©"Заметки по еврейской истории"
сентябрь 2009 года

Давид Гольдштейн

К 70-ой годовщине подписания пакта «Молотова-Риббентропа»,
 или как мы стали солдатами Второй мировой войны

В связи с тем, что 23 августа с. г. исполнилось семьдесят лет со дня подписания Пакта «Молотова-Риббентропа» Парламентская ассамблея ОБСЕ в окончательном варианте приняла резолюцию «Об объединении разрозненной Европы», в которой нацизм и сталинизм осуждаются как два самых главных тоталитарных режима в Европе прошлого века. Но это решение Парламентской ассамблеи ОБСЕ вызывает негативное отношение многих видных политических деятелей России, которые по возрасту не могли быть свидетелями тех уже далеких событий начала Второй мировой войны. Вместе с тем до настоящего времени еще живы свидетели тех бурных событий начала осени 1939 года, когда началась Вторая мировая война.

Летом 1939 года мы, выпускники ленинградских средних школ, поступали в институты и были преисполнены надежд на светлое будущее. Но история распорядилась иначе. Сразу после заключения советско-германского договора в Европе началась Вторая мировая война, и вскоре мы стали солдатами. Сначала мы даже не обратили особого внимания ни на советско-германские переговоры, ни на то, что уже в последних числах августа срочно состоявшаяся сессия Верховного совета приняла новый закон о воинских обязанностях. Но уже 6 сентября выступил по радио комендант города Москвы и разъяснил, что согласно только что принятому новому закону все юноши 1920 и 1921 года рождения подлежат скорому призыву в Красную Армию.

В частности, автор этих строк уже 3 ноября 1939 года стал солдатом и принял участие сначала в так называемой Финской кампании и затем в Отечественной войне. Естественно, все эти события прочно отложились в нашей памяти.

Вместе с тем, в течение более 50-ти лет правду о начале Второй мировой войны и особенно о начале агрессивной войны Советского Союза с Финляндией скрывали от советских людей. Причины начала и окончания этой непопулярной войны, а также общая картина боевых действий, были грубо искажены. Также замалчивались или грубо искажались действия сталинского руководства по захвату восточных областей Польши, прибалтийских стран, и Бессарабии. Лишь в конце ХХ столетия, с приходом гласности и отменой цензуры, стали появляться отдельные публикации и обобщающие работы, осветившие эту темную страницу советской истории.

В действительности осенью 1939 г., вскоре после подписания советско-германского договора, Германская армия уже 1 сентября пересекла западную границу Польши, а Красная армия 17 сентября вошла в Польшу с востока. Затем Советское правительство стало навязывать трем прибалтийским государствам и Финляндии договоры о взаимопомощи, предусматривающие размещение на их территориях советских войск.

Прибалтийские правительства после трудных переговоров уступили этим требованиям, и в октябре 1940 г. в Латвию, Литву и Эстонию были введены контингенты Красной Армии, численностью по 20-25 тыс. Прямым результатом этих акций явилось по существу насильственное присоединение прибалтийских стран к СССР в 1940 г.

Финляндия же наотрез отказалась обсуждать договор о взаимопомощи. Тогда от нее потребовали уступить районы Карелии, где проходила оборонительная линия Маннергейма, и районы, прилегающие к Ленинградской области, а также территорию для создания военно-морской базы на берегу Финского залива. В обмен финнам предлагались заболоченные территории на севере Карелии. Но переговоры, естественно, зашли в тупик, и вскоре советское правительство объявило, что «26 ноября наши пограничники… были неожиданно обстреляны с финской стороны артиллерийским огнем…, в результате чего убито четверо и ранено 8 человек».

Напрасно финны доказывали, что орудийные выстрелы были произведены с советской стороны... 30 ноября 1939 г., советские войска по приказу Сталина вторглись в Финляндию. (В одной из публикаций в начале 1990 годов рассказывалось, что огонь по советским пограничникам был открыт из орудия артиллерийского дивизиона, подчиненного НКВД. В 1999 г. это было подтверждено в публикации С. Грачева).

