Праздник победы –эволюция за 65 лет

История Холокоста. Жертвы, преступники, герои и праведники. История ВОВ.

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Праздник победы –эволюция за 65 лет

Post by Архивариус »

Мирон Я. Амусья,
житель блокадного Ленинграда,
профессор физики.

Праздник победы –эволюция за 65 лет
(Так чья же это была победа и над кем)


Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул..
А над гробом встали мародеры,
И несут почетный... Ка-ра-ул!
А. Галич
Бог был на нашей стороне тогда, и, благодаря войне, Бог опять с нами.
А. Архангельский, журналист,
«Взгляд», 18 апреля 2010



Победу над нацизмом рассматриваю как своё второе рождение. Именно она дала мне принципиальную возможность не быть убитым году в 1942, а дожить до сегодняшнего дня. Подходит 65ая годовщина этой победы и завершения Великой Отечественной войны. Весть об её формальном окончании – подписании немецким военным командованием акта о безоговорочной капитуляции 8 мая 1945 г. – достигла границы СССР в ранние часы 9 мая. Каждый, кто был даже просто свидетелем события, не то, что участником его достижения, наверняка помнит толпы народа на улицах, радостные слёзы Победы.
Прошедшее с того дня время позволяет убрать многие эмоции, подойти заметно более объективно, чем тогда, оценить значение Победы, понять, кем она была достигнута, к чему привела в короткой и более дальней перспективе, и какое место этот день должен занимать.
В период войны возник набор утверждений, казавшихся аксиомами: Германия совершила «вероломное» и внезапное нападение на СССР, воюем почти до середины 1944 в одиночку фактически со всей Европой, ощущается острая нехватка оружия, потери СССР огромны из-за внезапности нападения и огромного превосходства Германии в живой силе и технике. Вскоре, однако, оказалось, что эти аксиомы не только требуют доказательства, но попросту не верны
Время давало принципиальную возможность добиться в оценке Победы общего согласия. Этого не произошло. И день Победы используется сейчас в политических целях куда более свободно, чем сорок лет назад, во многом в интересах именно сегодняшней власти, к этой победе никакого отношения не имеющей. Более того, манера проведения праздника, включёние в него ритуала полномасштабного военного парада поддерживает одностороннюю оценку этого события, возвращая Россию к имперскости СССР.
Элементы конфронтации, возникшие между союзниками по антигитлеровской коалиции почти сразу после победы, не преодолены и по сей день. Празднование через 65 лет, когда уже мало осталось непосредственных участников этого события, проходит по пропагандистским шаблонам шестидесятипятилетней давности, непомерно преувеличивая вклад СССР в это событие.
Из разговоров того времени помню возникшее уже вскоре после Победы, наряду с радостью, желание соотнести происшедшее с другими, предшествующими и последующими, событиями, в первую очередь, с началом второй мировой войны в сентябре 1939 в Польше, битвой за Британию в 1940, военными кампаниями в северной Африке и на островах Тихого океана. Было желание понять и то, какую роль сыграла помощь союзников, непосредственно оказанная ими СССР. Но главным и наиболее существенным вопросом была «цена победы». Много позже появилась песня со словами «нам нужна одна победа, одна на всех. Мы за ценой не постоим». Однако тогда с трудом осознавалось, что буквально каждая семья потеряла в войну кого-нибудь из родных и близких.
Разительный контраст между предвоенными обещаниями руководства СССР «воевать на чужой территории и малой кровью», и жуткой реальностью огромных потерь равно как и разрушения трети своей страны, требовали объяснения. Его давала официальная версия «вероломного нападения фашистской Германии». Однако вскоре эта версия стала не только недостаточной, но и вредной, поскольку говорила как минимум о наивности лидеров СССР, верящих слову чудовищ в облике людей, а то и неспособности Сталина и его окружения организовать оборону своей страны. Тогда ещё помнили стремительное отступление Красной Армии в начале войны, буквально её бегство, массовую сдачу в плен, и многое другое, о чём более уместно заставить граждан не думать или забыть, нежели позволить доискиваться ответа.
