Петр РОЗЕНБЕРГ
Эрланген


Время чудес,
или возрождение еврейской жизни на баварской земле



    Эрланген - город в Германии с населением 110 тысяч жителей. Это крупный центр науки, техники, медицины и культуры. Гордость города - старинный университет, где обучается более 20 тысяч студентов из разных стран мира; концерн "Сименс", родившийся здесь 150 лет тому назад и выросший до всемирно известного гиганта; крупный медицинский центр с ком-плексом современных клиник.
    Еврейская история Эрлангена более скромная. Первая городская еврейская община была создана в 1873 году. В ней числилось 63 человека. К 1890 году их было уже 257 человек. Община играла немалую роль в деловой, научной, общественной и культурной жизни города. Отношения евреев с немецким населением были уважительными и дружескими. Показательно, что первый памятник еврею в Германии был установлен именно в Эрлангене, на ул. Университетской. Этой чести был удостоен за большие заслуги в медицине профессор Якоб Херц. В начале тридцатых годов в связи с активизацией деятельности нацистов и разгулом антисемитизма многие еврейские семьи эмигрировали в США, Палестину и другие страны. В 1933 году еврейская община состояла из 120 человек, а в начале 1937 г. - только из 48.
    Оставшиеся евреи собирались на Б-гослужение в комнате площадью 40 кв. м, которую предоставил член общины Соломон Вассерман в своем доме по Айхормштрассе, 5. В ночь на 10 ноября 1938 года все еврейское мужское население было загнано в полицейский участок и через несколько дней отправлено в Дахау. Участь своих мужей и отцов скоро разделили их жены и дети. В ту же зловещую Хрустальную ночь был разграблен и сожжен дом Вассермана, снесен памятник профессору Якобу Херцу. Еврейская жизнь в Эрлангене прекратилась.
    Казалось, она не возродится уже никогда, но после распада СССР евреи стали эмигрировать в Герма-нию. В Эрлангене первые еврейские иммигранты появились в декабре 1996 г. Сначала приехало всего 16 человек, но к середине года их стало уже более 50. Городские власти стали способствовать налаживанию общинной жизни. Нашлись энтузиасты, которые энергично взялись за сложное и незнакомое дело. Мы были как слепые котята: не знали, с чего начать, с кем и о чем говорить и, наконец, как говорить. К тому времени только я один мог кое-как объясняться на немецком.
    И тут к нам пришли два немецких еврея - Иозеф Якубович, освобожденный в апреле 1945 года английскими войсками из лагеря Берген-Бельзен, проживающий в Нюрнберге, и Роза Ваннингер, которая родилась в конце войны и работает в городской администрации Эрлангена. Они рассказали о жизни евреев в Германии, о еврейских общинах, ответили на многочисленные вопросы. Беседа получилась интересной и полезной. В дальнейшем встречи участились. С их помощью мы начали готовить документы для создания общины. В эту работу активно включились Александр Жит-ницкий, Иосиф и Зина Гитерманы, Ефим и Броня Стрельники, Эдуард Блам, Лев и Татьяна Хитерманы и др.
    Однажды Ваннингер привела раввина Натанела Вурмсера. Он рассказал о еврейских традициях, связанных с наступающим праздником Рош ха-Шана. Фрау Ваннингер заказала зал, и почти все прибывшие евреи, а их было уже более 90 человек, впервые в своей жизни присутствовали на настоящем новогоднем празднике, слушали звуки Шофара, которые призваны "разбудить спящих", чтобы они помнили о Б-ге.
