Джеймс Кэрролл, "Меч Константина. Церковь и евреи. История"
Posted: Wed May 12, 2010 7:47 pm
В своей книге "Меч Константина. Церковь и евреи. История, Часть II" (http://berkovich-zametki.com/2005/Zamet ... rroll1.htm), Джеймс Кэрролл пишет:
"Рассказ о путешествии в Эммаус важен своим... намеком на то, что привело друзей Иисуса... к жизненному опыту ощущения "реального" присутствия Иисуса... Мы знаем, откуда пришел этот опыт - ... от текстов о нем..., которые они читали вместе. Cкоро его любовь к ним стала вытеснять чувство потери."
По-моему, автор дает понять, что чувства потери Иисуса и преследования привели к ощущению незримого Иисуса, и что это ощущение также пришло от ветхих писаний. Он дальше пишет:
"Аналогично тому, как их надежда на продолжающуюся жизнь Авраама, Исаака и Иакова была основана на вере в то, что власть Бога создавать жизнь не прекращается после смерти, и в то, что любовь Бога к этим троим и ко всему избранному Богом народу перевешивает человеческую смертность, последователи Иисуса вскоре начали чувствовать себя подобно в отношении его любви к ним."
Да, понятно, что "любовь Бога к этим троим (Авраам, Исаак и Иаков) и ко всему избранному Богом народу перевешивает человеческую смертность" является аналогией того, что любовь апостолов тоже перевешивает Его смерть. Но в каком смысле ли является перевешивание апостольской любви аналогией того, что "их надежда на продолжающуюся жизнь Авраама, Исаака и Иакова была основана на вере в то, что власть Бога создавать жизнь не прекращается после смерти"? Разумеется, что автор имеет в виду, что воскрешение этих троиц является аналогия воскресение Христа. Что вы думаете?
Автор дальше пишет:
"Его любовь пережила его смерть - в этом смысл Воскресения. Они пришли к этому выводу... через богомольное изучение их текстов и через отражение традиции, ожидающей воскрешения мертвых. Песни, которые они пели, были Псалмами Давида, тексты, которые они читали в своем исцеляющем круге, были текстами еврейского Писания. Псалмы и Писание дали им подсказку, возможность дать имя своему невидимому компаньону. Или, как сам компаньон на пути в Эммаус сказал паре опечаленных и потерявших надежду друзей: "О, неосмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли должен был Христос пострадать и войти в свою славу?"
По-моему, апостольский "смысл Воскресения" является не только что "Его любовь пережила его смерть", но то что Его душа пережила смерть в метафизическом смысле. И какие писания бы указали, что воскресение ограничивается только первым смыслом?
Во всяком случае, как именно и с какими Псалмами они пришли к выводу, что тексты и пророки указали на воскресение Христа? Или они просто сопоставили строки о страдании Христа наряду с текстами или традициями об "ожидающей воскрешения мертвых"?
Кажется, что он имеет в виду такое сопоставление, когда он пишет:
"последователи Иисуса использовали материалы пророков и псалмистов - случаи, метафоры, образы - как полуфабрикат для создания элегантной и связанной истории, фактически блестящего литературного произведения, для описания событий и опыта, которые сами по себе были очень далеки от элегантности, связности или общедоступного смысла."
Как именно они создали эту историю из писаний, и правильно и справедливо ли, чтобы это сделать?
В своей книге "Меч Константина. Церковь и евреи. История, Часть IV" (http://berkovich-zametki.com/2005/Zamet ... rroll1.htm) Джеймс Кэрролл пишет:
<<Павел заявил, что в качестве отцовской жертвы любимый сын Бога, Иисус, заменил сына Авраама, Исаака... Согласно Сорену Киркегаарду, христианское восприятие предполагает, что "Авраам надеялся на то, что Бог воскресит Исаака после смерти"... Но для евреев, согласно Ливенсону... он не мог предвидеть воскресение сына>>
Указывают ли писания, что Мессия заменит сына Авраама, или это придумка? Каким путем Киркегаард пришел к выводу, что ""Авраам надеялся на то, что Бог воскресит Исаака после смерти"? И почему Ливенсон считает, что "для евреев... он не мог предвидеть воскресение сына"?
<<Теологическая концепция мученичества для евреев и христиан тоже глубоко различны, евреи не ожидают и не предполагают никакой оплаты за свою жертвенность.>>
Я не согласен с этом. Разве евреи не считают, что Господь не вознаграждает людей за лояльность к нему и Его заветам?
