ОРАНЖЕВОЕ ЛЕТО - 2005

Что бывало...

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
yehudinfo
ветеран форума
Posts: 359
Joined: Fri Feb 22, 2008 1:43 pm

ОРАНЖЕВОЕ ЛЕТО - 2005

Post by yehudinfo »

Мы с Товарищами посоветовались и решили подобрать материалы для рубрики «Оранжевое лето - 2005».

Три года назад мы, в общем-то, против своей воли двинулись вперед, к нашим нынешним горечи и опустошению.

Тогда это сопровождалось романтической героикой, а то – и настоящим героизмом сопротивления, за три года деградировавшим в тупое, тихое нытьё и сетования.

Но, быть может, оглянувшись, мы сумеем увидеть надежду, которая была еще тогда с нами, и вернуть ее?..

Антипартийная Группа Товарищей.
yehudinfo
ветеран форума
Posts: 359
Joined: Fri Feb 22, 2008 1:43 pm

Re: ОРАНЖЕВОЕ ЛЕТО - 2005

Post by yehudinfo »

Рубрику открываем ранее не известными нам заметками тех времен Д.Рубиной, найденными в Интернете.

ОРАНЖЕВОЕ ЛЕТО – 2005

Дина Рубина

СМЕРТЬ БУДЕТ ВАМ БОГОМ

http://www.dinarubina.com/texts/journalism/230605.html


Что касается местожительства, то скажу твердо: я свой балкон ни на какие версали не променяю. Нависает он над Вади Эль-Хот, древнейшей дорогой в Иерусалим, дорогой, по которой паломники и завоеватели всех мастей поднимались из Иерихонской долины в этот непростой и непокорный город. Всегда проходили здесь торговые караваны, разные люди встречались, передавались из уст, что называется, в уста предания старины...
Ну, а мой балкон тоже до известной степени — перекресток путей, место встречи проезжих людей....Редкая залетная птица, щебечущая по-русски, пролетая над Иерусалимом, не присядет на мой балкон. Шендерович подтвердит: сам сидел недавно, орешки клевал, клюв в вине замочил, байки рассказывал.
Самые разные темы питают здешние разговоры под оклики муэдзина с минарета соседней мечети.
Я даже задумываюсь в последнее время: не завести ли новую рубрику — "байки с моего балкона"?
Дня три назад, к примеру, оказалась здесь моя приятельница, профессор из Бостона Анна Гейфман, специалист по истории и психологии современного террора, автор книги на английском языке "Смерть будет вам Богом ( От российского нигилизма до мусульманского терроризма)". В этой книге, кстати, автор подробно описывает методы, которыми создают профессиональных террористов. Описывает "фабрику смерти", дьявольское производство террористов-самоубийц: жесткий отбор в группы, психологическую подготовку, социальную инженерию, поэтизирование смерти. Аня говорила весь вечер, а я вкратце перескажу основное.
— Политические-то убийства существовали испокон веков. Но массовый террор против гражданских лиц — это достижение 20 века. И, как ни удивительно, зародился он в России. Например, мало кому известно, что за несколько лет первого десятилетия нового века было осуществлено 21 тысяча покушений, из них — 17 тысяч — "удачных".
Мало кто знает, что упавшие башни 11 сентября имели свой российский прообраз: боевая организация эсеров в начале века планировала уничтожить дворец в Петергофе при помощи летательного аппарата. А член боевой питерской организации большевиков Наталья Драбкина перевозила взрывчатку на теле собственной четырехлетней дочери...
... Анна оказалась в Израиле в составе группы американских наблюдателей — юристов, журналистов и политологов, которые совершили подробный и познавательный вояж по израильским тюрьмам.
В тот день, когда Аня сидела на моем балконе, Израиль обязался освободить еще одну партию палестинских заключенных. Много чего за две недели повидавшая в Израиле и совершенно обалдевшая Аня пересказывала диалог между американским журналистом, борцом за права заключенных, и высоким чином внутренней разведки Израиля.
— Вы считаете этичным применение пыток? — спросил борец за права заключенных.
— Что вы называете пытками? — вежливо уточнил высокий чин.
— Ну, например, не давать подследственному спать...
— Послушайте, — внешне не теряя благорасположения, произнес офицер. — А вы представьте ситуацию, когда нам удалось схватить и обезвредить террориста, и он сидит передо мной, нагло развалясь. Смертной казни у нас, видите ли, не существует. Поэтому что бы он ни натворил, у него всегда есть надежда, что года через два-три-пять он может выйти на свободу в обмен на тело какого-нибудь убитого израильского солдата. Вот он сидит передо мной, но я-то знаю, что еще два таких типчика вместе с ним вышли из Шхема вчера утром и бродят где-то в поисках автобуса или дискотеки, или детского сада. Время идет, счет идет не на часы, а на минуты...И что — он у меня будет спать? — вкрадчиво осведомился толстый и на вид вполне добродушный дяденька. Повисла пауза.
— Нет, он у меня спать не будет! — закончил офицер.
И надо было видеть, с какими вытаращенными глазами специалист по террору, повидавший несколько израильских тюрем, описывала условия, в которых живут убийцы. Да еще накануне группу возили на корабли израильского военного флота, и у "борцов" была возможность сравнить весьма жесткие и тесные условия жизни военных моряков на подводных лодках и просторные камеры с телевизором, где бодрые упитанные террористы встречают "борцов за права" требованием немедленно сообщить еще адреса правозащитных организаций в Европе и Америке.
— Мы приехали с Севера после целого дня поездок — уставшие, голодные... Подоспели к самому тюремному обеду. Увидели эти фрикадельки...ох, как захотелось присоединиться к трапезе...Не дали!
До поздней ночи сидим мы на балконе. Сверкает извилистая цепочка фонарей на старинном пути паломников, торговых караванов и странников разных сортов и мастей.
Я стелю гостье постель и напоследок перед сном открываю газету.
И по известному принципу "притяжения сюжета" первым делом натыкаюсь на маленькую заметку, в которой сообщается, что двое амнистированных палестинских заключенных отказались выходить из тюрьмы. И далее по тексту: "Дело в том, что один из них решил продолжить учебу на аттестат зрелости в рамках учебной программы Управления тюрем, а второй предпочел остаться в камере с братом. Палестинские заключенные выразили удовлетворение тем, что в израильских тюрьмах им создаются все условия для сдачи экзаменов на аттестат зрелости"
И уже засыпая, думаю — не взорвать ли мне кого? Отдохнуть, подучить иврит, закончить бесплатные курсы по античной, например, этике...

