Давид Гарбар
Давид Гарбар

Иудейские праздники


К читателям
Закончился 2002 год, в котором нам с Вами довелось встречаться много раз. Чаще всего это были встречи, посвященные "Библейским Героям". Я надеюсь, что эти встречи еще продолжатся. А пока позвольте предложить Вашему вниманию новый цикл стихов. Часть из них уже публиковалась. Но вместе они публикуются впервые.

Я никогда не ставил перед собой задачи написания такого цикла. Все происходило само собой: по мере углубления в историю моего народа, по мере ознакомления с его традициями, по мере осознания нашей связи через пространство и время... Так и собрались эти стихотворения, посвященные ряду его (наших) религиозно-исторических праздников. Не всех, а только тех, что каким-то образом затронули мое воображение, мою душу.
Время написания каждого из них указано.

Как и у любого древнего народа, в основе еврейских праздников лежат еще более древние - пастушеские, земледельческие. Но каждый народ "переделывает" их, приспосабливая к событиям своей истории. Вот и евреи тоже. Однако слово ученым: "Израильтяне переделали на собственный лад три главных ежегодных календарных праздника ханаанеев: Опресноков, или незаквашенного хлеба (Массот), - когда с весной подходят к концу зимние дожди, "как появится серп на жатве"; Седмиц, или Пятидесятницу, - ранним летом, "с первыми плодами трудов твоих"; и Урожая - осенью, "когда уберешь с поля работу твою"... Впрочем, народ Израиля...ввел характерные собственные новации, недвусмысленно связав каждый из этих циклически повторяющихся поводов с последовательными историческими событиями, посредством которых Яхве принес им спасение. В результате праздник Урожая...был переименован в праздник "Шатров", или Кущей, или Скиний (Суккот), и превратился в ...напоминание о том, как израильтяне обитали во временных жилищах при переходе с Моисеем через пустыню. Праздник Седмиц, или Пятидесятницы, бесхитростно подвергли аналогичному переосмыслению с тем, чтобы он свидетельствовал о Завете, который, как верили, был дарован в то же время года.
Праздник Опресноков также был слит и объединен с другим, непосредственно предшествующим ему в календаре празднеством - Пасхой (Песах). Пасха, возможно является единственным из главных праздников израильского религиозного года, который восходит к доханаанейским временам. Первоначально он был пастушеским обрядом - весной кочевники приносили в жертву молодое животное ради плодовитости стада. Однако вместо этого еврейские письменные источники и на сей раз отнесли праздник к одному из спасительных событий, а именно к самому важному из них - Исходу... Первоначально Пасха не являлась поводом для паломничества, хотя впоследствии стала им. Ее праздновали дома, и там, и в общественных местах пели ряд псалмов, называемых Халлель. Удивительное сочетание национального и семейного праздника, Пасха, как и три праздника, перенятых у ханаанеев, побуждали и побуждают каждое новое поколение вновь задумываться о рабстве своего народа, об освобождении и божественном избрании" (Майкл Грант "История древнего Израиля", Москва, "Терра - Книжный клуб", 1998. стр. 73-74).
К цитированному могу добавить, что в предлагаемый Вашему вниманию цикл входят стихотворения, посвященные и другим праздникам. Некоторые из них сопровождаются послесловиями и примечаниями. Но главное, - они отражают мое восприятие этих Праздников - Праздников Истории и Духа Еврейского Народа.

Исход
(Песах
)
Который день в песках Синая
Влачится иудеев караван.
Египет позади. Но где же Ханаан?
Где обетованная нам страна родная?

Египет позади. Враги в пучине моря.
Но что нам до того, что больше нет врагов.
Без пищи и воды. Уж лучше гнет оков,
Чем эта жизнь. О, горе нам! О, горе!

Где, где же та земля, - скажи нам, Моисей? -
Что истекает молоком и медом?
Мы за тобою словно овцы бродом...
Но помни. - мы народ "жестоковыйный сей"...

