ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ ШНЕЕРСОН: ПОРТРЕТ УЧЁНОГО И ПЕДАГОГА

Жизнь замечательных людей

Moderator: Ella

Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ ШНЕЕРСОН: ПОРТРЕТ УЧЁНОГО И ПЕДАГОГА

Post by Архивариус »

Прислано в редакцию автором
Михаил Стрелец, Павел Малашук

ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ ШНЕЕРСОН: ПОРТРЕТ УЧЁНОГО И ПЕДАГОГА


26 декабря 2010 года – 100-летие со дня рождения Л.М. Шнеерсона

Стрелец Михаил Васильевич, доктор исторических наук, профессор, профессор Брестского государственного технического университета
Малашук Павел Владимирович, доцент Бобруйского филиала Белорусского государственного экономического университета


В истории отечественной высшей школы значительное место занимает имя выдающегося учёного доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки БССР Льва Михайловича Шнеерсона. Выпускники Белорусского государственного университета конца 1930-х – начала 1990-х гг., коллеги профессора единодушны в его оценке как классика исторической науки, которой он беззаветно служил свыше шести десятилетий.
Будущий учёный и педагог родился 13 декабря (26 декабря по новому стилю) 1910 года в российском городе Челябинске. С юных лет проявлял интерес к знаниям, что привело его в Ленинградский институт истории, философии, литературы и лингвистики, где Лев Михайлович обучался с 1930 по 1934 гг. 1934 – 1937 гг. отмечены новой ступенькой в его образовательных университетах: аспирантурой Ленинградского университета. После окончания аспирантуры Л.М. Шнеерсон стал осваивать педагогические университеты.
Дебютируя в качестве преподавателя Белорусского государственного университета в 26-летнем возрасте, он обеспечивал учебный процесс в этом вузе до 1994 года, то есть целых 57 лет. Вовлечение Льва Михайловича в данный процесс было многоплановым.
Во-первых, он совсем небольшой промежуток времени исполнял обязанности ректора, был и на должности проректора.
Во-вторых, Л.М. Шнеерсон 51 год (!) весьма успешно возглавлял кафедру новой и новейшей истории.
В-третьих, учёный и педагог входил в состав Совета исторического факультета, заседания которого использовал для постановки важных вопросов на предмет повышения эффективности учебного процесса.
В-четвёртых, Лев Михайлович читал блестящие лекции по курсу новой истории, а также увлекательные авторские спецкурсы по истории международных отношений.
В-пятых, под руководством Л.М. Шнеерсона студенты писали курсовые, дипломные работы, делали первые шаги в науку. Педагог скрупулёзно вникал в каждую работу, что в итоге предопределяло конечный результат.
В-шестых, учёный и педагог написал также ряд весьма удачных учебно-методических пособий [4].
Следует также иметь в виду, что Лев Михайлович некоторое время был вовлечён и в сферу среднего специального образования. В грозные 1941 – 1943 гг. он проявил высокие организаторские способности в качестве заместителя директора Нижнетагильского учительского института.
Как учёный Л.М. Шнеерсон был сконцентрирован на проблемном комплексе, связанном с первым объединением Германии в 1871 году, а также месте и роли бисмарковской Германии в системе международных отношений соответствующего периода. Львом Михайловичем осуществлена системная реконструкция дипломатической истории австро-прусской войны 1866 г.[5], франко-прусской войны [6, 7], Союза трёх императоров [8]. Отлично владея рядом иностранных языков, профессор основательно изучил на языке оригинала разнообразные источники, большинство из которых ранее не вводилось в научный оборот. Это придало убедительную достоверность выводам и оценкам, содержащимся в его книгах, в которых освещались названные проблемы. В данных книгах привлекают также наличие оригинальной авторской концепции, научная смелость, структурированность, чёткость изложения, безукоризненный стиль. До сих пор на эти книги ссылаются учёные многих стран.
Лев Михайлович весьма солидно проявил себя и как организатор научных исследований. Он неоднократно был руководителем авторских коллективов, редактировал сборники научных трудов [9 – 11].
Лев Михайлович производил неизгладимое впечатление своим преподавательским мастерством, своими мудрыми высказываниями. В этой связи есть смысл привести следующий отрывок из воспоминаний выпускника истфака БГУ 1961 года, доктора исторических наук, профессора Э.Г. Иоффе:
«Лев Михайлович любил говорить так:
«Конечно, историк должен отлично знать исторические факты и даты. Это аксиома. Но кроме этого историк должен осознавать и знать причинно-следственные связи между этими фактами, должен понимать ход исторических событий в их динамике. Не забывайте, что 99% событий имеют причины и следствия. Если вы этого не поймете, вы никогда не станете настоящими историками».
Студенты считали Льва Михайловича самым справедливым преподавателем. Сегодня трудно даже сказать, как это ему удавалось: не завышать оценок, но и не занижать.
Прошло уже полвека, как я сдавал экзамены Льву Михайловичу, как сдавали ему экзамены мои однокурсники. Что запомнилось? Шнеерсон старался не перебивать студента, не останавливать произвольно его ответ, а давал возможность ему высказаться. В тех случаях, когда студент затруднялся с ответом на тот или иной вопрос экзаменационного билета, Лев Михайлович старался его взбодрить и задавал наводящие вопросы. И когда студент находил правильный ответ или в результате наводящего вопроса приходил к самостоятельному правильному выводу, Лев Михайлович испытывал нескрываемое удовлетворение».

