Stessel
Инна Стессель


Один день между ненавистью и любовью


     В Израиле в течение недели - с 1 по 6 декабря - проходил конгресс на тему, в наше смутное время чрезвычайно актуальную: "Филосемитизм и антисемитизм в современной России и Западной Европе". Участие в нем приняли ученые и исследователи из Израиля, России, Англии, Германии, Австрии, Франции, Словении, Эстонии, Украины. Ожидалось прибытие гостей из ряда других стран, однако ситуация в нашем регионе вдохновила далеко не всех приглашенных.
     Впрочем, и в том составе, в котором состоялась конференция, она подняла большой спектр вопросов.
     Ее участник - Михаил Юрьевич Лотман (сын знаменитого лингвиста Юрия Лотмана) на вопрос, не вызывала ли у него опасений поездка в Израиль, ответил:
     - В Таллине, где я живу, вероятность погибнуть от рук криминальных элементов ничуть не меньше, чем от взрывчатки террориста. Что кому на роду написано...
     Его доклад на конгрессе был одним из самых интересных. Лотман предложил свою классификацию антисемитизма. По его версии, существует несколько видов юдофобии - идеологическое отрицание, основанное на религиозном противостоянии, психологическое неприятие, которое базируется на постулате о "мировом зле", мифологический антисемитизм, его наиболее яркий образчик -
     "Протоколы сионских мудрецов", антисемитизм анекдотов, пересказов, легенд. Антисемитизм дискурсивный... Последний - по утверждению доктора Лотмана, наиболее распространен. Ему подвержены и те, для кого нетерпимость к евреям не мировоззрение, не центральная идея, а так, скорее - мимолетная реакция.
     Особое место в общем раскладе занимает антисемитизм собственно еврейский. Вклад евреев-выкрестов в теорию антисемитизма пугающе велик. Большую часть злобных мифов об иудаизме и иудеях, говорит Лотман, создавали сами евреи, перешедшие в другую веру. Так, неофит, принявший православие, в прошлом раввин, утверждал: во всех обрядах иудеев ритуально употребляется гойская кровь.
     - Это тайна и для самих евреев, - говорил он, - ее знает только старший сын раввина.
     Поскольку неофит был этим старшим сыном, по его свидетельству, он самолично участвовал в жутких отправлениях.
     Позиция официальной церкви никогда не признавала подобных заявлений. Хотя и не всегда дистанцировалась от них.
     Еще одна антисемитская легенда основывается на исследованиях, которые выявляют у евреев иную консистенцию крови, чем у других народов. Эта якобы ослабленная кровь нуждается в подпитке - в смешении с кровью представителей других наций.
     Михаил Юрьевич Лотман поделился своим потрясением от новой разновидности антисемитизма, исходящего от евреев, жителей Израиля.
     - Такого я и вообразить себе не мог, - говорит он. - Я познакомился с интернетовскими сайтами, которые меня просто ошеломили. Явление это не может не вызывать тревоги и требует глубокого осмысления.
     О проблеме антисемитизма евреев, изменивших вере отцов, говорил в контексте своей темы и специалист по испано-еврейской культуре в русской литературе Владимир Багно.
     - Именно они были самыми яростными инквизиторами, с наибольшей жестокостью преследовали бывших единоверцев. И чем сильнее христианизировались евреи, тем яростней становилась общая атмосфера нетерпимости к иудаизму и всему иудейскому. Маранам, тайно исповедовавшим свою религию, приходилось прятать от них еврейство, "как голубку от огня"... Их опасались больше, чем испанцев, которым в большинстве случаев до евреев особого дела не было. Сегодня, заметил В.Багно, многие "мараны" говорят на русском языке, тщательно скрывая еврейские корни.
