©"Заметки по еврейской истории"
Июнь  2010 года

Йеонатан Аронов

Две темы из лекции по Торе

 

Эту лекцию я слышал в Бней-Браке на уроке по иудаизму. Женщина-лектор разбирает две темы из недельной главы Торы «Хаей Сара».

Лекция настолько меня впечатлила, что, вернувшись домой, я «по свежим следам» восстановил ее начерно, а затем привел в удобный для чтения вид.

Лекция состоит из двух тем, и обе они связаны со слугой Авраама, Элиэзером, а так же с будущей женой Ицхака, Ривкой.

Напомню некоторые детали из Торы и мидрашей: когда Авраам ушел с места своего рождения из Ур-Касдима в Харан (а оттуда через несколько лет в Эрец Кнаан), подарил царь Нимрод Аврааму в услужение маленького мальчика по имени Элиэзер.

С того самого времени Элиэзер все время при Аврааме, и несмотря на то, что он потомок проклятого Ноахом Кнаана – постоянное общение с Авраамом оказывает на него сильнейшее влияние; идолопоклонник, он принимает учение своего господина о вере в Единого Б-га, и с каждым годом становится все более верным последователем учения Авраама. (Говорит мидраш, что с годами Элиэзер осанкой, а в особенности лицом, все больше стал походить на своего господина). Со временем он становится доверенным лицом Авраама, и управляющим в его доме.

Когда Ицхаку сыну Авраама исполняется 37 лет, посылает Авраам Элиэзера взять для Ицхака жену. Посылает в Двуречье (Арам Наараим) – место между реками Тигр и Ефрат, где жили его родственники, в надежде, что с помощью Всевышнего, именно в их доме сможет Элиэзер найти жену его сыну.

Путешествие Элиэзера в Двуречье и обратно (24, 1-61) занимает, примерно, 70 % недельной главы «Хаей Сара». Случай, можно сказать, беспрецедентный. Тора, которая бережет каждое слово, здесь в подробностях описывает путешествие слуги Авраама в Двуречье, рассказывает в деталях о его встрече с Ривкой. А затем Элиэзер еще раз пересказывает все это родственникам девушки. Почему всему этому отведено в Торе так много места?

Раши в своих комментариях приводит высказывание р. Аха: «Беседа слуг праотцев Вездесущему милее Учения их сыновей».

В одном я уверен точно – р. Аха очень добрый и хороший человек. Но чтобы Тора отвела так много места этой теме только по той причине, чтобы родственники Ривки насладились неспешным повествованием слуги Авраама… как-то это не глядится.

Наш лектор дает этому совсем иное объяснение, и тогда становится понятной, и даже необходимой необычная «щедрость» Торы.

Тема 1-я: Возвышение Элиэзера

Отправляя Элиэзера в путь, Авраам ограничивает его миссию двумя требованиями:

1. (24, 3-4) Элиэзер не имеет права взять «жену моему сыну из дочерей кнааним, в чьей среде я живу» – но только из родни Авраама, живущей в Двуречье. И берет в этом с Элиэзера клятву. Но что делать – спрашивает Элиэзер – если девушка из твоей родни не захочет идти в Эрец Кнаан? Должен ли я в этом случае отправить твоего сына в Двуречье? Здесь вступает в силу второе требование Авраама:

