©"Заметки по еврейской истории"
ноябрь-декабрь 2015 года

Леонид Гиршович

Война, которой нет альтернативы


     Инстинкт нравственного самосохранения, которым обладает европеец, есть следствие его нечистой совести: не будем вспоминать прошлое, достаточно того, что и сегодня свое благополучие Запад хранит за семью замками. Недаром все антибуржуазное на поверку всегда такое буржуазное. По этой же причине идеализм и цинизм в современном обществе тождественны друг другу: можно выступать в амплуа идеалиста и циника одновременно, не опасаясь всерьез оскорбить щепетильную европейскую нравственность.

I

      Допустим, что мое еврейство побуждает меня держать сторону Израиля, и моя задача – сеять сомнение в справедливости ближневосточных стереотипов. Спрашивается, с чего начать? Пожалуй, что с тактической хитрости: да, готов признать правоту сказавшего: «Израиль – это страшно: идея избранного народа, обретшая структуру государства, – чем не формула нацизма, кстати. Позволить создать государство людям, объединенным не этнически, не культурно, а лишь манией своей избранности – это было в свое время безумием. Евреям противопоказано свое государство...» (Слова одного из моих героев – Л.Г.) Однако условием столь неожиданного признания в устах израильского пропагандиста должно быть непременное согласие с этим моего европейского оппонента. А такого никогда не случится, уже хотя бы потому, что отрицание легитимности одной из сторон в мирных переговорах равнозначно отказу от них и, следовательно, продолжению кровопролития. Да и вообще отрицать легитимность еврейского государства добропорядочный европейский буржуа не станет – в силу того же инстинкта нравственного самосохранения. Для него право Израиля на существование – аксиома. И, кстати сказать, только на этом основании написанное ниже имеет какой-то смысл. В отличие от моего оппонента,  я не убежден – и никогда не был убежден – в том, что «мединат Исраэль» не очередной лжемессия, на сей раз в обличии государства. Ведь не будь этой невозможной, не поддающейся осмыслению шестимиллионной гекатомбы, сионистский анклав в Палестине так бы анклавом и остался. Государство как сгусток ужаса шести миллионов казнимых – ничего хорошего от такого государства ждать не приходится.

 II

      Я продолжаю усыплять бдительность моего оппонента, еще больше распаляясь в роли «адвоката дьявола». Нет, пусть не думают, что мой еврейский сентимент меня ослепляет. Касаясь взаимоотношений с палестинскими арабами, я многое могу поставить в вину еврейскому государству – именно еврейскому, я это подчеркиваю ради смысловой ясности: Израиль продолжает быть частью еврейского мира и, вопреки ожиданиям, чем дальше, тем больше – очевидно, по мере растущих экзистенциальных проблем. Итак, в чем же евреи провинились перед своими арабскими согражданами? Ввиду особенностей еврейского менталитета начисто игнорировались особенности менталитета арабского. Местечко, гетто, привычка к бесправию и унизительные способы его преодоления – все это выработало тот особый еврейский практицизм, в котором нет места для множества человеческих добродетелей, как в кавычках, так и без. Легко себе представить, что сказал бы какой-нибудь Тевье-молочник о человеке, который, будучи оскорблен, живет лишь мыслью о мести. «Мне б его заботы», – сказал бы он. «Тебе это нужно, как еврею сабля», – говорят поляки про абсолютно ненужную вещь. И еврей соглашается. Презрение в ответ на презрение. Сабля ему ни к чему, это точно, ему при случае может понадобиться автомат, а еще лучше вертолет, оснащенный ракетами. Неспособность принимать всерьез чужие правила игры порождает пресловутое еврейское высокомерие в куда большей степени, чем претензия на богоизбранность, обычная для любой конфессии. К оказанию почестей, знаков уважения или напротив, к  оскорблениям Тевье совершенно равнодушен. Как мы помним из  Шолом-Алейхема, у него пять дочерей – это для него всё, это для него важней, чем он сам. И когда одна из этих дочерей, Голда Меир, говорит: «Мир не наступит, пока арабы не будут любить своих детей сильнее, чем ненавидят нас», – то далеко не все человечество готово разразиться аплодисментами. На весах многих культур, величайших мировых культур, неотмщенный позор, и в особенности позор поражения, перевешивает чадолюбие. Вообразим себе, что испытывает почтенный арабский отец семейства, когда прилюдно девчонка в мини-юбке, с кобурою на бедре проверяет у него документы – вероятно, Тевье только бы пожал на это плечами.

     Коробит та легкость, с какой Израиль бросает на произвол судьбы своих политических попутчиков из числа арабов, будь то деревенские осведомители или отряды христианской милиции на юге Ливана. Причем доводы, высказываемые «апарте», мне даже стыдно повторять. Тогда как в действительности это не только подло, но и глупо: Израиль лишний раз демонстрирует своим соседям, включая и потенциальных партнеров по будущим переговорам, что на евреев полагаться нельзя, к арабам любой политической ориентации они относятся одинаково. И это вместо того, чтобы упорно создавать на оккупированных территориях дружественные структуры, мощную партию мира, не опасающуюся в любой момент быть преданной и брошенной на растерзание экстремистам. Этим следовало заниматься, начиная с 1967 года, после Шестидневной войны, а не раздуваться от сознания своего великолепия в сравнении с темным и забитым арабским населением, которому если и не говорилось прямо, то давалось понять: «Вы были бесправным быдлом, а теперь хоть каждый день можете жаловаться в БАГАЦ. У нас на стройках вам платят столько, сколько вам и не снилось в вашей вонючей Иордании. К вашим услугам театры, концерты, современнейшие больницы. Ваши дети могут посещать лекции всемирно известного профессора Лейбовича... Да мы бы на вашем месте с ума сошли от счастья». Еврейский здравый смысл не мог взять в толк, что счастливым можно быть лишь на своем месте.

     Арабская гордость клокотала: где ненависть – эта своеобразная дань уважения врагу, признание его равенства? Где бесчинства, грабежи, изнасилования? Ничего такого не было, что с одной стороны оскорбляло, но с другой стороны избавляло от страха перед оккупантами. Все еще усугублялось тем, что Израиль идеологически – одна большая семья. Фамильярность в обращении, некая домашняя простота нравов, выражающаяся в так называемой еврейской «хуцпэ» и глубоко чуждая чопорному арабскому Востоку, является для израильтян нормой. Впрочем, если не уважения, то права на самоуважение палестинцы скорей всего уже добились: сегодня евреи их ненавидят. Равно как и боятся.

