КОРЧМА — ЯК ЕЛЕМЕНТ ГРОМАДСЬКОГО ПОБУТУ ПОДОЛЯН XIX СТОЛ

История антисемитизма. Государственный антисемитизм

Moderator: Буквоед

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

КОРЧМА — ЯК ЕЛЕМЕНТ ГРОМАДСЬКОГО ПОБУТУ ПОДОЛЯН XIX СТОЛІТТЯ

Post by Архивариус »

ПЕТРОСЮК М. І. (м. Вінниця) КОРЧМА — ЯК ЕЛЕМЕНТ ГРОМАДСЬКОГО ПОБУТУ ПОДОЛЯН XIX СТОЛІТТЯ
http://museum.vn.ua/articles/etno/petro ... korch.html

Подавляющее большинство кабаков находилась в руках евреев, их арендовали сначала у помещиков, а после отмены крепостного права - у сельской общины. В договоре об аренде корчмы, который заключали община села и еврей, обуславливалась денежная сумма, которую арендатор должен каждое полугодие передавать в общественную кассу, цена водки, срок аренды корчмы.

Договор заключался в письменной форме и скреплялся подписями сторон и печатью сельского старосты. Подавляющее большинство Договоров заключались сроком на 2-3 года.

Деньги, которые община получала как арендную плату, шли на ремонт церкви, содержание сельской школы, благотворительного общества, которое функционировало при местной церкви.

Но большая часть дохода от продажи водки оставалась у еврея арендатора. Для получения максимальной прибыли трактирщик использовал все возможные средства: обсчитывал опьяневших крестьян, давал водку в обмен на вещи и продукты, явно занижая их стоимость, торговал в долг и под заклад. Иногда не гнушался корчмарь и крадеными вещами, коровой или волами, которые продавали ему воры. Богатство трактирщика нередко провоцировало разбойников напасть на корчму.

Внешний вид корчмы арендатора почти не интересовал.

М. Коцюбинский, описывая один из обычных подольских кабаков, обращает внимание на черные стены корчмы, выбитую стекло в окне, грязные столы.

Вымогательство арендатора вызвало справедливые нарекания крестьян и часто, напившись, они устраивали в корчме дебош: ломали стулья, били корчмаря. В отдельных случаях сельская община принимала решение лишить еврея аренды и назначала на его место кого-нибудь из сельских жителей, однако доход от корчмы при этом, как правило, резко уменьшался.

Контингент посетителей корчмы был довольно разнообразным.

В корчму ходили мужчины и женщины, причем здесь они пользовались абсолютно равными правами. В XIX в. посетителями корчмы все чаще становятся парни и девушки, которые раньше по свидетельству А. Свидницкого, появлялись здесь очень редко. Парни, в частности, распивали часто в корчме магарыч по поводу приема в общество юношей нового члена.

Зимой или в плохую погоду в корчме, а летом у корчмы молодежь устраивала «музыки», то есть танцы под музыку. В течение дня в корчму заходили почти все представители сельской администрации. Иногда староста с судьями (члены общественного суда) или своими подручными здесь рассматривали дела о нарушении общественного порядка, мелкое воровство, несвоевременную уплату налогов.

Подольская корчма XIX в. оставалась местом проведения некоторых праздников, например, праздники, известное под названием разгром или Русаль (росали. Отмечалось оно в первый день Петрова поста замужними женщинами. Сойдясь утром в корчме они садились «гнать шуляка»: пили водку и при этом желали друг другу, чтобы коршун не хватал цыплят, а потом, как отмечает один из исследователей праздники, «пели срамные песни, рассказывалы сальные анекдоты. Одна старалась переплюнут другую.

Мужчины в тот день в корчму не заходили, а если какой все же появлялся - женщины его раздевали и возвращали одежду только после магарыча.

Корчма была также своеобразной нотариальной конторой. Здесь оформлялись и закреплялись магарычом всевозможные договоры, соглашения. Она же исполняла роль постоялого двора, в котором могли остановиться и переночевать проезжие.
(публикация и перевод Игоря Деснера)
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: КОРЧМА — ЯК ЕЛЕМЕНТ ГРОМАДСЬКОГО ПОБУТУ ПОДОЛЯН XIX СТОЛ

Post by Архивариус »

Из статьи http://museum.vn.ua/articles/pod3/doros ... pisno.html
Дорош І. А. "ДО ІСТОРІЇ ЛІТОПИСНОГО МІСТЕЧКА ПРИЛУКИ"

5 декабря 2005


На 1864 г. в местечке Прилуки насчитывалось 5147 человек, из них - 2824 православных, 303 римо-католики, 202 евреев. Город Новая Прилука, которая называлась Киселя, принадлежала следующим владельцам:

1. Калисто Гаврилович Гойжевецькому - 271
2. Ивану и Сильвсстру Лукиановичам-Болсуновский - 140
3. Петру Матвеевичу Карском - 50
4. Марко Маркович Березовскому - 38
5. Варфоломею Константиновичу Савицкому - 7.

ИТОГО: 3628 десятин.