Специально для "Новой газеты"
23.06.2005 г.



СВОИ ПРОТИВ СВОИХ

http://www.dinarubina.com/texts/journalism/150805.html


Утром по электронке пришло письмо от американских друзей, буквально неделю назад гостевавших у нас:
"С огромной тревогой следим за тем, что происходит в Израиле. Плохо знаю историю, но кажется, впервые "свои" идут против "своих". Какая-то дичь, — кажется, что будет гражданская война, это — с одной стороны; с другой, слушаю"business news" и узнаю, что цены на земли израильтян в Гуш Катифе, на пляжи и прочие раздолья страшно поднялись в цене "в предвкушении" того момента, когда израильтяне уйдут, а богатейшие арабы из всяческих эмиратов кинутся, как коршуны, вкладывать в эти земли свои кровавые террористические миллионы. Не помню, кто предсказал конец света в 2012 году?
А у меня перед глазами стоит горная дорога в огнях, на которую я смотрела с вашего балкона, и дома бедуинов, и горы, и башни Иерусалима, и рощи, и небо, и луна, вдруг скатившаяся за гору"...
Это — взгляд извне ситуации, в нем — вероятно из-за расстояния — ощущается тот "общий пейзаж", особая настроенность фокуса, в которой детали неразличимы. Мы же тут, изнутри, барахтаемся в деталях, которые, как обломки мачт, обрывки одежды, чья-то целлулоидная кукла, чья-то тонущая собака — крутятся в водоворотах, проплывают перед глазами изо всех сил гребущего в воде человека, попавшего в кораблекрушение...
Например, вопль в одной из газет: куда девать коров?! В самом деле, куда девать легендарных рекордсменок удоев из огромного коровника еврейских поселений, коров, поящих молоком не только израильтян? Мы не позволим разбивать стадо, говорит один из поселенцев, работающих в коровнике, это недопустимо: животных нельзя волновать, это уникальные коровы! Они привыкли быть вместе, мы обязаны подумать об их дальнейшей судьбе.
А что делать с уникальными теплицами, которые, к примеру, давали четверть органического картофеля, поставляемого в Европу? С теплицами, на которые приезжали взглянуть аграрии со всего мира, ибо картофель там выращивался не в земле, а чудесным образом, в воздухе, — в подвешенных поддонах с особой органической смесью...
В конце, концов, что делать с могилами, которых за более чем тридцать лет накопилось достаточно, и они продолжают прибавляться, ибо в среднем за неделю в этом многострадальном районе осуществляется до 80-ти терактов! Как известно, арабы не церемонятся с нашими могилами. Надгробными плитами с еврейских могил иорданцы в свое время выстилали дорогу к арабским нужникам. Плита с могилы библейского царя Осии — на Масличной горе — была найдена утопленной в выгребной яме нужника, принадлежащего известному арабскому клану Хусейни...
Ну, и так далее...
Мы барахтаемся в деталях, хотя главное надвигается с неумолимой скоростью: 15 августа — сакраментальная дата, которую муссируют средства массовой информации не только в Израиле. Ибо это тот самый момент истины, который покажет — сможет ли государство и народ выдержать невероятное давление политической ситуации. Уж нам ли, родившимся в Советском Союзе и зубрившим новейшую историю России, не знать, что такое это: гражданская война!
