Леонид Ейльман: О присутствии евреев в Эрец Израэль

История страны, сионизм

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
admin2
Site Admin
Posts: 175
Joined: Thu Jan 28, 2010 11:38 am

Леонид Ейльман: О присутствии евреев в Эрец Израэль

Post by admin2 »

Леонид Ейльман
К вопросу о присутствии евреев в Эрец Израэль


Земля Эрец-Исроэль священна для еврейского народа со времён библейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Учёные относят время их жизни к началу 2 тысячелетия до новой эры.. Согласно ТАНАХу, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать Землёй Обетованной. Здесь находятся все священные места еврейского народа. Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н. э. Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений. Чуть позже в Ханаан вторгаются филистимляне. Этот народ был покорен царем Давидом и растворился в еврейском народе. Современные арабы Израиля к этому народу не имеют никакого отношения.

Установление царской власти и возникновение Израильского, а позже и Иудейского царств датируется концом XI — серединой X веков до н. э. Эти государственные образования правили в регионе с перерывами следующие тысячу лет.
Начиная с VIII века до н. э. эта территория последовательно оказывалась под властью Ассирии, Вавилона (586—539 года до н. э.), персидской империи Ахеменидов (539—331 года до н. э.), Македонии (332—312 года до н. э.). В III—II веках до н. э. входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов.

Отвоевав, в результате восстания Маккавеев, независимость с 152 по 37 год до н. э. в Иудее правила еврейская династия Хасмонеев, В 132 году началось восстание Бар Кохбы, окончившееся разгромом восставших и разрушением второго храма. Евреи потеряли государственность в Эрец Исроэль.В последнее тысячелетие еврей, как прототип скитальца, закрепился в сознании большей части человечества. Даже поверхностное знакомство с ТАНАХом показывает, что несмотря на идею крепкой корневой связи евреев с Землей Израиля, количество их вынужденных скитаний вдали от родины – выходит за рамки обычного для других народов.

Есть исторически недостоверная трактовке событий: будто бы евреи покинули свою родину только после разрушения Римом Храма. Первая диаспора образовалась во время похода Александра Македонского в Азию. Еврейская молодежь влилась в войско Александра Македонского и участвовала в его походах. На пороге уже первого тысячелетия нашей эры евреи жили во всей Римской Империи, и Северной Африке. В Азии евреи расселились в опорных пунктах вдоль Великого шелкового пути. Они были не только ремесленники, обслуживающие купцов Великого шелкового пути, но и воины азиатских гарнизонов, расположенных вдоль этого пути. Потеря государственности Израиля мало сказалось на их экономическом положении. В Европе, Северной Африке, Азии возникали новые еврейские государства. Однако духовная, религиозная их связь с прародиной не прерывалась.

В первом тысячелетии связь евреев диаспоры с Эрец Исроель была постоянной. Об этом пишет Ирма Хайнман в своей работе: “Евреи диаспоры и Русь” на стр. 42. Купцы выходили из Испании и Франции, направлялись в Танжер и Марроко, оттуда через Африку до столицы Египта , далее в Рамле (Эрец Исроэль ) Дамаск, Багдад, Басру….” Таким образом, Эрец Иcроэль был включен в торговую систему южного потока Великого Шелкового пути. Этот факт доказывает не только присутствие евреев в Эрец Исроэль но и характер их трудовой деятельности.

Падение численности евреев в первом тысячелетии можно объяснить родом их деятельности в даспоре. Купцы вынуждены проводить длительное время в путешествиях и отсутствовать в семье. Многие евреи приняли новую религию: христианство, приняв ее из рук еврейских проповедников, действующих среди своего народа. От раввинатского иудаизма откололась на Востоке секта караимов и ушла в монгольские степи.

Во втором тысячелетии положение евреев в Европе осложнилось.