     Что касается испано-еврейской литературы, продолжал он, в средневековье были великие писатели, ученые, мыслители, писавшие тексты на арабском языке. К сожалению, они выпадали из поля зрения гебраистов и не привлекали внимания арабистов. В русской культуре это еврейское богатство тоже очень мало отражено - ведь русские испанисты не знали арабского языка. Одним из первых исследователей в этой области был Захар Плавкин, который обнаружил много нераскрытых имен испано-еврейской культуры. Но предстоит еще очень многое сделать, чтобы ликвидировать, хотя бы частично, белые пятна в этой области. По сути, не установлено до конца даже происхождение Сервантеса. Имеются не окончательно подтвержденные свидетельства о его еврейских корнях. Так же не ясно, был ли мараном Христофор Колумб или это легенда... Маяковский в очерке "Мое открытие Америки" поддерживает версию еврейства Колумба, однако есть подозрение, что эта мысль принадлежит не Маяковскому, а Давиду Бурлюку, который готовил иллюстрации к очерку.
     "Еврейский народ и этнические процессы в современной Украине" - такова тема выступления представителя из Киева В.Наулко.
     В Украине с 1764 по 1850 годы численность еврейского населения составляла около 60 процентов от всех евреев Российской империи. В течение XX века украинское еврейство стало интенсивно сокращаться. Если в начале столетия в местечках проживало 2 миллиона евреев, то по переписи 1959 года их было уже 840 тысяч. Причины - война, нацистские акции, невысокая рождаемость и миграционные процессы. Последние десятилетия ознаменовались массовыми отъездами из страны. США, Германия, Израиль приняли за этот период свыше полумиллиона украинских евреев. В настоящий момент количество отъезжантов резко снизилось и заметно изменилась их мотивация. Если в прежние годы превалировали соображения национального порядка, сейчас эмигрируют в основном из-за неустроенности и экономических проблем. В то же время исследования показывают, что уровень самосознания украинского еврейства растет. Все разговоры о том, что ассимилянтов становится все больше, - говорит доктор Наулко, - лично я считаю неоправданно преувеличенными. В этнически смешанных семьях и дети, и внуки прекрасно помнят о своем происхождении.
     Специальные выступления участников конгресса были посвящены антисемитизму в русском искусстве. В частности, такой доклад подготовил Х.Пфандл из Австрии.
     Присутствующим был также предложен любопытный анализ творчества художника Ильи Глазунова. Переполненные символами и аллюзиями его произведения претендуют на осмысление зловещей роли евреев в судьбах России. Глазунов свою манеру письма, далекую от иконописной традиции, явно тяготеющую к лубку, объясняет так: "хочу, чтобы всем все было понятно". Истоки очевидно антисемитских настроений, которыми буквально пронизаны такие работы, как "Мистерия XX века" или "Царевич Дмитрий Иванович", имеют различные толкования. При этом сам Глазунов категорически отвергает обвинения в юдофобии. Более того, имеются свидетельства, что он неоднократно протестовал против преследования евреев. Так, в свое время Глазунов был в числе подписантов, обратившихся к властям в защиту евреев. Надо полагать, в данном случае мы имеем дело с антисемитизмом сугубо идеологическим, мировоззренческим. Что тут скажешь - сложен человек...
     Особое внимание конференции вызвал доклад профессора из Иерусалима Дмитрия Михайловича Фигайло.
     - Я не исследователь антисемитизма, - начал он свое выступление, - но я один из немногих, кто хорошо знаком с деятельностью Еврейского Антифашистского комитета. Большинство его активистов были близкими друзьями нашей семьи, приходили к нам в коммунальную квартиру. Историю этого учреждения я знаю не из книг, не по рассказам - изнутри. И это позволяет более емко и многосторонне осмыслить события того времени. Еврейский Антифашистский комитет был создан для осуществления двух задач: надзора над советскими евреями и проведения соответствующей пропаганды на Западе.
     Психологически деятели Комитета априори не принимали антисемитизм как явление в послевоенной жизни советского общества. Формально его на государственном уровне и в самом деле как бы не было. А бытовые коллизии воспринимались членами Комитета как пережитки "проклятого" прошлого, как эхо нацистского наследия, либо как самодеятельность на местном уровне. Они не заметили, как начался большой поход на интеллигенцию, а значит, в первую очередь, на евреев.