"В США федеральное правительство неоднократно использовало Национальную гвардию для подавления расовых волнений", — пишет политический обозреватель Дов Конторер в газете "Вести", — "Однако Армия Обороны Израиля, в отличие от американской армии, формируется на основе всеобщего воинского призыва. Соответственно, против граждан страны здесь используют не наемников, а молодежь, призванную в вооруженные силы с единственной целью: защищать свою Родину. Последнее вовсе не совпадает с участием в репрессивных мероприятиях, посредством которых премьер-министр пытается подавить гражданское движение протеста".
Да и как тут совместить несовместимое, когда чуть ли не главное право в Уставе солдата Армии Обороны Израиля, — есть право НЕ ВЫПОЛНЯТЬ безнравственный приказ командира. Это, своего рода уникальное право, всегда позволяло израильскому солдату (и израильскому народу) гордится своими вооруженными силами. Это право позволяет сейчас многим солдатам отказываться принимать участие в насильственном переселении жителей Гуш Катифа. Часть, в которой служит моя дочь, не принимает участие в этой — как считают многие израильтяне — позорной акции.
— А если б принимала...— осторожно спрашиваю я ее, с холодком в сердце, — Ты бы...?
— Конечно, нет!!! — возмущенно кричит она.
Но несколько ее друзей, бывших соучеников, будут брошены на усмирение поселенцев, то есть, станут тащить, пихать, разливать водой, бить дубинками, и бог еще знает — что делать со своим народом. А если потребуется, то и стрелять? Или как? — А что, — отвечают мне, — вот поселенцы же готовят отряд девушек-десантниц...
Недавно такая компания, человек пять солдат и солдаток, отпущенных домой на субботний отпуск, сидела у меня дома и орала, стараясь перекричать один другого. Я ушла к себе и закрыла дверь. Не из-за шума: не было сил смотреть на их юные лица, искаженные бессильной горечью.
Сейчас Израиль представляет собой довольно красочное зрелище: вся страна полыхает оранжевым цветом: это знак протеста против политики правительства. Оранжевые ленточки на автомобилях, оранжевые платки на шеях, оранжевые майки, кое-где даже — оранжевые ошейники на кошках и собаках. Лично я даже видела оранжевую ленточку, вплетенную в гриву арабского осла. А что ж, ведь, между прочим, среди прочих трагедий, и семь тысяч палестинских рабочих сектора Газа, тех, которые работали в поселенческих теплицах, потеряют работу. Кто эти обездоленные семьи возьмет на свой баланс? Вот уж, подозреваю, не главари ХАМАСа, на сайте которого уже вывалена полная и радостная программа дальнейших террористических атак на города Израиля. Ведь теперь, с нашим уходом из Газы, их ракетам станут доступны не только Ашкелон и Ашдод, но и самый что ни есть Тель-Авив.
Может быть, поэтому гигантский митинг противников ухода из Газы состоялся именно в Тель-Авиве. Кажется, вся страна ринулась на площадь Рабина.
— ...Такого количества народу я в жизни своей не видел, — рассказывал наш друг, художник, поселенец из Северной Самарии...— Оранжевое море затопило всю площадь и окрестные улицы...Меня на пропускном пункте обыскивал один из полицейских, пожилой такой мужик с усталыми глазами. Достал из моей сумки флягу, спрашивает:
— Что это?
— Ты что, не видишь, фляга, — говорю я.
— Да, но для чего?
Я говорю ему: — Для водки!
Он вернул мне флягу, потрепал меня по плечу и сказал: — Проходи, друг!

