©"Заметки по еврейской истории"
февраль 2010 года

Алекс Кац

Катастрофа после Катастрофы

ב"ה

1. Введение

Массовое уничтожение европейского еврейства с помощью государственной машины фашистской Германии и колоссального энтузиазма местного населения как Германии, так и оккупированных Германией территорий в 30-40 годах прошлого века, равно как и полное безразличие in-situ к этому факту со стороны «просвещенных» народов, имевших все возможности не допустить этого, «удостоилось» особого внимания послевоенного мира.

Сколько бумаги изведено, сколько слов сказано, сколько покаянных ударов в грудь сделано! А уж про музеи, выставки и лекции даже и говорить неприлично: страна, которая публично не поплакала, вообще не считается достойной называться «современной» и «демократической». Слезы детей бывших эсэсовцев в Освенциме-Биркенау, Треблинке и т. д. – обязательный атрибут посещения этих страшных мест. На Украине, конечно, до этого еще не дошли, там дети и внуки полицаев-убийц не плачут у Бабьего Яра, но участие официальных лиц совместно с представителями современных еврейских общин при очередной годовщине расстрела или погрома все равно считается совершенно необходимым для демонстрации политической корректности.

Все это, конечно, не может не радовать внуков и правнуков несчастных мучеников Холокоста. Все-таки, сердце греет зрелище «исправившихся» антисемитов. А вдруг мы сейчас услышим трубный звук приближающегося Мессии?! А вдруг действительно конец пришел страшным тысячелетиям еврейского Изгнания?

Давайте попробуем разобраться.

Строки эти пишутся, в общем-то, для еврейского глаза. Поэтому, тут будут часто упоминаться некие мы, то есть евреи. Нет, однако, никакого греха, если и неевреи приобщатся к нашей попытке анализа: людей порядочных (которые, слава Б-гу, водятся) нам стесняться нечего – они и так поймут, ну а тех, которых «совсем наоборот» – тем более.

Итак, еврейский анализ. То есть, не анализ мочи, который делает доктор-еврей, и который ничем, в общем-то, не отличается от доктора-нееврея, а именно аутентичный еврейский анализ, основанный на самых современных разработках еврейского аутентичного мировоззрения.

2. Современная общемировая оценка Катастрофы

Главенствующее в современном мире мнение о Катастрофе европейского еврейства неразрывно связано с идеей равнозначности (равноправия, равенства возможностей и т. д.) всех членов человеческой общины. Идея эта, в значительной степени заимствованная из социалистических теорий, (но на более глубинном уровне коренящаяся, конечно, в христианском «новшестве», что «несть ни иудея, ни эллина», высказанного в том контексте, что раз Израиль согрешил, то спасать теперь надо всех единообразно, без учета «потерявших смысл» заповедей «Ветхого Завета») предполагает главной причиной произошедшей Катастрофы ксенофобию, т. е. неприязнь чего-то отличного от «нормы», нестандартного.

Представление о всеобщем равенстве, на котором основаны либеральные идеи, от «общественного договора» и Американской Конституции («все люди сотворены равными… и потому имеют равные права»), восходит, как было указано выше, к христианской идее Владыки Небесного, для которого нет ни иудея, ни эллина. Исторически: Рим (император Константин) принял христианскую идею, которая выводила из подчинения империи колонии, т. е. как раз «иудея и эллина», да и население метрополии, опутанное сословными правилами и ограничениями. Иными словами, христианство, т. е. в конечном счете Эсав, которому было предсказано отцом Ицхаком «мечом своим будешь жить», т. е «по физической силе будешь оценивать мир и людей», устыдившись этого, решило «исправиться» и объявило всех равными, и особенно явно это проявилось в эпоху его победоносного распространения по миру.

Разная скорость развития различных общностей (народов), вызванная экономическими причинами, породила, кроме классовой борьбы, еще и борьбу расовую, а иногда и межнациональную. Экономика, как в классическом марксизме, аксиоматически предполагается «ответственной» за все. Вскрытие экономических резонов любого события расценивается сторонниками этой теории как полное и окончательное понимание движущих сил процесса. Это «термодинамика» (т. е. движущая сила) в этой модели. Любые же иные резоны (религиозные, культурные, этнические и т. п.), расцениваются как «кинетические» («механизмы»), т. е., быть может, важные, как катализаторы или ингибиторы общественных процессов, но не «судьбоносные».

Евреи, по этой модели, естественно, тем или иным образом отличались от окружающего большинства, и поэтому являлись объектом ксенофобии; в самом примитивном варианте этой теории, нацистов прельщали «еврейские капиталы» – т. е. имущество, принадлежащее богатым евреям, «справедливым разделом» коего нацисты и прельстились. Но рассмотрение этого резона делает объяснение иррациональной попытки тотального уничтожения проблематичным. «Искорени ксенофобию – искоренится и причина Катастрофы» (в широком смысле) – такой постулат выработало послевоенное общество с целью защиты от потенциальных будущих ужасов. Лига Наций была усилена и приобрела статус надгосударственной надстройки. Игнорировать ее стало признаком дурного тона, а размахивать кулаками без ее санкции – противозаконным.

Такая модель, как было уже сказано, совершенно игнорирует какую бы то ни было независимость чего бы то ни было от экономики. По сути, это ее главный недостаток, который с течением исторического времени проявил ее «несходимость» с реальной жизнью.

3. Несходимость теории с практикой

Практически, теория «равноправных членов общества» (назовем ее так, для простоты) реализовалась в той или иной форме в нескольких центрах мировой цивилизации, так или иначе связанных с ее «альма-матер» – христианством, а именно: в Европе, Северной Америке и России. Именно эти страны мы попытаемся рассмотреть хотя бы приблизительно (без претензии на углубленный анализ, так как это выходит за рамки нашего обзора).