Что ждало евреев во втором тысячелетии в диаспоре? Изгнание из Англии в 1290 году, изгнание из Франции в 1306 году. Погромы в Германии, вызванные наветами во время чумы 1348 года. Изгание евреев из Испании в 1492 году. Некоторые демографы называют цифру погибших от рук палачей Богдана Хмельницкого в 50 тысяч человек. Значительно большое количество евреев (в основном молодежь) вынуждено было креститься и стать частью украинского народа. После хмельничины возникло движение лжемессии Шаббатая Цви, которое привело к переходу в мусульманство определенное количество его последователей. В 17 веке примерно 3000 человек перешло в мусульманство. Сейчас в Турции живут потомки этих евреев, называемые “денме”. Через сто лет в Польше возникло движение нового лжемессии Якова Франка, который призывал принять католичество и этим заметно сократил численность восточноевропейских евреев Польши. В конце 16 века в 54 городах Польши проживало 160 000 евреев.

Естественно стремление вернуться в Эрец Исроэль не покидало не только религиозных евреев. Евреи рассматривали Эрец Исроэль, как место где можно найти покой и убежеще от очередной опасности. Поэтому попытки вернуться в Эрец Исроэль были постоянно разной интенсивности. На присутствие евреев в стране говорят сведения о Цфатской общине каббалистов 16-17 веков. Работы цфатских раввинов: Иосиф Каро, Моше Кордоверо, Исхак Лурья хорошо известны. Вокруг крупных городов Эрец Исроэль есть ряд древних еврейских кладбищ. Могильные камни этих кладбищ не только указывают на присутствиее евреев в стране, но опираясь на даты захоронений и количество могил, можно установить численность населения тех времен! Могильные камни являются неопровержимым доказательством присутствия евреев в стране. По размеру синагог и их количеству можно также оценить число проживавших в этих городах евреев.

С началом эпохи Возрождения евреев, с 18 века и далее, положение евреев в Европе стало изменяться. Этот процесс шел в двух направлениях: росли абсолютные цифры и с их ростом росло относительное количество евреев Европы в общем количестве всего еврейского населения мира. По оценкам специалистов, в начале 18 века в мире жило 2.5 млн. евреев. Из них – 1.5 млн. человек – в Европе.

Таблица 1. Численность основных групп евреев (млн. чел.)
Год Ашкенази Сефарды и восточные евреи
1170 0,1 1,4
1300 0,3 1,7
1500 0,5 1
1650 0,7 1,05
1700 1 1
1800 1,5 1
1840 3,6 0,9
1860 5,2 0,8
1900 9,55 0,95
1930 14,6 1,3

К концу 19 века в мировой демографии сложились условия, которые до сегодняшнего дня определяют основы существования еврейского мира. В это время крупный еврейский анклав в странах Восточной Европы буквально "выбросил" миллионы евреев в Северную Америку (В меньших количествах - и в Южную), в общем, в англоязычный мир. И, в конце-концов, этот же анклав "поставил" в очень значительных количествах (хотя об этом можно спорить) еврейских репатриантов на "старую-новую" родину – в Землю Израиля.

Как количественно определить еврейское присутствие в Эрец Исроэль в разные исторические периоды времени?

В современной демографии прогноз численности народонаселения Q ёопределяется формулой: Q = N*2^, где N - число продуктивных пар, а ^ есть степень числa 2, определяемое как отношение отрезка лет на продуктивность в течение года. Продуктивнось народа находится в пределах 0,5 до 5%. В настоящее время в Европе продуктивность находится примерно в 0,8%, а в арабских странах доходит до 5 процентов.

Мы не знаем продуктивность евреев в разые периоды времени, поскольку условия жизни могут быть различны, медицинская помощь примитивной и есть другие факторы влияющие на этот показатель. Поэтому все наши расчеты приблизительны. Разобьем историю евреев на временные периоды между основными крупными событиями, влияющими на демографию.

1. В 1712 году до новой эры родился сын Авраама Исаак, а в 1531 году сын Якова Иосиф, который становится визиром Египта. Между этими событиями прошел 181 год. Семья Авраама насчитывала 70 человек или 35 пар. Все ли пары были продуктивны? Предположим, что продуктивных пар было N=20! Тогда в 1531 году при 2% годовом приросте евреев было всего Q=320 человек или N=160 продуктивных пар. Конечно, такое количество не могло завоевать Хаанан и они отправились к Иосифу в Египет.

