©"Заметки по еврейской истории"
Июль  2010 года

Валентин Домиль

Артур Кронфельд и его книга «Дегенераты у власти»


В мае 1932 года некий Вернер Абель уличил Адольфа Гитлера в получении 10 миллионов лир от Бенито Муссолини. Финансирование представленных в Рейхстаге партий зарубежными спонсорами было в Германии запрещено законодательно. И влекло за собою уголовное наказание.

Гитлер обвинил Абеля в клевете. Он метил в канцлеры. И представленная Муссолини денежная помощь, найди она подтверждение, могла бы повредить. Оттолкнуть какую-то часть законопослушных избирателей.

Развернулась нелицеприятная полемика. Доказывая свою правоту, оппоненты не выбирали выражений.

И, в конечном итоге, очевидно исчерпав все доводы, заподозрили друг друга в психической ненормальности.

Дескать,

– Кто, псих?

– Я, псих!?

– От психа слышу!!!

По взаимному требованию адвокатов Гитлера и Абеля, решили пригласить психиатра. Чтобы помог установить истину. Наличествует ли сумасшествие. И если наличествует, то у кого именно.

Роль третейского судьи была отведена Артуру Кронфельду. Известному специалисту в области психиатрии, в том числе судебной. И, что не маловажно, еврею. Не исключено, что те, от кого зависело назначение эксперта, хотели насолить юдофобу Гитлеру.

1.

Артур Кронфельд родился 9 января 1886 года в Берлине. Его дед был кантором. Отец дипломированный адвокат. Советник юстиции и королевский нотариус. Близость ко двору не мешала Кронфельду старшему заниматься делами Берлинской еврейской общины. В течение ряда лет он принимал активное участие в работе комиссии по бедности. Помогал, чем мог, нуждающимся соплеменникам.

 

Артур Кронфельд

2.

После окончания гимназии Артур Кронфельд решил стать врачом. И выбрал, в качестве будущей профессии, психиатрию. Пройдя специализацию на кафедре психиатрии медицинского факультета Гейдельбергского университета. Артур Кронфельд стал дипломированным психиатром. Произошло это в 1909 году. Некоторое время Артур Кронфельд работал в психиатрической клинике Гейдельбергского университета.

Затем он переехал в Берлин, где в одной из тамошних больниц занялся наукой.

3.

Научная карьера Артура Кронфельда была прервано войной. В августе 1914 года его призвали в армию.

Воевал Кронфельд достойно. В числе подтверждающих его военную доблесть наград – Крест Военных Заслуг Мекленбурга-Шверина.

Весной 1917 года Артур Кронфельд был ранен в голову. После лечения его направили для дальнейшего продолжения службы в военный госпиталь, размещенный в г. Фрайбург-Брайзгау. Там его застало известие о поражении Германии.

За поражением, как известно, последовало общественное противостояние. Яростная, доходившая до вооруженных столкновений, политическая борьба.

В качестве делегата Фрайбургского совета солдат, молодой доктор принимал в этой борьбе посильное участие.

4.

В Германии Артур Кронфельд был известен, как крупный специалист в области сексопатологии.

В течение ряда лет он руководил отделением «душевных половых расстройств» в организованном Магнусом Гиршфельдом «Институте сексуальных наук».

Деятельность этого института вызывала активное противодействие консервативно настроенной части немецкого общества. Его представители считали аморальным проникновение в столь интимные сферы человеческого существования. И высказывали своё возмущение. В 1933 году, пришедшие к власти национал-социалисты закрыли институт. Возможно поводом для закрытия, помимо прочего послужил и тот факт, что значительная часть его сотрудников была евреями.

Ещё Артур Кронфельд занимался вопросами психотерапии. При его участии было организовано «Врачебное общество по психотерапии». Вместе Эрнстом Кречмером и Й.Х. Шульцем Артур Кронфельд, в течение многих лет, входил руководство этого объединения.

Был одним из редакторов, пользующегося популярностью во врачебном мире «Центрального журнала по психотерапии». По его инициативе регулярно созывались врачебные психотерапевтические съезды.

