О книге Ш. Занда «Кто и когда изобрел еврейский народ?"

История страны, сионизм

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

О книге Ш. Занда «Кто и когда изобрел еврейский народ?"

Post by Архивариус »

Краткая стенограмма презентации и обсуждения книги Ш. Занда «Кто и когда изобрел еврейский народ?»

Иерусалим, Общинный дом, 12 июля 2010 г.

Вместо предисловия.

Обсуждение книги профессора Занда, состоявшееся 12 Июля в Общинном Доме в Иерусалиме вызвало огромный интерес. Зал собраний общинного дома был полон. Подводя итоги, можно сказать, что никто из выступавших – а среди них были и специалисты по еврейской истории - не согласился с основным тезисом Занда, что современные евреи происходят исключительно от прозелитов, а не от древнего народа Библии. Но утверждение, что прозелитизм был в древности широко распространенным явлением, и потому прoзелиты принимали участие в формировании еврейского народа, также никем не оспаривалсь. Хотя масштабы этого участия сейчас оценить невозможно, и Занд не приводит сколько-нибудь убедительных данных в подтверждении своей концепции..

Отмечалось, что книга не является по-настоящему научной, хотя и написана, по форме, как научная монография. В качестве позитивного момента отмечалась критика идеологизированного подхода к истории, бытующего в Израиле. К сожалениюподход автора является не менее идеологизированным.

Также никто (за одним исключением) не обвинял Занда в предательстве, антиизраэлизме, литье воды на мельницу врага и даже в антисемитизме, как это стало модным последнее время в «русских» кругах в Израиле. Нет никаких оснований для беспокойства за Израиль из-за книги Занда. Следует иметь ввиду, что влияние академической литература на исторические процессы ничтожно (хотя сам Занд явно пытается делать политические выводы., намекая, что право евреев жить в этой стране является сомнительным в свете его изысканий, но в то же время, не отрицая этого права, ввиду свершившегося факта). Даже, если бы выводы Занда относительно происхождения современных евреев были бы правильны, право Израиля на существования не зависит ни от псевдонаучных изысков, ни от древней истории и мифологии, а определяется международным признанием и решением ООН о разделе Палестины.

А. Сигалов.


Стенограмма


А. Сигалов (ведущий). Книгу представляет научный редактор перевода Этерман.

А. Этерман. Профессор Занд – специалист по истории кино. Он занимался также историей европейских политических движений и исторических нарративов. Он вырос в Израиле и попытался приложить знание европейских нарративов к тому, что воспринял в израильской школе.

Так родился замысел книги. Она написана самодеятельно, без грантов, автор считал необходимым высказаться по волновавшему его вопросу и не рассчитывал на широкое внимание, тем более за рубежом. Но оказалось, что читателю книга понравилась – 19 недель она была лидером продаж.

Тогда Занд сам перевел её на французский, и во Франции тоже был большой успех. После этого был очень успешный английский перевод и ещё на 10 языков, в их числе на японский и русский. Но адресована книга израильтянам.

Вопрос из зала. Переведена ли книга на арабский?

Ответ. Готовится, пока не вышла.

Вопрос. А на турецкий и фарси?

Ответ. На турецкий готов, но, кажется ещё не опубликован. На фарси – не знаю. Есть проблема. Занд – не специалист по еврейской истории. Но всем и так ясно, что общий курс еврейской истории неточен. Мифология выдаётся за историю. Это связано с идеологией. Многие историки от мифов отошли, но во всеуслышание об этом не заявили. Что-то в этом роде заявлено в книге археолога Фишермана, но книга написана невразумительно. Меня приглашали редактировать её русский перевод, но я отсоветовал издателю перевод печатать.

Занда интересовал процесс мифологизации еврейской истории, особенно в новое время.. Историография прослежена им досконально.Определены три мифа еврейской историографии:

первый – все евреи едины прежде всего генетически;

второй - прозелитизма почти что не было;

третий – историю галута определило изгнание.

Все знают, что профессор Барталь раскритиковал презентуемую книгу. Но тот, кто внимательно прочтет рецензию, убедится: Барталь принимает основные положения Занда, а оспаривает только вопрос приоритета. По мнению Барталя, всё, что сказал Занд, уже сказано сионистскими историками.

А. Сигалов. По Занду, сефарды – потомки берберов, ашкеназы – потомки хазар. Но выражается он осторожно. и доказательств у него нет, есть только предположения. Складывается впечатление, что доказать это невозможно

Ответ. Относительно сефардов Занд опирается на исследования профессора Векслера. Считать их полностью доказанными нельзя, но эти выводы более чем вероятны. Что касается хазарской теории, которую принимает Занд, она, может быть, и неверна. Но факт, что германские евреи, придя в Восточную Европу, застали здесь прозелитское сообщество – пусть и не хазарское.

А. Сигалов. Слово представляется Александру Якобсону.

А. Якобсон. Книга затрагивает важный вопрос – в какой мере мы являемся потомками древних евреев. Хотя Занд бросает упрёки историкам, по существу он спорит не с ними, а с упрощённой «народной» интерпретацией. Основатель политического сионизма Герцль считал евреев социологическим феноменом, объединенным «общим врагом». Об общем происхождении он не говорил. Если кто-то из основателей сионизма и говорил: «В наших жилах течет кровь Маккавеев» - это был ораторский приём, а не научное утверждение. Ни греки, ни арабы, ни турки не являются в основном потомками античных греков, аравийских арабов, туркмен Средней Азии. И мы «нечистокровные», но есть в нас и составляющая, восходящая к древним израильтянам. Этого нельзя опровергнуть. Ни Занд, ни я не специалисты в генетике, Но я уверен, что некий общий генетический элемент имеется у сефардов, ашкеназов и – не возмущайтесь – у палестинских арабов. Обнаружены гены когенов. Для еврейской религии нет прозелитов и евреев – все они один народ ( другое дело, как этот тезис воспринимают рядовые «харедим», да и отдельные раввины). Любой из нас – потомок как древних израильтян, так и прозелитов. В каких-то сионистских текстах можно найти отголоски «расовой теории», но сионистский исторический нарратив на ней не построен, он много шире. Нападки Занда на еврейских историков неосновательны.

Нации определяются прежде всего самосознанием. А для самосознания важно наличие особой культуры.

Сигалов: У разных еврейских этнических групп – разная культура . Так, что согласно вашему определению, евреи не могут быть единым народом.

