Так же как еврею невозможно стать немцем, приняв немецкое гражданство». Приятель, человек глубоко религиозный, возражал: «Всё это казуистика. Евреи - не нация, а религия. Евреи - это те, кто на горе Синай заключили Союз с Всевышним. Которые обещали выполнять Его Заповеди. Тот, кто их не выполняет или хотя бы не стремится выполнять, извини меня, не еврей. Так же как не могут считаться евреями потомки Авраама, принявшие христианство или какую-то другую религию».
В жизни в непонятной пропорции перемешаны случайность и закономерность. Я прогуливался по городу, размышляя о нашем споре. Пошёл дождь и пришлось укрыться в попавшемся по дороге книжном магазине. Магазин был большой, двухэтажный, но меня почему-то потянуло к полке, где стояла эта книга. С интригующим названием «Wer ist Jude?» «Кто такой еврей?». Изданная в Америке в 2000 году и переведённая на немецкий в 2002 году. Стал читать и не мог оторваться. Автор, Артур Хертцберг, как будто подслушал наш спор и подкидывал всё новые и новые аргументы в мою пользу. Дождь закончился, а я всё читал и читал. Продавщица вежливо напомнила, что это не читальный зал. Я книгу купил и, забросив дела, читал весь день. И половину следующего.
Удивительная книга! Хертцберг сделал дерзкую, на грани фола, попытку разобраться в сути еврейского характера. Проследить, как его сформировали различные перипетии тысячелетней истории иудеев. Вся эта огромная историческая панорама изображена в сравнительно небольшой книге (354 страницы обычного формата) ярко, убедительно, широкими, но точными мазками.
Уже прочитав книгу, захотелось больше узнать про автора. Артур Хертцберг родился в Польше 9 июня 1921 года в семье ортодоксального раввина. В 1926 году семья переезжает в Америку, где Артур получает религиозное образование. Он, как и отец, становится раввином (правда, не ортодоксальным, а консервативным.), а затем всю жизни посвящает изучению иудаизма, еврейской истории, идей сионизма. Пишет несколько книг по этой тематике. Был президентом американо-еврейского и вице- президентом всемирного еврейского конгресса. Умер 17 апреля 2006 года в небольшом городке Вествуд в штате Нью-Джерси. Книга, о которой пойдёт речь, последнее произведение Хертцберга. Можно сказать, итог его жизни.
Основной лейтмотив книги - евреи другие. Уникальная истории иудеев, по мнению Хертцберга, принесла в генетическую память качества, которые определяют их национальный характер. Какие именно?
Как это ни печально, но, по мнению Хертцберга, одна из существенных составляющих
Страх.
Вечный, неистребимый, подчас, глубоко упрятанный в подсознании. Постоянное ожидание враждебных действий со стороны нееверев, «...готовность спрятаться, укрыться отгородиться». «У многих евреев, -пишет автор,- генетический страх перерастает в ощущение, подчас, не имеющее под собой видимых оснований, что они живут среди смертельных врагов». Вспоминая в этом ключе еврейскую историю, Хертцберг ещё и ещё раз подчёркивает, что этот страх - следствие вековых преследований иудеев. Изгнаний из стран проживания, дискриминации, геноцида, погромов, наконец, Холокоста. Даже у современного поколения, родившегося после войны, живёт этот страх. Живёт убеждение, что «...в этом мире у евреев, где бы они не проживали, нет уверенности в будущем».
Но ещё больше, чем страх, живёт в душе евреев, независимо, верующих или неверующих,
Гордость.
Хертцберг вспоминает, как, будучи пятилетним мальчиком, он шёл из еврейской школы (хедера) и на него напали польские дети. Они преследовали его, дразнили, пинали. Дрожащий, испуганный прибежал Артур домой, прижался к маме и спросил: «Почему? Что он этим мальчиками плохого сделал?» Мама сказала слова, которые Артур запомнил на всю жизнь: «Ты не должен бояться. Ты должен гордиться. Нас преследуют потому что мы другие, потому что мы выбраны Бегом».
-Несмотря на преследования и дискриминацию,- пишет Хертцберг, -главным чувством моих родителей были не страх, а гордость. Гордость, что ты еврей».
Впрочем, основания для гордости у верующих и неверующих, считает автор, не всегда одинаковые. Родители Артура, как верующие евреи, как и мой приятель, о котором я говорил в начале, испытывают гордость, оттого, что евреи избранный Б-гом народ. Они находятся под защитой Всевышнего. Они убеждены, что Союз, заключённый иудеями с Б-гом на горе Синай, вечен и ежедневно перед чтением Торы повторяют слова молитвы «Благодарим Тебя, Единственный, наш Б-г, Король мира, что нас изо всех народов выбрал».
У нерелигиозных евреев несколько смещены акценты. Например, Давид Бен-Гурион, слова которого приводятся в книге, считал, что главные причины национальной гордости социально-культурно-моральные: «Я верю в наше моральное, интеллектуальное превосходство,- говорил в конце жизни первый президент Израиля,- Это моё убеждение покоится не на вере, а на знании еврейского народа, который может и должен стать моральным образцом для человечества».
«Многие евреи, которые проводят свою жизни вне еврейского общества,- пишет Хертцберг,- всё равно сохраняют представление, что они принадлежат к избранному народу». Они не забывают как много великих евреев в человеческой истории. Они помнят, что каждый седьмой нобелевский лауреат еврей и половина чемпионов мира по шахматам имеют еврейские корни.
Борьба за справедливость.
Эта важная сторона еврейского характера, по мнению Хетцберга, унаследована от нашего предка Авраама, не побоявшегося разбить идолов. Борьба за справедливость, считает автор, тоже почти всегда связана с ниспровержением авторитетов. Как пример, автор рассказывает о своей семье. В январе 41-го года его отец, бывший раввином общины г. Балтимор, выступил перед членами общины с речью, в которой осудил политику американского правительства и лично президента США Теодора Рузвельта. Они, по его мнению, замалчивали уничтожение нацистами европейских евреев. Не оказывали евреям должной поддержки. Отказывали в разрешении на эмиграцию. Отец Хертцберга призвал членов общины идти маршем на Вашингтон и перед Белым домом высказать свои требования.
Отдельные главы книги посвящены таким «потрясателям основ» (выражение А.Хертберга), как Ариел Акоста, Дона Грация (одна из немногих женщин-реформаторов), Барух Спиноза, Моисей Мендельсон, Карл Маркс, Авраам Гайгер, Беньямин Дизраэли, Теодор Герцль, Лев Троцкий, Генрих Гейне, Франц Кафка, Зигмунд Фрейд, Мордехай Каплан, Франц Розенберг, Мартин Бубер и другие. Сам подбор имён, таких различных, таких непохожих, говорит о том, что и ответы их на вопрос книги («Кто такой еврей?») были самые разные.
Из других качеств еврейского характера Хертцберг отмечает власть денег, подчас, излишнюю, удивительное умение приспосабливаться к обстоятельствам, любовь к книге. Впрочем, последнее качество несомненно сыграет свою роль и читатели сайта прочитают эту замечательную книгу. В том числе и заключительную главу «Будущее», главный вывод которой: будущее у евреев есть.
Заключительный абзац, как бы подводящий итог книге, приведу полностью:
-Быть евреем - значит делать определённые вещи, потому что они правильные и справедливые, а не потому что приносят личные преимущества и материальную пользу.
-Быть евреем – значит держать дом открытым для любого, кто нуждается в еде и крыше над головой.
-Быть евреем - значит верить, что в мир когда-нибудь придёт спасение.
-Быть евреем - значит, что бушующие реки еврейской истории потекут в будущее. Путешествие продолжается.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Товарищеский суд или „После концерта мы шли в гостиницу…»