Индия и Китай не удостоятся здесь нашего внимания, так как, хотя и были многовековым плавильным котлом для многих культур и религий, иерархичность общественной структуры всегда была им органично присуща, и это, по-видимому, не было стерто относительно кратковременной коммунистической властью в Китае (да и коммунизм-то их, объективно, вряд ли был классическим).

3.1. Европа

К концу 20 столетия стало очевидно, что теория «равноправных членов общества» дает сбои. Действительно, рухнула «колониальная система империализма» (как ее называли не только марксисты, но вообще все либералы). Миллионы жителей бывших колоний получили европейское гражданство.

Европа очнулась от Катастрофы. Убиенных не вернуть, но ведь есть толпы других «униженных и оскорбленных»!!! Надо их пригреть! Надо дать им все права! Надо обеспечить их работой! Тогда мы, во-первых, утихомирим свою совесть, которая мешает жить после кровопускания Второй мировой войны, а во-вторых, это реально поможет несчастным отсталым и угнетенным!!!

Таковы были неосознанные или осознанные мысли «раскаявшихся» европейцев, которые повлекли за собой весьма долгосрочные последствия, и плоды которых мы пожинаем по сей день и будем еще, по-видимому, пожинать долго.

Таковы были деяния и мысли первого послевоенного поколения европейцев.

Второе поколение этих самых европейцев начало сомневаться в необходимости работать (по простому смыслу этого понятия, т. е. создавать материальные и культурные ценности), а пригретые «приютившиеся» успели укорениться не только на «социале», но и на том, что по той же экономической теории делает страну страной – на работе в промышленности.

Третье же послевоенное поколение европейцев «вдруг» натолкнулось на то, что бывшие пришельцы по-прежнему ощущают себя мусульманами, готовыми за свою веру пожертвовать многим, в то время как сами европейцы как-то вяло ощущают себя христианами и мало на что готовы по «экономическим» соображениям. Предоставляя «пришельцам» работу в Европе, «коренные» предлагали им путь, который прошли сами, полагая, что буржуазная система отношений (восходящая, в конечном итоге, к римскому праву) – ценность абсолютная, и влившись в нее, «небелые побелеют», т. е. станут мыслить и чувствовать как европейцы.

Европа, сама того не ожидая, взяла курс на исламизацию. И это – неожиданность для европейцев, потому что евреи (которые были сметены с лица Европы Катастрофой) всегда были «прозрачными»; религиозные общины в нееврейскую жизнь почти не вмешивались и, вообще говоря, никому не мешали, а светские евреи отдавали все свои таланты местным культуре, науке, промышленности, медицине и бизнесу. Известны случаи, когда европейские монархи даже сами приглашали евреев для поднятия экономики и оживления торговли, как например сделал в свое время польский король Стефан Баторий. [Конечно, это не спасало евреев от преследований навсегда: «колесо фортуны» рано или поздно переворачивалось, и волна животной ненависти, подогреваемой интересантами-антисемитами, которые в очередной раз хотели свалить свои те или иные проблемы на евреев, снова заливала общину реками крови.] Теперь же евреи оказались «заменены» мусульманами, которые о «прозрачности» имеют весьма смутное представление и мало вписываются в теорию равноправных членов общества.

Возможно, у европейцев и раньше были все инструменты просчитать ситуацию: по крайней мере, общее образование позволяло им это сделать. Дифференцировать всегда легче, чем интегрировать, а дифференциальные уравнения значительно проще интегральных. Приняв на «ура» теорию разделения людей («дифференцирование») на «арийцев», «славян» и «евреев» ошибаешься значительно меньше (в том числе – посылая людей в газовые камеры или – наоборот – торжественно зажигая ханукию в Кремле), чем подсчитывая голоса мусульман («интегрируя») на выборах в парламент и тем самым превращая Европу в образцовый халифат. Но таковы ужимки истории: именно на родине высшей математики был допущен этот просчет, и теперь уже нет необходимости в войнах, потому что именно «мирный путь» и есть самый верный путь исламизации.

3.2. Америка

Попытки воплотить древнюю христианскую мечту о всеобщем равенстве в Америке начались, по-видимому, с поддержки значительной частью белых борьбы черных рабов из Африки за гражданские права, которая вылилась в победоносную (с их точки зрения) Гражданскую войну. Динамика развития «политкорректности», однако, не была там так высока до самой Второй мировой войны. Конечно, черные граждане принимали христианство (веруя, возможно, вполне искренне) и с горем пополам интегрировались в американское общество, занимая, свои специфические экономические и культурные ниши, но эта «интеграция» по-прежнему была «интеграцией сегрегации» по расовому признаку.

После Второй мировой войны, особенно в 1950 годы, набрала силу борьба черных граждан за равенство. Упоминания в любой, даже весьма завуалированной форме, о «превосходстве» белой расы, стали вызывать все больше раздражения. Постепенно, термин «негр» (nigger), т. е., выходец из Нигерии, стал столь же неприличным как в России «жид» (видоизмененное древнееврейское jehudi). Затем термин «черный» (black) тоже перестал быть приличным; и тогда укрепился «афро-американец» (afro-american).

Проблема, однако, не была решена путем «исправляющей дискриминации», а продолжала развиваться «в зазеркалье». Теперь уже белый не просто перестал иметь преимущества перед черным: быть черным стало почетно и перспективно. Результаты последних выборов американского президента – тому свидетельство: совершенно очевидно, что Обама выиграл праймериз у Клинтон не по способностям, а просто в силу того, что черный – более «угнетенный», чем белая женщина. Но попробуй-ка это сейчас открыто сказать в Америке!

3.3. Россия

Россия издревле была «плавильным котлом» народов, и началось это еще, по-видимому, до монгольского нашествия, которое уже застало на Руси изрядно генетически перемешанную популяцию.

