Re: "...И породил Адам в подобии своём по образу своему...
Posted: Tue Apr 25, 2023 10:45 am
Бормашенко, профессор-физик, Израиль:
"У нас в Гостевой весеннее обострение антисемитизма...
Вы про цицит, талит, тфилин, кипу и пейсы забыли???? Ничего страшного, я забыл - вы напомнили. Не это главное. Главное то, что человеку в такой экипировке под силу решить любую проблему, естественнонаучную или гуманитарно-философскую, могу смело предположить, что и ТРИЗ тоже уже давным-давно была разработана и описана в Торе. Надо только уметь расшифровать..."
Маркс Тартаковский. "Откровение ТОРЫ". (305)
"…..Элементарному здравому смыслу предстоят и другие испытания. Открывается История, согласно Торе, эпохой праотцев, каждый из которых прожил едва не тысячу лет….."
Бормашенко-Тартаковскому (311):
"Маркс Самуилович, спасибо за интереснейшее исследование".
::::::::::::::::::::
Ссылка выше — в напоминание о том, что я вникал в эту проблему. Вправе рассуждать о ней. Работа опубликована и в Израиле...
Так вот, не смешиваете ли вы близкие, но всё же разные ипостаси (уместный здесь религиозный термин) — веру во Всевышнего и — суеверие:цицит, талит, тфилин, кипу, пейсы, субботу. Верующий как личность в моих глазах вполне равнозначен атеисту. Когда-то Дмитрий Поспелов (президент советской/российской) Ассоциации искусственного интеллекта) говорил мне о том, что в его окружении есть коллеги, подозревающие, что все мы обретаемся не в реальном, а в виртуальном мире. Это не мешает им оставаться порядочными и даже просвещёнными людьми…
Сначала, как привык, о личном. В конце 60-х проживал я с юной женой и только что родившейся дочкой наконец-то в собственной кооперативной квартире в Химках-Ховрино. Счастье для меня несравненное. Но престарелые родители оставались в Киеве, в чердачной каморке с шаткой лестницей (все «удобства» внизу, во дворе). Папа (астматик) едва управлялся с уже безнадёжно больной мамой. Но на наших 15-ти кв.м. их, естественно, не прописывали. Я до того извёлся, что напрочь пропал сон и возникли что называется «глюки»: мне на улице вдруг казалось, что если повернусь на месте, или проделаю что-то иное ритуальное, то родителям — может быть! - станет как-то лучше. Вполне понимал, что это чепуха, бред, но — а вдруг?.. Так что поворачивался и проделывал… Пока не перевёз, всё-таки, стариков в Москву - и психоз напрочь пропал. Другие появились заботы.
Так вот, искренняя вера в Создателя вполне уважаема — как любое личное убеждение. "Как же Бога нет, если всё сущее создано им?.." Тогда как суеверие — отзвук первобытного (если мягко) состояния. И сознательно наживаться на этом — безнравственно.
Малинский Эдуард, Израиль: «...Хорошо известно не очень-то полезное, мягко говоря, влия-ние ультраортодоксальных кругов (соблюдение святости субботы и прочая) на экономику страны и уклад гражданского общества. Мы должны помнить историю с запретом субботнего трансфера турбины из Ашдодского порта на Хедерскую ТЭЦ, запрет на проведение в субботу даже аварийно-восстановительных работ на железной дороге: перенос этих работ на будни буквально ввергал в паралич жизнь всей страны; должны помнить и о том, как рав Лицман, эксминздрава угрожал ввести запрет на добычу углеводородов в субботу. Это счастье, что в Израиле нет металлургии, иначе могла быть запрещена субботняя вахта на мартенах и доменных печах...»
Vladimir U: »Те, кто хотя бы раз в жизни побывал в Израиле, наверняка знают, что светским израильтянам весьма не нравится то, во что ультраортодоксы стремятся превратить жизнь страны в шаббат (он же-шабес) (закрытие всего (торговых точек, кафе, кинотеатров, музеев, общественных мест отдыха и др.), перекрытие улиц не только в районах их проживания, но и в пограничных районах и т.д., прекращение всех работ (ремонт, профилактика систем безопасности) на железной дороге и автомобильных трассах. Вероятно не все знают, что, допустим, в Иерусалиме, работающие в центре города (там где туристы!) частные бизнесы (кафешки, магазинчики) платят штрафы за работу в шаббат. Платят, но не закрываются. Платят, не смотря на то, что толпы ультраортодоксов периодически пытаются с криками " "шабес, шабес" их заблокировать...