У Сталина была веская причина на приёме командования Красной Армии в мае 1945 г. произнёсти тост «За здоровье русского народа» . В тосте была затронута беспокоящая вождя тема: «Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства, и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии». У власти были все основания не затягивать ликование по поводу победы над Германией, хотя 9 мая и было объявлено праздничным днём. Впрочем, то же было сделано и с 3им сентября, ставшим Днём победы над Японией.
Через год отменили празднование победы над Японией 3 сентября. Затем, всего через два года, ещё при жизни Сталина, перестали отмечать и 9 мая 1945 г. Вместо этого выходным стал Новый год – 1 января, как праздник, отменённый фактически с момента революции в 1917 г. После войны страна уже, наверное, и не нуждалась в таких праздниках, как дни Победы. Слишком много было их живых активных участников, с ненужными для руководства воспоминаниями, чтобы это событие праздновать каждый год. В то время просто ношение военной формы было не достаточно для признания заслуг в достижении победы. Было очевидно, что служащие тыловых частей армии или охраны лагерей политзаключённых и далёких от фронта подразделений органов госбезопасности имели куда больше шансов уцелеть, чем даже некоторые эвакуированные.
Вслед за днями Победы, отменили и ежемесячные выплаты за ордена – слишком много стало орденоносцев…
Послевоенный период требовал огромных усилий по восстановлению разрушенного войной. И в этом направлении были достигнуты значительные успехи, что отразилось в довольно быстрой отмене карточной системы. Но при этом разрыв в уровне жизни между большинством деревенского и мелко-городского и меньшинством крупно-городского населения стремительно нарастал. Ситуация в деревне быстро ухудшалась. Масштаб тягот жизни вне крупных городов стал общеизвестен лишь после смерти Сталина в 1953 г. Никак нельзя было сказать, что победители зажили, наконец, счастливо.
В центр общественного внимания власть искусственно поставила, в сущности, мелочи. Иным с точки зрения интересов страны не назовёшь бесконечные кампании того времени, вроде постановления ЦК о журналах Звезда и Ленинград. Преследовали театральных критиков, грязью поливали композиторов Шостаковича и Мурадели, боролись за торжество социалистического реализма. Набирали силу поощряемые сверху антисемитские настроения. Думаю, что во всех этих кампаниях, имелась и общая цель: заставить забыть, что представляла собой Великая Отечественная война в цифрах и фактах потерь.
Была ещё одна причина не особенно задерживать внимания на победе. Ведь одной из целей войны было освобождение Европы от гитлеризма. В значительной мере это было достигнуто. Но у победителей могла возникнуть понятная иллюзия, будто освободив Европу, они имеют право быть свободны и сами. А вот подобную «дурь» следовало пресечь с самого начала. Этому служили кампании борьбы с «низкопоклонством перед Западом» (конец 1947 г.) и «безродными космополитами» (начало 1948 г.), обе носившие откровенно антисемитский характер самими именами «виновников».
Известно утверждение, что война есть продолжение политики иными средствами. Но верно и обратное: мирное время призвано продолжить, а иногда и подправить, сделанное в войну и войной.
Разумеется, Сталин и его приближённые знали всю шаткость доводов о «внезапном нападении, малочисленности своей не отмобилизованной армии, нехватки техники – танков, самолётов, артиллерии». Ещё в начале пятидесятых годов я спорил с близкими мне военными - все они были полковниками, ещё недавно – фронтовыми офицерами, о возможном ходе прошедшей войны. На основании сравнительно простых расчётов, доступных открытых данных и рассказов других участников боёв, я утверждал, что не начни Гитлер войну с мирным населением, распусти колхозы и раздай землю крестьянам - военный разгром Советского Союза был бы неминуем.
Вскоре стали открыто появляться официальные данные, показывающие, что проблемы Красной Армии были не в нехватке техники. Согласно БСЭ за 1971 г., немцы для осуществления плана нападения на СССР, названного «Барбаросса», имели 3712 танков, 4950 боевых самолётов, 47260 орудий и миномётов. А за полтора предвоенных года промышленность СССР произвела свыше 17 тыс. боевых самолётов (в том числе 3719 новых образцов), 7,6 тыс. танков (в том числе 1861 танк КВ и Т-34), свыше 80 тыс. орудий.
Большой личной обидой было то, что об особых жертвах моих соплеменников, об этих самых шести миллионах евреев, забыли. Конечно, в ходе войны об этом помнили. Когда подразделение, в котором служил мой дядя, обнаружило ящики с мылом, на каждом кусочке которого было вытеснено RJF, их похоронили с ружейным салютом, как павших в бою. Зная, что творилось на оккупированных немцами территориях, RJF расшифровали однозначно как Rein jüdisch Fett .