     Характерным сигналом стал демарш Жданова против музыкантов, в большинстве евреев, -их обвиняли в формализме. Однажды в присутствии именитых композиторов он сам сел за рояль, чтобы продемонстрировать, какая музыка нужна советскому человеку. Одним словом, атмосфера накалялась. Наконец, грозные раскаты обрушились непосредственно на ЕАК. Хотя "тектонические подвижки" начали сотрясать его задолго до того, как разразилось "землетрясение".
     В июле 1945 года неожиданно скончался председатель Международного антифашистского комитета, американский профсоюзный активист, агент Коминтерна Шахна Эпштейн. Умер он при таинственных обстоятельствах. Официальная версия - "от убежавшего газа". Так тогда называли газовое отравление. Эта смерть у некоторых вызвала подозрения - человек такого статуса погиб из-за незакрытого краника на газовой плите? Что-то было в этом настораживающее...
     После его кончины НКВД, по сути, снял охранную грамоту с Комитета. Вскоре начались ужасающие чистки.
     Какие же обстоятельства заставили правительство сделать своей жертвой эту организацию? Есть два наиболее правдоподобных объяснения. Одно связано с обострившейся неприязнью к евреям лично Сталина. Он и прежде не был большим юдофилом, а теперь ему мерещилось, будто евреи подбираются к нему, используя членов семьи, особенно дочь Светлану. Деятельница комитета американская учительница Анна Лейкина обучала Светлану английскому языку, иногда она через нее обращалась к Сталину с какими-то вопросами. Это вызывало у Иосифа Виссарионовича сильное раздражение.
     Негативная реакция последовала и на обращение Соломона Михоэлса, который просил Сталина разрешить евреям после войны возвращаться в места, откуда они эвакуировались в начале войны.
     - Сегодня, - продолжал профессор Фигайло, - когда мы слышим разного рода сетования на "открытый антисемитизм", я думаю о том времени, и нынешняя антисемитская волна мне не видится всерьез опасной. По-настоящему страшно, когда антисемитизм становится инструментом подавления общества. Это именно то, что мы пережили в сталинскую эпоху.
     Но как ни интересны были доклады выступающих, кулуарные встречи тоже давали пищу для размышлений.
     Андрей Рогачевский работает на кафедре славистики в Глазго. Его тема - "Лев Гумилев и еврейский вопрос". В юности ему довелось общаться с ученым, и он рассказал любопытные подробности: оказывается, Гумилев в молодости был страстно влюблен в некую Эмму Герштейн, но его отвергли, он пережил тяжелую душевную драму. Это и стало, по мнению исследователей, психологическим толчком к пристальному изучению истории еврейства и препарированию ее под определенным углом...
     Сфера интересов сотрудника Московского института иудаики Константина Бурмистрова - "Влияние каббалы на европейскую и русскую мысль".
     На мой вопрос: правда ли, что в России сейчас чрезвычайно возросло внимание к каббале, Константин пожал плечами:
     - Я бы так не сказал. Вы, наверное, об ээтом наслышаны от профессора Лайтмана? У него на сей счет свое мнение. Его сподвижники действительно открывают множество курсов, однако заметного интереса к их лекциям, на мой взгляд, не наблюдается. Каббалу, знаете ли, называют "йогой для западного человека". Было бы преувеличением сказать, что произошли в увлечении этой "йогой" серьезные подвижки. К изучению иудаизма - да, ощущается повышенное внимание. Хотя каббала, несомненно, повлияла на мировосприятие многих европейских и русских мыслителей, и об этом я расскажу в своем докладе.
     - Скажите, - продолжала расспрашивать я, - могут ли еврейские тексты дезавуировать наветы насчет кровавых ритуалов в еврейских обрядах? Если да, почему эти мифы так живучи?
