©"Заметки по еврейской истории"
октябрь  2010 года

Евгений Веклеров

Юдофилы и юдофобы прошлого


Исторические личности, перечисленные в следующем списке, либо оказали влияние на судьбу еврейского народа, либо интересовались его проблемами. Вот этот список: Наполеон Бонапарт, Карл Маркс, Отто фон Бисмарк, Григорий Потемкин, Генри Форд и Теодор Рузвельт. Попробуйте угадать, кто из них был юдофилом (благожелателен к евреям) и кто юдофобом (антисемитом).

Прежде чем переходить к этим и другим личностям, я хочу разъяснить кого в истории, по моему мнению, нужно и кого нельзя считать антисемитом. Людей, живших в прошлом, нужно судить по стандартам их времени. Мир прошлого был суровее и грубее нашего. Наши представления о политической корректности были неизвестны людям, жившим в других веках. Так, кем окажется удалой герой знаменитой песни о «Стеньке Разине», который выбрасывает невинную и беспомощную женщину «в набежавшую волну» только для того, чтобы укрепить свою репутацию, если применить к нему наши нормы поведения? А ведь он только что «свадьбу новую справлял» с ней!

А вот еще два примера из области литературы: В. Шекспир и А. Пушкин. Многие, включая писателя С. Резника, считают Шекспира антисемитом из-за его образа Шейлока в «Венецианском купце». Действительно, современный зритель может только поморщиться от этого образа. Но специалисты по староанглийской литературе считают, что образ Шейлока явился большим прогрессом в 1600 г. По сравнению с его предшественниками, создававшими образы евреев в литературе, Шекспир придал Шейлоку более человеческие черты. Таково, например, мнение А. Джулиуса, чья книга по истории антисемитизма в Англии была только что опубликована оксфордским издательством (Anthony Julius, Trials of the Diaspora, Oxford Press, 2010). Джулиус описывает эволюцию еврейских образов в английской литературе, начиная с XII века. Эти образы постепенно менялись, начиная с примитивных, плоских образов вампирообразных злодеев, приобретая все более и более человеческие качества.

Кульминацией этой эволюции явилась знаменитая английская писательница XIX века Мэри Эванс, писавшая под псевдонимом Джордж Элиот (многие женщины XIX века использовали мужские псевдонимы, полагая, что тогда их работы будут скорее восприниматься всерьез). В своем романе «Дэниэл Деронда» Элиот создала теплый и трогательный образ еврейской девушки Миры Коэн. Мира влюбляется в заглавного героя романа. Когда Дэниэл узнает, что он – тоже еврей, оба уезжают из Англии в Палестину помогать восстановлению еврейского государства. Интересно, что этот роман был написан нееврейской писательницей в 1876 году, то есть за 21 год до создания Всемирной сионистской организации.

Пушкин, как и Шекспир, не был ни юдофилом, ни юдофобом. Хотя его образы евреев – с нашей точки зрения – нелестные, это отношение поэта к евреям отражает дух его эпохи. Три века тому назад российские евреи фактически были исключены из жизни страны, что привело к тому, что они жили замкнуто, редко получали светское образование и имели очень ограниченный доступ к профессиям. Этим объясняется высокомерное отношение к евреям, которое преобладало в среде Пушкина (Г. Потемкин, который жил раньше Пушкина и о котором пойдет речь ниже, был исключением). К такому же выводу приходит знаток Пушкина Г. Фридман.

В своих произведениях Пушкин использует слово «жид», но как многие читатели знают, значение этого слова в течение веков менялось. Мы не будем останавливаться на его эволюции. Кстати, эта эволюция в русском, украинском и польском языках не совпадала, не говоря и о том, что в разных слоях населения ему придавалось разное значение. (Любознательному читателю будет интересно сравнить этимологию этого слова и слова «негр»). Скажем лишь в заключение, что хотя многие антисемиты хотели бы считать Пушкина своим единомышленником, у них для этого нет никаких оснований. Как образно выразился поэт А. Галич, Арина Родионовна и ему по ночам рассказывала свои сказки. И мне, и всем нам.