Специально для "Новой газеты"
15.08.2005 г.
yehudinfo
ветеран форума
Posts: 359
Joined: Fri Feb 22, 2008 1:43 pm

Re: ОРАНЖЕВОЕ ЛЕТО - 2005

Post by yehudinfo »

В прошлый раз мы разослали заметки израильтянки Д.Рубиной. Сегодня – статья гостьи Страны Е. Альбац

ОРАНЖЕВОЕ ЛЕТО – 2005

Израиль: Со слезами на глазах
http://www.ej.ru/?a=note&id=1664
23 АВГУСТА 2005 г. ЕВГЕНИЯ АЛЬБАЦ


В понедельник к вечеру последние из восьми тысяч еврейских поселенцев Газы – этой маленькой полоски земли в двухстах с чем-то километрах к югу от Тель-Авива, площадью 363 квадратных километра и одной из самых высоких в мире (4300 человек на каждый квадратный километр) плотностью населения — покинули, или их заставили покинуть, последнее из двадцати одного поселений Газы, Нецарим.

Туда уже пришли, как и в другие поселки, бульдозеристы Армии обороны Израиля (АОИ), дабы снести стены домов: палестинцы не хотят, да объективно и не могут жить в силу своей численности, в жилищах поселенцев – они предпочитают строить многоэтажные дома.

К концу сентября армия, согласно плану размежевания, оставит свои позиции в Газе и передаст контроль над территорией силам безопасности Палестинской автономии.

В начале октября солдаты Израиля уйдут и с так называемой Филадельфийской дороги – с блокпостов на самой южной точке Газы, в Рафахе, аккурат на границе с Египтом. По западной, египетской стороне границы, на отрезке в четырнадцать километров арабские соседи обещались выставить 750 полицейских – дабы перекрыть контрабанду оружия в Газу.

На этом закончится – или должна закончиться — 38-летняя история живого еврейского щита на Средиземном море.

«Мы мечтали о [построении] Великого Израиля, — сказал в своем обращении к нации премьер-министр Ариэль Шарон накануне 15 августа, дня начала размежевания. – Не получилось».

Между прочим, название последнего из эвакуируемых поселков Газы – Нецарим – в переводе с иврита означает «вечность»…

Впрочем, многое другое тоже не получилось: например, сбросить всех евреев Ближнего Востока в Средиземное море – уничтожить государство Израиль, как было записано в уставе Организации освобождения Палестины (и поддерживалось большинством арабского мира) вплоть до конца 80-х годов.

«Разорванный» народ?

Тема «разорванного» народа, разделенной еврейской нации проходит через репортажи многих газет и телевизионных сюжетов, включая российские. «Евреи против евреев» — именно так начинались репортажи CNN и BBC, равно как и местных израильских каналов, и ивритских, и русских, в самом начале прошлой неделе. Пугал призрак гражданской войны, братоубийственных столкновений, неподчинения солдат приказам вышестоящих офицеров: в АОИ от 30 до 40 процентов личного состава — религиозные евреи, для которых поселения в Газе (и особенно, конечно, на Западном берегу Иордана, где, согласно первому этапу плана размежевания, уже ликвидированы два и сегодня–завтра будут снесены еще два из 125 расположенных там еврейских поселений) не просто местожительство их соплеменников, но утраченная на века Библейская земля.

