©"Заметки по еврейской истории"
май-июнь 2016 года

Эдуард Бормашенко

Эдуард
Бормашенко

Жаботинский и Дубнов

בס''ד

«Человек создает себя в качестве человека через отношение

к чему-то сверхчеловеческому, сверхъестественному

и освящаемому, в чем хранится память поколений».

М. Мамардашвили, Неизбежность Метафизики.

Грань XIX и ХХ веков подарила российскому еврейству удивительное созвездие личностей: Бялика, Фруга, Ахад-га-Ама, Грузенберга, Винавера. Но и на этом фоне не теряются имена Шимона Дубнова и Зэева Жаботинского. «Книга Жизни» Дубнова и «Пятеро» Жаботинского не потеряли свежести и по сей день. Меня всегда занимал вопрос: как получилось, что величайший знаток еврейской старины, фанатик фактической истории, Дубнов, проглядел грядущую Катастрофу, а фельетонист, человек богемы, «гуляка праздный» Жаботинский провидел все: и крах и трагедию европейского еврейства и кровавое будущее сионизма, неотвратимо следующее из невозможности добровольного замирения с арабами.

Дубнов знал еврейскую историю, как никто. Проделанный им скрупулезный анализ источников («пинкасов» ашкеназских общин, респонсов, летописей) поражает воображение и глубиной и размахом. И еврейская традиция не была для него пустым звуком. Он учился в хедере и литовской ешиве. Казалось бы, ему и пророческие карты в руки. Дубнов еще до Мировой войны выносил идею еврейской культурной автономии. В дубновском, усовершенствованном, уютном гетто, просвещенным еврейским недорослям надлежало изучать «Всемирную историю евреев», чарующий идиш Фруга и Шолом-Алейхема, ТАНАХ, в качестве исторического памятника, и справлять еврейские праздники, очищенные от зловредных раввинских выдумок. Уже после Кишиневского и Белостокского погромов, после разбоя Первой мировой войны, в большевистской России, Дубнов продолжал грезить еврейской культурной автономией. Он был верующим Века Просвещения.

Жаботинский, получивший образование в Одесской Гимназии и Римском Университете по факультету права, имел о еврействе куда менее отчетливое представление, чем Дубнов, а разглядел и предугадал все. Здесь – загадка, и стоит над ней поразмышлять.

***

Знаем ли мы, что есть история? Нет, кажется ничего более ускользающего от разума, чем история; в усредненной школе ее представляют «бесконечно громадной очередью, в которой стоят в затылок друг к другу эпохи, государства, великие люди, короли, полководцы, революционеры, и задачей историка было нечто, похожее на задачу милиционера, который в день премьер приходит в кассу кинотеатра "Прогресс" и наблюдает за порядком, – следить за тем, чтобы эпохи и государства не путались и не менялись местами, чтобы великие люди не забегали вперед, не ссорились и не норовили получить билет в бессмертие вне очереди» (Ю. Трифонов, Другая Жизнь).

Дубнов был очень далек от ядовитой трифоновской карикатуры на историка. Он замирал перед тайной еврейской истории. Но пытался тайну объяснить. Рационально истолковать. А это невозможно.

***

Тогда, что же есть история? «Благодаря открытию иудео-христианской традицией будущего, как высшей ценности и разработке эсхатологии с ее пророчеством совершился прорыв в то измерение миропонимания, которое у греков находилось на периферии сознания, – в измерение истории. Коль скоро история не сводится к отдельным историям, то есть к происшествиям, о которых люди рассказывают друг другу, поскольку они с ними случаются и интересуют их как проявление человеческих судеб, а определяет движение человечества во времени, являясь также в образе Священной истории или религиозного чаяния, то на первый план выдвигается иной аспект человеческого опыта – надежда». (Г.Г. Гадамер, Философия и Литература).

Ганс Георг Гадамер говорит нам следующее: история не только и не столько наука о прошлом, но непременно также предположение о будущем, чаемом, мифологическом будущем. Историк скрыто или явно отвечает на вопрос: зачем? Зачем история? Зачем все это было? История, представленная вязанкой фактов, не содержащая образа будущего, – бессмысленна и невостребована человеческой душой. Жаботинский, наделенный мифологическим чутьем несравненной остроты, разглядел в сионизме главное – надежду; «еврейская культурная автономия», предложенная Дубновым, зажжет потом дюжинных покорителей Биробиджана, а народным движением, так и не станет. А вот коммунистический мессианизм – станет, доставив, между прочим, своим последователям великолепно упорядоченную историю, катящуюся из мрака к светлому будущему.