Учёный и педагог создал свою школу. Ряд известных специалистов в области исторической науки писали под его руководством кандидатские диссертации. Это – доктора наук, профессора Г.Г. Лазько [1, с. 215], Д.Б. Мельцер, В.А. Пилецкий [1, с. 297], кандидаты наук, доценты М.Г. Елисеев, В.М. Писарев [1, с. 299], О.Э. Проценко [1, с. 306].
Лев Михайлович Шнеерсон повлиял на формирование исторического мировоззрения докторов исторических наук, профессоров П.И. Бригадина [1, с. 47], Э.Г. Иоффе [1, с. 142], Г.А.Космача [1, с. 188], Н.И. Полетаевой [1, с. 301], В.Н. Сидорцова [1, с. 347], В.Е. Снапковского [1, с. 363], Н.С. Сташкевича [1, с. 377], М.В. Стрельца [1, с. 380], А.А. Челядинского [1, с. 419], доктора исторических наук В.П. Панютича [1, с. 286], кандидатов исторических наук, доцентов А.М. Бабкова [1, с. 17], О.В. Бригадиной [1, с. 48], П.И. Гарбуля [1, с. 73], А.Н. Егорова [1, с.106], Л.И. Ермаковича [1, с. 112], Е.Г.Колба [1, с. 174], В.Ф. Кушнера [1, с. 211], Н.Е. Орловой [1, с. 281], Л.А. Осиповой [1, с. 282], О.В. Перзашкевича [1, с. 292], О.Г. Радьковой [1, с. 313], П.И. Романовича [1, с. 321], С.С. Рудовича [1, с. 324, А.В. Тихомирова [1, с. 386], В.Г. Филякова [1, с. 404], С.И. Яковлева [1, с. 453], кандидата философских наук, профессора П.А. Шупляка [1, c. 448], кандидата философских наук, доцента Н.П. Галимовой [1, с. 70], кандидатов исторических наук В.Е. Соболя [1, с. 366], Л.В. Языкович [1, с. 452].
Жизнь и деятельность этого учёного и педагога являются отличным примером для современной молодёжи. Несомненно, 100-летие со дня рождения Льва Михайловича Шнеерсона стоит в ряду значимых событий для научного и образовательного сообщества Республики Беларусь.

1. Корзенко, Г.В. Историки Беларуси в начале XXI столетия : библиогр. справ. / Г.В. Корзенко. – Минск: Белорус. наука, 2007. – 470с.
2. Бараноўскі, П. Шнеерсон Леў Міхайлавіч / П. Бараноўскі // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. / Беларус. Энцыкл.; рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) [і інш.]; маст. Э.Э Жакевіч. – Мн.: БелЭн, 2003. – Т. 6. Кн. 2: Усвея – Яшын; Дадатак. – С. 226.
3. Імкнуцца да ісціны, але не ўпадаць у крайнасці / В. Кушнер [і інш.] // Беларускі гістарычны часопіс. – 2003. – №6. С.47 – 49.
4. Шнеерсон, Л.М. США, Англия, Франция после второй мировой войны / Д.Б. Мельцер, Л.М. Шнеерсон. – Мн.: БГУ, 1959.
5. Шнеерсон, Л.М. Австро-прусская война 1866 г. и дипломатия великих европейских держав (из истории “германского вопроса”) / Л.М. Шнеерсон. – Мн.: БГУ, 1962.
6. Шнеерсон, Л.М. В преддверии франко-прусской войны / Л.М. Шнеерсон. – Мн.: БГУ, 1969.
7. Шнеерсон, Л.М. Франко-прусская война и Россия. Из истории русско-прусских и русско-французских отношений в 1867 – 1871 гг. / Л.М. Шнеерсон. – Мн.: БГУ, 1976.
8. Шнеерсон, Л.М. На перепутье европейской политики: Австро-русско-германские отношения (1871 – 1875 гг.) / Л.М. Шнеерсон. – Мн.: БГУ, 1984.
9. Великая Победа и мировой революционный процесс / Л.М. Шнеерсон [и др.]; под ред. Л.М. Шнеерсона. – Минск: БГУ, 1983.
10. Рабочее и освободительное движение в странах зарубежной Европы и Америки в новое и новейшее время / Л.М. Шнеерсон [и др.]; под ред. Л.М. Шнеерсона. – Минск: БГУ, 1986.
11. Против буржуазной и реформистской идеологии / Л.М. Шнеерсон [и др.]; под ред. Л.М. Шнеерсона.– Минск: БГУ, 1972.
12. Белорусский государственный университет имени В.И. Ленина / М.Г. Елисеев [и др.]. – Минск: БГУ, 1982.
Post Reply