     - Во-первых, мифы потому и мифы, что опровергнуть их невозможно. В них верят, поскольку хотят верить. В период процесса над Бейлисом нашли 200 трупов христианских младенцев, на их телах были какие-то якобы ритуальные знаки. Но какие основания подозревать в причастности к этим преступлениям евреев? Нетрудно предположить, что это была тщательно задуманная, дьявольская провокация с целью подтвердить вымыслы о "еврейских ритуальных зверствах". Защитники Бейлиса сумели доказать, что кровавый обряд не в традиции иудаизма, но миф никуда не делся.
     Если относительно антисемитизма все более или менее понятно, то "филосемитизм" для непосвященных звучит достаточно загадочно. Юдофил - значит "любящий евреев". Стало быть, речь идет о любви?
     Этот вопрос я задаю сопредседателю конгресса, заведующему кафедрой русской и славянской литературы в Иерусалиме Самуилу Шварцбанду. Он и многие другие будут выступать по этой проблематике в последующие дни, однако мне не доведется присутствовать на всех заседаниях, поэтому хотелось бы услышать разъяснение сейчас.
     - Филосемитизм - явление, известное с XIV века, - говорит профессор Щварцбанд, - оно проявляется в концептуальной лояльности к евреям и иудаизму. С тех пор как христианство стало всемирной религией, церковь по сути прекратила гонения
     на евреев. Они ей больше не мешали. Филосемитизм базировался, как правило, на антимонашестве, антикатолицизме, антиправославии. Перемены в отношении к иудаизму в церковной философии вызывали и светское сочувствие. Романтиками-филосемитами были Байрон, Пушкин. Кстати на конференции предполагается отдельный доклад "Пушкин и евреи"...
     - А какие проявления филосемитизма известны во времена более близкие к нам?
     - Их немало. Недавно на одном из семинаров директор христианского посольства в Иерусалиме обратился к своим единоверцам со следующей декларацией:
     - Мы обязаны учить любви к еврейству, а не только к Сиону. В этом мы видим свою задачу. Тысячи христиан миссия привозит на экскурсии в Израиль, им объясняют важность понимания иудейской религии, еврейской психологии и образа жизни... Это серьезные акции.
     - Но что-то незаметно прибавления любви к нам...
     - Как справедливо заметил в своем выступлении доктор Лотман, филосемитизм и антисемитизм не так разнополюсны, как видится на первый взгляд. Проблема их соотношения и пересечений намного глубже. Но чтобы объяснить это подробно, понадобилась бы специальная конференция.
     - Как это понимать? Евреев ненавидят любя и любят ненавидя? По принципу: от любви до ненависти и обратно - один шаг?
     - Во всем, что касается данной проблемы, нет абсолютной однозначности. Некоторые считают антисемитизм тоже своего рода мифом или болезнью, вроде сибирской язвы, которой политики заражают народы. Зеэв Жаботинский, например, считал, что неприязнь к евреям связана исключительно с конкретной ситуацией - исторической, экономической, социальной... Он называл это "антисемитизм обстоятельств".
     - Вы согласны с такой позицией? Ведь она, по сути, отрицает антисемитизм иррациональный, а он, как известно, имеет распространение?
     - В принципе, такой взгляд на проблему достоин внимания...
     Любопытная беседа у меня возникла с представителем Эстонии господином Ивановым.
     - В запутанных отношениях евреев с нееврейским миром какая из сторон, по вашему мнению, меньше готова к взаимопониманию? - поинтересовалась я.
     - Скажу по правде: не хотел бы ничего комментировать. Разбираться в этих нюансах - не мое дело. Я могу рассказать об объективном положении евреев в современной Эстонии. Кстати, оно нисколько не отличается от положения других меньшинств. Я - русский, всю жизнь прожил в Таллинне, прекрасно владею эстонским языком, но ощущаю себя чужим в стране, которую считаю своей. А евреи всегда и везде были в меньшинстве. Думаю, это многое объясняет в судьбе народа...
    
     "Новости недели"
    

   


    
         
___Реклама___