Андрей Илларионов: Это капитуляция

Актуальное. Для Израиля отдельный форум.

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Андрей Илларионов: Это капитуляция

Post by Архивариус »

«Это капитуляция»

Заявление Андрея Илларионова перед комитетом по иностранным делам Палаты представителей США


Заявление старшего научного сотрудника Института Катона, (Вашингтон, федеральный округ Колумбия); председателя Институт экономического анализа (Москва) Андрея Илларионова перед комитетом по иностранным делам Палаты представителей США на слушаниях «От конкуренции к сотрудничеству: укрепляя отношения США и России» вызвало серьезную медиа-волну в России и в мире– с неточными изложениями, опровержениями, интерпретациями. Мы публикуем полный перевод самого выступления. Источник: Сайт Комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США http://www.internationalrelations.house ... 022509.pdf

25 февраля 2009 г.

Председатель Берман, заместитель главы комитета Рос-Летинен, члены комитета, благодарю вас за предоставленную возможность поделиться с вами своей точкой зрения на состояние отношений США и России, а также на последствия их укрепления в ближайшем будущем.

Предварительные замечания

Прежде всего, я хочу сделать необходимые предварительные замечания.
- Я гражданин России.
- В течение нескольких лет я занимал различные посты в российском правительстве и в администрации российского президента.
- С момента отставки с постов личного представителя российского президента в Большой восьмерке (шерпы) и советника президента РФ в 2005 г. я не занимал должностей ни в одном правительстве и не получал денег ни от правительства России, ни от правительства США, ни от какого-либо другого правительства.
- Последние два с половиной года я работаю здесь, в Вашингтоне, в Институте Катона – независимой исследовательской организации, не связанной ни с какими политическими партиями США или какой-либо другой страны.
- Согласно своему уставу, Институт Катона не принимает финансовую поддержку ни от правительств, ни от правительственных организаций, ни в рамках государственных программ.
- Будучи гражданином России и сотрудником Института Катона, я не могу давать советы ни правительству США, ни уважаемым членам Конгресса США. Всё, что я сегодня скажу, следует расценивать как справочную информацию, которую вы можете использовать так, как сочтете нужным.
- Что бы я здесь ни сказал, мои слова следует рассматривать как мое сугубо личное понимание того, каковы интересы российского народа: как сделать Россию демократической, открытой, мирной и процветающей страной; уважаемым членом международного сообщества; надежным партнером других демократических стран, включая США. Ответственность за всё, что я сегодня скажу здесь, лежит только на мне.

В моем заявлении я коснусь трех вопросов:

- проблемы, восходящие к истории отношений США и России;
- проблемы России, соседних стран и мирных отношений с другими странами, которые возникают в связи с нынешним политическим режимом в России;
- прогноз того, что может произойти, если подход, провозглашенный нынешней администраций, будет претворен в жизнь.

Проблемы, восходящие к истории отношений США и России

С момента распада Советского Союза и образования независимой России две администрации США, а именно администрации президента Билла Клинтона и президента Джорджа Буша-младшего, приступали к своим обязанностям с четко сформулированной целью: усовершенствовать сотрудничество США и России. Каждая администрация начинала с больших надежд на взаимно плодотворные отношения. Независимо от специфики подходов, личных симпатий, содержания повестки дня, обе администрации США многое делали для улучшения отношений США и России; ключевые фигуры администрации, включая президентов, уделяли им много времени, сил и внимания. Обе администрации создавали специальные органы для развития этих отношений (так называемую комиссию Гора-Черномырдина при администрации Клинтона и двустороннюю Группу высокого уровня при администрации Буша). Множество делегаций пересекло океан; много часов было потрачено на разговоры; много решений было принято.
Результаты этих попыток хорошо известны. Это был полный провал. Россия не смогла полноценно включиться в сообщество современных демократических мирных наций. К концу срока каждой из администраций отношения между США и Россией были еще хуже, чем в начале. Конец срока каждой из администраций был ознаменован повсеместным разочарованием, которое разделяли как члены администраций, так и общество России и США.
Начало срока администрации президента Обамы поразительно похоже на то, как начинали две предыдущие администрации. Мы видим то же желание наладить двусторонние отношения, те же позитивные заявления, те же многообещающие жесты и визиты. Так как политические режимы ни в той, ни в другой стране по существу не изменились, едва ли можно ожидать, что не повторится уже известная модель: большие ожидания – глубокое разочарование – полный крах, - уже в третий раз.
Поэтому прежде чем применить или даже сформулировать какую-либо новую стратегию, имеет смысл уделить некоторое время анализу причин двух предыдущих неудач. По моему мнению, они коренятся в природе нынешнего политического режима России; в том, что США недостаточно хорошо понимают внутреннюю логику и намерения российского правительства; в том, что демократические страны неспособны справиться с вызовами сильных авторитарных режимов; и в том, что США используют двойные стандарты в отношении сходных проблем на мировой арене.