Операция против Финляндии тогда планировалась примерно на две недели с целью приведения к власти марионеточного правительства во главе с Отто Куусиненом.

Но Финляндия оказала упорное сопротивление, потери Красной Армии были очень велики, за первые две недели Красная Армия, имея многократное превосходство в живой силе и технике, даже не везде смогла подойти вплотную к линии Маннергейма. Но затем, сосредоточив на этом направлении 700 тысяч человек, 2300 танков, 1800 самолетов, 6000 орудий и минометов и неся огромные потери, Красная Армия прорвала линию Маннергейма в середине февраля.

28 февраля 1940 г. передовые части Красной Армии вышли к Выборгу, и Сталин отдал распоряжение занять Хельсинки к середине марта. Но в это время возникла реальная угроза поддержки финской армии вооруженными силами Великобритании (100 тысяч) и Франции (50 тысяч), а также бомбардировки нефтепромыслов в Баку. Поэтому 12 марта 1940 г. Сталину пришлось срочно пойти на заключение мира с законным правительством Финляндии. При этом финны примирились с потерей части территории.

Естественно возникает вопрос: какую цену уплатил СССР за приобретение части финской территории. Вскоре после окончания войны Молотов назвал округленную цифру потерь – 48 тысяч. Однако позднее стало известно, что реальные потери превысили эту цифру во много раз. Кроме того около тысячи военнослужащих были расстреляны органами НКВД, и от 5 до 25 тысяч военнослужащих после обмена военнопленными в апреле 1940 года были отправлены на Крайний Север. Мало кто из них остался жив.

Потери Финской армии составили по опубликованным данным около 25 тысяч убитыми и около 40 тысяч ранеными, т. е. были значительно меньше потерь Красной Армии. Следует также напомнить, что после окончания финской кампании стратегическая обстановка в Европе в корне изменилась. Германия захватила Данию и Норвегию и после капитуляции Франции в июне 1940 г. наземный фронт в Европе перестал существовать. Но воздушную битву за Англию немцы выиграть не смогли.

Вместе с тем, вследствие продемонстрированной всему миру в ходе финской кампании бездарности руководства Красной Армии и низкой ее боеспособности, Гитлер в июле 1940 г. потребовал от командования вермахта готовить нападение на СССР. Поэтому, когда Молотов во время своих переговоров с Гитлером и Риббентропом в ноябре 1940 г. настойчиво пытался согласовать с ними планы Сталина о новой кампании против Финляндии, Гитлер категорически возражал против захвата Советским Союзом Финляндии. Основным результатом этих переговоров (их содержание было сообщено немцами финнам) явился отказ Финляндии от нейтралитета в надвигающейся войне Германии с СССР. В результате, фронт боевых действий увеличился для Красной Армии в 1941 г. на 1200 км, и на стороне немцев сражались 20 финских дивизий.

Как отмечает В. Люлечник, «Финляндия – единственная страна, входившая до 1917 года в состав Российской империи, которая сумела в сложнейшей международной обстановке сохранить свою независимость». Это в значительной мере явилось результатом деятельности маршала Маннергейма, бывшего генерала Русской армии.

В 1944-46 гг. он был президентом Финляндии и обеспечил достойный выход своей страны из войны.

За агрессию против Финляндии СССР был 14 декабря 1939 году исключен из Лиги наций. При этом европейская пресса широко комментировала агрессивные действия как Гитлеровского, так и Сталинского руководства. Красочным примером таких комментариев является публикуемая ниже английская карикатура от 1939 года.

Поэтому еще живых свидетелей тех уже далеких событий не может удивить решение Парламентской ассамблеи ОБСЕ, в которой нацизм и сталинизм осуждаются как два самых главных тоталитарных режима в Европе прошлого столетия.

Вместе с тем, нельзя не отметить существенного различия в отношении к собственному народу немецкого и советского руководства в 1930 годы. Так, если Гитлер и его сподвижники грубо дискриминировали и уничтожали в Германии в основном коммунистов, евреев и цыган, то Сталинское руководство по существу вело войну со всем советским народом, как путем организации голода, так и путем организации массовых репрессий.