Якобсон: У всех евреев был общий культурный язык – иврит. Элементы общей культуры давала религия. Она же создавала фундамент общенародного самосознания. Я не являюсь сторонником теории «изобретения народов». Но уверен, что еврейский народ един – не в смысле генетики, а в смысле самосознания.

Сигалов: Следующий докладчик – Иосиф Бегун.

Бегун: Когда-то я участвовал в Москве в нелегальном еврейском движении. Книга Занда возбудила забытые эмоции. Она страшно напоминает советскую «антисионистскую», на самом деле антисемитскую литературу, которой нас потчевали тогда. Евреи – агрессоры, обманщики, угнетатели и т. д. Всё это есть и у Занда.

В 1972-м мы, группа отказников, собрались провести симпозиум по проблемам развития еврейской культуры. В назначенный день нас арестовали, мероприятие было сорвано. Но в процессе подготовки состоялись несколько интересных встреч. В их числе беседа с неофициально «главным евреем СССР», писателем и главным редактором журнала на идиш Ароном Вергелисом. Он убеждал, что мы мешаем советским евреям жить и развивать свою культуру. Мы ответили, что у нас, советских евреев, нет книг по истории нашего народа на родном русском языке. Он вначале смутился, но потом заявил, что такая книга должна быть написана – разумеется, с марксистских позиций.

У меня впечатление, что книга Занда – исполнение этого заказа. Это ощущение усиливается от того, что Занд – большой поклонник «хазарской теории», которую оседлали русские черносотенцы.

Книга посвящена еврейской истории. Но в ней нет практически ничего о трагической и героической судьбе евреев в 20-м веке. О борьбе еврейских активистов в СССР. Занд кощунствует о несостоятельности сионизма, о несправедливости Шестидневной войны. О Холокосте упомянуто один раз, и то вскользь.

Не согласен с утверждением Занда: «Нет общего у евреев Киева и Марракеша». Унас много общего в миросозерцании. Общая цивилизация.

Не согласен с утверждением Этермана: «Классическая историография должна быть отправлена в архив». Она всегда была и будет актуальна.

Сигалов: Следующий докладчик -- Абрам Торпусман.

Данные истории (исторической науки) широко используются в политике – для обоснования системы политических взглядов, а также для конкретных политических требований (в частности, территориальных) и др. Это прочно сложившаяся практика последних столетий – её придерживаются и диктаторские, и либеральные режимы. Когда исторические аргументы оказываются в руках политиков, интерпретация фактов непременно спрямляется и упрощается, можно сказать искажается. Профессор Занд спорит с сионистской историографией и -- иногда справедливо, иногда нет – упрекает её в искажении исторической истины. Но он тоже придерживается некой модной ныне политической доктрины – левого антисионизма – и не менее своих оппонентов тенденциозен. Тоже спрямляет и упрощает. Полемическое искусство профессора часто помогает ему убедить не искушенного в тематике читателя, что нечто спорное и дискуссионное представляет собой неоспоримую истину. На самом деле ни автор обсуждаемой сегодня книги, ни его противники – их в нашем политизированном обществе очень много – монополией на истину не обладают. Выскажу собственное субъективное мнение.

Книга интересна и многопланова. Коснусь только двух тематических блоков. С освещением одного из них я вполне солидарен с автором книги, с концепцией второго блока категорически не согласен.

Начну со второго. Автор пытается убедить нас, что современное еврейство представляет собой конгломерат общин, этнически в подавляющем большинстве восходящим к прозелитам из самых разных регионов Земли. На самом деле это, возможно, справедливо только по отношению к некоторым еврейским общинам, например, йеменитам и эфиопам. Что же касается основной общины ашкеназской, составлявшей накануне Второй мировой войны около 90% мирового еврейства, то утверждения профессора Занда о хазарах как основных этнических предках этой общины абсолютно нерелевантны (я занимаюсь средневековыми евреями в Восточной Европе и знаю литературу по теме). Впервые гипотезу о хазарских прозелитах как основных предках ашкеназов в очень осторожной форме высказал Авраам Поляк в 1943 г. Никто из историков её не поддержал. И только в 1973-м писателю Артуру Кёстлеру вдохновение подсказало поэму в форме исторического эссе «Тринадцатое колено», где гипотеза Поляка высказана в уверенной и развернутой форме. И на этот раз историки не приняли гипотезу, но она широко распространилась благодаря литературным достоинствам и была использована противниками Израиля.

Каковы взгляды современных историков по этой теме? Один из самых смелых и увлекающихся исследователей, американо-украинский профессор Омелян Прицак определил количество евреев в Хазарии в 10-м веке, накануне её разгрома, в 30500 человек (имеются в виду и коренные евреи, и прозелиты). Другие ученые считают эту цифру очень завышенной (сошлюсь на москвича, профессора МГУ Владимира Петрухина и иерусалимца, доктора Еврейского университета Александра Кулика). Если принять во внимание, что после военного поражения царский двор и аристократия Хазарии были уничтожены победителями (а это были основные объекты прозелитизма), то утверждения генетиков,что предположительно хазарские маркеры составляют около пяти процентов у современного ашкеназа, не кажутся неправильными. Я не поклонник решения исторических споров с помощью генетики, но и полный отказ от применения данных генетики как расистских тоже неверен - напоминает лысенковщину.

Другой блок утверждений автора – о том, что в работах по национальной истории следует очень четко отделять мифологию от собственно истории - мне близок. В этом смысле мировая популярность книги сыграет свою роль в распространении верной идеи. Жаль, что и неверная концепция популяризируется заодно.

В заключение – несколько слов о провокационном заглавии книги. По существу автор просто декларирует в нём, что он присоединяется к мнению этнолога Геллнера: все современные народы сконструированы в 19-м веке идеологами национализма. Еврейский народ – не исключение. Не знаю, верна ли теория Геллнера – я не специалист по теории этноса. Но если верна – спасибо историкам Грецу и Дубнову за необходимое и своевременное изобретение. Оно не смогло предотвратить Катастрофу. Но создало предпосылки для того, чтобы Катастрофа не повторилась.

Сигалов: Слово для ответа пердставляется Этерману.

Этерман. Отвечу на некоторые высказывания докладчиков. Здесь были упомянуты «гены когенов», это неверно. Можно говорить о наборе генетических маркеров, которых у евреев больше, чем у других. Но генетический материал в исторических исследованиях проблематичен. Что касается провокационного заглавия, то авторским заглавием было «Леом халом» («Народ мечты»). В рифму. Изменение заглавия вызвано издательскими требованиями.

