Евреии Бахрейна

Евреи в разных странах (для Германии отдельный форум)

Moderator: Буквоед

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Евреии Бахрейна

Post by Архивариус »

Своим отношением к евреям Бахрейн являет пример регионального сотрудничества
Рон Кампеас


НЬЮ-ЙОРК (JTA) – Бахрейн, маленькое государство в Персидском заливе, где плюрализм стал исключением из общепринятой в регионе политики: здесь начинают понимать, что лучший путь выживания для демократии – это воспроизводство.
Избегая категоричных деклараций, Бахрейн мягко поддерживает подталкиваемое Соединенными Штатами движение за демократизацию на Ближнем Востоке как средство стабилизации. Его правители своим отношением к крошечной еврейской общине демонстрируют образец того, как достигать мирного плюрализма.
Король Хамад бин Исса аль-Халифа встретился на прошлой неделе в Нью-Йорке с 50 евреями Бахрейна, которые иммигрировали в Соединенные Штаты, и совершил нечто неслыханное в арабском мире: он пригласил их домой, на родину.
«Двери открыты, это ваша страна», -- сказал он.
Это приглашение распространялось и на молодое поколение и включало ряд конкретных предложений, в том числе предоставление земли под дома.
Тогда как в регионе, где попытки экспортировать идеологию часто взрывались конфликтом, власти Бахрейна осторожно говорят, что готовы охотно служить лишь примером, а не проводником.
«То, что мы делаем, направлено на благо Бахрейна, и не предназначено для экспорта», -- сказал Хамад в интервью JTA.
И тем не менее, понятно, что страна, которая приняла Пятую флотилию военно-морских сил США и является важным союзником США, не входящим в блок НАТО, высоко ценит усилия США по поддержке ее собственных реформ. Власти Бахрейна тонко намекают, что американское подталкивание региона к демократии согласуется с намерениями страны, начавшей еще в 1999 году процесс перехода к конституционной монархии.
«Наши реформы начались до 11 сентября, -- сказал в интервью министр иностранных дел Бахрейна Халид бин Ахмед аль-Халифа, имея в виду террористические атаки на Соединенные Штаты. – Американская демократическая программа на Ближнем Востоке началась после 11 сентября. Они подумали, что экстремизм связан с отсутствием свободы и демократии. Ну что ж, прекрасно, мы с этим согласны».
Аль-Халифа ясно дал понять, что Бахрейн будет подталкивать избранного президента Барака Обаму к продолжению подобных реформ.
«Мы не ставим себя никому в пример, -- сказал он. – В отношении новой администрации - будет ли она продолжать в том же духе или нет – скажу вам начистоту: мы хотим, чтобы она продолжала программу продвижения».
То, что Бахрейн первым вступил в контакты с Израилем и с евреями по всему миру – часть этого уравнения. Хамад подчеркнул, что эти контакты были возникли в свете Саудовской «Арабской инициативы», которая предполагает всесторонний мир в обмен на возвращение к довоенным границам 1967 года.
«Было заявлено, что у нас есть эта арабская инициатива, которая действительно нормализует отношения с Израилем, как только конфликт прекратится, -- сказал он корреспонденту JTA. – И вы прекрасно знаете, что Бахрейн уже очень давно хочет, чтобы и следа от этого конфликта не осталось, я мечтаю дожить то того дня».
И тем не менее, Бахрейн ушел далеко вперед от своих соседей. В прошлом году он отказался от участия в бойкоте Израиля, который продолжает Арабская лига, хотя Халифа еще должен защитить эту позицию перед парламентом Бахрейна.
«Я сказал, что мы движемся по пути демократии, так почему же мы должны указывать людям, что делать и чего не делать? -- вспоминает премьер-министр. – Если они не хотят чего-то покупать, они вольны решать это сами. Бойкот на самом деле противоречит нашей философии».
Аль-Халифа считает такую позицию очень важной для установления мира в регионе, особенно в свете февральских выборов в Израиле, которые могут вернуть к власти ястребов.
«Мы должны успокоить и обнадежить израильского гражданина, идущего на выборы, что у него в регионе есть партнеры, и не только Махмуд Аббас».