За 30 лет прошли изменения во владении сельской и местечковой собственностью. Винокуренный завод принадлежит купцу Дувиду МОРГУЛИС. Производство спирта - 613500 на сумму 56400 руб.

В Новой Прилуке было на этот период 2 кузницы, 36 мелких лавочки, 1 бакалейная, 1 мануфактурная, 4 соломорезки, 2 маслобойный, 4 круподеркы, 1 водяная мельница на 2-х Поставах, 2 мельницы у каждого по 1-й осанке.

В городке была одна православная церковь, еврейская синагога, церковно-приходская школа, повивальные бабки, одна аптека. Пожарная часть - 5 бочек содержалась за счет крестьян из средства 5 руб. в год.

В 1888 г. в Новой Прилуке родился Залман Аврахамович Ваксман - всемирно известный микробиолог, лауреат Нобелевской премии 1952 года - за открытие стрептомицина. Март 1915 жил и работал в США.

Владельцу Меринг принадлежал кирпичный завод, который находился в аренде у Гершка Дудника, на заводе работало 8 мужчин.

В городках проходили ярмарки и базары. Ярмарки были незначительны по своим оборотам и служили местному населению больше для удовлетворения сельскохозяйственных потребностей, чем любых промышленных операций. Ярмарки проходили 1 января, 9 мая, 1, 25 октября, 6 декабря.

Базары в прогалине проходят каждые 2 недели. А на ярмарке 1856 (1 января) было привезено товара на 4000 рублей, а продано на 2,7 тыс. крб.43

Главным пунктом по торговле хлебом, животными и продуктами животноводства была Новая Прилука.

На основании материалов переписи 1923 года в Киевский губернии подается национальный состав Староприлуцькои волости, что присоединена к Подольской губернии по районированию 1923

Всего Укр Рус Поляки Евреи Другие
Ст.-Прилуцький 29104 27114 172 352 1426 40
% 100 93,2 0,6 1,2 4,9 0,1
(публикация и перевод Игоря Деснера)
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: КОРЧМА — ЯК ЕЛЕМЕНТ ГРОМАДСЬКОГО ПОБУТУ ПОДОЛЯН XIX СТОЛ

Post by Архивариус »

Из

http://museum.vn.ua/articles/pod2/anohn ... vti_u.html
Анохіна Л. С. "З ІСТОРІЇ ОСВІТИ У м. ВІННИЦІ (II пол. XIX - поч. XX ст.)"

18 декабря 2005



Винницкая городская дума 12 июня 1889 принял решение о переводе из Могилева-Подольского реального училища в Винницу и превращения его в шестиклассное. Дума постановила: "Ежегодно выдавать на его содержание по 8 000 рублей серебром, взять на счет города расходы за приспособление для реального училища дома, построенного на средства купца Цаля Лейбович Вайнштейна" . Он завещал все свое движимое и недвижимое имущество на строительство в Виннице учебного заведения, выражая надежду, что в нем будут учиться и еврейские дети. А краевед Л. И. Шипович (1893-1990 pp.) [6] передавал, что купец Вайнштейн мечтал видеть этот дом как памятник преждевременно умершему сыну - студенту Петербургского политехнического института.

Дом находился в конце Почтовой улице. В 1897 г. в главный корпус училища было достроено левое крыло. Работами руководил архитектор Краузе. В целом, здание представляет собой эклектичную сооружение с использованием элементов древнерусской и византийской архитектуры. Асимметричность построения его отдельных частей, насыщенность и разнообразие декора выделяют его в застройке центральной части города. Сейчас в доме филиал Киевского торгово-экономического института.

В это время во дворе училища был возведен двухэтажный дом для квартир администрации и преподавателей.

В первый год обучения (1890 г.) в училище насчитывалось 150 учеников, а в последующие годы контингент несколько возрастал. В 1897 г. уже обучалось 282 ученика. Получали образование дети преимущественно из зажиточных семей. Для детей из малообеспеченных семей значительным барьером для вступления была плата за обучение - 50 руб. в год и отсутствие общей подготовки.

Дети дворян и буржуазии поступали преимущественно после окончания уездных училищ, имея к тому же и всестороннюю домашнюю подготовку.

В воспоминаниях выпускника этого училища Г. Г. Брилинга говорится об условиях, в которых учился его друг, сын присяжного поверенного Винницкого окружного суда. Его семья жила в просторном доме по улице Пушкина. Для сына в полуподвальном помещении был оборудован гимнастический зал с разнообразными спортивными снарядами, рядом - столярная и слесарная мастерские. Ежедневно с ним занимались тренер и два мастера по техническому делу. Для учебных занятий была классная комната с партой, доской и набором для моделирования. К услугам детей - большая домашняя библиотека.

В 1896 г. занял вакантную должность учителя рисования Вячеслав Федорович Коренев. Он стал талантливым организатором учебно-воспитательного процесса, общественным и культурным деятелем. Его усилиями была создана в училище художественная студия, в которой получали образование способные ученики, среди них был Натан Альтман. Студийцы-реалисты в 1913 г. на II Всероссийской выставке в Киеве получили золотую медаль.

