Судьбы евреев - беженцев из Латгалии (1941 - 1945)

Евреи в разных странах (для Германии отдельный форум)

Moderator: Буквоед

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Алекс Гавартин
участник форума
Posts: 45
Joined: Mon Jan 24, 2011 3:09 pm

Судьбы евреев - беженцев из Латгалии (1941 - 1945)

Post by Лев Алекс Гавартин »

Из книги Иосифа РОЧКО "ЕВРЕИ В ЛАТГАЛИИ, Исторические очерки" Даугавпилс 2016 КНИГА 2 Лев родился в семье коренных двинчан. Его дедушка – Гавартин Хаим – Тевье, 1860 года рождения, представлен в Интернетовской базе данных Витебской губернии за 1911 год как поставщик металлоизделий. Принадлежал к роду коганим. Семья по праздникам посещала синагогу Плановер. Во время обряда « Биркат (благословление) коганим» мальчик устраивался под талит отца. Неоднократно видел Рогачевского гоэна.
В семье строго соблюдалась еврейская традиция – в каждый шаббат после возвращения глав семей из своих синагог отец с детьми посещали обе семьи предков. Отец - Гавартин Александр - Зискинд (1892 - 1945) закончил Двинское реальное училище, участвовал в Первой мировой войне. Отличался хорошими музыкальными способностями, но специального образования не получил. Играл на рояле, на струнных музыкальных инструментах (исключая скрипку). С войны в Румынии привёз идею бумбуса – однострунного смычкового инструмента, изготовил и успешно играл на нём.
В 1922 году женился на младшей дочери семейства Кадышевич – Любе.
В светской компании был близок с Мотей (Бенедиктом) Левиным, талантливым весельчаком, автором добрых эпиграмм, впоследствии авторитетным организатором и руководителем общества ДИСК (Двинскер Идишер Спорт Клуб). Погиб на фронте.
Как на семейных торжествах, так и балах ДИСКа Александр обеспечивал музсопровождение.
Для обеспечения семьи Александр тяжело работал служащим, а одно время и коммивояжёром в области металлоизделий.

Касаясь Любы, то она в родительском доме получила должное воспитание. Перед поступлением в гимназию домой приходил старенький ребе для обучения основам идиш и главным молитвам. Окончание гимназии в 1915 году совпало с приближением фронта и необходимостью её отца – Кадышевича Шмуэль – Шабшеля, управляющего кожевенным заводом Гирша Грилихеса эвакуировать завод с оборудованием
и многими рабочими, а также семью в глубь России в Рыбинск. Люба поступила в Московскую зубоврачебную школу Коварского. В столице России девушка увлеклась театром. Когда у её отца спрашивали, что делает Люба в Москве, он отвечал: « Абонемент на обеды в еврейской столовой я ей купил, а абонементом на балет её обеспечивают мальчики. Да еще учится на зубоврачебном, а об успехах, об этом я вам скажу через несколько лет».
Но завершить образование Любе не удалось.
В 1920 году настало время реэвакуировать завод в Двинск. Старшие дети уже закончили своё образование, работали и обзавелись семьями. Отец попросил младшую дочь только проводить родителей в Двинск и вернуться в Москву на завершение образования. Но оказалось, что переехав границу Латвии, обратно в Россию нет возврата. Люба долго хлопотала, но не только визу в Россию, но и документы из зубоврачебной школы получить не удалось.
Так, не сумев продолжить образование в Латвии, она получила латвийское подданство и, как указывалось выше, вскоре вышла замуж за Александра – Зискинда Гавартина. В 1923 году родилась дочь Лия (Лиля). Через пять лет – сын Лев (1928 г.), Лиля перед войной считалась одной из самых красивых еврейских девушек города,успела получить среднее, а Лев- основное образование. Лиля окончила школу Добрина, затем гимназию Копылова, обе еврейские школы были с русским языком обучения. Своё образование Лёва начал в еврейской школе Каятского с преподаванием на иврите, но до 1940 года, когда иврит, как символ ненавистного советской власти сионизма, был сметён. Обучение в шестом классе продолжалось уже на идиш. Одноклассниками были: Тамара Бейлина (Шпунгина), Рувим Среберк, Гецель Розенберг.

