Виктор СНИТКОВСКИЙ (Бостон)

ТАДЖИКСКИЙ РАЗЛАД

Автор благодарит бывшего зам.министра связи Таджикистана Леона Авнукова за ряд ценных замечаний при чтении рукописи статьи.




         Из сопредельных с Афганистаном стран, Таджикистан одна из самых неустойчивых – классический элемент дуги нестабильности, протянувшейся от Ближнего востока до запада Китая. Таджикскаю границу с Афганистаном охраняют пограничники России. Границу с Узбекистаном охраняют узбекские пограничники. Устойчивость государственной власти Таджикистана подкрепляет расквартированая в стране 201 российская дивизия, которая раздута до численности армии. Небо страны прикрывает российская авиация и российские ракетные части ПВО.
         Таджикистан появился на карте лишь в 20-е годы XX века. Сначала как автономия в составе Узбекистана, а потом как союзная республика. Уже тогда таджики не были едины, а состояли из множества территориальных групп - самаркандских и бухарских таджиков, ходжентцев (позже ленинабадцев), каратегинцев, уратюбинцев, кулябцев, гиссарцев и др. Ленинабадская область была наиболее развита в экономическом отношении. Там проживало 40 процентов населения Таджикской ССР, из которых половина - узбеки. В свою очередь - в Самаркандской и Бухарской областях Узбекистана живет много таджиков. Это результат не очень удачного национально-территориального разделения времен советской власти. Первый секретарь ЦК республики и предсовмина были, как правило, ленинабадцы, председатель президиума ВС - каратегинец или кулябец. Выходцы из этих областей боролись за власть в республике. Жители севера (Ленинабад, ныне снова Ходжент) и юга (Куляб) мусульмане-сунниты. Соседи суннитов кулябцев - жители Памира исповедуют исмаилизм (исмаилизм - одна из ветвей шиизма). Поэтому вражда кулябцев и памирцев имеет региональные и религиозные черты. Необходимо напомнить, что в 1950-х годах горцев насильно переселяли в долины. Тогда многие из них умерли, а живые затаили недовольство. Имено в районах, где жили переселенцы с гор и возникли первые очаги межтаджикского конфликта. В 1999 году исмаилиты вторглись в Киргизию.
         Даже в начале 80-х годов жители новых кварталов в центре Ленинабада обустраивали за свой счет свой квартал для исполнения мусульманских общественно значимых событий: обрезания мальчиков, празднование дня рождения достигших возраста пророка Мухаммеда - 63 лет, свадьбы, похороны, проводы сыновей в армию. Вся махалля (квартал) праздновала новоселья, чтение Корана в семейные праздники, дни рождения. Для этого строились навесы под которыми устраивались совместные трапезы, выделялись помещения или обустраивались подвалы для возможности сбора мужских групп - гаштаков. Сегодня маленькие мужчины - мальчишки диктуют девочкам нормы поведения в школе - они "догоняют" отцов и дедов в области воспитания женщин, когда обливают девочкам головы или платья зеленкой, если те носят стрижки вместо косичек или короткие, по их мужским понятиям, платья.
         Советская власть в Таджикистане имела весьма поверхностную оболочку под которой существовала жизнь в совершенно ином измерении. Эту жизнь партийные органы и чекисты из Москвы не сумели постигнуть и изменить.
         Жители Таджикистана приспособились к советскому режиму под руководством колониальной власти, рекрутировавшейся, главным образом из Ленинабадской области и вновь организовали типичную для восточных обществ "пирамиду", в которой каждая этническая, конфессиональная и клановая группы занимали определенное место. Но это нарушало традиционные отношения, сложившиеся еще со времен Бухарского и Хивинского эмиратов. Стоило рухнуть совестской власти, как эти отношения возобновились. Стали возрождаться традиционные локальные рынки. Так Зарафшанская долина вновь вошла в Самаркандский рынок. Исфара, Канибадам и Горный Бадахшан опять стали частью общеферганского рынка совместно с его узбекской и киргизкой частью. Худжанд постепенно восстанавливает свою привязанность к Ташкентскому рынку. И таких примеров множество.
