ИСТОРИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ ТОРЫ и цинизм её "толкователей".
Posted: Sun Nov 25, 2018 6:37 pm
М.ТАРТАКОВСКИЙ:
Два текста, относящиеся к одному и тому же эпизоду Торы/Моисеева Пятикнижия: встрече двух братьев Исава (Эсава) и Иакова (Яакова) после многих лет разлуки:
1. Тора/Моисеево Пятикнижие: «И побежал Исав навстречу Иакову, и обнял его и пал на его шею, и целовал его, и они плакали оба...» (Бырейшит/Бытие, 33).
2. Рав Зеев Мешков и др.: «Когда Эсав встретил Яакова и, обняв его, попытался укусить за шею, шея нашего праотца стала каменной, и старший брат сломал зубы».
Вот так искажается каноническая, священная для верующих Тора (вспомним историю Септуагинты) в угоду циничным соображениям!
Воспрянувший еврей:
Наступают последние времена! Воинствующий до скрежета зубовного атеист, обвиняющий самих верующих евреев во всех трагедиях их истории, борется против искажений Торы спекулятивными соображениями. Вся история евреев - спекуляция. Еще одно эпохальное открытие гения, оседлавшего все науки и искусства.
Воистину, если бы не было Тартаковского, его надо было бы изобрести!
Беленькая Инна - Воспрянувшему еврею, иже с ним:
А не могли бы расшифровать потаенную глубину этого толкования? Как его надо понимать, какой смысл вкладывали мудрецы?
М. Тартаковский:
Искажение текста священной Книги есть кощунство. Но этим уже столетиями кормятся циничные "толкователи". "Толкований" более полутысячи. Непонятно, что читается "соблюдающими" за субботним ужином...
Недоумение г-жи Беленькой, психолога, вполне понятно: повествуется о событиях, не имеющих ничего общего. В первом случае встречаются злейшие враги; один готов перегрызть горло другому. Во втором – сентиментальная встреча самых близких друг другу людей.
Что не удивительно: братья, родившиеся почти одновременно. По-нынешнему - неидентичные близнецы. Откроем Тору...
Да, куда как не святы главные персонажи Книги, самим Богом предназначенные к высокой миссии. Стал Исав (Эйсав) «охотником, человеком полевым», Иаков же, баловень матери, «жил в шатрах».
И вот младший брат нагло подставляет (предаёт, - если без обиняков) старшего, простодушного трудягу Исава. Тот, возвратясь изголодавшийся с поля, не раздумывая готов отказаться от первородства ради чечевичной похлебки, сваренной братом - от будущего ради насущной сиюминутности (как и случается со всеми нами). "Нет, ты поклянись мне нынче", - ловит его на слове хитрец Иаков. Простак клянется, не предвидя последствий.
Первородство же дело нешуточное. Это особое положение в доме отца, право на двойную долю наследства т.п.
Вслед за почти случайно оброненным словом разворачивается мудреная интрига криводушного Иакова (Яакова), обманом обретающего благословение отца, уже слепого старца Исаака, - проще говоря, выманивая наследство...
Всю жизнь отныне опасается он мести брата, бежит за тридевять земель в Харан (на вершине "благодатного полумесяца»), женится там...
Через много-много лет предстоит ему возвращение на родину, встреча с Исавом, которого он предал. Он отчаянно трусит. Посылает подарки, чтобы задобрить брата, всячески заискивает перед ним...
»И поднял Иаков свои глаза, и посмотрел, и вот: Исав идёт, и с ним четыреста человек... И он (Иаков) пошёл пред его лицо, и кланялся до земли семь раз, пока не приблизился к своему брату...»
Но простодушный Исав не помнит зла. «И побежал Исав навстречу ему, и обнял его и пал на его шею, и целовал его, и они плакали оба... И сказал Иаков: "... если я снискал милость втвоих глазах, то возьми мой подарок из моих рук, ибо я увидело твое лицо, как видел лицо Бога, и ты был благорасположенко мне"... И он заставил его, и тот взял. И тот (Исав) сказал: "Отправимся в путь, и пойдём, и я пойду рядом с тобой". (Бытие, 33).
Ситуация предельно однозначная и ясная: сравниваемые тексты – совершенно разные.
Да и надо ли было Исаву («с ним 400 человек!») впиваться в горло «противнику», который предстал перед ним только лишь со своими женщинами и детьми?..