26 июня 1941 г. рано утром семья Гавартиных устремилась на вокзал. Их было пять человек: отец и мать, двое детей и дедушка Шабшель Кадишевич. Как искренне верующий он взял с собой талес и тфилим.. Несмотря на панику и стрельбу, доехали до Индры. Семья нашла убежище в Южно-Казахстанской области, Тюлькубасском районе, селе Ванновка, где уже осели родственники и не требовалось тёплой одежды. Первое время в седьмом классе у Лёвы были трудности с русским правописанием. Однако, благодаря упорству и успехам по другим предметам седьмой класс он окончил с Похвальной грамотой. Дедушка Шабсель удивлял окружающих сохранившимися памятью, зрением и слухом. С приближением песаха 1942г. он беспокоился о маце. Дочь, соблюдая доступную технологию, пекла некое подобие. Накануне первого седера. Шабсель стал жаловаться на боли в лёгких. К утру вызванный врач поставил диагноз –воспаление лёгких, сделал укол, но спасти не удалось. Вечером к началу первого седера Шмуэль – Шабсель Кадышевич скончался как праведник.
Похоронили его сами на сельском кладбище, завернув в талес
С работы отца (Заготскот) дали лошадь, чтобы свезти и похоронить и директор предложить взять 3 кг свиного жира, чтобы справить поминки. Отец отказался, т.к.это осквернило бы память покойного.
Потом над нами смеялись - ведь этого жира, которого мы в глаза не видели, хватило бы на долгое время.
Так, без соблюдения иудейского ритуала был похоронен человек, большую часть жизни посвятивший обществу Хевра Кадыша и имевший уже купленное место на Даугавпилском еврейском кладбище. По семейной традиции накануне первого седера дома зажигается нер зикарон (свеча памяти) с фотографией Шмуэль – Шабселя Кадышевича и на богослужении читается кадыш. А жизнь семьи Гавартин продолжалась. Переехав через некоторое время в областной центр Чимкент, вся семья работала. Отец – бухгалтером в «Заготскот», мать – в артели вязала, Лиля обучала слепых вязать крючком. А Лев работал счетоводом на приемке скота и, закончив курсы, получил повышение по службе. Называли его «кишкентай(маленький) бухгалтер». "По - черному" помогал делать отчеты кладовщику, за что два раза в месяц получал немного муки, конопляного масла и карманных денег, которые тоже сдавал в скудный семейный бюджет.

В 1945 г. Гавартины вернулись в родной город. В том же году скоропостижно скончался отец Гавартин Александр – Зискинд в возрасте всего 53 лет.
Похаронен на Даугавпилском еврейском кладбище с надписью на памятнике хакоген.
Лев ежедневно в течении нескольких месяцев в функционировавшей уже (еще) в те дни синагоге говорил Кадыш, на скрывая это от своих одноклассников - комсомольцев Люба перенесла естественное тяжёлое моральное потрясение, к тому же оставшись без средств к существованию. Подрабатывала.

Вскоре дочь вышла замуж и переехала в Ригу. Через некоторое время семья дочери забрала мать в Ригу. Она работала и помогала растить внуков.
Лев окончил среднюю школу и, благодаря полученной медали, был принят в ЛЭТИ (в настоящее время Санкт – Петербургский электротехнический университет), в котором получил специальность инженера-электрофизика. Распределение Гавартина состоялось во время «Дела врачей» и, получив диплом с отличием, был направлен вместо аспирантуры (как его однокурсник, будущий академик Жорес Алферов) мастером цеха на Новосибирский завод радиодеталей. Там он прошёл ряд служебных должностей вплоть до главного инженера СКБ.

В 1957 году бракосочетался с коренной рижанкой Белой Мульнер. Получив под руководством академика Берга знания в области надёжности сложных систем
(см. "Надежность - мой компас земной" на Форуме Люди), в 1961 году был приглашён в Ригу для организации обеспечения надёжности на выделявшееся с завода ВЭФ производство оборонных подвижных и других средств связи-Объединение «Коммутатор». В ранге главного конструктора и зам. генерального директора научно – производственного объединения беспартийный Лев Гавартин посвятил надежности тридцать лет.

Перешагнув через своё семидесятилетие и сохранив хорошую память Любовь Самойловна она же Либа – Гителе Шмуэль-Шабшелевна стала автором своего гуманитарного проекта – написала «Летопись семьи», многие материалы которой, в частности, использованы в данном повествовании.
Она скончалась в 1979 году в возрасте 83 лет и похоронена на Рижском кладбище Шмерли.

В 1991 году Лия с семьями своих детей совершила алию в Израиль., где в 1998 году скончалась.