Плохо помню детали того, что было в детстве или в юности. Лица, разговоры, события… Всё смешалось и видится смутно, как будто скрытое туманом. Но товарищеский суд, о котором хочу рассказать, запомнил хорошо. Даже помню его дату -14 октября 1957 года. День рождения старшей сестры. Она только недавно вышла замуж и жила отдельно . Примерно за неделю до этого я получил первый гонорар за выступление в концерте ( целых 60 рублей) и (тоже в первый раз) имел возможность купить подарок сестре без помощи родителей, на свои деньги. Так что всё утро я лихорадочно соображал, что бы купить такое, чтобы всех удивить и, одновременно, чтобы сестре понравилось. Забегая вперёд скажу, что на следующий день я эту историю рассказал за столом, на дне рождения ( может, потому она и запомнилась), где её слушал и очень смеялся, находящийся среди гостей однокурсник сестры и её мужа по медицинскому институту, Володя Леви, в будущем известный писатель и психиатр. Недавно мы с Володей встретились в Москве, вспоминали молодые годы и, самое удивительное, что, хотя прошло много лет, он историю эту помнил и снова смеялся…

Это было что-то вроде массовой истерии. Честно говоря, не помню другого такого длительного приступа хохота, чем тот, который овладел в то утро коллективом студентов и преподавателей в количестве примерно 60-70-ти человек…