Христианство, которое пришло на Русь в форме греческого православия, однако, стало весьма националистическим после падения Константинополя, а потому недоброжелательным к «инородцам», и эта недоброжелательность совершенно не ослаблялась со временем. Именно поэтому евреи, в числе прочих не-славян, были сильно ограничены в правах и в том числе поэтому (вдобавок к запретам иудаизма) – в стороне от процесса смешения рас и народов. Но лишь до определенного момента!!! Найдя способ «сбросить оковы» в «новое время», оседлав в качестве «теории» одно из ответвлений марксизма, часть секуляризовавшихся евреев обеспечила себе приход к власти на всем российском пространстве и внедрила насильственную уравниловку, которую очень скоро поддержали «коренные» диктаторы самых разных калибров на всех управленческих уровнях. Был ли это коммунизм настоящий или мнимый – не предмет нашего анализа, но то что 70 лет советской власти отбросили Россию на многие десятилетия по сравнению с Западом, – очевидно. Здесь тоже фиаско идеи «равенства», пусть и реализованной необычайно кроваво, – налицо.

3.4.Обобщение

Итак, «теория всеобщего равенства», овладевшая умами просвещенного мира в послевоенную эпоху, дала сбой. Мир будет «демократичным», но до тех пор, пока он «демократически» не станет мусульманским. А вот тогда, когда количество мусульман перевалит за свой критический уровень, ислам сможет без стыда сбросить «демократическую» обманку и наконец-то научит «неверных», как правильно (по шариату) считать голоса на выборах.

Более глубокий анализ, который мы попытаемся сделать ниже на основании еврейских базисных принципов (которые, как мы считаем, релевантны в определенных аспектах и по отношению ко всем народам мира), покажет, что причина возникшей проблемы несравнимо глубже, чем просто исламизация, и что коренится она в извращенно осознанной и реализованной идее «всеобщего равенства».

 4. Еврейский подход

4.1. Введение

Еврейский аутентичный подход к человеческому обществу (т. е. популяции существ сотворенных по образу и подобию Б-жьему и наделенных поэтому разумом и – главное – свободой выбора) в общем, и к его истории в частности основан на Торе, и прежде всего, – на ее «внутренней» части, сердцем которой является Каббала.

Естественно сразу ответить на потенциальный острый вопрос: «а чем, собственно, Тора, лучше, чем Коран, и чем ѓалаха правильнее Шариата, и вообще, – почему мы должны снова взять религиозный источник за основу?» Ответом на это будет следующее: торанистический подход, во-первых, реально работает (и многотысячелетнее существование евреев, которые всегда были малочисленным народом во враждебном окружении – не сравнить с китайцами, например, – в отнюдь не благоприятных условиях – тому иллюстрация), а во-вторых, никого не выбрасывает за борт (призывая резать, убивать, лишать средств к существованию или, наоборот, «объевреивать»), а расставляет по своим местам, складывая «пазл» в единую гармоничную картину мира и его развития и перспектив. Здесь необходимо ясно осознать, почему кажущееся подобие между еврейским («убей Амалека») и исламским («веди джихад») подходами к борьбе со злом, является лишь внешним. На истинном же – внутреннем – уровне, подходы эти противоположны. Дело в том, что ислам, не просто провозглашает себя добром, он полностью пренебрегает процессом исправления человека. Принявший ислам, с этой точки зрения, сразу становится вне зла, и поэтому имеет право на физический джихад. Иудаизм же видит себя в Изгнании, для него зло – по-прежнему внутри человека, а поэтому и борьба с ним – прежде всего – самонаправленная и духовная. Поэтому заповедь физического уничтожения Амалека является абсолютно невыполнимой в современном мире почти полного сокрытия Лика Творца, и без явных признаков раскрытия Мессии.

Можно смело полагать, что еврейская модель заслуживает как минимум пристального изучения. Мы же рассматриваем ее, как ту составляющую воли Творца, которую Он пожелал сделать доступной человеческому познанию (а потому – обязательной к изучению). Непостижимую же составляющую Его воли мы воспринимаем как религиозные постулаты, требующие выполнения только через веру (даже если и существует иллюзия их понимания).

4.2. Основные принципы

Итак, сформулируем основные еврейские принципы релевантные к данному анализу.

1. Любое событие, происходящее, в материальном мире, непосредственно подчинено Провидению, которое действует постоянно и непрерывно, будь то в явной или скрытой форме.

2. Чем более значительно событие в историческом контексте, тем более явно видна в нем рука Творца. То же самое касается и градации людей по их значимости, о чем сказано: «Сердца царей в руке Вс-вышнего». Имеется в виду, опять же, явное проявление Провидения.

3. Подлинные корни всех событий материального мира находятся в духовности. Экономический корень – «второй», т. е. питающийся от духовного и зависящий от него.

4. Человеческие души (software), одевшиеся в материальные тела (hardware), – не равноценны. Они тоже имеют «первый корень» в очень высоком уровне (непостижимый «замысел Творения») и «второй корень» (уровень раскрытия конкретной души при «опускании» в материальный мир, который и является теоретическим максимумом духовных достижений человека при его жизни).

Примечание 1.

Первый корень в замысле Творца; он принципиально непознаваем.

Ступенчатое «опускание» замысла при реализации в действие связано с частичным «раскрытием», и это суть второй корень.

Это подобно парашютисту: в самолете он «в первом корне». Затем идет прыжок. Когда парашют раскрывается это «второй корень». Так вот, Каббала утверждает, что именно это место (в духовном пространстве), где «раскрывается парашют» очень важное, потому что при «раскрытии» душа как бы запоминает картинки того мира, где это произошло. К этому уровню душа будет стремиться подсознательно или сознательно всю жизнь «в теле». Поэтому это «теоретический максимум».

[Кстати, гении науки, культуры и искусства не имеют прямого отношения к понятиям «выше» и «ниже» на «лестнице Яакова» (т. е. в духовной градации) (потому что вполне возможно быть гением и подонком одновременно). Речь идет именно о праведности. Культуру же и искусство надо, скорее, отнести к параллельной структуре «промежуточной оболочки» «клипат-нóга», которая может быть как поднята к святости, так и опущена во зло.]