Лев и Бела в силу сложившихся обстоятельств с 1996 года со старшими внуками проживают в Германии.
ДОПОЛНЕНИЕ первое В ГЕРМАНИИ Часть 1
Два обстоятельства по приезду в Штутгарт предопределили выбор себе дела на пенсии в новой стране проживания (категорически выступаю против широко применяемого термина - вторая родина).
Первое - мне очень пришелся по душе город с его сложным гористым рельефом и большим числом архитектурных многоступенчатых лестниц по склонам (город штафелей) и длинющими туннелями.
Второе - еврейская община - практически единственное место общения пожилых. И я себе выбираю к р а е в е д е н и е.
Я много ходил и ездил по городу сам или совместно с Белой и знакомились с городом. Описывал и фотографировал интересные места. Рукописные копии - для нас лично была еще докомпьюторная эра - рассылал узкому кругу лиц. Случайно наткнулся на улицу Ицхака Рабина. Стал интересоваться, а есть еще улицы с еврейскими именами. В Штутгарте из более 4000 улиц, 1000 именных. Из списка вылавливал фамилию, подающую надежду, и с ней работал в городской библиотеке и архиве - компьтера все еще не было. Отбирал лишь со стопроцентной гарантией. Так началась акция «Наименование улиц – архив интересных людей» вначале с еврейским уклоном. Одновременно, знакомился с еврейской историей Штутгартского края, в частности, c золотым веком германского еврейства – вторая половина 19-го века и первая треть двадцатого. По архивным данным опубликовал - у нас уже появился компьютер - статью о вдохновителе этого сороколетнего периода в Штутгарте - первом либеральном раввине города. Сегодняшняя община, считающаяся ортодоксальной, его имени не поминает. А я. отыскав его сохранившийся памятник, читал лекции о нем и водил желающих к памятнику. Доля найденных, описанных и сфотографированных улиц, названных в честь знаменитых евреев, как штутгартских, так и мировых, существенно превзошла процент проживающих в городе евреев.

Набрав 55 (потом их число возросло до 60), я организовал выставку, с которой ознакомилось городское начальство и другие посетители. Описания интересных людей публиковал в Интернет – журнале «Заметки по еврейской истории». Иссякнув на еврейских улицах, акцию «Наименовние улиц – архив интересных людей» продолжал. Тут и германские государственные деятели, и изобретатели автомобиля, и Нобелевские лауреаты. Интересен договор между Российским царским двором и Вюртембергскими княжествами о взаимных бракосочетаниях. (Об этом можно прочесть набрав Проза ру Лев Гавартин). Начался новый исторический процесс - установка «Камней напоминания» у домов, в которых проживали жертвы фашизма, Подключился к нему и я – участием в процедуре и составлением городского атласа с указанием улиц, на которых установлены камни. Последний атлас с 108 улицами и около 400 камнями, врученный автору проекта – кёльнскому художнику, и последующая совместная фотография, часть проекта. Снова выставки, статьи, лекции.

И, естественно, постоянно рука на пульсе Израиля. Проанализировав работы специалистов, по кусочкам собрал специфическое отношение ООН к Израилю.
Поставил перед собой задачу описать неблаговидные действия ООН к «Ближневосточному урегулированию». С этой работой я, как мог, справился, и, снабдив наивно - идеалистическим заголовком, дождался её публикации.
Успехом самодеятельного журналиста мои виртуальные коллеги признали такой факт.
21.10.14 в Гостевой Берковича был опубликован мой очерк "Печальная аналогия".
В тот же день очерк был перепечатан газетой русскоязычной Америки "ЕВРЕЙСКИЙ МИР" и Нью - Йоркским
"ФОРУМОМ" под тем же заголовком с снабжением шестью фотографиями поименованных в очерке лиц.
Через несколько дней часть очерка перепечатал 9 канал Израиля
Продолжаю отдельные публикации и комментарии к работам интересных мне авторов по сегодняшний
день.