Наполеон был одним из самых убежденных и последовательных сторонников еврейского равноправия среди государственных деятелей своего времени. Формально французские евреи стали равноправными гражданами вскоре после революции 1789 года. На деле, конечно, ситуация была не такая розовая. Наполеон продолжил этот процесс эмансипации, несмотря на сопротивление многочисленных антисемитских групп как внутри Франции, так и за ее пределами. Например, Наполеон включил иудаизм в число официально признанных религий Франции наравне с католицизмом и протестантством.

Много Наполеон сделал и для освобождения евреев в захваченных им странах. В 1797 году он со своей армией вошел в итальянский город Анкона, где он, по-видимому, впервые столкнулся с евреями. Он спросил у одного из своих офицеров, почему некоторые из жителей носят желтые шапки и желтые повязки на рукавах. Когда этот офицер объяснил Наполеону, что эти люди – евреи, и они должны носить желтые шапки и повязки, чтобы их было легко опознать и что они были обязаны возвращаться вечером в гетто, Наполеон немедленно приказал отменить это правило, приказал закрыть гетто, разрешил евреям жить там, где они хотят, и исповедовать свою религию открыто. Особенно рады были евреи Анконы узнать, что во французской армии служили и евреи.

Подобные сцены повторялись много раз. Как докладывал австрийский консул в Париже своему министру иностранных дел в 1806 году, «все евреи смотрят на Наполеона как на мессию». Такая деятельность Наполеона вызвала большое неудовольствие властителей многих стран. Особенно рассержен был русский царь Александр Первый. В 1808 году он убедил Наполеона издать декрет, ограничивающий гражданские права французских евреев, но через три года Наполеон отменил этот дискриминационный декрет.

Менее известным, хотя и незавершенным замыслом Наполеона была его попытка в 1799 году создать независимое еврейское государство в Палестине. Во время сирийского похода французские войска захватили Яффу и осадили Акру. Согласно Б. Вейдеру, Наполеон планировал взять Акру, принадлежавшую Оттоманской Турции, потом занять Иерусалим и там издать свою декларацию, провозглашающую еврейское государство (Ben Weider, Napoleon and the Jews. The Journal of the International Napoleonic Society, v. 1, No. 2, 1998). Но из-за вмешательства Англии попытка взять Акру оказалась неудачной, и план Наполеона не был осуществлен.

Другим государственным деятелем, благосклонно относившимся к евреям, был «железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Этот факт может удивить многих читателей, потому что Бисмарк часто изображается в качестве некоего предтечи Гитлера. На самом деле это изображение совершенно неверно. Вот историческая справка. В начале своей карьеры Бисмарк был против предоставления немецким евреям полных гражданских прав. Но позднее он изменил свою позицию по этому вопросу и стал юдофилом и на словах, и на деле. Он стал решительным и громким противником антисемитского движения в Германии. На дипломатическом фронте Бисмарк предпринял ряд шагов с целью оказания помощи евреям восточной Европы, особенно Румынии, которые страдали от преследований со стороны местного населения.

Отношение Бисмарка к евреям характеризуется еще и таким забавным эпизодом. Однажды Кайзер спросил Бисмарка: «Существует ли простое доказательство существования бога»? На что Бисмарк ответил кратко: «Евреи, Ваше величество. Евреи». Этот эпизод может быть апокрифичным, так как некоторые источники приписывают его Паскалю, а также другим лицам. Но сам факт, что многие приписывают его Бисмарку, является показательным, не говоря и о том, что он мог произойти несколько раз.

Несмотря на то, что позиция Бисмарка в еврейском вопросе не всегда была вполне последовательной, все же она выгодно отличалась от позиции его современника и соотечественника Карла Маркса. Хотя Маркс был из семьи крещеных евреев, он был ярым антисемитом и в своих теоретических работах, и в личной жизни. Значительная часть моих сведений взята из книги Натаниэла Вейла «Карл Маркс: расист» (Nathaniel Weyl, Karl Marx: Racist. Arlington House, 1979).