Итак, 14 октября 1957 года ( я тогда учился на втором курсе музыкального училища им. Гнесиных по классу скрипки) занятия оркестрового класса долго не начинались. Шум стоял невообразимый. Почти все оркестранты (в основном, мальчишки и девчонки 15-18 лет) чтобы не терять времени или от безделья, что-то наигрывали. Это был даже не шум, а невообразимая какофония.
- Что случилось? Почему не начинаем? – прокричал я на ухо виолончелистке, Лене Коменко (фамилии и имена изменены Л.М.), у которой папа был преподавателем по классу контрабаса и дружил с дирижёром, Аркадием Семёновичем.
Лена загадочно улыбнулась:
-Сейчас увидишь. Думаю, занятий не будет.
- Что, Семёныч заболел?
- Нет, - прокричала она в ответ. - Дело не в этом. Сейчас сам увидишь.
И, действительно, в этот момент быстрыми шагами на сцену вышел ( репетиция проходила в зале института им. Гнесиных) и поднялся за пульт Аркадий Семёнович. С ним вместе вышли несколько преподавателей училища и незнакомая нам молодая женщина в строгом чёрном костюме. Преподаватели сели, потеснив студентов-мальчиков ( некоторые воспользовались случаем и перебрались на стулья к девочкам), а женщина встала рядом с пультом. Она стояла подчёркнуто прямо, с высоко поднятой головой, смотрела перед собой строго и напряжённо. «Семёныч», напротив, был без дирижёрской палочки, как-то странно улыбался и выглядел смущённо.
- Репетиции сегодня не будет, но прошу всех оставаться на своих местах, -сказал дирижёр. Разрешите представить Вам секретаря горкома комсомола. Она расскажет о том, что произошло. Прошу Вас, Анна Сергеевна.
Женщина поднялась за дирижёрский пульт и строго оглядела притихший зал.
- Товарищи, произошло серьёзное событие в жизни вашего училища. Событие, которое нам следует сегодня обсудить, - она говорила громко, чеканя слова, как на многолюдном митинге. - Ваш студент Михаил Гольдберг совершил поступок недостойный комсомольца, недостойный советского гражданина.- В этот момент Алёша Колыванов, ударник оркестра, большой хохмач и весельчак, громко и раскатисто ударил в тарелки. Мы все, в том числе и Анна Сергеевна вздрогнули, а Саша Бернадский, высокого роста и мощного сложения скрипач, который сидел на краешке стула вместе с Леной Коменко, с грохотом упал на пол, вызвав первый взрыв смеха. Анна Сергеевна на произошедшее никак не среагировала и даже не взглянула в сторону ударника.
- Прошу всех подойти к делу серьёзно, принципиально, по- комсомольски, продолжала она также строго и напряжённо. – Этим летом Михаил Гольдберг вместе с оркестром Леонида Осиповича Утёсова выезжал на гастроли в Париж. – Зал изумлённо ахнул и весело зашумел. Тут надо сделать небольшое отступление. Все хорошо знали студента 4 курса по классу кларнета Мишу, небольшого роста, упитанного юношу лет 20-22-х, с маленькими, добродушными глазками на широком лице, тонким голосом и нечленораздельной речью. Мишка был постоянным объектом для шуток и розыгрышей. – Михаил Гольдберг выехал с оркестром Утёсова в Париж ,- повторила Анна Сергеевна и там посетил ночной клуб (по залу прокатился новый смешок), напился пьяным, хулиганил и дебоширил. – В этот момент Колыванов снова ударил в тарелки и вызвал новый взрыв хохота. Секретарь горкома, не обращая внимания на смех, повысила голос и продолжала говорить без тени улыбки на лице. - На другой день в парижской газете появилась фотография пьяного Гольдберга в компании девиц лёгкого поведения. Газета с фотографией у меня с собой. Анна Сергеевна поставила на пульт портфель и стала открывать замок. Но замок никак не открывался. Непонятно почему, но неоткрывающийся замок, вызвал новый, прямо-таки истерический взрыв хохота. – Наконец, Анна Сергеевна открыла замок, достала газету, раскрыла её и подняла над головой: «Вот, смотрите». Фотография была небольшая, издалека ничего не было видно, и новые волны смеха одна за одной покатилась по залу. Наконец, наступила тишина.
- Напрасно вы смеётесь,- продолжала Анна Сергеевна, - Мы собрались сегодня, чтобы обсудить недостойное поведение товарища Гольдберга и принять решение –достоин ли он не только состоять в рядах комсомольской организации, но и учиться в стенах училища им. Гнесиных. Предлагаю предоставить слово самому Михаилу Горьдбергу. Нет возражений? Все молчали. Дело принимало серьёзный оборот. –Выходите сюда, товарищ Гольдберг.
Тут откуда-то сбоку из за кулис, уныло понурив голову, вышел Мишка. Почему-то с кларнетом в руках. Проходя между рядами, он споткнулся о чьи-то ноги и чуть не упал. Новый смешок прокатился по залу.
-Расскажите, Михаил,- строго обратилась к нему Анна Сергеевна.- Как Вы дошли до жизни такой?
Мишка помолчал, зачем-то передал кларнет сидевшему рядом скрипачу: «Подержи пока», чем вызвал новый взрыв смеха, нервно потёр руками, как будто согреваясь, и начал. Первую фразу я хорошо запомнил:
- После концерта мы шли в гостиницу… А дальше случилось то, что случалось с Гольдбергом и раньше. Когда он волновался, то понять его и без того косноязычную, быструю речь было почти невозможно. Дальше всё звучало, примерно, так: « …тарамаганоскотпелесмитрешеновилская… Короче, полная абракадабра. При этом Мишка жестикулировал, временами делал выразительные паузы и сохранял мрачное выражение лица.
Тут началось нечто невообразимое. Зал хохотал дико, неудержимо, истерично. . . Смеялись не только студенты, но и преподаватели. Профессор Зелинский, маленького роста, всегда невозмутимый и серьёзный, которого студенты на экзамене боялись как огня, от хохота не удержался и сполз со стула на пол. Это была настоящая массовая истерия. Оркестранты от хохота падали друг на друга, некоторые, как и профессор сползали на пол и извивались в судорогах.
Колыванов несколько раз подряд ударил в тарелки. Кто-то выдал пассаж на трубе. И только руководительница комсомола по-прежнему стояла строго, несокрушимо, неподвижно, уставившись в одну точку. То что, говорил Мишка не было слышно. Временами зал изнемождённо затихал, раздавалось Мишкино бормотанье: «… тарабалаониносвово…» и хохот обрушивался с новой силой. Так длилось минут 15-20-ть. Наконец, Мишка кончил и снова установилась тишина. В этой мёртвой тишине, которая продолжалась довольно долго, Мишка взял свой кларнет обратно у скрипача и сказал: «Спасибо» Не знаю какие законы действуют в условиях массовой истерии, но это слово вызвало новый, длительный взрыв смеха. Но и это был не конец. В наступившей тишине Анна Сергеевна снова обратилась к Мишке: «Так расскажите ещё раз своим товарищам что произошло в Париже?» И Мишка снова отдал кларнет тому же скрипачу и снова начал: «После концерта мы шли в гостиницу…» Всё что он говорил дальше потонуло в новом долгом взрыве хохота…