III

      Я стремлюсь к максимально возможной в моих обстоятельствах объективности, я балансирую на грани еврейского самоненавистничества – чувства, которое, наверное, присутствует в каждом еврее, если только еврейство для него не профессия – но при этом ни на миг не забываю, на чьей я стороне. Утверждать, что есть две правды, одна арабская, другая еврейская, означает впасть в нравственное язычество: правда всегда одна. Но только отстаивая ее бессмысленно повторять, что Израиль – единственное демократия на всем Ближнем Востоке, что там нет смертной казни, зато есть киббуцы и впридачу знаменитый симфонический оркестр. Это общее место. Это давно уже набило оскомину. Это как бы нечто само собой разумеющееся: а разве может быть иначе, в еврейском-то государстве? Сегодня народ Израиля – пария. Итальянская газета помещает карикатуру: в Вифлееме израильский танк целится в младенца Христа, и подпись: «Вы снова хотите меня убить?» Крупнейший немецкий университет стыдливо замалчивает приезд израильских студентов. Только предварительно атаковав Израиль, сегодня можно выступать на его стороне. Тогда вдруг выясняется, что грехи Израиля ничего общего не имеют с тем, что ему инкриминируется, а Страшный Суд прессы настолько несправедлив и пристрастен, что может поспорить с показательным процессом наихудших времен. Наглядный пример. После очередного взрыва в тель-авивском кафе, со множеством убитых и раненых, Израиль предостерегают от проведения военной операции на территории Палестинской автономии, ввиду полнейшей невозможности отличить террористов от мирных жителей. Вместо этого израильтяне должны вступить переговоры с президентом Палестинской автономии, невзирая на то, что, по его же собственным заверениям, он никак с террористами не связан, не имеет на них никакого влияния и, следовательно, за террор никакой ответственности не несет. О чем могут вестись в этом случае переговоры? О законном праве палестинцев селиться в окрестностях взорванного кафе. Тех самых палестинцев, чья полнейшая неотличимость от террористов делает недопустимым ведение боевых действий против последних.

     Весь ужас в том, что на оккупированных территориях теперь уже действительно трудно провести четкую грань – а идейно вообще невозможно – между террористами, их  пособниками и просто жителями. «Какова средняя продолжительность жизни еврея в Рамалле? Пятнадцать минут». В этой черной шутке нет ни грана преувеличения. По отношению к Израилю палестинцы руководствуются моралью, которую их президент не рискнет высказать вслух: моралью Великой Отечественной Войны. И эта мораль диктует свою логику поведения. «Убей немца!» – писал Илья Эренбург. «Так убей же хоть одного! Так убей же его скорей! Сколько раз увидишь его, столько раз его и убей!» – говорится в известном стихотворении Константина Симонова. По-арабски это звучит: «итбах аль-яхуд», «убей еврея», заметьте, еврея, а не израильтянина, – лозунг, без которого не обходится ни одна арабская «трехминутка ненависти». Чем для русских был немец, тем для арабов сейчас является еврей. И они не совершают решительно ничего такого, чего бы за полвека до них не совершали советские партизаны, причем делают это с таким же точно плакатным героизмом. А что они убивают при этом всех без разбору, так ведь в Израиле все взрослое население солдаты, дети – будущие солдаты, старики – бывшие. А как сладка месть, эта сестра справедливости! Да и когда еще союзная авиация доказала, что на войне все кошки серы. «Но в Израиле же не проходят демонстрации под лозунгом «хороший араб – мертвый араб...» – «Потому что вам далеко до нашего отчаяния, – незамедлительно отвечают на это арабы. – Вы вторглись к нам, вы прогнали нас с нашей земли. Вам не нравится, когда мы вас убиваем? Говорите, что не хотите убивать нас? Выход есть: убирайтесь, откуда пришли». Это верно, у каждого израильтянина в отдельности выход есть, но как государство Израиль в безвыходном положении.

  IV

       Израильские военные настаивают на том, что во время своих операций они щадят арабское население. Западное телевидение демонстрирует прямо противоположное. И никто не сомневается: не будь телеобъективов, пролилось бы еще больше арабской крови. Больше арабской и соответственно меньше еврейской, это следует подчеркнуть, поскольку тут возникает естественный вопрос: если международное общественное мнение для Израиля играет такую роль, что в угоду ему он жертвует своим самым дорогим, действительно самым дорогим, жизнью своих солдат, то где же антипалестинская пропаганда, по какой причине она начисто отсутствует? Прежде всего, по глубоко укорененной привычке старшего поколения израильтян считать себя жертвой, которая ни перед кем не должна оправдываться и меньше всего перед Европой. Но также и по неумению – чего только стоят ссылки некоторых израильских политиков на бомбардировку американцами Афганистана, вот уж воистину неотразимый аргумент в глазах миролюбивого человечества. Тогда как арабы прошли советскую школу промывки западных мозгов. И потом традиционная сионистская пропаганда долгие годы имела лишь одну цель: под видом привлечения в страну новых репатриантов услаждать слух самих пропагандистов. Иными словами, евреи недоверчивы настолько, что постоянно убеждают в своей правоте самих себя. В этом смысле я не исключение. Однако никакое самодистанцирование, порою даже заигрывающее с самоненавистничеством, не мешает мне видеть, сколь несопоставим масштаб зла с тем, что можно вменить – и дóлжно вменять – в вину евреям. Израиль в отчаянно безвыходном положении: его легитимность не оспаривается лишь на условиях, гарантирующих его уничтожение. И потому ответственность за все, прямая ответственность, лежит на тех, кто эти условия выдвигает.

 V

      Но снимая вину с израильтян, я не могу автоматически возложить ее на плечи палестинцев. Это два совершенно разных мира, ни о какой симметрии здесь не может быть и речи. Палестинцам не просто хуже, чем израильтянам, их жизненный стандарт ниже того уровня, на котором Израиль возможен как государство. К тому же совершенно очевидна авторитарность их общества, такое общество не несет ответственности за действия своих лидеров – скорее уж наоборот. На этих лидеров мне прежде всего и хочется обрушить знаменитое «jaccuse» («Я обвиняю», открытое письмо Эмиля Золя президенту Французской республики в связи с делом Дрейфуса). Уже за одно то, что без малого целый век раздувают пламя арабской ненависти, не имея, подобно саламандрам, другой среды обитания и живы лишь яростью предводительствуемых ими толп. Кто-кто а они, на вопрос «в чем счастье?», вправе отвечать: «в борьбе». И можете не сомневаться, счастливыми они попытаются быть как можно дольше. Сегодня ислам, вчера марксизм – для них это всего лишь источник той смертоносной энергии, которая способна привести в движение человеческие массы, фанатизировать их. По большому счету им даже ни к чему уничтожение Израиля, не говоря уж о создании демократического палестинского государства. Понимают ли они это сами? Барак, израильский «mister Yes», ничем не рисковал, проводя политику уступок. Похоже, он-то это понимал. Вообще разделение израильских политиков на «уступчивых» и «неуступчивых» напоминает распределение ролей между следователями: один изображает доброго, другой злого, и они чередуются. По иронии судьбы именно в политическое «дежурство» Бегина – тогдашнего Шарона – произошло величайшее событие в истории арабско-израильских отношений: был подписан мир с Египтом. Всеобщее ликование было таким, что триумфальному въезду Садата в Иерусалим, более приличествовала белая ослица, нежели черный бронированный лимузин. Якобы, узнав по выходе из самолета, что в аэропорту его встречает весь цвет израильской политики, египтянин спросил: «А Шарон тоже здесь?»