Сравнительно недавно опубликованы данные комиссии Шверника, организованной вскоре после ХХ съезда КПСС и включавшей ряд вернувшихся после смерти Сталина из лагерей ГУЛАГа зеков и, в частности, Ольгу Шатуновскую, вступившую в партию в 1916 году. Еще перед ХХ съездом КПСС этой комиссией было установлено, что Сталин не только организовал убийство Кирова и истребил подавляющее большинство делегатов XVII съезда КПСС, но и организовал «Большой террор», в ходе которого было арестовано около 20 млн. человек, из которых за шесть с половиной лет с 1 января 1935 г. по 1 июля 1941 года... 7 млн. было расстреляно. Эти данные были включены в проект доклада Хрущева на XXII съезде КПСС, но Суслов уговорил Хрущева засекретить их на 15 лет. (Григорий Померанец, «Новая Газета», Cпецвыпуск «Правда ГУЛАГа» от 01.06.2009 № 04 (15))

В заключение необходимо напомнить, что и после разгрома фашистской Германии во Второй мировой войне сталинская агрессивная внешняя политика продолжалась, и Сталин готовил начало агрессивной Третьей мировой войны. Так в конце своей монографии «Сталин» («Варгиус», М.. 1997 г., стр. 609) Эдвард Радзинский приводит следующие данные чешского историка Карела Каплана: «В секретных архивах чехословацкой компартии сохранилось изложение выступления Сталина на совещании руководителей братских компартий в 1951 году. Сталин объяснял участникам совещания, что настал наиболее выгодный момент для наступления на капиталистическую Европу, т. к. война в Корее показала слабость американской армии… Возникла реальная возможность установить социализм по всей Европе».

И, наконец, нельзя забывать, что подобная агрессивная внешняя политика продолжалась и при приемниках Сталина. Советская оккупация стран Восточной Европы продолжалась в течение почти пятидесяти лет, и лишь при Горбачеве Советская Армия ушла из стран восточной Европы и из Афганистана, а страны Прибалтики вернули свою независимость лишь после развала Советского Союза.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2540




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer15/Goldshtejn1.php - to PDF file

Комментарии:

Victor-Avrom
- at 2010-02-08 01:55:18 EDT
Статья производит двоякое впечатление. С одной стороны -
ведьма грамотная, точная и логичная. С другой - вывод
статьи о мы Гитлееру равны - никак из материалов статьи не
следует. К тому же это и не совсем вывод - автор так и не
пояснил своего мнения по этому вопросу, сказал лишь (2 раза
- в тезисе и саключении) что не удивлён.
И ещё один момент - Всё же от участника событий ждёшь
большего, чем пресказ школьного учебника...
А про фантастические цифры жертв необоснованных репрессий
уже сказал Снитковский.

Неприятно поразила реакция автора на обосованную
дружественную критику - требование высказывания критиков
стереть. Позабавил также и Тененбаум, рядящийся в тогу
эксперта.

Б.Тененбаум
- at 2010-02-07 19:06:31 EDT
Глубокоуважаемый д-р Гольдштейн, позвольте поблагодарить Вас за интереснейшую статью. Пользуюсь случаем, чтобы поздравить Вас (хоть и с запозданием) с днем рождения, и пожелать Вам долгих лет и крепкого здровья :)
P.S. Я посмотрел ругательные комментарии к вашей работе. Их писали, мягко говоря, не слишком осведомленные люди.

Давид Гольдштейн
- at 2010-02-01 14:26:31 EDT
Недавно я обнаружил в конце опубликованной в №15(118) моей статьи «К 70-ой годовщине подписания пакта «Молотова-Риббентропа» подробные комментарии, объем которых сравним с объемом текста моей статьи (особенно если исключить рисунки). Причем эти комментарии практически не касаются основного содержания моей статьи, которое определяется ее заголовком, а лишь ограничиваются критикой цитируемых мною данных комиссии Шверника о количестве репрессированных в ходе организованного Сталиным «Большого террора», а также цитируемого мною по Э.Радзинскому заявления Сталина в 1951 г. о том, « что настал наиболее выгодный момент для наступления на капиталистическую Европу…» (третий и второй абзацы от конца моей статьи). Причем комментарии В.Снитковского, написаны многословно с повторами и ошибками. В последнем признается и сам В.Снитковский.

