О воронежском музыканте Михаиле Александровиче Щурике

О прекрасном

Moderator: vitakh

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

О воронежском музыканте Михаиле Александровиче Щурике

Post by Архивариус »

Дора Штейман
Встреча через 60 лет


В январе 1997 года в Международной Еврейской газет (МЕГ), г. Москва, была опубликована статья о камерном струнном ансамбле еврейской музыки (Da camera e da chiesa) под руководством Виктора Фелицианта.

В этой статье сообщалось, что кредо ансамбля – выявление незаслуженно забытых или вовсе не исполнявшихся произведений. Я сразу вспомнила о воронежском музыканте и композиторе Михаиле Александровиче Щурике. Польский еврей, он в 1939 г. окончил 5 курсов Варшавской консерватории, затем продолжил свое музыкальное образование в Минске. С 1945 г. работал в Воронежском Академическом симфоническом оркестре в качестве музыканта, и несколько лет назад ушел на пенсию.
Михаил Щурик, скрипач и композитор, жил в начале 90-х годов в Париже у родственников, и часто посещал выставку Марка Шагала, покинувшего Россию в 1923 году и с той поры поселившийся в столице Франции. Этот противоречивый М. Шагал – приверженец экспрессионистского примитивизма – просто заворожил нашего земляка.
Картины художника дали музыканту своеобразный импульс, заставивший сесть за нотные тетради. Он пишет цикл музыкальных произведений „Скрипач на крыше“ для скрипки соло. В этом цикле Михаил Александрович сумел отразить вечные темы тоски по России, скорби еврейского народа.
Цикл „Скрипач на крыше“ состоит из отдельных скрипичных пьес: „Танец“, „Мираж“, „Каприччио“, „Интермеццо“, „Праздничные игры“, „Далекие песни“. В последних двух пьесах ясно звучат еврейские народные мелодии.
„Скрипач на крыше“ исполнялся в Париже – в консерватории имени Рахманинова и в еврейских культурных обществах в 90-х годах.
20 августа 1996 года в воронежской композиторской организации состоялась презентация произведений Шурика.

В январе 1997 г. я написала в Международную Еврейскую газету об этом музыканте. Спустя некоторое время мне позвонил из Москвы только что вернувшийся из зарубежных гастролей Виктор Фелициант, руководитель камерного оркестра еврейской музыки. Он запросил выслать ему нотные тетради композитора Щурика. Затем последовали приглашения в Москву на концерты, где исполнялись его произведения. Цикл концертов прошел в Доме – музее Константина Станиславского. Затем произведения Щурика исполнялись в Стокгольме, где гастролировал ансамбль под управлением В. Фелицианта. Произведения Щурика исполнялись также в Израиле, на концертах, посвященных 50-летию государства Израиль.
В Третьяковской галерее был открыт зал, в котором были представлены картины Марка Шагала, подаренные автором России. На открытии этого зала исполнялись музыкальные пьесы Щурика под общим названием „Скрипач на крыше“.

Но вот опять звонок в Воронеже. Позвонили в композиторскую организацию, разыскивают Михаила Щурика. Это был Тобяш Давидович Купервейс – пианист и музыковед, еврей из Варшавы, проживающий ныне в Москве, преподаватель Еврейского Московского Университета.
У него по телефону вопросы и вопросы… Как он сам пишет в своей автобиографической книге „Путешествие Вениамина IV“: „А разве жизнь – это не один Большой вопрос? Например, вопрос Времени, вечный как само Время…
Ну, а как обойти молчанием такой заманчивый, почти вечный вопрос, ибо во все времена модный, а потому изящный, и даже элегантный, классический „еврейский вопрос“? Интересно, слыхал ли кто-нибудь, когда-нибудь, где-нибудь ответ на этот вопрос? Не слыхал никто?!“
Но на этот раз на свои вопросы Тобяш Купервейс получил ответ. Да, Михаил Александрович Шурик, да, тот самый, с которым 60 лет назад учился в Варшавской консерватории. И, конечно, вопросы и ответы…
Как удалось сбежать от фашистов, как сложилась дальнейшая жизнь? И так далее.

Вот так, небольшое мое письмо в Международную Еврейскую газету помогло встретиться друзьям. Вскоре Тобяш Купервейс прибыл в Воронеж. Встреча состоялась. В Воронеже он дал лекцию-концерт «Еврейская музыкальная культура“. Это мероприятие было организовано Воронежским еврейским культурно-просветительским обществом совместно с еврейской религиозной общиной.
Тобяш Купервейс очень интересно, на основе глубоких исторических исследований, поведал слушателям об истории еврейской музыки, начиная от Исхода евреев из Египта; о музыкантах времен царя Соломона (левитах); о современной еврейской музыке; о старинных музыкальных инструментах, о любви Бетховена к еврейской девушке Рахили, о музыкантах еврейского гетто в Варшаве (он сам был узником гетто), в том числе и о судьбе музыканта Владислава Шпильмана; выдающегося польского пианиста, еврея по национальности, вынужденного жить в Варшавском гетто во время второй мировой Войны. Жизнь ему спас немецкий офицер, растроганный игрой Шпильмана. Владислав Шпильман герой фильма Романа Поланского „Пианист“. Этот фильм получил 3 премии „Оскар“, „Золотую пальмовую ветвь“ Каннского фестиваля, награды Британской киноакадемии и многие другие. Присутствующие на концерне ученики детской еврейской воскресной школы пришли в восторг от рассказов лектора об израильских воинах, которым удалось одержать победу и завоевать город Иерихон, потому что они трубили в рога (шофары), из-за чего стены Иерихона рухнули, и войны смогли войти в город. Детям было интересно узнать, как благодаря звукам арфы пал город Фивы.
В заключении лекции Тобяш Купервейс блестяще исполнил на фортепиано еврейские мелодии.
В 50-е годы, в разгар борьбы с „космополитизмом“, в Воронеже пел еврейские песни Михаил Александрович Щурик, народный артист СССР.
Через 60 лет встреча состоялась.
Post Reply