Владимир Гольдшмидт Общество или стадо

Заявления, протесты, жалобы и предложения

Moderator: Admin

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
vlad+gol
участник форума
Posts: 17
Joined: Tue Apr 23, 2013 11:03 am

Владимир Гольдшмидт Общество или стадо

Post by vlad+gol »

Владимир Гольдшмидт

Общество или стадо
(двуногие и четвероногие)

"Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки"
(Генрих Гейне)
"Чем больше жизнь я изучаю, тем больше я люблю зверей"
(русский поэт А. Федотов)

Совершенно запутавшись в современной реальности, в том, что творится в мире и, соглашаясь с эпиграфами, поскольку содержал домашних собак и знаю их нечеловеческую преданность, я заинтересовался вопросом: "отличается ли человеческое общество от стада животных, и, если да, то чем, а если нет, то почему?".
Ясно, что не я первый и, не я последний, интересовался и интересуется этой темой и вряд-ли, как и другие, получу однозначный ответ. По этому поводу и на эту тему существует колоссальное количество научной, и не очень, литературы. Меня же эта проблема заинтересовала не с научной точки зрения, а исходя из современной жизненной реальности. Я также вспомнил геббельсовское "Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней" и старую известную шутку-загадку "Почему крупный рогатый скот считают по головам, а академиков по членам?".
Многие известные ученые от древних до современных (например, Платон, Аристотель, А. Эспинас, Р. Вормс, П.Ф. Лилиенфельд и др.) неоднократно сравнивали человеческое общество с животными образованиями - стадами, табунами, стаями, ульями, муравейниками etc., возможно, исходя их других соображений, но сравнивали же, значит, эта тема их волновала, интересовала. Этот вопрос весьма релевантен на фоне существующей реальности, когда крупные человеческие общины, расовые, этнические, национальные, религиозные, политические и др., а иногда и народы целых государств, не очень раздумывая, и ленясь задуматься, идут за своим лидером ("задрав штаны, бежал бы я за комсомолом, С.Е."), государственным, партийным, религиозным и пр., как отара овец, как стадо коров за вожаком на убой, как крысы - за флейтой волшебника топиться в море (средневековая легенда о загадочном музыканте, уводящем за собой околдованных детей или животных, послужившая источником вдохновения многих писателей, поэтов, композиторов).
Что главное в образованиях (стадах и др.) животных? Они в своем поведении, в своих действиях подчиняются изначально запрограммированному инстинкту, в котором основное: пища и размножение, необходимость оставить потомство, некоторые виды только затем и появляются, чтобы, спарившись, оставить потомство и, тут же погибнуть.
Что главное в человеческих образованиях? В отличие от обычных животных, человек - животное творческое и "себе на уме", обладает мышлением и членораздельной речью, способен к различной творческой деятельности, преобразует окружающую действительность, создает необходимые материальные и духовные ценности, изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ, в ходе развития социальной деятельности человеческое общество создало, отсутствующую у животных, духовную и культурную составляющую.
Тем не менее, на фоне высоких указанных материй, включая идеи, веру, культуру и пр., на фоне большей сложности структуры человеческого общества, человек, как и животное, подчинён тем же инстинктам: поесть (в отличие от животных, конечно, ещё и выпить) и, удовлетворить половое влечение, либидо (по Фрейду), отнюдь не только с целью размножения - отсюда и "растут ноги сексуальных домогательств", так широко распространённых в наше время, несмотря на зачастую показное возмущение со стороны "пострадавших".
Человеческое общество, как и животные, характеризуются жадностью, ненавистью, в лучшем случае, неуважением, нелюбовью, презрением к другим видам (расам, нациям, религиям), в какой-то мере, хитростью, коварством и пр. и пр.
На этом фоне создаётся впечатление, что человек не так уж разительно отличается от животного, только выглядит презентабельнее, хотя и это ещё как сказать.
После такой преамбулы перейдём к нашим израильским реалиям, особенно, к нашим авторитетам, некоторым лидерам (вожакам), к примеру, в этой заметке, к религиозным лидерам, только потому, что недавно начался судебный процесс по делу бывшего главного ашкеназского раввина, хотя это в одинаковой мере относится и ко многим другим общинам.
Недавний опрос более 5600 израильтян-евреев, проведённый неправительственным социологическим институтом США PEW Institute, по самым различным вопросам, представил, в частности, картину политических взглядов израильтян - евреев: самая большая группа, более 50% - центристы, около 40% евреев придерживаются правых взглядов, и, около 10% - левых (поскольку статистика, это "статистика, я эти цифры несколько усредняю). В правом лагере меньше всего светских ~ 25% от общего числа не соблюдающих религиозные традиции и больше всего религиозных - от харедим (~55%) до соблюдающих традиции (~45%), от общего числа тех и других религиозных граждан.
