Наталия Гельман: БЕНЕФИС ГЕННАДИЯ ХАЗАНОВА В ИЗРАИЛЕ

О прекрасном

Moderator: vitakh

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Наталия Гельман: БЕНЕФИС ГЕННАДИЯ ХАЗАНОВА В ИЗРАИЛЕ

Post by Архивариус »

Прислано в редакцию автором
Наталия Гельман
БЕНЕФИС ГЕННАДИЯ ХАЗАНОВА В ИЗРАИЛЕ : УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ

«Но никто нас не любит, кроме евреев, которые, даже оказавшись в безопасности, на земле своих предков, продолжают изнывать от неразделенной любви к России. Эта преданная, до стона и до бормотания, не то бабья, не то рабья любовь была единственным, что меня раздражало в Израиле». Юрий Нагибин

"Чему же смеются?" (Г.Хазанов)


Россия давно поражает нас обилием юмористических программ и потоком шоуменов. На любом канале юморят с утра и до ночи, особенно в выходные дни. Огромное разнообразие новых лиц и плоских, пошлых и просто глупых шуток. Впечатление всеобщего сюрра!

И с какой болью сказал об этом Геннадий Хазанов в стихотворении, посвященном памяти Григория Горина:

Гриша, юмор у нас процветает
Как сплетенье разнузданных тел.
Пошлость гранями ярко играет
И безвкусья царит беспредел.

У экрана лазурного сидя,
хохмачей подарившего рать,
Дай мне силы всё это увидеть
И хотя бы без злобы принять.

... Возмущаться нельзя без причины,
Миром правит мудрейший закон:
Кто-то пьёт только тонкие вина,
Кто-то глушит всю жизнь самогон.

Хорошо и с чувством написано, правда? НО не спешите умиляться!...

Любитель "тонких вин"

Пиар правит свой бал всюду и ежесекундно на удочку пиара клюёт и тот, кто уже давно живет в Земле Обетованной, но по-прежнему смотрит все популярные русские программы и так же, как раньше, преклоняется перед российскими артистами.

Любитель "тонких вин" перед нами! Совсем недавно, в середине ноября в нашей стране, в четырех ее городах выступил народный артист России, руководитель московского Театра Эстрады, знаменитый актёр Геннадий Хазанов. Зрители были приглашены на трехчасовую программу «Бенефис Геннадия Хазанова», которая одновременно называлась "НЕ Концерт" с антрактом, а также имела некий лирический подзаголовок": "Я вспоминаю..." Заранее было известно, что актёр – создатель собственной программы: автор текстов, режиссер и т.п.
Народу на этот самый "БЕНЕФИС-НЕ Концерт" приехало столько, что выражение "яблоку негде было упасть" приобрело не только переносное, но и самое прямое значение!
Зал Тель-авивского университета ("Аудиториум") заполнили в огромном своём большинстве люди в возрасте 50+ и намного старше. Все они жаждали прикоснуться к прекрасному и не только увидеть знаменитого мастера эстрадного слова, но и насладиться его бенефисом, что, как известно, в переводе с французского означает, зрелище, представление в честь одного из актёров..., спектакль, доход от которого полностью поступает в пользу этого человека (за вычетом расходов по спектаклю).
И если в последнем факте никто из нас в итоге не сомневался, то с основным представлением стали происходить прямо-таки странные вещи!