    16 сентября 1997 года состоялось учредительное собрание по созданию общины. На нем при-сутствовали 79 человек. Нееврейские члены семей были приглашены в качестве гостей. Собрание приняло устав и избрало правление. Председателем стала Роза Ваннингер, за-местителем - автор настоящей статьи, а членами правления - Генрих Ваннингер, Александр Житницкий и Эдуард Блам. Сегодня в общине уже 219 человек. С первых шагов мы нуждались в серьезной моральной и материальной поддержке. Знакомясь с еврейскими общинами соседних городов - Нюрнберга, Фюрта, Вюрцбурга, мы увидели прекрасные синагоги, помещения для учебы и общения, для культурной и общественной работы и др. У нас ничего этого не было, но мы нашли понимание у администрации города во главе с обер-бургомистром Зигфридом Баллайсом. Существенную помощь начал оказывать и Совет общин Баварии. В городе ощутили первые ростки еврейской жизни. Отмечаются все еврейские праздники, организовано изучение иврита и основ иудаики, которое проводят раввин Вурмсер и Абрам Розенталь из Нюрнберга. Члены общины побывали в еврейских музеях, на мемориальных кладбищах Баварии и некоторых других земель. Информация о еврейской жизни в Эрлангене все чаще появляется в печати и на телевидении. Но самое радостное событие произошло в октябре прошлого года. Община получила в самом центре города, по Гауптштрассе 34, помещение для синагоги. Осталось переоборудовать, отремонтировать и оснастить его. Городская администрация выделила 50 тысяч марок на покупку свитка Торы. Концерн "Сименс" подарил мебель. Более 30 тысяч марок поступи-ло на наш счет от частных лиц и отдельных предприятий. Оплату аренды взял на себя Совет еврейских общин Баварии.
    И вот наступил исторический день - открытие Храма. На этот праздник собралось более 500 человек.
    Впереди процессии ехал автомобиль с мощными динамиками, из которых лилась еврейская музыка. За ним под хупой, как невесту, несли Тору. Этой чести была удостоена молодежь - Юлий Схородинский, окончивший в Израиле ешиву, и Владимир Пилипенко, студент юрфака университета. Вдоль пути следования с двух сторон с интересом, удивлением и любопытством наблюдали за нашим шествием многочисленные жители города. Процессия остановилась у здания, где 62 года тому назад был сожжен Молитвенный дом Эрлангена. Я стоял рядом с Якубовичем. Из его глаз катились слезы. Он посмотрел на меня и, вытирая слезы, тихо сказал: "Я одновременно плачу и радуюсь. У еврея глаза так устроены, что один глаз смеется, а другой - плачет. Я плачу, слушая лагерную музыку, вспоминая страшное лагерное прошлое, и радуюсь, что Всевышний дал мне возможность участвовать в открытии синагоги и возрождении еврейской жизни на немецкой земле. Разве это не чудо?"
    По ритуалу ковчег должен прикрываться вышитой специальным орнаментом бархатной занавеской. Ее вручила Розе Ваннингер украинская женщина, жена Александра Житницкого - Наталья, дочь известного в Полтавской области партизана Павла Чирны, которого фашистские каратели прилюдно повесили. Среди его "преступлений" одно из наиболее "опасных" - спасение нескольких еврейских семей и переправка их к партизанам. Наталья - художник. Она сама составила эскиз и сшила эту занавеску. Среди почетных гостей, выступивших на нашем еврейском празднике, были статс-секретарь Министерства религии Баварии Карл Фроллер, руководитель администрации Средней Франконии Карл Инхофер, член президиума Центрального совета евреев в Германии Натан Калманович, вице-президент Совета еврейских общин Баварии Иосиф Шустер, обер-бургомистр Эрлангена Зигфрид Баллайс, председатель Общества христиано-еврейского сотрудничества Готфрид Линденберг.
    Еврейский центр в Эрлангене поможет значительно активизировать религиозную, общественную и культурную жизнь евреев города. В первую же субботу после открытия синагоги 62 мужчины и 19 женщин впервые в жизни пришли на Б-гослужение. Молебен вели Абрам Розенталь и Иозеф Якубович. Говорят, что начало - это уже полдела. Нелегок путь к еврейству. Мы идем медленными, но все-таки уверенными шагами. Но самое главное - на этот раз идем в правильном направлении.
    
"Круг", Кельн

        
___Реклама___