©"Заметки по еврейской истории"
декабрь 2009 года


Александр Тарадай

Старые фотографии

Самая старая семейная фотография, которая хранится у меня:

На обороте ее надпись: «На добрую память в знакъ любви и дружбы отъ М. Утевской. 20 iюля 1895 года. Г. Брянскъ».

Не знаю, кто изображен на ней, судя по фамилии – это может быть сестра прадеда или жена его брата. Больше ста лет этой фотографии, а качество такое, что хорошо видны все черты родственницы.

Но рассказать историю я хочу о другой фотографии.

На ней сфотографированы три молодых человека, на обороте дарственная надпись: «Гите В память пребывания в Гомеле от Моисея. 27.VII.07г. Гомель».

Гитя – это сестра моего деда Утевская Гитя (Гертруда – ?) Борисовна, наиболее близкая деду по году рождения – погодок. Их родители – Утевский Бенцион Беркович и Фейгенберг Рася Лейбовна – родились и женились в Гомеле, затем переехали в Брянск. Перед революцией эта «ветвь» Утевских переехала в Харьков.

Гитя Борисовна вышла замуж за Иона Буртмана, в 1922 г. у них родилась дочь Раиса (в этом поколении много Раис – в честь прабабушки Раси Лейбовны). Жили они в Харькове в доме по Каплуновскому переулку, в котором жили и другие братья и сестры. В 1925 г. они переехали в Москву, Ион стал работать в Наркомате внешней торговли, через некоторое время они уезжают в Париж, где он работает в торгпредстве СССР во Франции.

К 1930 году под влиянием свободной западной прессы, которая откровенно пишет о том, что происходит в СССР (а это еще не репрессии 1937 года, но уже – изгнание Троцкого, исключение из партии Каменева и Зиновьева, снятие Рыкова и Бухарина), Буртман полностью разочаровывается в советской власти и решает остаться во Франции. Он дает телеграмму в Москву с просьбой уволить его и лишить советского гражданства. Весь остаток жизни он боится мести НКВД, но то ли НКВД было не до него (стали уходить на Запад более значимые фигуры – Шейнман, Кривицкий, Орлов, Рейсс), то ли его спас отказ от советского гражданства (то есть его не рассматривали как предателя).

В 1940 году Францию оккупировали немецкие фашисты. Начались аресты, в первую очередь, евреев. Естественно, родители боялись за судьбу своей дочери, при этом надеялись, что их, как убежавших из СССР, немцы не тронут. Поэтому Раиса жила у французских друзей родителей.

К сожалению, в 1942 году Гитя и Ион были арестованы немцами и погибли в концлагере. Понимая, что оставаться в Париже молодой еврейской девушке опасно, французские друзья отца купили ей чистый бланк паспорта, который уже заполнила она сама. Раиса стала Reine (по-французски – «королева»), фамилию поменяла также, после чего уехала на юг в зону Виши и вернулась в Париж уже после его освобождения.

После войны Reine вышла замуж за профессора Сорбонны, биохимика Жака Крю (Jaques Kruh), у них родились дети Робер (Robert), 1950 г.р. и Дидье (Didier), 1955 г.р.

Reine Kruh стала француженкой, но она знала, что где-то в Советском Союзе остались родственники. О своих сестрах Лиде и Любе рассказывала ей мать, а Любу – самую младшую тетю – смутно помнила в своих детских воспоминаниях, потому что она, еще не имевшая своей семьи, часто гуляла с ней во дворе дома, где они жили в Москве. Мысль найти своих родственников, оставшихся за «железным занавесом», не оставляет ее.

В 1960 г. муж предлагает Reine поехать вместе с ним в Москву на Всемирный конгресс биохимиков. Reine находит младшую сестру своей мамы и моего деда Утевскую Любовь Борисовну, и они встречаются, но встреча была совсем не такой, на которую рассчитывала Reine. Любовь Борисовна жила в боковом («профессорском») корпусе МГУ, но не пригласила племянницу домой. На входе в корпус сидела консьержка, которая записывала всех посетителей, и хотя начиналась хрущевская «оттепель», Любовь Борисовна не решилась показать племянницу-«иностранку», тем более, что не хотела подвести своего мужа – Степана Васильевича Калинина, крупного ученого-математика, который в то время работал над расчетами орбит искусственных спутников Земли. Так что со Степаном Васильевичем Reine так и не познакомилась, а с Любовью Борисовной встречалась на «конспиративной» квартире, в коммуналке у какой-то подруги тети.