         Наперекор сформировавшимся в советское время административно-коммунистическим элитам возникли конрэлиты, сформировавшиеся на почве частного предпренимательства, религии и авлодного родства. Контрэлиты нуждались в контридеологии и впротивовес коммунистическому маразму выдвинули на первый план ислам - антагонист коммунизма на потяжении всех 70-ти лет советской власти. Как только начался распад СССР, региональные контрэлиты выступили под знаменами своих течений ислама и демократическими лозунгами с целью передела власти в интересах их авлода. Авлод - это совокупность родственников по мужской линии и их жен, восходящих к единому предку, т.е. кровнородная родовая группа-община, имеющая общие интересы, совместно используемое имущество и орудия производства и, зачастую, консолидированный бюджет. Это своеобразный социальный организм. Как показали социологические исследования, наиболее широко в гражданскую войну были вовлечены выходцы из тех регионов, где наиболее сильны авлодные институты. Имено верхушками авлодов диктуются авлодные (клановые) и региональные интересы. Действие социальных организмов несколько иное, чем политических партий и личностей. Это и определило особенности межтаджикского конфликта.
         Каратегинцы, населяющие Гармскую группу районов в центре республики (тут особенно сильно влияние суфийских братств, религиозые руководители которых получили образование в исламских университетах Востока), жители Гиссарской долины - на западе и памирцы из Горного Бадахшана никогда не имели решающего представительства во властных структурах Таджикской ССР. До развала СССР спокойствие в республике сдерживалось партийными структурами с помощью КГБ (руководитель всегда был русским) и МВД. Межрегиональная и религиозная вражда авлодов проявлялась в виде подбора кадров в партийные органы и совет министров, для высших учебных заведений, предприятий и учреждений. Многочисленные групповые драки студентов проходили, как правило, между студентами враждующих авлодов. Внешне это, чаще всего, выглядело как межрегиональная вражда.
         В Таджикистане обнаружены большие запасы золота. В стране расположено второе в мире по величине месторождение серебра. В 1991 г. таджики добыли свыше двух тонн золота, а в 1995 г. в десять раз меньше. Долги зарубежным странам платить нечем. Таджикистан передал право на добычу руд цветных металлов на Алтынтонканском месторождении и разработку золотых месторождений в Зеравшанской долине узбекскому Алмалыкскому горнорудному комбинату (в советское время в Алмалыке только перерабатывали руду) - так страна пытается покрыть задолженность 100 млн долларов Узбекистану. Это при том, что Узбекистан добывает в год на тридцати своих месторождениях 70 тонн золота (8-е место в мире). Нынешний президент "въехал" в президентство на узбекских танках. Влияние Узбекистана на происходящие у соседей события несомненно.
         Положение Таджикистана усугубляется из-за отсутствия тоннеля, соединяющего Центральную и Южную части страны. Сегодня эти части Таджикистана связываются дорогами, проходящими через соседние страны.
         До 1996 г. Россия выделила таджикскому правительству кредитов более чем на 600 млн долларов. В это не входят расходы на содержание российских погранвойск и 201 мотострелковой дивизии из состава миротворческих сил СНГ. В Таджикистане добывается уран. Пытаясь расплатиться с Россией Таджикистан продает 70 процентов хлопка и алюминия в европейские страны и Израиль. Контрольные пакеты акций золотодобывающих предприятий в Дарвазе и Педжикенте проданы английским компаниям, которые рассчитывают довести добычу золота там до 10 тонн в год. Россия чувствует себя обиженной. Но купить весь Таджикистан она не в состоянии. А наладить взаимодействие со всеми враждующими сторонами не может.