Артура Кронфельда считали одним из ведущих представителей «психологического направления» в психиатрии. В докторской диссертации «Психология в психиатрии», Артур Кронфельд защитил её в 1927 году в берлинской клинике Карла Бонгоффера, он утверждал, что психические расстройства, их анализ и дальнейшее лечение должны производиться, в первую очередь, психическими же средствами. Им были выдвинуты и обоснованы главные принципы этого лечения и предпринята ещё одна, увы, не первая, и не последняя попытка, поставить психиатрию на «строго научный базис».

5.

Несмотря на напряженную научную работу, Артур Кронфельд не только живо следил за политическими событиями в Германии, но и принимал в них активное участие. Он давал оценку происходящим в стране событиям. Делал публичные заявления. Выступал, в меру сил и возможностей, против набирающих силу в обществе, антидемократических настроений.

Артур Кронфельд был членом Социал-демократической партии Германии. Состоял в берлинском «Союзе Социалистических врачей». Входил в «свободный профсоюзный список Берлинской палаты врачей». В 1932 году вместе с Альбертом Эйнштейном, Францем Оппенгеймером, Генрихом Манном, Арнольдом Цвейгом и некоторыми другими известными деятелями науки и искусства Артур Кронфельд подписал «Неотложный призыв» «Международного Социалистического Боевого Союза». В призыве говорилось об опасных для страны последствиях успехов на выборах, руководимой Гитлером национал- социалистической партии. Подчеркивалась крайняя необходимость образования коалиции всех левых партий в качестве единственно возможной альтернативы надвигающейся угрозе.

6.

К моменту прихода Гитлера к власти Артур Кронфельд находился на вершине успеха. В начале 1933 года его фамилия была внесена, в «Биографический лексикон выдающихся врачей последних 50-ти лет». Что свидетельствовало о признании больших заслуг Артура Кронфельда. Подчеркивало его роль, тоже немалую, в развитии медицины, в целом. И психиатрии, в частности.

 Антиеврейские законы, принятые послушным Гитлеру Рейхстагом, незамедлительно отразились на положении Кронфельда. Евреям в Третьем рейхе было запрещено заниматься публичной деятельностью.

Правда, на первых порах принятый 7 апреля 1933 года дискриминационный «закон по восстановлению чиновничества» не лишал Артура Кронфельда, права вести преподавательскую работу. Особая часть этого закона предусматривала возможность исключения из общего правила евреев – «бывших фронтовиков».

Впрочем, довольно быстро, в указе от 13.12.1934, какие-либо исключения, были упразднены. И Артура Кронфельда незамедлительно лишили всех ученых званий. До этого он был доцентом клиники Шарите. Ещё Артур Кронфельд имел почетное звание «Заочного профессора без чина».

Не то двоюродный брат Германа Геринга, некий Матиас Генрих Геринг, считавшийся ведущим психотерапевтом Рейха, не то кто-то из его окружения радостно констатировал:

– Наконец-то, мы низвергли Кронфельда!

В числе прочих антиеврейских указов был указ, запрещающий страховым кассам оплачивать лечение у врачей-евреев. Что, естественно, отразилось на числе больных, желающих обращаться к ним за медицинской помощью. И Кронфельда, имевшего свою клинику в Берлине-Тиргартене, лишили, по сути, средств к существованию.

7.

Артур Кронфельд перебрался в Швейцарию.

Психотерапевта с мировым именем охотно принял на работу один из тамошних санаториев. Осесть в Швейцарии Кронфельду не удалось. Декларирующая, во всеуслышание, свой нейтралитет, Швейцария пуще всего боялась вызвать неудовольствие агрессивно настроенного соседа. В силу этого она отказала бежавшим из Германии евреям в убежище. И предложила незамедлительно оставить страну. Швейцарской полиции было предложено следить за неукоснительным исполнением, спущенного сверху предписания.

Возвращение в Германию было чревато. Перебраться куда-либо в другое место, в одну из стран Западной Европы или США, из-за введенных квот, Артур Кронфельд не смог. И тогда он решил эмигрировать в СССР.

8.

Посильное содействие в переезде Кронфельду оказал Эрик Штернберг. Штернберг работал вместе с Кронфельдом в клинике Карла Бонгеффера и считал его своим учителем. В Советский Союз Штернберг эмигрировал в 1933 году. Более или менее освоился с обстановкой. И мог, так или иначе, способствовать.