В19-м веке изобретались нации, не народы. О существовании еврейской нации до образования Израиля не может быть и речи. А о существовании народа (народа идиш) вполне можно говорить. Он на многое мог претендовать, но ему не повезло. Занд не отрицает существование еврейского народа, отрицает только его единство. Он считает, что в Израиле есть израильская нация. Но в эту нацию нельзя включать евреев Бруклина.

Может быть, массовый прозелитизм не был так распространен, как полагает Занд. Но всякий знает, что евреем не обязательно родиться, можно стать. За время после разрушения Второго храма у еврейской религиозной общности сменилось сто поколений. Даже если исключить массовый прозелитизм и предполагать только прозелитизм точечный, о котором есть сотни свидетельств, - то и в этом случае генетический фонд евреев основательно поменялся.

Якобсон. При всех сомнениях фактом является наличие древнеизраильской составляющей в генофонде современного еврейского народа. В самосознании она является определяющей, независимо от количественных параметров.

Историкам известно, что народы, особенно кочевые, перемещаются в географическом пространстве. Если верить Занду, то единственным народом, не переместившимся с места в течение столетий, был еврейско-хазарский. Он слился с германскими евреями. Но если так, - где следы хазарского языка в идише? Говорят, есть одно слово – «давенен» («молиться»). Но и в этом сегодняшние идишисты сомневаются.

И ещё – Занд уверен, что в 19-м веке евреи были составной частью народов тех стран, где проживали, отличались только религией. На деле – это проблематично даже в Европе. А в Северной Африке и на Ближнем Востоке ни в 19-м, ни в 20-м веках народы так не считали.

А.Сигалов. Объявляется открытая дискуссия.

Леонид. Цывьян. Я купил книгу Занда в Москве, в Государственной Думе. Читать её непросто, но успех в Думе она имела. Вообще я убедился, что антисемитам книга нравится, они её охотно покупают – не уверен, что читают. Занд её широко рекламирует, выступает на презентациях и в Берлине, и в Москве, в других городах. Книга вредна, я сравнил бы её с переводом «Майн кампф». Книга поддерживает идею, что евреи в истории сбоку припёку.

Д. Эйдельман. Неправда, что Занд отрицает существование еврейского народа. Книга «Кто изобрёл велосипед» по определению не отрицает существование велосипеда. Не согласен, что её трудно читать. Написана она живо. Но успех её определился не этим, а провокационностью отдельных положений. А главное – тем, что на провокацию хлёстко откликнулись Тот, кто сравнивает книгу публично с «Майн кампф» или требует её запрета, бойкота и т. п., тот содействует читательскому успеху больше, чем сотня восторженных поклонников.

Нафтали Прат. Книгу ещё не прочел, могу пока только комментировать круги по воде. полагаю, она тенденциозна и не вполне научна, но интересна. В книге оспаривается и в самом деле не бесспорная сонистская догма: еврейская нация существует со времён Первого храма. Существенными признаками нации являются, по-моему, самосознание и отношение окружающих. Искусственные конструкции (изобретения) могут играть только вспомогательную роль. Самосознание русского и американского еврея различны, ибо общество относилось по-разному.

Для нас, русских евреев, чтение книги, по-моему, полезно. Мы не привыкли размышлять о еврействе, а книга будит мысль.

М. Ривкин. Формирование наций (в современном понимании термина) относится к концу ХУШ – первой половине Х1Х вв. На смену идентичности, основанной на подданстве (подданный французского короля, российского императора), или местной культуре (провансалец, саксонец, тосканец), или религии, пришла новая идентификация, основанная, прежде всего на общности исторической судьбы, «высокой культуры» и единого, нормативного для больших групп населения, языка. И то, и другое было, в значительной мере создано (изобретено) новой интеллектуальной элитой, которая пришла на место старой, сословной, и стояла из людей свободных профессий, буржуазии и творческой интеллигенции. Во второй половине Х1Х в. эта идентификация стала всё чаще дополняться поисками общих расовых и антропологических черт.

В известном смысле, евреи являются исключением. Для них общность религии, общность этно-культурных моделей и исторической памяти всегда были неразрывно слиты. Для традиционного еврея ситуация, когда человек ходит в синагогу, но не говорит на идиш (ладино), или ситуация, когда человек считает, что происходит от древнего Израиля и не ходит в синагогу, выглядела бы, как некий казус, «ошибка природы». Себя они воспринимали как «ам Исраэль», но содержание этого термина был скорее религиозным: все те, кто вступил в завет с Богом принадлежали этому народу.

Вместе с тем, ещё со времён Высокого Средневековья в нееврейском кружении Европы сложилась твёрдая уверенность, что евреи это свершено особая категория людей (или недолюдей), которые отличаются от всех остальных на уровне биологическом. Им приписывали или дьявольские или явно уродливые, странные, противоестественные особенности тела и черты внешности. Политика демонизации евреев, которая проводилась христианской церковью начиная с Ш в, в какой-то момент трансформировалась на уровне простонародного восприятия в ясное убеждение, что еврей не может выглядеть так, как обычный человек. Вероятно, сыграло роль появление печатного станка, и широкое распространение антисемитских листовок с карикатурами на евреев на рынках и в церквах. Даже неграмотный человек приучался сразу узнавать тот образ еврея, который ему предлагали.

Знаменитые слова Шейлока: «Разве у еврея нет рук, ног, органов, членов тела, чувств, привязанностей, страстей? Разве не та же самая пища насыщает его, разве не то же оружие ранит его?.. Когда нас уколют – разве у нас не идет кровь? Когда нас щекочут, разве мы не смеемся? Если нас отравляют, разве мы не умираем?» сегодня воспринимаются,как трюизм , во времена Шекспира всё это было вовсе не самоочевидно.

В период Хаскалы евреи, в первую очередь, новая элита, делали всё возможное, чтобы на уровне внешнего облика полностью уподобиться окружающим народам и опровергнуть этот антисемитский стереотип. Однако, в какой-то момент, в первую очередь в связи с появлением феномена светского еврейского национализма, и после создания Израиля, некоторая часть евреев националистов стала делать акцент на внешние, сугубо антропологические отличия от окружающих народов. Вопрос о «еврейской внешности» стал ключевым. После успехов генетики, а также после антропологических изысканий Ш Рейха, приличнее стало говорить о еврейском генотипе.