Правительство, представляющее правый лагерь, находится у власти уже много лет. Поскольку в правом лагере подавляющее число людей, в той или иной степени религиозных, то и политика правительства, соответственно отражает их взгляды. Подчиняясь их клерикальному диктату, правительство семимильными шагами ведёт страну к "харедитизации", к государству Галахи. Уже сейчас в школах Иерусалима больше детей религиозных, чем светских. Министры из ультраортодоксальных партий постоянно шантажируют правительство, угрожая развалить коалицию, если не выполнить те или иные их очередные требования, особенно касающиеся некоторых послаблений консервативному и реформистскому течениям иудаизма, и по многим другим вопросам. Но всё это "базарная показуха". Любые их претензии, легко уладить (но не "с помощью зонта", как в известной песне) - весь вопрос в цене, все СМИ об этом открыто говорят, все это знают и осуждают, но ультра это совершенно не смущает. В этом смысле, всё построено на популярном на Востоке принципе: "купи - продай".
В связи с этим, что же, представляют собой значимые фигуры и лидеры религиозного истеблишмента, можно показать на нескольких примерах.
В июне 2012 г., журнал Forbes Israel опубликовал имена 13 самых богатых религиозных деятелей Израиля, миллионеров и миллиардеров, большинство из которых, выходцы из стран Сев. Африки, сефарды. Возникает естественный вопрос: откуда у ортодоксов такие огромные деньги (в противовес известному "где", возникает вопрос - "откуда" деньги, Зин)? В упомянутой публикации подчеркивается, что религия в Израиле является бюрократическим механизмом, через который проходят огромные денежные средства (пожертвования, благотворительные организации, имущество, высокая тарифы за религиозные услуги, например, за регистрацию брака, etc.).
Известно, что в любой такой системе, наиболее богатыми являются те, кто держит под контролем колоссальный капитал, те, кто держит "руку на денежном пульсе". Речь идет об обороте, достигающим миллиардов шекелей в год, о которых "неизвестно" (или власти не хотят знать) - ни налоговым службам, ни общественности.
Вот некоторые, опубликованные в СМИ, характеристики раввинов этой группы, кто-то из них: замешан в нескольких сомнительных историях, владеет большими наделами земли; многочисленными "амутот", в собственности которых здания, земли, благотворительные фонды; побывали в заключении по обвинению во взяточничестве и за посредничество при даче взятки, причём, апелляции в Верховный суд была отклонены; обвинён в сумасшествии и в том, что изображает из себя Мессию; опубликованы любовные письма к женщине, с которой рав состоял во внебрачной связи; занимается улаживанием конфликтов между главами преступных группировок и мафиозных кланов; известен, как хранитель секретов многих знаменитостей в Израиле и за границей; и многие аналогичные "прелести".
Помимо этих 13 самых богатых религиозных деятелей, отметим в этом же ключе и некоторых других весьма "уважаемых" в религиозных кругах, деятелей.
В Иерусалиме начался суд над бывшим главным ашкеназским раввином руководителем в то время Главного раввината Израиля, арестованным (под домашним арестом) в ноябре 2013 г.. Его обвиняют в коррупции и отмывании капиталов, в многочисленных финансовых преступлениях. Главный раввинат играет существенную роль в жизни страны, он регулирует вопросы брака, похорон, надзора за святыми местами, обращения в иудаизм, кошерности и др., осуществляет надзор за деятельностью раввинатских судов, обладает высоким галахическим авторитетом. Руководитель такого религиозного ранга должен быть человеком высокоморальным, нравственно безупречным, признанно мудрым, набожным и теологически подкованным. По-видимому, суть обвинений рава, после его 10-летней каденции, в числе прочего сводится к так называемым денежным "откатам". По версии следствия, бывший главный рав, конвертировал миллионы шекелей в недвижимость и другие активы, записывая их на своих родственников. Как пишет израильская пресса, помимо этого, раввин также брал взятки за религиозно-правовые услуги, вроде подделки брачных контрактов, занимался вымогательством и угрожал другим людям. На волне новостей об аресте раввина всплыли старые обвинения несколько иного, а именно, сексуального характера. По данным газеты "Гаарец", в 2003 году, еще до его назначения на пост главного раввина, как минимум четверо мужчин жаловались на агрессивные приставания с его стороны.
Другой, ещё достаточно молодой раввин (38 лет, женат, отец 3 детей, состояние 75 миллионов шекелей), возглавлял империю "Шува Исраэль", которая включает учреждения в Израиле, США и Европе. Он пользовался чрезвычайным влиянием в кругах израильской бизнес-элиты. Именно он выступал посредником при многомиллиардной сделке по перепродаже части акций концерна-холдинга IDB. Поклонниками его талантов были многие известные бизнесмены и полицейские. Он давал консультации бизнесменам, включая крупнейшие фигуры израильской экономики, являлся хранителем секретов многих знаменитостей в Израиле и за границей. В январе 2016 г. коллегия Верховного суда, единогласно отклонив апелляцию этого рава, обязала его явиться в тюрьму в середине февраля для отбывания годичного срока лишения свободы за попытку подкупа бывшего начальника важного отдела полиции и создание помех правосудию.
