©"Заметки по еврейской истории"
март  2011 года

Эдуард Бормашенко

Стыд, честь и совесть

 בס''ד

«Свершилось самое страшное из аутодафе

сожжение фиговых листков».

М. Алданов

При жизни моего поколения (я родился в 1962 году) мир изменился до неузнаваемости. Интернет, забравшись под черепную коробку и кожу нашего современника, произвел революцию, подобную, быть может, книгопечатанию. Мобильный телефон перевернул представление о связи, ее скорости и качестве. Неумение водить автомобиль резонно относят на счет сверхснобизма. Но нас, как и булгаковского Воланда, «не столько интересуют автобусы, телефоны, и прочая …– аппаратура». Нас, по старинке, занимают люди, изменились ли они за полвека внутренне?

Попытаемся дать ответ на этот важнейший вопрос без брюзжания и ворчливости, что непросто, ибо самый предмет нашего разыскания подталкивает именно к брюзжанию. Мы же будем по возможности беспристрастно размышлять, исходя из небесспорного, но разумного представления о том, что скелет человеческой личности на протяжении веков составляли стыд, честь и совесть.

Стыд

«Стыд определяют как своего рода страх

дурной славы, и он доходит почти до

такой силы, как страх перед ужасным…»

Аристотель, «Никомахова Этика».

Итак, по Аристотелю, стыд – страх дурной славы. Понятие стыда изменилось со времен Аристотеля, но социальный его характер – не изменился. Стыд – понятие коллективное, кооперативное (есть стыд перед самим собой, но это – совесть, о ней речь впереди). Стыдно, то, что принято считать постыдным в данном обществе. В Испании вéрхом непристойного полагался вид дамской щиколотки. Разумеется, кавалеры лезли из кожи вон, дабы увидать запретное. Уже Монтень осознавал социальный характер стыдливости.

И вот мне кажется, что именно представление о стыде оказалось порушенным в наибольшей степени. Вернемся к Аристотелю: стыд – страх дурной славы. Но дело, в том, что в век империи средств массовой информации – нет дурной славы. Всякая слава хороша – лишь бы писали. Скандал вокруг президента США, тискавшего под императорским столом Монику Левински, добавил очков обоим, и отнюдь не помешал Клинтону завершить каденцию.

Многое должно было измениться в представлении израильского общества о позорном, чтобы стали возможны излияния на митинге (!) матери четырех детей, в подробностях поведавшей, как именно ее употреблял полицейский генерал.

Непросто и сформулировать, что же в современном светском обществе считается постыдным. Никакое сексуальное извращение не срамно. И, более того, оно скорее придает своему носителю шарм и лоск. Это только допотопные, странные люди в лапсердаках и шляпах продолжают долдонить: «мерзость это перед Господом твоим».

Разумеется, религиозное население пытается хранить ветхозаветную стыдливость. Стыдливость и милосердие согласно традиции отличали учеников Авраама. И вот еще уместное изречение: «И сказал Раби Ханан, сын Рава: Каждый знает, зачем невеста входит в брачный покой. Но никто не говорит об этом пошлости (Ктубот, 8Б)». Так ли уж никто? Стыдливому человеку сегодня приходится туго, только уворачивайся и затыкай глаза и уши. Алданов еще перед Второй мировой войной заметил, что если вектор развития искусства не сменит направления, то похождения Леди Чаттерлей вскорости будут глядеться мемуарами тургеневской девушки. Как в воду глядел.

Да, планка стыдливости религиозного населения на фоне всеобщей распущенности удерживается достаточно высоко. Однако, представления о постыдном претерпели изменения и у верующих. Отнюдь, оказывается, не стыдно жить на счет общины. Не стыдно и сплавить престарелых родителей в дом престарелых. Двадцать лет назад, признаваясь в том, что родители пребывают в богадельне, даже не слишком нравственный человек сгорал со стыда. Вчерашнее «постыдное» – сегодня общепринятое. Милосердие охотно перепихивается на социальные структуры, теряя свое содержание, какое уж сердце у государственного учреждения? Светское и религиозное население равно охотно прибегают к помощи богоугодных заведений, но ведь от верующих ждешь большего.

Аристотель полагал стыд столь же сильным чувством, как и страх перед ужасным. Стыд действительно сродни страху, а современному человеку очень хочется избавиться от страха, вместе с прочими видами страха, за борт оказался вышвырнут и стыд. Напомним лишь о том, что именно стыд решительно выделяет человека из животного царства, животные, в самом деле, прекрасно без него обходятся.