Тогда же тетя Люба записала парижский адрес племянницы, но они не переписывались, а адрес был записан с ошибками (было написано: Chur Rene, Victorien 5 Paris).

В 1970 годах тетя Люба рассказала мне о своей племяннице, которая живет в Париже. Тогда Париж для нас находился не просто далеко, а где-то на другом конце света. Я никогда не мог подумать, что буду бывать в Париже достаточно часто, что у меня там будут жить близкие друзья.

Через много лет, когда тети Любы уже не стало (после 2000 года), я решил найти родственницу. Но по имеющимся данным это было невозможно – неправильно были написаны имя и фамилия, улицы с названием Victorien в Париже нет. Еще я знал, что муж родственницы – профессор Сорбонны, и я обращался туда, но не зная точной фамилии через Парижский университет найти их было не возможно, тем более, что Жака Крю к тому времени уже не было в живых.

Я попросил своих парижских друзей поискать тетю, но все поиски были тщетны.

И вот перед очередной поездкой в Париж я решил еще раз обдумать, как можно найти родственницу в Париже? Улицы с названием Victorien в Париже нет, потому что это имя, но есть несколько улиц, где это имя присутствует в названии (например, rue Victorien Sardou). Затем я на сайте Francetelekom вывел всех парижан, которые проживали на улицах, где в названии присутствует Victorien, получилось около трех сотен, их я стал по одному читать и анализировать. На KRUH Reine, 5 sq Victorien Sardou 75016 Paris, я понял, что нашел тетю (KRUH – CHUR, Rene – Reine).

Короче, только в 2006 году я разыскал Reine, был у нее в гостях в квартире в 16-м округе Парижа со своей женой и нашей парижской подругой Ириной Дюпор, которую мы взяли в качестве переводчика, т. к. по телефону Reine сказала, что забыла русский язык. К нашей радости, перевод не понадобился, мы еще раз убедились, что родной язык – язык детства – забыть не возможно. Уходя, я попросил разрешения называть ее тетя Рая и получил это разрешение. Так что теперь мы с тетей Раей переписываемся.

  

 

А потом я увидел в Инете статью живущего в Израиле известного психолога профессора Иосифа Мойсеевича Фейгенберга. Я и раньше видел его работы и обращал внимание на фамилию, но сейчас меня поразили два обстоятельства: было написано, что родился Иосиф Мойсеевич в Гомеле, и в статье был указан его мейл. Я тут же отправил ему письмо следующего содержания: «Уважаемый Иосиф Мойсеевич! По материнской линии я правнук Утевского Бенциона Берковича и Фейгенберг Раси Лейбовны, которые родились и жили в Гомеле, затем переехали в Брянск, а затем – в Харьков». Практически сразу Иосиф Моисеевич ответил мне, что он внук Фейгенберг Соломона Лейбовича, родного брата моей прабабушки.

На фотографии, на которой изображены трое молодых людей, дарственная надпись, адресованная Гите, подписана Мойсеем. В 1908 г. Гитя Борисовна, проживавшая в Брянске, приезжала в гости в Гомель. У кого она должна была останавливаться и с кем общаться, как не со своими двоюродными братьями? Я предположил, что один из молодых людей – Мойсей Фейгенберг, отец Иосифа Мойсеевича, и отправил ему электронной почтой отсканированную фотографию.

Почти сразу я получил ответ от Иосифа Мойсеевича:

«15 апреля 2008

Дорогой Александр!

Огромное спасибо за присланную фотографию столетней давности. Крайний справа – мой отец (ему там 17 лет). В середине его старший брат Исаак.

Юношу слева я не узнал. При моем выезде в Израиль весь багаж был разграблен и пропали почти все семейные фотографии. Потому присланная Вами фотография особенно дорога мне. Иосиф»

Так фотография столетней давности нашла «владельца» и соединила ветви нашей семьи, занесенные из Гомеля в разные страны.