<<В отличие от христианского воображения, воспитанного на ожидании воскресения, еврейское религиозное воображение никогда не пыталось точно определить, каким образом Бог хранит обещание, данное в Завете.>>
Что является сущность этого обещания? По-моему, Иудаизм считает, что Господь воскресит праведников.
"Рассказ о путешествии в Эммаус важен своим... намеком на то, что привело друзей Иисуса... к жизненному опыту ощущения "реального" присутствия Иисуса... Мы знаем, откуда пришел этот опыт - ... от текстов о нем..., которые они читали вместе. Cкоро его любовь к ним стала вытеснять чувство потери."
По-моему, автор дает понять, что чувства потери Иисуса и преследования привели к ощущению незримого Иисуса, и что это ощущение также пришло от ветхих писаний. Он дальше пишет:
"Аналогично тому, как их надежда на продолжающуюся жизнь Авраама, Исаака и Иакова была основана на вере в то, что власть Бога создавать жизнь не прекращается после смерти, и в то, что любовь Бога к этим троим и ко всему избранному Богом народу перевешивает человеческую смертность, последователи Иисуса вскоре начали чувствовать себя подобно в отношении его любви к ним."
Да, понятно, что "любовь Бога к этим троим (Авраам, Исаак и Иаков) и ко всему избранному Богом народу перевешивает человеческую смертность" является аналогией того, что любовь апостолов тоже перевешивает Его смерть. Но в каком смысле ли является перевешивание апостольской любви аналогией того, что "их надежда на продолжающуюся жизнь Авраама, Исаака и Иакова была основана на вере в то, что власть Бога создавать жизнь не прекращается после смерти"? Разумеется, что автор имеет в виду, что воскрешение этих троиц является аналогия воскресение Христа. Что вы думаете?
Автор дальше пишет:
"Его любовь пережила его смерть - в этом смысл Воскресения. Они пришли к этому выводу... через богомольное изучение их текстов и через отражение традиции, ожидающей воскрешения мертвых. Песни, которые они пели, были Псалмами Давида, тексты, которые они читали в своем исцеляющем круге, были текстами еврейского Писания. Псалмы и Писание дали им подсказку, возможность дать имя своему невидимому компаньону. Или, как сам компаньон на пути в Эммаус сказал паре опечаленных и потерявших надежду друзей: "О, неосмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли должен был Христос пострадать и войти в свою славу?"
По-моему, апостольский "смысл Воскресения" является не только что "Его любовь пережила его смерть", но то что Его душа пережила смерть в метафизическом смысле. И какие писания бы указали, что воскресение ограничивается только первым смыслом?
Во всяком случае, как именно и с какими Псалмами они пришли к выводу, что тексты и пророки указали на воскресение Христа? Или они просто сопоставили строки о страдании Христа наряду с текстами или традициями об "ожидающей воскрешения мертвых"?
Кажется, что он имеет в виду такое сопоставление, когда он пишет:
"последователи Иисуса использовали материалы пророков и псалмистов - случаи, метафоры, образы - как полуфабрикат для создания элегантной и связанной истории, фактически блестящего литературного произведения, для описания событий и опыта, которые сами по себе были очень далеки от элегантности, связности или общедоступного смысла."
Как именно они создали эту историю из писаний, и правильно и справедливо ли, чтобы это сделать?
В своей книге "Меч Константина. Церковь и евреи. История, Часть IV" (http://berkovich-zametki.com/2005/Zamet ... rroll1.htm) Джеймс Кэрролл пишет:
<<Павел заявил, что в качестве отцовской жертвы любимый сын Бога, Иисус, заменил сына Авраама, Исаака... Согласно Сорену Киркегаарду, христианское восприятие предполагает, что "Авраам надеялся на то, что Бог воскресит Исаака после смерти"... Но для евреев, согласно Ливенсону... он не мог предвидеть воскресение сына>>
Указывают ли писания, что Мессия заменит сына Авраама, или это придумка? Каким путем Киркегаард пришел к выводу, что ""Авраам надеялся на то, что Бог воскресит Исаака после смерти"? И почему Ливенсон считает, что "для евреев... он не мог предвидеть воскресение сына"?
<<Теологическая концепция мученичества для евреев и христиан тоже глубоко различны, евреи не ожидают и не предполагают никакой оплаты за свою жертвенность.>>
Я не согласен с этом. Разве евреи не считают, что Господь не вознаграждает людей за лояльность к нему и Его заветам?
<<В отличие от христианского воображения, воспитанного на ожидании воскресения, еврейское религиозное воображение никогда не пыталось точно определить, каким образом Бог хранит обещание, данное в Завете.>>
Что является сущность этого обещания? По-моему, Иудаизм считает, что Господь воскресит праведников.