Честь

Честь – исключительно корпоративна. Нет чести «вообще», но есть честь офицерская, родовая, сословная. Офицеру во все времена было прекрасно известно, какие вещи совместимы с мундиром, а какие – нет. Причем, почти всегда неписанный кодекс чести обязывал сильнее писанного. Честь и стыд – родственники. Перечтем сцену прощания старика Болконского с сыном: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно». Семейство Болконских – воплощенная честь, бесчестное поведение – постыдно.

«Осрамить» и «обесчестить» – глаголы достаточно близкие. Близкие, но не тождественные. Честь все же генетически связана с почестями и славой, не в последнюю очередь военной. Современная война ни для славы, ни для чести большого простора не оставляет, в ней не до кавалерийских атак. Впрочем, и былая офицерская честь – загадочная штука.

Старику Болконскому вряд ли было бы стыдно, если бы он узнал, что его сын перепортил дюжину деревенских девок. И Вронскому было прекрасно известно, что долг долгу – рознь, карточный долг священен, а долг портному может и подождать. Русская литература хорошо подкопала под сословную честь, справедливо полагая, что грань между честью и спесью весьма условна. Но русским классикам и в голову не приходило, что представление о чести, исчезнет, как таковое. Чехов был начисто лишен чванства, но на упрек В.М. Лаврова в беспринципности, Чехов пишет резкое письмо с разрывом «даже обыкновенного шапочного знакомства». Сегодня, кажется, и повод для решительного разрыва знакомства придумать невозможно.

Начиная с Французской Революции, сословным перегородкам приходится все более и более худо. К началу XXI века снос кастовых переборок, кажется, завершен вполне. Нет ни сословий, ни мундиров. Пришел конец и чести. Впрочем, нет, налицо – черно-белый религиозный мундир. И людям, носящим его известно, какие вещи совместимы с этим мундиром, а какие – нет. Другое дело, что не все и не всегда ведут себя «в кодексе», но, на то его носители и живые люди. Однако же и светскому населению, глядящему на черно-белую униформу вопреки политкорректности с отвращением, тоже отлично известно, к чему этот кодекс обязывает. И человек светский требовательно ждет от хозяина мундира адекватного поведения.

Есть еще одна область человеческого духа, в которой честь, несмотря на все усилия левого кампусного истэблишмента пока выжила, эта область – наука. Грандиозные успехи науки во многом обусловлены пронизывающем ее духом корпоративной чести. Не только фальсифицировать результаты, но и переливать в статьях из пустого в порожнее – бесчестно, постыдно. Срамно быть профессором, ничего в науке не сделав. Научная этика поддерживается суровым судом научного реферирования и рецензирования (весьма сходным с офицерским судом чести). Суд ученого сообщества, беспощадный к фальсификаторам и презирающий бездарей – эффективен. Все-таки количество заведомых жуликов в науке невелико.

Под корпоративную научную честь небезуспешно роет подкоп политкорректная шушера. В самом деле, где же будет печататься несчастный палестинский (суданский, гаитянский…) ученый, если отвратительные научные сатрапы-рецензенты стоят на страже научных журналов, и не пропускают вдохновенные бредни представителей слаборазвитых народов на свои страницы? И учреждаются бесчисленные, засоряющие информационное пространство «open access» журналы, в которых можно печатать любую чушь.

Представление о чести, неотделимо от представления о высоких образцах, достойных подражания, образцах отмеченных печатью подлинности, истины. Обратим внимание на то, что «честный» и «приверженный истине» – синонимы. Но, если арифметика Маори столь же ценна, как и геометрия Лобачевского, а «Времена Года» не имеют преимуществ по сравнению с тамтамом, в чем нас пытаются убедить адепты политкорректности, то нет места ни высоким образцам, ни Истине. Умертвив окончательно честь, мы подпишем приговор и Истине. Сегодня проверка достоверности научных результатов зачастую затруднительна, и я должен поверить «на честное слово», что коллега на самом деле измерил или просчитал публикуемый им результат. Декарт как-то обучал туповатого дворянского отпрыска геометрии, и никак не мог вдолбить ему одну из теорем равенства треугольников. В конце концов, недоросль взмолился: «Господин учитель, Вы – дворянин, и я дворянин. Не мучьте меня, дайте мне честное дворянское слово, что эти треугольники равны, и я Вам тут же поверю». Так вот, нам часто приходится верить на честное ученое слово, что результат, в самом деле, получен. И ни на чем кроме корпоративной научной чести это доверие основано быть не может.