Артур Кронфельд прибыл в Советский Союз в 1936 году. Он прошел конкурс и был назначен заведующим отделением экспериментальной патологии и терапии психозов Московского городского научно-исследовательского невропсихиатрического института им. П.Б. Ганнушкина.

Время приезда Артура Кронфельда в Советский Союз совпало с началом Большого террора. Террор не обошел стороной эмигрантов из Германии. Их, изначально, зачислили в шпионы. И поступали соответственно. Тот же Эрик Штернберг в 1938 году был арестован. И свыше 15 лет провел в ГУЛАГе.

Артура Кронфельда миновала чаша сия. Приняли его радушно. Предоставили, несмотря на пресловутый «квартирный вопрос» хорошую квартиру. И Кронфельд смог разместить в ней, вывезенную из Швейцарии богатую библиотеку, мебель и коллекцию французской эротической бронзы.

9.

Научные изыскания Артура Кронфельда, впечатляют. В их числе, опубликованный в Советском Союзе, фундаментальный труд «Современные проблемы учения о шизофрении». Оценивая его, один из рецензентов, писал:

– Масштабность охвата, проницательная проблематизация ключевых вопросов, глубина обсуждения, ясность и четкость, привносимая в многочисленные запутанные споры и конструктивный дух решения этих проблем, делают их неувядаемой классикой.

10.

В 1939 году Артура Кронфельда пригласили в НКВД и предложили дать оценку руководителям третьего Рейха. Произвести психологический анализ, присущих им личностных особенностей и свойств характера.

Эти сведения, надо полагать, были нужны, то ли для каких-то оперативных разработок, то ли для углубленного изучения представителей высшего руководства Германии. Чтобы иметь общее представление о будущем противнике. И, при необходимости, руководствоваться им.

Полученные от Кронфельда сведения были засекречены. Их свели воедино и издали в виде предназначенной для служебного пользования брошюры в типографии ЦК РКП(б) в количестве 50 экземпляров. После начала войны с Германией, книга Кронфельда, озаглавленная «Дегенераты у власти» была издана большим тиражом. И стала доступна широкому кругу читателей.

Цензура основательно поработала над текстом. Заострила характеристики и политизировала их.

11.

Из всех вошедших в книгу персонажей, Артур Кронфельд лично контактировал только с Гитлером.

Встречался с ним в течение трёх дней во время проведения судебно-психиатрической экспертизы.

О выводах, к которым пришёл тогда Кронфельд, достоверных данных нет. Неясно, дошла ли оценка присущих Гитлеру личностных свойств, до судебных органов. Повлияла ли она на их решение. И, если повлияла, то как. Неизвестно, также, чем завершилась полемика между Абелем, обвинившим Гитлера в незаконном получении от Муссолини 10 миллионов лир и будущим канцлером. Скорее всего, ничем. Мнение Артура Кронфельда было обнародовано позднее. Оно, так или иначе, с учетом цензурных правок и дополнений, отражено в книжке «Дегенераты у власти».

Кронфельд констатировал:

– Гитлер среднего роста, узкие плечи, широкий зад, толстые ноги, тяжелая походка подчеркивает безобразное строение тела. Незначительный рот, небольшие мутные глаза, короткий череп, слишком большой подбородок подчеркивают известную дегенеративную примитивность... Он невероятно гримасничает, постоянно в каком-то беспокойном движении. У Гитлера бывают судорожные эпилептические припадки. Артур Кронфельд счел Гитлера ярко выраженным психопатом.

– Психопаты такого типа, – писал Кронфельд, – склонны время от времени впадать в депрессии, откуда они обычно выходят в состоянии совершенно не контролируемой агрессивности. Неконтролируемая агрессивность позволяет забыть о риске и броситься на гораздо более сильного противника, который часто бывает, не способен оказать адекватного сопротивления, находясь под воздействием мощного импульса энергии безумия. Ещё в книжке содержатся указания на гомосексуальные наклонности Гитлера.

12.

Что же касается Геринга и Геббельса, оценивая их свойства и качества, Кронфельд руководствовался не личными впечатлениями. В его распоряжении, судя по всему, были какие-то литературные источники.