Предлагать народу, прожившему тысячелетия в ожидании Избавления, культурную автономию – жидковато. Дубнов этого не понимал. Мировая революция и возвращение в Сион – мифы иного масштаба.

***

Как бы ни рознились художественное, историческое и научное познания мира, они сходятся в одном: в изъятии события, факта из контекста, в котором они произошли. Изымая обычную смерть обычнейшего Ивана Ильича из контекста его тривиального бытия, Толстой поднимает ее в пространство трагического. Шекспир в «Гамлете» превращает банальную придворную интригу со смертями в драму вселенского масштаба. Физика стала наукой, научившись говорить языком математики, извлекая экспериментальные наблюдения из обступающего их контекста и возвышая их до теории. Историк, упорядочивая доступные ему факты, возгоняет их в пространство мифологическое, непременно содержащее образ будущего, рационально не расчислимый.

Мифы и теории устанавливают иерархии значимости фактов, делают их важными или оставляют на обочине сознания. Для огромной части еврейского народа заклинаемое Жаботинским возвращение в Сион, осталось на периферии душевной жизни. Всерьез к сионизму не относился и Дубнов. Да разве он один?

***

Дубнов назвал свой фундаментальный труд замечательно парадоксально «Всемирная история евреев», но пропустил главное – еврейская история всемирна, потому что священна. Лорд Бальфур, современник Дубнова и Жаботинского, писал, что знает генеалогию Царей Израилевых лучше, чем родословные Плантагенетов и Тюдоров. А все, потому что Книга Царств – священна.

Вне категории священного нет, разумеется, и священного ужаса; не страха болезней, неблагополучия и смерти, а страха бессмысленности бытия. Без опыта священного ужаса, осмысленная еврейская история невозможна. Поверить в то, что многотысячелетняя летопись должна разрешиться сытым, культурным урчанием у горшков с мясом (израильских ли, американских ли) – невозможно. Это и был бы конец истории.

Мифы стареют медленнее, чем люди, но стареют. Когда связь народа с мифом пресекается, народ вымирает. Зловещая иллюстрация этого положения предъявлена нам в Европе; карикатура на реставрацию мифа – в России. Еврейская история возможна пока и поскольку священна, пока и поскольку пейсатые дети учат в ешивах Талмуд. С этим многие будут спорить, но никто не станет спорить с тем, что еврейская история невозможна без евреев. Спорить не станут, но то, что мир окончательно решил, что опроставшись от евреев, заживет лучше и веселее, всем существом понял Жаботинский одним из первых и немногих.

***

Отношение к наследию Дубнова и Жаботинского очень разное. Дубнову отдают должное, как отдают должное респектабельному, почтенному, дряхлеющему дядюшке. Можно его и послушать, но реагировать не обязательно. С Жаботинским все по-другому. Либо его портрет вешают на стену, либо сладострастно топчут ногами. Такова судьба тех, кто набрался мужества увидеть мир, таким, как он есть. Не из любви к парадоксам скажу, что увидеть его таковым, без очков мифа – невозможно.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:5
Всего посещений: 2911




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2016/Zametki/Nomer5_6/Bormashenko1.php - to PDF file

Комментарии:

Ontario14
- at 2016-06-03 18:00:57 EDT
Бормашенко - Носоновскому
Ариэль, Израиль - at 2016-06-02 20:34:36 EDT
Проект Просвещения потерпел поражение в самом неожиданном пункте: Просвещение - неинтересно. А с этим ничего не поделаешь.

*********
Ну можно "заинтересовать материально". Цели Просвещения, породившиея одними энтузиастами и родившие других, не менялись с 15-го века и они достигнуты. Отомстили всем и вся сверх плана. Если не ставить новых целей - то остается только "заинтересовать материально".