Совесть

В сравнении со стыдом и честью совесть кажется наименее пострадавшей. Для этого есть веские основания: совесть – индивидуальна. Современное либеральное общество, пестуя индивидуализм, закономерно обращается к совести, способности человека к внутренней самооценке. Русское слово «совесть» – калька с греческого «conscientia». Но вот интересный вопрос, а была ли известна древним грекам совесть в современном ее значении? Именно так формулирует вопрос выдающийся знаток античности В.Н. Ярхо: «была ли у древних греков совесть». И определенно отвечает на этот вопрос – нет. «Совесть … предполагает самооценку героя, не зависящую от осведомленности окружающих о его поступке»… Греки же судили себя «не по внутренним стимулам, а по объективному результату (Федра, Геракл)», либо, стремясь «избежать всякой ответственности – и перед коллективом и перед собой (Орест, Гермиона). Совесть, и в том и в другом случае оказывается ненужной – как самим героям древнегреческой трагедии, так и ее создателям» (В.Н. Ярхо).

Мы очень плохо себе представляем обыденную жестокость античности. Читая Светония, можно составить себе некоторое представление о повседневном зверстве, царившем в Риме. При этом и греки и римляне напряженно размышляли на нравственные темы. Платон, Аристотель, стоики оставили по себе тщательно разработанные этические системы, так или иначе, разумно обосновывавшие мораль. Крах античной культуры был связан именно с невозможностью разумного обоснования нравственности. «Конечно, по привычным для нас критериям, Калигулу или Нерона следовало бы считать нравственными уродами. Однако возможны иные критерии, по которым их поведение может оцениваться очень высоко, – таким критерием мог бы быть, например, образец стоического мудреца, который, как повествует Диоген Лаэртский, был настолько свободен, что не считался ни с какими законами, а при случае мог съесть и человеческое мясо… В пределах рационально обосновываемой морали невозможно обозначить рамки, которые могли бы препятствовать тому, чтобы сексуальные наслаждения переходили в кровосмесительную связь, практическая целесообразность – в повседневные убийства (А.А. Гусейнов, «Мораль и Разум»).

В пределах рационально обосновываемой морали нет места и феномену совести. Совесть замкнута на представление о грехе, а в рационально обосновываемой морали нет грехов, но есть нежелательные поступки. А с чьей точки зрения нежелательные? Перечитайте замечательный роман Жаботинского «Пятеро». Один из его героев спит одновременно с матерью и ее дочерью. И ежели предположить, что никому от этого вреда нет, а одно удовольствие, то затруднительно разумно объяснить, отчего это нельзя? Применение современных противозачаточных средств еще более упрощает ситуацию, предупреждая возможные нежелательные последствия подобной жизни втроем. Герой этой истории резонно спрашивает: «почему нельзя?» Если все это не грех – то очень даже можно. Нам вновь приходится возвращаться к замшелой, но неотменимой формуле: «Мерзость – это перед Господом твоим».

Совесть неотделима от представления о неподкупном взгляде, пронизывающем человеческую душу до дна. Внутренняя самооценка, болезненная и мучительная (морально здоровый человек должен иметь больную совесть) доставляемая этим взглядом, покоится на представлении о грешном и недостойном. Если связать ощущение греха с неврозом, как нам предлагают психологи, то от совести не останется и следа.

«Для того чтобы поставить заслон губительному гедонизму и надежно гарантировать моральную добродетель, надо было изыскать для нее иные, более прочные и незыблемые основы, чем те, которые предлагал познающий разум. Античность нашла их в религии маленького восточного народа, затерявшегося во владениях великой империи» (А.А. Гусейнов, «Мораль и Разум»). Афины пришли на поклон к Иерусалиму. Вот, что любопытно: совесть – еврейское изобретение, но для нее не нашлось в иврите Танаха подходящего слова «Мацпун», обозначающий совесть в современном иврите, – новейшего происхождения. В Псалмах и Талмуде, однако, упоминаются «мучения почек» в смысле адекватном нашему пониманию совести. Таким образом, местоположение совести в человеческом организме – почки. В самом деле, ведь именно почки, а не сердце, отделяют дурное от хорошего.

***

Мне неизвестно, что сегодня может поставить заслон гедонизму, но расцвет радикальной религиозности, закономерно устрашающий либеральный бомонд, связан в первую очередь с ощущением «так жить нельзя». Нельзя жить без чести, стыда и совести. Сегодняшнее процветание Запада всего более напоминает полвека, предшествовавшие Первой мировой войне. Тогда тоже телеграф, телефон, электричество, железные дороги и «прочая аппаратура» изменили оболочку жизни человеческой жизни до неузнаваемости. Дело оставалось за малым, следовало изменить душу, просветить народ. И народы, у которых отняли мелочи: Бога, стыд, честь, совесть, выдав взамен таблицу умножения, оказались способны на многое.