Потом, ходившие в Германии пересуды. В том числе, анекдоты. И другие, альтернативные материалы.

– Первое, что бросается в глаза с Германом Герингом, – отмечал Артур Кронфельд, – уродливая, смешная фигура. Человек ниже среднего роста – он весит не менее 150 килограммов. Живот, таз, бедра, частично лицо покрыты слоями и буграми жира. Такой тип ожирения обусловлен не только алкоголем и морфием, которыми злоупотребляет Геринг. Это следствие врожденного недостатка желез так называемой внутренней секреции, который ведет часто к психической неполноценности человека. Герман Геринг в прошлом неоднократно помещался в психиатрические стационары.

Кронфельд сообщает:

– ...С 1924 по 1926 гг. он (Геринг – В.Д.) находился в следующих шведских психиатрических учреждениях: больницах Аспудена и Катарины в Стокгольме; дважды в клинике Лангбро и, наконец, в сумасшедшем доме Конрадсберг. Состояние острого возбуждения потребовало немедленной изоляции душевнобольного. Диагноз больницы в Лангбро гласит: «Исключительно опасный антисоциальный истерик».

На основании заключения врачей, – продолжал Кронфельд, – Геринг был признан неспособным воспитывать сына от первого брака. Он и по сей день остается алкоголиком и морфинистом. Это и было, вероятно, основной причиной его психического заболевания.

13.

С тех же клинических позиций, правда несколько в ином ключе, характеризуется Геббельс:

– Крохотный, чернявый человек. Внешне – обезьяна; гримасничает, кривляется… Дегенеративное, уродливое телосложение… Человечек с тонкими искривленными ногами и большой наследственно уродливой стопой… Геббельс всегда стремится развязать в человеке зверя. Он, несомненно, является интересным типом для психопатологов.

Французские клиницисты прошлого века, – сообщает Кронфельд, – описали некоторые патологические типы, стоящие в известном смысле близко к Геббельсу.

Речь идёт о «тщеславных и холодных эгоистах с повышенной ранимостью чувства собственной личности».

Однако, по мнению Кронфельда «имеется существенное различие между этими типами и Геббельсом».

В описанных французскими учеными случаях, речь идет об одержимых больных. Их поведение связано с бредовыми представлениями. С наличием каких-то убеждений. Убеждений патологического свойства. И тем, не менее.

У Геббельса же, по мнению Кронфельда, – несмотря на то, что основа характера у него такая же… нет одержимости, у него нет вообще никаких убеждений.

И гневно, впрочем, в полном соответствии с учением о вырождении, Кронфельд заключает:

– Выродок остается выродком.

14.

Ознакомившись с книгой Артура Кронфельда «Дегенераты у власти», шеф американской разведки Уильям Донован поручил известному психоаналитику профессору Лангеру произвести анализ личностей Гитлера и Сталина. Расширив тем самым, круг стоящих у власти дегенератов за счёт вождя всех народов.

Вывод профессора Лангера основывался на двух, безусловных, с его точки зрения, хотя и спорных, обстоятельствах. Наличия у того и другого навязчивых идей – у Гитлера о его мессианской роли; и у Сталина – о «коммунизме как светлом будущем всего человечества». Основываясь на этом, профессор Лангер счёл Гитлера психопатом, а Сталина параноиком.

15.

К дегенератам (от лат. degenerare – вырождаться, перерождаться) в психиатрии, в пору Артура Кронфельда, было принято причислять лиц с наследственно обусловленной дисгармонией личности. Ещё дегенератов делили на низших и высших. К низшим относили примитивных в интеллектуальном отношении, напрочь лишенных каких-либо способностей. У высших моральный ущерб мог сочетаться с одаренностью, иногда значительной, в одной или нескольких областях.

Термин устарел. Сейчас, в аналогичных случаях говорят о психопатах различного круга.

Артур Кронфельд, а, скорее, трудившиеся над текстом редактора и цензоры, усилили и без того нелицеприятные характеристики. В чем-то карикатуризировали их. Чтобы читатели ясно представили себе степень психической и физической ненормальности фашистского руководства.