А он молчит. Он вывел сей народ.
Он обещал свободу, а не рай.
Они же только: дай нам, дай!
Быть может я ошибся - это сброд!?

Я сам старик. Мне восемьдесят лет.
Я мог бы жизнь дожить под кровлей Рагуила.
Но Бог велел. Откуда взялась сила?
Так что сказать мне им в ответ?

Скажи же, Господи, что мне ответить им!?
Как мне поднять еще и эту ношу?
Я изнемог. И, кажется, что брошу
Борьбу. Коль я не нужен им.

Ты нужен им. Ты их не смеешь гнать!
Что эти люди без тебя.
Я сохраняю их, тебя любя.
Им предстоит еще Народом стать.

Ты, Моисей, мной послан для того,
Чтоб выковать из сей толпы Народ.
И пусть сегодня это жалкий сброд,
Но нет дороже сброда мне сего.

И Моисей встает. И вновь - который год:
Ковчег, за ним толпа - лишь чуть забрезжит день.
И заревом в ночи, а ясным днем, - как тень,
Их в Ханаан сам Бог ведет...

P. S.Мы все еще в пути: отвеку и довеку
Влачится наш по миру караван...
Египет позади. Но где же Ханаан?
И как рабу стать вольным человеком?
Дуйсбург, St. Johannes Stift, 8. 09-12. 10. 2002г. Не публиковалось.


Синай
Я стою у Синайской горы, у подножья которой
Монастырь Катарины и странный малиновый куст.
Здесь мой предок когда-то получил от Всевышнего Тору.
Здесь он слышал Завет из высоких Божественных Уст.

Здесь толпа иудеев прихода ждала Моисея,
Здесь Аарон сотворил по приказу народа "тельца",
Здесь пророк Моисей, от безмерного гнева немея,
Две Скрижали разбил - Те, что принял от Бога-Отца.

Здесь Ковчег сотворил Веселеил, что из рода Иуды,
Здесь евреев толпа превратилась в единый Народ.
Это место никто на земле никогда не забудет.
Потому что отсюда ввека наша Вера по миру идет.
Дуйсбург, 6.09.2002г. Не публиковалось.


Шавуот
(Дарование Торы)
Который день народ толпится у подножья:
Он виноват, он оскорбил Отца!
Он предал Бога - сотворил тельца!
Святое Имя осквернил постыдной ложью.

Разбив скрижали, вне себя от гнева,
Творцу взмолился Моисей:
Прости народ жестоковыйный сей!
Не дай им кануть в огненное зево!

И вновь ушел наверх, не молвив ничего.
В огне и дыме горная вершина.
Где? Что с ним? Жив ли он? И в чем причина,
Что вот уж сорок дней как нет его?..

Народ в смятеньи, в страхе: Аарон!
Где Моисей? Что с ним? Что ждет нас всех?
Простит ли Бог наш страшный грех?
Где Моисей? К нам возвратится ль он?

Но что за крики у подножья!?
По склону со скрижалями в руках 
Сам Моисей! Прочь, прочь постыдный страх!
Сам Моисей. А с ним Тора и Слава Божья!

В огне и всполохах Синайская гора.
Там Бог! Но с нами Моисей с пылающим лицом.
Он замолил наш грех перед Творцом.
Он снова с нами! С ним Ковчег! И в нем Тора!

Дуйсбург, St. Johannes Stift,20-21.09.2002г. Не публиковалось.


Благословение (Кидуш) на Рош-Гашана*

Подарено фрау Eugenii (Гене )Brecher-- одной из основательниц Дюссельдорфской общины (гемайнды), - женщине, прошедшей все ужасы нацистских концлагерей и сохранившей доброту и любовь к людям.



В память о вечере на Рош-Гашана
5758 / 5759 ( 20. 09. 1998 г. )
в Дюссельдорфе

Благословен..., творящий плод лозы, 
Благословен Творец Вселенной,
Благословен за то, что нощно нас и денно
Оберегаешь от грозы.

Благословен...,избравший наш народ,
Дарующий нам Хлеб, Вино и Воду,
Нам давший Мир,Спасенье и Свободу,
Нас охраняющий из года в год.