2. (24, 5-6) Если эта девушка не захочет идти в то место, где проживают Авраам и Ицхак – брака не будет, так как Ицхак ни при каких условиях не имеет права покинуть пределы Эрец Кнаан, потому что, будучи однажды положен на жертвенник на горе Мориа, Ицхак освятился, и с тех пор не должен был выходить за пределы Святой Земли. (Несколько слов об Эрец Кнаан, где в момент описываемых событий проживает Авраам. Это место, которое в то время населяли 7 кнаанских народностей – его Всевышний предназначил в будущем для потомков Авраама; и потому у этого места есть еще одно название – Святая Земля). Как мы видим, второе требование сильнее первого. И в случае, если девушка откажется идти в Эрец Кнаан, Авраам освобождает Элиэзера от данной им клятвы – то есть, первое требование отпадает. И тогда открываются любопытные возможности для иных вариантов… Элиэзер не просто так задал Аврааму вопрос: что делать, если девушка из его родни не захочет покинуть свое место? Говорится в «Берешит раба 59,9»: У Элиэзера была дочь, и он искал повода, чтобы Авраам сказал ему, что хочет обратиться к нему (с предложением) выдать дочь (за Ицхака). Сказал ему Авраам: «Мой сын благословен (Б-гом), на тебе же проклятие (от Кнаана). А проклятый не может породниться с благословенным». Этим ответом Авраам ставит преграду желанию Элиэзера породниться с ним. И не надо воспринимать сказанное Авраамом, как оскорбление: он просто обрисовал ситуацию, как она есть, и был уверен, что его преданный ученик и последователь поймет это правильно. Но другой источник «Талмуд. Кидушин 61в» говорит, что освобождая Элиэзера от клятвы, Авраам сказал ему: «Если девушка откажется идти в Эрец Кнаан… возьми ему (Ицхаку) жену из дочерей Анера, Эшколя или Мамре (эти трое – друзья и союзники Авраама, и проживают в Хевроне)». Налицо явное противоречие – потому что Анер, Эшколь и Мамре принадлежат к народу ЭМОРИ – а это один из семи кнаанских народов. Получается, что на брак дочери Элиэзера и Ицхака, Авраам накладывает запрет без оговорок. А брак Ицхака с одной из дочерей своих друзей, в исключительном случае, разрешает. Тогда, в чем преимущество Анера, Эшколя и Мамре перед Элиэзером? И те трое – потомки Кнаана, и Элиэзер – потомок того же Кнаана. В «проклятости» и он и они равны. А если положить на весы достоинства, которые приобрел Элиэзер за те годы, что он в доме Авраама (к моменту описываемых событий ему, как минимум, 65 лет) – все преимущества на стороне Элиэзера. Но Талмуд говорит, что Авраам отдает предпочтение Анеру, Эшколю и Мамре. Почему? Объяснение может заключаться в следующем: Авраам прекрасно знает, что если придется выбирать девушку из семьи кнааним – дочь Элиэзера будет вне конкуренции. Но именно потому, что все преимущества у Элиэзера, говорит ему Авраам, что предпочитает трех своих друзей. Какова причина? – Авраам допускает, что нет абсолютной гарантии в успехе миссии Элиэзера, и если его слуга не преуспеет, придется искать девушку из Эрец Кнаан. И для того, чтобы Элиэзер как можно лучше выполнил возложенное на него поручение, создает для него Авраам заведомо невыгодную ситуацию: если его слуга будет знать, что перед ним три конкурента – тем меньше будет питать себя ненужными надеждами, и тем успешнее исполнит свою миссию. ( И сейчас, когда нам становится понятным, почему Авраам, с одной стороны, не допускает союз между благословенным и проклятым – а, с другой стороны, позволяет в исключительном случае осуществиться этому союзу – мы можем утверждать, что нет противоречия между сказанным в «Берешит раба» и «Кидушин»). Но почему Авраам мог усомниться в Элиэзере? Проблема в том, в сердце каждого человека – так это устроил Создатель – есть Доброе Начало («Йецер Тов»), и Злое Начало(«Йецер Ра») ; и Злое Начало все время провоцирует человека на дурные мысли и поступки. Человек может постоянной духовной работой над собой свести влияние Йецер Ра к минимуму; более того – в исключительных случаях, как Авраам – полностью подчинить его себе. Но истребить Йецер Ра из сердца человека невозможно (и не нужно: к примеру, Злое Начало несет в себе такую важнейшую функцию, как влечение противоположных полов друг к другу. Без Злого Начала не рождались бы дети).