Примечание 2.

Материальной аналогией к изложенному в п. 4 является дифференциация первоначально абсолютно равнозначных клеток эмбриона на различные ткани в процессе развития под диктовку генетического кода.

Примечание 3.

Необходимо особо подчеркнуть, что еврейское мировоззрение постулирует иерархичность мироздания в целом и душ в частности. Равноправие и равнозначность не суть неотделимые атрибуты мироздания, а атрибуты сокрытия Творца (по Его воле и «до поры до времени») от творений.

Следствие.

Человек дуалистичен в силу того, что он и материален, и духовен. И оценка событий может быть как со стороны тела, так и со стороны души. Со стороны тела мы все равны, и в этом есть доля истины, но лишь доля. Это практически означает необходимость защиты физической жизни человека (т. е. право на жизнь, воду, еду, построение семьи, лечение, защиту имущественных ценностей и т. п.). Но со стороны души мы все разные. Пока Вс-вышний в сокрытии, мы от безвыходности считаем всех равными, по презумпции равенства. Но мы обязаны понимать, что есть души более высокие и более низкие, и у каждой – своя задача. В эпоху раскрытия Творца будет сформирована система дифференциации общественных функций по уровню душ, а не по «большинству голосов».

Но уже сейчас можно точно сказать: модель «всеобщего равенства» и «политкорректности» противоестественна, причем именно в той части, которая ставит все души на один уровень, а не в том, что относится к физическому естеству (насколько последнее может быть «независимо» от духовной ущербности).

Конечно, можно возразить, что сегодняшнее распространение этой теории тоже плод работы Провидения. Ответом на эту претензию станет рассматриваемый ниже подход «спуска ради подъема», который, кроме всего прочего, предполагает праведным постоянное стремление души вверх, несмотря на испытания, приходящие сверху.

4.3. Еврейское видение Катастрофы и несколько вопросов

Аутентичный еврейский подход к Катастрофе, как было отмечено ранее, базируется на Торе (в широком смысле, т. е. включая Пророков, Писания, Комментарии, Талмуд, Каббалу, ѓалаху, еврейские обычаи и т. д.), воспринимаемой как единственный непререкаемый авторитет – Святое Писание, строгое выполнение требований которого, собственно, и делает евреев евреями.

Определенные разделы Торы явно указывают на прямую связь между еврейским поведением (т. е. выполнением заповедей и изучением Писания) и Воздаянием. В этом контексте, вопрос мог бы быть закрыт: налицо явные нарушения, поэтому нечего, как говорится, на зеркало пенять.

Кроме того, должно быть отмечено, что события в Европе 1933-1945 г.г., обычно называемые Катастрофой, не так уж и уникальны в еврейской истории, так как есть немало свидетельств опустошительных войн и подобных им коллизий, когда многочисленные процветающие общины физически исчезали с лица земли.

В целом, идея страданий еврейского народа в Изгнании идет «в одном строю» с самой идеей изгнания, которая, по прямому смыслу, пришла в наш мир из-за еврейских грехов, и апофеозом ее были разрушения Первого и Второго Храма.

Такой подход, однако, кажется логически и теологически непогрешимым только с первого взгляда, а точнее – на первом, самом поверхностном, этапе анализа. Но уже при самом незначительном углублении в суть дела, он вызывает сразу несколько проблематичных вопросов.

1. Можно ли так четко заявлять, что воля Вс-вышнего нам настолько ясна (даже если она напрямую высказана в Торе), что мы можем оправдывать или спорить с его деяниями? Не несет ли в себе такая дерзость с нашей стороны элементы язычества (потому что если «божество» познаваемо и объяснимо, то это – либо продукт человеческой мысли, либо еще непознанная сила природы, и в любом случае – идол)?

2. Сама Тора свидетельствует, что выполнение обещаний своих Вс-вышний может осуществлять как угодно: в материальности, в духовности, на потомках и т. д. Вправе ли мы материализовывать всю систему «преступления-наказания», заявляя, что именно сейчас евреям было положено именно наказание «в материальности»?

3. Многие торанистические источники (в частности, Комментарии и Каббала), указывают на разные линии «поведения» Вс-вышнего, который по своему усмотрению решает, когда проявить милость и простить, когда наказать и как, и вообще, – каким образом судить общество в целом и человека в частности. «Стиль поведения» Творца, непредсказуем, несмотря на жесткие рамки, установленные им для человека. Тогда какое у нас есть право утверждать, что мы понимаем эти вещи, чтобы «оправдывать» Катастрофу или, наоборот, предъявлять претензии о ее «несправедливости»?

4.4. Идея «спуска ради подъема»

Чтобы ответить на все эти вопросы в рамках рассматриваемой системы взглядов, т. е. в рамках тотального и последовательного монотеизма (каковым является иудаизм), необходимо осветить некий очень важный аспект, содержащийся в Каббале и успешно раскрытый учением хасидизма Хабад в новое время. Речь идет об идее «спуска ради подъема». Корни этой идеи изложены еще в Зоѓаре (основном каббалистическом труде Рабби Шимона бар-Йохая, восходящем, в конечном счете к пророчеству Элияѓу).

Творение таково, утверждает Каббала, что «приближение» (т. е. процесс «уподобления Творцу» по духовным качествам) к Творцу не непрерывно, а дифференцированно по ступеням, причем за каждый «элементарный» подъем надо «платить» предварительным «падением». Иными словами, духовный мир работает по принципу пружины (которая на сжатие впоследствии упруго реагирует расширением): Творец «опускает» душу, заставляя ее страдать и сопротивляться, и в заслугу этого сопротивления затем поднимает ее на более высокий уровень. [Здесь необходимо подчеркнуть, что право «опускать» душу принадлежит исключительно Вс-вышнему, который весь добро. Сознательное же устремление души всегда должно быть только вверх.]