Часть 2 Архив


Толчок к созданию архива сделал учёный с широким спектром интересов – от социальной географии и истории до исследования творчества Мандельштама - профессор Павел Полян своей статьёй
«Идея, которая носится в воздухе», «Еврейская Газета» №10 (134), октябрь 2013.
Последующий обмен мнениями и определил детали.
С Павлом Поляном мы познакомились в 2007 году (В47) и потом изредка сотрудничали.
В определённой степени Полян в статье ответил на вопрос скептиков; кому это надо Мои работы по приобщению к иудаизму дополнительно к молельному залу получили высокую оценку руководителей Общины, Клуба сеньоров и Еврейского научного общества.
Мне показалось существенным многочасовое ознакомление с плакатами и альбомами профессора Карла Хайнца (В44) с оценкой, что его мнение об иммигрантах существенно изменилось.
Хранение комплектов материалов, кроме разового обращения к ним своего и по заказам, принесло и более видимую пользу:
-вывоз полных комплектов «Нашей газеты» и «Еврейской Газеты» на длительный срок для работы над диссертацией;
- многочасовое ознакомление, фотографирование, отбор и вывоз материалов для выставки во Франкфурте – на – Майне «Именно Германия»;
- отбор и вывоз плакатов на юбилейные сборы Клуба сеньоров.
И, наконец, количество просмотров зарегистрированных читателей Евгения Берковича материала «Штутгартское краеведение 1996 – 2007» в Форуме Евреи в Германии.
При оценках среди разных добрых слов прозвучал термин т р у д о л ю б и в.
В ответ на сетование Поляна в статье, что мало пишут о своей начальной жизни в Германии, я с сопровождающим спустился в келлер (подвал), папка №1, блокнот первый и, на основании первых писем, статья «Дорога и первые шаги в иммиграции».
Составил географический реестр, названный по образцу Александра Бовина: «Пять лет в Штутгарте среди
евреев и социаламта» ( с последующим расширением) с регистрацией когда и куда мы ездили (увы, в прошедшем времени) и кто приезжает к нам.
Результатами поездок являются 36 каталогизированных альбомов с фотографиями и часто с дополнительным текстом.
Периодическое прослушивание архаичных каталогизированных аудио- и видеокассет, СD и DVD дисков служат воспоминаниям.
Считаю, что трудолюбие всей жизни позволило, в частности, сформировать и этот Архив, содержащий всё, что сделано. Все это было бы невозможным без понимания, поддержки и практической помощи жены Белы.
Сегодня Бела, преодолевая трудности, стойко ведет семью к бриллиантовой свадьбе.
Спасибо за всё, родная.





ДОПОЛНЕНИЕ второе Л А Т В И Я - С С С Р - Е В Р Е И.

Элементы истории

В созданной в 1920 году парламентской демократической Латвии, еврейское нацменьшинство, занимало по численности третье место после латышей и русских - 4,5 % населения.

Евреи обладали национальной автономией, особенно в Даугавпилсе где они в довоенные годы составляли 25 – 30 % населения. Были еврейские начальные школы, гимназии, коммерческие училища, широкий спектр общественных, в том числе, сионистских, и религиозных организаций,

Во всех четырех сеймах парламентской Латвии активно участвовали еврейские депутаты.

Латышский историк из Швеции, рассматривая место и роль евреев в первой Латвийской республике, писал. что евреи были очень активное, хорошо организованное и очень обеспеченное национальное меньшинство.

15. мая 1934 года премьер – министр устроил военный переворот, распустил парламент, все партии, закрыл нежелательные газеты, приостановил действие конституциии ввёл свой авторитарный режим Ульманиса. Он официально наименовался «вождем» и «отцом нации».

Принял откровенные антиеврейские экономические меры,

Прекратил приём евреев в университеты и на государственную службу.

5 октября 1939 года Латвия и СССР подписали договор о взаимопомощи и на территории Латвии ( Прибалтики ) был размёщен ограниченный контингент Советских войск.

А 17 июня 1940 года Советский Союз насильственно оккупировал Латвию и другие прибалтийские страны на основании «Карты раздела Восточной Европы за подписью
Сталина и Риббентропа 23 августа 1939 года».

Президент Латвии был арестован и отправлен в Туркмению.По дороге подхватил дизентерию и умер. Попытки найти его могилу оказались безуспешными.

Известный советский и латвийский общественный деятель, народный депутат СССР, корифей латвийской журналистики, историографии и политики, первый 2 июня 1988 года публично зачитавший секретные протоколы Молотова – Риббентропа от 23. августа 1939 года с последовавшей репликой первого секретаря ЦК
КПЛ Бориса Пуго: « Ты убил советскую Латвию».
Следом, эти протоколы были зачитаны депутатом Вульфсоном на Втором съезде Народных депутатов СССР
29. декабря 1989 года.

Маврик Вульфсон был среди тех евреев, встречавших советские войска с цветами.
Для многих это была надежда на лучшую жизнь после ульмановского переворота, но главное, как написал Маврик. многим, было ясно, что ожидает евреев если Латвию захватят фашисты, и верили, что советская армия будет своего рода щитом от немецкой агрессии – был выбор между жизнью и смертью.