Сначала пару слов о Вейле. В начале своей жизни он был коммунистом. С 1931 г. по 1939 г. он был членов американской коммунистической партии, после чего он разочаровался и вышел из партии. Он собрал обширный материал для своей книги, который привел его к выводу, что Маркс был не только антисемитом, но и расистом. В своей известной работе «К еврейскому вопросу» Маркс считает, что евреям вообще не нужна эмансипация, так как они ее уже получили. Наоборот, человечество должно эмансипироваться (освободиться) от евреев. Он употребляет такие перлы как «торгашество – это мирской культ евреев», «деньги – ревнивый бог Израиля», и т. д. Вся эта работа основана на антисемитском стереотипе еврея как торгаша и жадного ростовщика. Фактически он использует понятие еврейства в качестве синонима торгашеству. Защитник интересов рабочего класса «не заметил» еврейский рабочий класс и еврейских ремесленников. Гениальный основоположник научного коммунизма просмотрел тот факт, что на каждого богатого еврея-ростовщика приходились сотни таких нищих евреев, как Тевье-молочник.

Апологеты Маркса указывают на то, что он написал «К еврейскому вопросу» в период своей молодости (ему было тогда 25 лет). Но в отличие от Бисмарка, Маркс никогда не изменил свои взгляды на еврейский вопрос. Эти его взгляды хорошо видны на примере его отношений с другим немецким евреем и социалистом – Фердинандом Лассалем. В своем письме к Энгельсу от 30 июля 1968 года, включенном в полное собрание его сочинений, Маркс так отзывается о Лассале:

«Мне сейчас ясно – и форма его головы и волосы тоже это доказывают – что он произошел от негров, которые сопровождали бегство евреев из Египта (если, конечно его мать или бабушка по отцу не скрестилась с негром». (На самом деле Маркс использует в этом месте более оскорбительное слово, которое я не желаю приводить здесь, но читатель может его найти в полном собрании сочинений Маркса). И далее, продолжая свое низкое желание злословить, гениальный вождь пролетариата пишет: «Эта помесь еврея и немца с одной стороны и негроидного материала с другой привела к любопытному продукту. По назойливости этот парень тоже напоминает негра».

Кем был Лассаль? Он был успешным юристом, писателем и политиком. В свое время он был более знаменит, чем Маркс. В дополнение ко всему, он был еще и богат и пользовался успехом у женщин, в то время как Маркс с трудом мог прокормить свою семью и постоянно одалживал деньги. Лассаль погиб на дуэли в возрасте 39 лет. Как Вейл многозначительно замечает, 4 тысячи человек пришли на похороны Лассаля в женевской синагоге. Когда Маркс умер в возрасте 64 лет (он был на 7 лет старше Лассаля), меньше дюжины человек пришли на его похороны.

По иронии судьбы, антисемитизм Маркса не предохранил его от того, что он сам был мишенью других антисемитов. Вот один из примеров. Русский революционер Михаил Бакунин, который был еще левее, чем Маркс, боролся с Марксом за руководство Первым Интернационалом. Проиграв, Бакунин, пользуясь «революционно-диалектической логикой», обвинил мировое еврейство, руководимое Марксом и его союзниками Ротшильдами (!), в своем поражении. (Не удивлюсь, если у читателя в этот момент возникнет потребность принять душ).

Вообще антисемитизм был скорее правилом, чем исключением, среди европейских социалистов XIX века. Например, французский социалист-утопист Шарль Фурье считал, что источником всех зол была торговля, которую он ассоциировал с карфагенянами, англичанами («современными карфагенянами») и с евреями. Так как нападать на карфагенян было поздновато, а англичане оказались слишком сильным противником, Фурье обрушил всю свою ярость на евреев. Так, он называл эмансипацию французских евреев в XIX веке позорным событием.

Пьер-Жозеф Прудон, который был одним из самых левых членов французского парламента, отличался патологической ненавистью к евреям. По его мнению, евреев нужно было изгнать из Франции или просто уничтожить. Как часто бывает, Прудон был не только антисемитом, но и расистом. Во время гражданской войны в Америке он «болел» за южан, так как считал негров низшей расой.

Читатель может подумать, что антисемитизм Маркса был как-то связан с его крещением. На самом деле он был совсем не религиозен. Выражение «религия – опиум для народа» принадлежит ему. Но вот пример другого знаменитого крещеного еврея XIX века, который тем не менее относился с большой симпатией к своим бывшим единоверцам. Им был Бенджамин Дизраэли.