Сигалова: Разве нет на самом деле типично еврейской внешности, которая бы явно отличала ашкеназийских евреев от их соседей в Европе?

Ривкин: Сами ашкеназийские евреи довольно точно выделяют себя по внешности из окружающего народа. Да и окружение выделяет их тоже. Вероятно, в других частях света имеется похоже явление. Хотя точность такой идентификации далеко не 100%. Но ни один ашкеназийский еврей на улицах Марркеша или Касабланки никогда не отличит еврея от араба. И наоборот, приехав в Европу, восточный еврей едва ли сможет выделить в толпе «типично еврейскую внешность» ашкеназа. В любом случае, если и есть какие-то общие черты внешности, то только в пределах суб-этносов (ашкеназы, сефарды, восточные евреи) но никак не в предлах того сообщества, которое, например, считается еврейским народом сегодня в Израиле.

Лина. Торпусман. В 80-е гг. мой муж в Москве был членом полуподпольной Еврейской историко-этнографической комиссии. Я знаю, что в эти времена к руководителям комиссии пришел некий профессор генетики из некой союзной республики. Он показал результаты антропологического исследования. Оттуда следовало, что евреи этой республики имеют такие же маркеры, что и коренные жители её. Вопрос был такой: стоит ли публиковать статью. Ответили: власти могут использовать статью, чтобы закрыть выезд, значит не стоит. Профессор послушался.

Уверена: если профессор Занд пришел к таким выводам, которые наверняка будут использованы для того, чтобы обосновать нелегитимность Израиля, он обязан был положить работу в стол.
Grygory
активный участник
Posts: 135
Joined: Thu Feb 28, 2008 11:34 am
Location: Киев
Contact:

Re: О книге Ш. Занда «Кто и когда изобрел еврейский народ?"

Post by Grygory »

Генетики доказали единство евреев - http://www.jewish.ru/style/science/2010 ... 285940.php
Проведенное американскими учеными генетическое исследование показало: еврейский народ связывает не только общая религия, но и происхождение. Все современные группы еврейского населения происходят от общих предков, живших 2,5 тысячи лет назад на Ближнем Востоке.

Результаты исследования были опубликованы 3 июня в интернет-версии издания American Journal of Human Genetics. Публикация снабжена подробнейшими генетическими картами трех основных популяций еврейского народа. Практическое значение исследования сложно переоценить: с его помощью человечество сможет избавиться от ряда наследственных генетических заболеваний, которыми страдают как евреи, так и неевреи.

Исследование получило название «Дети Авраама в эпоху генома. Основные еврейские популяции диаспоры с общей ближневосточной родословной» (Abraham’s Children in the Genome Era: Major Jewish Diaspora Populations Comprise Distinct Genetic Clusters with Shared Middle Eastern Ancestry). Над проектом работали доктор Гиль Ацмон и профессор Эдвард Бернс из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна, входящего в состав нью-йоркского Университета-Иешивы, профессор Гарри Острер (медицинский факультет Нью-Йоркского университета) и профессор Эйтан Фридман из израильского медицинского центра «Тель а-Шомер».

Ученые произвели полномасштабный анализ геномов представителей трех наиболее многочисленных еврейских популяций: ашкеназов (евреи Восточной и Центральной Европы), сефардов (итальянские, греческие и турецкие евреи), мизрахи (евреи Ирана, Ирака и Сирии). Генетический материал для исследования предоставили 237 человек, проживающие в Нью-Йорке, Сиэтле, Афинах, Риме и в Израиле. Каждый из них является «чистокровным» потомком какой-либо одной из вышеупомянутых групп по крайней мере в третьем поколении.

Результаты анализа геномов этих людей сравнивались с генетическими картами 418 представителей нееврейских популяций из разных уголков земного шара.

Как показало исследование, евреи из разных групп диаспоры имеют множество общих генетических черт, отличающих их от нееврейского населения, причем эти различия появились еще в древности. В то же время, ряд генетических маркеров сближает еврейские популяции с нееврейским населением Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Каждая из групп диаспоры сформировала собственную относительно замкнутую в генетическом отношении группу (кластер) в рамках общееврейской популяции.

Каждая из групп — и ашкеназы, и сефарды, и мизрахи — продемонстрировала ближневосточное происхождение; каждая, хотя и в разной степени, смешивалась с окружающим нееврейским населением. Генетический анализ показал, что европейские и восточные евреи разделились на две замкнутые группы примерно 2,5 тысячи лет назад.

Исследование наглядно опровергает популярную в последнее время в определенных кругах так называемую «хазарскую теорию происхождения ашкеназов», которой, в частности, оперирует израильский историк Шломо Занд в своей недавней книге «Кто и как изобрел еврейский народ». Занд пытается доказать, что современные евреи (особенно ашкеназы) в большей степени являются потомками перешедших в иудаизм прозелитов, а не евреев, изгнанных из Палестины.

«Наше исследование подтверждает истинность концепции единого еврейского народа, связанного общей генетической историей, — говорит профессор Гарри Острер. — Тем не менее, для ашкеназской популяции характерно довольно значительное смешение с окружающими народами Европы. Этим объясняется часто встречающаяся у ашкеназов светлая пигментация волос и глаз».

Ученые приводят датировку начала формирования каждой из основных еврейских популяций, как отдельной общности. Иранские и иракские евреи сформировались в Вавилоне и Персидской империи в IV и VI веках до нашей эры соответственно. Еврейские популяции на Балканах, в Италии, в Северной Африке и в Сирии возникли в эпоху античности (примерно между IV-III веками до н. э. и IV-V веками нашей эры). Впоследствии они смешались с сефардами, поселившимися в этих регионах после их изгнания из Испании и Португалии в конце XV века.

Евреи-ашкеназы отличаются невероятной генетической однородностью. Это объясняется тем, что все они происходят от крайне немногочисленной исходной популяции, возникшей в конце первого тысячелетия нашей эры в долине Рейна (западные области Германии и восточные области Франции). К XV-XVI векам большинство ашкеназов мигрировали на восток и заселили обширные пространства Польско-Литовского государства (Речи Посполитой).