С учетом изложенного считаю, что было бы справедливым удалить рассмотренные «Комментарии» из текста в конце моей статьи ( №15(118) «Заметок…») и поместить их текст в «Гостевой книге».

Gena
- at 2009-09-21 16:20:29 EDT
Эдвард Радзинский приводит следующие данные чешского историка Карела Каплана: «В секретных архивах чехословацкой компартии сохранилось изложение выступления Сталина на совещании руководителей братских компартий в 1951 году. Сталин объяснял участникам совещания, что настал наиболее выгодный момент для наступления на капиталистическую Европу, т. к. война в Корее показала слабость американской армии… Возникла реальная возможность установить социализм по всей Европе».

Опять наступление! В 1941 он, согласно Суворову, не успел. Так в 1951 снова. И тоже не успел!

Только... хммм... кто ж его в 1951м-то опередил?! Вроде ж никто! И все равно не успел.

Экий он непутевый, этот Сталин. За что ни возьмется, все не успевает.

Наблюдатель
- at 2009-09-21 15:15:50 EDT
Насобирав все, что попало, намешав в какой-то степени правдивое с давно опровергнутым, придав своему сочинению вид личного свидетельства, автор пробует убедить читателя, что нарисованная им картина имеет какое-то отношение к истории. Такое впечатление, что он "проспал" лет двадцать, не знаком с введенными в научный оборот за это время документами и материалами. Или вообще написал свою статью два десятилетия назад.

Непонятно, для чего такую антиисторию публиковать?!

Виктор Снитковский
Бостон, - at 2009-09-19 15:16:10 EDT
Ответ Элиэзеру М.Рабиновичу. Статья Гольдштейна представляет собой пересказ статьи Померанца из "Новой газеты" со всеми приведенными там устаревшими данными. Контуры данных, приведенные в "Черной книге коммунизма" правильны, но со статьей Голдштейна совершенно не стыкуются. Если вы хотите узнать наиболее точные сведения обратитесь к семитомнику "Карательная система. История сталинского ГУЛАГа", изд-во РОССПЭН, 2004 или сайту Мемориала www.memo.ru. Оценки потерь населения с точки зрения демографов Вы можете найти в монографиях: 1)Д.Вересов «Историческая демография СССР", Нью-Йорк, 1987 под ред. С.Максудова, 2) C.Максудов "Потери населения СССР", Chaliddze Publication, 1989 Benson, Vermont USA. Первая документальная публикация о жертвах политического террора опубликованы Земсковым в номерах журнала "СОЦИС" за 1990 год. В целом они совпали с демографическими подсчетами Максудова, выполнеными еще в 1970-х годах в Германии. С тех пор появляются только некоторые уточнения. Так Максудов указывал на потери от Большого террора 0,7-0,9 млн. чел., а Земсков показал документы на 0,65 млн.
Небольшое увеличение идет за счет расстрелянных во время войны за чтение листовок, пораженческие разговоры, расхваливание немецкого оружия и т.д. и т.п.
На сегодняшний день число погибших от политических репрессий в СССР по документальным и демографическим оценкам составляет 0,9 млн. расстреляно, 1,7 млн. умерло в лагерях, потери от депортаций порядка 1,0 млн. и др.
Максудов (Гарвард) оценивал число потерь в результате политических репрессий - не менее 4 млн. чел.
Вы также можете узнать масштабы политических репрессий в СССР в трудах современного российского демографа Анатолия Вишневского (Директор института демографии при ГУ-высшая школа экономики). Все остальное - бред сивой кобылы.