     Помимо прямой ответственности за палестинскую трагедию есть еще и косвенная ответственность. Когда сравнивают Рамаллу с Освенцимом, то как бы не оставляют для ее жителей иного выхода, кроме как последовать примеру защитников Варшавского гетто. Трудно сказать, чего тут больше, кощунства или провокации, успех которой себя ждать не заставит, обернувшись еще десятком арабских смертей, да, возможно, и еврейских. Положим, высказывание Сарамаго (Жозе де Самараго — португальский писатель, нобелиат, уподобивший Рамаллу Освенциму). – одиозный случай. А вот что стоит за такой рутиной как ритуальные заклинания о мире, сопровождающиеся призывами к Израилю прыгнуть выше головы – что стоит за этим систематическим подливанием масла в огонь? Нарциссизм? Желание во что бы то ни стало поддержать слабого? В компании с ОПЕК это особенно приятно. Но только тогда инстинкт нравственного самосохранения здесь не при чем. Я зря стараюсь: всем все и так понятно. Не сидят же три поколения судетских немцев в беженских лагерях где-нибудь в Баварии, денно и нощно скандируя «Су-де-ты!» Представляете: голодные, озверелые судетские немцы с автоматами, рвущиеся в Чехословакию – не то страшный сон, не то кадр из фильма Кустурицы. А ведь на Ближнем Востоке тоже была война, и тоже проигранная теми, кто ее начал. Нет, конечно же, эти добрые люди отлично понимают, что внемли еврейское государство всем их призывам, очень скоро лозунг «хороший еврей – мертвый еврей» воплотился бы в жизнь. Допустить, что таково их сокровенное желание, совсем сокровенное, на уровне подсознания? Любовь к мертвым евреям это специалитет Европы, для которой нет плача сладостней, чем плач по ним. Прямо какой-то вид массовой некрофилии: в книгах, в кино, в школах – повсюду нескончаемые потоки любви.

VI

      Ну, конечно, все они антисемиты, убежден израильтянин. Европейцы в негодовании, совершенно искреннем. При чем тут антисемитизм, когда речь об израильтянах? К тому же они в принципе отвергают расовую теорию: мало того, что она преступна по своим последствиям, это еще и суеверие. Нет никаких евреев, а есть исповедующие иудаизм немцы, русские, поляки. Но евреи не остаются в долгу: коль скоро не удалось нас уничтожить, то принялись утверждать, что некого было уничтожать. Отрицание факта нашего существования – тот же антисемитизм, только перелицованный. Суеверие – отнять имя, полагая, что с ним отнимется и жизнь. Так в старину наводили порчу колдуны: произнося специальный заговор, соскребали написанное кровью имя.    

     Безусловно, антисемитизм никуда не девался, ни в Европе, ни во всем мире. Он – Протей, принимает самые причудливые формы. Он мимикрирует, приспосабливается к злобе дня. Избыточная любовь к евреям от того же корня, что и ненависть к ним, и должна настораживать точно также. Но сегодня евреям не угрожают пылкие объятия Европы. Тем лучше, потому что в них тоже можно испустить дух. Быть объектом чужой политкорректности, приучать себя к заниженной планке и при каждом удобном случае говорить застывшему перед тобой по стойке смирно немецкому чиновнику: «Смотрите, что вы с нами сделали» – вот верный путь к деградации во славу «вечных ценностей» антисемитизма. Не важно, будь это антисемитизм старых добрых времен или по самоновейшей моде вывернутый на левую сторону.

 P.S.

 Эти невеселые заметки писались в апреле 2003 года, когда очередная волна террора накрыла Израиль. Помню, покупая что-то на Маханэ Иегуда, центральном иерусалимском рынке, я не успел на автобус, который разнесло на куски. Но, как известно, в одну воронку снаряд дважды не падает: за четверть века до этого от взрыва на рынке уже погибла моя тетка, сестра матери. Я писал это, сознавая всю безвыходность ситуации, что достаточно горько. Как автор, правда, я могу тешить свое честолюбие: статья не только сегодня, по прошествии тринадцати лет, сохранила свою злободневность, она и через тридцать лет будет актуальна. В попытке разбора тупиковых ситуаций всегда есть что-то от изготовления консервов с бесконечным сроком годности. Увы.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:14
Всего посещений: 3450




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2015/Zametki/Nomer11_12/Girshovich1.php - to PDF file

Комментарии:

Элиэзер - Фаине
- at 2016-01-24 18:25:06 EDT
Фаина Петрова
- at 2016-01-24 09:32:00 EDT
...Но арабы должны отвечать за свои деяния, а евреи за свои. И если евреи, пусть в малом, неправы, это не должно оправдываться даже большей неправотой арабов. И это не только нравственное требование, но и чистый практицизм: замыкаясь в своем высокомерии, в нежелании понять позицию арабов, евреи сами усложняют себе жизнь.


Фаина, Вы правы. Дело в том, что у власти много лет находится правая часть общества, которая прячет голову в песок и делает вид, что арабы или не существуют, или об их желаниях можно забыть, что нет проблемы полувековой оккупации. Всю арабскую политику правая часть общества сдала левым в монопольное владение. В своем экстремистском выражении левая политика привела к тем диким перегибам, каким является сотрудничество с палестинской тайной полицией. При этом эти крайние левые, в полниом согласии с крайними правыми, считают, что евреев пытать нельзя, а палестинцев - можно.

Mainstrem левых не таков, но он исходит из принципиально неверного первоначального социалистического нарратива о равенстве двух народов. Этот нарратив, без общественной дискуссии и поправки его правой частью населения, или убийственен или нереализуем, хотя именно левые продолжают говорить о разделении двух наций.

Правые совсем не имеют никакой арабской политики и ничего, кроме статус-кво, обществу предложить не могут. Их экстремисты способны на поджег арабских домов - никак не менее отвратительное событие, чем сотрудничество с палестинским НКВД. Правый не-нарратив ведет общество к созданию смешанного арабо-еврейского государства и потере еврейского лица.

Пока правые не проснутся и не выйдут с идеями, арабскую политику будут вести одни левые, хотя они и не у власти.