Более глубокий уровень этого объяснения лежит в притче о необходимости спуститься в шахту за полезным ископаемым. Чем глубже шахта, тем ценнее ископаемое, которое там лежит. А причина такой структуры в том, что Творец создал мир, как свое «зеркало»; и более высокие Его эманации отражаются в более низких уровнях творения. Именно поэтому физический мир является наиболее стабильным (с точки зрения его законов): потому что он – результат инверсии Его сущности.

Излишне подробно рассматривать идею абсолютной независимости Творца в силу ее очевидности. Можно только сказать, что структура мироздания, работающая по принципу «спуск ради подъема», постулирована пророком, а не следует из какого бы то ни было логического построения. В наших силах лишь попытаться сопоставить эту идею с реальной историей, чтобы еще раз убедиться в ее работоспособности.

В силу такого подхода, идея Изгнания (включая и Катастрофу) «переворачивается» на каббалистическом уровне понимания из проклятия в благо подготовки к последующему подъему, а «наказание за грехи» остается уделом лишь поверхностного анализа. [Это, однако, не избавляет нас от нашего плача и вопля о прошлом и молитв о недопущении подобных подготовок в будущем, равно как и не освобождает злодеев от их вины и необходимости наказания, так как они сознательно и свободно выбрали себе такую роль.]

Именно ощущение Катастрофы как наиболее трагической страницы еврейской истории, возвращает нас к идее о близкой наибольшей награде: возвращении в Сион, отстройки Третьего Храма и восстановлении царствования Царя-Мессии из рода Давида и воскрешении мертвых, как было обещано пророками.

4.5. Неконтролируемые эмоции как источник ошибок

Учение хасидизма учит нас, что эмоции нормального человека, вообще говоря, подчинены разуму, но периодически «бунтуют». Не вдаваясь в излишние здесь подробности, мы заметим лишь, что когда эмоции «на коне», разум практически парализован. Эта достаточно простая и очевидная истина часто забываема людьми не только в повседневной жизни, но и в научных (и зачастую, в теологических) спорах.

Одним из результатов подобной «забывчивости» явилось, к сожалению, и достаточно прочно установившееся истеричное отношение к Катастрофе, выразившееся в самых различных формах, крайние предельные составляющие которых таковы.

1. Уход в «религиозное гетто» с целью закрыться от любой реальности, «отвлекающей» от Творца.

2. Попытка «самому решать свою еврейскую судьбу» через воинствующий национализм.

3. Переход в метастабильное состояние «буду жить, как привык и где экономически выгодно, а дети пусть сами выбирают свой путь».

4. Полное отрицание Творца, т. е. отказ от веры и попытка забыть свое еврейство и ассимилироваться – сначала духовно, а затем и физически (через смешанный брак), оценка еврейской истории вообще и произошедшей Катастрофы в частности с общепринятых в нееврейском мире позиций, упомянутых ранее.

Конечно, все эти крайние формы эмоционального подхода к еврейским страданиям не возникли у евреев вследствие именно последней Катастрофы, хотя бы в силу того, что многотысячелетняя еврейская история изобилует многочисленными ужасами. Но Катастрофа ХХ века, уникальная по своим масштабам и по своей всеобщности, чудовищно усилила и радикализировала тот эмоциональный негатив, который издревле накапливался в глубинах еврейских душ.

Первая реакция – «уйти» – с первого взгляда кажется наиболее еврейски аутентичной. Такой она, по-видимому, и являлась бы, если бы не очевидный отказ от Б-жественного «поручения» исправлять мир, и не только с помощью изучения Торы, но и в непосредственном контакте. Споры по этому вопросу в иудаизме еще не стихают.

Вторая реакция – это, фактически, светский сионизм, явная ересь которого заключается в атеистическом принципе «моя сила и моя рука привела меня к этой победе». Место же т. н. религиозного сионизма до сих пор вызывает яростные споры, в силу непроясненной до конца проблемы «государства как зерна Избавления». По мнению одних мудрецов, зерно обязано сгнить (т. е. переродиться) для того, чтобы дать росток. Другие верят в «избранность» уже нынешнего еврейского государства. Третьи же, вообще любое еврейское государство в до-Мессианскую эпоху считают чуть ли не воплощением дьявола.

Третья реакция – «метастабильная» – некоторым представляется весьма стабильной, по-видимому, потому что «на их век хватит». Реально же хватает ее, по всей вероятности, поколения на три-четыре, как и обещано в Торе: «помню заслуги отцов до третьего и четвертого поколения». Затем происходит переход к одной из остальных трех вариантов (если, конечно, Творец не «будит» человека всерьез и не приводит его к подлинно еврейскому пониманию вещей и образу жизни).

Четвертый вид реакции на новое время вообще и на Катастрофу в частности – полная ассимиляция, тоже не является, конечно, завершением еврейских «мытарств». Вс-вышний не оставляет своих избранников, даже если их души уже успели «вселиться» в нееврейские тела. Самые невероятные и загадочные вещи, как явные для нас «раскрытия», так и мрачные тягостные катастрофы, – чего только Он не делает для собирания Своего Народа из любого места и из любого состояния. Самая яркая иллюстрация этому – пестрая и многоцветная во всех отношениях публика, «занесенная» в Святую Землю в последние 100-150 лет, и особенно, – более чем миллионная община из постсоветского пространства – за последние 15 лет. Как тривиальные, так и совершенно невообразимые истории этих людей и зачастую причудливый узор их жизни могут заставить задуматься о многом и прояснить не один темный уголок нашего миропонимания.