Однако реальность оказалась в значительной степени другой, весьма существенно отличающейся от прогнозов пессимистов и правых консерваторов. До начала эвакуации поселений от участия в операции из почти 50 тысяч солдат отказалось сорок человек, во время – один (по другим данным, трое).

Всю прошлую неделю я ездила по Израилю – накрутила на спидометре с полтысячи километров. Была и на севере – в Галилее и на Голандских высотах, и на юге, в секулярных Тель-Авиве и Натании, равно как и во вполне ортодоксальном Иерусалиме. Везде считала машины с оранжевыми ленточками – знаками несогласия с планом ликвидации поселений. Насчитала от силы сорок-пятьдесят таких машин. Больше всего, конечно, в Иерусалиме. Причем машины, что меня удивило, были самые разные: от развалюх ультрарелигиозных районов до «ауди» таких традиционно сдержанных интеллигентских кварталов, как Немецкая колония или Рахавиа. Зато за всю дорогу от Иерусалима до кибуца Мево Хама – а это самый край Голандских высот, где сходятся границы Ливана, Сирии и Иордании — машин с оранжевыми ленточками я насчитала общим счетом семь. Правда, не было и других – с синими ленточками (сторонники плана размежевания). Не сомневаюсь, что в Газе или на Западном берегу от оранжевого цвета пестрит в глазах. Что совершенно понятно: поселенцы вложили в эти земли, в песок, который они превратили в зеленые оазисы, теплицы, парники, не только сотни тысяч долларов (как своих, так, по большей части, бюджетных и пожертвований), но и свой труд, свой пот, свои — нередко — жизни.

Мои наблюдения подтверждают и данные социологических опросов: от 50 до 60 процентов израильтян стабильно отдают свои голоса плану Шарона.

Причин на то несколько. Одна очевидная: страна устала от террора. И хотя ликвидация поселений в Газе серьезных гарантий безопасности не дает (следом встанет вопрос – уже встает — о поселениях на Западном берегу Иордана, потом – о статусе Иерусалима, и так далее), и тем не менее это – серьезный шаг на пути разрешения израильско-палестинского конфликта. Как минимум это может серьезно повлиять на мировое общественное мнение, и, следовательно, даст возможность лидерам США, Великобритании, ЕС (а последние весьма жестко настроены по отношению к Израилю) давить на правительства тех арабских стран, которые имеют влияние в регионе и/или финансируют экстремистские организации типа ХАМАС.

Вторая причина, скорее, волнует политиков, и связана она с демографией. А именно, создание отдельного государства Палестины оказывается необходимым и самому Израилю: в противном случае, в силу высокой рождаемости среди палестинцев и низкой – среди израильтян, еврейское государство перестанет быть еврейским, растворится среди мусульман.

Наконец, третья причина вполне прагматическая: поселения требуют больших финансовых затрат. Не раз и не два мои собеседники-израильтяне говорили о том, сколько тысяч долларов тратится ежегодно на каждого поселенца в Газе или на Западном берегу – прежде всего, на безопасность. На оккупированных территориях каждого поселенца защищают от двух до четырех солдат АОИ, солдаты сопровождают каждого ребенка в школу и обратно, они же становятся главной мишенью для палестинских снайперов. Сторонники плана размежевания отказываются понимать, почему жизнью свои детей и внуков–солдат (только в июле этого года в Газе было зафиксировано 400 вооруженных инцидентов, 8 израильтян погибли) они должны платить за убеждения религиозных ортодоксов, которые не разделяют. Почему должны выкладывать на это свои деньги, и немалые — подоходный налог в Израиле достигает 49 процентов, плюс налог с продаж (17 процентов), на собственность, на товары роскоши, к которым относится и самый обычный автомобиль (и тут налог при покупке составляет 100 процентов).

Кстати, поселенцы, эвакуированные из Газы, получат компенсацию за оставленную собственность от правительства Израиля на сумму от ста до трехсот тысяч долларов США. Учитывая, что продать свои дома они не могли бы, даже если б захотели – просто нет покупателей, — это более чем достойное возмещение.