2. Моисей родился в 1392 году до новой эры, а вывел евреев из Египта в 1312 году т. е. 219 лет евреи жили в Египте. Если считать, что 200 лет евреи жили в относительно благополучных условиях, а только последние 20 лет стали преследуемы фараоном, то можно считать прирост рождаемости был высоким -5%, тогда Q = 160* 2^ = 660 000 (где ^=11 ), т. е. N = 330 000 продуктивных пар.Танах указывает на то, что первая в мире перепись населения показала, что народ насчитывает 600 тыс мужчин. Возможно вместе с евреями бежали из страны рабы. Возможно пeрепись была сделана после 40 летнего блуждания по пустыне. Возможно некоторое количество евреев осталось в Египте. Не исключены и приписки.

3. Определим сколько евреев мoгло жить в Эрец Исроэль во время Ассирийского изгнания, которое случилось в 722 году до новой эры. Со времени Моисея 1392 года до времени Ассирийского царя Навуходоносора 722 год прошло 570 лет: N= 165 000*2 ^, (^=3) = 2 642 000 человек. Поскольку Ассирия увела в плен 10 израильских колен, то осталось в стране всего 440 000 человек или 220 000 продуктивных пар.

4. Между ассирийским пленением 722 года и вавилонским пленением 586 года до новой эры прошло 136 лет. N = 220 000* 2^ ( ^= 1,36 при 1% приросте)= 300 000 человек 150 000 продуктивных пар. ТАНАХ сообщает что в плен было угнанл 18 тысяч человек а через 70 лет пресидский царь Кир вернул ломой 42 000 человека и 7 000 рабов. Армянский царь Тигран пригласил к себе 50 000 ремесленников и расселил их в окрестностях озера Ван. Так что вавилонский плен не оказал существенное влияние на демографию Эрец Исроэль.

5. В 132 году новой эры началось востанние Бар Кохбы подавленное Римом Между Вавилонским пленением и разгромом Римом Иудеи прошло 718 лет. Однако это не были годы процветания страны. Страна оказалась под властью сначала Персии, потом греков, затем Рима. Продуктивность населения снизилась почти до 0,5 %. N = 150 000*2^ (^ = 4,5)= 7200 000.

Примерно шестимиллионное население бежало в Римскую империю или были привезены туда в качестве рабов. Около миллиона погибло в боях. Порядка 200 000 тысяч, возможно, осталось в стране. Иудея опустела! Однако наша формула позволяет доказать то, что десять пар евреев, оставшиеся в Иерусалиме, могут к годам крестовых походов, т. е. примерно через 1000 лет после римского разгрома Иудее составить заметную часть населения этого города, Например, в Иерусалиме в 11 веке было население в 40 000 человек, а евреев из них более 50% в соответствии с нашей формулой. Некоторые считают, что после крестовых походов и захвата Иерусалима арабами там не осталось евреев. Они забыают о том что в 13 веке монгольский хан Хулагу вырезал поголовно мусульман Багдада, Дамаска и не тронул христиан и евреев. Евреи спасали мусульман от монгольских воинов. Присутствие евреев в странах Ближнего Востока в 13 веке зафиксировано летописцем того времени Джувейди.

(продолжение следует)
Last edited by admin2 on Fri Dec 07, 2012 3:17 am, edited 1 time in total.
admin2
Site Admin
Posts: 175
Joined: Thu Jan 28, 2010 11:38 am

Леонид Ейльман: О присутствии евреев в Эрец Израэль /окончан

Post by admin2 »

Исторические события, которые имели большое влияние на процесс формирования современной демографии в Эрец Исроэль
События в России в конце XIX века

Известный факт – 1881 год открыл в еврейской истории новую страницу. Это время характеризуется социальными потрясениями, чьи волны докатились и до еврейской общины Восточной Европы, которая была насильно сконцентрирована в "черте оседлости". Эти районы находились в Западных областях Российской Империи, и большинство евреев законами государства было вынуждено проживать там без права покидать эти территории. Началом событий, произошедших в 1881 году, стали интенсивные демографические и идеологические подвижки, происходящие в еврейской общине. Количественный рост и идеологизация еврейского мира изменили его навсегда.