5. Катастрофа после Катастрофы

Мы подошли к самой важной ступени нашего анализа, оснащенные более-менее точным пониманием того, что же считает «просвещенный мир» причинами еврейского геноцида ХХ века, названного Катастрофой (или Холокостом), и каково мнение аутентичного (ортодоксального) иудаизма по этому вопросу. Мнение неофашистских, радикально-исламистских и прочих юдофобских течений, в той или иной мере отрицающих Катастрофу, не принимались в расчет в силу фактической несостоятельности, т. е. элементарного несогласования с неоспоримыми историческими фактами (включающими подлинные документы, фото и видеоматериалы, свидетельства независимых очевидцев и т. д.).

Итак, мир считает источником всех бед неравенство и ксенофобию, возведенные в ранг государственной политики.

Мы же полагаем, что духовное падение, вылившееся в фактический отход евреев от практики (заповеди) и теории (изучение) Торы, рассматриваемое в одном контексте с общей идеей Изгнания, явилось «термодинамическим» предвестником Катастрофы. «Кинетические» же резоны не только не известны нам сейчас, но и принципиально непознаваемы, как и любые другие пути Вс-вышнего.

Эмоциональный кризис, постигший основную массу евреев по причине страшного всеобщего бедствия, каким был Холокост, может быть охарактеризован как «бунт» эмоций. Разум, по природе вещей призванный быть «холодным», оказался временно зависимым от чувств, «горячим», у подавляющего большинства людей, за что их, конечно, вряд ли можно винить. Но это привело к новой волне последствий, которые можно назвать если не трагическими, то, по крайней мере, драматическими.

Вместо того чтобы разглядеть в чудовищных страданиях еврейского народа в эту эпоху «спуск ради подъема», евреи, в подавляющем большинстве, заняли нееврейскую позицию «борьбы с ксенофобией».

Подлинные же мудрецы Израиля, праведники поколения, конечно, знали истину и взывали к ней. К примеру, еще в 1942 году, в самый разгар Холокоста, Любавический Ребе в то время, Рабби Иосеф-Ицхак Шнеерсон (чудом спасшийся с женой из оккупированной нацистами Польши, но потерявший дочь и зятя), распространил призыв, удививший даже его хасидов: «Немедленно – к Раскаянию, немедленно – к Избавлению». Ребе в 1942 году призывал евреев направить накопившуюся боль и ужас от страшной реальности в молитву о Спасителе, а практические усилия спасенных – на укрепление связи с Творцом через углубление изучения внутренней части Торы и усиление в выполнении практических заповедей. Призыв этот был в основном направлен к общине в Святой Земле.

Сейчас, по прошествии более чем полувека, можно с горечью отметить, что призыв Ребе был услышан лишь горсткой его хасидов. Конечно, с тех времен они сделали немало, и работа была продолжена и расширена до общемировых масштабов его духовным наследником – последним Любавическим Ребе Менахем-Мендлом Шнеерсоном. Но по-прежнему это – удел меньшинства.

А произошедшее в Святой Земле по окончании Катастрофы заслуживает особого внимания. Сотни тысяч несчастных еврейских беженцев, спасшихся из концлагерей и не нашедших приюта ни в одной стране, в том числе, и в странах своего рождения, нашли прибежище на исторической территории Страны Израиля. Еврейское население там сильно увеличилось, и политические вожди того времени, светские сионисты весьма далекие от серьезного отношения к требованиям Торы (и уже тем более, к торанистическим «рецептам» выживания), поспешили провозгласить «независимость». Мессианские идеи откровенно воспринимались в то время в штыки, как «бабушкины сказки». Пепел Холокоста лишь усилил их воинствующий атеизм. Новорожденное Государство Израиль оказалось не только зачатым, но и рожденным в грехе Б-гоборчества.

Трагизм такого выбора особенно сильно контрастирует с реальными возможностями того момента. Реальное раскрытие Мессии сразу после Катастрофы нуждалось лишь одном – искреннем желании спасенных евреев вернуться в лоно еврейской аутентичной жизни, т. е. сначала позаботиться о подлинно еврейском характере будущего государства на уровне духовности, основанной на глубоком изучении именно «внутренней» части Торы и выполнении заповедей, восстановлении духовных ценностей народа, а уж затем пытаться надеть на эту основу государственность. Такой подход полностью соответствовал бы основному принципу «внутренней части» Торы, предписывающему подготовку (очистку) «сосуда» перед наполнением его «светом».

Здесь необходимо особо рассмотреть достаточно явный, но тем не менее слабо осознанный психологический аспект. Дело в том, что «аутентичная еврейская жизнь» была уже «опробована» в течение не одного столетия (и даже не одного тысячелетия). Люди просто смертельно устали от чудовищных страданий. Эмоции сработали на стирание из памяти одного из главных еврейских правил: мы не знаем, как, когда и почему Вс-вышний «материализует» свои обещания. Подсознательное желание уже сейчас получить награду за страдания привело к критицизму в отношении жизни по Торе и выполнению ее заповедей. Катастрофа иллюзорно представила выжившим евреям весь колоссальный багаж, наработанный иудаизмом за тысячелетия его существования, в виде исторических культурных наслоений, которые в современную эпоху превратились в «фольклор».

Уставший и исстрадавшийся народ выбрал государство, даже не задумываясь, каким оно будет: религиозным, светским, социалистическим, плюралистическим и т. д., не понимая, что «как у других» не получится, потому что именно возрождение еврейства из пепла крематориев свидетельствовало об особой задумке Творца в отношении народа, избранного для особой работы.

Так оно, в общем-то, и произошло. Провозглашенное государство, на Святом Языке medinat Israel (от древнееврейского din, т. е. суд), сразу притянуло в мир суды Вс-вышнего. Война за независимость 1947-48 годов была только началом. Завязался смертельный, неразрешимый и по сей день, узел «ближневосточного конфликта». Для объективного стороннего наблюдателя совершенно очевидно, что и по прошествии 60 лет со дня провозглашения независимости, Израиль, как государство, постоянно находится в состоянии реальной борьбы за выживание в самом прямом смысле этого слова. И это несмотря на потрясающие успехи в абсорбции и интеграции весьма разнородных еврейских общин из самых разных стран мира, успехи в экономике, науке и технологии. Государство Израиль как духовная сущность еще остается в плену катастрофической истории своего рождения.