в первой женской гимназии в 1903 г. обучалось 49 учениц из семей католиков, 103 еврейки, 154 девушки из православных семей.

(публикация и перевод Игоря Деснера)
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: КОРЧМА — ЯК ЕЛЕМЕНТ ГРОМАДСЬКОГО ПОБУТУ ПОДОЛЯН XIX СТОЛ

Post by Архивариус »

Из
Ерліх Л. Д. "ВИРОБИ ЗІ СРІБЛА В КОЛЕКЦІЇ МУЗЕЮ"

http://museum.vn.ua/articles/pod2/erlh_ ... bla_v.html


В 1985 году при строительных работах на углу улиц Толстого и Малиновского в г. Виннице был найден клад серебряных вещей (192 предмета весом 31 кг). Серебро исключительно столовое: вилки, ножи, ложки, блюда, блюда и т.д. При откопке этого сокровища некоторые вещи получили повреждения.

В процессе изучения клада установлено, что все вещи сделаны в разное время разными мастерами, в основном польскими и украинскими (киевскими. Вероятно, они были приобретены на протяжении XVIII - нач. XX веков и передавались по наследству. Считаем, что этот клад был зарыт в годы гражданской войны, потому что наиболее поздние датированные вещи этого сокровища - начале XX в.

Наибольшая часть вещей сделана польскими мастерами: Яном Готфридом Шлаубитцем, Яном Мачете Шварцем, Каролем Филиппом Мальчиш.

В первой половине XVIII в. в польских серебряных изделиях появились формы и орнаменты стиля рококо, которые продержались почти до конца столетия. Самым известным польским мастером этого стиля был Ян Готфрид Шлаубитц, работавший в Гданьске. В собрании Варшавского национального музея находится монстранц (дароносицы), выполненный в основном в технике литья и чеканки, что свидетельствует о высоком мастерстве Шлаубитца. Известно, что Ян Шлаубитц - сын серебряных дел мастера из Гданьска Натана Шлаубитца, 1733 выполнил работу на звание мастера у Яна Иоде. 1750 был избран помощником старшины, а 1751 - старшиной гданьского цеха ювелиров. Умер после 1766 года. [1]

В Винницком краеведческом музее хранятся пять вещей Шлаубитца: три подноса и два блюда; они выполнены техникой литья, они имеют изысканные формы. Все вещи помечены клеймом мастера SCHLAV BITZ и гербом владельца, выполненным легким гравировкой.

Второй известный польский мастер Ян Мачей Шварц прожил долгую жизнь (1722-1828 pp.) После его смерти дело отца продолжил сын Феликс Ян.

В фондах Варшавского национального музея хранится серебряный чайник, выполненный Яном Мачете Шварцем в 1827 году в стиле рококо. Аналогичный чайник (серебро, чеканка, дерево) есть в фондах Винницкого краеведческого музея. Работа Шварца также две чайные и одна столовая ложки. Все они обозначены клеймом мастера SCHWARTZ и клеймом, которым пользовались мастера Польши, работавших на территории, аннексированной Россией с 1795 по 1851 pp. На чайнике легким гравировкой обозначены инициалы владельца, украшенные сверху дворянской короной. Такие же инициалы украшают и серебряное чайное ситечко с клеймом неизвестного польского мастера EN 12 1821. На столовой и чайных ложках, сделанных Шварцем, выбиты монограмма владельца. Такую же монограмма мы находим еще в десяти чайных и двух столовых ложках, сделанных разными мастерами и в разные времена.

В коллекции столового серебра Винницкого краеведческого музея видное место (47 предметов) занимают вещи, изготовленные киевским мастером Иосифом Абрамовичем Маршаком. В 1878 г. он основал фабрику золотых и серебряных изделий. В 1897 году на этой фабрике работало 72 рабочие (из них 12 подростков и 7 детей.

Фабрикой произведено продукции на 227717 рублей, она существовала до 1917 года. Иосиф Абрамович Маршак получил много наград: медали - Чикаго 1893 p., Антверпен 1894 p., Санкт-Петербург 1902 p., Париж 1900 p., Гран-при в Париже 1905

В Киевском историческом музее есть работы Маршака - блюдо с резьбой и эмалью, чеканный Кофейник. В коллекции Винницкого краеведческого музея - 23 вилки, 23 столовые ложки и ведерко для охлаждения шампанского, украшенное отдельно чеканной припаянной головой лошади. Все эти вещи имеют клеймо Маршака - Маршакъ и вспомогательное овальное клеймо для серебряных и золотых изделий от 8,5 г и более (от 2 и более золотников), которое ставили на изделиях в 1908-1917 гг. На подставке ведерка для охлаждения шампанского еще есть третье клеймо (для украшений и второстепенных частей) - это женская голова в кокошнике, обращенная вправо, в совокупности с клеймом-пробой. Эти клейма дают основание датировать изделия И. А. Маршака началом XX века. На вилки и ложки легким гравировкой нанесены инициалы владельца М.g.

(публикация и перевод Игоря Деснера)
Post Reply