Среди тех, кто знаком с фактами, бытует мнение, что основная причина изменений, произошедших в еврейской общине – это погромы евреев, начавшиеся в этом же году после убийства русского царя Александра Второго. В убийстве, в основном, обвиняли евреев. Действительно, это был только повод для погромов. Однако, погромы стали лишь ускорителем тех духовных поисков новых основ существования еврейской общины, которые уже начались в еврейской среде к этому времени и больше уже никогда не прекращались. И еще одно замечание: говоря об этом переломном годе, нельзя упускать или недооценивать еще один важный фактордемографию.

Погромы в Восточной Европе в 19 веке были направлены против еврейской общины, которая агонизировала от голода. Основной причиной такого положения был демографический взрыв в этих общинах. В экономическом отношении вся Восточная Европа и, в особенности, районы черты оседлости, были самыми неблагополучными в Европе. В плане экономики еврейская община была самой отсталой. Ограничения евреев в правах и запрет на владение землей вытеснили представителей общины из большой экономики и вынудили заниматься малоприбыльной деятельностью, поэтому общая масса евреев катастрофически нищала. И тем не менее, в общинах Восточной Европы в 19 веке произошел скачкообразный прирост населения. Этому были свои причины, которые до настоящего времени не получили достаточного объяснения.

Разумеется, население увеличивалось на протяжении многих поколений, но за 80 лет с начала 19 века – его рост беспрецедентен. За два поколения показатели выросли более чем на 500% - с около 1 млн. в начале века до 5 млн. в 1880 году в Восточной Европе.

Понятно, что в таких условиях экономическое положение еврейской общины стремительно ухудшалось, тем более, что к началу 19 века оно и без того было нестерпимым. В результате, нищета и голод стали в общине обычным явлением. И сама община и ее институты приходили в упадок. И в это время на общину обрушились погромы. Неудивительно, что общий кризис прежде всего отразился на процессах в идеологической сфере и на демографии.

Две реакции на кризис:

Большинство евреев и, в особенности, еврейская молодежь, пришли к осознанию бесперспективности пассивного отношения к происходящему. Идея, что нельзя сидеть сложа руки в слепой надежде на перемены к лучшему эволюционным путем, а необходимо активно брать на себя решение своей судьбы и судьбы своих соотечественников, овладела умами. А). Многие пошли в революцию B). Другие – вступили на стезю сионизма.

Возникновение в Эрец Исроэль, на новой-старой родине евреев, большого центра еврейской жизни – это, как оказалось, не только крупное количественное изменение в демографии, но также и качественное её изменение. С этого времени в еврейской демографии обнаруживаются новые направления. К 1800 году в Эрец Исроэль жили лишь несколько тысяч евреев. А число христиан и мусульман не превышало вместе числа евреев. За 80 последующих лет эта цифра с трудом выросла до 25.000 человек. А уже с 1881 года, с началом "сионистской" алии, которая стала следствием погромов, положение изменилось.

Смотрим далее таблицу изменения населения в Эрец Исроэль со временем в сравнении с общим количеством евреев в мире.

Для полноты картины не менее важен и этнический состав еврейского населения ишува. До всех волн алии, которые привели к существенным геополитическим изменениям в регионе, здесь в подавляющем большинстве проживали евреи-сефарды, не пришлые, а родившиеся и жившие здесь на протяжении нескольких поколений. Зато практически все олим, за небольшим исключением нескольких значительных групп эмигрантов из Йемена, прибывшие накануне создания государства, были выходцами из Европы. И это не должно нас удивлять. Сионизм – порождение европейской ситуации 19-го века, один из ответов в сфере идеологии на эту ситуацию. Восток в это время не испытал влияния тех факторов, которые обусловили в Европе появление сионизма. Он мирно спал на протяжении сотен лет и начал просыпаться только в 20-м веке. А поэтому, новое еврейское государство, почти исключительно, было создано ашкеназским еврейством сионистской ориентации, тем еврейством, которое восстало против своего нестерпимого положения в сложившейся европейской ситуации.