Товарищеский суд в тот день так и не вынес решения. Не знаю что было дальше, но Мишку из училища не исключили, а после окончания он продолжал работать в эстрадном оркестре Утёсова. Думаю, что наш хохот спас его от последствий…

Несколько лет назад, когда я уже жил в Германии и приехал в Москву, в метро меня окликнули: « Лёва, это ты?» Я оглянулся и всмотрелся в пожилого, полного человека в очках. Господи, это был Мишка Гольдберг. Мы обнялись, присели. Оказалось, что Гольдберг живёт теперь в Америке. Поговорили о новой жизни, о том, о сём. Стали вспоминать общих знакомых. Уже прощаясь, я неожиданно вспомнил: « Слушай, Миша, а что всё-таки произошло тогда в Париже?» И тут он опять сказал ту самую фразу: « После концерта мы шли в гостиницу…» Договорить я не дал. Не смог. На меня снова, как и в молодости, напал приступ смеха. Приступ хохота. Я не удержался на ногах и упал на Гольдберга, привлекая внимание проходящих мимо. Подошёл поезд. Мишка уехал. Нам нужно было в разные стороны. Так я и не узнал, что случилось с Мишей Гольдбергом в тот вечер в Париже…
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Из цикла: "Дети-великие музыканты и композиторы"
Святослав Рихтер ( 1915- 1997г.г.)

Cлава Рихтер родился 7 марта 1915 г. в Житомире в семье талантливого пианиста Теофила Даниловича Рихтер и Анны Павловны Москалёвой, происходившей из русских дворян.
В пять лет папа начал учить сына игре на фортепиано. Но дал ему всего 10 уроков. И это всё! Так бывает: учитель тратит всё своё время на учеников, а на уроки своим детям ни сил, ни времени не остаётся. До поступления в московскую консерваторию в класс к Генриху Нейгаузу никто Рихтера, фактически, не учил. Искусству игры на фортепиано он выучился сам. Никто юному Рихтеру не ставил руки. Никто не заставлял его играть гаммы. Ничего этого не было. Чем-то напоминает, на наш взгляд, историю гениального шахматиста Рауля Касабланки. Шестилетнего мальчика тоже никто не учил играть в шахматы в детстве. Он просто смотрел, как играют взрослые, собравшиеся в парке, и однажды сказал, что хочет сыграть сам. Над ним посмеялись, но в виде шутки один из шахматистов стал с ним играть. Мальчик выиграл не только эту партию, но и обыграл всех, кто шахматистов-любителей.
Святослав Рихтер