Соплеменник - Элле
- at 2016-01-24 14:43:28 EDT
Спасибо! Зевнул. Извините!
Манасе
Германия - at 2016-01-24 13:14:59 EDT
Здесь, на этом сайте я не однократно писал что такое Еврей, повторятся небуду дабы не дразнить гусей. Также государства израйль и Израйльтянин также не существует ибо всё это на другой плоскости и измерение, итолько став Израильтянином по смыслу этого слова, можно ждать помощи от Бога и всеобщего признания от всех народов.
Элла Соплеменнику
- at 2016-01-24 13:09:48 EDT
Так вот же:

http://club.berkovich-zametki.com/?p=20554

Л. Беренсон
Еврейское государство - at 2016-01-24 12:59:45 EDT
Понравилась умная статья. Моё сомнение вызывает утверждение,что "статья не только сегодня, по прошествии тринадцати лет, сохранила свою злободневность, она и через тридцать лет будет актуальна". Уверен, что ближайшие годы (не тридцать лет) отменят адекватность авторских умозаключений к оценке положения Израиля в регионе и мире. Да уже и сегодня ментальность и национальные приоритеты противостоящих миров не во всём тождественны авторской оценке.
Соплеменник
- at 2016-01-24 12:37:37 EDT
Хочу увидеть не обмен "любезностями" между комментаторами статьи, а её детальный разбор "pro" и "contra".
Фаина Петрова
- at 2016-01-24 09:32:00 EDT
По-моему, самое важное в этой статье то, что автор решился говорить о вине, недостатках и недопонимании евреев в отношении арабов. Обычно на такие высказывания следует реакция:"А они?" И тот факт, что арабы так ненавидят и терроризируют еврее, как бы закрывает тему. Но арабы должны отвечать за свои деяния, а евреи за свои. И если евреи, пусть в малом, неправы, это не должно оправдываться даже большей неправотой арабов. И это не только нравственное требование, но и чистый практицизм: замыкаясь в своем высокомерии, в нежелании понять позицию арабов, евреи сами усложняют себе жизнь.
Швед
- at 2016-01-24 07:15:24 EDT
Элиэзер
- at 2015-12-02 06:07:23 EDT
Очень любопытный и страстный текст! Представляю себе, какой шум поднялся бы если нечто подобное написал Сэм или я. Согласен не совсем
-----------
Ни Сэму, ни Вам шум совсем не грозит, "нечто подобное" написать не так просто. Никто из комментаторов не согласен со всем, но совсем никто не начинает с Сэма.

efi
Brooklyn, NY, USA - at 2016-01-24 04:08:47 EDT
Поддерживаю мнение Владимира Янкелевича. Статья....так себе,
очень спорная. Не заслуживает быть вторично опубликованной.

Ontario14
- at 2015-12-08 19:13:43 EDT
Benny
Toronto, Canada - 2015-12-08 17:43:26(641)
Уважаемые критики статьи Леонида Гиршовича не заметили самую важную вещь.

*********
Другими словами: руки Эсава, но голос - Яакова :-)

Benny
Toronto, Canada - at 2015-12-08 17:43:26 EDT
Уважаемые критики статьи Леонида Гиршовича не заметили самую важную вещь.
Это совсем НЕ "еврейское самоненавистничество" и НЕ "Израиль как средство само-оправдания в глазах Запада".
Это действительно произраильская статья еврея, который ощущает свою принадлежность к Западу - и который действительно очень старается не причинить реальный вред Израилю.

Но ОЧЕНЬ важно понять, что сейчас значит "Запад" и "принадлежность к Западу".

Было время, когда на Западе по-особому понимали христианское "Есть только один путь и этот путь – Христос" - и это было время инквизиции, фанатизма и жестокости - и всё это во имя милосердия. Евреям тогда очень сильно "доставалось", но инквизиция всё же была войной христиан против христиан за единственно истинный путь.
Потом это изменилось, но в современном "прогрессивном" Западе всё это возвращается:
1) Фанатичная вера в Один Путь: Универсальные Общечеловеческие ценности, "Утверждать, что есть две правды, одна арабская, другая еврейская, означает впасть в нравственное язычество: правда всегда одна."
2) Во имя милосердия: права человека, сверх-индивидуализм, социальная справедливость и т.д.
3) Инквизиция: на Западе рассуждают о несправедливости непропорционально большого процента мусульман (или негров) в тюрьмах . Все изнасилования, убийства, грабежи и т.д. для них менее важно. Прямо "главное спасти душу, пытки это не так важно".
Кроме того, несогласие принять многие "прогрессивные" идеи тоже является ЕРЕСЬЮ в прямом инквизиционном смысле, только сейчас это называется "ненависть" или "фобия". Есть ещё и сотни похожих примеров ...
4) Евреям достаётся: раньше само существование иудаизма было огромной проблемой для христианской теологии, а сейчас - само существование Израиля (как еврейское государство) это не меньшая проблема для "прогрессивной" идеологии.

P.S.: Игорь Юдович, "Услышать, чтобы понять":
http://berkovich-zametki.com/2006/Zametki/Nomer8/Judovich1.htm

Ontario14
- at 2015-12-07 20:20:51 EDT
Соглашаясь со многим в этом тексте и с немалой частью той критики, которую можно назвать критикой, конечно, - я с сожалением отмечаю, что обсуждение превращается в аутодафе.
Моше Крейдерман
Хайфа, - at 2015-12-06 00:14:38 EDT
1.
В чем причина публикации опуса от 2003 года? Троцкого ли, Апиона ли переиздали?
2.
Краткость, как признано, является сестрой таланта.
Соответственно - многословие сверх необходимого для понимания есть качество эквилибриста.
3.
Что и видно из текста: "Я стремлюсь к максимально возможной в моих обстоятельствах объективности, я балансирую на грани еврейского самоненавистничества".
Оставьте, г-н автор. Вы не стремитесь к объективности, которая, как и осетрина, либо есть, либо нет. Вы не "балансируете на грани" - Вы плотно прикреплены к юдофобии марксистского покроя. Как и покойный, Вы явно тяготитесь еврейской фамилией.

Маркс ТАРТАКОВСКИЙ.
- at 2015-12-05 12:04:07 EDT
1/Михаил Мигдаль ХаЭмек, Израиль - 2015-12-04 22:45:48(151)
То, как автор понимает "избранный народ" - этимологическое недоразумение. Евреи избраны Всевышним для служения Ему, а не нацистском смысле. Все ужасы, о которых он пишет, доказывают лишь одно: палестинцы не могут жить на одной земле с евреями. А значит они должны уйти в арабские страны, как было с немцами, греками (в Турции) и т.п. Иное не только развращает евреев< (о чем и написал Гиршович /? - М.Т./), но и угрожает государству гибелью.

2/Михаил - 2015-12-04 22:50:35(152)
Критерий (демократии) простой, его сформулировал Гилель:"не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы они сделали тебе".

::::::::::::::::МСТ:::::::::::::::

Верится ли, что эти два утверждения написаны одним и тем же автором,но даже посталены рядышком:№№ 151, 152?..
Т.е. Золотое правило нравственности, сказанное Гилелем (а до него Фалесом Милетским, Гесиодом, Сократом, Платоном, Аристотелем, почти современником Гилеля Сенекой, Конфуцием и не только), пригодно не для всех?..
Верится – взглянуть хотя бы на одни только абсолютно грамотные и даже снисходительно-доброжелательные комментарии к статье Л.Гершовича, суть которой в простом: надо уважать соседей, без чего ни о каком добрососедстве не может быть и речи...