Природа нынешнего политического режима в России
Сегодняшняя Россия – это не демократическая страна. Международная правозащитная организация Freedom House пять присваивала России статус “Not Free” (несвободная) за пятилетний период начиная с 2004 г. В соответствии с классификацией политических режимов, нынешний режим в России должен трактоваться как сугубо авторитарный. Центральное положение в российской политической системе занимает Корпорация тайной полиции.

Корпорация тайной полиции
Сотрудники Федеральной службы безопасности – как те, кто состоит на действительной службе, так те, кто в отставке[1] <http://polit.ru/dossie/2009/03/16/illarionov.html#_ftn1> , - представляют собой особый род объединения (не обязательно институализированного), которое можно обозначить как братство, орден или корпорацию. В корпорацию служащих тайной полиции (CSP, КТП) входят, во-первых, все действительные и бывшие офицеры ФСБ (бывший КГБ) и – в меньшей степени – представители Федеральной службы охраны (ФСО) и Генеральной прокуратуры. Служащие Главного разведывательного управления (ГРУ) Службы внешней разведки (СВР) также играют определенную роль. Члены Корпорации связаны между собой преданностью соответствующим организациям, строгим кодексом службы и чести, базовыми поведенческими принципами, куда, помимо прочего, входит принцип взаимной поддержки в любых обстоятельствах и принцип омерты. Так как Корпорация хранит традиции, иерархии, кодексы и обычаи тайной полиции и службы разведки, ее члены демонстрируют высокую степень повиновения текущему начальству, преданность друг другу и весьма строгую дисциплину. Существуют как формальные, так и неформальные методы принуждения к соблюдению этих норм. Те, кто преступает этот кодекс, подлежат суровому наказания, вплоть до высшей меры[2] <http://polit.ru/dossie/2009/03/16/illarionov.html#_ftn2> .

КТП и российское общество
Члены КТП специально обучены, хорошо мотивированы и ориентированы на то, чтобы использовать силу против других людей; в этом их существенное отличие от штатских. Важное различие между правоприменением в современной России и правоприменением в государствах, основанных на системе правил, состоит в том, что в первом случае это далеко не обязательно законодательное принуждение. Это может быть принуждение властью и силой, когда законы игнорируются, а зачастую и нарушаются. Члены Корпорации обучаются и воспитываются в атмосфере комплекса превосходства над остальным населением. Члены Корпорации исходят сознанием того, что они начальники, возвышающиеся над другими людьми, которые не входят в КТП. У них есть членские привилегии, в числе которых есть материальные предметы, дающее реальную власть над остальным населением в современной России: удостоверение сотрудника ФСБ[3] <http://polit.ru/dossie/2009/03/16/illarionov.html#_ftn3> и право носить и использовать оружие.

Захват государственной власти Корпорацией
За время, пока Владимир Путин был у власти, КТП проникла во все ветви власти в России. Согласно исследованию Ольги Крыштановской[4] <http://polit.ru/dossie/2009/03/16/illarionov.html#_ftn4> , люди из спецслужб занимают около 77% из 1016 верховных государственных должностей (26% открыто заявили о своей принадлежности к различным правоохранительным органам, а остальные 51% скрывают свою принадлежность)[5] <http://polit.ru/dossie/2009/03/16/illarionov.html#_ftn5> . Главные государственные органы России (президентская администрация, государственный аппарат, налоговая служба, министерство иностранных дел, министерство обороны, парламент, судебная система), а также важнейшие компании в сфере бизнеса и наиболее важные СМИ были захвачены КТП. Так как члены КТП захватили ключевые позиции в наиболее важных государственных институтах, деловых кругах, СМИ, почти все ценные ресурсы, доступные обществу (политические, исполнительные, правовые, юридические, правоприменительные, военные, экономические, финансовые, информационные), оказались сконцентрированными в руках КТП, а в ряде случаев монополизированными ею.