К началу страницы К оглавлению номера




Комментарии:
Каган Валерий Львович
Волгоград, Россия - at 2012-03-24 17:10:19 EDT
Уважаемый Александр!
Я прочел Ваши статьи "ВЕТВИ ОДНОГО ДЕРЕВА" и "СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ" в прцессе работы над древом своей семьи и понял, что мы можем быть полезны друг другу.
Коротко о себе: Я Каган Валерий Львович, 1939 г.р., проживаю в Волгограде. Мои реквизиты:
тел. моб. +7 902 362 1740
тел. дом. +7 8442 38-83-43
тел. сл. +7 8442 23-33-34 (23-43-44)
Е-mail: v_kagan@mail.ru
Моя пробабушка Двойра Метахевна Крымская (по мужу Шендерович)1867г.р. является родной сестрой Эсфирь Метахевны жены Фейгенберга, которая является мамой Моисея, с сыном которого переписывались Вы. Если Вы сообщите свой Е-mail и телефон, с удовольствием сообщу Вам о всех материалах, которые имею.
С уважением ВК

Алексей Борисович Утевский
Ростов-на-Дону, Россия - at 2011-01-27 06:50:32 EDT
Мне известно, что мой отец Борис Львович Утевский является двоюродным братом Анатолия Борисович Утевского,сына Бориса Самойловича Утевского (известного юриста). К сожалению. я мало знаю историю нашей семьи - только то, что мой дед по отцовской линии Лейб Аронович Утевский, 1893 г.р.? (врач) приехал в Ростов-на-Дону со своей женой (моей бабушкой) Утевской (урожденной Саксонской, 1895 г.р.?)Розалией (Рахиль) Осиповной (Иосифовной??) в 1918 или 1919 годах из Украины. И в 1923 году у них родился сын Борис - мой отец. По рассказам бабушки в Питере перед революцией в консерватории учились ее двоюродные сестры.
Мой отец и его двоюродный брат Анатолий Борисович Утевский (профессор Академии МВД и друг В.С.Высоцкого) были знакомы и неоднократно встречались и в Ростове-на-Дону и в Москве.
Если Вас заинтересуют подробности мой E-mail: alexeyut1@rambler.ru

Светлана Утевская
Москва, Россия - at 2011-01-14 05:06:23 EDT
Здравствуйте !

Я Утевская по мужу . Отец,дед и все остальные Утевские жили в Москве .Может быть родственники......

Кто знает , у нас тоже много фотографий.

Dmitry Utevsky
Petah-Tikva, Israel - at 2010-04-22 08:04:01 EDT
Я знаю, что все Утевские родственники. Когда-то и я жил в Харькове и мои родственники - дед Сема (Саломон) - преподаватель в Харьковском Педагогическом и его брат Арон - член-корреспондент АН УССР - преподаватель Харьковского Медицинского и их отец Мендель - мой прадед тоже жили в этом городе. Вполне возможно что где-то есть та затерянная нить, являющаяся родственной связью между нашими семьями.
Я не нашел Вашего почтового ящика - поэтому оставляю свой - dmitryu@gmail.com

Анна Одинцова
Москва, Россия - at 2010-03-30 10:23:09 EDT
Саша, пожалуйста, свяжись со мной через сайт одноклассники.ру. Это Анка Одинцова, внучатая племянница Любовь Борисовны Утевской, внучка Лидии Борисовны Утевской и Бориса Семеновича Одера, бывшая душанбинка, сейчас живу в Москве.
Не могу найти Виту. Нет никаких контактов после смерти Любови Борисовны.
или ankaarnold@inbox.ru
Моя племянница Маша, антрополог, тоже составляет генеалогическое древо. М.б. тебе будет интересно.
Анка

Марк Перельман
Иерусалим, - at 2009-12-14 17:21:36 EDT
Очень рад за Иосифа Моисеевича Фейгенберга, известного психофизиолога и психолога: он как-то говорил и мне, что потерял связь со многими родственниками.
Борис Дынин
- at 2009-12-08 21:42:32 EDT
Еще раз скажу: пути евреев неисповедимы! Спасибо!
Ион Деген
- at 2009-12-08 11:06:13 EDT
Очень интересно. Какие сюжеты подбрасывает жизнь!


_REKLAMA_