История же пока что ускоряет свой бег. И судьба южноафриканских буров (португальцев в Анголе, французов в Алжире...), ничуть не менее достойных, чем мы сами, буквально перед глазами...

Михаил
Мигдаль ХаЭмек, Израиль - at 2015-12-04 22:45:48 EDT
Во-первых, то, как автор понимает "избранный народ" - этимологическое недоразумение. Евреи избраны Всевышним для служения Ему, а не нацистском смысле. Во-вторых, все ужасы, о которых он пишет, доказывают лишь одно: палестинцы не могут жить на одной земле с евреями. А значит они должны уйти в арабские страны, как было с немцами, греками (в Турции) и т.п. Иное не только развращает евреев (о чем и написал Гиршович), но и угрожает государству гибелью.
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ.
- at 2015-12-04 12:15:47 EDT
"Чудище (настолько) обло, озорно, огромно и лаей"(Тредьяковский. Телемахида), что критикам этой статьи отведено (впервые!) даже отдельное место в "Мастерской".
Тогда как сказано не более того, что я уже много лет вытался ставить на Фаруме - и едва не всякий раз был молчаливо "подчищаем". Вот некоторые тезисы - подтверждающие сказанное Л. Гиршовичем.

М.Т.: Многое уже упущено. Будущее государство Палестина получило признание и весьма знаковое наименование не у Израиля, как дОлжно бы - СПЕРВА, но – ООН, как в своё время сам Израиль, что слишком уравнивает авторитет сторон. Это «чреватый» просчёт. Уровень палестинских претензий изрядно повысится. Ещё прольём слезу...

На мой взгляд - солидный козырь: не сплочённое государство Палестина, но два, разъединённых территорией Израиля - т.е. так или иначе от него зависимых...

Всегда считал, что Иран - проблема не Израиля (при всех эскападах Ахмадинежада), но - прежде всего - стран Залива да и США.

Сирийские дела (при Асаде граница спокойна) - просчёт США и Европы. Израиль ни при чём - и слава богу. Не лучше ли алавиты (относительно скромные - ввиду малочисленности), чем банды суннитов?

Повсюду в исламском мире идёт подспудное, да и очевидное, сопротивление религиозному фанатизму (то же и в Израиле). В сравнительно либеральной Турции, где, конечно же, помнят Кемаля Ататюрка, Эрдоган олицетворяет исламизм (пусть даже не в крайнем проявлении).

Нетаньяху явно устал. Это было уже вполне очевидно, когда он "опустил руки" при выселении незаконных поселенцев "с территорий". Полиция не справилась - задействовали даже армию, - и вдруг покорились «судьбе» - беззаконным поселенцам...

Противостояние евреев и палестинцев давно уже перешли опаснейшую грань - превратились в межрелигиозную рознь, в тлеющую, вот-вот готовую вспыхнуть полную войну. Даже рав Сакс, по свидетельству Б. Дынина, полагает, что мир достижим до преступания этой грани. Можно договариваться о демографических проблемах, экономических, даже территориальных, - но не о верховенстве того или иного бога.

Конфликты территориальные, демографические, экономические в принципе решаемы. Возможны компромиссы. Но можно ли решить межконфессиональные споры, если у каждой стороны свой Бог? Даже когда, казалось бы, один и тот же Аллах у суннитов и шиитов?.. Ведь нагляднее этого кровавейшего конфликта, поучительнее такового, и представить немыслимо... Так неужели же трудно понять, что религиозный экстаз одной стороны конфликта провоцирует подобный же по другую сторону? Истерия гораздо заразнее даже лихорадки Эбола.
Палестинцы, замечу, едва ли не самая образованная прослойка арабов, религиозность далеко не превалирует...

Американцы пошли на упразднение всяких религиозных праздников как таковых. Это важный шаг к тому, чтобы обучение и воспитание в школах (сиречь, с детства!) стало сугубо светским - разумным, с приоритетом не веры, но здравого смысла.

Для меня с самого начала отвратительны действия Путина (при уважении ко многим его решениям) по клерикализации России. "Патриотизм", грубо замешенный на православии (очевидная оборотная сторона - исламизация четверти населения страны), сменил прежний "марксизм-ленинизм". Упущено важнейшее достижение советской власти - интернационализм (хотя бы и формальный), базирующийся на светскости управления страной и разумном атеизме (в массе) населения.

Неотделение (радикальное!) религии от государства чревато огромными опасностями - уже вполне очевидными в Израиле...

Владимир Гольдшмидт
- at 2015-12-04 09:17:49 EDT
«Что испытывает почтенный арабский отец семейства…». Во-первых, нужно быть уверенным, что он «почтенный….», а не бывший террорист. А, во-вторых, а что испытывает почтенный еврейский отец (или мать) семейства, когда хоронит своих детей, убитых ударом в спину, сыном или внуком этого «почтенного» араба. И, хотя, наша боевая девочка с кобурой на бедре и с автоматом в руках затем ликвидирует этого террориста, реакция у семейств будет разная, у одних горе, а у других гордость. Конечно, хорошо и легко быть сомневающимся и нейтральным, когда мысленно существуешь в виртуальном пространстве. А в реальном пространстве, еврей-израильтянин выходя на улицу, постоянно оглядывается, опасаясь получить удар ножом или топором, не только от ярко выраженного террориста, но и от 13-летнего пацана или 70-летней старухи. Такова реальность. Поэтому пора определяться и перемещаться из сомневающейся виртуальности в печальную реальность.
Сэм. Про "предательство" и предательство
Израиль - at 2015-12-03 20:11:49 EDT
И неважно бежит ли затем еврей- предатель в Рим и там начинает писать захватывающие истории об Иудейских войнах, или остается в разрушенной Иудее ( Израиле) и ждет Мессию или окончательного решения.
Левый еврей Эхуд Барак возглавил предательское бегство евреев из Ливана, обеспечив расцвет Хизбаллы с ее ракетами. Правый еврей Ариель Шарон провел предательское изгнание евреев из Газы, внеся незабываемый вклад в торжество Хамаса с его туннелями.
Юрий Ноткин Израиль - at 2015-12-02 22:24:45 EDT
-------------------------
Честно говоря, не хотел я реагировать на эту статью. Не хотел по простой причине – п.10 правил. Но Вы же, уважаемый Юрий, израильтянин, живёте в нашей прекрасной (а не "зачуханной провинции", как написала Элла) стране и желаю Вам в ней прожить до 120.
И как же Вы могли повторить бредовину про "бегство" Барака из Ливана! Вы что забыли, что уход из Ливана был один из пунктов предвыборной программы Барака, с которым он победил и который он – случай уникальный в нашей политической жизни- выполнил? И не было "бегства" – об уходе было заявлено заранее, происходила передача баз ЦАХАЛя ЦАДАЛю ( с показом по ТВ). А то, что конкретная дата не была объявлена заранее, то благодаря этому при выходе не пострадал ни наших солдат. Южный Вьетнам продержался много месяцев после ухода американцев и пал только под ударом армии Сев. Вьетнама, в Афганистане Наджибула продержался несколько лет после ухода СА. А ЦАДАЛ не продержался и несколько часов.
Уход Шарона из Газы абсолютно другое дело, но в любом случае сегодня что то не видно желающих туда вернуться.
И совсем другое, и очень интересное дело – предательство Иосифа Флавия. Тут действительно было предательство без всяких кавычек – переход на сторону врага. Но вот какая штука: именно благодаря этому предательству мы сегодня знает о героях – защитниках Иерусалима.