Одним из первых решений нового государства стало решение о превращении эмиграции в государственную политику в противовес политике Британии, ставившей непреодолимые препоны эмиграции евреев в Палестину в годы Мандата. Новые репатрианты потекли в страну. В эти годы алия прибывала из двух основных центров: первый – британские фильтрационные лагеря на острове Кипр, куда направлялись беженцы из Европы, уцелевшие в Катастрофе, и второй – множество евреев из стран Востока, которые до этого времени играли лишь второстепенную роль в истории сионизма. На решение восточных общин к "восхождению" в Землю Израиля повлияло сочетание разных причин: с одной стороны – сионистская пропаганда, а с другой – паника, возникшая в общинах как следствие слухов о антиеврейских и антисемитских настроениях, охвативших западные страны в эти годы. Появление еврейского государства, создаваемого по европейской модели, но на идеологической основе сионизма, вызвало бурный протест во многих странах. По сравнению с многочисленной эмиграцией на Запад, куда за несколько десятилетий после 1881 года выехали миллионы, сионистская алия в Землю Израиля (несколько волн) была небольшой. К 1914 году (конец "второй алии") только 65.000 человек пополнили еврейскую общину Палестины и остались тут. К середине 20-х гг. количество прибывающих значительно увеличилось, а к концу 30-х – цифра выросла до более чем 425.000. В следующее десятилетие прибыли ещё почти 200.000 евреев. Таким образом, в канун провозглашения независимости государства Израиль (1948г), ишув насчитывал более 600.000 человек.

В основном, эмиграция шла из трёх самых больших восточных общин: Ирака (самая большая община), Йемена и Марокко. Они присоединились к алие из Европы, прибывшей чуть раньше, сразу после окончания войны. Это были большие группы евреев из Румынии и Польши. За четыре года после провозглашения независимости Израиль принял 680.000 новых репатриантов. Это произошло за счёт перемещения больших групп населения, составляющих еврейский мир Востока, а также центра и востока Европы. Эти страны после многих столетий и даже тысячелетий совместного проживания, смогли, наконец, избавиться от своих еврейских общин. К примеру: еврейским общинам в Ираке (Вавилоне) и в Йемене насчитывалось к этому времени уже 2500 лет. Так начался закат этих общин в странах рассеяния и их возрождение на земле отцов – в Земле Израиля.
АЛИЯ В ИЗРАИЛЬ
В первые годы существования государства его еврейское население увеличилось вдвое. Это был очень быстрый прирост. Он обусловил напряженность в обществе и определённые проблемы, которые дают о себе знать в Израиле до настоящего времени. В следующие 30 лет темп алии снизился настолько, что государство уже смогло успешнее с ней справляться. Много евреев продолжало приезжать в 50-е годы, в основном из Польши, Румынии и Марокко, После Шестидневной войны (1967) была значительная алия из стран Запада, особенно из англоязычных стран и стран Западной Европы. В начале 70-х годов, уступив мощному давлению западного мира, Россия разрешила части "своих" евреев выезд в Израиль. Началась алия из Советского Союза. До конца 70-х годов в страну прибыло 140.000 новых репатриантов. С одной стороны, эта алия явилась победой евреев всего мира. С ней в Израиль приехали известные личности – узники Сиона, которые приобрели популярность в годы борьбы с коммунистическим режимом за право выезда на свою историческую родину. С другой стороны, эта же алия обусловила в стране большую общественную напряжённость из-за сильного недовольства в среде более ранних репатриантов, которые, как им казалось, в сравнении с вновь прибывшими были незаслуженно обойдены государственными льготами. Но это было только преддверие той, намного более мощной волны эмиграции из Советского Союза, которая буквально обрушилась на страну в конце 80-х годов, в последние годы коммунистического режима и советского государства. Пик алии из стран бывшего Советского Союза пришёлся на 1990-1991 годы. К 2000-му году в страну прибыло 750.000 человек.