Ноктюрн Шопена фа диез минор.
Славе, как и Раулю тогда шесть лет. Он любил слушать, как играет папа. Особенно нравилась ему одна пьеса. Это был первый ноктюрн Шопена фа диез минор. Читать малыш ещё не умел и нот почти не знал.
- Папа сыграй вот это,- просил мальчик по вечерам отца. И напевал несколько первых тактов. Если у Теофила Даниловича было время, он играл для сына. Слава внимательно смотрел, какие клавиши нажимает отец. Потом садился за пианино и пытался по памяти сыграть сам эту волшебную музыку, но не получалось. Тогда малыш брал ноты и пытался разобраться в странных значках и кружочках.
- Как ты держишь руки?- возмущался папа.
- Пусть играет, как хочет, - успокаивала его мама.
- Папа, научи меня играть эту музыку? – просил мальчик.
- Это тебе ещё рано. Сначала научись правильно держать руки.
Но Слава брал ноты и играл снова и снова. Волшебная музыка звучала в голове малыша целый день.
И вот однажды случилось чудо, которое потрясло родителей Рихтера. Мальчик самостоятельно сыграл без ошибок ноктюрн Фа диез минор.
Такого ещё не было в истории музыки.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Из цикла: "Удивительные истории о музыке"
НАРОДНАЯ МУЗЫКА ПОБЕЖДАЕТ БЕЗВКУСИЦУ
Не все согласятся, но, по моему мнению, конкурс «Евровидение» редко пересекается с настоящей музыкой. Чаще это не столько музыка, сколько яркие костюмы, прекрасно оформленные танцевальные номера и шумовые эффекты. Оценка этих эффектов происходит не столько с музыкально-эстетической, сколько с национально -патриотической точки зрения. Поэтому удивительная история ансамбля бурановских бабушек, исполняющего народные песни, и ставшего кандидатом на участие в «Евровидении», символична. Суть истории этой мы вынесли в заголовок и готовы повторить ещё раз: народная музыка побеждает безвкусицу.
Если проехать по шоссе от Ижевска на восток вёрст 30-35 (чтобы войти в ритм этой чисто российской истории будем измерять расстояние в вёрстах), а потом через лес, по просёлочной, малохоженной дороге ещё вёрст пять, то попадаешь в деревню Бураново. Довольно большую. Примерно, 200 дворов. Если вы приехали зимой часов в пять, то кругом стоит темень. Единственно освещённое место - высвеченный прожектором скотный двор. И ещё светятся окна сельского клуба, откуда разносится по всей деревне стройное, задушевное пение. Это репетирует хор бабушек - главный герой нашей удивительной истории. Остановитесь, прислушайтесь и услышите удмуртские, русские народные песни, другие песни в народной обработке.
В этой истории три составляющие, которые удачно совпали и создали этот своеобразный феномен: народная музыка, певучие, деревенские старушки, или, как их ласково называют, «бабули», из забытой богом удмуртской деревни, и талантливый руководитель, Ольга Туктарёва.
*Народная или фольклорная музыка, прекрасная и разнообразная, как известно, является музыкально-поэтическим творчеством народа. Но это вовсе не музыка второго сорта. Народная музыка, без сомнения, не только стоит в одном ряду с музыкой классической, но, зачастую, является для последней важным источником вдохновения. Не случайно многие композиторы - классики использовали народные мелодии в своих произведениях. Например, русская народная песня «Во поле берёза стояла» в четвёртой симфонии П. Чайковского, или русская народная песня «Во саду ли в огороде» в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Из народной музыки черпали мелодии М. Ипполитов-Иванов, М.Глиэр, И.Стравинский (вспомним хотя бы его балет «Жар-птица»), Б.Барток, З.Кодаи, М.Глинка, Л.Бетховен, многие другие композиторы.
*«Бабули». Бабушкам в хоре, в основном, далеко за семьдесят. Таких старушек, добрых, всё понимающих, ласковых, («Зайди сынок, попей молочка») можно, наверно, встретить только в русских деревнях.
-Мы пели всегда, - так ответила на вопрос корреспондента местной газеты: «Когда вы начали петь?» старейшая участница хора Елизавета Зарбатова (84). – В нашей деревне испокон веков пели народные русские и удмуртские песни. И когда пряли, и на сенокосе, и на скотном дворе, и когда на грузовике с полевых работ возвращались. Раньше пели и на свадьбах и на больших праздниках. Говорю раньше, потому, что теперь молодых в деревне, практически, не осталось. Все в город уехали.
*Ольга Туктарёва. Без неё бы, конечно, эта удивительная история не состоялась. Ольга родилась и выросла в Бураново. С детства любила петь. И мать у неё была певунья, и бабушка. Ольга училась в Кирове. Потом что-то не сложилось. Она вернулась в деревню и иногда пела вместе с бабушками. Позже стала заведующей сельского клуба.
Ольга – человек талантливый и энергичный. Всё, что делает, делает основательно. «Если хор так хорошо поёт, - посчитала она, - то почему он не может спеть для других. Мы вполне могли бы пением заработать деньги на постройку нового клуба». Молодая заведующая становится не только художественным руководителем хора, но и деловым организатором. По современному - продюсером. Бабушки тоже загорелись. «Если получится заработать деньги, - решили они, - построим православный храм».
И дело начало раскручиваться. Местные рукодельницы пошили для хористок удмуртские национальные костюмы. Ольга под будущие заработки пригласила хорошего баяниста из города. Но главной силой стала, конечно, прекрасная, народная музыка.
Хор «Бурановские бабушки»
О бабушках узнали. О них стали писать в газетах. Их приглашали выступить на праздниках, на свадьбах в городе. Про них организовали передачу работники местного телевидения. Постепенно хор бабушек стал своеобразным культурным брендом Удмуртии. И вот, как кульминация, приглашение «Бурановских бабушек» в 2010 году выступить в Москве на отборе к ежегодному конкурсу «Евровидение». Бабушки занимают второе место после Петра Налича. В 2011 году ещё одно приглашение. На этот раз они получают третье место.
В чём секрет успеха бабушек из Бураново? В талантливом организаторе и руководителе? Да, конечно. В хороших голосах старушек? Тоже. Но главный секрет успеха, повторяем, в силе музыки. Удивительной силе народной музыки. Музыки, которая пробила все препоны шоу-бизнеса, разбросала в стороны однотипных, как будто клонированных, «звёзд» и расставила всё по своим местам. Благодаря исполнительницам народных песен, бабушкам из Буранова, всем стало ясно, где искусство, а где безвкусица…
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Есть ли будущее у диаспоры?