Столь многое, что между 1914 и 1945 годами недосчитались сотни миллионов жизней. Элите стало ясно, что одной таблицей умножения не обойтись, надо добавить в народную корзину вполне по-римски сладкие булочки, развлечения и эротический рай. Не хочется каркать, но сладких булочек на всех может и не хватить. Глядя на современную западную цивилизацию, невольно задаешься вопросом: а чем все это еще держится? Интеллектуальные гуру демонтировали уже все святыни, попадавшие в их поле зрения. Один из возможных ответов таков: инертностью народных масс, по косной привычке сохранивших некоторые фундаментальные представления о жизни и фундаментальные же запреты. О массе по справедливости сказано много скверного. Но упорное, тупое нежелание пересматривать взгляды на то, что такое «хорошо», и что такое «плохо», в ситуации, когда сами эти слова утратили смысл, оказывается спасительным.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 3265




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer3/Bormashenko1.php - to PDF file

Комментарии:

Прохожий
- at 2011-03-23 08:38:25 EDT
Е. Майбурд
- Tuesday, March 22, 2011 at 15:20:03 (EDT)
"Ранее ученый Ричард Гросс из Лаборатории реактивного движения НАСА, расположенной в Пасадине (штат Калифорния) сообщил, что землетрясение в Японии привело к смещению собственной оси Земли, вокруг которой планета сбалансирована по массе, на 17 см и к сокращению продолжительности земных суток на 1,8 микросекунды."
0000000000000000000000000000000000000000000000
А вы, дорогой Эдуард, говорите, нет шарлатанов в физике.
Я чуть со стула не упал, когда увидел это сообщение в ТВ новостях.
Про длительность суток, правда, там не было. Зато было еще: остров Хоккайдо сдвинулся на столько-то инчей.
Еще не 1 апреля, а дураки уже повылазили.

WWWWWWWWWWWWWWWWWWWWW

Это человеческое свойство имеет совершенно определённое именование: воинственное невежество. Единым махом всех побивахом: Вегенера с его давно подтверждённой теорией расхождения материков, объяснение смещения магнитных полюсов Земли, научное объяснение землетрясений и вулканической деятельности, последствий оных, теорий возникновения рудных залежей, главное же для нас - похеренное наблюдение за расползанием разлома земной коры по линии Кинерет-Акаба... Таков накал самодовольного невежества.
Для Израиля опасность из вышесказанного очевидна. И невежественный скепсис в этих неуместен.

Е. Майбурд
- at 2011-03-22 15:20:03 EDT
"Ранее ученый Ричард Гросс из Лаборатории реактивного движения НАСА, расположенной в Пасадине (штат Калифорния) сообщил, что землетрясение в Японии привело к смещению собственной оси Земли, вокруг которой планета сбалансирована по массе, на 17 см и к сокращению продолжительности земных суток на 1,8 микросекунды."
0000000000000000000000000000000000000000000000
А вы, дорогой Эдуард, говорите, нет шарлатанов в физике.
Я чуть со стула не упал, когда увидел это сообщение в ТВ новостях.
Про длительность суток, правда, там не было. Зато было еще: остров Хоккайдо сдвинулся на столько-то инчей.
Еще не 1 апреля, а дураки уже повылазили.