M Nosonovsky
USA - at 2016-06-03 08:30:57 EDT
Да, есть даже выражание Brodskyan Boredom, "бродскианская скука", поскольку именно Бродский предупреждал о том, что скука будет одной из главных бед ХХI века в известной лекции перед выпускниуками Дартмут-колледжа (http://lib.ru/BRODSKIJ/skuka.txt), начинающейся словами: "A substantial part of what lies ahead of you is going to be claimed by boredom".
Хан-Декан
- at 2016-06-02 21:45:26 EDT
так как называется тот богемный район в Тель-Авиве? (Агнона-Арнона??), где есть в полуподвале магазин Севивонов, недалече от Азриэли, там еще какой-то небоскрёб кажущийся наклонным, и обстановка меж домами похожа на Европейскую, всё в ресторанах....вроде там ТельАвивская ирия недалеко и много бывших выходцев из Германии в тех домах
Бормашенко - Носоновскому
Ариэль, Израиль - at 2016-06-02 20:34:36 EDT
Михаил, то что Вы пишете необычайно важно. Молодежи "История" Дубнова не интересна. Допустим. Но физика им тоже не интересна. Я не могу набрать студентов-докторантов и пост-докторантов. Пытался набирать: мышей не ловят совершенно. Я сначала отнес это наблюдение на счет старческого брюзжания. Потом огляделся: везде то же самое. Мои коллеги из МГУ и ХГУ тоже не могут набрать аспирантов. Теперь оглянемся по сторонам. Талмуд в ешивах дети учат с огромным увлечением, глаза блестят, сидят над Книгой сутками. То есть, Проект Просвещения потерпел поражение в самом неожиданном пункте: Просвещение - неинтересно. А с этим ничего не поделаешь. Я, во всяком случае, ничего придумать не могу. Мне, вот, постмодернистские штудии не интересны. Я вырос в тени Истины. А если Истины - нет, на чем легко сходятся постмодернисты, так мне и все остальное неинтересно.
M Nosonovsky
Milwaukee, WI, USA - at 2016-06-02 18:34:41 EDT
Добавлю еще (тема-то насущная). Очень хорошо и точно Э.Б. сказал: "Физика стала наукой, научившись говорить языком математики, извлекая экспериментальные наблюдения из обступающего их контекста и возвышая их до теории. Историк, упорядочивая доступные ему факты, возгоняет их в пространство мифологическое, непременно содержащее образ будущего, рационально не расчислимый."

Но какий же миф мы видим в учебниках Дубнова? В какой контекст он ставит разрозненные факты, которые выискивает, события из истории средневековых общин? Да "миф" этот состоит в том, что евреи -- это народ, такой же как поляки или венгры, французы и греки. Дубнов писал свою историю, как историю НАРОДА, а не секты или маргинальной группы. Преподавать историю в школе нужно для того, чтобы у народа было самосознание. К сожалению, эта тактика потерпела поражание. В наше время в Америке ни в одной еврейской школе еврейскую историю не изучают. Учебники Дубнова пылятся на полках, никто их не читает, как и другие учебники еврейскиой истории. А в тех заведениях, где изучают, сегодня делают это не в контексте развития национального самосознания, а в рамках обучения терпимости, в контексте разговора о маргиналах средневекового общества.

Сайт "Заметок по еврейской истории" -- одно из немногих мест, где историю воспринимают как одну из сторон национального самосознания. Но, к сожалению, молодым людям это не интересно, 20-30-летних здесь почти нет (мое поколение сорокалетних - последние, кто интересуется). А те молодые, кто изучает "иудаику" в наше время, принадлежат в основном к левым субкультурам. Условно говоря, хиппи и анархисты, а не сионисты. Говорю это как человек, периодически бывающий и преподающий на молодежных школах по иудаике в бывшем СССР. Еврейская история для них примерно на той же полочке, где история ЛГБТ и бродячих циркачей. А изучение Талмуда проходит по разделу филологических игр в бисер с изящными постмодернистскими текстами, а не по разделу национального самосознания и национального мифа. Вот это, случившееся с наследием Дубнова, действительно обидно, гораздо более, чем политический неуспех территориализма в ХХ веке.

Benny
Toronto, Canada - at 2016-06-02 17:47:38 EDT
1) Идеи этой статьи очень похожи на идеи "Заката Европы" Освальда Шпенглера, с его "культурой" и "цивилизацией" как разные этапы жизненного цикла любой цивилизации:
в период "культуры" (восхождение, развитие) в обществе массово распространены пассионарные Высшие Цели и Ценности (главное, это героические мифы), а в период "цивилизации" (нисхождение, гибель) - стремление к благополучию и удовольствиям (главное, это деньги и власть).