Однако уже вскоре после войны особая судьба евреев не отмечалась, а просто замалчивалась. Они фигурировали лишь в общих списках советских людей, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков. Но ведь погибли они не за то, что были советскими людьми, а именно за то, что были евреями. Вместе с быстро набирающим антисемитизмом эта «забывчивость» образовывала труднопереносимую комбинацию, притуплявшую радость победы. Отмечу, что антисемитизм поднял голову сразу после войны – например, погромом в Киеве уже в сентябре 1945, чуть позже в Кракове и июле 1946 в Кельце (Польша).
Словом, о самой победе забыли и по форме и по существу. Как праздник государственного масштаба, она исчезла на 20 лет. Само по себе это не было удивительным. Ведь не отмечала же Российская Империя в 1879 г. юбилей победы над Наполеоном в 1814. А ведь прошли те же 65 лет. Правда, столетие победы над Наполеоном было отмечено сооружением на собранные в народе деньги храма Христа-Спасителя в Москве. Конечно, заметно возрасла средняя продолжительность жизни, так что сейчас доля живых участников Великой Отечественной 1941-1945 гг. заметно выше, чем 65 лет спустя после первой отечественной. Но дело, на мой взгляд, не только в этом.
День Победы как государственный праздник – выходной день – был восстановлен в 1965 г. при Брежневе. К тому моменту стало ясно, что все попытки «похоронить» капитализм закончились полным провалом, нереальной оказалась и задача догнать и перегнать США по производству продуктов питания. Не очень удачно закончилась и попытка Хрущёва диктовать свою волю на мировой арене, приведшая к Кубинскому кризису. Мирные научно - технические достижения СССР, к примеру, первая атомная электростанция, крупнейший дубненский ускоритель элементарных частиц, один из первых в мире реактивных пассажирских самолётов, переход на электротягу железных дорог – относились уже к прошлому. Приходил конец и лидерству в космической гонке. Всё более известным становилось отставание уровня жизни граждан СССР от достигнутого не только другими странами-победителями, но и побеждёнными и разгромленными Германией и Японией.
В этой обстановке для укрепления власти и восстановления самооценки народа требовалось некоторое пропагандистское действие. Оно нашлось в обращении к памяти о победе над нацизмом – важнейшем свершении не слишком далёкого прошлого. Пришедший к власти в 1964 г. Брежнев был весьма бесцветен, не имел сколько-нибудь заметных качеств крупного руководителя и интересной программы развития страны. К власти его привели партийные и военные деятели, которым порядком надоел Хрущёв. Не имея устойчивого настоящего и планов на будущее, они искали себе опору в прошлом страны, полагая, как оказалось, справедливо, что острые проблемы, связанные с ходом Великой Отечественной войны позабыты, а слава её победного окончания вполне может быть реанимирована и будет согревать их ещё долго. Пошёл период псевдо-героизацин войны, появились новые города – герои, чьи подвиги были отнюдь не несомненны. По инициативе нового генсека и заинтересованных участников, рядовые операции Великой Отечественной войны превращались в столь же значительные события, что и битва за Сталинград или оборона Ленинграда.
В последнее время, начиная с 2006 г. появилось звание «Город воинской славы», которых уже сейчас 27. Такое расширение подчёркивает, что подвиг в войне был всенароден и повсеместен, действия Красной армии были очень успешны начиная с 22 июня 1941 г. в очень многих местах. Огромные, в сравнении с немецкими, жертвы СССР в войне остаётся объяснять опять, как и в 1945 г., «внезапным и вероломным» нападением и «нехваткой» боевого снаряжения. Печально, что в этом пункте политическая история делает круг вместо желаемой спирали. Печально, что опять Сталин и его окружение избегают вполне заслуженного осуждения как виновные в гибели заметной части своего народа – примерно трёх десятков миллионов человек. Это несправедливо по отношению памяти погибших. Назвать всех виновников этой трагедии была бы победой потомков над собой. Увы, пока не победили. А огромные жертвы по вине собственного руководства – не основание для дополнительных прав на «пире победителей».