Средства массовой информации
Независимых средств массовой информации в России на самом деле не существует. Телеканалы, радио, печатные издания подвергаются жесткой цензуре со стороны правительственной пропаганды, проповедующей культ власти и насилия и направленной против демократов, либералов, «западников» и самого Запада, прежде всего США. Уровень антиамериканской пропаганды несравним даже с советскими временами, по крайней мере если говорить о 1970-х и 1980-х гг.

Избирательная система
Начиная с 1999 г. в России не было свободных, открытых, основанных на конкуренции парламентских или президентских выборов. В двух последних случаях выборы (в Госдуму в декабре 2007 г. и президентские в марте 2008 г.) проводились в форме специальной операции; в обоих случаях имелась сильная поддержка в виде как минимум 20 млн. поддельных бюллетеней в пользу кандидатов от режима. Ни одну из оппозиционных политических партий и ни одного оппозиционного политика не допустили к участию в выборах; их даже не зарегистрировали в министерстве юстиции. Для сравнения: белорусский режим, который считается «последней диктатурой в Европе», в прошлом сентябре разрешил политикам от оппозиции участвовать в парламентских выборах.

Политическая оппозиция
Членов политической оппозиции в России регулярно притесняют, запугивают и избивают спецслужбы режима. Любое собрание оппозиционеров начиная с 2006 г. подвергалось жестким атакам штурмовых отрядов; сотни людей были избиты, арестованы и брошены за решетку. В апреле 2007 г. бывший шахматный чемпион мировых масштабов Гарри Каспаров был арестован в центре Москвы на Тверской улице и посажен в тюрьму на пять дней. В тот же день была совершена попытка арестовать бывшего премьер-министра Михаила Касьянова.

Политические заключенные
По данным правозащитных организаций, в стране сейчас около 80 политзаключенных, которые получили сроки от 2 до 9 лет из-за своих взглядов и политической деятельности и отбывают их в тюрьмах и лагерях. Один из самых известных политзаключенных – это Михаил Ходорковский, который на 9 лет отправлен в сибирский лагерь «Краснокаменск» на основании явно сфабрикованного дела против него и его нефтяной компании ЮКОС. Компанию конфисковали и отдали одной из ключевых фигур нынешнего чекистского режима, который сейчас занимает должность заместителя премьер-министра в российском правительстве. Г-на Ходорковского недавно снова привезли в Москву для суда по еще одному сфабрикованному делу – с очевидной целью навсегда оставить его за решеткой. Опять же, для сравнения: политический режим г-на Лукашенко в соседней Белоруссии, далекий от подлинной демократии, тем не менее дал свободу четырем последним политзаключенным летом 2008 г. Стоит заметить, что до последнего времени ЕС применял так называемые целевые санкции против г-на Лукашенко и членов его правительства. Насколько мне известно, США до сих пор применяет подобные санкции к белорусскому правительству – а не к русскому.

Террор
Есть люди, которые пострадали от режима еще сильнее. За последние десять лет десятки тысяч людей были убиты в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии.
Осенью 1999 г. несколько сотен людей погибло из-за взрывов жилых домов, серией прошедших по стране – от Москвы до Буйнакска в Дагестане. Вопреки заявлениям ФСБ о том, что взрывали чеченцы, местной милиции удалось задержать нескольких человек, которые пытались взорвать дом в Рязани. Эти люди оказались агентами ФСБ. Тогда ФСБ заявила, что это были «антитеррористические учения», имеющие целью подложить взрывчатку в подвал дома. После того, как история приобрела огласку, задержанных агентов ФСБ отпустили по приказу из Москвы, после чего они скрылись, а взрывы жилых домой прекратились так же неожиданно, как начались.