Благословен..., нам давший есть и пить,
Нас сохранивший в дни лихие, 
Нас защитивший от стихии,
И давший нам до этих дней дожить.

Благословен..., глядящий на людей
И снисходящий к их порокам,
Дарующий им праведных пророков,
Несущих свет твоих идей.

Благословен Ты трижды в Этот День
И много раз в теченье года!
Благословен во всякую погоду, -
Дарующий нам Солнце, Небо, Тень!
Дуйсбург. 1998.

*Новогодний Кидуш :
1. "Благословен..., творящий плод виноградной лозы";
2. "Благословен..., избравший нас из всех народов...";
3. "Благословен..., давший нам жизнь и позволивший дожить до этого дня...".



Йом - Кипур
(Судный День)

Согласно еврейской традиции в Судный День (Йом-Кипур) Бог запечатывает "Книгу жизни" - Книгу судеб людских на предстоящий год.

Он на престоле. Перед Ним скрижали.
Он целый год трудился и сейчас
Все радости людские и печали
Закроет в Книге - близок Судный час.

Но перед тем, как возложить печать,
Он Книгу пересматривает вновь:
Нелишне текст еще раз прочитать - 
Ведь в каждой букве судьбы, жизни, кровь...

Вот старец - умудрен годами и судьбой.
Он грешен. Но ведь грех не так велик...
Живи, старик. Мы встретимся с тобой... 
Но не сегодня. И смягчился грозный лик.

Вот юноша - умом и сердцем чист,
Он принял и ему нести Завет.
Ему Сам Бог заполнит Жизни Лист.
Пусть будет путь его длиной во много лет...

Вот женщина - вся в детях. И Судьба
Ее не может стороною обойти:
Вся жизнь ее  - лишенья и борьба...
Но должно ей суму свою нести.

Вот девочка. Невинность и мечты...
Ей много уготовано судьбой:
Любовь и ласки, и  цветы...
Но и шипы возьмет она с собой...

И так за другом друг - поспешной чередой
Они проходят по страницам...
Читает судьбы: радостью, бедой
Скользят глаза по лицам, лицам, лицам...

Вот, вот и вот - миллионы разных лиц...
Но Он устал,- Он раздражен и хмур.
Все, хватит! Слуги! Слуги ниц.
Печать! Свершилось! Йом-Кипур!  
Дуйсбург. 1-2.09.2002г.


Суккот (Сукот)
				Который год в песках Синая
				Влачится иудеев караван...
				Египет позади. Но где же Ханаан!
				Где обетованная нам Земля родная?

Когда мой предок - древний иудей
Влачился по пескам Синая,
По вечерам от стужи изнывая, 
Он суку строил каждый день.

Нехитрое жилье - все стены из жердей
И крыша из ветвей и листьев.
Но звезды, что над ним повисли,
Держись,- шептали,- иудей!

Нет дома у тебя. И Ханаан далек...
Но ты свободен! И дорога....
Ковчег Завета! Слава Бога!
В пустыне ты не одинок...

Так говорили звезды. А в песках
Стояла сука. В ней жена и дети...
Он понимал: нет ничего на свете
Важней, чем слышит он чрез схах.

Сквозь толщу лет ведет нас Бог,
Сквозь горы, море и пустыни...
Наш дом - сука. Но не согнулись спины.
В руке лулав, в руке этрог!

P. S.     В руке лулав, в руке этрог!
Мы все еще в пути. Наш путь в песках
Наш дом - сука. И крыша наша - схах.
Мы все еще в пути. Но с нами Бог!
Дуйсбург. 4.09.2002г.