В молодости Дизраэли написал несколько литературных романов. Ему приписывают фразу: «Если я хочу прочитать книгу, я пишу ее». Но вскоре он увлекся политикой. В 33 года он был избран в британский парламент, в 48 лет стал министром, а в 64 – премьер-министром при королеве Виктории. Но и достигнув таких высот и получив множество аристократических титулов, Дизраэли сохранил теплые чувства к евреям. Как политик, он поддерживал законопроекты об отмене остатков неравноправия евреев в Англии. Этой своей благородной позицией он заслужил любовь евреев и уважение королевы и многих своих коллег (хотя, конечно, далеко не всех – так же как и сейчас, Англия того времени не страдала от недостатка высокопоставленных антисемитов). Как писатель, он был автором исторического романа «Алрой» о Давиде Алрое, еврее, который действительно жил в Багдаде в XII веке. Алрой провозгласил себя мессией и возглавил неудавшееся восстание евреев против султана. Позднее, это восстание служило источником вдохновения для сионистов.

При всем при том, что Наполеон приложил много усилий для восстановления прав евреев, он не был первым европейским государственным деятелем, пытавшимся восстановить еврейское государство в Палестине. По-видимому, впервые такое намерение возникло у русского князя Григория Потемкина. Как известно, Потемкин был фаворитом Екатерины Второй и самым влиятельным человеком в России того времени. В отличие от других аристократов того времени, Потемкин был не только терпим по отношению к евреям, он проводил много времени в обществе раввинов, с которыми он любил беседовать и которым он покровительствовал. Его дружба с евреями, а также соперничество России с Оттоманской Турцией привели его к дерзкой идее: решить еврейский вопрос и заодно способствовать интересам России в ее борьбе с Турцией. А именно, он намеревался вооружить евреев и помочь им взять Иерусалим. С этой целью в 1786 году были сформированы два эскадрона кавалерии, состоявшие исключительно из евреев. Из-за смерти Потемкина эта идея осталась неосуществленной.

Генри Форд, основатель крупной автомобильной компании, отличался не только своими ярыми антисемитскими взглядами, он также оказывал серьезную финансовую поддержку антисемитским газетам, издательствам и партиям. Он поставлял военную технику нацистской Германии вплоть до начала Второй мировой войны, за что Гитлер наградил его орденом в 1938 году.

По иронии судьбы, советская пропагандистская машина, не зная этого (либо не желая знать), представляла Форда в прямо противоположном свете. Как известно, кроме официальных каналов советская пропаганда активно занималась распространением неофициальных слухов. Сюда входили явно лживые вещи, которые они стеснялись публиковать в газетах, но хотели распространить в народе вроде того, что настоящая фамилия Солженицына была Солженицер. Одним из них был слух, что вся американская промышленность находится под контролем евреев, и вообще евреи – самые богатые люди в Америке. В качестве доказательства этого «факта» обычно приводились два имени: Форд и Рокфеллер. Каково было мое удивление, когда, приехав в Америку, я узнал, что оба – неевреи, а Форд к тому же и антисемит.

Большинство американских президентов были юдофилами. Я ограничусь двумя примерами. В 1840 году евреи Дамаска, столицы теперешней Сирии, стали жертвами кровавого навета. Их обвинили в ритуальных убийствах с целью использования крови их жертв для приготовления мацы. Американским президентом в то время был Мартин Ван Бюрен, который проинструктировал американских дипломатов в Стамбуле и Александрии выразить возмущение американцев по поводу этого фальшивого обвинения. В результате этого протеста турецкий султан издал декларацию о том, что этот кровавый навет «не имеет под собой никаких оснований». Вскоре те из еврейских заключенных, которые выдержали пытки, были освобождены из тюрьмы.

В качестве любопытного связующего звена с современностью приведу еще два факта. Крупнейшая египетская газета Аль-Ахрам, находящаяся под контролем правительства, вернулась к теме дамасского кровавого навета 1840 года в своих номерах от 28 октября 2000 года и 25 марта 2001 года. В обоих номерах этот сфабрикованный процесс был представлен как процесс над убийцами действительно совершенного преступления. Там же эти «преступники» были связаны с современными израильтянами, убивающими палестинских детей с той же кулинарной целью: для приготовления мацы. В 1983 году сирийский министр обороны Мустафа Тласс написал и опубликовал целую книгу под названием «Маца Сиона». Американский госсекретарь Джордж Шульц проинструктировал американского посла в Сирии встретиться с Тлассом и передать ему протест по поводу его фальшивки. Тласс отказался встретиться с послом, заявив, что им нечего обсуждать. Эта книга до сих пор очень популярна в арабском мире и выставляется в книжных киосках и аэропортах рядом с «Протоколами сионских мудрецов».