Я намеренно не конкретизирую личности, поскольку таковых в религиозном истеблишменте немало. Безусловно, есть честные и справедливые религиозные деятели, но, к сожалению, многие из них задвинуты на задний план, дельцами от религии".
В неприятии религии очень многими атеистами, несомненно, виновна сама ортодоксально-религиозная община Израиля, которая перманентно усиливающимся религиозным экстремизмом, бесцеремонным отношением к светскому населению, надуманным статус-кво, своим поведением отталкивает светских от религии, особенно в свете последних событий, связанных с неэтичными эпизодами из жизни экс-главного ашкеназского раввина Израиля, со случаями педофилии среди "уважаемых" равов, с огромными заработками городских раввинов, с летним отдыхом адморов на лучших (и очень дорогих) курортах мира, с неразрешимыми вопросами о гражданских браках (нонсенс в цивилизованном мире), с работой транспорта и различных учреждений по субботам и многое другое. Очень плохо, что раввины, исходя из принципа "не выносить сор из избы", покрывают преступления своих прихожан, в частности, случаев педофилии (даже в собственных семьях), порабощения женщин и др., препятствуют пострадавшим обращаться в полицию.
Я, отнюдь не против религии, и не против искренно верующих, более того, я их уважаю, я против тех, кто из религии делает бизнес и навязчивую рекламу.
Недавно ушедший в мир иной, известный израильский писатель, крайне левых взглядов, Йорам Канюк, в конце своей жизни писал: "Мы создали государство на базе религии, а не народа, которым почти стали. Мы не остановились на пути цивилизации. Религия прилипла к нам как пиявка, потому что только так она может выжить. И вот она вернулась. Мы так и не стали народом, а превратились в самого большого врага всего, чем пытался стать сионизм.... Мало-помалу мы создали новый народ, который уже - не мы".
Напомню старую хасидскую притчу.
На уроке в йешиве, учитель-ребе, вздохнув, глубокомысленно произнес: "жизнь - это фонтан". Богобоязненные ученики молча внимают обожаемому ребе. Наконец, один из них осмелился и спросил: "а почему, жизнь - это фонтан"? "Ну, так не фонтан", вновь вздохнув, произнес ребе.
В мой почтовый ящик (обычный, не электронный) еженедельно опускают брошюры религиозного содержания, издаваемые в США, Израиле, России, с примитивными текстами, которые вряд-ли могут заинтересовать или привлечь секулярную публику. Однажды туда положили брошюру религиозного геолога. Сказать, что написанное там "бред оф сив кэйбл", значит, ничего не сказать. Например (цитата): "Если Иерусалим - центр всего: религий, культуры, вершина Земли и центр Мирозданий, то и ось вращения (Земли, В.Г.) должна проходить через него", или "Заставив вращаться Землю вокруг оси г. Иерусалима, я и мой сын...., заставили Солнце крутиться вокруг Земли" и дальше в том же духе, на "полном серьёзе".
После всего описанного выше, после "глубокомысленных философских" рассуждений, после такого "однозначного" объяснения смысла жизни, как в хасидской притче и др. опусах, возникает естественный вопрос: как сотни тысяч последователей, слепо идут за такими лидерами, что ими движет, что приближает их к стадному повиновению лидерам с весьма сомнительной репутацией и отнюдь, не с выдающимся умом.
Структура животного стада поддерживается стадным инстинктом, так называемым инстинктом стадной иерархии, т.е.он определен природой, очень медленным процессом - естественным отбором. Там, более высокий ранг определяется, в первую очередь - физической силой, и наглостью, да-да, животной наглостью.
В то же время, казалось бы, что стадный инстинкт неприемлем для человеческого общества, поскольку человек сам изменяет свою среду обитания и своё развитие, причём, намного быстрее, чем это могли бы сделать природные процессы. Как же получается, что в человеческом обществе в лидеры выбиваются не самые умные (по аналогии - не самые сильные), не самые честные, не самые порядочные, а скорее, наоборот. Что, несмотря на идиллические картины утопистов, роднит лидеров животного и человеческого миров - может быть наглость, если отсутствуют другие, более важные факторы?
До тех пор, пока среди людей будут выдающиеся, в определённом смысле личности (негативные), инстинктивно желающие повелевать, и, в тоже время будут инертные, неамбициозные люди, инстинктивно желающие подчиняться, будет в той или иной стадной форме существовать власть первых, несмотря на то, что они не самые умные, не самые честные, не самые порядочные.
Оноре де Бальзак писал "...как при морских бурях, всё, что обладает большим весом, идёт ко дну, а легковесное выносится на поверхность воды".
Вне всякого сомнения, это уже диагноз, это говорит о кризисе, о системном сбое: система выдвигает и выталкивает наверх не просто плохих, а "просто" худших лидеров, что, конечно же, относится не только к религиозной общине.
Post Reply