Аль-Халифа недавно предложил создать региональное объединение, которое бы включало Иран и Израиль, еще до заключения соглашений – как средство их достижения. Такое объединение должно начаться с избавления от оружия массового уничтожения, решения проблемы нехватки воды и сотрудничества по контролю над экологией.
«Мы должны заложить этот фундамент на будущее, -- сказал министр иностранных дел. – Израиль остается в регионе, и Иран остается в регионе».
Члены такой гипотетической организации вовсе не должны пока быть связаны мирными соглашениями, но само объединение поможет подтолкнуть их к нему, -- считает аль-Халифа.
«Как мы будем контролировать соглашение, не имея такого многостороннего объединения?».
Практические соображения подкрепляют подход Бахрейна: нефтяные богатства королевства иссякнут в ближайшие два десятилетия, и страна нуждается в новых стратегиях, чтобы процветать. Выход из арабского бойкота был условием договора о свободной торговле с Соединенными Штатами. Мирное соседство будет способствовать дальнейшему развитию, -- сказал аль-Халифа.
«Бахрейн стиснут со всех сторон», -- сказал он. Дамба отделяет страну от одной крупной теократии – Саудовской Аравии, а залив отделяет ее от другой – Ирана.
Бахрейн, где уже многие столетия правят мусульмане-сунниты, имеет шиитское большинство, и это приводило к напряженности, к которому иногда подстрекал шиитский Иран. Местные шииты критикуют короля за его контакты с бахрейнскими экспатриантами, евреями и другими, усматривая в этом средство сдерживания шиитского роста. Они также указывают на то, что демократия острова, хотя и исключительная для этого региона, но все же ограничена: король до сих пор назначает свой кабинет, а власть парламента далеко не абсолютна.
Тем не менее, плюрализм западной ориентации, вскармливаемый королем, поднимается из недр местных традиций. Пришедшая к власти в конце 18-го века династия аль-Халифа обратилась за британской защитой от персидского владычества, и с тех пор страна привечала торговцев, наполняя остров представителями других культур.
Крошечная еврейская община – менее ста евреев на 800.000 населения – произошла от иранских евреев, которые искали новые возможности в Британской империи 19-го века. Перед созданием Израиля в 1948 году в Бахрейне жило 600 евреев. После войны часть их эмигрировала, в основном в Соединенные Штаты и Великобританию.
Малая территория острова также способствует установлению здесь отношений, соответствующих принципу «один за всех». На встрече с некоторыми бахрейнскими евреями в гостинице Риц-Карлтон в Нью-Йорке на прошлой неделе король без подсказки говорил о детях бахрейнскаих евреев, с которыми он рос. Авраам Эзра был выбран для приветствия короля от имени американо-бахрейнских евреев, и министр иностранных дел шепнул королю: «Он сын Йехезкеля Эзры», купца, убитого ворами много лет назад. И глаза короля расширились в скорбном узнавании.
Слова Хамада не расходятся с делом: он назначил еврейскую женщину Худа Ноноо послом в Соединенных Штатах, а другую еврейку, Роуз Сагер – торговым представителем в США.
На встрече в Нью-Йорке восхищение его еврейскими подданными не выглядело натужно. Многие жаждали услышать подробности отмены им закона, который лишал гражданства бахрейнцев-экспатриантов.
«Даже те, у кого истек срок действия паспортов, остаются бахрейнцами», -- сказал король.
«Я хотел бы побывать в Бахрейне – повидать своих друзей, моего брата и мою сестру, -- сказала Вильма Дарвиш, которая не была дома 46 лет. – Их никогда не преследовали».
Раввин Леви Шемтов, который руководит офисом ХАБАДа в Вашингтоне, помог организовать эту встречу и благословил короля. Раввин говорил о недельной главе Торы и рассказанной в ней истории о малых царствах, сопротивляющихся агрессивным и более сильным соседям, а король энергично кивал.
«Увидеть моего короля с раввином!..» – затаив дыхание, сказала одна женщина.
Шемтов, который участвовал в этой встрече вместе с другими представителями национальных еврейских организаций, сказал, что община должна приветствовать инициативы Хамада.
«Если кто-то, кто может быть эффективен, хочет обсуждать нынешнюю необходимость противостоять нашим общим опасностям в параметрах должного признания еврейского народа, -- сказал раввин, -- то даже, если контекст еще не существует, мы должны стремиться к нему».
Post Reply