Есть, правда, в истории с поселениями одна существенная деталь, которую противники Шарона с полным основанием используют как аргумент: на протяжении тридцати восьми лет все прежние правительства Израиля, и левые, и правые, как минимум не препятствовали, а чаще — поддерживали строительство поселений в Газе и, особенно, на Западном берегу реки Иордан. Ариэль Шарон и сам, в бытность свою министром по жилищному строительству (начало 90-х годов), являлся не просто активным сторонником поселений, но и приложил немало сил к их возведению.

Лидер

Пять лет назад я брала интервью у Ариэля Шарона – тогда еще просто лидера партии «Ликуд» (говорили мы, кстати, по-русски). Это был монолог боевого генерал, не знающего и не терпящего компромиссов. Шарон рассуждал в категориях военных диспозиций: столько-то пространства и такой-то глубины от границы необходимо для таких-то дивизий, столько-то – для таких-то частей. Казалось, что терминология мира просто не входит в его политический словарь. Победа Шарона на выборах премьер-министра в феврале 2001 года отправила в тяжелый нок-даун сторонников мирного разрешения ближневосточного конфликта как внутри страны, так и за рубежом. Казалось, что теперь второй интифаде (которую спровоцировал, в том числе, и Шарон, демонстративно появившись возле мечети Аль-Акса на Храмовой горе осенью 2000 года) конца не будет. Потом последовали резкие, а иногда откровенно жестокие действия в отношении палестинцев – хотя всегда только как ответ на очередные взрывы, потом – чудовищный террористический акт в Натании в марте 2002 года, унесший жизни 135 израильтян, потом – строительство многометровой и многокилометровой бетонный стены, отделяющей Западный берег Иордана от остального Израиля. И хотя число фанатиков – смертников, несущих на себе пояса шахидов, значительно сократилось, тем не менее, главную задачу – перенести войну на территорию противников Израиля — Шарону выполнить так и не удалось.

У любого политического лидера есть как минимум две возможности попытаться выйти из тупика (в который эти лидеры чаще всего себя и, что гораздо хуже, свои народы сами и загоняют). Один – тупо продолжать выбранную линию действий вплоть до истечения срока своих полномочий, с тем чтобы иное решение (часто непопулярное) брал на себя уже другой, тот, кто придет на смену. Другой путь – признать свои ошибки, даже ценой разногласий с собственными политическими сторонниками (многие в партии «Ликуд», которую представляет Шарон, были против плана размежевания, а Биби Натаньяху, один из лидеров партии, бывший премьер-министр и министр финансов в правительстве Шарона, даже подал в отставку в знак протеста против плана размежевания). И не просто признать (в конце концов, Борис Ельцин тоже извинялся за войну в Чечне, и – что?), но пойти на шаги, которые перечеркивают многое из собственного политического опыта и собственных, казалось бы, таких устоявшихся представлений. Способность на такие поступки – именно то, что отличает государственного деятеля от политиков, которые по случаю залетели на государственный олимп.

…На второй день начала эвакуации поселений из Газы Ариэль Шарон выступил по израильскому телевидению. Было видно, слова этому уже весьма пожилому человеку даются тяжело. Он говорил: «Невозможно без слез смотреть на то, что происходит сейчас в Газе (на моих глазах самые ярые сторонники ухода Израиля с оккупированных территорий плакали, когда смотрели нон-стоп трансляцию из Газы, которую вели израильские каналы в прямом эфире — Е.А.). И, тем не менее, мы должны это сделать». Израильский премьер-министр говорил так, что не оставалось сомнений: ликвидация поселений – и его личная трагедия. «У нас была мечта…»

Армия

То, что Армия обороны Израиля – одна из самых организованных и эффективных армий мира, не новость. Однако продуманность действий в Газе впечатляет. Задействованные в операции солдаты, офицеры и полицейские (около 50 тысяч мужчин и женщин) образуют шесть концентрических колец: первое – полицейские, второе – офицеры АОИ и отобранные солдаты, именно им выпала доля и уговаривать поселенцев покинуть дома и синагоги, и тащить на руках в автобусы тех, кто на уговоры не поддается. Другие четыре кольца – кольца безопасности, обязанные остановить и террористов (третье кольцо), и противников размежевания, приехавших в Газу из других районов Израиля.