Но мне черезвычайно интересно другое: "героические мифы и пассионарные Высшие Цели" и "стремление к благополучию и удовольствиям" по сути являются двумя сторонами одной монеты: "стремления к счастью".
Получается, что "пейсатые дети учат в ешивах Талмуд" и "сытое урчание (евреев) у горшков с мясом" как-то логически связанны - и в долгосрочной перспективе эта зависимость не обратная, а очень даже прямая.


2) Бормашенко - Грайфер
Элла позвольте поделиться цитатой: "Глупо слышать от людей: "умирать", "убивать" Они понятия не имеют, что говорят. Хорошо, если один из тысячи имеет понятие о смерти" ...
-------------
По-моему, одной из причин широкого распространения Post-Traumatic Stress Disorder у современных солдат это огромный разрыв между современным гуманитарным мировоззрением и практикой любой регулярной армии, которая очень быстро и очень эффективно учит практически любого маминого сынка "убивать и умирать".
Мне очевидно, что кто хочет не только мечтать о гуманизме, но и реально увеличить его в нашем мире, тот обязан стремиться сократить этот разрыв между мировоззрением и необходимостью реальной жизни.

Элла Бормашенко - довесок.
- at 2016-06-02 08:18:38 EDT
"Гренаду" знают все, но не все помнят другой стих Светлова, который можно бы назвать "Антигренадой" и который мне в данном случае близок. Вот он:

Итальянец

Черный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца,-
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый...

Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?

Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!

Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.

Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю - Россию, Расею -
Разве ты распахал и засеял?

Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного...

Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю - и нет справедливости
Справедливее пули моей!

Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах...

Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2016-06-02 07:49:48 EDT
Мне нравится постановка вопроса и подход к теме.
Мне кажется, что следует рассматривать личности Дубнова и Жаботинского как взаимно дополняющие и перспективе работающие на одну цель – сохранение еврейства – Израиля.
Спасибо.
М.Ф.

Элла Бормашенко
- at 2016-06-02 07:49:42 EDT
Насчет моих воинских талантов вы, конечно, правы, хотя отзыв и не к той публикации. Моя военная специальность - движущаяся мишень, но в армии и медведя танцевать выучат. Не в том вопрос, умею ли я в мои-то годы и с моей биографией, а в том, готова ли я при необходимости обучиться и без угрызений совести применить такое умение. Ответ: Всегда готова!
Бормашенко - Грайфер
Ариэль, Изаиль - at 2016-06-02 07:23:08 EDT
Элла позвольте поделиться цитатой: "Глупо слышать от людей: "умирать", "убивать" Они понятия не имеют, что говорят. Хорошо, если один из тысячи имеет понятие о смерти" (Сол Беллоу, "Подарок от Гумбольдта", перевод Г. П. Злобина). Мне думается, что Вы не то, что ножом человека пырнуть не можете, но и кулаком по сопливому носу съездить.
Хан-Декан
- at 2016-06-01 23:23:59 EDT
страна класснеет.
Хан-Декан
- at 2016-06-01 23:21:14 EDT
Cэм Израиль - at 2016-06-01 18:34:34 EDT

Сионизм же сегодня – абсолютно другой разговор. В Израиле уже растёт 3-е поколение тех, для которых Израиль просто своё государство. Как Финляндия для финнов, Дания для датчан или Норвегия для норвежцев.
========================

Вернулся недавно из Израиля... где я только не был...
В этот раз я путешествовал абсолютно отвязно и самобезорганизованно (перемещаясь "как получится", непрерывно изменяя место дислокации дабы посетить большое число знакомых и родственников). Как в Израиле есть много климатических зон - так подобный спектр контактов из совершенно разных секторов.
от тех кто прыгает через через огонь в ночи на Лаг ба Омер на холмах Иерусалима (и покатался в ночи туда дорогой непрямой на такси с двоюродной шпаной, надыбанной на Дерех Хеврон - чтоб не брать аж от Таханы), поночевав несколько ночей на холмах Иерусалима в отдельно-стоящем контейнере с частично земельным полом и со спреем от москито, и в роскошном доме в комнате с кондиционером,
побыл у студентов Бецалель пожив у них у рынка Бен-Ехуда, заночевавши и в Хайфе с видом на залив и накупавшись в море где Лев Мадорский поигрывает в шахматы, переведя дух на пляжах белокаменного и хорошеющего русско-французского южного-центрального крупного города, где как грибы растут светлые высотки и наконец-то появится больничка, вспомнив Марка Фукса, пошарился у Таханы в Тель-Авиве, погуляв от Яффо к набережной и хапнув "котедж" в Тив-Таме недалеко напротив от "Гешера", пошарившись по Азриели и рядом там, отобедав там где-то недалеко в районе богемных кафешек что зовётся (не то Агнона, не то Арнона или как-то похоже и там есть такой типа наклонный небоскрёб - а вокруг всё богемно и по-европейски) побывав в разных дислокациях на Мёртвом море, ехавши откуда чуть не застряв в Араде, вспомнив уважаемую Эллу в ожидании там автобуса в небольшом уютном автовокзале на чёрных сидениях, погуляв в Старом городе в Иерусалиме, у Джоинта и Еврейского Университета, у Таханы и Биньяней-Ума.