Буквоед (размышлизм)
- at 2011-03-16 08:28:21 EDT
С другой стороны, "кому какое что"? Моральный облик Клинтона, мягко скажем, "внушаить", но он был далеко не первым. А вот миллионы рабочих мест, профицит бюджета, конец "королев велфера" (даже Рейган не сумел этого сделать), - это то, о чем ностальгически вздыхают многие, включая тех, кто голосовал за "вновь рожденного христианина" Буша. К сожалению, хороший, высокоморальный человек не профессия, и наоборот.
Aschkusa
- at 2011-03-15 18:56:43 EDT
Добротная интеллектуальная статья, ставящая вопросы о соотношении морали и этики, но не дающая ответа. Инна Беленькая затронула в своём комментарии интересный вопрос о роли зоологии в человеческих отношениях.
По-видимому, это те самые ситуации когда мышление отключается, а ситуция обладания властью делает особь очень сексуальной. В своё время антропологи и психологи проверили такое положение в эксперименте. Они укрепили на голове одной из подопытных обезьян шлем от мотоцикла, что сразу же изменило положение этой обезьяны в стае: особь со шлемом стала вожаком и объектом поклонения. После того как шлем сняли, всё вернулось на круги своя.
Экс-президент Клинтон запихивал под стол в Оральном оффисе не одну Монику Левински. Там оказалось достаточно много женщин, потрясённых вниманием Президента США и заработавших на этом позже хорошие деньги угрозами оглашения подробностей и возбуждения исков.
Самым интересным является то обстоятельство как верующий христианин Клинтон, не пропускавший воскресной службы, выкрутился из этой ситуации. Он объявил оральный секс не половым сношением, а просто эротической игрой. Комиссия и пресса США переняли эту интерпретацию, а у американских подростков резко подскочила статистика венерических аффектов и заболеваний ротовой полости.
Биби не занимался подобной ерундой, а делал по-наcтоящему, - у Кацава в свою очередь не хватило критики посмотреть на себя в зеркало. С другой стороны, если раньше такие скандалы и скандальчики были в Израиле рутиной, то события последних лет всё-таки говорят об изменении положения женщины в израильском обществе в сторону эманципации последних.

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-03-15 06:53:58 EDT
Бормашенко - Е. Майбурду,
Уважаемый Евгений, в отношении общественных (и примыкающих к ним) наук, Вы, разумеется, правы - они насквозь политизированы. Но это и понятно. В точных науках - критерии пока не сбиты. Если я напишу вздорную статью, коллеги-рецензенты надают мне по ушам (во многом именно непорушенность критериев побуждает меня заниматься физикой). Скандал вокруг климатологии, все же, - исключение из правила. К тому же в климатологии немало шаманства, и слишком уж близко она расположилась вокруг больших денег.
Ваш,
Бормашенко

V-A
- at 2011-03-12 21:35:43 EDT
Б.Тененбаум-V-A
Номер один лучше, да ?


Мне теперь больше нравится второй. А по молодости вообще третьим увлекался.

Е. Майбурд
- at 2011-03-12 21:11:50 EDT
"Есть еще одна область человеческого духа, в которой честь, несмотря на все усилия левого кампусного истэблишмента пока выжила, эта область – наука. Грандиозные успехи науки во многом обусловлены пронизывающем ее духом корпоративной чести. Не только фальсифицировать результаты, но и переливать в статьях из пустого в порожнее – бесчестно, постыдно. Срамно быть профессором, ничего в науке не сделав. Научная этика поддерживается суровым судом научного реферирования и рецензирования (весьма сходным с офицерским судом чести). Суд ученого сообщества, беспощадный к фальсификаторам и презирающий бездарей – эффективен. Все-таки количество заведомых жуликов в науке невелико."
00000000000000000000000000000000000000000000
Увы, и это в прошлом. Вспомним недавний скандал с унивеситетом East Anglia, где сознательно подделывались данные о глобальном потеплении, - климатология, биофизика, физ. география... так?
Резко политизирована (левыми) экономическая наука. До того, что некий нобелиат может себе позволить игнорировать статистические данные о том, как снижение налогов при Рейгане обернулось увеличением налоговых сборов. Лишь бы отстоять утверждение левых политиков (ничем не подкрепленное научно и не раз опровергнутое на практике) о том, что правильным лекарством при депрессии является повышение налогов. А другой левый нобелиат-публицист по совместительству - проявляет чудеса неосведомленности в истории экономической науки - чтобы обосновать свои нелепости.
Как ни странно это прозвучит, есть вещи и похуже, например современная "бихевиориальная экономика" и даже "нейроэкономика". Конечно я говорю не о названиях, а о парадигмах.

Нациоалкосмополит
Израиль - at 2011-03-12 08:04:20 EDT
Кстати о совести.
60 – 70 лет тому назад на среднюю американскую семью из пяти человек приходилось 42 рабочих часа в неделю и она жила на уровне америкаских стандартов того времени.
Сегодня на среднюю американскую семью уже из трех человек приходится 80 рабочих часов в неделю, и она продолжает жить на уровне теперешних американских стандартов.
Возникает вопрос, кто при сумасшедшем росте производительности и эффективности человеческого труда за эти 60 – 70 лет украл минимум 2/3 реальной стоймости часа этого труда!?

Реально же было украдено за эти 70 лет 90% - 95% часа стоймости человеческого труда среднего гражданина любой высокоразвитой страны.

Когда я борюсь что бы каждый человек работал не более 8часов в день, 26 недель в год и 1248 часов в год для соблюдения 26 недель творческого отпуска каждому человеку мне возражают, что от дефицита рабочих часов возникнет катастрофа!