Начиная с ноября 1998 г. несколько человек из числа вероятных кандидатов в президенты, политиков, журналистов, юристов – которые были либо в оппозиции, либо проявляли независимость по отношению к политическому режиму, - были убиты или умерли при очень подозрительных обстоятельствах. Среди них лидер партии «Демократическая Россия» и член парламента Галина Старовойтова; журналист и редактор Артем Боровик; журналист и член партии «Яблоко» Лариса Юдина; губернатор Красноярского края генерал Александр Лебедь, который в 1999 г. шел третьим в списке кандидатов на пост президента; лидер «Движения в поддержку армии», член парламента генерал Лев Рохлин; лидер партии «Либеральная Россия» Сергей Юшенков; один из организаторов партии «Либеральная Россия» Владимир Головлев; журналист и один из лидеров партии «Яблоко», член парламента Юрий Щекочихин; этнограф Николай Гиренко; журналист и писатель Анна Политковская; журналист и военный эксперт Иван Сафронов; заместитель главы Центрального банка России Андрей Козлов; член Национал-большевистской партии Юрий Червочкин; журналист, редактор и один из лидеров Ингушского национального движения Магомед Евлоев; юрист Станислав Маркелов; журналист Анастасия Бабурова. С марта 1999 г. волна политических убийств вышла за пределы российских границ. В марте 1999 г. Вячеслав Чорновил лидер партии «Народный рух Украины» и кандидат на пост президента Украины (выборы должны были состояться в ту осень) погиб в автокатастрофе недалеко от Киева; спецслужбы Украины квалифицировали это как убийство инициированное ФСБ. В феврале 2004 г. Зелимхана Яндарбиева, бывшего президента Чечни, и его пятнадцатилетнего сына подорвали в Дохе два сотрудника российского посольства в Катаре. Г-н Яндарбиев погиб. В сентябре 2004 г., кандидат на пост президента Украины на выборах в ноябре 2004 г. был отравлен и чудом остался в живых. В ноябре 2006 г. бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко был отравлен полонием в центре Лондона и умер.

Войны с другими государствами
С 2004 г. политический режим России начал серию разного рода войн против иностранных государств. Список войн за последние 5 лет довольно внушителен:

Российско-белорусская газовая война 2004 г.;
Первая российско-украинская газовая война, январь 2006 г.;
Российско-грузинская энергетическая война, январь 2006 г.;
Российско-грузинский конфликт в связи с винами и минеральными водами, март-апрель 2006 г.;
Российско-грузинская шпионская война, сентябрь-октябрь 2006 г.;
Российско-эстонский конфликт по поводу памятников; кибервойна, апрель-май 2007 г.;
Российско-грузинский вооруженный конфликт, апрель-октябрь 2008 г.;
Российско-азербайджанская кибервойна, август 2008 г.;
Вторая российско-украинская газовая война, январь 2009 г.;
Развернутая пропагандистская война против США, 2006-2009 гг.

К российско-грузинской войне, которая началась в прошлом году, российские власти готовились по крайней мере с февраля 2003 г. Это один из самых серьезных международных кризисов по меньшей мере за последние 30 лет, и он входит в число самых тревожных тенденций на сегодняшний день. В ходе этой войны:

а) Впервые со времен вторжения Советского Союза в Афганистан в 1978 г. были масштабно задействованы вооруженные силы РФ за рубежом;
б) Произошло первое вторжение в независимую европейскую страну – с тех пор как Советский Союз вторгся в Чехословакию в 1968 г;
в) Впервые со времен конца 1930-х – начала 1940-х гг. вторжение на территорию независимой европейской страны привело к односторонним изменениям границ, признаваемых на международном уровне. В особенности настораживает сходство этих событий с событиями 1930-х гг.

Уникальность нынешнего политического режима в России
Одна из наиболее важных особенностей нынешнего политического режима в России состоит в том, что реальная политическая власть в стране принадлежит не кому-то одному, не семье, не военной хунте, не партии и не этнической группе. Власть принадлежит корпорации сотрудников спецслужб. Политическая система, в которой спецслужбы играют важную роль, - не такое уж редкое явление. ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ в коммунистическом СССР; Гестапо в нацистской Германии; САВАК в шахском Иране, - все они имели огромную власть при тиранических режимах. И всё же ни одной из этих организаций не принадлежала верховная власть в соответствующей стране. Во всех предыдущих исторических примерах спецслужбы и их руководство подчинялись своим политическим начальникам – будь то Сталин, Гитлер или Пехлеви, независимо от степени их чудовищности. Таким образом, политический режим в современной России в известной степени уникален, потому что до сих пор, пожалуй, ни в одной стране за всю мировую историю (это верно, по крайней мере, относительно развитых стран в XX и XXI вв.) спецслужбы не захватывали всю политическую, административную, военную, экономическую, финансовую и информационную власть.
Это не значит, что всё население страны или что все члены правительственных организаций числятся в спецслужбах. Среди них много честных людей и хороших профессионалов, которые не имеют отношения к чекистским/мафиозным структурам. Тем не менее, не они контролируют всё государство и не они принимают в стране ключевые решения.