Юрий Ноткин
- at 2015-12-03 19:58:00 EDT
Владимир Янкелевич
Натания, Израиль - at 2015-12-03 13:05:03 EDT
Юрий Ноткин
Израиль - at 2015-12-02 22:24:45 EDT
-------------------------------------------
Безусловно предательство - для евреев дело не новое.
===========================================
Уважаемый Юрий, не могли бы Вы привести списочек тех, для кого предательство дело новое. Только жителей Амазонии не предлагайте.
==================================================================================================================
Уважаемый Владимир,,
Я не имел в виду исключительности евреев в вопросах предательства и потому не смогу представить искомый Вами список. Но пользуясь Вашим откликом, признаюсь, что проблемы евреев интересуют меня существенно больше, чем проблемы жителей Амазонии.
Более того, признаюсь в совсем уж неблаговидных чувствах: на оставшемся мне отрезке жизненного пути из многочисленных проблем евреев более всего меня волнуют и будут волновать проблемы Израиля, и вовсе не символического, не небесного, а того вполне земного, в котором мне выпало жить неподалеку от Вас.
Вне всякого подтекста я убежден, что те из наших, по определению БМТ, коллег, кто решил эти проблемы радикальным образом- пожив и покинув Израиль, посетив его с туристическим или родственным визитом или же просто миновав его, независимо от причин, имели на это моральное и всякое другое право, ничуть не меньшее, чем я, избравший его, пользуясь терминологией страны исхода, постоянным местом жительства.
С тех недавних пор, как мне посчастливилось участвовать в деятельности этого портала сначала в роли читающего, а затем и пишущего, я не без интереса читаю статьи и комментарии упомянутых коллег на разные темы, но в особенности на тему как нам,( им, окружающим нас народам или же самому Господу Б-гу) обустроить Израиль.
Я полагаю, что независимо от того, какие чувства и мысли вызывают эти произведения у меня, неупомянутые коллеги упомянутых коллег имеют также полнейшее право высказаться по поводу обсуждаемой статьи подобно некоему премьер-министру, обратившемуся к некоему королю в одной известной пьесе примерно так :
« Я тебе так скажу... я тебе в глаза скажу... я не посмотрю, что ты король... ты хоть казни меня после этого, а я все равно тебе в лицо скажу... Так вот: ... Замечательная статья! Спасибо автору. ... Вот удивительное дело - тема стара как сам сионизм... а тем не менее текст написан так, что читается с самым искренним интересом... Леничка, очень сильно, очень парадоксально... Вот это уже сколько лет я пытаюсь сказать, но с оглядкой на модерацию у меня никак не получается вот так же свободно и ясно, как у автора.Поздравляю его!.. статья неожиданная и очень глубокая... Сильно и ярко написал Гершович, блестящая статья! И лучшим подтверждением этому служит отзыв Владимира Янкелевича - зависть так и прет оттуда...»
Резко,конечно, зато откровенно и прямо в лицо автору!
Но я ведь и Вас, уважаемый, Владимир, ловлю на слове : «Господин Леонид Гиршович написал не просто плохую статью, а настолько плохую и оторванную от жизни Израиля, что в отзыве об этом не написать. Придется писать отдельную статью с "разбором полетов".
Пожалуйста, не отказывайтесь от Вашего намерения. Не скажу, что Вы обречены на шумный успех на портале , но гарантирую, что я далеко не единственный, кто будет ждать Вашу статью с неподдельным интересом.

Тартаковский. Чемодан без ручки.
- at 2015-12-03 13:18:25 EDT
Владимир ЯнкелевичНатания, Израиль - 2015-12-03 13:07:44(914)

Наблюдатель АБВ- at 2015-12-02 20:15:11 EDT
------------------------------------
Я бы сказал, что это довольно бестактное замечание по отношению к автору, который, в отличие от комментатора, служил не в шумерской, а именно в израильской армии.
=====================================
даже если Автор не только служил в израильской армии, но и в одиночку форсировал Суэцкий канал и принес победу Израилю, это не имеет отношения к тексту статьи.

:::::::::::::

Янкелевичу полезно бы познакомиться с ситуацией Спарта-Мессения. Этого он желает Израилю?
История, замечу, в сравнении с древностью движется "с космическими скоростями". Военного решения быть не может. Хотелось бы, наконец, услышать от нашего эксперта - "как быть" с палестинцами? Куда их деть?

Владимир Янкелевич
Натания, Израиль - at 2015-12-03 13:07:44 EDT
Наблюдатель АБВ
- at 2015-12-02 20:15:11 EDT
------------------------------------
Я бы сказал, что это довольно бестактное замечание по отношению к автору, который, в отличие от комментатора, служил не в шумерской, а именно в израильской армии.
=====================================
даже если Автор не только служил в израильской армии, но и в одиночку форсировал Суэцкий канал и принес победу Израилю, это не имеет отношения к тексту статьи.

Владимир Янкелевич
Натания, Израиль - at 2015-12-03 13:05:03 EDT
Юрий Ноткин
Израиль - at 2015-12-02 22:24:45 EDT
-------------------------------------------
Безусловно предательство - для евреев дело не новое.
===========================================
Уважаемый Юрий, не могли бы Вы привести списочек тех, для кого предательство дело новое. Только жителей Амазонии не предлагайте.

Владимир Янкелевич
Натания, Израиль - at 2015-12-03 13:01:40 EDT
Trahtman
- at 2015-12-03 07:57:15 EDT
---------------------------------------
Сильно и ярко написал Гершович, блестящая статья! И лучшим подтверждением этому служит отзыв Владимира Янкелевича - зависть так и прет оттуда,
=======================================
А зависть чему, собственно?