Основной вывод, к которому пришли ученые, таков: хотя еврейское население мира разделяется на несколько популяций, оно, с генетической точки зрения, связано общностью происхождения.
---------
А с точки зрения каббалы - еврейский народ несет уникальный "духовный ген" - желание отдавать ( свойства Творца). О этом свойстве "забыли" за 2000 лет изгнания ( и физического и духовного). Более того, народ по уровню развития эгоизма ( желания получать все блага мира для себя) - "впереди планеты всей".
Это естественное, закономерное, с точки зрения науки каббала, сегодняшнее состояние народа, который 2000 лет назад начал терять "духовное зрение". т.е. ощущение духовного пространства, "раскрытия Творца", которое возможно только в состоянии единого духовного организма - " возлюби ближнего как себя".
Как и существовал еврейский народ со всеми падениями и подъемами от Авраама, получения Торы на Синае до разбиения Второго Храма. А их этого высочайшего состояния после "разбиения" единой сушности, в падение к беспричинной ненависти происходит очень глубокое "опускание" в ощущение "самости", своего Я, желания не отдавать ВНЕ, а получать СЕБЕ и т.д. Но из этого "падения" вырастает, кристаллизуется последующий "подъем", при чем очень ВЫСОКИЙ..

В общем, при всех перепитеях такой странной, трагической и величественной исторической судьбы, со всеми изгнаниями и рассеяниями по всему "шарику" ( закономерное, необходимое рассеяние), народ Израиля - это ЕДИНЫЙ НАРОД, имеющий предназначение перед миром., которое и должен выполнить в наше время.
Более того, сейчас "просыпаются" души потомков 10 колен Израиля, которые еще примерно 2700 лет рассеяны по миру, но несут в "потенциале" этот же духовный ген. Они "просыпаются" во всех концах мира, совершенно неожиданно для себя и для всех. Это удивительное явление, и оно нарастает с каждым днем!
-----------
Еврейский народ, как духовное образование, имеющее уникальные свойства ( в скрытом или уже в раскрытом виде)
должен достаточно быстро "вспомнить" какими постижениями обладал со времен Авраама во все библейские времена, адаптировать эти знания, постижения к языку современного поколения и передать их всему миру.
И чем скорее это произойдет, тем меньше страданий выпадет на нашу долю, на долю всего человечества в эту Великую "эпоху перемен".
Перехода к Духовной цивилизации, к ощущению всех стан и народов как Единой СЕМЬИ.
cм. "Вавилонская башня - последний ярус", часть 3-я - "Роль Израиля >>"

Шана Това у'метуха!

.
admin2
Site Admin
Posts: 175
Joined: Thu Jan 28, 2010 11:38 am

О книге Ш. Занда «Кто и когда изобрел еврейский народ?»

Post by admin2 »

Хаим Брейтерман. По поводу обсуждения книги Ш.Занда

5-го сентября 2010 года я получил по рассылке электронной почты «Краткую стенограмму презентации и обсуждения книги Ш. Занда «Кто и когда изобрёл еврейский народ?» (Культурно-просветительское общество Теэна. Иерусалим. Общинный дом. 12 июля 2010г.). По поводу этого обсуждения книги Ш.Занда хотелось бы кратко высказаться.

О еврейском народе, его истории и обо всём, что происходило и происходит в природе, нельзя говорить научно в отрыве от анализа научных знаний о всём, фактически пройденном Вселенной пути развития от «элементарных» частиц до сего дня, то есть до «соединений государств» и логического, научного мышления людей. Почему? Потому что такой анализ обнаруживает, что развитие Вселенной – это единый, закономерный, изначально информационно ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ Процесс, в котором всё сущее играет свою, определённую роль. Свою роль играет и еврейский народ. И невозможно говорить о еврейском народе (как, впрочем, и о всех других народах) вне его связи с этой ролью. Эта роль еврейского народа изложена на интуитивном уровне сознания в Торе, ТАНАХе. Теперь она формулируется на логическом, научном уровне на основе раздвижения временных рамок анализа научных знаний о развитии Вселенной.

Как описывает Тора историю еврейского народа, с чего она начинает? С «сотворения» Мира! Именно такой подход является истинно научным и для решения проблемы сути и истории еврейского народа.

Согласно указанному анализу (см.ГУГЛ), евреи – единственный на Земле общественный носитель изначальной информации о сути Мира, о реальности существования абсолютного, бесконечного ИСТОЧНИКА информации о будущем Мира, это единственный на Земле народ (неважно генетически чистый или не очень), который пронёс информацию Торы через тысячелетия без всяких изменений. Еврейский народ должен был пронести эту информацию, и сделать её достоянием всего человечества – в этом «избранность» еврейского народа. Для чего человечеству эта информация? Для того, чтобы была создана единая общечеловеческая ноосфера, основанная на едином общечеловеческом общественном мировоззрении. Без создания этой ноосферы БЛИЖАЙШАЯ ЦЕЛЬ всего развития Вселенной – единая система «человечество» - не может быть достигнута. Единая ноосфера – это одно из двух главных условий создания единой системы «человечество». (О втором – говорится в упомянутом «анализе»). А основой единой ноосферы является единое общечеловеческое общественное мировоззрение, которое должно быть сформировано.

Таким образом, главным в определении понятия «еврейский народ» и в его истории является не генетика - «происходят современные евреи от прозелитов или от древнего народа Библии» - , и, конечно же, не материальные критерии, установленные материалистами, главное - это его мировоззрение, носителем какой информации о сути Мира он является. Не зря ведь сказано в Торе о еврейском народе: «…вот народ отдельно живёт и между народами не числится» (Бымидбар, гл.23, ст.9)

Еврейский народ, и только он, пронёс Тору и содержащуюся в ней информацию, через тысячелетия. Насильственно изгнанный со своей земли, лишенный своей территориальной базы, рассеянный по всему миру, он пронёс эту информацию через реки крови и горы трупов своих сынов и дочерей, через погромы и газовые камеры, через унижения, оскорбления, инсинуации, кровавые наветы, ложь, клевету и издевательства, чинимые окружающими народами, и донес до наших дней. Теперь еврейский народ должен с помощью науки создать основу для сформирования единой ноосферы человечества. Именно для этого еврейское государство, способное разместить на своей территории необходимую компактную «критическую» массу евреев порядка 20 миллионов человек, воссоздано из пепла после его варварского разрушения тысячи лет назад. Такой минимальной территорией является территория Израиля в его нынешних границах, сложившихся в результате оборонительных войн еврейского народа с арабскими завоевателями. Эта территория соответствует решению Лиги наций от 24 июля 1922 года, которое и должно быть признано международно-правовой основой юридической легитимности Израиля. И никто не вправе уменьшить эту территорию ни на йоту. Эрец Исраэль более не делится физически.