Так вот... возвращаясь к теме, когда я зашёл в рейсовый Тель-Авивский автобус с большим чемоданом и поставив его на сидение рядом - вызвал бурю возмущения "заоборигенившихся мещан". Вот накинулись на туриста/ новенького остервенелые обыватели... А не помещался чумодан на возвышенное местечко чуть поодаль за водителем. Хотя и был надежнейше и непрерывно подстрахован рукой вашего корреспондента...
Или вот на этот раз уже вызванное по телефону еврейское такси...норовящее "интегрировать" в "тариф" число чумоданов.
Вот они, просто государственные...условные "квази-датчане-швэды".
Но конечно в остальных случаях встретил много теплоты и участия.

Да... а Дубнова и Жабитинского сравнивать можно. Как Чернышевского и Ленина, как Иосифа и Мойсея, Давида и вилленского Гаона, аллегорично: "попа и замполита", как Маймонида и Бегина.
Мне думается, Дубнов знал свою натуру и ставил себе описательно-повествовательные задачи, а Жаботинский- рецепты/фундамент к действию/ формируя движение.

Cэм
Израиль - at 2016-06-01 18:34:34 EDT
Я не из тех, "кто вешает портрет Жаботинского на стену", но и не из тех, кто "топчет его ногами". И я могу ошибаться, но мне кажется, что противостояние: Жаботинский – Дубов несколько искусственно. Жаботинский был сионист, Дубов, как и большинство евреев тогда, сионистом не был. Между прочим, совсем не все евреи ушли с Моше из египетского рабства, меньшинство вернулось в Иерусалим из вавилонского плена, меньшинство ехало в Израиль из Вены (уже во времена победившего сионизма). Об этом, собственно, написал и уважаемый автор. Написал, но пошёл в другую сторону.
И ИМХО он не прав написав, что нельзя "рационально истолковать" тайну еврейской истории. Сионизм – её неотъемлемая часть, но при этом абсолютно рационален по своей сути, оно было – национально-освободительным движением. Национально-освободительное движение европейских евреев. Отличавшееся от других возникших в то время национально-освободительных движений в Европе того времени тем, что у евреев, в отличии от других, не было не только своего государства, но и своей территории.
Сионизм же сегодня – абсолютно другой разговор. В Израиле уже растёт 3-е поколение тех, для которых Израиль просто своё государство. Как Финляндия для финнов, Дания для датчан или Норвегия для норвежцев.

Ontario14
- at 2016-06-01 17:15:44 EDT
"Когда связь народа с мифом пресекается, народ вымирает."
******
Когда связь человека с мифом пресекается, он предлагает культурную автономию.
Сто лет назад, в своей центральной историософской статье "О развитии идей в Израиле", рав Кук определил историю, как выражение соотношения между божественной и национальной идеями, присутствующими в каждом человеке и каждом народе. Гармония - в идеале,
а пока, то, что мы наблюдаем (история) - это выражение различных изменений дисбаланса - в сторону гармонии и наоборот.

Ontario14
- at 2016-06-01 16:29:35 EDT
Б.Тененбаум
- at 2016-06-01 12:56:34 EDT
Само сопоставление двух имен показалось неправомерным. Жаботинский - политический деятель (и может быть, даже и пророк) времен строительства Третьего Храма. Один из отцов-основателей современного Израиля, наряду с Х.Вейцманом и Бен-Гурионом.
А Дубнов - ученый, погруженный в изучение бесконечно долгого пути, пройденного народом.
Мне кажется, это в принципе разные вещи.

********
Tак Эдуард и пишет, что "история не только и не столько наука о прошлом, но непременно также предположение о будущем, чаемом, мифологическом будущем".
Оба политических мыслителя сопоставимы и это правомерн, т.к. это сопоставление по одному конкретному параметру - "предположению о будущем".