Сука - временный шалаш, достаточный, чтобы там могла жить и питаться одна семья. Символизирует шалаши, в которых евреи жили в течение 40 лет скитаний по пустыне (Ваикра, 23:42-43)
Стенки суки обычно делают из дерева или парусины и сверху накрываются схах - то есть тем, что росло на земле и теперь отделено от нее. Обычно используются срезанные ветви бамбука и т.п. Схах лишь прикрывает крышу, чтобы люди внутри могли видеть небо и звезды.
Сукот (Суккот) - также и аграрный праздник (Ваикра, 23:39), отмечающий сбор урожая в Израиле В этот день читаются специальные молитвы, во время которых нужно держать в руке четыре специальных растения (Ваикра 23:40): лулав (пальмовая ветвь), связанная с двумя ветками ивы и тремя мирта; и этрог - цитрус, похожий на продолговатый лимон (этрог должен быть чистым и стебелек на его конце не должен быть сломан). Р. Йосеф Телушкин, "Еврейский мир"


Ханука
Который день не гаснет в Храме свет.
И масло не кончается в лампаде.
Очищен Храм. И нет свиней* в ограде.
Мы победили! Выполнен обет!

Горит "шамаш"** в святой "ханукие".
Кто помнит нынче Антиоха Эпифана?
Но нет! Горит свеча - не заживает рана - 
Боль по погибшим на Святой Земле!

"Нес гадол Гайя Шам!"***
Слова на "дрейдл" летят, мелькают...
Что ждет нас впереди! Кто скажет? И кто знает!?
Но помним мы: "Свершилось чудо там!"
Дуйсбург. 11-12.11.2002г.


* Согласно преданию, чтобы унизить евреев, сирийский царь Антиох Эпифан приказал в Храме приносить в жертву свиней. После победы Хасмонеев Храм подвергся ритуальному очищению. "Но нашелся только один кувшин чистого оливкового масла, которого хватало лишь на один день. Евреи огорчились, поскольку по еврейской традиции для приготовления ритуального масла требовалось восемь дней. Но случилось чудо: столь малая порция масла горела все восемь дней"(р. Йосеф Телушкин, "Еврейский мир", Москва, 1995 - Иерусалим, 5755, с. 485).
** В ритуальном подсвечнике, который зажигают на Хануку - "ханукие", девять рожков: восемь - по числу дней ханукальных праздников и девятый - так называемый "шамаш" - "служка". "Фитиль "шамаш" зажигается первым и используется для зажигания всех остальных" (р. Й. Телушкин, стр.485).
*** "Чудо великое свершилось там (в Эрец-Исраэль)" - слова, начальные буквы которых: Нун, Гимель, Гэй, Шин - наносятся на четырехсторонние волчки - "дрейдл", которыми играют дети во время ханукальных праздников.


И, наконец, я позволю себе завершить этот цикл стихотворением, которое написал когда-то давным-давно, после своего первого посещения Израиля, еще не помышляя ни о каком цикле.. Просто это был ответ на свое тогдашнее мироощущение. И "ответ" на прочитанное мной тогда стихотворение замечательного поэта С.Липкина "Странники". Я думал, что это "ответ", а оказалось, что это стихотворение, посвященное "Исходу". И начало...Начало нового цикла...

Счастье нам, - не будет больше странствий !

"Горе нам, не будет больше странствий" ( С. Липкин " Странники " )


Мы вырвались из плена! Мы свободны !
О, счастье нам,- не будет больше странствий!
Два поколенья в замкнутом пространстве!
Мы больше не рабы! Мы не безродны!

Мы в пустыне сорок лет блуждали,
Мы Закон от Бога получили
И Завета Свиток, и Скрижали.
В странствиях мы рабство позабыли.

Землю мы из праха подымали.
Мы дома из пепла возродили.
У врагов Страну отвоевали.
От порабощенья защитили.

Где болота были и пустыни,
Там сады цветут и скот тучнеет.
Так от века не было,- а ныне
Над страною Щит Давида реет!

И пускай не будет больше странствий!
Горя пусть не будет у Народа!
Есть Израиль, есть Счастье и Пространство!
Есть Земля, Закон, и есть Свобода!
Санкт - Петербург. 1994.

У нашего народа много праздников. Но хотелось бы, чтобы их было еще больше. Хотелось бы.



   



    
___Реклама___