Раздвижение временных рамок анализа до миллиардов лет позволяет понять также причину внезапного появления на Ближнем Востоке и вообще на арене истории «палестинского народа», его и его апологетов, в том числе и еврейских типа Занда, Этермана и других, абсолютно реакционную роль в современной истории человечества. После развала советской экономической системы, которая была глобальным препятствием на пути выполнения второго (материального) условия достижения ближайшей цели всего Процесса, «изобретённый» «палестинский народ» стал одним из главных материальных препятствий на пути достижения этой цели. В духовной сфере таким препятствием стал ислам.

Но никто и ничто не в силах остановить закономерный, изначально предопределённый Процесс, неумолимый ход истории. Все препятствия будут неизбежно устранены. Вопрос лишь в цене, которую уплатят за это еврейский народ и всё человечество.

Хаим Брейтерман
6 сентября 2010 года
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: О книге Ш. Занда «Кто и когда изобрел еврейский народ?"

Post by Архивариус »

Аарон Оксман

Малограмотный бэстселлер

(о книге Ш. Занда “ Кто и как изобрёл еврейский народ“)



Начну с Предисловия автора к русскому изданию. В 1-м абзаце Предисловия Ш. Занд утверждает:

- что еврейская история в последние 1500 лет неразрывно сплетена с историей Руси и России,

- что евреи в Киеве жили гораздо раньше, чем в Германии и др. западно - европейских странах,

- что в конце 19-го века евреи России составляли более 80% мирового еврейства.


Отметим:

а).Древнейшие государственные образования Руси появились в 862г. В летописях Руси есть упоминания о проживании иудеев в Киеве с последней четверти 10-го века до нашествия татаро-монголов в 13-ом веке. В России малочисленное еврейское население (несколько сотен чел.) появилось лишь в 17-ом веке (в Левобережной Украине и в районе Смоленска),после дого- вора с Речью Посполитой от 1667г. Оно было изгнано в Польшу (последние семьи, всего142 чел.- в 1743г ). Значительное число евреев (несколько десятков тысяч чел.) оказались под властью Российской империи в 1772г. (после первого раздела Польши ) и 900 тысяч чел. – после третьего раздела Польши в 1795г.

б). Хазары (которых Ш. Занд пытается изобразить. как предков евреев Польши ), только в первой половине 7-го века образовали малый каганат в прикаспийских степях.

В Галлии (Франции) и Испании еврейские общины появились в 3-ем веке, а в Кёльне (Германия)-в 321 году. Киев в то время ещё не существовал.

в). Еврейское население Российской империи,согласно переписи 1897г.,составляло 5,189 млн.чел. Всего в мире тогда было примерно 10,6 млн.евреев ( 3,5 млн.- в других странах Европы, свыше 1,0 млн.- в странах Америки, 0,4 млн.- в странах Африки, 0,35 млн.- в странах Азии и 17 тыс.- в Австралии ). Еврейское население России составляло тогда около 50% от числа евреев во всём мире.

Указанные выше замечания к первому абзацу Предисловия Ш. Занда показывают,что в одном этом абзаце есть три существенные ошибки. Это наводит на мысль, что книга написана узкоспе – циализированным историком и, мягко выражаясь, дилетантом в вопросах истории и демографии евреев.

На стр. 33, касаясь трагических событий осени 1939г. Ш.Занд пишет: “ В то время Советский Союз был единственным государством, готовым принимать еврейских беженцев…” из Польши.

Но осенью 1939г. (пока не были установленные пограничные посты между войсками Германии и СССР ) не только СССР, но и Литва пропускала беженцев из Польщи ( В Литву бежали примерно 100 тыс. евреев, где им помогал “Джойнт “ ). Сталин отказался дать убежище евреям Германии, Австрии, Чехии. ( Фёдор Раскольников в письме Сталину от 17 августа 1939г. писал: “ Еврейских рабочих, интеллигентов, ремесленников, бегущих от фашистского варварства, вы равнодушно представили гибели, захлопнув перед ними двери нашей страны…” Ф. Раскольников: “ О времени и себе “, Ленинград, 1989.). С 16 ноября 1939г. было введено соглашение между СССР и Германией об эвакуации граждан украинской, белорусской и румынской национальностей . Евреев СССР отказался принимать, хотя немцы их выпускали. Многие евреи гибли на “ничейной земле “(от голода и жажды). Их не пропускали ни в СССР , ни обратно в оккупированную немцами Польшу. Непонятно, с какой целью Занд написал указанную в начале этого абзаца фразу: чтобы обелить правительство Сталина, или по причине незнания этого трагического периода нашей истории.


Естественно, что я поинтересовался тем, какую историческую “лапшу “ Ш. Занд старается повесить на уши читателю.

Для пропаганды своих политических взглядов Ш. Занд,в частности, утверждает, что евреи Зап. Европы не являются потомками жителей древней Иудеи, что они потомки прозелитов.

Приведённые ниже известные исторические факты опровергают утверждение Ш.Занда.

- В 1825 г. императором Александром I (нормально относившемуся к евреям) было повелено выселять всех евреев из тех уездов, в которых обнаружиться секта субботников ( Евр. Энц., т.1, 805 )

- В 1738 г., при импер. Анне судили еврея Лейбова и отставного капитан – лейтенанта Возницына, «совращенного» Лейбовым в иудейскую веру. Оба погибли на костре ( на Адмиралтейском острове в С. Петербурге. Евр. Энц.,т.2,593).

- В 1716 г. в г. Дубно ( в Польско – Литовском государстве) казнили двух женщин, перешедших из христианства в иудаизм ( одна из них вышла замуж за еврея ). Тех, кто был на свадьбе, наказали палками, а на евр. общину наложили большой штраф ( Евр. Энц., т7, 357).

- В 1012г., когда в г. Майнце ( Германия) католик Вецелин принял иудаизм, импер.

Генрих II приказал евреям г. Майнца либо креститься, либо выселиться ( С. Дубнов: «Всеобщая история евреев, кн. 2 ).

- В 625г. король Государства Франков (будущей Франции) Дагоберт предложил евреям выбор между крещением и изгнанием (евреи остались только на землях независимых от короля графов).

- С 616г. начались гонения для евреев в Государстве Вестготов в Испании (они продолжались почти столетие, до разрушения Государства Вестготов).

- В 381г. церковный собор запретил в Риме все религии. кроме католичества. Около 385г. в Риме был анти еврейский погром и была разрушена синагога.