“Арабы, жившие в Палестине века назад, в начале процесса появления еврейских поселений, были крошечным меньшинством среди остальных мигрантов и подпитывались постоянным притоком мусульман из-за конфликтов местных племен с их шейхами т тиранами, вынужденных бежать из стран (их происхождения – Б.A.)... В 1554 г. в Палестине жило 205.000 мусульман, христиан и евреев. В 1800 г. население Эрец Исраэль уже достигло 275.000 человек. В 1890 г., благодаря постоянной иммиграции за счет строительства еврейских поселений, население увеличилось до 532.000 человек. К этому привело создание и развитие еврейской торговли, рост спроса на рабочую силу и улучшение системы здравоохранения. В конце XVIII и в XIX вв. Часть мусульманского населения укрепилась благодаря кампании Наполеона 1799 г. и как результат вторжения египетской армии. В период последующего владычества Ибрагим-паши, в 1831-1840 гг., ситуация резко изменилась. Многие арабские жители бежали из Палестины, а на их место пришли другие.”- пишет Борис Альтшулер своей статье:”Кто такие палестинские арабы и каково их этническое происхождение” в ноябрьском номере журнала Заметок за 2012 год.
Ещё несколько волн эмиграции следует отметить: алия из Эфиопии 1984 года (операция "Моше") и 1991 года (операция "Шломо"). Эта алия привезла с собой совершенно новый поведенческий тип и принципы повседневного существования, отличные от всего, с чем встречался Израиль до этого времени. Доставка эфиопской общины в страну стала одновременно и причиной для гордости и источником больших проблем. Результаты трудностей абсорбции ощущаются в общине до настоящего времени. С недавних пор значительно увеличился приток новых эмигрантов из Аргентины и Франции. Эти страны сейчас переживают определённые трудности. Миллионы эмигрантов, прибывшие в Эрец Исроэль подтверждают тот факт, что прошлое столетие (XX в.) можно назвать столетием еврейской эмиграции и, судя по многим источникам, самой массовой в еврейской истории.

Многие приезжали в Эрец Исроэль в силу обстоятельств, выталкивающих их за пределы родины и из-за отсутствия лучшего выбора. Алию 30-х годов из Центральной Европы, например, правильно будет определить как алию беженцев от Гитлера и фашизма. В большинстве своём эти люди не были активными сионистами. Они бы были очень не прочь остаться своими общинами на прежних местах проживания, и остались бы, если бы обстоятельства не вынуждали к отъезду. В Палестину они прибывали также вынужденно, так как Палестина оставалась одним из немногих мест в мире ещё открытых для них и доступных для эмиграции. Так было до того момента, пока британские власти не ввели жесткие ограничения на въезд евреев. Однако, как только европейские эмигранты прибывали сюда и как только сталкивались с реальностью подмандатной территории, многие становились подлинными сионистами.

И тут начинали "срабатывать" факторы притягивания, уже после того, как эмиграция стала реалией их жизни! Другие группы эмигрантов – йеменцы (начало 20-х годов 20 века) и эфиопы (конец 20 века) – располагали скудной информацией о месте, куда они стремились, но их влекла двухтысячелетняя мечта об Израиле, бережно сохранённая в общинах еврейской диаспоры.

Многие эмигранты приехали в Израиль по экономическим причинам – евреи из Польши в начале 20-х годов, евреи из бывшего Советского Союза в 90-х годах и в последнее время – евреи из Аргентины. У многих здесь произошли ожидаемые изменения в экономическом положении, а некоторые – уехали, найдя более подходящие условия в других странах.

Здесь важно отметить проблему взаимодействия и взаимных отношений между различными группами репатриантов разных лет из которых собственно и составлялось израильское общество. Учитывая не только большое этническое многообразие репатриантских потоков, но и разнообразие причин, побудивших их к эмиграции, не удивительно, что отношения этих сообществ и групп складывались не без сложностей.

Этим сложностям много причин и мы не будем их здесь обсуждать, отметим только один любопытный и важный факт – после десятилетий пребывания в Израиле ощущение принадлежности каждого к определённой группе, отличной от других, - только усиливается.

Отцы-основатели сионистского государства представляли его как плавильный котёл, в котором отдельные сообщества утратят свою аутентичность, чтобы "сплавиться" в новую еврейскую нацию. Но в ходе построения нового израильского общества тенденция к сохранению групповой идентичности и обособленности на базе этнических и ментальных различий – только крепла. Этому способствовало несовпадение жизненных устремлений у членов различных этнических групп, которое приводило к конфронтации между ними в процессе тесного совместного проживания и необходимого взаимодействия. Это особенно верно в отношении большинства тех групп, которые тем или иным образом ощущали, что их особенность и непохожесть в глазах правящего истеблишмента выглядели как примитивность и неполноценность. В результате, попытки этих групп отстаивать собственную самобытность часто сопровождались актами агрессии и ненависти по отношению к государственной бюрократии, которая в их среде считалась генератором и проводником идеи единой культуры.