И Гитлер, и Геринг, и Геббельс были отъявленными преступниками, законченными негодяями, но, отнюдь, не идиотами. Общеизвестно, что и среди гениев, было много лиц с дисгармонией психического склада личности. Попросту, психопатов. Судя по всему, эта же дисгармония присутствовала у Гитлера и его ближайшего окружения. Ну, а какие механизмы эта дисгармония приводит в действие? Высшие проявления человеческого духа? Или чудовищные всплески зла и насилия? С точки зрения психологии, вопрос частный.

Так повернулось колесо истории. Такова была потреба этого страшного времени.

16.

В 1941 году немецкие войска вплотную приблизились к Москве. Занятие столицы было, как представлялось многим, делом времени. В учреждениях самого разного толка жгли секретные документы. Минировались правительственные здания. Вывозилось всё что можно, включая тело вечно живого Ленина. Началась массовая эвакуация жителей.

В суете об Артуре Кронфельде забыли. Его не включили в эвакуационные списки. Не в силу предписания свыше, как утверждают некоторые. Не из-за каких-то внутриинститутских свар и склок. А по чьей-то халатности. И Кронфельд, несмотря на отчаянные попытки, не мог повлиять на ситуацию. Было не до него.

Ещё одна встреча со стоящими в Германии у власти дегенератами, не сулила Артуру Кронфельду ничего хорошего. И он сделал свой выбор. Принял трагическое, и, как ему казалось тогда, единственно возможное решение. 16 октября 1941 года Артур Кронфельд и его жена покончили жизнь самоубийством. По одной версии отравились газом. По другой – приняли смертельную дозу веронала (веронал сильно действующее снотворное – В.Д.). Круг замкнулся.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 8589




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer7/Domil1.php - to PDF file

Комментарии:

Маргулёв Игорь
Москва, Россия - at 2015-10-15 20:17:00 EDT
В конце июля 1941-го наша семья: я (10 лет), мама, бабушка и тётя выехали в эвакуацию в Куйбышев. Поезд ПАССАЖИРСКИЙ, вагон ОБЩИЙ. В пути заметил: взрослые дяди-тёти, сгрудившись и ухмыляясь, читают и передают другим тонкую книжонку. На долгой остановке все бросились на перрон за едой, оставив брошюрку на лавке. Я схватил и в нерабочем тамбуре вагона быстро прочитал, был книгочей! Запомнилось: название ДЕГЕНЕРАТЫ У ВЛАСТИ; автор - профессор; Гитлера видел лично, у него одно яичко; Геринг морфинист; у всех остальных тоже отклонения. Понял: книжку надо ЗАТЫРИТЬ! Но в пути - как, куда? Спрятал среди вещей и забыл. А когда вспомнил, не обнаружил. Ясное: бабушка нашла, показала маме, порвали. Прошли десятилетия. Автора я не помнил, только название. В библиотеке им. Ленина её не оказалось, и поиски прекратил. И снова прошли годы, пока сегодня не зашёл в Интернет. Спасибо публикаторам.
Маргулёв Игорь
Москва, Россия - at 2015-10-15 19:52:07 EDT
В конце июля 1941-го наша семья: я (10 лет), мама, бабушка и тётя выехали в эвакуацию в Куйбышев (Самару). Поезд ПАССАЖИРСКИЙ, вагон ОБЩИЙ. В пути заметил: взрослые дяди и тёти, сгрудившись и ухмыляясь, читают и передают другим тоненькую книжонку. На долгой остановке все бросились на перрон за съестными припасами, оставив брошюрку на лавке. Я схватил и в нерабочем тамбуре вагона наскоро прочитал (читал я хорошо!). Запомнилось: название ДЕГЕНЕРАТЫ У ВЛАСТИ; автор - профессор, лично видел Гитлера; у Гитлера одно яичко; Геринг морфинист; у всех остальных тоже отклонения. Понял: книжку надо ЗАТЫРИТЬ! Но в пути - как, куда? Спрятал среди вещей и забыл. А когда вспомнил, не обнаружил. Ясно: бабушка нашла, показала маме и порвала. Прошли десятилетия. Автора я не помнил, только название. В библиотеке им. Ленина её не оказалось, и поиски прекратил. И снова прошли годы, пока сегодня не зашёл в Интернет. Спасибо публикаторам.