Бен-Гурион как-то заметил: «Чтобы в Израиле быть реалистом - надо верить в чудеса». Одно из великих чудес еврейской истории, которая, вообще, на чудеса плодовита - сам факт сохранения евреев, как народа. Через две тысячи лет жизни среди других народов. Несмотря на гонения, геноцид, насильственное крещение, обращение в мусульманство и всякие другие ужасы, которые постоянно сыпались на их голову. Невероятно! Сказке подобно! Как такое могло произойти? Одни объясняют приверженностью к иудаизму (хотя к бывшему Союзу это явно не относится), другие - антисемитизмом и, как следствие, изоляцией потомков Авраама от других народов, третьи - Божьим промыслом.
Сказанное, впрочем, не означает, что евреи, вообще, не ассимилировались, т.е. другими словами, не растворялись в культурной, религиозной, политической среде народов, среди которых жили. Ассимилировались и растворялись. Принимали другую религию, вступали в смешанные браки, порой, старались забыть о своей национальной принадлежности. И всё-таки народ, разбросанный по всему миру, жил. Евреи остались евреями...
А сегодня? В 21-ом веке? Есть ли будущее у живущих в странах рассеяния потомков Авраама? Вопрос, как говорится, интересный...
Пророки ещё во времена существования Израильского и Иудейского царств были категорически против смешанных браков, влияния чужой веры или культуры. «Из за трёх добродетелей,- говорили еврейские мудрецы, -избавились израильтяне от ига египетского: за то, что не изменили языка своего, имён своих и одежды своей». Тем не менее, уже в 4 в.до н.э. иудеи попадают под влияние эллинизма. Возникает еврейская литература на греческом языке. Некоторые из эллинизированных евреев даже сотрудничали с сирийским царём Антиохом Эпифаном, захватившим Иудею и преследовавшим иудаизм.
Но настоящая ассимиляция начинается не с тех давних времён, а значительно позднее. С эпохи Просвещения. Именно тогда, в конце 18-го века, многие евреи добровольно переходят в христианство, объясняя это приобщением к развитой европейской культуре, за которой якобы не поспевает «закостенелое» еврейство. Особенно сильный размах ассимиляционные настроения приобрели в 19 –ом веке с приходом реформистов. Деятели этого движения многое пытались изменить. В том числе, определяли еврейство как принадлежность не к вероисповеданию, а к нации. В те времена появились «немцы Моисева закона», «французы Моисеева закона» и т.д. Реформисты поддерживали идею ассимиляции, ничего не имели против смешанных браков, удалили из молитв упоминание о надежде евреев на возвращение в Эрец-Израиль. Их не остановила ни Катастрофа, ни отторжение других народов, ни запреты иудаизма. Подобных взглядов придерживались в советское время и многие евреи из бывшего Союза. Мы, в своём большинстве, в синагогу не ходили, и, можно сказать, насильственно идентифицировались как евреи по графе в паспорте. Таким образом, главное, что мешало евреям ассимилироваться в советское время - государственный и, тесно связанный с ним, бытовой антисемитизм. Отторжение других народов. Процесс, впрочем, был противоречивый. С одной стороны, многие из нас, учитывая, что с неправильной пятой графой попасть на хорошую работу и в престижные институты было не просто, старались изменить эту графу на любую другую (от узбека до чукчи), благодаря смешанным бракам или взятки в паспортном отделе милиции. С другой, инстиктивно или осознанно тянулись к браку с евреем (еврейкой), так как опасались когда-нибудь услышать от жены-мужа «гоев» или их родственников что-то вроде: «Ах ты, морда жидовская!»
Провозглашение государства Израиль, победы и успехи еврейского государства, а также исчезновение государственного антисемитизма изменили ситуацию. Не то чтобы уменьшилось количество ассимиляторов. Вовсе нет. Но даже у самых ярых сторонников слиться с окружающими народами в наднациональном, гумманитарном единстве появилось чувство национальной гордости. Даже они стали подумывать об эмиграции на историческую Родину. Стало ясно, что дни диаспоры сочтены. Сегодняшнее лавинное увеличение количества еврейских общин в Германии в долговременной перспективе вряд ли изменит ситуацию. Об этом говорит и рост числа смешанных браков, и низкая рождаемость в еврейских семьях, и, как это не парадоксально, отход интеллектуальной молодёжи от проблем религиозного еврейства. У значительной части молодёжи национальное самосознание заменило религиозную веру. Сказанное подтверждается статистикой. Еврейское население Европы с 1949-го и по настоящее время в процентном отношении к общей численности мирового еврейства уменьшилось от 20% до 14%. Вместе с тем постоянно увеличивается доля евреев Израиля, которая медленно, но неуклонно повышается от 27% в 1985г, до 30% в 1990 г. и 38% в 2000г.
Поэтому с появлением государства Израиль, уменьшением государственного антисемитизма и повышением у молодёжи национального самосознания еврейство в странах рассеяния у меня всё больше сомнений, что еврейская диаспора имеет будущее. Чем прочнее страна обетованная встаёт на ноги, чем значительнее её военные победы и успехи в экономике, чем лучше отношения с соседними государствами, тем чаще в аэропорту «Бен-Гурион» будут выходить на святую землю со слезами радости
на глазах немецкие, русские, американские, французские и всевозможные другие евреи. Тем чаще мы, потомки Авраама, живущие в странах рассеяния, будем повторять: «В будущем году - в Иерусалиме».
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Речь на суде. Слова и музыка Льва Мадорского.
( по мотивам передачи « Дело Х», герои которой встречались с привидениями, призраками, пришельцами)

Ваша честь, всё так и было, врать не стану.
Задержался у дружка я допоздна.
Шёл домой. Навстречу инопланетянин
Я пришельца сразу опознал.
Говорит так вежливо, собака, ( Извините, Ваша честь, больше не буду выражаться)
" Вон, тарелка наша, сразу за углом.
Приглашаю посетить созвездье Рака
Поглядите, посидим, чайку попьём."