Я, одинадцатилетний парень, был среди евреев Даугавпилса, встречавших тепло советские войска. Какие чувства мною двигали?! Конечно, так дальновидно, как Маврику, мне думать было явно не дано. Но, для нас двинчан, по сравнению с латышами, это были свои. Подспудную роль для меня может быть играл тот факт, что все старшие братья и сестры моей матери жилы в Союзе, связи не было – они «родственников заграницей не имели». К тому же было просто интересно.

Год советской власти в Латвии был отмечен 13 и 14 июня 1941 г.массовой депортацией в Сибирь и другие отдалённые районы
Советского Союза 15424 человек, в том числе, 1771 еврея: частные предприниматели, ученые, журналисты,
активисты еврейских общественно – политических организаций.

Многие из них погибли в сибирских лагерях для заключённых.

Рекомендуемая литература:
Маврик Вульфсон. Карты на стол. Jumava. 1997 год.

ДОПОЛНЕНИЕ третье ДВИНСК - ЕВРЕИ и СИНАГОГИ
1778 Екатерина Вторая утвердила план Динабурга на 24 квартала, шесть из
которых было отведено для евреев.
В городе проживало 233 еврея.
1791 Издан указ об обеспечении для евреев постоянной черты оседлости, куда
вошел и Динабург.
1804 Религиозным общинам было предоставлено право выбирать раввина,
который утверждался губернскими властями.
1839 В городе проживало 2111 еврея и было 7 молитвенных домов.
С И Н А Г О Г И
___________________________________________________
№ Год Наименование К-во
п/п ввода мест
1. 1840 Новогородская 60
2. 1840 Плановер 85 Рогачевского раввина, Гавартины
3. 1840 Думеш
4. 1840 Большая общественная 220
5. 1850 Кадиш 113 Кадышевич
6. 1859 На Гриве 70
7. 1860 Голландского 60
8. 1860 Равдина 50
9. 1860 Альт Шуль 60
1862 В городе проживало 10934 еврея.
10. 1864 Большая Хоральная 500 Рядом с домом, в котором мы жили
до и после войны
11. 1865 Большая Новостроенская 84
12. 1865 Фридлянда 50
13. 1865 Добкина И. 50 Была синагога Добкина Г. – данных нет
14. 1865 Цина 100
15. 1870 Мясников 20
16. 1870 Рубина 27
17. 1870 Рубаненко 54
18. 1871 Столяров 60
19. 1872 Большой молитвенный дом 100
20. 1873 Ремесленрников 90
21. 1875 Идель - Райскис Создатель синагоги Идель - Райскис Лурье - мой прадед по линии бабушки Кадышевич. После его смерти перешла по наследству дедушке Кадышевичу, ставшего её габе.

21.а 1875 Адетнес 50
22. 1875 Малкиеля 52
23. 1875 Рабина 68
24. 1875 Персона 43
25. 1875 Березина 50
26. 1878 Витенберга 53
1880 По официально опубликованным данным средняя продолжительность
жизни евреев у мужчин 24 года 10 м-цев, у женщин 27 лет 6 м-цев.
27. 1882 Носильщиков 28
28. 1885 В Старых Стропах 35
1886 В городе проживали 27537 евреев, что составляло 39,9 % населения
29. 1890 В Ст. Форштате Райполес 30
30. 1890 Портных 20 Рабби Меир Симхо
31. 1890 Арша 34
32. 1895 Мясников 98
33. 1895 Сурица 40
1897 По данным переписи в городе проживали 69675 человек, среди них
32049 евреев (46,5 %), 99 процентов которых назвали идиш своим родным языком. Среди евреев-мужчин грамотных было 75-80 %,
среди женщин – около 50 %.
34. 1898 Извозчиков 40
35. 1898 Лабрана 40
36. 1899 Торговцев 56
37. 1900 Грингауза 97
38. 1909 Набережная 150

1913 В городе проживало 113048 человек, среди них 55686 евреев.
1919 В городе проживало лишь 8000 евреев
1919 В городе родились 178 евреев, умерло 1255.
1922 В городе проживало 14500 евреев, 40,8 % населения
1945 2. Августа горисполком решил предоставить верующим евреям
б. синагогу Кадиш.
1959 В городе проживало 2235 еврея (3,4 %).
1995 В городе – 900 евреев из них около 300 активистов

2013 Опубликован очерк «Издательский феномен небольшой еврейской
общины»

Источники информации: «Евреи в Даугавпилсе» книги 6 и 3 (1)
Post Reply