Я прожил в центре Иерусалима более 15 лет и неоднократно наблюдал подобную картину».
Так вот, всем этим и подобным озабочены тысячи и тысячи израильтян, уже четвёртый месяц выходящих с флагами на демонстрации против ортодоксального министриата, возникшего в Кнесете благодаря махинациям премьера, находящегося под следствием и прилагающего сверхусилия, чтобы выпутаться из обвинений...
И безнравственно губящего "опекаемую им страну".
«Истинная добродетель, - полагал Барух Спиноза, - есть ни что иное, как жизнь по одному только руководству разума…, ибо люди, управляемые разумом, т. е. люди, ищущие собственной пользы по руководству разума, не чувствуют влечения ни к чему, чего не желали бы другим людям, а потому они справедливы, верны и честны».
В 1656 г. - ему было тогда 24 года - Спиноза был подвергнут «великому отлучению» -«ввиду чудовищной ереси, им исповедуемой и проповедуемой, и ужасных поступков, им совершаемых»...
Было объявлено: «Будь он проклят, когда он выходит, и проклят, когда входит. Пусть Б-г не прощает его грехов. Пусть Б-r гневается и сердится на этого человека и обрушит на него все проклятия, которые записаны в Торе. Пусть Б-r вычеркнет его имя под небесами и пусть Б-г уничтожит его и выбросит из колен израильских...»
Отлучение было абсолютным. Ни один еврей не должен был иметь с ним дела, говорить с ним или стоять ближе четырех шагов от него».
Позднее Спиноза писал: «Богословская ненависть – особый и жестокий вид ненависти – не ограничивается исключением отступника из духовной корпорации. Она посягает на гражданские права личности, не имеющие ничего общего с религиозными убеждениями, в том числе и на такие права, которые не отнимают и у самых закоренелых преступников».
После изгнания из еврейской общины Спиноза вынужден был покинуть Амстердам. Но жизнь изгнанника, полная лишений, не сломила его.
Спиноза, понимая сущность Бога иначе, чем ортодоксальные раввины, отнюдь не был безбожником. Идея Бога занимает центральное место в его философии. Спиноза: «Все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемым».
Барух Спиноза вышел из амстердамской общины не для того, чтобы перейти в другую религию, но для того, чтобы обрести духовную свободу. Раввины в либеральной Голландии отказали ему в праве называться евреем, подвергнув анафеме - херему.
Проклятие раввинов не смогли отменить даже в 20 веке. В 1950-е гг. израильский премьер Бен-Гурион настаивал на ретроспективной отмене херема. Но раввины Амстердама не откликнулись на его предложение.
А вот мнение насчёт «антисемитской паранойи» нашего современника Мих. Хейфеца - многолетнего «узника Сиона» в Советском Союзе, научного сотрудника Центра по изучению и документации восточно-европейского еврейства при Иерусалимском университете, автора многих книг и работ о судьбах еврейства – т. е. отнюдь не чуждого еврейскому патриотизму:
«Владимир Жаботинский ясно понимал, что в еврейском мире остро не хватает личной порядочности и благородства. Религия, которая, казалось бы, должна вносить в общину мораль и совесть, отказалась от этой непосильной задачи – даже в отношения между религиозными людьми, уж тем более к нечленам общины. Иудаизм издавна допускал двойную мораль – в отношениях с евреями, с одной стороны, и с неевреями («гоим» - «народами»), с другой. Но сия двойная мораль размывала основы личностей, и аморальность неизбежно проникала в отношения с нерелигиозными евреями тоже, потом – дальше, во внутренние отношения в самих общинах. Иначе в мире не бывает: двойной счёт развращает, разлагает всё. Жаботинский возмечтал о новом кодексе личного поведения еврея, кодексе, который назвал «адар»: в буквальном переводе это примерно - «блеск славы», а в толковании Жаботинского - «величие».
Не до величия тут — довольно бы элементарной справедливости.