Григорий Яблочник
Калининград, Россия - at 2009-09-15 13:26:59 EDT
Негативную реакцию росийских политиков на резолюцию ОБСЕ можно понять: гитлеризм и сталигизм действительно два страшных тоталитарных режима, но по сути - идеологии и преследуемым целям - они далеко не идентичны. Отсюда и неудовольствие. Осуждая (не смог подыскать более сильного слова) эти режимы, знака равенства между ними не ставлю.
Элиэзер М. Рабинович - В. Снитковскому и Д. Гольдш
- at 2009-09-13 23:16:25 EDT
Виктор Снитковский
Бостон, МА, США - at 2009-09-11 19:10:29 EDT
Сравнительно недавно опубликованы данные комиссии Шверника, организованной вскоре после ХХ съезда КПСС и включавшей ряд вернувшихся после смерти Сталина из лагерей ГУЛАГа зеков и, в частности, Ольгу Шатуновскую, вступившую в партию в 1916 году. Еще перед ХХ съездом КПСС этой комиссией было установлено, что Сталин не только организовал убийство Кирова и истребил подавляющее большинство делегатов XVII съезда КПСС, но и организовал «Большой террор», в ходе которого было арестовано около 20 млн. человек, из которых за шесть с половиной лет с 1 января 1935 г. по 1 июля 1941 года... 7 млн. было расстреляно. Эти данные были включены в проект доклада Хрущева на XXII съезде КПСС, но Суслов уговорил Хрущева засекретить их на 15 лет. (Григорий Померанец, «Новая Газета», Cпецвыпуск «Правда ГУЛАГа» от 01.06.2009 № 04 (15))
Приведенные в статье данные - давно опровергнутая чушь. Ссылка на Люлечника - еще раз говорит об уровне автора.
Действительные цифры жертв см. "Черную книгу коммунизма", материалы об-ва "Мемориал" и др.


Я не понимаю агрессивности г-на Снитковского по отношению к этому утверждению г-на Гольдштейна. Было бы лучше, если бы он просто привел известные ему цифры вместо того, чтобы назыать их "давно опровергнутой чушью". "Черная книга" называет цифру слегка больше 2 млн. заключенных в 1953 г., тогда как записка министра Игнатьева Сталину говорит о 12.5 млн. только в 1952 г. Если это верно, то цифра в 20 млн. за 1935-41 гг. не предствляется "чушью". Далее, профессор Раммель (Гавайи), главный эксперт по "демоциду", пишет о 62 млн. смертей в СССР с 1917 по 1987 гг. (см. статью Democide в Wikipedia), что также не противоречит цифрам, приведенным г-ном Гольдштейном.

Виктор Снитковский
Бостон, МА, США - at 2009-09-11 19:18:05 EDT
Касательно моего предыдущего отзыва. По сути, он представляет две последние строки, где говориться о полной безграмотности Гольдштейна.
Все, приведенное выше - цитата из Гольдштейна. Увы, я забыл там поставить кавычки. Приношу извинения.

Виктор Снитковский
Бостон, МА, США - at 2009-09-11 19:10:29 EDT
Сравнительно недавно опубликованы данные комиссии Шверника, организованной вскоре после ХХ съезда КПСС и включавшей ряд вернувшихся после смерти Сталина из лагерей ГУЛАГа зеков и, в частности, Ольгу Шатуновскую, вступившую в партию в 1916 году. Еще перед ХХ съездом КПСС этой комиссией было установлено, что Сталин не только организовал убийство Кирова и истребил подавляющее большинство делегатов XVII съезда КПСС, но и организовал «Большой террор», в ходе которого было арестовано около 20 млн. человек, из которых за шесть с половиной лет с 1 января 1935 г. по 1 июля 1941 года... 7 млн. было расстреляно. Эти данные были включены в проект доклада Хрущева на XXII съезде КПСС, но Суслов уговорил Хрущева засекретить их на 15 лет. (Григорий Померанец, «Новая Газета», Cпецвыпуск «Правда ГУЛАГа» от 01.06.2009 № 04 (15))
Приведенные в статье данные - давно опровергнутая чушь. Ссылка на Люлечника - еще раз говорит об уровне автора.
Действительные цифры жертв см. "Черную книгу коммунизма", материалы об-ва "Мемориал" и др.