Однако, надо научиться властвовать над ним. Авраам держал свой Йецер Ра под полным контролем. Но Элиэзер не стоял на духовном уровне своего господина. И потому, чтобы Йецер Ра как можно меньше мешал Элиэзеру в пути, поставил Авраам заслон его надеждам выдать свою дочь замуж за Ицхака, в лице Анера Эшколя и Мамре. Но вот, Элиэзер отправляется в Двуречье. С этого момента ситуация полностью в его руках. И куда поведут его два «поводыря»? Йецер Ра начинает раскидывать свои «силки»: Есть ли у Элиэзера шансы выдать свою дочь за Ицхака? На первый взгляд, Авраам не оставил ему ни малейшей надежды. Но если как следует поразмыслить – такая возможность вполне реальна. Что для этого должен сделать Элиэзер? – прежде всего, расстроить сватовство. А это совсем нетрудно: одно нетактичное слово; едва заметный – но все-таки заметный – пренебрежительный взгляд или жест в сторону родителей, или брата Ривки, Лавана – и на этом миссия Элиэзера будет закончена: хитрец Лаван сумеет найти предлог отказаться от родства с Авраамом. И кто может в чем-то упрекнуть Элиэзера: то что от него требовалось, он сделал наилучшим образом – да вот Ривкина родня оказалась несговорчивой. Но есть еще одна возможность: провести переговоры самым безукоризненным образом; но когда уже все будет оговорено – скорее всего скажут родители Ривки, что хотят оставить дочь у себя еще на год (и в этом нет ничего необычного – в те времена девушка после помолвки еще несколько месяцев оставалась в доме родителей). И тогда Элиэзер может:

а) в самой резкой форме воспротивиться этому, или

в) развести руками и сказать: «ваше право».

А возвратившись обратно, сообщить Аврааму: «Не захотели родственники отпустить со мной Ривку. Пришлют ее через год». И скорее всего, оскорбленный Авраам может заподозрить свою родню, что на самом деле они не хотят, чтобы Ривка стала женой Ицхака – и сам расторгнет помолвку. Но что все эти старания дадут Элиэзеру? Не будет Ривки – значит, женой Ицхака станет одна из дочерей Анера, Эшколя или Мамре. А вот и нет! Потому что поставил Авраам своих друзей и союзников (на словах) впереди Элиэзера с той целью – и мы это уже объяснили выше – чтобы его слуга как можно лучше выполнил возложенное на него поручение. Но если из брака Ицхака и Ривки ничего не получится – опять все преимущества вернутся к Элиэзеру, и именно его дочь может стать женой Ицхака. Главное – умно расстроить помолвку Ицхака и Ривки. Вот такие сладкие мысли нашептывает Йецер Ра Элиэзеру… Но Йецер Тов рисует печальную картину, если Элиэзер поддастся соблазнительному шепоту Йецер Ра: хорошо, достигнет Элиэзер своей цели. Но ведь достигнет он ее обманом, он обманет своего господина и учителя. И обернется этот обман для Элиэзера трагедией. Рухнет он с той высоты, на которую поднялся, служа величайшему праведнику в мире. И отринет Элиэзера Бог – Бог его господина Авраама. А потому верный слуга Авраама знает – как бы ни мешал ему Йецер Ра, он должен сделать все, чтобы выполнить клятву, данную своему господину. Но решение Элиэзера совсем не означает, что Злое Начало вдруг исчезло и растворилось. Оно остается в человеке и продолжает его провоцировать.

На страницах Торы начинает разворачиваться поистине грандиозная битва человека самим с собой. Едва покинув дом Авраама, Элиэзер сразу ставит заслон попыткам Йецер Ра помешать ему. В течение всего пути в Двуречье; и пересказывая родственникам Ривки подробности своего путешествия, и удивительные детали встречи с девушкой; и отправляясь в обратный путь – не устает Элиэзер напоминать себе и другим, кто его господин Авраам, какому Б-гу он служит, с какой целью послал его Авраам – и молит Господа, Б-га Авраама увенчать успехом его путь. Не будем цитировать все сказанное Элиэзером – слишком много места это бы заняло. Лучше всего раскрыть саму Книгу.

Ограничимся двумя цитатами из Торы, но в них заложено основное, о чем говорит Элиэзер:

(24. 12-14) И сказал он (Элиэзер): «Господь, Бог моего господина Авраама!.. Содей милость с моим господином Авраамом…» – и просит Элиэзер у Господа устроить так, чтобы случилась встреча между ним, и именно той девушкой, предназначенной в жены Ицхаку – «и по ней мне знать, что содеял Ты милость с моим господином».