Бенефис никак не начинался и, даже когда актёр вышел на сцену, он долго и путанно стал объяснять, что же будет перед нами, какой-такой НЕ КОНЦЕРТ!
Очень скоро стало понятно, что Геннадий Хазанов привёз с собой кинофрагменты его выступлений на всевозможных юбилеях последних лет и, как он объяснил зрителям, вживую здесь это повторить было нельзя, потому что актёр на каждом юбилее появлялся в особом гриме: на юбилее Аллы Пугачёвой он был в гриме Шекспира, на юбилее Андрея Дементьева - в гриме Бенкендорфа, начальника III Жандармского Управления пушкинской России; на юбилее "Виртуозов Москвы" – в гриме Николо Паганини, на юбилее Ольги Аросевой – в гриме Сталина и т.п.
Нереально было даже представить себе, что актёр станет повторять все свои выступления на юбилеях без необходимого в этих случаях "антуража": костюма и грима.
Однако все увиденное с экрана убедило зрителей в другом: дело не в гриме или необходимости смены сложного и приведенного в соответствие с эпохой костюма: дело в том, что все выступления знаменитого актёра в гриме или без грима не имели ЗДЕСЬ никакого смысла, ибо весь эффект его появления ТАМ держался только на воссоздании внешнего сходства и более ни на чём. Вся суть юбилейного сюрприза-преображения была частью забавного капустника, который держался на временных связях и не претендовал ни на что больше. Максимум: быть запечатленным на сайте youtube.
Такие капустники давно стали частью юбилейных программ. Они делаются мастерами т.н. "датской" поэзии, то есть рифмованных строчек, написанных к определенным датам. В них есть известная толика забавных и милых тем, но представить себе, что фрагменты представлений уровня юбилейных капустников будут возить по Германии, Америке и Израилю?! И это будет называться Бенефисом знаменитого и очень талантливого актёра?! Руководителя Театра Сатиры?

"...чепуховато как-то"...

Из трёхчасовой авторской программы главный виновник торжества говорил от себя не более 30-40 минут, да и то ... о чём говорил? Получалась картинка, известная точным булгаковским словом "чепуховато как-то"...
Да и сам Хазанов с юмором рассказывал о некоторых концертных бригадах, которые ездили по Союзу, показывая зрителям, вместо концертов, букеты из кинофрагментов разных выступлений и таким образом делая неплохие "концертные" сборы. Он намеренно вызывал огонь на себя?!
Один из немногих его скетчей зслуживает особого внимания и мог бы быть определенным ключом ко всему представлению. Это рассказ Хазанова о знаменитом эстрадном артисте Николае Павловиче Смирнове-Сокольском и некоем Лейбмане, которого заставили купить билеты на концерт известного мастера эстрады. Николай Павлович занимался со сцены демагогией, то есть поучал публику, как ей следует жить, да еще и брал деньги за билеты на такой дешёвый фарс.
Т.к. Лейбман считался всвоем городе театралом и эстетом, горожане не брали билеты ло тех пор, пока их не покупал Лейбман. Николай Павлович узнал этот секрет и принудил Лейбмана придти на его концерт. Вслед за ним потянулся и весь город. Итог понятен. Раздосадованный Лейбман открыто в лицо, на "чистейшем русском языке", сказал эстрадному артисту, чего стоит его концерт.
Нам повезло меньше. У нас в Стране нет, что ли, такого знатока и эстета, который, как барометр, может указать на уровень концертной российской программы!?.

Артист и гастролёр

Весь Иерусалим и Тель-авив (Большой Тель-Авив!) купился на обещание бенефиса! А главное – на имя и на сладость воспоминаний, связанных с этим именем! Более того: мы были преисполнены особого уважения к Хазанову еще и потому, что ждали от него ответа на то, что происходит с российскими юмористическими программами?!
Любитель "тонких вин" оказался обычным гастролёром. Неконцерт действительно оказался НЕ КОНЦЕРТОМ в обычном смысле слова, а киноконцертом. Возможно, в жанре киноконцерта он бы и смотрелся совершенно по-другому. Не столь "помпезно", не столь претенциозно. И не на заграничных гастролях. А просто по телевидению: киноконцерт "Я вспоминаю" Г.Хазанова. Скромно и по сути!
Но с какими глазами и с каким теплом несли этому гастролеру букеты наши добрые и сентиментальные соотечественники.
Все мы (большинство!) потеряли не только целый субботний вечер и изрядную сумму денег. Но и нашу веру в хорошего артиста и честного мастера. Над чем смеетесь? – когда-то спрашивал великий сатирик Николай Васильевич Гоголь! Ответ известен.
Понимал ли автор программы то, что он в сущности изначально обманывает зал, создавая кинобукет своих выступлений в разных представлениях и выдавая его за бенефис?
Ответ может быть разным. Известно, что слава ослепляет человека и лишает его возможности видеть себя со стороны. Кроме того, сатира, по словам Д.Свифта, "сатира —это своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного".
Наталия Гельман, Иерусалим
Post Reply