- В 329г. (после собора католических епископов в Нике в 325г.) иудаизм был назван «нечестивой сектой», евреям запретили иметь рабов - христиан и привлекать в свою веру язычников

- Императоры Диоклетиан в 303г. и Валериан в 257г. совершали гонения на христиан и не допускали привлекать язычников к другим религиям.

- Импер. Септимий Север ( 193-197) усилил культ римских богов и запретил обращать римлян в другие религии.

- Веротерпимый импер. Антонин Пий ( 138- 161) запретил евреям привлекать к иудаизму своих рабов – язычников.

- Импер. Адриан (117 – 138), подавив восстание Бар-Кохбы, запретил в Иудее еврейские обряды, обучение законам Моисея, казнил часть священников. В самом Риме положение евреев было неспокойным, хотя упомянутых запретов не было.

- Императоры Веспасиан (69-79), Тит (79-81), Доминициан (81-96) разрешали евреям исповедывать иудаизм, но взымали с них особый налог в пользу храма Юпитера Капитолийского.

Этот налог «с особой суровостью взыскивался при Доминициане» - об этом пишет Гай Светоний Транквил в книге « Жизнь двенадцати цезарей». Ш.Занд почему-то не заметил этого налога.

- В 49г. импер. Клавдий изгнал иудеев из Рима на некоторое время.

-Импер. Тиберий (14-37) запретил все не римские культы ( синагоги были закрыты в 19 голу).

Естественно, что все правители никогда не разрешали отвлекать своих подданных от религии самого правителя. Еврейская община в Риме увеличилась в 1-ом веке в результате выкупа многих пленников , которых тысячами угоняли из Иудеи после подавления анти римского восстания в в Иудее в 66 – 70 годах. На стр.299 Занд приводит слова Флавия: “многие приняли наши вероучения, но лишь некоторые остались ему верны “ , - из этой фразы также понятно, что прозелиты в общине Рима могли составлять лишь мизерную долю.

Сказки о массе прозелитов в еврейской общине Рима – это только миф, сочинённый Ш.Зандом,


Второй миф, который Занд переписывает из малограмотной книги А. Кестлера – это миф о якобы хазарском происхождении евреев Восточной Европы.

На стр. 428 Занд пишет: « Четыре миллиона немцев эмигрировали в Польшу из Восточной Германии ..и привезли с собою католическое духовенство».

В связи с этой фразой отметим:

- Католичество было принято Польшей ещё в 966 году, а колонистов польские князья приглашали в 13-ом веке, после нашествия татаро – монголов.

- В конце правления польского короля Казимира Ш Великого (1370г.) всё население Польши было менее одного миллиона и двухсот тысяч чел., а в конце 14-го века (после Кревской Унии в 1385г.) всё население Польши и Литвы ( и земель Белоруссии и Украины, входивших в их состав )не достигало четырёх миллионов чел.

- Всё население Германской империи ( которая, кроме немецких княжеств, включала ещё десяток государств )в конце 14-го века не превышало двенадцать млн.чел. (из них немцев вряд ли было более шести, или семи млн.чел.). Численность евреев в германских княжествах в то время составляла 20 тысяч чел, а в остальных частях империи – значительно больше ( Rut Gay: “ Jews of Germany”, 1992, издано Иельским университетом в США ).

Таким образом Ш. Занд демонстрирует своё полное неведение в части демографии народов Европы в средние века.


Известно, что немногие еврейские семьи были в Польше с начала 12-го века (о переселении отдельных состоятельных семей из Германской империи в Польшу в то время сообщает летопись Козьмы Пражского). В 1173г. князь Мечислав III Старый разрешил евреям заниматься определёнными видами экономической деятельности в северо – западной части Польши и запретил насилия над ними, но сведений об организованных еврейских общинах в 12-м веке нет.

С середины 13 века польские князья, с целью повышения своих доходов, поощряли приход немцев – колонистов из Германии. В это время и евреи из Германии (испытавшие погромы и изгнания из ряда мест и вытесняемые из торговли и ремёсел купеческими гильдиями и ремесленными цехами ) прибывали в Польшу. Их правовое положение было определено в 1264 г. «привилегией» князя Болеслава Калишского. В 1334 г. король Казимир III Великий (1333 – 1370) подтвердил «привилегию» от 1264 года для евреев всей Польши, Известны также его «Грамота» от 1364г. и «Статут» от 1367г., которые не только обеспечивали финансовые интересы короля, но также давали возможности не только богатым купцам и немногим банкирам, но и многим евреям- ремесленникам и мелким торговцам заниматься своим делом.

Преследования и погромы, устраиваемые бандами религиозных фанатиков в ряде мест Германии в первой половине 14-го века усилили приход евреев из Германии в Польшу. В 1348 и 1360 годах в Польшу прибывали евреи изгнанные из Венгрии, в конце 14-го века – из Франции, в 1420-х годах – из Австрии. В 15-ом веке продолжался приход евреев из Германии, в середине 15-го века – из Чехии. Естественно, что евреи . изгнанные из Англии в 1290 году (или их потомки) оказались в Польше ( от них появилось имя «Айзек» у евреев в Польше ).

В 15 – 18 веках королей Польши выбирал сейм польской шляхты. Важную часть средств казны составляли налоги от евреев. В «Грамоте» данной евреям королём Казимиром IY (с1440г. – Великий князь Литвы. в 1447 – 1492 годах – король Польши ) было написано: «Мы желаем. Чтобы евреи, которых мы особливо охраняем ради интересов наших и государственной казны, почувствовали себя утешёнными в наше благополучное царствование.».

В известной польской брошюре от 1539г. указано, что в Польше очень мало ремесленников – поляков, а купцов – поляков всего 500, евреев же купцов 3200 и трижды больше ремесленников.

За шесть с половиной веков проживания евреев в Польше не было изгнаний, несмотря на анти еврейскую политику католической церкви. В 16-ом веке Речь Посполитая ( Польско – Литовское государство, в которое входили также земли Украины и Белоруссии ) было одной из двух стран (второй была Турецкая империя ) в которых находилось большинство евреев всего мира.

На стр.430 Ш.Занд пишет: «…В Восточной Европе произошёл необъяснимый демографический взрыв, приведший к тому , что на пороге 20-го века евреи, говорившие на идиш, составляли свыше 80% от еврейского населения всего мира».

Отметим, что «демографический взрыв» - не более, чем фантазия Ш.Занда, поскольку он даже не пытался ( или был неспособен ) разобраться в вопросах демографии евреев в Речи Посполитой.