А когда узнает Элиэзер, что девушка, которую он встретил – из семьи родственников Авраама, благословляет Господа: (24,27) «Благословен Господь, Бог моего господина Авраама, Кто не оставил Своей милостьюмоего господина».

И эти раз за разом, идущие от самой души обращения к Всевышнему – они все сильнее и сильнее очищают сердце Элиэзера от дурных помыслов, он как бы все выше и выше поднимается по ступеням духовной святости.

Удивительным образом показывает Тора это духовное возвышение Элиэзера…

Напомним еще раз, что Авраам получил маленького Элиэзера в подарок от царя Нимрода. Получил в качестве раба. Но хотя формально Элиэзер – раб Авраама, фактически, за несколько десятилетий он поднялся до очень высокого уровня в доме своего господина; он доверенное лицо Авраама, который во всем полагается на него. Более того, Авраам говорит Б-гу, что если умрет бездетным, все свое имущество завещает Элиэзеру. (Берешит 15, 2-3): «…я ведь хожу бездетным, а управителем в доме моем Элиэзер из Дамаска!.. Вот мне Ты не дал семени, и вот мой домочадец наследует мне».

Ну какой же Элиэзер раб? Он – управитель, он – домочадец. А самое главное – он верный ученик и последователь Авраама в служении Единому Б-гу.

Тогда почему, начиная с начала отрывка (24,1-61) и до его конца «аттестует» Всевышний Элиэзера словом РАБ? Это слово как будто бы привязано к Элиэзеру.

(61.2) «… сказал Авраам рабу своему…»

(62.5) «… сказал ему (Аврааму) раб…»

(62.9) «И положил раб руку свою под бедро Авраама…».

…Слово РАБ снова и снова повторяется в этом отрывке. 14 раз! Оно как бы покрывает собой все путешествие Элиэзера.

Ответ дает сам Элиэзер, при встрече с родственниками Ривки. Как он представляется им? (24,34) «И он сказал: Раб Авраама я».

Это его «верительная грамота», и она дает ответ на наш вопрос.

Построим цепочку: Элиэзер-----------Авраам-----------Всевышний

Кто Авраам Всевышнему? РАБ!

Но это не обычный раб, который против воли подчинен своему хозяину, и покорно склоняет перед ним шею. Это «рабство» особенное – добровольное, осознанное, радостное – когда человек всей душой и сердцем предан своему господину. Таким был Авраам по отношению ко Всевышнему, и не было в то время на земле человека, который мог бы сравниться с Авраамом в преданности Богу (только Сара и Ицхак стояли на уровне своего мужа и отца). И в этом заключалось величие Авраама, раба Всевышнего.

А Элиэзер? Он такой же раб Аврааму, как Авраам раб Господу.

И когда говорит: «Раб Авраама я» – этим, как бы, провозглашает: «Я преданный раб своего господина – так же как мой господин, преданный раб Всевышнего. Я служу ему всей душой и всем сердцем, потому что знаю, Кому служит Авраам. Мой господин послал меня к вам с определенной миссией, и я не позволил и не позволю своему Йецер Ра помешать мне в этом. Я не уеду обратно без Ривки и доставлю ее Ицхаку».

Но Тора ставит Элиэзера еще выше:

Начиная с 24,21 и по 24,32, Тора внезапно перестает называть Элиэзера рабом; слово РАБ сменяется словом ИШ (МУЖ – в переводе с иврита).

И если первый раз мы на это не обращаем внимания, – но когда «МУЖ» повторяется 6 раз подряд, понимаешь, что Святая Книга определенно хочет обратить на это наше внимание. А следовательно, надо разобраться, кого Тора отличает словом МУЖ?

Разбираемся:

К Аврааму приходят три ангела высшего уровня, посланные к нему Б-гом.

(Берешит 18,1): «И поднял он свои глаза и увидел, и вот три мужа предстали перед ним…». Кто эти мужи? – Ангелы божьи!

Сыновья Яакова узнают, что их сестра Дина похищена. (Берешит 34,7): «…и печальны стали мужи...». Кто мужи? – Сыновья Яакова!