Прогноз
Даже при беглом взгляде на отношения США и России в течение последних 10 лет, открывается поразительный факт: в этих двусторонних отношениях американская сторона постоянно отступает практически по всем вопросам.
Десять лет назад администрация Клинтона открыто и энергично выразила обеспокоенность тем, как в Чечне нарушают основные права человека. Российская сторона посоветовала партнерам не вмешиваться в их внутренние проблемы. Администрация США в итоге совету последовала.
Затем в течение всех этих лет администрация США выражала по ряду пунктов обеспокоенность, недовольство и протест: речь шла об уничтожении свободных СМИ в России; об аресте г-на Ходорковского и захвате ЮКОСа; о разрушении правопорядка, избирательной системы, политической оппозиции, НПО, прав собственности (причем не только для российских, но и американских компаний, как, например, Exxon), о политических убийствах; об агрессивном по отношению к соседям поведении; наконец, об открытой агрессии российской армии против суверенного государства и члена ООН Грузии, за которой последовала фактически аннексия двух грузинских территорий – Абхазии и Южной Осетии, - создание там российских военных баз и размещение там регулярных войск РФ.
Во всех этих случаях российская сторона убеждала США заткнуться; во всех этих случаях американская сторона рано или поздно следовала совету. При всем том никакие санкции в связи с поведением российских властей не применялись.
Недавно США даже возобновили сотрудничество НАТО и России – меньше чем через 6 месяцев после российской агрессии против Грузии, после грубейшего нарушения международного правопорядка, Устава ООН и Резолюции ООН №3314 от 14 декабря 1974 г.

Недавнее предложение «перезагрузить» отношения США и России и «начать отношения с чистого листа» было встречено чекистами с плохо скрываемой радостью и удовлетворением. Для них это означает достижение того, о чем они мечтали. Это «так называемое Мюнхенское заявление» они восприняли так, будто нынешняя американская администрация de-facto смирилась с идеей, которую российское руководство выдвинуло прошлым летом: что власть российских чекистов (спецслужб) в постсоветском пространстве восстанавливается под предлогом так называемых «привилегированных интересов» России в некоторых зонах. Эта идея уже стремительно претворяется в жизнь: создан фонд в размере 10 млрд. долларов; Россия выдает большие кредиты Киргизии, Белоруссии, Украине; недавно было достигнуто соглашение о создании общих войск быстрого реагирования совместно с семью странами, входящими в состав Организации договора о коллективной безопасности; начался пристальный контроль – на финансовом и личностном уровне – над СМИ в странах бывшего СССР; Россия постоянно пытается изменить политический режим в Украине и ее прозападный курс; а Грузия уже практически повержена.
Последствия провозглашенной стратегии «сотрудничества», «перехода от конкуренции к коллаборационизму», «улучшения отношений» при нынешнем политическом режиме России предельно ясны. Такого рода поведение со стороны администрации США нельзя даже назвать отступлением. Это даже не политика умиротворения, которая тоже нам всем хорошо известна после другого мюнхенского решения в 1938 г. Это капитуляция. Это полная, абсолютная и безусловная капитуляция перед режимом спецслужб, чекистов, мафиози и бандитов современной России. Это капитуляция надежд и стараний российских демократов, а также народов постсоветских государств, мечтавших вырваться из системы, которая почти целое столетие контролировала и мучила их, - капитуляция; и снова перед властью чекистов. Но это еще не всё. Всем демократическим и либеральным силам в России и других государствах бывшего СССР ясно дали понять, что США отказываются как-либо помогать им в их борьбе против сил прошлого и переходят на сторону их смертельных врагов. Таким образом, российский чекистский режим открыто поощрили к новым похождениям в постсоветском пространстве и кое-где за его пределами.
Не я выбрал сам этот термин - «коллаборационизм» - для обозначения такого рода политики; я позаимствовал его из названия этих слушаний. Соответственно, те, кто в дальнейшем будет осуществлять эту стратегию администрации США, - коллаборационисты. Сегодня коллаборационизм между двумя правительствами возможен только на условиях российского режима и для достижения целей российского правительства. Из истории Европы XX века мы знаем, как это бывает, когда ревизионистская держава задается отчетливой целью восстановить контроль над своими соседями, в то время как другие державы предпочитают не защищать жертв от нападений, а, наоборот, сотрудничают с агрессором.
Мы знаем также, какими бывают последствия коллаборационистской политики: те, кто отступает и капитулирует, получают не мир, а войну с непредсказуемым и отвратительным исходом. Возможно, и не единственную войну.
И когда это наступит, мы должны помнить, что нас предупреждали.

Спасибо.
Post Reply