Один из важнейших вопросов современной еврейской демографии – это вопрос баланса сил между еврейским сообществом Израиля и всем остальным еврейским миром. С конца эпохи Второго Храма народ Израиля становится народом в изгнании.

Это происходило в три этапа.

1. Ещё до разрушения Храма большинство евреев уже жило в диаспоре.
По всей вероятности, за два поколения до трагедии (начало нашей эры), по численности диаспора была больше населения метрополии, но центр еврейской жизни всё же находился в Иудее, так как важность и значимость её для еврейского мира были неоспоримы.

2. Разрушение Храма коренным образом изменило баланс между еврейским населением в Эрец-Исраэль и евреями вне её, но на территории Иудеи возникли, уже вне Храма, центры по изучению Торы под руководством раввинов (Санхедрин в Явне, Циппори, Тверии). Эти центры продолжали организовывать еврейскую духовную и повседневную жизнь и оставались центрами притяжения также для евреев диаспоры.

В конце-концов, где-то в третьем веке нашей эры, уже после написания Мишны, положение евреев диаспоры стало меняться к лучшему. С помощью учеников известных мудрецов Торы из Иудеи, которые всё же покидали Землю Израиля, большая община в Вавилоне, в течении многих сотен лет не особо проявлявшая себя, стала усиливаться.

Это стало началом последнего этапа перехода центров еврейской жизни из Земли Израиля в диаспору. Эрец-Исраэль становится центром притяжения духовной и религиозной еврейской мысли и остается центром по обслуживанию купцов Южной ветви Великого шелкового пути вплоть до времени крестовых походов.

3.Во второй половине второго тысячелетия медленно но верно, баланс сил между диаспорой и Израилем снова стал меняться. За последние 120 лет не прекращается приток евреев из диаспоры в Эрец Исроэль. Всё больше и больше еврейских общин в странах рассеяния обезлюдевают или вовсе прекращают своё существование, а количество евреев в Сионе – постоянно растёт.

В цифровом исчислении этот рост достаточно нагляден. Цифры, приведенные ниже, показывают динамику роста с конца 30-х годов 20 века. Часть данных о еврейском населении за пределами Израиля достаточно спорны.

Год Еврейское население мира население Израиля
1800 год 2 500 000 6 000
1880 год 7 750 000 25 000
1939 год 16 625 000 445 000
1945 год 11 000 000 565 000
1948 год 11 530 000 650 000
1950 год 11 600 000 1 203 000
1955 год 11 800 000 1 591 000
1975 год 12 742 000 2 959 000
1985 год 12 871 000 3 517 000
1990 год 12 869 000 3 947 000
1993 год 12 963 000 4 340 000
1995 год 13 300 000 4 555 000
2001 год 13 600 000 5 000 000
2011 год 14 000 000 5 693 000

Эта таблица показывает уникальное явление возвращения евреев на свою Родину. После Холокоста с 1950 года по 1975 год годовой прирост еврейского населения в мире был ниже 0,4% из-за ассимиляции. В тоже время Израиль показал уникальный годовой прирост еврейского населения в 1,6-2, 3 % даже после прибытия малопродуктивной европейской алии. (Этот высокий прирост населения обеспечивают прежде всего ортодоксальные семьи).

Эрец Исроэль является территорией, где еврейский народ проживает более 3 тысяч лет в качестве основного этносa. Именно этим обстоятельством оправдывается возвращение евреев в Эрец Исроэль. Народ, который в диаспоре постоянно подвергался гонениям и даже испытал предательство европейцев во времена Холокоста ищет убежища для своих детей на исторической Родине.

Примечание: Некоторые арабские семьи образовались в результате смешанных браков с мусульманизированными евреями во времена Османской империи и погромов, что доказано генетическими исследованиями. Основное арабское население появилось в Эрец Исроэль из-за необходимости найти работу. Коренными жителями Израиля можно признать мусульманские немногочисленные племена бедуинов Негева и жителей севера страны- друзов.
Post Reply