Лев Мадорский. Симфонический концерт в гетто

Евреи в разных странах (для Германии отдельный форум)

Moderator: Буквоед

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Лев Мадорский. Симфонический концерт в гетто

Post by Лев Мадорский »

Симфонический концерт в гетто
Очевидцы рассказывают, что человек, попавший в варшавское гетто, становился другим. У него менялся характер, поведение, жизненные ценности, отношение к окружающим. Так бывает. Врачи ставят смертельный диагноз и предупреждают, что жить осталось недолго: год, месяц, неделю. Человек начинает другими глазами смотрит на окружающий мир. Он видит как прекрасно ночное, звёздное небо. Восход солнца. Капля росы на цветке. Ценит каждый прожитый день.
В варшавском гетто, когда каждый прожитый день мог оказаться последним, люди, как к спасению, обратились к искусству: картинам, поэзии, музыке, особенно к классической. Райх Раницкий, переживший ужасы гетто, пишет в книге «Моя жизнь» : « Ты шёл по улице и почти из каждого дома доносились звуки музыки: из одного скрипичного концерта Бетховена, из другого концерта для кларнета Моцарта. Я вспоминаю седую женщину, которая на улице играла на инструменте, меньше всего ожидаемом, на арфе. Причём, играла прекрасно. Прохожие останавливались и подолгу её слушали».
Музыкантов в гетто было много, тяга к классической музыке была огромной и появилась мысль необычная, казалось бы, фантастическая- организовать в городе смерти симфонический оркестр. В струнных инструментах недостатка не было. Не хватало духовых: тромбонистов, трубачей, кларнетистов и исполнителя на ударных инструментах. Поместили объявление в единственной газете в гетто: «Еврейская газета» и постепенно оркестр был сформирован. Дирижировать пригласили музыканта мирового класса, Симона Пульиана, выпускника Санкт-Петербургской консерватории, ученика Леопольда Ауэра.
Несмотря на то, что собираться вместе было запрещено, начались репетиции в пустующей квартире. Пульман как бы не обращал внимания на необычность ситуации (немцы вполне могли открыть огонь по оркестрантам, как по нарушившим запрет ) и, как обычно, требовал качественной игры и добивался высокого уровня исполнения. Поразительно, что полуголодные, иногда тяжело больные музыканты- узники гетто не возражали дирижёру и беспрекословно выполняли все его требования. Более того, они играли с удивительной самоотдачей и воодушевлением. Особенно трудно было играть трубачам и тромбонистам, так как исполнение на этих инструментах требует значительного физического напряжения. В гетто нашёлся врач-меценат, который на свои деньги кормил весь оркестр перед репетицией. Это был настоящий оркестр и настоящая музыка. Играли музыку, партитуру которой удалось достать. Это были Вивальди и Боккерини, Бах и Моцарт, Шуберт и Шуман. В основном, немецкие композиторы. Не правда ли, парадоксальная ситуация… Конечно, были постоянные проблемы с нотами. Иногда были ноты для инструментов, но не было партитуры. Иногда наоборот. Была партитура, но не была нот.

В феврале 1942 года наступил день концерта. Большой, современный зал бывшего киотеатра «Фемина» был переполнен. Исполнялась симфония Моцарта соль минор. Больные, истощённые слушатели пришли на концерт, потому что понимали, что классическая музыка может помочь им выстоять, может помочь противостоять смерти. И тут случилось нечто ужасное. После первых же тактов симфонии в зал вошли три немца в форме эсесовских войск с автоматами. Зал замер в оцепенении. Никто не мог знать, что эсесовцы будут делать. Возможно, зарычат: «Вон отсюда». Возможно, откроют огнь по залу. Немецких офицеров увидел также Пульман, но продолжал дирижировать.
Однако, немцы стояли неподвижно, как заворожённые, и ничего не предпринимали. Оркестр доиграл симфонию до конца. Публика стала аплодировать, испуганно поглядывая на офицеров. И тут произошло нечто непонятное и невообразимое: три эсесовца не кричали, не стреляли, не били людей, как они всегда поступали раньше в отношении евреев, но похлопали вместе с залом и ушли.
Почему? Что такое произошло? Как такое могло случиться? Я думаю, что на гестаповцев подействовала волшебная сила музыки Моцарта. Музыки, способной смягчать даже самые жестокие сердца, вызывать сочувствие, сострадание. Музыки, способной творить чудеса.
В заключение хочу добавить. что с лета 1942 года симфонические концерты в гетто были запрещены. Не исключено, что гитлеровцы поняли какой могущественной силой обладает классическая музыка и испугались...
Last edited by Лев Мадорский on Sun Mar 06, 2011 11:14 am, edited 1 time in total.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Лев Мадорский. Симфонический концерт в гетто

Post by Лев Мадорский »

12
Post Reply