Trahtman
- at 2015-12-03 07:57:15 EDT
Сильно и ярко написал Гершович, блестящая статья! И лучшим подтверждением этому служит отзыв Владимира Янкелевича - зависть так и прет оттуда, собственную серость почувствовал, прочитав статью Герщовича.
Сильвия
- at 2015-12-02 22:52:00 EDT
Юрий Ноткин
Израиль - at 2015-12-02 22:24:45 EDT
Но на первом месте стоит предательство евреями евреев..
Левый еврей Эхуд Барак возглавил предательское бегство евреев из Ливана.. Правый еврей Ариель Шарон провел предательское изгнание евреев из Газы
-----------------------------------
Боже ж мой! Это что ж такое деется? Все, ну, буквально, все - предатели! На одного Ю.Ноткина и надежда. Не покидай нас, родной! Без тебя мы никак - аки овцы на заклание.

Юрий Ноткин
Израиль - at 2015-12-02 22:24:45 EDT
Безусловно предательство - для евреев дело не новое. Но на первом месте стоит предательство евреями евреев,так что чего уж там грустить о предательстве ими союзников. И неважно бежит ли затем еврей- предатель в Рим и там начинает писать захватывающие истории об Иудейских войнах, или остается в разрушенной Иудее ( Израиле) и ждет Мессию или окончательного решения.
Левый еврей Эхуд Барак возглавил предательское бегство евреев из Ливана, обеспечив расцвет Хизбаллы с ее ракетами. Правый еврей Ариель Шарон провел предательское изгнание евреев из Газы, внеся незабываемый вклад в торжество Хамаса с его туннелями.
Теперь остается слиться в экстазе Израильскому правительству национального единства, вывести предательски еврейскую армию из Иудеи и Самарии, оставив евреев Израиля в границах Аушвица, на глазах у восхищенной публики, восклицающей, а мы ведь говорили, мы ведь предупреждали,не надо было браться за оружие, а они жестоковыйнейшие из жестоковыйных нас не слушали.
Остается робкая надежда - Восток дело тонкое, вдруг вокруг нас что-нибудь раньше порвется. Ну а если нет, то как говорил турецкоподанный Остап Бендер: «Придется послу жить Отечеству... Запад нам поможет.Крепитесь»

Anatoly Dobrovich
Ashqelon, Israel - at 2015-12-02 20:41:26 EDT
"Я стремлюсь к максимально возможной в моих обстоятельствах объективности, я балансирую на грани еврейского самоненавистничества – чувства, которое, наверное, присутствует в каждом еврее" ...Не следует проецировать свое самоненавистничество на каждого еврея, это сущий вздор. У г-на Гиршовича, воображающего себе Рамаллу вариантом Варшавского гетто (!), а палестинских арабов - готовыми дружить с евреями, если бы только те отнеслись к ним с должным уважением, - нет ни малейшего представления о реалиях жизни в Израиле и на Ближнем востоке вообще. Я воспринимаю этот текст как образчик мазохистского самоублажения (расчесывание "нравственного чувства"), а не как постановку сущностных вопросов. Полагаю, что то же впечатление текст произвел бы на многих других израильтян, включая русскоязычных, отдающих должное Л. Гиршовичу - писателю. Не исключено, что его самоненавистничество объясняется, помимо факторов личностного склада, вытесненным чувством вины перед евреями, принявшими на себя тяготы жизни в еврейском государстве, сколь бы далеким от совершенства оно ни было.
Наблюдатель АБВ
- at 2015-12-02 20:15:11 EDT
Владимир Янкелевич
Натания, Израиль - at 2015-12-02 14:31:59 EDT
Господин Леонид Гиршович написал не просто плохую статью, а настолько плохую и оторванную от жизни Израиля, что в отзыве об этом не написать. Придется писать отдельную статью с "разбором полетов". Что касается автора, то неплохо бы ему писать о чем-то более близком и понятном для него. Например о шумерах.


Я бы сказал, что это довольно бестактное замечание по отношению к автору, который, в отличие от комментатора, служил не в шумерской, а именно в израильской армии.

М.Тартаковский.
- at 2015-12-02 19:45:43 EDT
В подтверждение сказанного в статье Л.Гиршовича позвольте процитировать М. Дорфмана (автора, кажется, неодобряемого присутствующими), но – во-первых, еврея, во-вторых, неглупого; в третьих же, это ведь не мнение «неодобряемого», но приводимые им объективные факты.
Ведь «даже Аллах не может отменить прошлого».
Итак,
«Основатель крупного хасидского течения ХАБАД раввин Шнеур Залман из Ляд во время нашествия Наполеона призывал евреев оказать сопротивление французам, несших на своих знамёнах лозунги свободы, равенства, братства и эмансипации. Раввин призывал поддержать крепостническое и антисемитское самодержавие Александра I, способствовавшее, по его мнению, сохранению еврейства...
Большинство ортодоксальных раввинов были против еврейской эмиграции из Европы перед войной. Они боялись ассимиляции в Америке больше, чем нацистов. Они убеждали не эвакуироваться и остаться на месте... И потом спасшиеся (сионистами) раввины, как Шестой любавичский ребе, отказывались участвовать в тех попытках спасти евреев, которые предпринимались».

Тартаковский.
- at 2015-12-02 19:00:54 EDT
Не всё принимаю, - но статья неожиданная и очень глубокая.
Если не будет понята суть сказанного, придётся согласиться:
"...у каждого израильтянина в отдельности выход есть (?- М.Т., но как государство Израиль в безвыходном положении (! - М.Т.)".
Словом, не случилось бы так, как уже случалось в нашей истории - как раз тогда, когда у евреев было своё государство?

Один из моих читателей, подписывающийся «sermyaga», задаётся вопросом: «Подумалось, что судьба евреев быть народом-пилигримом. Они конечно не цыгане, но схожесть есть, на мой взгляд...»
Не ответил ему – не знаю, как...

Benny
Toronto, Canada - at 2015-12-02 16:58:09 EDT
Автор совершенно искренне пытается разобраться в ситуации, но для успеха необходимо быть готовым серьёзно разобрать свои собственные фундаментальные предпосылки - и сравнить их с предпосылками других сторон.

Например (это только один из нескольких принципиально важных примеров "фундаментальной предпосылки" в этой статье):
"Утверждать, что есть две правды, одна арабская, другая еврейская, означает впасть в нравственное язычество: правда всегда одна."
1. На Западе это действительно так: правда одна, с точки зрения общей пользы.
2. В мире ислама это совсем по другому: правда одна, с точки зрения пользы только для мира ислама.
3. В еврейской традиции это тоже совсем по другому: сейчас есть две правды, но в будущем, когда между евреями и арабами будет искренний мир - то тогда будет одна правда, с точки зрения общей пользы.