Очевиден и глубокий ИСТОРИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ ТОРЫ, подтверждаемый далее и закреплённый Десятью Заповедями...
Benny, Канада:
Избрание еврейского народа воспринимается европейским Рацио как его оскорбление: Еврейский народ в лучшем случае еще не дорос до доверенной ему истины.
«Пятикнижие Моисеево, — пишет Гегель, — это только предсказание, всеобщее содержание которого не стало истиной израильского народа. Бог [в понимании евреев] есть лишь Бог этого народа, а не всех людей».
Руссо высказывается по этому поводу еще определенней:
«Тот, кто начинает с того, что выбирает себе один народ и отворачивается от всего остального рода человеческого, не есть общий отец человечества…»
Гегель и Руссо умные люди, но ненависть и зависть не позволяет этим духовным потомкам Эйсава (!М.Т.) признать то, что НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ самоочевидно им в любых случаях, НЕ связанных с потомками Йакова:
1) Эйсав добровольно отказался от статуса "первородства" в пользу Йакову. "Первородство" это ведь НЕ право, это СТАТУС с обязанностями и правами.
2) Когда Ицхак решил дать благословение сыновьям - Эйсав скрыл от своего отца важнейший факт своего отказа от статуса "первородства". Вмешательство Ривки и Йакова спасли Эйсава и его потомков от проклятия кражи благословения. А Йаков не крал благословение, праведник Йаков выбрал самую лучшую опцию из "очень плохая и вообще ужасная".
3) Прошлое не изменить, но будущее не столько зависит от грехов прошлого, сколько от решения в настоящем "прекратить делать плохо" и выбирать самую лучшую опцию из реально возможных.
4) Эйсав и его духовные потомки на Западе (!М.Т.) не только могут "служить Богу" и "нести свет истины народам". Они это уже много-много раз делали в прошлом и делают в настоящем - нередко даже лучше еврейских потомков Йакова.
5) В этих вопросах НЕТ и не может быть никакой "зависти во имя Истины" между духовными потомками Эйсава и Йакова: успех одних должен радовать других и наоборот - и те и другие ведь служат единому Богу.
Простой пример: во время Второй Мировой войны не могло быть никакой "зависти во имя победы" между артиллеристами и пехотинцами любой армии.
6) Но может быть "зависть во имя греха", когда например духовные потомки Эйсава из поколения в поколении пытаются повторить неудачную попытку Эйсава обманом получить благословение для "сына со статусом первородства". Многие христиане и атеисты-либералы Запада до сих пор считают себя "новым Израилем", а свои узкие ценности - "общечеловеческими", то есть "единственно правильными". И метод у них 100% эйсавовский: под прикрытием "справедливости" игнорировать последствия своих собственных добровольных действий.
Яков:
Benny, не вдаваясь в подробности, сообщу вам НЕ радостную "новость". Таки да, Маркс Тартаковский ПРАВ. В угоду своим амбициям (течению) и убеждениям, многие раввины норовят толковать Тору на свой лад, не редко СПЕКУЛИРУЯ, жонглируя понятиями, несовершенством, будто бы, перевода, и ... (правильно!) нашей религиозной необразованностью . Я лично не раз сталкивался с этим "чудным" явлением, отстаивая свои НЕ ортодоксальные взгляды на тексты Торы.
Михаил Штереншис:
Мидраши (толкования раввинов. – МТ) толкуют пассажи Танаха (Ветхого Завета. – МТ). Толкования перешли и в Талмуд. Оказывается Ева в Раю занималась сексом со змеем (трактаты Ебамот 103а, Шаббат 146а, Авода Зара 22б), а потом со всеми дьяволами (Берешит Раба 24:6) и имела от них детей. Если у женщины случается выкидыш, это наказание ей за евины похождения (Берешит Раба 20:6). Делались также намёки. что женщины это кастрированные мужчины.
В таком роде переиначили весь Танах.
Оказывается. Потифар (персонаж Торы. – МТ) был гомосексуалистом и купил Иосифа Прекрасного для своих удовольствий (Берешит Раба 86:3). Оказывается, Господь наслал на Египет лягушек. чтобы те откусили у египтян их мужские достоинства (трактаты Техиллим 105:452 и 78:350 и Шмот Раба 10:3). Оказывается, иудейский царь Иехоиаким вытатуировал на своём члене имя Господа (трактат Санхедрин 103б) и так вступил в инцест со своей матерью... (Ваикра Раба 19:6)...