Численность евреев в Речи Посполотой, согласно переписям 1765 – 1766 годов составляла 621 тысячу чел. (из них в самой Польше – 190 тысяч, в Украине – 270 тысяч, в Белоруссии – 110 тысяч и в Литве – 50 тысяч ). Для получения такой численности евреев 1765году, при среднегодовом приросте в 1% достаточно было бы пяти тысяч евреев в 1265г. для дальнейшего роста польского еврейства. С учётом прихода евреев в Польшу в 14 – 15 веках, в 13 веке евреев в Польше могло быть и значительно меньше пяти тысяч чел.

В Германии евреи жили в условиях гетто. Во многих местах в 14 – 15 веках число семей в гетто ограничивали магистраты городов, разрешалось женить только старшего сына, иногда число разрешений на женитьбу зависело от числа умерших за определённое время евреев.

Немало общин в конце 13-го века (1298г.) и в первой половине 14 –го века (1336г.) были уничтожены бандами религиозных фанатиков ( пока эти банды не были разогнаны силами феодалов). В Польше условия для развития еврейских общин были значительно спокойнее и лучше.

Ш. Занд не учитывает, что развитие (рост или угасание )еврейских общин зависело от систем власти в странах, где эти общины находились. Поэтому он не понимает, почему потомки большой вавилонской диаспоры к 20-му веку составляли лишь 3,5% мирового еврейства, а потомки малой римской общины (ашкеназы и испанские сефарды ) к 20-му веку составили более 90% мирового еврейства


В заключение отметим краткие данные об истории и наследии хазар. Образовавшийся в первой половине 7-го века (в прикаспийской части Дагестана ) Хазарский Каганат усилился и в 8-м веке распространил свою власть на Сев. Кавказ, Нижнюю Волгу, Западную часть Казахстана, Нижний Дон, лесостепи до Днепра, Северное Причерноморье и часть Крыма. Под властью хазарского кагана находились многие языческие племена ( кавказские, угорские, аланские, славянские и др.).

Около 715 года в Хазарию приходили горские евреи, уходившие от насильственной исламизации, когда арабы заняли Закавказье. В Хазарию могли приходить и евреи из Ирана и Византии, спасаясь от гонений. Язычники – хазары были веротерпимы ко всем религиям.

Около 737 г. армия арабского халифа, стремясь войти в Восточную Европу, дошла до реки Дон, но затем хазары заставили её вернуться в халифат.

Около 740 года хазарский каган и часть элиты решили принять иудаизм (по видимому от находившихся в Каганате евреев ).

В конце 9-го века Хазария потеряла контроль над Причерноморьем вследствие вторжения печенегов, огузов. а затем половцев. Усилившиеся русы заняли земли к востоку от Днепра.

В конце 9-го века Хазария ослабела, но ещё оставалась влиятельным государством. В 930 году хазары разбили отряды руссов, напавших на Самкерц ( на Таманском полуострове ), но в 968 или в 969 годах, после нападения огузов на Хазарию, или в союзе с огузами Киевский князь Святослав разгромил столицу хазар Итиль. Хазарский Каганат прекратил своё существование.

Путь на запад для хазар был закрыт. Уцелевшей части хазарской элиты оставалась возможность уходить на восток, где она, возможно, рассеялась в странах ислама. Потомками хазар в Дагестане называют себя кумыки.

Немного хазар оставалось в восточной части Крыма. В 1016 году они были покорены нападением войск Византии и Киевского князя Мстислава. Эти хазары затем приняли караимство, вошли в маленькую караимскую общину Крыма и практически изменили её этнический состав. Оказавшись под властью России, караимы не были так ограничены в правах, как евреи ( не платили двойной налог, могли жить вне «черты оседлости»,с 1863г. могли занимать государственные посты ).

Ш.Занд почему то не заметил, что общины горских евреев уцелели после разрушения Хазарского Каганата, сохранили свой евр.– татский язык и с ним прибывали в Израиль в наше время. Однако, нет в истории ни одного упоминания в 11 – 13 веках о какой либо иудейской общине с хазарским разговорным языком. Поэтому сегодня никто не знает, каким был хазарский язык.

Возможно, что отдельные семьи иудеев - хазар из киевской общины иудеев уцелели после нашествия татар в 1239г. и нашли убежище на землях, присоединенных к Великому княжеству Литовскому и позже могли войти в общины ашкеназов – выходцев из Польши.


В книге Ш.Занда есть и миф о происхождении палестинских арабов. Надеюсь, что и об этом кто то напишет.

Естественно, что каждый профессор вправе иметь свои политические взгляды, но малограмотный профессор не украшает свой университет.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: О книге Ш. Занда «Кто и когда изобрел еврейский народ?"

Post by Архивариус »

Прислано в редакцию

ЛИНА ТОРПУСМАН
Краткое изложение моего выступления 12 июля 2010 г. на обсуждении книги Ш. Занда "Кто и когда изобрёл еврейский народ" дано в произвольном пересказе. Поэтому прошу опубликовать текст моего подлинного выступления:
" В начале 80-х годов в сионистском движении Москвы, к которому мы имели честь принадлежать, произошло следующе событие. Один антрополог, изучавший определённую этническую группу евреев, дружно стремившуюся репатриироваться в Израиль, обнаружил, что с точки зрения антропологии они ничем не отличаются от коренного населения. Антрополог обратился к одному из лидеров движения (кстати, крупному ученому -этнографу), можно ли ему опубликовать своё открытие. - "Сейчас ни в коем случае. Ведь это помешает их репатриации. Придёт время, и Вы опубликуете".
Исходя из такой позиции в отношении книги Занда... В нашей раскалённой стране, в наше подлое время, когда "Израиль - враг мира, свободы и демократии, враг всего человечества", печатать такую книгу, будь ты даже на 1000% прав, БЕЗНРАВСТВЕННО! Совершенно очевидно, кому это выгодно.
Что касается вопроса о прозелитах, то, как известно, присоединяются к богатым и успешным. Вряд ли гонимый и убиваемый народ был привлекателен для многих. Прозелиты, конечно, были, но число их, вероятно, незначительно.
И последнее. Если господин Занд, специалист по истории французского кино, считает себя специалистом по истории евреев, то можно ему посоветовать написать историю и палестинского народа, изобретённого совсем недавно, на глазах всего мира."

ЛИНА ТОРПУСМАН
Post Reply