Моше поднимается к Б-гу на гору Синай. Народ встревожен тем, что он долго не возвращается. (Шмот 32,1). «…Моше, муж, кто нас вывел из земли Египетской, не знаем, что стало с ним». Кто он муж? – Моше!

Ангелы божьи высшего уровня… сыновья Яакова… Моше: вот кого отличает Тора этим званием. Оказывается, надо стоять на исключительно высоком духовном уровне, чтобы удостоиться этого знака отличия.

А раб Авраама, Элиэзер удостоился!

…После того, как Элиэзер исполнил свою клятву, данную им Аврааму, и привез жену Ицхаку – в заслугу этого:

а. снял с него Всевышний проклятье, лежащее на потомках Кнаана, и дал ему статус благословенного,

в. вознаградил Элиэзера тем, что тот живым был взят в Ган Эден.

Закончила преподаватель эту часть лекции словами: «Традиция говорит, что первым иноверцем, принявшим гиюр, был тесть Моше Итро. Однако, если подумать – то первым прозелитом можно считать Элиэзера».

…Однажды мне пришлось присутствовать на уроке по иудаизму. А наш преподаватель заболел, и вместо него пришел другой, незнакомый нам, очень приятный молодой человек. Кто-то спросил, как зовут нашего нового лектора.

Лектор улыбнулся: «Элиэзер, раб Авраама».

Замечание

Мы считаем необходимым кое-что разъяснить, чтобы у внимательного читателя не возникли вопросы. В конце своего повествования говорит Элиэзер родственникам Ривки (23,49): «И ныне, если вам угодно сотворить милость и правду моему господину, скажите мне – и если нет, скажите мне. И поверну я направо, или налево». «Берешит раба»(60,9) так растолковывает направо и налево: «Направо – чтобы взять жену из дочерей Ишмаэля. Налево – из дочерей Лота, который жил слева от Авраама».

Мы полагаем, Элиэзер сказал это, чтобы «попугать» родственников Ривки, заставить их думать, что на Ривке «свет клином не сошелся» – и проявил себя здесь, как мудрый дипломат. На самом же деле, ни о каком родстве ни с Ишмаэлем, ни с Лотом не могло быть и речи. В пророческом сне «Лех Леха» (15,12-16) показал Всевышний Аврааму всю историю народа Израиля до дней прихода Машиаха. И Аврааму было известно (а через него, вероятнее всего, Элиэзеру), что потомки Ишмаэля и Лота принесут в будущем много-много горя Израилю. (К этому можем добавить пикантную деталь: обе дочери Лота переспали со своим отцом, и понесли от него. Право, лучшей жены для Ицхака не найдешь)! А что касается кнаанских народов – они будут, примерно, через 600 лет истреблены евреями; либо добровольно покинут Эрец Кнаан. То есть, кнаанцы будут для сынов Израиля несравненно меньшим злом, чем потомки Ишмаэля или Лота. И поэтому, ни о каком «поверну я направо, или налево», в действительности не могло быть и речи.

Заключение

В начале этой лекции мы отметили, что путешествие Элиэзера занимает, примерно, 70 % недельной главы «Хаей Сара». Целых несколько страниц!

Невероятный, можно сказать, исключительный случай!

Но после того, как читатель ознакомился с этой статьей – не приходит ли ему в голову, что Всевышний сотворил волшебство, недоступное ни одному из самых прославленных и знаменитых писателей: всего на нескольких страницах Он смог показать, как человек борется со злом в своей душе, побеждает его, и поднимается до высочайших духовных высот!

Тема 2-я: Ривка и Элиэзер

В этой части лектор тщательно – слово за словом, действие за действием – анализирует то место в Торе, где слуга Авраама, Элиэзер встречается с будущей женой Ицхака, Ривкой.

Элиэзер с караваном верблюдов и слугами добирается до города, где жили родственники Авраама.