Но это же бред, ибо у человека украли 90% цены его рабочего часа за эти 70 лет!
Верните украденное – мерзавцы, в форме соблюдения Новой Субботы Симметрии Недель Труда и Свободы каждого человека!

Манасе
Германия - at 2011-03-12 06:46:47 EDT
Инне Беленькой: всвязи с рогатостью моисея! читал на днях религию кельтов ( друиды ) так вот у них целая династия рогатых богов, нафталинов. Я надеюсь вы ведь и впрям не думаете что вам дали истину а другим народам нет, всем дали одинаково мало, но в торе дали немного по другому вместо богов племена или в Евангелиях Апостолы в Коране ту-же функцыю выполняют жёны Мохамеда. У других народов тридцать три милионов богов а у нас Ешуа жыл тридцать три года нам достаточно, и кем он стал? тото и оно. НО сначала он стал любим богом ИЗРАИЛЬТЯНИНОМ ИЛИ ХРИСТИАНИНОМ дай Бог и нам также
Беленькая Инна-Бормашенко
Хайфа, Израиль - at 2011-03-12 05:10:03 EDT
"O tempora! o mores!" Это слова я бы отнесла к Вашей последней статье "Стыд, честь и совесть". Все, что Вы пишете, очень интересно. Но я хочу вернуться к статьям об иврите, о которых Вы упоминали в своем отзыве на мою статью. Для меня они не просто "любопытны", но напрямую соотносятся с тем, о чем я пыталась сказать, хотя и с оглядкой по своей "совковой" привычке. Вас поразило, что в танахическом иврите нет абстрактных понятий, но их там и не могло быть, потому что иврит отражает совсем иной способ мышления или познания природы и материального мира вещей, который противостоит рационалистическому научно-логическому мышлению.Сейчас, когда говорят, что научная рациональность разрушает единство природы, и ученые ищут альтернативы - пришел,наконец, черед дологического мышления и время вспомнить Леви-Брюля,который писал о метафизической природе этого мышления и мистической сопричастности предметов и явлений, лежащей в основе гармонии человека(Микрокосма) и Вселенной (Макрокосма). Что касается линейного развития мышления: ребенок- этап взросления с его мышлением в абстракциях- мышление в старости (пример с графиней Ростовой), то с этим я не могу согласиться. Мышление ребенка характеризуют качественные , а не количественные отличия от мышления взрослого. Согласно старым авторам, детское мышление содержит в себе зачатки настоящего философского мышления, и всякое дитя - метафизик. Детское мышление - это аналогия тому, как думали наши предки. Нельзя отказать Толстому в наблюдательности, но в описании графини Ростовой видны проявления необратимого сенильно-атрофического процесса, который он гениально подсмотрел, но был далек от того, чтобы его диагносцировать. И линейного развитии мышления здесь я бы не видела. И последнее - "Язык и время". Удивительны Ваши прозрения о том, что "временные, пространственные и причинные зацепления событий в танахических текстах имеют собственную структуру". В самом деле непрерывность, последовательный ход событий, относительное положение двух событий во времени - все это не интересовало древнего человека. У него было свое представление о времени, в котором главным было значение и важность, которые придавались тому или иному событию . Видимо, это безразличие к прагматической связи фактов и к хронологии событий в целом, отличающее мышление лревнего человека, имел в виду Ф.Бэкон, когда писал, что "Священная история обладает прерогативой рассказывать о фактах как до того, как они произошли, так и после того".
Б.Тененбаум-V-A
- at 2011-03-11 16:40:59 EDT
честь женщины для настоящего мужика должна быть стократ, etc - есть простой выбор:
1. Дать ложную клятву в суде в надежде, что не поймают.
2. Отказаться отвечать на вопросы личного характера.

Номер один лучше, да ?

V-A
- at 2011-03-11 14:53:16 EDT
Клинтон, конечно, мерзавец (а его жена - аморальная и беспринципная шикса). Однако тот его поступок я полностью разделяю - честь женщины для настоящего мужика должна быть стократ выше всех судов и конституций вместе взятых.
Б.Тененбаум-V-A
- at 2011-03-11 12:47:44 EDT
А мне кажется не дело ни народа, ни законодателей лезть в постель ккомубытонибыло, даже к Президенту.

Дело не в интрижке - измена жене/мужу касается только данной супружеской пары. А вот ложная клятва в суде под присягой, которую дал человек, по Конституции обязанный ее защищать, говорит о том, что у него нет ни стыда, ни совести, ни чести. И часть этого печального заключения относится и к нам, избирателям, потому что мы не вышибли этого мерзавца из Белого Дома.