Думаю, что всё возрастающее внимание власти к Победе не случайно, и имеет определённое сходство с ситуацией брежневского времени. Ведь есть вопрос, требующий разрешения – как получилось, что огромная страна, сыгравшая столь значительную роль в победе, сама развалилась, а, возможно, и была развалена. Этот развал привёл к массовому исходу множества людей из СССР, невиданному для мирного времени обнищанию оставшихся, в том числе – ветеранов войны. Падение уровня жизни вынудило многих покинуть пределы СССР. Так появились сообщества ветеранов из СССР в Израиле, Германии, США. Чем дать людям возможность спокойно разобраться в происшедшем, обеспечить им достойную, выстраданную войной и трудом старость, проще сконцентрировать их внимание на празднике, а регулярную работу по обеспечению ежедневной жизни переложить на страны, куда они уехали.
Мне казалось тогда, в 1965, как и сейчас, что плохо целому народу жить с головой, повёрнутой назад, в прошлое. Разумеется, ветераны заслуживают уважения, пенсии, спокойной и достойной жизни. Однако всё дело в том, что постепенно праздник Победы заменяется днём российского самоутверждения, днём Национального величия. К сожалению, самоутверждение редко происходит не за счёт других. А это уже опасно.
Метаморфозе праздника в немалой мере способствует сопровождающий его военный парад, включённый в церемонию дня Победы с 2008 г. Не удивительно, ведь военный парад есть демонстрация силы, действующей и внутрь страны, и во вне её. А сила нуждается в точке приложения, и в качестве таковой всё чаще оказывается когдатошний участник анти – гитлеровской коалиции – США.
Я пишу эту заметку в Иерусалиме. Какое-то время тому назад узнал, что принято решение установить памятник Советскому солдату в Израиле. Считаю, что это неправильное решение, удобное политикам, а также активистам ветеранского движения. Уместно помнить, что в войне против нацизма победили не только советские солдаты, но и солдаты антигитлеровской коалиции. Конкретно, ликвидация евреев Палестины стала невозможной в результате успешных военных действий англо-американских сил против немецкой армии генерала Роммеля в Северной Африке. В этой армии было около 300000 солдат, почти как у Паулюса под Сталинградом. Бои шли примерно в то же время, что и Сталинградская битва. Отнюдь не призываю ставить обобщённый памятник солдату-союзнику, но Советский солдат, отделённый от активных участников анти – гитлеровской коалиции здесь не причём. Доводом при установке памятника не может служить число ветеранов – эмигрантов, что влияет на политиков, бьющихся за голоса избирателей. Здесь важна лишь историческая правда.
По счастью, продолжительность жизни возросла. Поэтому можно ждать, что энтузиазм руководителей ветеранских организаций и заинтересованность политиков сделают вскоре и 3 сентября днём национального триумфа. Мне уже приходилось читать в интернете, что решающий вклад, обеспечивший капитуляцию Японии во Второй Мировой войне, внёс СССР, разгромивший Квантунскую армию, хотя и расположенную на заметном удалении от островов Японии, а именно, в Маньчжурии и Корее. Ну не американцы же победили Японию! Они, как всегда, отделывались малой кровью.
Несмотря на определённую критику антуража официального праздника, я поздравляю всех тех, кто обеспечивал победу и праздновал её всегда, все эти 65 лет. Они получили с истинного Верха высшую награду за это – возможность дожить до её шестидесятипятилетия, и благодарность тех, кого они защитили, а также их потомков. Пусть Высшая благосклонность будет с вами как можно дольше!

Иерусалим

***********************
Значение этого тоста мне объяснили очень рано. «За вас не пили, понятно?» - сказал моему отцу и, возможно, мне, трамвайный попутчик в Москве в 1946 г. Обобщающий смысл этого «вы» мне уже к тому времени был хорошо понятен. И хотя «пили» лишь за один из доброй сотни разных народов СССР, не пили лишь за одних «нас».
Сказанное, впрочем, применимо и к предыдущему вторжению в Россию – отмени Наполеон в 1812 г. крепостное право, и военных талантов Кутузова и Барклая де Толли не хватило бы для спасения Империи. Но Наполеон, как сам выразился, пришёл в Россию императором Франции, а Гитлер – поработителем и массовым убийцей. Эти позиции предоставление земли крестьянам Российской империи и СССР исключали.
Чистый еврейский жир. – нем. Кусок этого мыла хранится у меня до сих пор. Помню звание и фамилию командира части – полковник Кривошапко.
Post Reply