Не следует, однако, превратно понимать вышесказанное, приписывая Творцу «гнев ради гнева». В конце концов, на уровне осознания отношений евреев с Творцом, как сыновей с Отцом, нет места для недобрых и неуместных подозрений Отца в мстительности. Нам дана определенная свобода выбирать свой путь, но за нее нам изначально предложено расплачиваться. Это не «месть», а просто наше столкновение с постоянством желания Творца исправить с нашей «помощью» именно тот мир, который был Им задуман и создан, а не делать каждый раз чудеса ради нас. Не стоит на Него за это обижаться. Лучше и полезнее стремиться найти самих себя, став по-настоящему любящими сыновьями.

Каким же будет освобождение Израиля из плена, скрыто от нас в будущем. Пока все указывает на то, что идея «сгнивающего зерна» из которого прорастает «росток Избавления», наиболее вероятна как сценарий ближайшего будущего. При этом можно скорбеть о «несчастном зерне», потому что исчезает оно по-настоящему. Однако, Тора учит нас видеть добро, поэтому подлинно хасидский подход – разглядеть в сгнивании именно перерождение к добру, что уже само по себе добро.

Будем же верить и молиться, чтобы путь судов исчерпал себя, и чтобы этот «росток Избавления» пророс наконец-то не со стороны гнева Творца, а стороны Его милосердия. Тогда Израиль, возглавляемый подлинным Спасителем, займет свое положенное место как на духовной, так и на физической карте мира, который «перекует мечи на орала», и «наполнится Земля знанием Творца».

Хайфа-Рехасим


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:
Всего посещений:




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer2/AKac1.php - to PDF file

Комментарии:

А.Кац
Хайфа , Израиль - at 2012-07-25 15:08:16 EDT
Извините за задержку ответа: очень давно сюда не заходил. Уважаемый Лев, я не тот А.Кац, о котором Вы пишете. Но все равно буду рад Вашему отзыву.
Даниэль
Виннипег , Канад - at 2012-05-24 14:56:48 EDT
Саша здравствуй, надеюс что это ты тот Алекс который преподавал Иврит в Днепре И жил в Израиле в Рехасим. Если да, то мой емеил dshteinberg@gmail.com. скажи как связаться с тобой не видел тебя много лет.
Лев Худой LevHudoi@gmail.com
Хайфа, Израиль - at 2011-12-22 07:07:21 EDT
Уважаемый автор!
Вы тот А.Кац который на сайте Толдот Ру много статей написал?
Книга "Еврейские мудрецы" - это ваша книга?

Альмони
- at 2010-02-11 15:39:10 EDT
Очень дельная статья и совершенно правильная с еврейской точки зрения.
Жаль только, что перегружена "учеными" терминами.

Александр Кац
Хайфа, Израиль - at 2010-02-11 01:44:45 EDT
Оля, ты определила здесь некую проблему, с которой, в общем-то, классический иудаизм никогда не спорил, т.е. которая тривиальна. Однако, поскольку ты попыталась прочертить некое развитие ситуации во времени, т.е., говоря широко, в историческом ракурсе, я думаю, мне есть что прокомментировать.
Дело в том, что действительно, в "начале истории" нашим праотцам приходилось иметь дело с утонченной духовностью. Но поколения сменялись, и духовность нищала, а материальность усиливалась. Еврейская же задача - делать СОРТИРОВКУ материальности (т.е. отделять добро от зла) - оставалась незыблемой. Незыблема она и сейчас, только нашему поколению "досталась" очень грубая материальность. Поэтому я согласен с тобой в том, что для нашей ДУХОВНОСТИ важно, чтоб материальность нас не "кусала", т.е. не отвлекала от работы. Тогда мы ее же саму - эту материальность - сможем исправлять.
Как видишь, перенос акцентов в твоем собственном тексте изменяет видение процесса кардинально. Я думаю, что именно такая акцентация продуктивна.

Павел Иоффе
Хайфа, Израиль - at 2010-02-10 12:25:39 EDT
Эдмонду.
Конечно же, "каждый еврей.." - безусловно.
Только, согласитесь, исполнять ЗАПОВЕДИ, а не ТОРУ.
По восточному закону, в знак дружелюбия - вот Вам три подарка, три камушка - не в огород Ваш, а в стены Вашего дома.
1) Рабби Нахман из Брацлава, по пути из Святой земли, чудом не попал в рабство к туркам. Своему спутнику он сказал, что в эти мгновения он понял, что ЕВРЕЮ ДАНО ИСПОЛНЯТЬ ЗАПОВЕДИ ДУХОВНО, НЕ ИСПОЛНЯЯ ИХ ФИЗИЧЕСКИ.
2)О признании мединат Исраель: рав Авраам Равиц, ז"ל
в прошлом боец ЛЕХИ и, затем, боевой офицер, высказал ту мысль, что КАК ЕВРЕЙ ОН ПРИЗНАЁТ ТОЛЬКО ЭРЕЦ ИСРАЕЛЬ ШЛЕМА, но РЕАЛЬНОСТЬ ОБЯЗАЛА ЕГО СТАТЬ ПОЛИТИКОМ, и в этом качестве - опираться на "реальполитик" - хлопотать более об Законе Таля, чем об возвращении Газы (я несколько утрирую)..
4)Высший пример Вашей правоты - чуть не сказал праведности - Ленинград, Йом-Кипур, от синагоги к трамваям идёт негустая толпа стариков... почти каждый что-то жуёт.неопрятная старуха достаёт из кармана бобрикового - внучачьего? - пальто тетрадный лист, а из него бережно, с ладонью под подбороком - откусывает от куска чёрного хлеба..НАМ БЫ ЧАСТЬ ТАКОГО ПОЧИТАНИЯ СВОЙ ВЕРЫ..
Зуб даю - напишу!!
בברכה