V-A
- at 2011-03-11 12:39:56 EDT
А мне кажется не дело ни народа, ни законодателей лезть в постель ккомубытонибыло, даже к Президенту.
Б.Тененбаум
- at 2011-03-11 12:23:57 EDT
у народа страны-лидера свободного мира "радикально переменилось отношение к постыдному".

Я помню всю эту историю с Клинтоном. К сожалению, мои собственные тогдашние впечатления полностью соответствуют тезису автора. Действующий в то время глава исполнительной власти был уличен в даче ложных показаний под присягой. По моим представлениям, он должен был вылететь из своего кресла, автоматически и с большой скоростью - и, собственно, Конгресс после долгого разбирательства так и решил. Его спасли сенаторы-демократы - и избиратели их не наказали. Народ США меняется - раньше это было бы невозможно.

Ontario14
- at 2011-03-11 10:41:28 EDT
Это не мелочь, а главный довод автора, индикатор, по его же словам. По смыслу, здесь речь идет о потрясении, испытанным автором, когда он узнал об "омерзительном" факте переизбрания (более омерзительном, чем сам скандал), ибо свидетельствовал о том, что у народа страны-лидера свободного мира "радикально переменилось отношение к постыдному".
*********

ОК, ОК...
Эдуард Бормашенко может заменить Клинтона на Биби Нетанияу - тот, будучи в оппозиции, признался (в специально заказанном для этого случая прямом эфире) в том, что изменял своей жене Саре.
После этого - дважды избирался премьером.

Ontario14
- at 2011-03-11 10:21:35 EDT
Тульвит
- Friday, March 11, 2011 at 10:13:26 (EST)

Тем более, что в пропагандируемые "представления о грешном" вписывается, к примеру, такое отношение к женщине (вплоть до убийства за измену), с которым все же трудно согласиться, даже в нынешнем, не столь экстремальном, виде, практикуемом нашими ортодоксами.

********

Проблемы и с прозой тоже ? :-)

Тульвит
- at 2011-03-11 10:16:33 EDT
ошибка - "оставшуюся"
Тульвит
- at 2011-03-11 10:13:25 EDT
Б.Тененбаум-Э.Бормашенко
- at 2011-03-10 18:51:01 EDT
То, что Клинтона никуда не переизбирали, а просто он счастливо для себя избег импичмента - это мелочи. Можно и ошибиться, глядя на такие вещи через океан.

--------------------------
Это не мелочь, а главный довод автора, индикатор, по его же словам. По смыслу, здесь речь идет о потрясении, испытанным автором, когда он узнал об "омерзительном" факте переизбрания (более омерзительном, чем сам скандал), ибо свидетельствовал о том, что у народа страны-лидера свободного мира "радикально переменилось отношение к постыдному".
Такое потрясение принято испытывать в момент, когда узнают о самом событии. Но автор, видимо, следует совету Жванецкого - "давайте переживать неприятности в порядке их поступления". У него очередь переживать потрясение от омерзительного факта наступила только сейчас. Неудивительно, что сам факт при этом подзабылся.

Автор пишет: "Внутренняя самооценка, болезненная и мучительная (морально здоровый человек должен иметь больную совесть) доставляемая этим взглядом, покоится на представлении о грешном и недостойном...Совесть замкнута на представление о грехе, а в рационально обосновываемой морали нет грехов, но есть нежелательные поступки. А с чьей точки зрения нежелательные?"

Ну, положим, за отдельные "нежелательные поступки" можно всю оставшиюся жизнь видеть небо в крупную клетку и иметь много времени для размышлений на тему, "с чьей точки зрения нежелательные" и не слишком ли полагался мыслитель на "представление о грешном", вместо того, чтобы поинтересоваться "рационально обосновываемой моралью".
Тем более, что в пропагандируемые "представления о грешном" вписывается, к примеру, такое отношение к женщине (вплоть до убийства за измену), с которым все же трудно согласиться, даже в нынешнем, не столь экстремальном, виде, практикуемом нашими ортодоксами.

Редактор
- at 2011-03-11 07:35:27 EDT
Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-03-11 05:38:44 EDT
Erratum: Я признаю свою ошибку. Приношу свои извинения за неточность в тексте, в отношении перeизбрания Клинтона. Текст будет отредактирован.


Изменения по просьбе автора внесены в текст статьи.
Удачи!