Он произносит: (23,13-14) «Вот я стал у источника водного, и дочери людей города выходят черпать воду. И будет: отрочица, которой скажу: Наклони же твой кувшин, и я напьюсь! А она скажет: Пей, и так же верблюдов твоих напою, – ее Ты (Всевышний) определил рабу Твоему Ицхаку...» Ответ «отрочицы», который хочет услышать Элиэзер, состоит из 2-х частей:

а. пей

в. и так же верблюдов твоих напою

Таким образом, Элиэзер загадывает: если в ответ на его просьбу девица ответит словами: пей, и так же верблюдов твоих напою – ее и предназначил Всевышний в жены Ицхаку.

Это не обязательно должно быть произнесено с точностью до единого слова. Но смысл того, что скажет девушка, должен быть полностью сохранен в соответствии с загаданным Элиэзером. Главное же: он не должен просить девушку напоить его верблюдов – это должна быть ее собственная инициатива.

Элиэзер ставит себя перед очень трудным испытанием. Нет ничего необычного в том, что нормальный человек на просьбу жаждущего откликнется – «пей» Но с чего, вдруг, Ривка должна заботиться о его верблюдах? Твои верблюды – ты их и напои; тем более что Элиэзера сопровождают несколько слуг, которым бы и взять на себя эту заботу.

Но обязав мысленно Ривку сказать, что она и верблюдов его напоит, Элиэзер говорит себе – это и будет знáком с Небес, что это именно та девушка, которой предназначено стать женой Ицхака.

И какую картину мы наблюдаем? Появляется Ривка, наполняет свой кувшин, и уже готова идти с водой домой.

Элиэзер спешит к ней и просит напиться.

(24,18) «И она сказала :пей, мой господин! – но не добавляет, что напоит его верблюдов! А что делает? – …И поспешила, и спустила кувшин свой на руку свою и напоила его».

И только после того, как незнакомец напился, сказала: (24,19) «…Так же и для верблюдов твоих буду черпать, пока не кончат пить».

Произошла очень любопытная сцена, в которой еще совсем молоденькая девушка обнаруживает не только отзывчивость, но так же быструю реакцию и удивительный такт на сложившуюся неловкую ситуацию.

На просьбу Элиэзера напиться она спешно спускает кувшин с плеча, чтобы совсем незнакомый ей человек утолил жажду – добрая и отзывчивая душа.

А вот что ей сейчас делать?

Вода в кувшине предназначена для домашних. А этот, неизвестно откуда пришедший человек! Он статный, с благородной осанкой – но ей совершенно незнаком. Она его напоила – а вдруг он несет в себе некую опасную болезнь? Ну как можно принести кувшин с водой домой, если к нему прикоснулись посторонние губы!?

Выплеснуть воду на землю и наполнить кувшин заново? Но ведь это оскорбит человека, к которому она только что отнеслась с таким вниманием.

И как же Ривка выходит из этой не очень приятной ситуации?

Просто великолепно – особенно, если принять во внимание, что на раздумье у нее было всего несколько секунд.

Она говорит Элиэзеру – еще раз повторяем (24,19): «...Так же и для верблюдов твоих буду черпать, пока не кончат пить».

И поспешно опорожняет кувшин с «подозрительной» водой в пойницу для верблюдов; затем наполняет кувшин свежей водой и опять выливает из него воду в пойницу… и повторяет эту операцию до тех пор, пока верблюды не кончают пить.

Все получилось совершенно естественно, и у Элиэзера нет оснований упрекнуть Ривку, что она как-то задела его достоинство. А кувшин основательно промыт – и можно, еще раз наполнив его водой, отнести домой, не опасаясь плохих последствий.

И слова и действия Ривки – на земном уровне – понятны и логичны.

Но чудесным образом – и это уже Рука Небес – при этом ею были произнесена та фраза, сказаны те слова (правда, с паузой в несколько секунд между ними), которые так хотел услышать Элиэзер.

А услышав, понял, что перед ним стоит именно та девушка, которую Б-г предназначил в жены Ицхаку. В заключение обратила лектор наше внимание на реакцию Элиэзера. Пока Ривка поит его верблюдов: (24,21) «…муж изумляется ей, безмолвствует, чтобы узнать, успешным ли сделал Господь его путь, или нет».