Американский президент Теодор Рузвельт много сделал, чтобы помочь жертвам кровавого кишиневского погрома в России. Но для того, чтобы закончить эту статью на менее мрачной ноте, приведу такой забавный эпизод. До того как он стал президентом, Т. Рузвельт был шефом полиции Нью-Йорка. В это время некий антисемитский проповедник прибыл из Германии для проведения серии выступлений «изобличающих» евреев. Опасаясь реакции местных евреев, этот фанатик попросил полицию предоставить ему охрану. Рузвельт понимал, что свобода слова не позволяет ему предотвратить выступления проповедника, но он решил противопоставить ему свое чувство юмора. С этой целью он приказал предоставить ему охрану во главе с сержантом евреем, под командой которого находились 40 полицейских, каждый из которых тоже был евреем. В результате, проповедник-фанатик выглядел довольно нелепо.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1442




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer10/Veklerov1.php - to PDF file

Комментарии:

Испр.
- at 2011-01-22 12:03:24 EDT
...известны ли авторУ...
М. ТАРТАКОВСКИЙ. Юдофаги и юдофилы.
- at 2011-01-22 12:02:17 EDT
Спокойная, вразумительная, непритязательная статья.
Возражения вызывает только, пожалуй, вот это:
"Гениальный основоположник научного коммунизма просмотрел тот факт, что на каждого богатого еврея-ростовщика приходились сотни таких нищих евреев, как Тевье-молочник".
В гениальности доктрину никак не заподозришь. Следование ей - (разноаспектно) - ленинский "военный коммунизм", сталинская "коллективизация" т.п. и как вершина - полпотовский ад, - всё это стремление загнать народы в самую глухую первобытность, почти в животное состояние, естественное, разве что, тысячи лет назад.
Ну, и Тевье-молочник (всего лишь талантливо идеализированный образ) отнюдь не был нищим. Бедные и нищие - разные состояния.
А кроме "юдофилов" и "юдофагов" известны ли авторы другие человеческие категории?

Рут
Израиль - at 2011-01-22 07:53:52 EDT
Отличная статья! Без истерик и панегириков.
pete
EDISON, NJ, USA - at 2010-10-18 21:57:52 EDT
Когда Ф.Франко ,спасший сотни тысяч евреев станет праведником мира?
Евгений Веклеров
- at 2010-10-17 12:57:01 EDT
Буквоед: "Относительно описанного Вами эпизода из деятельности Теодора Рузвельта как полицейского комиссара Нью-Йорка, то по-моему Вы спутали это с деятельностью Фиорелло ЛаГуардиа"

В истории часто происходит так, что какое-то яркое высказывание приписывается нескольким личностям. Например, цитата «Если вы не были либералом в 20 лет, у вас нет сердца. Если вы не стали консерватором в 40 лет, у вас нет мозгов» (да, да, я знаю, что существуют и другие варианты этого высказывания) приписывается Дизраэли, Черчиллю и другим. Вопрос об авторстве не так прост, но важно, что эта цитата передает суть отношения и Дизраэли, и Черчилля к данному вопросу.

То же самое относится к ярким эпизодам. Возможно, что и Рузвельт, и ЛаГуардиа совершили аналогичный поступок. А возможно, и это еще важнее, что этот поступок (или его варианты) просто мог бы характеризовать их отношение к евреям.

Националкосмополит
Израиль, - at 2010-10-17 10:06:28 EDT
Читал о евреях у Иосифа Флавия, Маркса, Форда и Солженицына.
Все вроде бы крайне отрицательно о нас отзываются, типа, что миру грозит еврейская экспансия.
Но в то же время вряд ли найдутся, Кроме Танаха, Нового Завета и Корана другие тексты, так – пусть негативно, но великолепно пиарящие евреев.
Эти тексты были, есть и подозреваю, что будут лучшими источниками информации об ИЗБРАНОМ НАРОДЕ.
А вот «Майн Камф» тоже пишет о евреях, и то же негативно, но все, что там написано – ПОЛНАЯ ЛОЖЬ!
Гитлер, кстати признал поражение нацизма не от войск антигитлеровской коалиции, а от «мирового еврейства».
И это правда. Он потерпел поражение от «оеврееного по Марксу и Форду» большевистско – капиталистического мира.