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-03-11 05:38:44 EDT
Erratum: Я признаю свою ошибку. Приношу свои извинения за неточность в тексте, в отношении перeизбрания Клинтона. Текст будет отредактирован.
Б.Тененбаум-Э.Бормашенко
- at 2011-03-10 18:51:01 EDT
Глубокоуважаемый коллега, вы задали мне нелегкую задачу. По существу дела возразить вам я не могу. Но дьявол в деталях, и проблема для меня в примерах, которые вы приводите. То, что Клинтона никуда не переизбирали, а просто он счастливо для себя избег импичмента - это мелочи. Можно и ошибиться, глядя на такие вещи через океан. Но вот пример с годами перед Первой Мировой можно толковать и в смысле, обратном приведеннымy вами: годы гедонизма вдруг вызвали вспышку яростного патриотизма. Французы, немцы и англичане убивали друг друга миллионами именно в парокcизме высокогo морального порыва - "... сладко и почетно умереть за отчизну ...", и так далее, по римскому канону. К тому же, такие вещи изрядно отличаются от страны к стране - в Скандинавии (или даже в США) подход к коррупции сильно отличается от итальянского, например. Берлускони в Германии не потерпели бы. В Израиле, на взгляд со стороны, ко многим вещам относятся куда терпимей, чем в Америке - и однако общество не рушится, и готово себя защищать.
В заключение - позвольте поблагодарить вас за прекрасно написанную статью.

Тульвит
- at 2011-03-10 18:19:26 EDT
Скандал вокруг президента США, тискавшего под императорским столом Монику Левински, добавил очков обоим, и отнюдь не помешал Клинтону переизбраться на следующий срок. Не сам омерзительный скандал, а именно факт переизбрания Клинтона, послужил индикатором, того в США радикально переменилось отношение к постыдному.
---------
Скорее, этот якобы факт служит индикатором того, что автор, пишущий о понятии "совесть", не имеет понятия о добросовестности.

Bush Wipes Hand on Clinton´s Shoulder
- at 2011-03-10 17:13:15 EDT
Буш использовал рубашку Клинтона как полотенце после того, как поздоровался с негромчёрным.

%http://vcooking.livejournal.com/2010/03/25/%
V-A News

Тульвит
- at 2011-03-10 16:54:46 EDT
1) Я не уверен, что Клинтона переизбирали куда-то после Левински(?)
--------------------

Не верить автору? Сомневаться в его добросовестности? Совесть у Вас есть? Или хотя бы стыд?

Элиэзер М. Рабинович
- at 2011-03-10 16:34:20 EDT
Горькая и правильная статья, хотелось бы возразить, а нечего - автор прав, и прав в том, что резня 1914-1945 гг. (кстати, интересное нововведение - объединение этих периодов в один) была именно результатом потери всех компонентов морали. Вот так и сильнейшая европейская культура - немецкая - оказалась способной к неслыханному преступлению, на которое не решались ни Фердинанд с Изабеллой, ни Торквемада.

Любопытный пример. Английский джентельмен из прекрасной семьи в начале 20-го века возвращается с Ближнего Востока.
Он знакомится с замечательной девушкой из подобной семьи, и все идет к счастливому браку. Но - разносится слух: молодой человек не очень хорошо вёл себя на Востоке. Оказывается, он перешел в Ислам - но не это непоправимо губит его репутацию, а то, что он перешел в Ислам под дулом пистолета. Он разбит, уезжает обратно и вскоре погибает на Востоке, а большой писатель Голсуорси пишет об этом роман "Конец главы".

Но вот где-то в 70-х годах в британской прессе появилась фотография четырех улыбающихся молодых британских бизнессменов, которые в Уганде в паланкине несут Иди Амина. Теперь - никакого позора, ведь их дела только пойдут лучше, и нет великого писаеля, чтобы описать несуществующую "трагедию" чести и совести.

Маленькое замечание о повести Жаботинского. Адвокат, который это рассказывает автору, ситуацию резко осуждает. Он полагает, что должны быть табу, в отношении которых вопрос "А почему нельзя?" просто не может ставиться, ибо сам этот вопрос разрушителен для общества.

Ontario14
- at 2011-03-10 16:07:41 EDT
Редкое сочетание - красивое лаконичное изложение правильных мыслей :-)
Только два комментария:

1) Я не уверен, что Клинтона переизбирали куда-то после Левински(?)
2) Слово "мацпун" встречается у пророка Овадии(1:6) - в смысле "клад";
У Шмуэля I (24:5) есть "больно стало сердцу Давида..." (וַיַּךְ לֵב דָּוִד)