Раши это комментирует следующим образом: «Элиэзер был ошеломлен и растерян, видя, что сказанное им близко к осуществлению, а он все еще не знает, принадлежит ли она к семейству Авраама, или нет».

Лектор же сделала акцент на слове ей (изумляется Ривке).

Почему?

Мудрый слуга Авраама, Элиэзер – он ведь сразу понял, как умно поступила Ривка, чтобы не поставить и его и себя в неловкое положение.

И та быстрота, с которой она – совсем юная девушка – сообразила, что делать, поразила Элиэзера.

А потому и «изумился ей».

Лекцию записал и обработал Ааронов Йеонатан.

Апрель 2010


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1123




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer6/Aronov1.php - to PDF file

Комментарии:

Йеонатан Ааронов
Ришон-ле Цион, Израиль - at 2010-06-14 03:58:05 EDT
Спасибо за отзывы.
Считаю своим долгом разъяснить некоторые детали.
Лекция, на основе оторой написана эта статья, читала
госпожа Аснат Вагер,с которой я знаком уже 10 лет.
Госпожа Вагер прочитала эту статью,и дала мне самый
положительный отзыв.Однако предложила подумать - не следует ли убрать из нее мое замечание о р.Аха? Ее
аргументация : р. Аха - один из амораим (мудрецы, объяснявшие содержание Мишны), живший в 4-м веке н.э.
Он прмнадлежит к той категории людей, уровень постижения
мира которых был много выше нашего. И чаще всего, за их
самыми, казалось бы, простыми и понятными фразами, скрыт очень глубокий смысл. И что на самом деле имел ввиду р. Аха
(смотри статью)мы не знаем. А потому, лучше всего обойтись без замечаний в его адрес, и вообще не упоминать о нем.
Поразмышлявши, я решил принять совет г.Вагер. По трем причинам:
во первых, госпожа Вагер - женщина;
во вторых, она автор лекции, и следовательно, она "БОСС";
а в третьих- я с ней согласен.
И поэтому, в последующих публикациях этой статьи- если они будут иметь место - упоминания о р. Аха не будет.

Всем читателям автор желает всего самого лучшего.

Галия
Рамат-Илияу, Израиль - at 2010-06-13 06:48:43 EDT


Интересная статья.
Анализ характера и действий Элиэзера подан с совершенно
новой и неожиданой стороны.Думаю, и лектор и автор статьи
заслуживают благодарности читателей.

А. Упарт
Натания, А. Упарт - at 2010-06-10 16:46:38 EDT
" После того, как читатель ознакомился с этой статьей – не приходит ли ему
в голову, что Всевышний сотворил волшебство, недоступное ни одному из
самых прославленных и знаменитых писателей : всего на нескольких страницах Он смог показать, как человек борется со злом в своей душе, побеждает его, и поднимается до высочайших духовных высот" !
Интересный вывод. Попробуем проверить, насколько он верен. Идея такова : берем известное литературное произведение и наблюдаем за развитием/ эволюцией одного из главных героев, и приблизительно, прикидываем – сколько на это ушло страниц . Необязательно это должна быть борьба со злым началом в себе самом ; смысл в том, что на начальных страницах вырисовывается определенный образ - а в конце это уже во многом иной человек. Примеры для русскоязычного читателя : Безухов, Раскольников.
Однако, и у Толстого и у Достоевского на это ушло несколько сот страниц.
Может, поищем другой, более удачный пример, где развитие личности укладывается в значительно меньший объем писательского текста? Пожалуйста:
великий русский поэт А.С.Пушкин, мудрый и наблюдательный человек. Его
онегинская Таня –исключительный в литературе пример, где на наших глазах происходит поразительное взросление и становление характера наивной и романтичной в начале, деревенской девушки.
Однако, Александру Сергеевичу понадобились для этого не три 3-4 страницы, а по крайней мере, пара десятков.
И что мы можем сказать? Только согласиться с автором статьи : если не затрагивать иных моментов Божественной деятельности, как-то : эпидемий, землетрясений, войн… и иных катаклизмов, а ограничиться одной литературой – нет равного в ней Всевышнему среди всех земных гениев!
А сама статья очень интересная. Спасибо за нее г.Аронову.