Буквоед - Евгению Веклерову
- at 2010-10-16 19:34:07 EDT
Уважаемый г-н Веклеров! По поводу Вашего: "Действительно, русские евреи, особенно хасиды, активно и охотно помогали русской армии во время войны 1812 года, даже зная, что победа Франции могла бы привести к их эмансипации", - мне кажется, что именно эмансипация а-ля франсе:), т.е. светская, и пугала русских евреев, которые тогда были сплошь религиозными. Относительно описанного Вами эпизода из деятельности Теодора Рузвельта как полицейского комиссара Нью-Йорка, то по-моему Вы спутали это с деятельностью Фиорелло ЛаГуардиа, который, будучи мэром Нью-Йорка, назначил несколько полицейских-евреев в спецгруппу по охране германского консульства и приезжающих германских официальных лиц
Евгений Веклеров
- at 2010-10-16 16:56:21 EDT
Я благодарен всем за компетентные советы по поводу тонкостей перевода цитаты Маркса на русский язык. Хочу также ответить на следующее высказывание Свирида Петровича:

«При всём при этом, когда Наполеон вторгся в Россию евреи стали его первыми врагами. Наверное они не знали вышеприведённого.»

Действительно, русские евреи, особенно хасиды, активно и охотно помогали русской армии во время войны 1812 года, даже зная, что победа Франции могла бы привести к их эмансипации. В то же самое время евреи других европейских стран приветствовали армию Наполеона. Я не собираюсь играть роль судьи или глубокомысленного психолога, но замечу следующее. Хотя Александр I приказал в 1814 году выразить евреям «свое милостивейшее расположение», по существу дискриминационная политика царского правительства по отношению к евреям не изменилась.

Свирид Петрович
планета Уран, - at 2010-10-16 07:18:57 EDT
"Подобные сцены повторялись много раз. Как докладывал австрийский консул в Париже своему министру иностранных дел в 1806 году, «все евреи смотрят на Наполеона как на мессию». Такая деятельность Наполеона вызвала большое неудовольствие властителей многих стран. Особенно рассержен был русский царь Александр Первый. В 1808 году он убедил Наполеона издать декрет, ограничивающий гражданские права французских евреев, но через три года Наполеон отменил этот дискриминационный декрет."

"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
При всём при этом, когда Наполеон вторгся в Россию евреи стали его первыми врагами.Наверное они не знали вышеприведённого

Валерий
Германия - at 2010-10-16 01:44:58 EDT
Спасибо за интересную публикацию,многое знал,но вполне пристойное отношение Бисмарка в "вопросу"прошло мимо меня.
Ощущения Наполеона мне понятны,помимо его гениальности за что-бы он не брался,он и сам был,в некотором смысле,евреем,
будучи корсиканцем среди французов.
К видным юдофилам я бы еще отнес графа Воронцова,генерал-губернатора Новороссийского края,героя войны 1812 года,впоследсвии фельдмаршала и наместника на Кавказе,который сделал очень много для улучшения положения евреев.
Да,тот самый "...полумилорд,полукупец"оболганный Пушкиным...
Любопытный факт,этот гнусный стишок на мраморе был прибит к памятнику Вороцова в Одессе,незадолго до войны.
И первое,что сделали румыны(единственно хорошее)это прикладами сбили эту табличку.

Борис Дынин
- at 2010-10-15 22:15:04 EDT
Евгений Веклеров
Что касается цитаты Маркса "религия - опиум народа", как вы предлагаете, или "религия – опиум для народа", как я ее привел, или "религия есть опиум народа", как она встречается в других местах, то это, конечно, дело вкуса переводчика.

Игрек
«Религия есть опиум народа».
Слово "для" существенно меняет смысл.