ЦУКЕРМАН ОЛЬГА
ТВЕРИЯ, ИЗРАИЛЬ - at 2010-02-10 11:37:24 EDT
ОБАЛДЕТЬ ВО ВСЕМ С ТОБОИ СОГЛАСНА НО СЕИЧАС МЫ(ЕВРЕИ)НЕ В СОСТОЯНИИ ПРИНЯТЬ ТУ ПРИВИЛЕГИЮ ЧТО ДАЛ НАМ ЭЛОГИМ В СИЛУ ТОГО ЧТО НЕ ДУХОВНАЯ СТОРОНА ВОПРОСА А МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОСТЕПЕННО ЗАНИМАЕТ ПЕРВОЕ МЕСТО КАВАНА ЛЕ ЗЕ ЧТО ПОКА ТЫ НЕ БУДЕШЬ БЛАГОПОЛУЧЕН МАТЕРИАЛЬНО ТЫ НЕ ПОЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ ШАЛЕМ(И ЭТО ОШИБКА МНОГИХ ИЗ НАС)КОТОРАЯ И ПРИВОДИТ ЛЮДЕИ К НЕ ГОТОВНОСТИ ВОЗЛОЖИТЬ НА СЕБЯ ТУ МИССИЮ КОТОРАЯ НАМ УГОТОВЛЕННА
Эдмонд-Павлу Иоффе
- at 2010-02-10 10:06:08 EDT
Павел Иоффе
Хайфа, Израиль - Tuesday, February 09, 2010 at 13:49:01 (EST)
Эдмонду - да конечно же! В конце концов, кто ж ещё даёт убежище - между прочим, и Ишмаелю?
Но в том-то и дело, что Треблинка и Мединат Исраель - одной воли исполнение.
Разговор не на секунду, потому обязусь приготовить не реплику, а "подрепличный" материал...
====================================================
Дорогой Павел! Лично я считаю, что любой еврей должен реализовывать Тору в тех реальных условиях, в которых находится. "Каждая ноша - по плечу"
Сама тема - и полемика по ней, хотим мы того, или нет, находится на грани перехода в зону, в которой, лично я, должен смотреть человеку в глаза. Быть уверенным, что я не имею дело с сознательным ассимилянтом, или, пусть не атеистом, но, человеком, которому я не могу предложить, по разным причинам, своё понимание проблемы. Прошу извинить! Оставляю, при этом, в силе, общие замечания по проблеме реального воссоздания Израиля.


Павел Иоффе
Хайфа, Израиль - at 2010-02-09 13:49:01 EDT
Эдмонду - да конечно же! В конце концов, кто ж ещё даёт убежище - между прочим, и Ишмаелю?
Но в том-то и дело, что Треблинка и Мединат Исраель - одной воли исполнение.
Разговор не на секунду, потому обязусь приготовить не реплику, а "подрепличный" материал...

Эдмонд
- at 2010-02-09 12:14:42 EDT
Павлу Иоффе
Павел Иоффе
Хайфа, Израиль - Tuesday, February 09, 2010 at 10:49:36 (EST)
=================================================
Не стану спорить, поскольку на самом глубинном уровне согласен с Вами во многом.
Однако, уж будьте последовательны до конца - или мы признаём непостижимость путей, или нет.
Если да, мы ОБЯЗАНЫ принять тезис, что всё реально свершившееся - ЕГО воля!
В том числе и воссоздание Израиля руками светских сионистов.
А вот как нам (евреям) теперь действовать, это чисто прикладной вопрос нашей практики, которая только и сможет ответить на вопрос - достойны ли мы той роли, которую ОН нам дал на Синае?

Павел Иоффе
Хайфа, Израиль - at 2010-02-09 10:49:36 EDT
Эдмонду:
не в этом дело! Господь - не начальник ПРБ - разрешил-допустил..
Суть статьи - и горькая реальность! - в том-то и состоят, что Бен-Гурион, КАК ОКАЗАЛОСЬ, прозрел путь не к ВОСХОЖДЕНИЮ, а к падению. До-ословский сионизм характеризует "ашкòфе", раскрытая Голдой в Румынии (в 1965?): "Вы должны быть лояльными граждами своей страны, но помните - для Вас открыта дверь г-ва Израиль", сиречь - есть куда податься. В та поры в лексиконе Херута сохранялось ещё выражение "кибуц галуйот" - но как еврейский способ уцелеть, а не путь к спасению. После Осло и этого не стало.
Напомню: В прошлом номере "Заметок" Ф. Азриель-Кочубиевский пытался напомнить читателям об одной из ипостасей избранности - и был освистан, забросан бобами еловыми, и и удостоен разъяснения, что-де "Творец создал юриспруденцию...В пределах же г-ва Израиль чемпион Литвы по нерусским шашкам объясняет нам суть еврейства, не скрывая гадливости к "пейсатым-бородатым" политикам - а беда-то в том, что еврейское существование не представляется гражданам Мединат Исраель единственно возможным, и УЧИТЕЛИ (рабаним) вынуждены существовать в политической системе..
Катастрофа после "катастрофы" - это ведь еврейский прогноз всемирного, а не только "пятопунктного" коллапса, это разговор об отвественности избранного народа. Напомню: возвышение Иосифа и Унижения Израиля послужили, т. ск., отправным пунктом КАТАСТРОФЫ МИРОВОЙ.
בברכה

Эдмонд
- at 2010-02-09 05:31:26 EDT
Пути Творца, как справедливо указывает сам автор статьи. непостижимы!
И, если, ИМ допущена УСПЕШНАЯ реализация замысла "светских сионистов", значит это составная часть программы, должная заставить все типы еврейской психики и систем поведения (понятно, что это не относится к сознательным ассимилянтам и идеофобам), действовать в едином направлении - успешном становлении воссозданного Израиля!