("ЕВРЕИ. История нации". Израиль, 2008.стр. 228).
Два текста, относящиеся к одному и тому же эпизоду Торы/Моисеева Пятикнижия: встрече двух братьев Исава (Эсава) и Иакова (Яакова) после многих лет разлуки:
1. Тора/Моисеево Пятикнижие: «И побежал Исав навстречу Иакову, и обнял его и пал на его шею, и целовал его, и они плакали оба...» (Бырейшит/Бытие, 33).
2. Рав Зеев Мешков и др.: «Когда Эсав встретил Яакова и, обняв его, попытался укусить за шею, шея нашего праотца стала каменной, и старший брат сломал зубы».
Вот так искажается каноническая, священная для верующих Тора (вспомним историю Септуагинты) в угоду циничным соображениям!
Воспрянувший еврей:
Наступают последние времена! Воинствующий до скрежета зубовного атеист, обвиняющий самих верующих евреев во всех трагедиях их истории, борется против искажений Торы спекулятивными соображениями. Вся история евреев - спекуляция. Еще одно эпохальное открытие гения, оседлавшего все науки и искусства.
Воистину, если бы не было Тартаковского, его надо было бы изобрести!
Беленькая Инна - Воспрянувшему еврею, иже с ним:
А не могли бы расшифровать потаенную глубину этого толкования? Как его надо понимать, какой смысл вкладывали мудрецы?
М. Тартаковский:
Искажение текста священной Книги есть кощунство. Но этим уже столетиями кормятся циничные "толкователи". "Толкований" более полутысячи. Непонятно, что читается "соблюдающими" за субботним ужином...
Недоумение г-жи Беленькой, психолога, вполне понятно: повествуется о событиях, не имеющих ничего общего. В первом случае встречаются злейшие враги; один готов перегрызть горло другому. Во втором – сентиментальная встреча самых близких друг другу людей.
Что не удивительно: братья, родившиеся почти одновременно. По-нынешнему - неидентичные близнецы. Откроем Тору...
Да, куда как не святы главные персонажи Книги, самим Богом предназначенные к высокой миссии. Стал Исав (Эйсав) «охотником, человеком полевым», Иаков же, баловень матери, «жил в шатрах».
И вот младший брат нагло подставляет (предаёт, - если без обиняков) старшего, простодушного трудягу Исава. Тот, возвратясь изголодавшийся с поля, не раздумывая готов отказаться от первородства ради чечевичной похлебки, сваренной братом - от будущего ради насущной сиюминутности (как и случается со всеми нами). "Нет, ты поклянись мне нынче", - ловит его на слове хитрец Иаков. Простак клянется, не предвидя последствий.
Первородство же дело нешуточное. Это особое положение в доме отца, право на двойную долю наследства т.п.
Вслед за почти случайно оброненным словом разворачивается мудреная интрига криводушного Иакова (Яакова), обманом обретающего благословение отца, уже слепого старца Исаака, - проще говоря, выманивая наследство...
Всю жизнь отныне опасается он мести брата, бежит за тридевять земель в Харан (на вершине "благодатного полумесяца»), женится там...
Через много-много лет предстоит ему возвращение на родину, встреча с Исавом, которого он предал. Он отчаянно трусит. Посылает подарки, чтобы задобрить брата, всячески заискивает перед ним...
»И поднял Иаков свои глаза, и посмотрел, и вот: Исав идёт, и с ним четыреста человек... И он (Иаков) пошёл пред его лицо, и кланялся до земли семь раз, пока не приблизился к своему брату...»
Но простодушный Исав не помнит зла. «И побежал Исав навстречу ему, и обнял его и пал на его шею, и целовал его, и они плакали оба... И сказал Иаков: "... если я снискал милость втвоих глазах, то возьми мой подарок из моих рук, ибо я увидело твое лицо, как видел лицо Бога, и ты был благорасположенко мне"... И он заставил его, и тот взял. И тот (Исав) сказал: "Отправимся в путь, и пойдём, и я пойду рядом с тобой". (Бытие, 33).
Ситуация предельно однозначная и ясная: сравниваемые тексты – совершенно разные.
Да и надо ли было Исаву («с ним 400 человек!») впиваться в горло «противнику», который предстал перед ним только лишь со своими женщинами и детьми?..
Очевиден и глубокий ИСТОРИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ ТОРЫ, подтверждаемый далее и закреплённый Десятью Заповедями...