Б.Тененбаум
- at 2016-06-01 12:56:34 EDT
Само сопоставление двух имен показалось неправомерным. Жаботинский - политический деятель (и может быть, даже и пророк) времен строительства Третьего Храма. Один из отцов-основателей современного Израиля, наряду с Х.Вейцманом и Бен-Гурионом.
А Дубнов - ученый, погруженный в изучение бесконечно долгого пути, пройденного народом.
Мне кажется, это в принципе разные вещи.

Элла
- at 2016-06-01 08:00:02 EDT
Без мифа невозможно, это не вопрос. Вопрос - каким должен быть миф, каково соотношение его с действительностью, чтобы он сработал. Я в этом вопросе не вижу особой тайны, но материал для серьезного исследования безусловно есть.
Борис Дынин
- at 2016-06-01 06:07:52 EDT
Эдуард! Прочитал с удовольствием и согласием. Эссе короткое, скорее тезисное. И обвешивать свое впечатление рассуждениями не хочется. Вот только, позволю себе сделать замечание по поводу отклика Игоря - at 2016-06-01 05:30:48 (для пояснения своего согласия Эдуардом).

Игорь процитировал Эдуарда, опустив предваряющие очень важное указание: «еврейская история всемирна, потому что священна». И наоборот, ее священность проявляется во всемирности. Границы «всемирности» можно обсуждать, - например, насколько входит сюда история Японии (хотя и тут ее можно найти через влияние на нее Запада, а без евреев Запада не было). При всех условиях, история евреев «достаточно всемирна», чтобы тезис автора звучал основательно. И тогда обнаруживается более ясно и смысл второй цитаты: «"Поверить в то, что многотысячелетняя летопись должна разрешиться сытым, культурным урчанием у горшков с мясом (израильских ли, американских ли) – невозможно. Это и был бы конец истории».
Это был бы конец истории, ибо конец еврейской истории означал бы, что во всемирной истории завершились проблемы, которые «вольно или невольно» придавали еврейской истории всемирное значение. Сегодня же кажется, что именно горшки и могут стать концом после того, как часть человечества прихлопнет другую, но учебники по производству пищи останутся. При этом культурное урчание у горшков с мясом (независимо от того, видим мы себя сегодняшних выше этого, или нет) без священного измерения означало бы именно исчезновение (решение или ликвидацию – силой?) проблем, которые обращают наше существование в историю, над-природность (священное измерение) которой так очевидно проявилась в истории евреев!

Игорь Ю.
- at 2016-06-01 05:30:48 EDT
"Поверить в то, что многотысячелетняя летопись должна разрешиться сытым, культурным урчанием у горшков с мясом (израильских ли, американских ли) – невозможно. Это и был бы конец истории."...

"..Еврейская история возможна пока и поскольку священна, пока и поскольку пейсатые дети учат в ешивах Талмуд"..
***
Эдуард, Вам не кажется, что Ваши два тезиса несколько противоречат друг другу?
Если не разрешиться сытым урчанием, значит будет новая трагедия - цикличность еврейской истории тоже как бы доказанный фактами процесс. А если новые трагедии, то останутся ли пейсатые дети и учителя? Тем более, если мир решил или решит пойти на окончательное "решение". Или "сытое урчание" само по себе приближает то время, когда само существование "пейсатых детей" станет невозможным?
Что-то у меня не складывается.
Хотя само эссе мне очень "в масть". Спасибо, действительно показались близкими Ваши рассуждения о главном в ходе истории

M Nosonovsky
Milwaukee, USA - at 2016-06-01 03:40:36 EDT
Дубнов видел в истории некую новую религию. Точнее, он считал, что на основе исторического просвещения можно построить еврейское самосознание. Жаботинский, в определенном смысле, тоже искал основы, на которых можно построить новое национальное самосознание. Но поклoнялся несколько другим "идолам" (ну, вы знаете - железо, кровь, почва). Интеллигентские идолы Дубнова оказались слабее -- почти никто теперь еврейскую историю диаспоры как основу нац. самосознания не изучает. В наше время, к сожалению, еврейская история и культура проходит по разряду этакого мультикультурного изучения меньшинств и маргиналов, где-то между геями, вeганами и африкaнскими мумбо-юмбо. Из "правого" дела стала "левым".