Во внутренние два кольца отбирали прежде всего военнослужащих – карьерных офицеров и солдат: считается, что психологически они более устойчивы, да к тому же отказ от выполнения приказа влечет за собой увольнение из армии, если не более серьезные меры. Призывников, напротив, поставили во внешние кольца. Заранее провели учения: часть солдаты выполняли роль поселенцев, другая – эвакуаторов. Задача, которую поставил командующий Южной группировкой генерал-майор Ден Харел в день начала выселения, можно выразить двумя словами: «Быть людьми». Это значит – никакой грубой силы, это значит – не отвечать на оскорбления (а кричали страшное для еврейского солдата – их называли нацистами), это значит – ни в коем случае не тащить поселенцев по земле, только нести на руках: на каждого упирающегося выделялось четыре-пять солдат. Детей выносили на руках солдаты и офицеры — женщины. Многие плакали: никуда не денешься — историческая память народа, память о погромах и депортациях, когда евреев столетия за столетием выкидывали из своих домов. А тут не чужие – свои… Эксцессы, конечно, были: кто-то плеснул в солдата кислотой, кто-то – набрасывался с кулаками. Но больше было обидных слов, и еще больше – слез. Плакали вместе, молились тоже вместе, вынося свитки Торы или прощаясь с синагогами, разгребали баррикады из горящих покрышек, и снова – уговаривали. Одному Богу известно, скольким солдатам и офицера, да и поселенцам тоже, понадобится после всего пережитого помощь психологов. Но самое важное – настоящих столкновений между армией и поселенцами, чего боялись больше всего, так и не произошло. Во всяком случае – пока. Конечно, в том, что обошлось без худшего, большую роль сыграла армейская выучка, но не меньшую – глубоко укоренившееся в сознании большинства израильтян отношение к человеку в военной форме как к защитнику. Чему можно только позавидовать.

Завтра

В дни, когда многие в Израиле плакали, телевидение показало кадры с палестинских территорий. Ликующую толпу. Стреляющих в воздух подростков. Военный парад – не парад, марш людей в форме, в черных масках и со «Стингерами» наперевес. Нобелевский лауреат Эли Вейзел, человек, переживший Холокост, автор пронзительных книг об этой самой жуткой странице еврейской истории, написал в своей воскресной колонке в New York Times – написал под впечатлением именно этих кадров, ликующей и бряцающей оружием толпы: «В книге Царя Соломона (один из канонических еврейских текстов – Е.А.) сказано: "Не радуйся при виде падающего врага". Я не знаю, требует ли того же Коран. Но представьте себе, что палестинцы, глядя на лица плачущих и страдающих поселенцев, чуть-чуть поумерили бы свою радость и воздержались бы от парадов и стрельбы в воздух, празднуя великую победу на поле битвы... Представьте себе президента Махмуда Аббаса с коллегами, который обратился бы к своим сторонникам с призывом проявить хоть немного уважения и понимания к тем евреям, которых настигла несчастливая судьба. Они бы только вызвали всеобщее восхищение… Мне скажут: разве когда плакали палестинцы, выселенные из своих домов, – разве израильтян это задевало? Может быть, и так. Но как много израильтян открыто радовались трагедии других?"

Конечно, вопрос не в том, захочет ли – может ли? — палестинская улица сопережевать евреям. Ну конечно же не может: слишком много ненависти и взаимных обид накопилось за последние шестьдесят лет. Но вопрос, сможет ли глава Палестинской автономии, премьер-министр Махмуд Аббас подняться, стать выше мелочного ликования толпы, является ли он действительным лидером своего народа или же, напротив, окажется лишь марионеткой в руках экстремистов, вот серьезнейший вопрос, от ответа на который во многом будет зависеть решение проблемы ближневосточного урегулирования.

А с этим непосредственно связан и другой вопрос: что будет в Газе после ухода оттуда армии Израиля? Не превратиться ли этот район в то, что некоторые аналитики в Израиле, противники размежевания, уже назвали «Хамасленд» — землей, над которой истинными хозяевами станут лидеры экстремистских мусульманских организаций?

Но Израиль свой шаг сделал. И это шаг – сильного.
Post Reply