         После развала СССР республика взорвалась гражданской войной 1991-1992 гг. Свыше 100 тысяч таджиков тогда бежали из Таджикистана в Афганистан. Во время гражданской войны ленинабадцы (север) в союзе с кулябцами (юг) при поддержке Узбекистана и России выступили против каратегинцев, памирцев и других региональных групп, формировавших оппозиционные партии на клановой основе, и победили. Но в стане победителей произошел раскол между севером и югом. Выходцы из Куляба сумели оттеснить ленинабадцев с ведущих должностей в правительстве. Позиции кулябцев были усилены «избранием» на пост президента Таджикистана их земляка Рахмонова, который прибыл для исполнения своих обязанностей на танках узбекской армии. Если в 1992 г выходило более 30 независимых газет, то дорвавшиеся до власти кулябцы запретили издание неугодных газет и прикрыли оппозиционные политические партии. Лидеры оппозиции бежали в Афганистан, Иран, Россию и Узбекистан. Если бы к власти пришли гармцы или каратегинцы, то повторилось бы то же самое. Только бежали бы из страны лидеры оппозиции другого племени.
         Засилье кулябцев в аппарате управления вызвало сильное недовольство в районах Гиссарской и Каратегинской долин, а также в Горном Бадахшане.
         Памирцы-исмаилиты Горного Бадахшана имеют более 10 тысяч хорошо обученных фанатичных боевиков. Это мощная сила для ведения беспрерывных военных стычек с правительственными и российскими войсками из состава миротворческих сил на территории Таджикистана. И, в тоже время, это очень трудные собеседники на переговорах из-за непримиримости к вмешательству России. Сейчас Горный Бадахшан ведущий регион Таджикистана в выращивании и транзите наркотиков из Афганистана. После перекрытия транзита афганского и пакистанского зелья через Иран, в Афганистане килограмм опия-сырца стоит 45 долларов, а на выходе из Таджикистана 1000 долларов.
         Свыше полувека тому назад Гитлер назвал таджиков арийцами Средней Азии, а остальные местные народы пообещал уничтожить. С 1992 года таджики, в отличии от соседних народов, уничтожают себя сами - враждуют не на жизнь, а на смерть. Теперь мы знаем, что советская власть не смогла искоренить психологию ислама у среднеазиатских народов. Все глубже ислам входит в жизненные устои нации. И дело не в том, что в стране пытаются соблюдать религиозные праздники и обычаи. Как раз в этом ничего плохого нет. Плохо то, что своего соплеменника и единоверца убивают в борьбе за власть. Плохо, что жен и дочерей своих единоверцев насилуют. Плохо, что наркотики и мародерство вошли естественным образом в жизнь людей, готовых поклясться на куске хлеба в том, что все эти злодеяния не злодеяния, а святая борьба во имя истинного ислама.
         Таджикская поэтесса Гулрухсор Сафиева, сама приложившая немало усилий для разжигания межрегиональной вражды, отвечая на вопрос о причинах жестокости, как ей раньше казалось самого миролюбивого народа, сказала: "Это самый горький вопрос, на который у меня нет ответа. Знаю точно только одно: нет народов, объявляющих войны. Все войны начинаются в головах политиков. Как-то один зарубежный писатель спросил у меня: как вы умудряетесь, снимая по три урожая в год, сидя на залежах серебра и золота, быть такими нищими? Тогда вопрос показался мне чуть ли не провокацией. Сегодня все знают ответ. Нужен тебе послушный народ? Твори нищету! Из нищего можно кроить, кого угодно. Смогли же натравить соседа на соседа, сделать врагов из жителей одной бедной долины и другой, еще более бедной. Смогли же превратить девственную землю в грязную казарму. Национально-демократическое движение захлебнулось гражданской войной не потому, что исламисты воевали с коммунистами, как писали в газетах. Многие об этом и не знали, но убивали или были убиты за то, что жили в горах, а не в долине, за то, что принадлежали к одному клану, а не к другому."