Benny, Канада:
Избрание еврейского народа воспринимается европейским Рацио как его оскорбление: Еврейский народ в лучшем случае еще не дорос до доверенной ему истины.
«Пятикнижие Моисеево, — пишет Гегель, — это только предсказание, всеобщее содержание которого не стало истиной израильского народа. Бог [в понимании евреев] есть лишь Бог этого народа, а не всех людей».
Руссо высказывается по этому поводу еще определенней:
«Тот, кто начинает с того, что выбирает себе один народ и отворачивается от всего остального рода человеческого, не есть общий отец человечества…»
Гегель и Руссо умные люди, но ненависть и зависть не позволяет этим духовным потомкам Эйсава (!М.Т.) признать то, что НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ самоочевидно им в любых случаях, НЕ связанных с потомками Йакова:
1) Эйсав добровольно отказался от статуса "первородства" в пользу Йакову. "Первородство" это ведь НЕ право, это СТАТУС с обязанностями и правами.
2) Когда Ицхак решил дать благословение сыновьям - Эйсав скрыл от своего отца важнейший факт своего отказа от статуса "первородства". Вмешательство Ривки и Йакова спасли Эйсава и его потомков от проклятия кражи благословения. А Йаков не крал благословение, праведник Йаков выбрал самую лучшую опцию из "очень плохая и вообще ужасная".
3) Прошлое не изменить, но будущее не столько зависит от грехов прошлого, сколько от решения в настоящем "прекратить делать плохо" и выбирать самую лучшую опцию из реально возможных.
4) Эйсав и его духовные потомки на Западе (!М.Т.) не только могут "служить Богу" и "нести свет истины народам". Они это уже много-много раз делали в прошлом и делают в настоящем - нередко даже лучше еврейских потомков Йакова.
5) В этих вопросах НЕТ и не может быть никакой "зависти во имя Истины" между духовными потомками Эйсава и Йакова: успех одних должен радовать других и наоборот - и те и другие ведь служат единому Богу.
Простой пример: во время Второй Мировой войны не могло быть никакой "зависти во имя победы" между артиллеристами и пехотинцами любой армии.
6) Но может быть "зависть во имя греха", когда например духовные потомки Эйсава из поколения в поколении пытаются повторить неудачную попытку Эйсава обманом получить благословение для "сына со статусом первородства". Многие христиане и атеисты-либералы Запада до сих пор считают себя "новым Израилем", а свои узкие ценности - "общечеловеческими", то есть "единственно правильными". И метод у них 100% эйсавовский: под прикрытием "справедливости" игнорировать последствия своих собственных добровольных действий.
Яков:
Benny, не вдаваясь в подробности, сообщу вам НЕ радостную "новость". Таки да, Маркс Тартаковский ПРАВ. В угоду своим амбициям (течению) и убеждениям, многие раввины норовят толковать Тору на свой лад, не редко СПЕКУЛИРУЯ, жонглируя понятиями, несовершенством, будто бы, перевода, и ... (правильно!) нашей религиозной необразованностью . Я лично не раз сталкивался с этим "чудным" явлением, отстаивая свои НЕ ортодоксальные взгляды на тексты Торы.
Михаил Штереншис:
Мидраши (толкования раввинов. – МТ) толкуют пассажи Танаха (Ветхого Завета. – МТ). Толкования перешли и в Талмуд. Оказывается Ева в Раю занималась сексом со змеем (трактаты Ебамот 103а, Шаббат 146а, Авода Зара 22б), а потом со всеми дьяволами (Берешит Раба 24:6) и имела от них детей. Если у женщины случается выкидыш, это наказание ей за евины похождения (Берешит Раба 20:6). Делались также намёки. что женщины это кастрированные мужчины.
В таком роде переиначили весь Танах.
Оказывается. Потифар (персонаж Торы. – МТ) был гомосексуалистом и купил Иосифа Прекрасного для своих удовольствий (Берешит Раба 86:3). Оказывается, Господь наслал на Египет лягушек. чтобы те откусили у египтян их мужские достоинства (трактаты Техиллим 105:452 и 78:350 и Шмот Раба 10:3). Оказывается, иудейский царь Иехоиаким вытатуировал на своём члене имя Господа (трактат Санхедрин 103б) и так вступил в инцест со своей матерью... (Ваикра Раба 19:6)...
("ЕВРЕИ. История нации". Израиль, 2008.стр. 228).