Benny
Toronto, Canada - at 2015-12-02 15:50:23 EDT
"... Коробит та легкость, с какой Израиль бросает на произвол судьбы своих политических попутчиков из числа арабов, будь то деревенские осведомители или отряды христианской милиции на юге Ливана. ..... И это вместо того, чтобы упорно создавать на оккупированных территориях дружественные структуры, мощную партию мира ... "
-----------------
Израильские "правые" и "левые" именно это и делают: создают дружественные структуры в освобождённой Иудее-Самаирии / на оккупированных территориях. Понятно, что они это делают очень по разному: "правые" хотят создать "дружественную структуру" из деревенских осведомителей, а "левые" - из ООП.
Поэтому, начиная с конца 1970-ых, "левые" вполне сознательно "скармливают" деревенских осведомителей Фатаху и прочим ООПовцам. В Ливане было что-то похожее: отступлением из зоны безопасности "левый" Эхуд Барак ХОТЕЛ СОЗДАТЬ из Хизбаллы организацию, согласную на "мы здесь а вы там" (а в отдалённом будущем - "дружественную структуру"). Поэтому, "левые" тоже вполне сознательно "скормили" Хизбалле христианскую армию южного Ливана (ЦАДАЛ).

Проблема "левых" в том, что у них НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ создать НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ методом уступок, но СУЩЕСТВУЮЩУЮ реальность они понимают правильно.
А эта статья Леонида Гиршовича ПРЕДПОЛАГАЕТ существование реальности, которая просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ в природе - и это только один из примеров.

Владимир Янкелевич
Натания, Израиль - at 2015-12-02 14:31:59 EDT
Господин Леонид Гиршович написал не просто плохую статью, а настолько плохую и оторванную от жизни Израиля, что в отзыве об этом не написать. Придется писать отдельную статью с "разбором полетов". Что касается автора, то неплохо бы ему писать о чем-то более близком и понятном для него. Например о шумерах.
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ.
- at 2015-12-02 13:20:19 EDT
"Коробит та легкость, с какой Израиль бросает на произвол судьбы своих политических попутчиков из числа арабов, будь то деревенские осведомители или отряды христианской милиции на юге Ливана. Причем доводы, высказываемые «апарте», мне даже стыдно повторять. Тогда как в действительности это не только подло, но и глупо: Израиль лишний раз демонстрирует своим соседям, включая и потенциальных партнеров по будущим переговорам, что на евреев полагаться нельзя, к арабам любой политической ориентации они относятся одинаково. И это вместо того, чтобы упорно создавать на оккупированных территориях дружественные структуры, мощную партию мира, не опасающуюся в любой момент быть преданной и брошенной на растерзание экстремистам. Этим следовало заниматься, начиная с 1967 года, после Шестидневной войны, а не раздуваться от сознания своего великолепия в сравнении с темным и забитым арабским населением, которому если и не говорилось прямо, то давалось понять: «Вы были бесправным быдлом, а теперь хоть каждый день можете жаловаться в БАГАЦ. У нас на стройках вам платят столько, сколько вам и не снилось в вашей вонючей Иордании..."

Вот это уже сколько лет я пытаюсь сказать, но с оглядкой на модерацию у меня никак не получается вот так же свободно и ясно, как у автора.
Поздравляю его! Это САМЫЕ НУЖНЫЕ ЗДЕСЬ СЛОВА
.

Larissa
Hannover, Deutschland, Germany - at 2015-12-02 12:05:13 EDT
Леничка, очень сильно, очень парадоксально, очень безнадёжно....
Владимир Янкелевич
Натания, Израиль - at 2015-12-02 10:23:46 EDT
Б.Тененбаум
- at 2015-12-02 01:19:36 EDT
----------------------------------------
Вот удивительное дело - тема стара как сам сионизм, ей уже по крайней мере век, почва затоптана до состояния бетона, все уже сказано - а тем не менее текст написан так, что читается с самым искренним интересом.
Признателен автору - его "вопросы" стоят очень и очень многих "ответов".
======================================
Казалось, что меня удивить трудно, но твой отзыв, Борис, меня серьезно удивил. Ты поместил отзыв именно на эту статью?

Соплеменник
- at 2015-12-02 06:31:02 EDT
"...Израиль продолжает быть частью еврейского мира..."
=========
Отлично сказано. Но Сэм будет против.

Элиэзер
- at 2015-12-02 06:07:23 EDT
Очень любопытный и страстный текст! Представляю себе, какой шум поднялся бы если нечто подобное написал Сэм или я. Согласен не совсем, но, в основном согласен.

Инстинкт нравственного самосохранения, которым обладает европеец, есть следствие его нечистой совести: не будем вспоминать прошлое, достаточно того, что и сегодня свое благополучие Запад хранит за семью замками.

По-моему совершенно наоборот. Никакого инстинкта не осталось, "благополучие" - как ключ, замок от которого выброшен в Средиземное море.

Больно читать о горечи автора в отношении предательства христианских арабов на юге Ливана. Я, наверно, бывал резервистом в армии более или менее одновременно с автором, охранял ночами больницу в деревне Мардж-аюн вместе с арабами майора Хадада, и мне тоже не нравится, что они в большинстве были там оставлены. Сам Хадад успел умереть от рака до ухода нашей армии.

Я не думаю, что Израиль - лже-Мессия, но несомненно правильно, что его создание проблему антисемитизма совершенно не решило, и Израиль стал центром нео-антисемитизма. А евреи диаспоры на Западе живут спокойно только потому, что существует Израиль.

A.S.
NY, NY, - at 2015-12-02 04:56:10 EDT
Замечательная статья! Спасибо автору.
A.S.
NY, NY, - at 2015-12-02 04:02:33 EDT
Нет! Слишком многое изменилось. Именно Европа потеряла инстинкт самосохранения,что наглядно видно в событиях последних недель и в благостном порыве,принимать миллионы мусульман ещё и ещё!Правдв злые языки говорят, что прибывшие обладают достатчным запасом денег, что с большим одобрением отмечено владельцами больших универсальных магазинов и небольших тоже. Автор как бы не замечает, что Израиль превратился для "прогресисвного человечества" в лице позорной говорильни UN в "коллективного еврея",и именно в этом качестве можно дать выход накалу внутреннего антисеитизма-неизбывного спутника жизни интеллектуальной Европы, бесперспективной деколонизованной Африки, . Ну, "передовым странам Нового Света -Кубы, Гватемалы, Тринидада и.т.д.Идея автора, какой я её понял- все беды от Израиля, от самого его существования. Тут возникает старый вопрос- чем была Палестина до евреев, то есть до конца 19 века? Черчилль прекрасно сформулировал ответ: " Я не признаю права собаки на сено, и далее, что конечно будет расценено автором, как расизм. Не вижу ни цели, ни адреса статьи. увы...
Виктор (Бруклайн)
- at 2015-12-02 01:48:13 EDT
Превосходная и ничуть не устаревшая статья, действительно ставящая много вопросов.

Р.S. Надо бы исправить написание фамилии известного кинорежиссёра: он не Костурица, а Кустурица.

Б.Тененбаум
- at 2015-12-02 01:19:36 EDT
Вот удивительное дело - тема стара как сам сионизм, ей уже по крайней мере век, почва затоптана до состояния бетона, все уже сказано - а тем не менее текст написан так, что читается с самым искренним интересом.

Признателен автору - его "вопросы" стоят очень и очень многих "ответов".