         Книги поэтессы Гулрухсор Сафиевой торжественно сожгли в 1992 г. на площади Озоди в Душанбе. Еще два года до этого события она вместе с земляками из Гарма голодала на этой площади ради равного доступа гармцев к власти. Но факел гармских прав задул ураган местничества и религиозного фанатизма из других регионов. В 1992 г. шли митинги на центральных площадях Душанбе. Участники митингов активно вооружались. Люди в черной одежде ходили по городу и убивали по списку поэтов, ученых, журналистов из чужих кланов. Пришли они и к Сафиевой. Буквально в последнюю секунду она крикнула: "Как вы можете убить меня, если в школе учили наизусть мои стихи?" Убийство не состоялось. Может быть, это только легенда. Но ей пришлось бежать из Таджикистана.
         Во многих таджикских кишлаках уже действуют законы шариата. Руки за воровство или употребление алкоголя там пока не рубят, но палками бьют. Впрочем, и русские казаки ныне не без успеха стараются ввести палочные наказания. Таджичка без паранджи сейчас не может чувствовать себя в безопасности. Посты боевиков на сельских дорогах женщин без паранджи, в лучшем случае, не пропускают. В Гарме без платка, закрывающего лицо нельзя выйти даже во двор собственного дома - забросают камнями.
         Существенное влияние на жизнь в стране оказывают недавние беженцы, вернувшиеся из Афганистана и других мусульманских краев. События исламской жизни в Афганистане, граница с которым имеет длину 1309 км, до сих пор оказывают большое влияние на жизнь Таджикистана. Вкладывают деньги в исламизацию родины дети, внуки и правнуки тех таджиков, кого огненным смерчем большевистской революции вымело во времена захвата Красной армией Бухарского (в состав эмирата входили узбекские и таджикские земли) и Хивинского эмиратов. И конечно же, экстремистские зарубежные мусульманские круги заинтересованы в таджикском уране.
         В Таджикистане, как и во всей средней Азии, хорошо помнят годы уничтожения таджиков-басмачей. Большевики понимая, что они воюют с народом, вырезали руками буденовцев поголовно мужчин сотен кишлаков. Это не забывается. Таджики, как и остальные жители Средней Азии, не собираются прощать "русским" большевикам-фашистам искоренение своей культуры и массовые убийства. Поэтому, как бы в России красно-коричневые не старались восстановить прежний СССР, его больше не будет - силенок у них не хватит. К сожалению, этого не понимают и многие демократы. "Белое" население СССР не знало и ныне не хочет знать и думать о том, что происходило в Средней Азии в советское время и до того. Даже те "русские", которые жили в Таджикистане, не знали таджикского языка - он им был не нужен. Впрочем, эта же имперская ситуация была в остальных союзных республиках.
         Люди, ориентированные на советскую власть совершенно правильно утверждают, что после образования СССР в этих краях уменьшилась смертность, особенно послеродовая, стало намного чище, резко возросла грамотность, во все кишлаки пришло электричество, появились театры, музеи, картинные галереи и т.д. Те, кто был на границе с Афганистаном, видели , что на другом берегу не было ни света, ни дорог - одни караванные тропы. Но правы и те, кто утверждает: нельзя загонять в "счастливую" жизнь палкой, не нужно для этого вырезать мулл, разрушать мечети, запрещать или подчинять религию государству, нельзя запрещать мусульманам посещать Мекку и другие святые места, нельзя рушить силой традиционный уклад жизни, нельзя всех несогласных расстреливать или загонять в лагеря на каторжные работы, нельзя репрессировать кого попало лишь бы выполнить разнарядку из Москвы.