===============================================
Игрек прав. Здесь вкус важен. Это не только потому, что Маркс сказал: "Opium des Volkes", а не "Opium fürs Volk", но потому что для него, это была прежде всего форма отчужденного от действительности сознания самого народа, а не просто коммерческий заказ правящих классов к апологетам религии одурманить народ, по толкованию Маркса профессиональными атеистами. И не только вышедшими из советской школы. "Opium fürs Volk" - это название альбома немецкой панк группы, думаю, Маркса не читавшей, но наслышавшейся о религиозном опиуме :-)

Но это к слову. И как заметил Игрек, оно не влияет на общую оценку информативной статьи уважаемого Евгения Веклерова

Игрек
- at 2010-10-15 21:27:32 EDT
Уважаемый автор, это не очень важный вопрос в контексте Вашей статьи, но многочисленные споры, насколько я знаю, закончились тем, что каноническим переводом считается:

«Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».
Слово "для" существенно меняет смысл.

Евгений Веклеров
Калифорния, США - at 2010-10-15 20:46:45 EDT
Уважаемый г-н Альтшулер,

Рад, что вам понравились моя статья. Что касается цитаты Маркса "религия - опиум народа", как вы предлагаете, или "религия – опиум для народа", как я ее привел, или "религия есть опиум народа", как она встречается в других местах, то это, конечно, дело вкуса переводчика.

С наилучшими пожеланиями,

Евгений Веклеров

Б.Тененбаум
- at 2010-10-15 20:03:40 EDT
С нумерацией российских императоров и в самом деле произошла путаница, современником Наполеона был Александр Первый, уже не говоря о том, что в 1908 царем были и вовсе не Александр, а Николай Второй :)
Но по поводу двух еврейских эскадронов автор, по-видимому, прав: Потемкин в числе прочего был и главой всей нерегулярной конницы Российской Империи, куда входили, например, калмыки и башкиры. Он любил разнообразить свою кавалерию, и однажды и вправду попробовал организовать еврейские эскадроны. Не знаю, как далеко зашел проект, и какие под него подводились основания - взятие Иерусалима для князя Григория Александровича могло сойти за вполне разумное обоснование, раз он Новороссию оборудовал на греческий манер Севастополями и Херсонесами. Признателен автору за столь занимательный материал :)

Евгений Веклеров
- at 2010-10-15 19:55:57 EDT
Уважаемый Александр,

Спасибо за ваши замечания по поводу моей статьи. Я отвечаю на каждый из ваших пунктов.

Информация об организации еврейских воинских частей князем Потемкиным имеется во многих книгах, например, в книге английского историка С. Монтефиоре о Потемкине, которая, насколько я понимаю, переведена и на русский язык. Краткий отрывок из этой книги, помещенный на:

http://findarticles.com/p/articles/mi_qa3724/is_200009/ai_n8917384/

содержит сведения, которые я привел. Военные планы Потемкина мне не известны, но я не думаю, что он планировал победить Турцию только силами еврейских частей. Согласно Монтефиоре, Потемкин планировал их участие при освобождении Иерусалима, о чем я и написал в своей статье.

Вы спрашиваете: «Нужно ли ехать в Америку, чтобы узнать, что Форд и Рокфеллер не евреи?». Вы правы, сейчас не нужно. Но я уехал из СССР в 1975 году. Интернет тогда не существовал, иностранные книги и газеты нам не были доступны, а западные радиостанции глушились. В своей статье я говорю только о «советской пропагандистской машине» в течении того периода моей жизни.

Спасибо за то, что вы нашли описку в той части, где я говорю о Наполеоне. Конечно, я имел в виду 1808, а не 1908 год. Если вы интересуетесь этим эпизодом, сведения о нем имеются в той же статье Б. Вейдера, на которую я уже ссылался в своей статье.

Полагаю, что я ответил на все ваши замечания.

С уважением,

Евгений Веклеров

Борис Э. Альтшулер
- at 2010-10-15 19:26:15 EDT
Хорошая нерастянутая статья, которую прочитал с большим удовольствием.
Неохота рыскать по интернету или на ночь глядя копаться в книгах, но по-моему цитата Маркса правильно звучит как "Религия - опиум народа", без "как". Проверю завтра.

Александр
Украина - at 2010-10-15 16:33:29 EDT
В статье много ошибок. Почему-то в 1908 (?) году русский царь Александр Второй (?) убедил Наполеона издать декрет, ограничивающий гражданские права французских евреев? Каким образом князь Потемкин собирался захватить Иерусалим силами двух эскадронов кавалерии? Зачем тогда Российская империя столько лет воевала с Турцией? Откуда вообще такие сведения???
Нужно ли ехать в Америку, чтобы узнать, что Форд и Рокфеллер не евреи?