Говорю ему, что занят я на базе,
Каждый день делов невпроворот.
Без меня со склада всё растащат сразу,
Мы же знаем, Ваша честь, земной народ.
Он в ответ гипнозом одурачил
И под ручку к кораблю ведёт.
«Не волнуйтесь, Вашу недостачу,
Мол, созвездье на себя берёт.

А потом три дня лежал в анабиозе.
Ну, продрых три дня, короче, Ваша честь.
Прилетаю, всё шикарно, птички, розы.
И кругом красивых девочек не счесть.
Планетяне меня встретили сердечно.
С хлебом-солью, Ваша честь всё как у нас.
С президентом познакомили, конечно.
Симпатяга: носа нет и красный глаз.

Мы слегка за встречу приняли, понятно
О космических узнал я новостях.
Говорю ему: « Пора лететь обратно».
Засиделся, говорю, у вас в гостях.
Возвращаюсь, мама… польт и туфель нету
Шлю сигнал им: «Выручайте, пацаны»
В КПЗ который день я жду ответа.
Ваша честь, всё ясно, нет моей вины.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

ЕСТЬ ЛИ В ГЕРМАНИИ АНТИСЕМИТИЗМ?

Недавно, блуждая по всемирной паутине, (навязчивое словосочетание не смог изменить) натолкнулся на сайт Владимира Брагинского (не путать с Эмилем Брагинским) и на его необычную книгу, опубликованную на этом сайте: «Иммиграция евреев в Германию. Манипуляция сознанием и этический аспект». Книгу, написанную хорошим языком, с порой встречающимися точными наблюдениями, но со взглядами и выводами, которые не разделяю ни я, ни подавляющее большинство этих самых иммигрантов. Суть книги выражена на плакате, с которым Владимир регулярно (такое видео есть на сайте) выходит на вокзальную площадь Кёльна: «Германия - это страна, в которой евреям жить нельзя». В отдельных главах книги: «Эти отвратительные немцы. Эти отвратительные евреи» и других расшифровывается, что Брагинский имеет в виду. Немцы отвратительны, в основном, потому что как были, так и остались антисемитами. Евреи - потому что не имеют совести: забыли о том, что здесь случилось, и приехали.
Не стал бы спорить с Владимиром, тем более, что его судьба в Германии сложилась трагично (умерла жена, сын болен лейкемией, у самого Брагинского тяжёлая форма диабета), если бы не обнаружил в книге свой рассказ, опубликованный в конце девяностых в еврейской газете «Круг». Рассказ, который, по мнению Владимира, подтверждает его убеждения. Брагинский даже утверждает, что газету «Круг» закрыли после публикации рассказа. Это, конечно, не так...