         После 1991 г. таджики отрастили длинные бороды. Теперь это не только один из признаков исламской добропорядочности - это еще и пропуск в среду правоверных мужчин, это пропуск через заставы исламистов. Наконец, это пропуск в жизнь, которую хочет иметь большинство таджиков или которую им искренне навязывают радетели из исламских стран. Одна характерных особенностей таджикского образа жизни - мужские сообщества внутри авлодов (гаштаки), принятые во многих исламских странах. Эти сообщества играют важную роль в жизни Таджикистана, но при советской власти они были вне закона. В мужских группах насчитывается, обычно, 10-15 человек. Часть мужских групп формируется еще в школьные годы и продолжают существовать в течении всей жизни их участников. Другие группы носят временный, сезонный осенне-зимний характер. Зимой гаштаки собираются, обычно, ежедневно, раз в неделю или чуть чаще в зависимости от местных традиций или уговора. Основным внешним объединяющим элементом является совместная трапеза. При общинном обеспечении трапез, мужские компании в сельской местности содержатся за счет средств от обработки участка общественной земли. В советское время для этого колхозы неофициально предоставляли специальные участки земли или часть денег от реализации колхозной продукции. В каких то случаях участники групп собираются по очереди друг у друга и берут на себя расходы по приему гостей. Одни формы обеспечения совместных трапез более характерны для сельской местности, другие для городов. В последние годы существования советской власти гаштак 12-ти улемов - наиболее авторитетных мусульманских территориальных деятелей нелегальной тогда Исламской партии возрождения Таджикистана (ИПВТ) организовали совместные трапезы-совещания по принципу очередности. В соответствии с таким принципом они съежались к очередному улему, который устраивал угощение. Подобным образом устраивались "партсобрания" ИПВТ на областных и районных уровнях.
         В республике к середине 1991 года сложились многочисленные объединения мужских групп с различными региональными политическими целями. При крупных мечетях еще в советское время выделялись традиционные общественные помещения - худжры для встреч религиозных деятелей и руководящих партийно-советских кадров с "мусульманским лицом". Одновременно, в районных центрах стали создаваться специальные центры общепита для встреч мусульманских единомышленников. Аналогично проводили в 1991 г. и позже собрания члены Демократической партии Таджикистана (ДПТ). Одновременно эти же деятели были членами местных мужских групп по месту жительства в квартале или селении. Это позволяло быстро и эффективно обмениваться информацией и мнениями, распространять по вертикали и горизонтали определенные взгляды и проводить в жизнь конкретные решения. Причем решения, принятые на собраниях исламских мужских объединений обязательны для исполнения. Есть многочисленные факты, что в состав т.н. "общенациональных митингов" осенью 1991 и весной 1992 годов входили мужчины, состоящие в одном объединении. В рамках различных мужских объединений авлодов началось массовое вооружение таджикского населения и определения этими объединениями своего места в борьбе против коммунистических властей и между собой. Существованием мужских групп отчасти объясняется большая жестокость боевых действий гражданской войны в Таджикистане: общественное сознание считает, что недостаточно уничтожить одного врага, если остаются живы друзья из мужской группы и родственники, связанные узами обязательной взаимопомощи и мести. С другой стороны, авлодная солидарность заставляла нейтральных по политическим взглядам либо даже сторонников определенной позиции, не меняя своих взглядов, сражаться против единомышленников. Так в вооруженных отрядах появлялись совершенно индифферентные к противостоянию выходцы из смешанных браков, русскоязычные вестернизированные таджики, не понимающие ни целей, ни смысла борьбы, но побуждаемые к войне лидерами отцовских авлодов.
         Авлод как социальный институт сохраняет свое значение во всех сферах жизни Таджикистана. Более того, практически повсеместно происходит укрепление авлодных структур. Многие таджики считают, что имено авлодная структура таджикского общества придает ему устойчивость, помогает адоптироваться к резко изменившимся условиям и просто выжить. Они уверены, что в этом кровавом столетии институт авлода продемонстривал, что традиционные социальные структуры могут стать устойчивой основой для позитивного развития таджикского общества. Так ли это?
         Сейчас площадь Республики Таджикистан 53 300 кв. миль (143 100 км. кв.). Население растет медленно: 1993 г. - 5,705 млн чел., 1994 - 5,813 млн чел, 1995 - 5,832 млн чел., 1996 - 5,945 млн чел., 1997 - 6,054 млн чел. преступность значительно опережает рождаемость - в январе 1999 г. было зарегистрировано преступлений на 24% больше, чем в январе 1998 г.
         Бурное начало XXI века в этом регионе пока не обещает стабильности.