Итак, есть ли в Германии антисемитизм? Смешно, если бы я ответил: «нет». Всё равно, что утверждать, что «...в Советском Союзе нет секса». Эту, ставшую скандально-известной фразу, во время телемоста с Америкой, который проводил Познер в начале 80-х, прокричала в микрофон одна женщина. Есть, конечно. Но мой многолетний опыт (живу в Германии, но часто бываю в Москве) показывает, что уровень юдофобии в стране Холокоста сегодня значительно ниже, чем в России. Где на книжных развалах свободно лежит «Моя борьба» Гитлера, газеты и журналы националистического направления, уже не говорю про интернетовские сайты (чего стоит только «Жить без страха иудейска»), переполнены юдофобскими материалами. Как следует из этих газет и сайтов, жиды не только «выпили воду», но и «довели страну до кризиса», «разорили народ», «всё распродали» и т.д. и т.п. Вплоть до известного черносотенного письма группы депутатов Думы прошлого созыва.
Повторяю - антисемитизм есть и в Германии. Приятели-евреи время от времени рассказывают эпизоды из собственного опыта. К одному в Магдебурге подошёл подвыпивший юнец и прошептал (заметьте, прошептал!): «Jude, vorsicht!».
Другой слышал в трамвае (тоже в Магдебурге) разговор пожилой пары о финансовых нарушениях в еврейской общине с многозначительным выводом «Вот они какие, евреи». Третьему (уже в Брауншвейге) знакомый немец посоветовал при приёме на работу скрыть своей еврейство: хозяин не любит евреев. Он скрыл и уже много лет работает у хозяина-антисемита. Ну и что? Какие можно сделать выводы?
Впрочем, прежде чем перейти к выводам, расскажу о случае на ту же тему, произошедшем со мной.
В 2001 году я работал пианистом в отеле «Маритим» в Магдебурге. Отеле дорогом, я бы сказал, элитном: самый дешёвый номер стоит 250 евро в сутки. Каждый вечер мы в дуэте с болгарским скрипачом играли в ресторане. В тот вечер зал был переполнен. Прямо напротив рояля стоял стол, за которым расположилась молодая, шумная компания. Как позже выяснилось, из Мюнхена. После исполнения вальса Штрауса «Голубой Дунай» подошла молодая, симпатичная женщина из этой компании, поблагодарила за игру и положила на рояль 20марок.
Всё началось, когда мы сыграли известную еврейскую песню «Хава нагила». Раздались аплодисменты. И вдруг неожиданно молодой человек из «мюнхенского» стола, видимо, уже прилично выпивший, громко и зло выкрикнул на весь зал:
-Вы что, евреи?
Болгарин, то ли не почувствовав, враждебности жителя Мюнхена, то ли от неожиданности, не успев среагировать, ответил вежливо и подробно:
-Я болгарин. Из Варны. А мой партнёр, пианист. Действительно, еврей. Из Москвы.
Подвыпивший молодой человек продолжал кричать. Агрессивно, не понижая голоса:
-Если он еврей, то зачем работает? Все евреи богатые. Им не надо работать.
Зал замер в напряжённой тишине. К молодому человеку подошёл официант и потребовал, чтобы тот покинул зал. Иначе он вызовет полицию. Сидевшие за столом тоже пытались остановить молодого антисемита, но он продолжал что-то злобно выкрикивать.
Тут я, человек не слишком находчивый и склонный к компромиссам, совершил поступок. Бессмысленный, конечно, но о котором вспоминаю с удовольствием. Взял с рояля 20 евро, подошёл к молодому человеку и вмял купюру в салат, который стоял перед ним. Несколько человек за соседними столиками зааплодировали.
Вскоре молодой человек вместе с компанией, оставив на столе недопитое вино и почти нетронутые закуски, покинули зал, а ко мне один за одним стали подходить незнакомые люди. Они возмущались произошедшим. Просили не расстраиваться. Некоторые предлагали выступить свидетелями, если я захочу, подать на антисемита из Мюнхена в суд.
Странно, но в этот вечер я уходил домой в приподнятом настроении. Мне запомнился не пьяный подонок, а общая атмосфера сочувствия и поддержки.
Доброжелательное отношение к евреям в сегодняшней Германии, которого, к сожалению, не замечает Брагинский, я чувствую с момента приезда. Это не искусственно-вежливые улыбки, а искренность, поддержка, доброта и внимание моих немецких друзей. Прав был первый премьер-министр Израиля Бен-Гурион, который ещё в пятидесятые годы заявил, что сегодняшняя Германия - «другая Германия». Многие годы строгих законов против проявления юдофобии, неизменно дружеская политика «другой Германии» в отношении Израиля, чувство раскаяния за содеянное, свели бытовой антисемитизм немцев до минимума. Или, если не совсем серьёзно: немцы, как и англичане, поняли, что они не глупее евреев. И, значит, нет повода для этого самого антисемитизма.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Из серии : "Дети-великие музыканты"
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887 г.г.)

Саша Бородин родился 11 ноября в Петербурге. Родился вне брака. Отцу его, князю Луке Степановичу Гедиани ( Гедевашвили) было 62 года, а матери, Авдотье Константиновне Антоновой, дочери простого солдата, 25 лет. Подобные внебрачные связи принято было в то время скрывать и мальчика записали как сына крепостного слуги князя, Порфирия Бородина и его жены.


Юный Бородин из-за происхождения не мог поступить в гимназию, но получил прекрасное домашнее образование. Знал несколько языков, учился играть на фортепиано, флейте и виолончели. Причём, на виолончели, что невероятно сложно, научился играть самостоятельно.
В детстве у мальчика Бородина было два увлечения, которые он пронёс через всю жизнь: музыка и химия. Более того, Саша стал, когда вырос, великим композитором и известным учёным-химиком. Первое музыкальное произведение Бородина, написанное в 9 лет, было связано с удивительной историей, о которой и хотим рассказать.
Первая любовь
Когда юному Бородину исполнилось 9 лет, он… влюбился. Причём, не в сверстницу (Саша не ходил в гимназию и со сверстницами общался редко), а в племянницу своего приёмного отца, 22-х летнюю Елену. Симпатичную барышню, которая время от времени навещала дядю. Cовременные психологи считают, что такое иногда случается с детьми чувствительными, нервными, с повышенной эмоциональной восприимчивостью. Именно таким ребёнком был Саша. Любовь к девушке глубоко захватила мальчика. Елена снилась ему. Он постоянно думал о ней, с нетерпением ждал её прихода, а когда девушка появлялась в доме, не отходил от неё ни на шаг. Родителям Саша ничего не говорил об этом, но он так часто спрашивал, когда Елена снова придёт, что они догадывались о чувствах сына.
Несколько раз в году в большом, четырёхэтажном доме Бородиных-Клейнеке устраивались приёмы гостей. В основном, приходили друзья военного доктора Клейнеке, офицеры с жёнами. И вот, когда после обеда за рояль сел один из офицеров, заиграл мазурку и начались танцы случилось непредвиденное: мальчик подошёл к Елене и пригласил её танцевать. Девушка растерялась, почувствовала себя немного неловко, но юному кавалеру не отказала. Все кругом улыбались, потому что худенький, маленького роста Саша доставал высокой и статной Елене только до колен. Однако, они дотанцевали до конца, а потом целый вечер мальчик ходил взволнованный и радостный.
Ночью Саша долго не мог уснуть, а в голове его звучала музыка. Радостная и светлая. На другой день юный Бородин сел за рояль, сыграл эту музыку, а потом записал её в нотах. Так появилось первое музыкальное произведение великого русского композитора - полька «Елена» или, как он сам его назвал, «Helen».
Post Reply